- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,4 Кб
Зарождение бардовской песни в СССР. Причины популярности жанра
Министерство образования и науки РФ
Магнитогорский государственный университет
Филологический факультет
Кафедра культурологии и зарубежной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Зарождение бардовской песни в СССР. Причины популярности жанра
Выполнил: студент 2 курса, 208 гр.
Клочихин Олег Евгеньевич
Научный руководитель: д.ф.н.,
Профессор Савельев К.Н.
Магнитогорск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История зарождение бардовской песни в СССР. Причина её популярности
.1 Зарождение бардовской песни
.2 Этапы развития бардовской песни
Глава 2. Анализ песен Булата Окуджавы
.1 Анализ песни Булата Окуджавы «Досвидания, мальчики»
.2 Анализ песни Булата Окуджавы «Песенка об Арбате»
.3 Анализ песни Булата Окуджавы «Пиратская лирическая»
Глава 3. Критерии Бардовской песни
.1 Авторская песня как форма диалога
.2 Жанр, объединяющий единомышленников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Бардовская песня – это априори свобода и открытость. Неужели эти понятия могут потерять актуальность? И пусть сегодня кажется немного наивной жажда изменить мир, и протест против системы уже не будоражит умы, но все же, при всём видимом обилии свобод, стали ли мы свободнее?
Думается, что скорее наоборот. Стремительно технологически меняющийся мир предъявляет к нам всё более жесткие требования. Жизнь непрерывно ускоряется, отношения становятся всё более прагматичными, эмоциональность и душевность всё более ограничивается, а иногда и вообще исключается. Но перенасыщение человеческой жизни информационными и технологическими инновациями неизбежно обезличивает человека, лишает его индивидуальности. Что, в свою очередь, создаёт потребность в жанре, который даёт человеку ощущение душевной теплоты. Помогает почувствовать себя значимой частью единомышленников, обрести свободу, не навязанную извне, а глубоко личную, тем самым сохраняя индивидуальность, позволяя ярче проявить личностные качества. А не это ли по большому счёту во все времена более всего ценилось в человеке?
Ярчайшие, талантливейшие авторы и исполнители той музыки, той эпохи навсегда остались в истории как образец для подражания, как камертон для последующих поколений музыкантов. В своей работе я буду опираться на тексты Булата Окуджавы. По моему мнению, творчество этого исполнителя не устареет никогда, потому что истинные ценности, высокая душевная организация, потребность в самовыражении, высочайшая интеллигентность, которыми пронизаны все его песни, никогда не обесценятся.
Тем не менее, актуальна ли бардовская песня в 21-м веке? На этот вопрос можно ответить скорее «Нет» чем «Да». Сейчас, в эпоху высоких технологий и засилья телеэкранов модными поп-исполнителями, жанр авторской (или как её ещё называют «Бардовской») песни угасает.
Бардовская песня в современном понимании зародилась в эпоху протеста, когда люди были недовольны своей жизнью, государством и его представителями, когда всем была нужна хоть капля свободы, той свободы, что звучала в бардовских песнях. Авторская песня была альтернативной культурой наряду с роком. Подпольной. Лесной, а концерты проводили по квартирам, но это не была массовая культура (за редким исключением).
Сменилась эпоха, неизбежно внеся коррективы во все сферы нашей жизни. То, что было раньше недоступным и запретным – стало повсеместным и привычным. На место лучших из лучших, тех, кто выбивал себе место под солнцем своим мастерством, умением и талантом – пришло множество исполнителей однодневок, которые навязывали простую запоминающуюся мелодию. Слушая их «песни» не требовалось вдумываться в смысл слов, чувствовать песню душой, переживать с автором те эмоции, которые он вложил в своё произведение. Современная музыка и шоу-бизнес научились обходиться без авторства одного человека. Созданием очередной модной «песни» занимается целая команда, вкусы определяют продюсеры и спрос, притом массовый спрос.
Исходя из вышесказанного, можно сказать – Вряд ли авторская песня будет сегодня услышана, потому что товарно-денежные отношения не её среда. Но авторская песня не погибнет совсем, она, несомненно, сохранится, затаившись в сердцах её поклонников.
Почему же не покидает уверенность, что в современном мире, в котором музыке отводится место лишь фонового сопровождения, казалось бы, совершенно устаревший жанр, несмотря ни на что, сохранит своих поклонников. Возможно потому, что со времён менестрелей в людях сохранилось потребность в выражении своих эмоций, чувств, душевных переживаний, понятий о дружбе и чести. Внешние признаки цивилизации, казалось бы, кардинально отличающие нас сегодняшних от тех, кто жил всего-то несколько десятилетий назад, не затронули всё же основ эмоциональной сферы человека. Пусть и часто глубоко спрятанные, они, тем не менее, остаются неизменными. И всегда будут люди, у которых песня, исполняемая автором и повествующая о простых и вечных темах найдёт живой отклик.
Цели работы:
Проследить зарождение бардовской песни
Определить причины её популярности
Определить критерии бардовской песни.
Проанализировать возрождение интереса к бардовской песне.
Глава 1. История зарождение бардовской песни в СССР. Причина её популярности
.1 Зарождение бардовской песни
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся государством) превалирующей личностной составляющей и живым, неформальным подходом. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Очень часто (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки – отсюда и альтернативное название.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами были Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела Бардовская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.
Позднее, в 1960-х и 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Городницкий, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Вероника Долина, Леонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).
Бардовская песня была одной из важнейших форм самовыражения «шестидесятников».
1.2 Этапы развития бардовской песни
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.
Первый этап – романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной областью реализации романтической тематики была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» – пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе бардовская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» – в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т.п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, всего лишь элементом студенческого (интеллигентского) быта.
Второй этап – сатирический, песни протеста. Начался уже в начале 60-х с грустных, сатирических песен А. Галича, («Красный треугольник», «Спрашивайте, мальчики», «Старательский вальсок» и др.) который обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.
С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.
Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные границы (такие как его особое распевание гласных) и лексику песни, включив в неё обширную область сниженной лексики.
Третий этап – лирические песни о войне 90-х. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в бардовской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича и другие песни).
Видя силу воздействия такой авторской песни, власти преступили к гонению и преследованию бардов. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио и телестудий, их выгоняли из творческих союзов, подталкивали к эмиграции (А. Галич), всячески поносили в печати и т.п. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.
Власти попытались управлять авторской песней изнутри, взяв под контроль комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни» (изначально студенческие, а после и туристические) (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.
Повзрослевшие «барды», основатели жанра, продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим – настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков)
Четвертый этап – начало 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Росло число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их любительских и профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).
Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» – проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием. Концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслируются по телеканалу «Культура» и на радио «Эхо Москвы», также существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Нателла Болтянская.
бардовский альтернативный эстетика окуджава
Глава 2. Анализ некоторых песен
.1 Анализ песни Булата Окуджавы «До свидания, мальчики»
Булат Окуджава говорил: "…Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать…"
Одной из таких «памятных» весточек, является песня «До свидания мальчики…». Она была написана в память о его друзьях, о школьном выпуске сорок первого года. Это о них говорили, что, мол, со школьной скамьи – на фронт. На последней фотографии они сидят на садовых скамейках, смеются, гримасничают в объектив. До того красивые парни, как на подбор! Ясные глаза, широкие, светлые лица. Хотя «парни» – неподходящее слово. Хочется говорить с окуджавской интонацией: «мальчики».
Потом мальчики погибли на войне. Все. Весь выпуск…
И лишь в 1958 году, Булат Окуджава смог написать песню в их честь – «До свидания, мальчики…»
Ах война, что ж ты сделала подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад
Вы не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад
Ах война, что ж ты подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки
Мы сведем с ними счеты потом
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад.
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Песня прощание, песня грусть, песня недоумение о несправедливости происходящего.
Текст предельно прост, но именно эта простота проникает в самую душу, пронзает своей предельной искренностью.
Уменьшительно-ласкательное обращение «мальчики», «девочки» применяется к тем, кто вынужден отдать свою жизнь защищая Родину.
Отдать, не успев её прожить, почувствовать, в сущности, едва-едва выйдя из детства.
Понятие о чести и патриотизме не позволяет даже мысленно спрятаться, избежать ответственности за судьбу Родины. Признание осознанной необходимости взять на себя всю тяжесть происшедшего в стране, тесно сплетено с бесконечной грустью автора о несбывшихся судьбах друзей, их мечтах и надеждах.
2.2 Анализ песни Булата Окуджавы «Песенка об Арбате»
Ты течешь как река – странное название,
И прозрачен асфальт как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,
Ты и радость моя, и моя беда
Пешеходы твои – люди невеликие.
Каблучками стучат, по делам спешат
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия.
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
«Ах Арбат мой Арбат…» текст песни пронизан ностальгией по детству, по ощущению своей малой родины, которое жило в нём, куда бы его не забрасывала жизнь. А судьба как и ко многим его сверстникам была достаточно сурова.
Первое место жительства Булата Окуджавы – ул. Арбат, дом 43, коммунальная квартира на четвёртом этаже.
Годы нашего детства оставляют самые яркие, самые светлые переживания в нашей памяти.
Удивительно лиричный текст этой песни пронизан искренней преданностью и любовью к месту, в котором, навсегда осталась жить часть души автора.
Пройдя множество испытаний и повидав множество других городов и стран, Булат Шалвович сумел сохранить чистое, трепетное восприятие своего первого дома, улицы, навсегда оставшейся в его сердце ощущением тепла родного дома.
2.3 Анализ песни Булата Окуджавы «Пиратская лирическая»
Булат Окуджава лиричный, грустный, тонко чувствующий поэт, стихи которого заставляют сострадать, переживать вместе с автором. Таким он нам и запомнился. Но есть в его творчестве песни, пронизанные тонким юмором и слегка хулиганским оптимизмом.
Слушая это произведение, вспоминаешь, что в авторе смешались грузинская и армянская кровь. Восточный человек не только мудр, но и несёт в себе бесконечный заряд доброго юмора.
В ночь перед бурею на мачте
Горят святого Эльма свечки.
Отогревают наши души
За все минувшие года.
Когда воротимся мы в Портленд
Мы будем кротки, как овечки.
Но только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда.
Что ж, если в Портленд нет возврата,
Пускай купец дрожит от страха.
Ни Бог, ни дьявол не помогут
Ему спасти свои суда.
Когда воротимся мы в Портленд
Клянусь, я сам взбегу на плаху.
Да только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда.
Что ж, если в Портленд нет возврата,
Поделим золото, как братья.
Поскольку денежки чужие
Нам достаются без труда.
Когда воротимся мы в Портленд
Нас примет Родина в объятья.
Да только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда.
Когда воротимся мы в Портленд
Нас примет Родина в объятья.
Не дай нам, Боже, никогда.
Смешная, забавная, несерьёзная… Песня-шутка. Но даже здесь слышится глубокий смысл. Пираты клянутся, что возвратившись в родной порт, они исправятся, раскаются и с радостью понесут заслуженное наказание. Но сущность человека такова, что однажды потеряв свою душу, уже трудно, да и зачастую бессмысленно пытаться её вернуть. У автора, как у человека с восточными корнями, смешное часто бывает грустным. А в грустном всегда можно найти смешное.
Глава 3. Критерии бардовской песни.
.1 Авторская песня как форма диалога
Сама по себе «поющаяся поэзия» – древнейший вид творчества, встречающийся в культурах практически всех народов, и не случайно её представителей часто называют «бардами», сопоставляя с русскими гуслярами, древнегреческими лириками, скандинавскими скальдами и т.п., имея в виду прежде всего то, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего – гитаре). Но это только внешние, не обязательные признаки жанра. С. Никитин, например, создает свои песни преимущественно на стихи других поэтов. А. Городницкий, как правило, в публичных концертах выступает в сопровождении гитариста-аккомпаниатора и т.д., но это не меняет сути бардовской песни. Сам термин бардовская песня (авторская) был введен (по преданию – В. Высоцким) для того, чтобы с одной стороны отделить ее от песен, поставляемых профессиональной эстрадой (кто бы ни был их автором), а с другой – от сонма непритязательных «самодеятельных» песен, сочиняемых «по случаю» для «своей компании», «своего института» и мало кому интересных за пределами узкого круга.
Суть авторской песни в том, что автор выражает в ней свои жизненные позиции, своё мироощущение, передавая их без каких либо посредников, используя весь спектр средств устного общения – слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест.
Каждой такой песней автор как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное, никем не внушенное, «это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» (Б. Окуджава).
Такие песни рождаются спонтанно, случайной вспышкой, как желание разделить свои эмоции, чувства, мысли, с друзьями и соратниками. Как поёт в одной из своих песен Окуджава: «каждый пишет… как он дышит… не стараясь угодить…»
Такие песни не пишутся по заказу, они рождаются по велению сердца, порыву души.
Личность автора видится в каждом слове песни, в каждой ноте. И в этом смысле современная «поющаяся поэзия» – искусство глубоко личное, даже исповедальное. Мера доверия и открытости значительно превосходит здесь нормы, допустимые в профессиональном творчестве. Само собой разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему. Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не «исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию.
Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора», переживаемое всеми присутствующими, чувство общности, сопричастности («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – О. Митяев) является сущностным признаком авторской песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения единомышленников» (Б. Окуджава).
3.2 Жанр, объединяющий единомышленников
Родившись в тесных дружеских компаниях, она является, по сути, не концертным, а бытовым жанром и изначально рассчитана на теплоту неформального общения в кругу «своих». Такой круг может быть достаточно обширным (о чем свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей авторской песни), но при этом сохранять неформальный характер. В оптимальном варианте аудитория, превышающая «критическую массу», должна состоять как бы из множества дружеских компаний, сознающих свою духовную общность, свою принадлежность к особому социальному слою, к «своим».
В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т.п.
Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет (вспомним, что свою первую песню – «Нам в холодных теплушках не спалось…» – Б. Окуджава сочинил на фронте.
Отсюда, из этого, всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» – М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала А. П.
Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.
Заключение
Я думаю, что возникновение в нашей стране бардовской песни, как музыкального течения, было неизбежным. По причине того, что во время её зарождения, остро ощущался недостаток личностной, духовной свободы, невозможность свободного самовыражения.
Слово в нашем обществе всегда имело силу. Человеку изначально свойственно стремиться воплощать свои мысли, эмоции, философские размышления в искусстве, творчестве. Бардовская песня является ярким примером словесного, поэтического жанра, рождённого стремлением думать, задавать вопросы, искать на них ответы.
Главным критерием бардовской песни, несомненно, является личностная составляющая автора-исполнителя. Неформальность, предельная открытость, глубокая смысловая нагрузка. Абсолютное воплощение собственного мировоззрения и мироощущения в текстах.
Символично, что и сегодня все оппозиционные течения проходят под аккомпанемент бардовской песни, той, которая неизменно ассоциируется с духом свободы. Возрождающийся интерес к ней не случаен. Люди подсознательно тянутся к источнику, дающему возможность почувствовать единомышленников. Этот жанр, в какой-то мере является объединяющим фактором, дающим возможность разделить с другими свои мысли и переживания.
По моему глубокому убеждению, бардовская песня – это не просто стихи и музыка. Она являет собой яркий, образный, высоко коммуникативный вид творчества, который находит отклик, прежде всего в умах людей думающих, не являющихся бессловесной толпой, тех, кем трудно управлять. Таким образом, бардовская песня объединила в себе множество функций: обличающую, объединяющую, отражающую действительность.
Список литературы
1. Андреев Ю.А. Наша авторская: История, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю.А. Андреев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 270 с.
. Беленький Л.П. Возьмёмся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне. / Л.П. Беленький. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 447 с.
. Володихин Д.М. Музыка наших дней / Д.М. Володихин. – М.: Аванта+, 2002. – 431 с.
. Беленький Л. О бардах и менестрелях: неприрученная гитарная поэзия / Л. Беленький // библиотечное дело. – 2010. – №10. – с. -28-33
. Окуджава Б.Ш. Биография, стихи и песни [Электронный ресурс]
. Барды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
. Музыкальная энциклопедия, S. 12044 (Музыкальная энциклопедия. Т. 3,
. А.П. Садохин. Мировая культура и искусство. БММ – 2007.