- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,81 Кб
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
ФГОУ ВПО
«УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ЕКАТЕРИНБУРГ
Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, функции, роль
Глава 2. Анализ целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области»
Заключение
Список литературы
Введение
Экономическая практика была пройдена мною в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия. Данное Управление является структурным подразделением Министерства культуры Свердловской области, осуществляющим полномочия в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Свердловской области.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации.
В ходе практики было поставлено ряд задач:
определить задачи, функции, структуру, роль Управления и представить характеристику;
проанализировать целевую программу, реализованную Управлением для определения эффективности его деятельности, целесообразности проведения программы, выявление общественно значимых последствий ее реализации;
выявить проблемы в деятельности Управления и предложить пути их разрешения, улучшения качества реализации Программ.
Отчет состоит из двух частей: общая характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, выявление его роли, функций и анализ целевой программы, реализованной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия.
Глава 1. Характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, его функции, роль
Я проходила практику в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия (структурное подразделение Министерства культуры Свердловской области) с 7.02.2011 по 11.03.2011 года.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на территории Свердловской области осуществляются следующими органами государственной власти Свердловской области: Законодательным Собранием Свердловской области, Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.
Для сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Свердловской области в апреле 2008 года было образовано Управление государственной охраны объектов культурного наследия.
Роль управления велика. Оно участвует в осуществлении координации деятельности подведомственного Министерству культуры Свердловской области областного государственного учреждения «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» в соответствии со своими задачами.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность Министром. Начальник руководит Управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий.
Основные функции начальника Управления:
представляет Министерство по вопросам, входящим в компетенцию управления по доверенности, выданной Министром, во всех органах законодательной и исполнительной власти и организациях, включая правоохранительные и судебные;
руководит разработкой программ и основных направлений деятельности Управления;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Министра предложения о структуре Управления, проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
подписывает охранные обязательства, задания, согласования, предписания, исковые заявления и иные документы, образующиеся по основной деятельности Управления;
участвует в формировании резерва кадров, расстановке кадров в соответствии с их профессиональными и нравственными качествами;
непосредственно организует и участвует в работе комиссий и иных структур, курируемых Управлением;
несет ответственность за обеспечение выполнения требований по технической защите информации и организацию защиты информации в Управлении.
Основные задачи Управления:
Проведение единой государственной политики в сфере охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в Свердловской области.
Обеспечение государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Государственный контроль за охраной, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Основные функции:
организует обнаружение объектов, представляющих собой историко-культурную ценность;
осуществляет государственный учет недвижимого культурного наследия, его территорий, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, земель историко-культурного назначения, исторических территорий Свердловской области, в том числе выявление объектов и территорий, обладающих признаками объекта культурного наследия, их изучение, подготовку и утверждение учетной документации; управление государственный культурный наследие
организует проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурной наследия;
осуществляет мониторинг данных об объектах культурного наследия и выявленных объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области;
осуществляет формирование и ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия.
осуществляет согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий;
определяет характер использования территорий достопримечательных мест областного значения и достопримечательных мест местного значения, устанавливает ограничения на использование данных территорий, а также требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территориях достопримечательных мест;
выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия областного значения и выявленных объектов культурного наследия;
определяет границы историко-культурного заповедника областного значения с учетом мнения органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой заповедник;
оформляет охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия федерального и областного значения;
разрабатывает для внесения в Правительство Свердловской области проекты нормативных правовых актов по вопросам:
разработки, корректировки и исполнения областных программ по охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия;
установления порядка организации историко-культурного заповедника областного значения, его границ и режима содержания;
установления порядка рассмотрения обращений юридических и физических лиц об исключении объекта культурного наследия областного и местного значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
установления порядка определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, проводимой в отношении объектов, предусмотренных законодательством;
принимает необходимые меры по предупреждению и устранению нарушений законодательства об охране и использованию памятников;
осуществляет в установленном порядке совместно со средствами массовой информации выпуски материалов (печатных, телевизионных) по вопросам использования и охраны объектов культурного наследия;
организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие решений по обращениям и направление заявителям ответов в установленные законодательством Российской Федерации сроки;
обеспечивает функционирование государственной информационной системы «Историко-культурное наследие Свердловской области», размещает информацию о своей деятельности на сайте Министерства в сети Интернет;
Хочется отметить, что одной из основных функций Управления является оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и областного значения.
Для того, чтобы оформить обязательство собственника объектов культурного наследия, заявителю необходимо предоставить следующие документы:
заявление по прилагаемой форме;
устав (положение) – для юридических лиц;
свидетельство о государственной регистрации – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
документ, удостоверяющий личность (паспорт) – для физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей;
подтверждение полномочий руководителя – для юридических лиц;
банковские реквизиты – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
почтовые реквизиты, телефон (e-mail при наличии);
правоустанавливающие документы на объект (приказ о закреплении имущества, договор, судебное решение, иное);
технический паспорт (техническая информация) объекта с последними изменениями;
землеустроительные документы, межевое дело (при наличии);
свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (при наличии);
акт о состоянии объекта культурного наследия (в т.ч. электронная версия).
Заявление на оформление охранных обязательств собственника (пользователя) объекта культурного наследия областного значения рассматривается Управлением в течение двух недель, а федерального значения – две недели, но затем передается на согласование в Россвязьохранкультуру по Уральскому федеральному округу.
Еще одной из важных функций Управления является осуществление аналитической работы с целью выявления факторов повышения эффективности охраны объектов культурного наследия. Благодаря этой аналитической работе разрабатываются различные программы, которые помогают решать различные социально-экономические проблемы. Во время прохождения практики я исследовала одну из целевых программ Управления, анализ которой представлен в следующей главе.
Глава 2. Анализ целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области»
На территории области выявлено около 3 тысяч объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из которых поставлено на государственную охрану 1228 объектов, в том числе 98 – федерального (из них 13 памятников археологии, 82 памятника истории, архитектуры и градостроительства, три памятника монументального искусства) и 1142 (278 памятников археологии, 851 памятник истории, архитектуры и градостроительства, 13 памятников монументального искусства)- регионального значения. По сравнению с соседними областями, Свердловская область – лидер по числу памятников, находящихся на государственной охране
Из 104 исторических городов России 14 расположены в Свердловской области, в их числе Екатеринбург, Алапаевск, Верхотурье, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск, Невьянск, Нижний Тагил, Верхняя и Нижняя Салда, Нижние Серги, Полевской и Туринск.
Поэтому областная государственная целевая программа «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области» на 2008 – 2010 годы всегда была одной из главных социально-экономических программ, реализуемых и контролируемых Управлением государственной охраны объектов культурного наследия, так как она способна повысить эффективность деятельности Управления, решить его стратегические задачи, обеспечить сохранение объектов культурного наследия.
Именно поэтому в рамках этой программы поставлены следующие задачи:
обеспечение сохранения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Свердловской области;
обеспечение сохранения объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности, переданных в безвозмездное пользование государственным учреждениям культуры Свердловской области;
обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия областного значения.
Всего на реализацию программы государственной казной Свердловской области были выделены средства областного бюджета в размере 450000 тысяч рублей. Расходы областного бюджета, осуществляемые на первом этапе Программы, составили 135000 тысяч рублей, на втором этапе Программы – 150000 тысяч рублей, на третьем этапе Программы – 165000 тысяч рублей.
На первом этапе Программы (2008 год) были изготовлены и установлены информационные надписи (таблички) на 77 памятниках истории и архитектуры в Екатеринбурге, Невьянске и Верхотурье. В результате составлена база данных на 420 памятников, выявлены ранее утраченные 80 объектов культурного наследия. Также была внедрена и используется государственная информационная система «Историко-культурное наследие Свердловской области», что позволило создать электронный архив недвижимых памятников.
На втором этапе Программы (2009 год) продолжилась реставрация объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, была проведена подготовка и издание альбомов об объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области.
По информации областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, на территории Свердловской области дополнительно выявлено 1495 археологических объектов и 45 зданий, представляющих архитектурно-историческую ценность.
Кроме того, нельзя не отметить то, что ежегодно происходило увеличение объемов финансирования ремонтно-реставрационных работ на памятниках областного и федерального значения. Если в 2004 году на эти цели из областного бюджета было выделено более 60 миллионов рублей, то в 2008 году объем финансирования ремонтно-реставрационных работ на памятниках областного и федерального значения составил 150 миллионов рублей, а в 2009 году – 180 миллионов рублей.
В рамках реализации третьего этапа Программы был отреставрирован памятник «Постоялый двор из деревни Лучинкино» в Алапаевском районе, где после работ был расположен музейно-туристический комплекс государственного учреждения культуры «Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства» и др.. Финансирование областной целевой программы сделало возможным проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на ремонтно-реставрационные работы на семи объектах культурного наследия. Разработано 17 проектов охранных зон в городе Екатеринбурге.
Необходимо отметить, что была активизирована работа по сохранению объектов культурного наследия в муниципальных образованиях. Так, в 2010 году муниципальные образования Свердловской области профинансировали ремонтно-реставрационные работы на сумму более 300 миллионов рублей, в том числе город Екатеринбург выделил более 200 миллионов рублей. Меценаты и спонсоры выделили на эту сферу около 11 млн. рублей. Большинство этих средств было направлено на объекты культового назначения.
Для решения задач регулирования и контроля министерством культуры была усовершенствована областная система охраны объектов культурного наследия. Она состоит из Управления государственной охраны объектов культурного наследия, и областного государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (с филиалами в восьми городах), а также нескольких областных унитарных предприятий, в том числе областного государственного унитарного предприятия «Ремонтно-реставрационные работы».
Результаты, которые были достигнуты в ходе выполнения Программы:
) реставрация 36 объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области;
) воссоздание пяти объекта культурного наследия, расположенного на территории Свердловской области;
) изготовление 210 информационных надписей и обозначений и их установка на объектах культурного наследия;
) проведение сбора и анализ данных о 324 объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области;
) получение 30 заключений государственной историко-культурной экспертизы.
На мой взгляд, эти результаты имели важные социально-экономические последствия:
повышение эффективности использования объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Свердловской области;
улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области;
формирование имиджа Свердловской области как субъекта Российской Федерации с сильными культурными традициями.
Результаты этой Программы доказывают ее экономическую эффективность, целесообразность популяризации объектов культурного наследия, существенному улучшению финансирования по сравнению с прошлыми годами.
Заключение
Историко-культурное наследие Свердловской области составляет весомую часть наследия народов Российской Федерации. Именно поэтому в настоящее время все большую роль приобретает охрана и популяризация объектов культуры, которая входит в компетенцию Управления государственной охраны объектов культурного наследия.
Организация работы Управления производится согласно Положению №49 «Об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Свердловской области».
В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Свердловской области, законами Свердловской области, нормативными правовыми актами Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, приказами Министра культуры Свердловской области, Положением.
Главными функциями управления являются: обнаружение объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, проведение историко-культурной экспертизы, формирование государственного реестра, выдача задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, оформление охранных обязательств собственников и пользователей объектов культуры, составление программ, эффективная реализация которых помогает решить различные социально-экономические проблемы.
Целевая программа «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области» на 2008 – 2010 годы была реализована достаточно успешно. Кроме того, в рамках реализации целевой программы было проведена подготовка объектов культурного наследия города Екатеринбурга к саммиту Шанхайской организации сотрудничества, реконструкция 36 объектов, издано ряд книг, посвященных памятникам культуры, был проведен VIII Всероссийского съезда органов в сфере охраны объектов культурного наследия. Все эти мероприятия привели к повышению эффективности использования объектов культурного наследия и формированию имиджа Свердловской области как субъекта Российской Федерации с сильными культурными традициями.
Безусловно, в деятельности Управления есть ряд проблем, которые могут затруднять успешную реализацию программ и осуществление различных задач в краткие сроки. Это такие как: нехватка финансовых ресурсов, расплывчатое представление о границах объектов культурного наследия, сложный и длительный процесс постановки на охрану объектов (из-за чего 1470 выявленных архитектурных памятников не поставлено на охрану).
Для решения этих проблем, на мой взгляд, необходимо упростить процедуру постановки на учет, создавать программы, нацеленные на конкретные проблемы. В целом же над этими проблемами ведется работа, которая отражается в учете предыдущего опыта при разработке программ, достаточно успешной их реализации.
Практика в Управлении мне показалось интересной, познавательной. Я проанализировала проведенные мероприятия по охране объектов культурного наследия, была ознакомлена с постановкой на охрану объектов, занесению в реестр, выдачей охранных обязательств, формировала архив объектов.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"//Российская Газета.- ст. 1-3
ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ//Консультант +
Закон Свердловской области Об областной государственной целевой программе «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области» на 2008 – 2010 годы //Консультант +
ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Свердловской области// приказ Министра культуры Свердловской области.- 2008.- № 49
Интернет источники
Интернет-сайт Министерства культуры Свердловской области URL: http://www.mkso.ru.
Информационного агентство о программе «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области». URL: <http://www.itartass.ur.ru/presscentre/75647.html>