- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 859,01 Кб
Украинский орнамент
Введение
Орнамент – это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, "он… представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…". Термин орнамент связан с термином декор, который "никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней". Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Искусство славянских народов берет свое начало еще в глубокой древности. В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий – от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста – яркой вышивкой.
Когда говорят об украинском декоративно-прикладном искусстве, прежде всего вспоминают работы народных мастеров – сочную майолику Опошни, яркие ковры с растительным орнаментом, матовое дерево Гуцульщины, виртуозную вышивку, искрящееся гутное стекло, живую и цветастую петриковскую роспись.
В своей работе я хотела бы обратиться к истокам украинских орнаментов, а также к технологиям одной из самых известных народных росписей – петриковской.
1. Украинский орнамент
декоративный искусство орнамент петриковский
Украинские орнаментальные мотивы уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные мотивы орнамента отображали элементы символики различных древних культов.
На протяжении многовековой истории искусства непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.
Источник украинского декоративно-прикладного искусства – художественная культура Киевской Руси, благодаря которой развивалось также искусство русского и белорусского народов. Своеобразно претворяя древнерусские традиции и используя творческий опыт соседних народов, украинский народ создал образцы яркого, жизнерадостного искусства, которому в целом свойственны пластическая мягкость форм, живописность, сочность колорита, общее мажорное звучание. При наличии единых стилистических черт на Украине сложилось несколько художественных региональных школ.
Керамические (гончарные) изделия, главным образом глиняная посуда, в XIV – XVI веках украшались в верхней части гравированными полосками, волнистыми линиями, несложными геометрическими узорами, нанесенными при помощи специальных штампов. В приморских районах в расписных сосудах наблюдается использование ярко выраженных византийских традиций в формах и греческих мотивов в декоре.
Гончарные изделия ремесленного производства, рассчитанные, главным образом, на малоимущего покупателя, украшались геометрическими орнаментами, состоящими из ритмично чередующихся прямых линий, точек, штрихов, полосок, кружков. Такие изделия часто расписывались пышными растительными узорами, составленными из мотивов виноградной грозди, дубового листа, ягод, подсолнуха, цветов и колосьев. Кроме того, их часто украшали близкими к натуре изображениями птиц, мошек, жаб, рыб, реже – человека. Это были в основном фигуры пеших и конных казаков, лирников, пляшущих пар, выполненные в несколько юмористическом духе.
В XIV веке получил известность украинский кафель (фигурный кирпич, украшенный рельефным изображением или цветной росписью), который применялся, главным образом, для украшения печей. Первоначально это были отдельные рельефные плитки с изображением людей, зверей и геометрическим орнаментом. В XV веке кафельные композиции располагались ярусами и украшались мифологическими и историческими сюжетами. С XVI века керамические плитки стали покрывать зеленой глазурью и цветными росписями растительного характера в виде сплошного узора, закрывающего всю поверхность кафеля. Другим мотивом была цветочная гирлянда, расположенная вокруг центрального медальона. Распространение получили также сюжетные изображения, которые в XVII – XVIII веках отражали общее развитие искусства от пышного барокко до скромных четких форм раннего классицизма.
В XVI веке в оформлении деревянных скрынь (род сундука) широко применялись архитектурные приемы и резной декор, принесенные западноевропейскими мастерами-эмигрантами. Заимствованные декоративные мотивы переосмысливались применительно к местным вкусам, сочетаясь с типично украинским растительным орнаментом.
В народной резьбе по дереву орнаментальные композиции чаще всего складывались из комбинаций геометрических фигур и растительных мотивов в виде виноградных, каштановых, кленовых листьев.
В искусстве украинской торевтики XIV – XV веков переплелись традиции Древней Руси и соседних европейских стран. Например, на колоколах львовского производства чаще всего можно встретить ренессансные орнаментальные мотивы. С XVII века в художественном металле Украины начала преобладать простота форм в соединении с богатством орнаментального оформления. Растительный узор в виде стебля с четырехлепестковым цветком и листьями аканта по сторонам либо покрывает все изделие, либо располагается фризами.
Иконография сюжетных изображений, применяемая в ювелирном искусстве XVI века, тесно связана с иконописью и книжной миниатюрой. В этот период в орнаменте преобладают ренессансные мотивы, а с XVII века получают распространение барочные. Причем с середины XVII века предпочтение отдается пышному растительному орнаменту с картушами или вставками финифти, а с середины XVIII века – с раковинами. Такого рода декор сплошь покрывал поверхность предметов культового назначения. Скромнее оформлялись ювелирные изделия светского характера, на которых кроме гравированного орнамента иногда изображались гербы, имена владельцев, мифологические и библейские сцены, и совсем редко – символические сюжеты.
В первой трети XIX века в изделиях из художественного металла использовался орнамент классицизма, с присущей ему строгой простотой композиций декоративными античными мотивами, такими как меандр, пальметты, лавровый лист и другие.
Производство декоративных украинских тканей в XIV – XVI веках развивалось в одном направлении с иконописью. Плоский, строгий геометрический орнамент шитых изделий XIII – XIV веков во второй половине XVI века сменился объемным и введением в узор растительных ренессансных и восточных мотивов.
В XVII веке в орнаментации украинских тканей появились мотивы местной флоры и стало заметно желание овладеть светотеневой моделировкой, хотя в изображении фигур еще продолжали сохраняться фронтальные, неподвижные позы без ракурсов и перспективы. В XVIII веке тканые композиции стали более динамичными, фигуры объединялись общим движением, вводились барочные мотивы.
С XVIII века известны многочисленные образцы украинской народной вышивки, достигшей особого расцвета в XIX веке. Вышивкой украшалась женская и мужская одежда, украинские рушники (полотенца), скатерти, покрывала. Для западных областей Украины характерен многокрасочный геометрический орнамент, складывавшийся из простых элементов, имевших в прошлом символическое значение. Это прямые линии, прямоугольники, розетки, ромбы, зигзаги и кресты, поражающие четкостью ритмики, простотой и строгостью композиций, их связью с формой вещи.
Центральной Украине был распространен растительный орнамент, состоявший из цветочных мотивов, гроздьев винограда, листьев, букетов и отличавшийся особой плавностью и текучестью линий. Растительный орнамент дополнялся стилизованными изображениями птиц (очень редко животных) и иногда женской фигурой с поднятыми руками. В подольских орнаментах встречается узор "кривульки" или "бесконечника", известный еще со времен трипольской культуры. К зигзагообразному типу орнаментов, подобному меандру, принадлежат "сосенки", "хвощ", "перерывы", распространенные в южных и западных районах Подолья. Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
В украинской вышивке часто встречаются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и другие. Некоторые из них несут на себе отражение древних символических представлений народа.
Среди зооморфных орнаментов чаще всего встречается изображение лошади, зайца, рыбы, лягушки и птиц – петуха, совы, голубя, кукушки. Из насекомых – бабочка, муха, паук, жук.
В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет – черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого.
Большое место в декоративном творчестве занимало изготовление ковров ("килимов"), первые сведения о которых относятся к XVI веку. Орнамент килимов состоит из разнообразных вариаций стилизованных цветов, растительных и геометрических мотивов. Растительные узоры западных областей Украины несколько сходны с молдавскими, румынскими и болгарскими (отдельные цветы, пышны букеты, вазоны). Такого рода орнамент появился в XVII веке и отличается ясностью композиции и четкостью рисунка.
Лучшие и наиболее старинные образцы килимов имели нежный блекло-золотистый фон, преобладали белый, голубой и песочный цвета; в более поздних килимах цвет орнаментов стал ярче (красный, зеленый, желтый), а фон – более интенсивным (темно-синий, зеленый, желтый). Колористический эффект зависел также от большей или меньшей густоты заполнения поля цветами и от их размера.
Декоративные росписи – особая отрасль народного творчества, существовавшая в Украине с древнейших времен. Росписи украшали стены хат (орнаментальные фризы под навесами крыш, букеты и вазы с цветами, симметрично расположенные между дверями и окнами), наличники окон, двери (цветочные гирлянды), внутренние помещения (печь, "красный угол", балки – "матицы"), иногда простенки расписывались под килимы.
Мастерицы придерживались определенных схем цветочного орнамента: один стебель в центре с симметрично расходящимися мелкими веточками или несколько стеблей от одного корня или из вазы. В таких орнаментах трактовка отдельных цветов и листьев была бесконечно разнообразной.
В XIX – начале XX века росписи Левобережной Украины сохраняли связь с искусством древних славян (солярные знаки, кривульки, запятые, которым придавалось магическое значение). В Правобережной Украине были распространены выполненные в широкой декоративной манере цветочные орнаменты и аллегорические изображения птиц, рыб, животных, в которых жизненные наблюдения соединены с широким полетом творческой фантазии. В Закарпатье и Буковине росписи тесно связаны с искусством Молдавии, Румынии, Словакии, где преобладали графично-линейная манера и геометрический орнамент.
В церквах росписями украшали иконостасы, киоты, подсвечники и деревянную посуду. Возы, сани, дуги и другие предметы хозяйства расписывались масляными красками геометрическим орнаментом, построенным на контрастных цветах.
В декоративной росписи яиц ("писанки" и "крашенки") чаще всего использовались орнаментальные мотивы: "плетенка", "полевая роза", "сорок клинцев", "дубовый лист", "заячье ушко", "грабельки" и другие.
2. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней и желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Нынешний период развития декоративно-прикладного искусства Украины является значимым в плане утверждения его социально-культурного потенциала. Творчески наследуя традиции, художники привлекаются к общему руслу развития современной культуры. Об эволюции народной росписи рассказывают разнообразные современные выставки произведений народных мастеров Днепропетровщины, Ивано-Франковщины, Киевщины, Львовщины, Полтавщины, Черкасщины, Харьковщины, Хмельнитчины, Херсонщины и многих других, которые не только унаследовали лучшие художественные традиции, а и обогатили этот вид искусства новой тематикой, современными орнаментальными мотивами, изысканной палитрой красок.
3. Петриковская роспись. Истоки
Живописное село Петриковка на Днепропетровщине славится народными мастерами декоративной росписи. Искусство рисования имеет здесь глубокие корни.
В XVIII столетии на эти земли пришли запорожские поселенцы. Они начали строить светлые саманные и глиняные дома, побеленные мелом, украшенные цветной глиной.
Декоративная роспись на Приднепровье, как и везде на Украине, возникла прежде всего как искусство росписи дома. Однако на Приднепровье ему свойственна особая неповторимость, самобытность. В его основе лежит образное, поэтическое осмысление родной природы, красоты украинской земли. Недаром полевые цветы и ветки калины стали основными мотивами декоративной росписи Приднепровья. В ней легко узнаются мальва и пион, гвоздика и георгин, астра и горошек, даже придорожный чертополох – вероятный прообраз знаменитейшего петриковского "лучка".
Первой формой росписи на Приднепровье было настенное рисование. О его своеобразности дает представление ряд акварельных копий, выполненных художницей Е.К. Эвенбах в 1911 и 1913 гг. по заказу академика Д.И. Яворницького. Стенопись была распространена и в интерьере (прежде всего роспись камина, печи), и в экстерьере (дом, овин, погреб), которое образовывало единый декоративный ансамбль усадьбы.
Выполнялась роспись тонкой кистью, камышинкой, веточкой или кончиками пальцев по грунтованной стене. Сначала использовались растительные и минеральные красители. Позднее, когда роспись перешла на бумагу, их заменили анилиновые краски на яичной основе.
Колорит росписи строится преимущественно на градациях трех цветов: красного, желтого (желто-зеленого) и синего. Сдержанность декоративного начала и в то же время цветистое разнообразие цветочных форм определяет стилистическую систему приднепровской росписи.
Тем не менее, можно обнаружить и стилистические особенности росписи в отдельных селах. Так, в селе Мишурин Рог, где более распространена роспись по дереву, гамма более суровая.
В селах, расположенных возле речки Самары, – Спасском, Васильевке, – рисунок крупный, с ясно выявленным тройным цветком. Роспись Петриковки и близких к ней Могилева и Шульговки отмечается особой конкретностью и разнообразием декоративных мотивов, что свидетельствует о наличии постоянной художественной традиции.
Дальнейшим этапом приднепровской росписи стала широко известная "малевка" – роспись на бумаге. В ней, как и в декоративной стенописи, ясно выступает традиционная особенность – образное осмысление родной природы и ее декоративная интерпретация.
4. Характерные особенности петриковской росписи
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известны имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и т.п. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.
Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к XVIII-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилье, предметы быта и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется прежде всего как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображения листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерны чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки – все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи – гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками.
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия.
Такие виды композиций как "вазоны", "букеты", отдельные "веточки" и "фризы" использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, от сторон которых ответвляются меньшие по размеру цветочки и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветовое решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае – на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают – перекликаются с ними – маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.
Для колорита традиционной петриковской росписи характерно контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.
Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.
Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывали не только интерьеры домов, но и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетия начали делать бумажные малевки.
5. Основные элементы петриковской росписи
"Зернышко" – это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль вертикальной линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки – "зернышки". Держат кисточку так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярен к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию ритма в изображении. Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх, а потом – кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного расстояния между мазками кисточки.
"Изогнутое зернышко" – очень распространенный элемент, с помощью которого образуют "перистую листву", "бутоны", лепестки цветов.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" кончик кисточки опускают на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге. Далее мазки ("изогнутые зернышки") с вытянутыми усиками наносят вдоль вертикальной линии. Протягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижатием пятки кисточки к бумаге. Потом мазки ("изогнутые зернышки") с вытянутыми усиками наносят вдоль вертикальной линии: первое "изогнутое зернышко" протягивают длиннее, а второе и третье постепенно укорачивают. Из этих мазков составляют одинаковые группы. Расстояние между группами делают одинаковыми.
Этот рисунок напоминает элемент петриковской росписи "перистая листва" и может быть использован для создания одного из типовых элементов петриковской росписи – "бегунка" ("маленькая волна" или "волнушка").
Элемент "бегунок" состоит из трехлепестковых цветков и "перистой листвы". Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяют легкой волнистой линией, по краям которой располагают листочки с длинными усиками ("перистая листва"). Чтобы цветок вышел более выразительным, его можно дополнить еще несколькими "зернышками", расположив их симметрично к центру. Цветы должны быть почти одного размера, как и расстояние между ними и их цвет.
"Бегунок" – один из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.
Новые необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных мазков как "зернышко" и "изогнутое зернышко". Надо иметь в виду их размер, расположение и цвет. В основе цветков – "бутон", дополненный в определенном порядке мелкими и большими лепестками.
На основе цветка "бутона" строятся также другие большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной или растянутой по ширине) решают форму растительного элемента.
Еще один вариант цветков можно сделать с помощью "зернышек", положенных колом в одних или несколько рядов. Эти полоски разрешают сделать ромашки, майоры и астры. На основании этих новых растительных элементов можно выполнить свои варианты цветков.
Пальцем можно рисовать цветы и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый, выполняя каждый мазок, набирают на кончик пальца краску. Для начинающих лучше наметить на бумаге форму будущего цветка. Хорошо выглядят нарисованные пальцем цветы и листья, если предварительно закрасить намеченный контур яркой акварельной краской. Тогда цветок или листок выглядит будто подсвеченными изнутри.
Такие веточки и цветы являются важными элементами многих более или менее сложных композиций петриковской росписи.
Также в петриковской росписи используются такие элементы как листья клена, калины, винограда и папоротника.
Более сложным по своему строению является листва клена и калины. Она состоит из трех похожих частей: центральной верхушки с тремя зубчиками и двух боковых. Эту листву начинают рисовать из центральной части, из среднего зубчика, который будет основой всего листка. По краям его прибавляют два мазка, которые соединяются снизу. Потом так же делают боковую часть листка, снова начиная из среднего зубчика. Это изображение можно оставить в одном цвете или прибавить тонкие прожилки мрачной краской.
Еще один вариант строения листвы – это лист папоротника. Строение этого листка таково: один центральный мазок, рядом второй, боковой и так далее.
В работах петриковских мастеров, в особенности старшего поколения, привлекает внимание такая особенность: тоненькие прожилки листочков проводятся заостренным кончиком деревянного держателя кисточки, а лепестки некоторых цветков, например, астр, – щепочкой или прутиком. Это делают тогда, когда нанесенная краска еще мокрая, и изображение имеет вид сплошного цветного пятна. Кисточку сразу же помещают щеточкой кверху и кончиком держателя проводят по мокрой линии прожилки, или проводят щепочкой от центра цветочного пятна несколько бороздочек-строчек, которые образовывают рисунок лепестков.
6. Основы композиции петриковской росписи
"Бегунок" является простейшей орнаментальной композицией петриковской росписи. Это – ленточная композиция, которая строится на основе равномерного, ритмического повторения основного элемента. Во многих вариантах ленточного орнамента можно выделить основной элемент, который представляет собой основу рисунка: широкий или многозубчатый цветок, перистая листва, листва с ягодками. Вместе с тем в этих "бегунках" ритм заложен и в повторении поворотов и цветового решения этих элементов. Таким образом, "бегунок" – довольно интересный и динамический орнамент, который дает очень большие творческие возможности при выполнении декоративных панно и оформлении вещей быта.
Роспись "бегунка" начинают с последовательного выполнения основных элементов композиции, например, маленьких красных ягодок, располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга, разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого соединяют ягодки волнистой линией и дополняют композицию легкими непринужденными мазками – "изогнутыми зернышками", образовывая ими перистые листки, былинки.
Постепенно выполняют другие варианты "бегунков". При этом надо помнить, что основой таких орнаментов есть ритм, то есть периодическое повторение однотипных элементов.
Асимметрическая уравновешенная композиция также является типичным примером петриковской росписи. В основе петриковской росписи лежат приемы свободного живописного рисования кистью. Сначала рисуют главные пятна, а уже потом выполняют весь рисунок в мелких деталях. Присматриваясь к форме поля, на котором надо нарисовать узор, определяют основные элементы композиции, например, наибольший цветок или гроздь ягод. Нарисовав их, нужно отдельными мазками выполнить лепестки будущих цветов. Краску надо наносить на поверхность рисунка так, чтобы интенсивный насыщенный цвет на кончиках лепестков цветка постепенно становился все более прозрачным и более светлым в середине. От этого изображение будет казаться объемным, а цветок будет выглядеть так, как будто он пронизан солнечными лучами.
Также в петриковской росписи часто встречаются орнаментальные композиции, построенные на основе разнообразных геометрических форм (прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб и т.д.).
Такой тип композиций можно применить для оформления книг, заставок в альбом, открыток и декоративного обрамления предметов быта.
Объединяя в одной работе ленточный орнамент, который строится на основе ритма, и симметрично уравновешенную композицию, можно создать чрезвычайно интересные художественные произведения. Удачным, гармоническим объединением цветов достигается органическая взаимосвязь общего яркого колорита, ажурной техники выполнения с основой-бумагой: белый фон брезжит, мерцает, создает расположение духа праздничности и радости.
Для оформления открыток, книг, заставок в альбом можно применить декоративные композиции на плоскостях разного цвета.
Вся растительная композиция должна быть помещена в какую-либо геометрическую форму; кроме того она может располагаться по кругу, оставляя середину формы свободной .
Удачным, гармоничным объединением цветов достигается органическая взаимосвязь общего яркого колорита с цветистой основой. Это создает праздничное и радостное настроение рисунка.
Часто в петриковской росписи в цветочную композицию вплетают изображения как фантастических, так и совсем реальных птиц (петуха, кукушки). Иногда появляются изображения животных.
В композиции при этом всегда должна быть уравновешенность. Птиц размещают так, чтобы цветы вокруг них уравновешивали рисунок, но между ними должно оставаться свободное пространство, а над председателями птиц цветы должны быть меньше и как будто легче. Это придает композиции динамичность и подвижность.
Подбор цветовой гаммы в петриковской росписи имеет одно из ведущих значений. Цвета подбирают в теплой, холодной или смешанной гамме. Центр обязательно выделяют основным цветом, главные элементы делают больше, чем другие и более пышными. Чтобы подчеркнуть основу композиции, акценты можно выделить контрастным цветом. Так, например: в композиции холодного синего цвета акценты можно подчеркнуть красным и желтым цветом, и наоборот – в композиции теплой гаммы общую канву подчеркивают голубым или синим цветом.
Жанровые картинки начали использовать в своих композициях еще легендарная Татьяна Пата и прочие мастера петриковской росписи. Наиболее часто на них были изображены между цветами, будто в венчике, герои украинских песен. Знаменитый мастер Петриковки, Ф.С. Панко, первый начал изображать пейзаж, выполненный в петриковской росписи. При этом все элементы (цветы, деревья, небо, земля) выполняются в чисто петриковской манере.
Одной из особенностей петриковской росписи является использование ее не только для рисования на бумаге, но и для оформления бытовых вещей. Владея техникой петриковской росписи, можно разрисовать стены квартиры или дачи. Традиционную петриковскую роспись используют также для украшения различных бытовых вещей из дерева. Для рисования по дереву используют такие же краски, что и для работ на бумаге, кроме того, можно использовать масляные краски.
Заключение
Народные орнаменты всегда очень ярко отображают характер народа, его историю, культуру. К тому же искусство славян всегда отличалось самобытностью. Художники в своих произведениях обращались к природным и сказочным мотивам, отображали символы различных древних культов.
Мастера, передавая свои навыки из поколения в поколение, достигали совершенства в своем творчестве. Поэтому народное декоративно-прикладное искусство остается довольно популярным и в наше время и часто используется для оформления самых разнообразных вещей. Сюда можно отнести петриковскую роспись – одну из самых известных в Украине.
Сейчас многие народные художественные промыслы испытывают творческий подъем, возрождаются традиции, забытые техники. Но с другой стороны, традиционное народное искусство поставлено под угрозу гибели бурным, всепоглощающим развитием "массовой культуры". Для того, чтобы сохранить традиции в искусстве, необходимо как можно чаще обращаться к ним, использовать в новых идеях, замыслах, проектах.
Источники
1. История орнамента / Фокина Л.В., серия: Высш.обр., Феникс: 2007 г.
2. Орнаменты. Стили. Мотивы / Емшанова Н.А., Ворончихин Н.С., М.: 2003 г.
. #”577050.files/image001.gif”>