- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,54 Кб
Украинская культура и духовная жизнь в ХХ ст.
Контрольная работа
Украинская культура и духовная жизнь в ХХ ст.
1. Проблемы мировой культуры к. ХIХ-ХХ ст.
В к. ХІХ – нач. ХХ вв., в результате разочарования от несбывшихся надежд добиться социальной справедливости, в обществе стало распространяться пессимистичное настроение. Люди разуверились, что можно изменить жизнь в сторону лучшего. Начавшийся период кризиса духовной культуры получил название декаданса (упадка) и был связан с развитием таких направлениях как импрессионизм, постимпрессионизм.
Импрессионизм появился как протест против чрезмерного натурализма и академизма. Основателем его является Эдгар Моне. Импрессионисты создали в живописи новую технику мелких мазков. Свои картины писали на пленере (открытом воздухе). Художественные приемы позволяли им передавать ощущения света, воздушности, создавать настроение радости, поэтичности. Однако их творчество подвергалось критике за отсутствие социальной проблематики. (Представители: Дега, Ренуар, Сислей, К. Моне).
Постимпрессионизм возник как реакция на импрессионизм с его интересом к мимолетному, случайному. Взяв особую технику мелких мазков при создании картин, богатство цветов, постимпрессионисты пытались найти выход из социальных конфликтов, подвергали критике буржуазные ценности. Но реально изменить они ничего не могли, поэтому ограничивались только формальными приемами. Представители: В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезан, П. Гоген.
2. Модернизм как система художественных ценностей
Как ответ на эти кризисные явления в культуре ХIХ-ХХ вв. возник модернизм − (от ф. мodern ─ новый). Его формирование проходило под влиянием философской мысли, представленной экзистенциализмом, психоанализом, интуитивизмом, феноменологией, волюнтаризмом, философией жизни. Их размышления о трагедии и крахе традиционного гуманизма, потере идеалов стали результатом восприятия мира как враждебного человеку. Появилась потребность в новых средствах выразительности в искусстве, поиске методов и приемов самовыражения.
В целом для модернизма характерно:
. Отрицание традиционных методов и канонов в искусстве.
. Отказ от принципа подражания и копирования.
. Недолговечность направлений.
Этот художественный метод связан с тем, что художники и другие люди искусства в своих произведениях сознательно отказались следовать реальному миру, зато начали творить собственный мир, живущий по законам их фантазии и интеллекта. Восприятие такого художественного произведения предусматривает смещение внимания с проблемы «о чем идет речь» на проблему «как это сделано», то есть, если упростить, из содержания на форму.
Это способствовало появлению большого количества в его рамках различных направлений, таких как: авангардизм, натурализм, конструктивизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, дадаизм и др.
3. Национально-культурное движение в Украине к. ХIХ-ХХ ст. Особенности украинского модерна
культура модерн соцреализм художественный
История украинской культуры второй половины ХІХ-ХХ веков разделяется на три хронологических периода:
а) с 50-х годов XIX века по 1917 год;
б) с 1917 по 1991 год;
в) с конца 1991 года до настоящего времени.
Второй период можно условно определить как «советский». Однако, он начинается с первых попыток возрождения национального украинского государства ─ во времена Центрального Совета, Директории и Западно-украинской республики ─ попыток неудачных и потому непродолжительных, охватывает культурную жизнь Украины в советское время, а заканчивается распадом Советского Союза.
Третий период есть временем возобновление независимости Украины в 1991 году в результате развала Советского Союза и началом перестройки национального украинского государства.
Важным событием в культурной жизни Украины в ХIХ ст. стало открытие в 1834 г. Киевского университета, что усилило роль Киева как культурного центра. Киевский и другие образовательные центры (Харьковский, Одесский (Новороссийский) университеты, Нежинский историко-филологический институт, а в Западной Украине – Львовский университет) создавали вокруг себя определенное культурное пространство и стали кузнецей формирования отечественной культурной элиты.
В российской Украине во второй половине XIX ─ в начале XX ст. создавались «Общества» ─ организации украинской интеллигенции, которые вели национально-культурную и общественно-политическую деятельность. Они существовали тайно в Киеве, Полтаве, Харькове, Одессе и других городах. Первое «Общество» возникло в 50-х годах XIX ст. в Петербурге (Г. Костомаров, Т. Шевченко, П. Кулеш). Основным заданием считалось распространение образования и пробуждения национального сознания украинского народа.
С 1908 г. начинает работу Украинское научное общество, возглавляемое Грушевским. Выходит ряд работ по гуманитарным, медицинским, техническим наукам. Но в 1914 г., с началом 1 мировой войной, развитие культуры приостанавливается и вводятся запретные меры для ее дальнейшего развития. В восточной Украине начался массовый призыв в армию. Все это способствовало распространению социал-демократических и марксистских идей, что окажет сильное влияние на последующую судьбу украинской культуры.
Особую роль в украинском национально-культурном движении принадлежала художественной литературе, которая вышла за рамки биллетристики (просто интересного чтения), а стала мощнейшим оружием борьбы с отсутствием правовой системы в Российском государстве и Австро-Венгерской империей. Яркой страницей украинской культуры стали ее художественные достижения. В произведения Г. Гоголя, Т. Шевченко, М. Вовчек, П. Кулиша, Л. Украинки, И. Франка, И. Нечуй-Левицкого, П. Мирного и многих других художников поднимались важнейшие вопросы общественной жизни, связанные с идеями национального самосознания.
Со вт. пол. ХIХ в. литература приобретает реалистический характер и отражает всю глубину бесправия человека в условиях самодержавия и крепостничества. Именно такая литература сменила романтизм и бурлеск (литературное направление, изображающее украинский колорит, не акцентируя внимания на трагичность положения украинского народа).
К росту национального самосознания привело не только отсутствие государственности, но и гонения на украинскую культуру, усилившиеся со вт. пол. ХIХ в. Запрещается издание украинских журналов, учебной, научной, популярной и даже религиозной литературы на украинском языке. Этому способствовало появление Валуевского циркуляра в 1863 г. (распоряжение министра внутренних дел России П. Валуева о «приостановке» издания религиозной и учебной литературы украинским языком, запрещении учебы детей украинским языком). Начинаются репрессии, высылки и преследования передовых деятелей украинской культуры.
Таким образом, развитие украинской культуры во второй половине XIX ст. проходило в жестких условиях, которые запрещали употребление украинского языка.
В таких условиях выдающиеся украинские деятели культуры вынуждены были уехать на Галицкие земли (П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий и др.). Поэтому в Галичине начинает развиваться новая волна украинского национально-культурного движения, выразившаяся в литературной и научной деятельности. Появляется много исследований по украинской истории, этнографии, археологии, филологии, поднимающие вопросы национального самосознания: «Кто мы такие, откуда наши корни, каковы дальнейшие перспективы развития Украины?». Открываются частные средние образовательные школы.
Кроме этого, в дореволюционный период в украинских научных центрах образовались известные научные школы, среди которых стоит отметить: химическую (Г. Бекетов, Ф. Шведов), биологическую (И. Мечников, Г. Гамалия, В. Палладий), физиологичную (И. Сеченов), а также филологическую (О. Потебня).
Таким образом, дискриминация всего украинского, отсутствие государственности способствовали распространению идей национального освобождения в литературе, философии и т.д.
Разработке вопросов национального самоопределения также способствовала отмена крепостного права (австрийским правительством в 1848 г., российским ─ в 1861 г.). Свободолюбие украинского народа, который во времена Гетманщины был свободен (распространение крепостничества в Украине приходится на 1783 ─ 1796 гг.), с новой силой заявило о себе. Именно поэтому внимание тогдашних мыслителей (Г. Драгоманов, Г. Грушевского, И. Франка и др.) было направлено в первую очередь на вопрос национального возрождения.
Михаил Петрович Драгоманов ─ известный украинский общественно-политический деятель, историк, философ, экономист ─ был сторонником идей демократизма и федерализма. Он пытался соединить задание украинского освободительного движения с современными ему западноевропейскими либерально-демократическими и социалистическими течениями в общественной жизни. Был сторонником образования федерального государства, которое решало бы национальные вопросы демократическим путем. Признавая исторические права украинцев на самоопределение, не верил в возможность возобновления национальной государственности. Стремился направить украинское общественное движение на борьбу за федерализацию в пределах Российской и Австро-венгерской империй. Одновременно Драгоманов не отклонял значения широкого влияния национальных традиций на формирование культурного наследия народа.
Михаил Сергеевич Грушевский ─ выдающийся украинский историк, публицист, писатель, общественно-политический деятель – рассматривал историческое исследование как теоретическую основу для практической украинской политики. Поддерживал идею украинской автономии в составе Австро-венгерской империи. Политическую платформу базировал на принципах конституционного парламентаризма и автономии Украины.
Вместе с тем, период украинской культуры конца XIX ─ начала XX ст. был насыщенный чрезвычайными, нерядовыми событиями.
Именно тогда возникло много новаций, о которых можно сказать «впервые». Впервые было основан постулат политической самостоятельности Украины в книге Ю. Бачинского «Украина irredenta». Впервые была создана профессиональная украинская театральная труппа (1883), которую возглавил М. Старицкий (режиссером был Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый, М. Садовский и др.). Впервые была переведена на украинский язык Библия И. Пулюем вместе с П. Кулишом и И. Нечуй-Левицким. Это именно тот Иван Пулюй ─ украинский физик и электротехник, который стал первым изобретателем «рентгеновской трубки» (осуществил открытие в 1883 г.).
В США начала выходить первая украинская газета «Америка» (1886 ─ 1890), основанная греко-католическим священником И. Волянским. Первой ежедневной украиноязычной газетой в восточной Украине стала газета «Общественное мнение» (1906). Появилась первая украинская опера – «Запорожец за Дунаем» композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Один из первых профессионалов-композиторов в Гали-чине М. Вербицкий написал музыку на слова П. Чубинского «Еще не умерла Украина», которая стала государственным гимном Украины. Вышел первый в украинской литературе исторический роман «Черный Совет», что принадлежит перу Пантелеймона Кулиша. Впервые было создано украинское физкультурно-спортивное (спортивно-двигательное) общество «Сокол» (1894) во Львове. Впервые возникла детско-молодежная организация «Пласт», призванная воспитывать молодежь на морально-христианских принципах и в патриотическом духе (в 1911 г. во Львове при содействии И. Франка). И этот ряд, безусловно, можно продолжить.
Вместе с тем, в начале ХХ века культура Украины, с одной стороны, продолжала развивать народные, демократические традиции XIX века, а с другой ─ шел активный поиск новых форм, использования достижений других национальных культур. Это конкретно проявилось в двух ориентациях:
). Сохранение национально-культурных традиций (народническая теория).
Традиционные тенденции в области литературы сочетались с развитием модернистских направлений ─ футуризма, символизма. Выделяется «новая школа» украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская). И. Франко писал, что представители этой школы стремились вполне «модерным» европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа. Такое направление в украинской литературе, как футуризм прежде всего связан с М. Семенко, который был одним из его главных теоретиков, основателем первого литературного объединения футуристов (Киев, 1913 год).
Итак, в к. ХIХ ─ начале ХХ вв. украинская культура развивалась достаточно активно. Большинство новаций возникли в результате роста национального самосознания и были связанны с поиском самоидентичности украинцев, с определением своего – украинского поля культуры.
В целом, период конца XIX ─ начала XX ст. знаменательный тем, что именно в нем были сформированы те принципы, которые в будущем стали фундаментами украинского независимого государства.
4. Советский период развития украинской культуры. Соцреализм как тип тоталитарной культуры
После революции 1917 г. на Украине начался культурный подъем, связанный с надеждой на лучшие перемены. Активно начинает издаваться украинская литература.
В 1918 г. открылась первая украинская академия наук, однако молниеносный разгром Центральной Рады – нового украинского правительства, привел к закрытию всех этих учреждений.
После 1922 г. (образование СССР) научная жизнь возобновляется в условиях новой социальной стабильности. Этому способствовало возвращение из ссылки в 1924 г. Грушевского (первого украинского президента и выдающегося ученого), выходят ряд его фундаментальных работ, имею-щие огромное значение для развития отечественной культуры.
Так, в Киеве и Харькове выходят в свет «Шевченковские чтения». В поэзии заметный след оставили Зиров, М. Хвылевой, В. Сосюра, П. Тычина, Олесь и др.
В прозе – заметное место занимали писатели, творчество которых в годы советской власти замалчивалась или искажалась. Среди них В. Винниченко ─ деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведения которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельское и городское жизни, изображения различных социальных групп).
Именно в литературных произведениях выражаются надежды, связанные с гуманистическими приоритетами развития личности. Украинский язык становится государственным, открываются украинские университеты (В Киеве, Камянце и др.)
Базой для дальнейшего развития культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активное участие приняли выдающийся естествоиспытатель с мировым именем В. Вернадский, микробиолог и эпидемиолог
Д. Заболотный, математик Н. Крылов, экономист М. Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А. Корчак-Чепурковский, литературовед С. Ефремов, О. Богомолец, который работал в области экспериментальной патологии, Е. Патон, который предложил принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых широко известны за пределами Украины.
Таким образом, в 20-е годы украинская культура переживает настоящий творческий подъем – новую волну национально-культурного возрождения. Наиболее ярко это проявилось в развитии украинского театра, связанное с творчеством Л. Курбаса и его театром «Березиль», в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновления украинского сценического искусства.
Всемирная слава пришла к одному из основателей украинского киноискусства А. Довженко вместе с фильмами «Звенигора», «Арсенал», «Земля». Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как «украинский поэтический кинематограф». Заслугой этого выдающегося режиссера было то, что он ввел в театральное искусство много новаторских приемов, к которым позже придут и европейские театры.
Но с 1921 г. культурный процесс был подорван, связанный с экономическим упадком. С к. 20-х гг. усиливаются репрессии против деятелей украинской культуры, а с сер. 20-х гг. в СССР усиливается политика ограничения всех национальных культур, в том числе и украинской.
В 1932 г. появился термин «социалистический реализм», который был провозглашен единственным правильным методом литературы и искусства, что, в свою очередь, обедняло, сужало творческий процесс. Прославление мифических достижений, лакировка действительности, фальсификация истории стали органическими качествами идеологизированной литературы.
Были остановлены авангардные поиски и эксперименты, которые во всем мире продолжали оставаться магистральной линией развития искусства. Диктовалось верховенство историко-революционной, произво-дственной тематики.
В живописи такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет, отодвигались на второй план потому, что они будто не несли классовой нагрузки.
Чтобы подавить свободную мысль, вызвать страх, укрепить повинновение, сталинский режим развернул массовые репрессии. В современной публицистике, научную литературу это период культуры вошел образ «расстрелянного возрождения». Политические репрессии 30-х гг., коснувшиеся всей культурной элиты СССР, уничтожили 80 процентов украинского культурного потенциала, примерно такие же потери понесли и другие республики.
Кроме этого, украинская культура столкнулась с существованием тоталитарной культуры, при которой культура принимает форму монокультуры, ориентирующаяся на господствующую идеологию. Такая культура убивает дух творчества и приходит к застывшим формам.
5 Украинская культура во время кризиса советской системы
культура модерн соцреализм художественный
На развитие украинской культуры в советский период решающее значение оказывала государственная политика СССР, в соответствии с которой, любая национальная культура имела формальные права на развитие, но при этом обязательно должна была оставаться социалистической по содержанию и национальной по форме. Такое разделение культуры на содержание и форму очень пагубно сказалось на ее развитии и привело к развитию монокультуры, к утрате национальных традиций, к забвению украинского языка и фольклора.
Данные процессы обеднили развитие культуры и привели к распространению маргинальности (маргинал – человек, выпавший из мира культуры). Усугубился разрыв между деревней и городом.
В послевоенное время на общественную жизнь Украины заметно повлияло новое поколение деятелей культуры ─ так называемые шестидесятники. Среди его основателей были Л. Костенко и В. Симоненко. Эти и некоторые другие деятели культуры, художники (И. Драч, В. Стус, Г. Табаковод) выступили против искусственных стереотипов «социалистического реализма». Однако реакцией со стороны власти на некоторое оживление художественной и общественной жизни было усиление идеологического давления на интеллигенцию и борьба с «украинским буржуазным национализмом».
Идеологические запрещения и репрессии в среде критически мыслящих людей повлекли появление и существование в 60-80-ые годы специфического жанра свободной литературы – «самиздата». Именно таким образом распространялись отдельные художественные, художественно-критичные и публицистические произведения. В этом контексте можно вспомнить известный журнал – «Украинский вестник», который в начале 70-х годов выходил во Львове усилиями В. Черновола.
Таким образом, участие интеллигенции в политической и культурной жизни страны особенно активной была в переломные моменты. Достаточно вспомнить имена выдающегося украинского историка, главы Центральной Рады М. Грушевского, талантливого писателя, председателя Генерального секретариата В. Винниченко, участников диссидентского движения И. Светличного, В. Симоненко, В. Стуса, современных политиков-поэтов И. Драча, Д. Павлычко, писателя Яворивского.
В период кризиса советской системы приоритетное развитие имели те ее направления, которые были далеки от идеологии: классическая музыка, балет, пейзажная живопись и т.п.
В науке благоприятно развивались те ее сферы, которые способствовали укреплению авторитета и военной мощи СССР – физика, химия, космонавтика, кибернетика (хотя последняя долгое время была объявлена буржуазной наукой вместе с генетикой).
В целом, развитие культуры в Советской Украине было подчинено жесткому идеологическому контролю, особенно в сфере искусства. Единственно правильным направлением в нем был признан метод «социалистического реализма», а сама советская эпоха в истории украинской культуры ─ сложный период, характеризующийся определенными достижениями и просчетами.
Литература
1. Культурология: Кредитно-модульный вариант. Учебник для вузов; колл. авт.: Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев, НМС по культурологии. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. – (Учебник для вузов).-Библиогр.: с. 370-384.-Глоссарий: с. 364-369
. Культурология; Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – М: Проспект, 2010. – 528с
. Культурология; Под ред. С.Н. Иконникова, В.П. Большакова. – М: Проспект, 2010. – 528с
4. Історія української та зарубіжної культури: навчальний посібник / С.М. Клапчук, Б. І. Білик, Ю.А. Горбань та ін.; за ред. С.М. Клапчука. – 6-те вид., випр. і доп. – К.: Знання-Прес, 2007. – 358 с.
. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века / М.И. Козьякова. – М.: Весь мир, 2002. – 320 с.
. Корінний М.М. Короткий енциклопедичний словник з культури / М.М. Корінний, В.Ф. Шевченко. – К.: Україна, 2003. – 384 с.
. Крвавич Д. Українське мистецтво. Т. 2 / Д. Крвавич, В. Овсійчук, С. Черепанова. – Л.: Світ, 2004. – 267 с.
. Культурология: учебное пособие; под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
9. Культурологія: теорія та історія культури: навчальний посібник; за ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. – К.: ЦНЛ, 2004. – 254 с.