- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,3 Кб
Взаимодействие искусства с культурой
Содержание
Введение
Глава 1. Искусство как важнейшая часть культуры
.1 Истоки происхождения искусства
.2 Основные черты и классификация искусств
Глава 2. Развитие искусства и его взаимодействие с культурой
2.1 Развитие современного искусства
.2 Взаимодействие искусства и культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы: В повседневном употреблении понятия "искусство" и "культура" тождественны. Однако понятие "культура" гораздо объемнее, чем понятие "искусство". Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности: сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.
Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины – искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"[4,c.96]. В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" – низшей теории познания. Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота мы находим и в древнейших восточных трактатах "Веды", "Авеста", и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика – это "наука о чувственности вообще"[4,c.96].
В ХХ веке проблемами искусства занимаются такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.
Специфика культурологического анализа искусства – в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры[8, 52].
Целью написания курсовой работы является анализ искусства как феномена культуры.
Задачами написания работы является рассмотрение следующих вопросов:
. Истоки происхождения искусства
. Основные черты и классификация искусств
. Развитие современного искусства
.Взаимодействие искусства и культуры
Объектом курсового исследования является: искусство
Предмет: развитие, взаимодействие искусства как феномена культуры.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение теоретического материала по исследуемому вопросу), обобщение, логические методы: анализ и синтез. Аналитический обзор использованной литературы: Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных учёных: Ерасов Б. С., Ильина Т.В., Каган М.С, Кравченко А.И.,
Пархоменко И.Т., Радугин А.А., Скворцова Е.М, Эйхман А.И. и др. Курсовое исследование написано при использовании литературы по культурологии, теории и истории культуры, истории искусства, философии культуры, мирового искусства, мировой художественной культуры, раскрывающим затронутую в работе проблему. Библиографический список представлен в конце курсовой работы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из 2-х параграфов и 2 глава из 2-х, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Искусство как важнейшая часть культуры
1.1 Истоки происхождения искусства
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм…[10,c.30]
Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях[8,c.96].
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" – образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах[9,c.80]. Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Так, имеется магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические верования и обряды. Эта концепция, приведена отечественным ученым Д. Угриновичем в его книге "Искусство и религия": "Хотя искусство и религия порождены принципиально различными социальными потребностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в "единой нерасчлененной системе духовно-практической деятельности, которую представлял собой первобытный мифологический обрядовый комплекс"[5,c.41]. Существенно то, что источником эстетического отношения к миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, музыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельная звуковая речь – форма выражения логического понятийного мышления, но общение может осуществляться посредством рисунка, жеста и пения, зачастую выступающих элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство представляет собой форму существования социально значимой и циркулирующей в обществе информации, систему эстетических ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива: информация, выраженная в системе эстетических кодов, была необходима для совершения практических коллективных действий, обеспечивающих, в конечном счете, существование племени [5,c.41].
Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский[6,c.52]. Оказывается, в отличие от других органов человеческого организма, которые функционируют ритмично, мозг может осуществлять свои высшие функции, выходя за пределы ритмов организма. Для глубокого постижения мира, для выработки абстракций мозг нацелен не на физиологические ритмы, а на динамику отражения окружающего мира. Возникает аритмия, вызывающая усталость у человека. Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв в умственной деятельности, т.е. необходимо возвращение к нарушенным ритмам организма.
Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности (оно переплетается со всеми иными аспектами культуры – мифологией, религией, обрядом и пр.) является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т.е. выполняет идеологическую функцию[1,c.52].
В основе произведений искусства до письменной и, особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы, и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляют "одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род" (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идеалистические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально[1,c.89].
В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными: статуэтки – вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной. Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения[1,c.89].
Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства:
Игровая концепция
Одна из них связана с игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее закончено эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 – 1945) "Homo Ludens. [11,c.74]. Опыт определения игрового элемента культуры". Еще Г. Спенсер утверждал, что искусство берет свое начало в тех же импульсах, которые побуждают к играм. Искусство в этом случае рассматривается как "незаинтересованная игра". Й. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже "играют"), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным)[11,c.56]. Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования[11,c.56].
Имитативная теория
Следующая концепция, связанная с генезисом искусства, носит название "имитативной теории". В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется 1термин "мимезис" – подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились "от паука – ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – лебедя и соловья – пению". Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними[4,c.98].
Реализация инстинкта украшения
Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). И, по-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.
Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники.
Л.С. Выготский утверждал: "Если бы искусство… умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать"[5,c.32].
1.2 Основные черты и классификация искусств
Искусство – одна из важных областей культуры, особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, служащая удовлетворению художественной потребности. Общетеоретическим осмыслением искусства и художественной культуры в целом занимается эстетика – область философских знаний, предметом изучения которой являются эстетические свойства действительности. В широком смысле слова эстетика понимается как система знаний о гармонии человека с Миром, созерцательном творческом отношении человека к действительности. Эстетика разрабатывает систему теоретических представлений об искусстве. Основными разделами современной эстетики являются эстетика искусства, эстетика действительности, практическая эстетика, техническая (индустриальная) эстетика.[14, c.41]
Основными формами эстетического отношения к действительности, обобщёнными характеристиками её эстетических свойств являются категории эстетики. Выделяют шесть основных: прекрасное – безобразное, возвышенное- низменное, трагическое- комическое[14,c.43]
Основные черты искусства. Искусство является особым видом деятельности, продукты которой обладают художественной ценностью.
К существенным чертам искусства как области культуры можно отнести:
)искусство представляет собой мир чувств, форму чувственного восприятия и субъективного воспроизведения действительности;
)важнейшей особенностью искусства является образность. Художественный образ – это способ связи действительности и мира искусства.
) произведения искусства представляют собой синтез образно- тематического содержания и формы. К внешней форме художественного образа относят чувственно воспринимаемую сторону (цвет, свет, тембр), к внутренней – композиционные приёмы, способ организации содержания произведения;
) в искусстве важен игровой, условный момент, оно представляет собой " целесообразность без цели";
) искусство – форма деятельности, в которой существенная роль принадлежит зрителю, субъекту художественного восприятия. Возможности понимания, интерпретации великих произведений являются неисчерпаемыми. Условием жизненности художественного произведения является его многозначность. Неразгадонность, метаморфоза художественного текста позволяет каждой эпохе вносить в произведение новый смысл;
) настоящее искусство отражает сущность человеческого мира, его всеобщую основу, в которой преодолеваются границы между низменным и возвышенным, тривиальным и прекрасным, между человеческим и божественным.
) искусство добывает истину путём сгущения, уплотнения реальности в пространственной и временной композиции произведения.
) мастера искусства создают вторую, художественную реальность, стремятся к духовному удвоению себя средствами искусства, творческое признание становиться для них формой культурного бессмертия;
) искусство обладает суггестивной, внушающей способность. В основе искусства лежит механизм эвокации, использование определённых приёмов и средств, позволяющим заражать определённым переживанием[14,с.45] искусство имитативный эстетический культура
Функции искусства. Искусство как основа художественной культуры выполняет ряд важных социальных функций:
) эстетическая функция заключается в способности искусства создавать эстетические вкусы и потребности и тем самым ценностно ориентировать в мире;
) в преобразующей функции искусство творит особую художественную реальность и тем самым даёт основу для преображения окружающего мира в соответствии с эстетическими идеалами;
) познавательная функция позволяет художественными средствами проникать в те стороны жизни, которые не доступны для рационального, научного понимания;
) в компенсаторной функции художественное произведение утешает, снимает внутреннее напряжение;
) коммуникативная функция позволяет людям обмениваться ценностями и приобщаться к разнообразному социокультурному опыту;
) в информационной функции искусство обеспечивает возможность взаимопонимания представителей различных культур, поскольку язык произведений искусства легче воспринимается, предстаёт как более образный в сравнении с обычным языком;
) в воспитательной функции искусство воздействует на ум и сердце, формирует тонкие измерения личности, расширяет границы жизненного опыта человека;
) прогностическая функция обеспечивает предвосхищение тенденций общественного развития;
) суггестивная (внушающая) функция формирует определённый строй мыслей и чувств многопланово воздействует на человека;
10) в гедонистической функции художественное творчество доставляет людям эмоциональное и интеллектуальное наслаждение, радость.[14,с.46]
Классификация искусств. Искусство как важнейшая часть культуры проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, сложность которых увеличивается в процессе культурного развития.
Существуют различные системы классификации культур. Выделяются семейства искусств, виды и разновидности, роды и жанры искусства. Различают семейства словесных, музыкальных, изобразительных, зрелищных, технических искусств. Внутри семейств выделяют отдельные виды. Так, в семействе изобразительных искусств выделяются такие виды, как живопись, графика, скульптура. Вид искусства характеризуется формой эстетико – художественно освоения мира, особенностями художественной образности способом воплощения художественного содержания. Существуют разнообразные классификации видов искусства. Например, по способу восприятия могут выделяться аудиальные (музыка), визуальные (живопись), аудиально – визуальные (театр) виды искусства. По способу раскрытия художественного образа выделяются пространственные (архитектура, изобразительное искусство), временные (музыка), пространственно- временные (театр) виды искусства. В зависимости от особенностей художественной формы искусства подразделяются на выразительные, изобразительные и смешанные. К синтетическим видам искусства относятся театр, балет, эстрадное искусство[14,с.47]. Разновидности искусства выделяются в рамках видов. Разновидностью графики являются рисунок и гравюра. Разновидности рисунка определяются материалом: тушь, уголь, сангина. Литература. Литература является искусством слова, все проявления человеческого опыта и мышления могут найти выражение в слове. Поэтому в литературном творчестве раскрываются широкие возможности передачи нюансов человеческого бытия[ 14,с.48 ].
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство передаёт осязаемое, пространственное изображение действительности. К его видам относятся живопись, графика, скульптура. По функциональному назначению живопись, скульптура и графика делятся на станковую и монументальную. Станковые произведения не связаны с архитектурными и прикладными задачами. Монументальными называются произведения большого масштаба, связанные с окружающей средой и архитектурными проектами. К монументальной живописи относятся росписи, фрески, панно, мозаика.[14,с.49].
В станковой живописи и графике существует исторический, бытовой жанр, натюрморт и др. к видам скульптуры относятся статуя, бюст, портрет.
К средствам выразительности относятся композиция, рисунок, ритм, перспектива, передающая изображения предметов в соответствии с их восприятием[14,с.49]. Живопись. Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления передаются на плоскости посредством цвета и рисунка. Цвет является главным средством живописного языка. Цвета разделяются на локальные и тональные
Графика. Графика – вид изобразительного искусства, имеющий разнообразные формы, такие как книжные иллюстрации, этикетки, рисунки и гравюры, плакаты и почтовые марки, торговая реклама. Письмо осуществляется с помощью пера или кисти, создающих на листе одноцветную линию. Постепенно понятие графики расширялось, в него включались различные виды гравюры, литографии, рисунки чёрными и цветными карандашами[ 14,с.50 ].
Скульптура. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объём, силуэт, пропорции, светотень. Скульптурное произведение правдиво передаёт облик, фигуру, характер, переживания, настроения человека. Существуют два основных вида скульптуры: круглая, обозреваемая со всех сторон, и рельеф – объёмное изображение на плоскости. Рельеф подразделяется на горельеф ( изображение выдвинуто над плоскостью больше чем на половину объёма), и барельеф (изображение выдвинуто меньше чем на половину объёма)[14,с.50]. Архитектура. Принадлежит к числу прикладных видов искусств и связана со строительством . Её практическое назначение состоит в организации жизненной среды человека на основе определённых эстетических закономерностей. К основным стилям можно отнести античный, романский, ренессансный, барочный, ампир, модерн, и др. в развитии архитектурных форм выделяются этап архаики, на котором архитектурная форма отставала в своё развитии от конструкции, классики, обеспечивающей их гармоничное соединение, и модерн на котором развитие формы опережает конструктивные начала. Декоративно – прикладное искусство. Декоративно – прикладное искусство призвано создавать прекрасные предметы, привносящие красоту в повседневную жизнь человека. Предметы из глины, ткани, стекла, металла, дерева обладают художественными свойствами, украшают облик, жилище, окружающую среду[14,с.51].
Музыка. Это вид искусства, создающий мир интонационно – звуковых художественных образов. Музыка оказывает на человека эмоционально- духовное, психологическое и физиологическое воздействие. Многие народы использовали музыку как средство врачевания телесных и психических недугов.
Мелодия – главное средство музыкальной выразительности, создающее эстетический образ. Лад, регистр, динамика, тембр являются важными средствами музыкальной выразительности. Гармония позволяет достигнуть созвучия, благозвучия. Основными видами музыки являются классическая, эстрадная, авторская, фольклорная и роковая. К основным музыкальным жанрам относятся вокальные, инструментальные, симфонические, оперные, камерные[14,с.52]. Театр. Эстетические особенности театрального искусства заключаются во взаимодействии драматурга, режиссёра, актёров и зрителей, В театральном произведении соединяется искусство литературы, живописи, музыки, хореографии. Драматургия лежит в основе искусства театра. Литературно – драматургическое произведение имеет самостоятельную художественную ценность [14,с.53].
Хореография. Представляет собой синтетический вид искусства, соединяющий музыку и танец, создающий оригинальную образность, художественный язык и систему выразительных средств. Балет является разновидностью хореографического искусства, соединяющей музыку, хореографию, литературный сценарий, разнообразные выразительные средства. Пластика балета строиться на трёх хореографических видах танца: пантомиме, действенном танце и дивертисменте. Позы исполнителей пантомимы условны и символичны, её художественные средства приближаются к актёрской игре. Действенный танец раскрывает сюжет, раскрывает черты героев. Дивертисменты представляют собой большие праздничные вставные номера, обычно исполняемые в финале спектакля. Главным выразительным средством балета служит классический танец[14,с.54]. Кино – синтетический вид искусства, объединяющий художественные возможности литературы, живописи, музыки и театра. Основным художественным приёмом кинематографа является монтаж, с помощью которого создаётся целостное художественное полотно.
Телевидение. В телевидении соединены богатые информационные художественные возможности. Используются такие выразительные средства как крупный план, монтаж, композиция. Телевидение не просто информирует о событиях реальной жизни. Используя свой арсенал художественных средств, оно раскрывает эстетическую сущность явлений, возвышает мир повседневной жизни до художественной значимости[14,с.55].
Глава 2. Развитие искусства и его взаимодействие с культурой
2.1 Развитие современного искусства
В ХХ веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыки, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия [4,c.56].
Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог ХХ века Х. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур[4,c.56]. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя – знатных и плебеев – существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное – реалистическое и сатирическое. "Новое искусство, – считает Ортега-и-Гассет, – разделяет публику на два класса – тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются"[11,c.80]. Другой современный мыслитель Г.Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, "безвкусицы в искусстве", относящейся к самым нижним пластам массовой культуры: "Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал. … Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство" "[11,c.85]. В словарь: Этимология слова "кич" восходит к английскому "for the kitchen" – для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала ХХ века "Kitch" – халтура. Законы "кичевого" искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания [8,c.52]. Голландский культуролог Й. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.
Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект[8,c.52].
Искусство ХХ в. формалистично или документально. Оно трагично, потому что трагичен век. Настоящий художник не может не чувствовать отчаяния, связанного с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность кажется ложной перед лицом духовного бессилия человека[3с.61]. В идеологизированный век с искусством борется и часто его побеждает идеологизированное массовое псевдоискусство- оружие борьбы идеологии с подлинным искусством. Пропагандируемое СМИ оно формирует ложное, идеологизированное представление о мире. В период кризиса возникает теория возврата искусства к мифотворчеству- тоска по "золотому" веку искусства. Это вызвано и тем, что первобытное искусство выполняло важную магическую функцию, которую утеряло. В начале ХХ в. Вячеслав Иванов выдвинул идею, что искусство – это мифотворчество, и даже попытался её реализовать[3,62].
Художники вновь начинают осознавать мифологичность искусства. Современный миф – феномен культурного синтеза. Через миф идёт связь искусства с другими отраслями культуры. Есть произведения в которых миф – подспорье. Таковы "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Здесь миф используется для реализации психологически – индивидуалистической идеи.
Настоящий художник не бесстрастно копирует действительность, создавая бледное подобие жизни. Он ищет и накапливает материал, стремясь к победе, заключающийся в шлифовании художественного мира. Художник вкладывает в произведение своё знание мира, свои дух и душу, но погружаясь в стихию творчества, остаётся земным человеком[3,62].
.2 Взаимодействие искусства и культуры
Существование искусства основано на парадоксе, который заложен в самой его природе. С одной стороны, художник творит, желая выразить своё индивидуальное видение мира и своё отношение к тому, что он в мире видит. Он следовательно, независим в своём творчестве, ему не надо подчинять свои мысли и чувства мнениям других людей. Но, с другой стороны, он творит, желая, чтобы его труд стал известен другим и привлёк их к себе внимание. Поэтому он зависим от потребителей продуктов своего творчества: если его труд никому никогда не будет интересен, то, значит, творчество его никакой ценности не имеет и все его усилия потрачены зря. Художника поймут, если то, что пишет он для своей души, волнует души других людей. Силой своего художественного дара он должен уловить типичные особенности их культурного мира, " заострить типичное" и выразить его на языке художественных образов. А читатель, слушатель должен проявить активность, сделать усилия чтобы воспринять образы, создаваемые художником[7,с.442].
Художник в своём творчестве отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Он выразитель культурных парадигм – когнитивных, ценностных, регулятивных. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры, в котором мы живём. А искусство в целом- панорама всего многообразия этого мира. Искусство есть "самосознание культуры"[6.c.245].Культура отражается в искусстве, как в зеркале.
Поскольку искусство в художественных образах отражает облик национальной культуры, постольку знакомство с национальным искусством- лучшее средство познать культуру народа. Такое знакомство даёт возможность не только наблюдать другую культуру "со стороны", но и узнать, как она представляется людям "изнутри неё", что она о себе "думает". Через обмен художественными ценностями различные национальные культуры получают возможность усвоить опыт друг друга[7,с.442].
Искусство благодаря своей эмоциональной функции выявляет содержащиеся в культуре установки, без него остававшиеся бы неосознанными для носителей этой культуры. Искусство обнажает и делает доступными для понимания и содержащиеся в культуре скрытые элементы, процессы, тенденции. Не случайно обличение социальных пороков и противоречий чаще всего начинается именно в области искусства.
Решая задачи самосознания культуры, искусство является не просто пассивно и равнодушно отражающим её "зеркалом". Оно принимает формы, соответствующие особенностям данной культуры и позволяющие наиболее адекватно отразить её[7,с.442]. Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность – эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи[13c.78]. Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития[13c.79].
В настоящее время можно выявить взаимодействие искусства и с другими элементами культуры:
Искусство и политика
Проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И, в-третьих, – отношение творцов искусства к политическим событиям в стране[10,c.47].
Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.
Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.
Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода VIII – VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности: оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено.
Отечественный философ А.Ф. Лосев отмечал, что символ – это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой – образ, несущий определенный смысл, содержание[11,c.98]. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон – воплощение Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствует 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове – ушниша – символ его мудрости, положение руки на уровне груди – символ бесстрашия и т.д. [11,c.98].
В мусульманской архитектуре купол мечети – символ божественной красоты, башня минарета – символ божественного величия, письменность на стенах мечети – символ божественного имени Аллаха.
В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля – Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".[9,c.84]
Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Так восточные мудрецы – волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни – все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа – символ печали [2,c.64].
И религия и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы.
Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства.
В ХХ веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство"[6,c.68]. Аристотель, противопоставляя науку, искусство с одной стороны и ремесло с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности – это только одна из его граней наряду с другими – эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства – человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV – XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода – к геометрии… Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы"[12,c.104]. В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания – научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку. [12,c.104].
ХХ век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр – это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, голография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения – электронный. "Интонационный словарь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.
Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах – видеосинтезаторах – в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна. [11,c.80].
Еще один "синтетический" вид творчества – мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппс"[11,c.80]. Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства – архитектура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) – оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мультимедиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства – звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.
Искусство способно проникать в тайники души, изображать нереализованные возможности. Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании действительного и возможного. Чтобы что-то создать, надо на время отрешиться от себя. Чтобы копить впечатления, надо быть собой, думать, мечтать. Что же касается творческого настроения, переходящего в горение и перевоплощение, то оно бывает, по- видимому у каждого, но не каждый способен использовать его в полной мере.[3c.63].
Заключение
1. Искусство – это то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях[8,c.96]. Это "образ" – образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах[9,c.80]. Концепции происхождения искусства: – магическая концепция, – игровая концепция; – имитативная концепция; – реализация инстинкта украшения. 2. Искусство как основа художественной культуры выполняет ряд важных социальных функций: эстетическая, преобразующая, познавательная, компенсаторная, коммуникативная, информационная, воспитательная, прогностическая, суггестивная (внушающая), гедонистическая.
Классификация искусств. Существуют различные системы классификации культур. Выделяются семейства искусств, виды и разновидности, роды и жанры искусства. Различают семейства словесных, музыкальных, изобразительных, зрелищных, технических искусств. Внутри семейств выделяют отдельные виды. Существуют разнообразные классификации видов искусства. Например, по способу восприятия могут выделяться аудиальные (музыка), визуальные (живопись), аудиально – визуальные (театр) виды искусства. По способу раскрытия художественного образа выделяются пространственные (архитектура, изобразительное искусство), временные (музыка), пространственно- временные (театр) виды искусства. В зависимости от особенностей художественной формы искусства подразделяются на выразительные, изобразительные и смешанные. К синтетическим видам искусства относятся театр, балет, эстрадное искусство. 3. В ХХ веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука,цвета,свет. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса.
В ХХ в. Ортега-и-Гассет, предложил концепцию элитарной и массовой культур[4,c.56]. "Новое искусство, – считает Ортега-и-Гассет, – разделяет публику на два класса – тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются"[11,c.80].
Искусство ХХ в. формалистично или документально. Оно трагично, потому что трагичен век. Настоящий художник не может не чувствовать отчаяния, связанного с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность кажется ложной перед лицом духовного бессилия человека[3с.61]. 4. Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи[13c.78]. В настоящее время можно выявить взаимодействие искусства и с другими элементами культуры с политикой, философией, религией, наукой и техникой. Искусство способно проникать в тайники души, изображать нереализованные возможности. Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании действительного и возможного. Чтобы что-то создать, надо на время отрешиться от себя. Чтобы копить впечатления, надо быть собой, думать, мечтать. Что же касается творческого настроения, переходящего в горение и перевоплощение, то оно бывает, по- видимому у каждого, но не каждый способен использовать его в полной мере.[3c.63].
Литература
1.Путешествие в мир искусства. / М.В. Агубанов. – М.: Наука, 2004.
2.Общество, культура, социология. / И. Витаньич. – М., 2004.
.Культурология: учебное пособие. / А.А. Горелов.- М. – Юрайт – М, 2001.- 400с.
.Социальная культурология. / Б.С. Ерасов. – М., 2006.
.История искусств. Отечественное искусство. / Т.В.Ильина. – М., 1994.
6.Философия культуры. / М.С.Каган. – М.: ПРИОР, 2004.
7.Культурология. / А.С.Кармин. – СПб.: Издательство "Лань", 2001.- 400с.
.Культура: теория и проблемы. / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Знание, 1995.
. Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. – М.: ИНФРА-М, 2005.
.Культурология в терминах, понятиях, именах/ Б.И. Кононенко – М.,1999.
11. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд./ А.И.Кравченко М.: Академический Проект, 2002.-496с. 12.Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. – М.:СЗКЭО Кристалл, 2006.
. Культурология. Теория и история культуры. / под редакцией И.Е. Ширшова. – М.-: "Экоперспектива" 2010г. – 543с.
14. Культурология : курс лекций / В.Р. Языкович. – Минск : РИВШ, 2008.
236с.