- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 468,65 Кб
Златоустовская гравюра
Тема
Златоустовская гравюра
Введение
златоустовский гравюра клинок кортик
Указом Александра I в 1815 году был основан завод, и на протяжении почти двухсот лет своей истории предприятие ставит на свои изделия различные клейма – «ЗОФ» (Златоустовская Оружейная Фабрика), «ЗиК» (Златоустовский инструментальный Комбинат), «ЗМЗ им. Ленина», ПО «Булат».
Златоустовская гравюра на стали зародилась в начале XIX века как искусство украшения холодного оружия.
Холодное оружие златоустских мастеров отличает тонкость и чёткость изображения, неповторимое изящество линий. Оружейный мастер Иван Бушуев украшал свои клинки крылатым конём, и впоследствии этот символ стал гербом города Златоуста, единственного в России, где сегодня делают гравюру на стали. Кроме традиционных шпаг, палашей, сабель на Златоустовской оружейной фабрике украшаютпредметы быта и подарки – панно, различные шкатулки, ларцы, подносы.
Редкое и самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту. Именно поэтому она пользуется большой популярностью как в России, так и в других странах мира.
Златоустовская гравюра, начиная с 1829 года, неизменно экспонировалась на всемирных и международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Париже, Брюсселе, Монреале и других городах мира. На крупнейших выставках нашей страны гравюра отмечалась заслуженными наградами. Лучшие образцы гравюры и украшенного холодного оружия хранятся в сокровищницах России – Эрмитаже (Санкт-Петербург) и Оружейной палате Кремля в Москве. Наградное и памятное оружие, изготовленное в Златоусте, вручали и вручают выдающимся полководцам, государственным деятелям, главам многих государств мира.
1.Златоустовская гравюра на стали
Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века (1816-1817 года). Златоустовские мастера учились у русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков. Накопив богатый опыт, уральские граверы создали свой самобытный стиль, прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов.
Оружие златоустовских мастеров завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы – различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется – появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.
Клинки украшались резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы. К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении «Златоустовского» стиля Златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.
Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок; затем производилось травление кислотой. Русские «ученики» Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили эти технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, сменив иглу на кисть, с помощью которой на металл наносилось изображение: после неоднократного травления становилась возможной передача различных тонов, что придавало изображению объём, создавало реалистичность. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности. Характерным для златоустовских художников стало уважительное отношение к металлу, использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, «белой» плоскости, или же выявляющей красоту узора Дамаска или литого булата.
Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия по праву считается И.Н. Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году Бушуев назначается ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально «оживали» военные баталии периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И.Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.
Бушуев не только работал над военной тематикой. В 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне).
Вершиной творчества И.Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение» комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И.П. Бояршиновым, скульптором Л.К. Лукиным, резчиком М.Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д.Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола; долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.
Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И.Н. Бушуева И.П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.
В 1830-1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П.П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцев, подсвечников, столовых приборов.
Огромное влияние оказал на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале XX века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Под его влиянием изменился неповторимый орнамент златоустовских мастеров, потерявший в эти годы свою воздушность, лёгкость. Художники стали широко применять при украшении изделий так называемые стили «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Параллельно с художественными поисками расширялся круг выпускаемых изделий, рассчитанный на различные слои населения: Оружейная фабрика стала выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток.
В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой.
В 1919 году возрождается производство холодного оружия теперь уже для Красной Армии. Многие клинки тех лет, украшенные орнаментом, надписями и миниатюрами, преподносились солдатам революции как именное оружие.
Самым сложным и противоречивым в истории златоустовского художественного металла был, пожалуй, период 1930-1980-х годов. Постепенно прекратилось производство большинства художественных изделий по старым образцам. С середины 1930-х годов художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) почти полностью перешло на выпуск стальных пластин панно, на которых изображались примитивно выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников. Фактически это был процесс механического переноса живописи на стальную пластину. Из элементов украшения практически исчез орнамент. В эти годы златоустовская гравюра, всегда носившая прикладной характер, «оторвалась» от вещи поскольку настенные и настольные панно, выпускавшиеся в массовом порядке, не носили утилитарного характера. На многие десятилетия златоустовская гравюра отошла от миниатюры, отдавая предпочтения новым формам и размерам.
Старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного (В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род. 1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям ("Равноправная женщина" и др.).
Однако развитию златоустовской гравюры на стали сильно мешала слабая художественная подготовленность мастеров и почти полное отсутствие какого-либо художественного руководства. Благодаря этому большинство работ, выполняемых в Златоусте, хотя и отличалось совершенством технического мастерства, но в художественном отношении оставляло желать много лучшего.
Блестящая техника гравировки на стали способом травления, которой владели мастера Златоуста, не находила правильного применения. Для того чтобы превратиться в искусство, она нуждалась в участии квалифицированного художника.
В период развития «сурового» стиля некогда уникальное искусство утратило свою возвышенность и художественную ценность. Новые технологические приемы, например, внесённые А.И. Боронниковым никелевые полутона, могли бы значительно расширить изобразительные средства гравюры, поскольку украшаемая поверхность получала светотеневую моделировку. Однако новый способ не дополнил арсенал художественных средств и технологических приемов, он их подменил. Появился даже термин «живопись на металле». Гравюра Златоуста утрачивала графичность, ясность и четкость штриха.
В 1930-е 1940-е годы основными мотивами стали индустриальные пейзажи, портреты вождей. Первым в златоустовскую гравюру ввёл советскую тематику Д.Е. Яковлев (значок Всероссийского Союза рабочих металлистов, 1923 г.). В качестве почётных наград лучшим рабочим вручались украшенные топорики, основными сюжетами которых были виды уральской природы, панорама завода, портрет В.И. Ленина.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов художественное отделение возродило выпуск холодного оружия. Украшенные художниками Златоуста шашки, кинжалы, кортики преподносились как заслуженная награда советским полководцам. Нередко в посылках на фронт бойцам-заводчанам отравляли портсигары, изготовленные из златоустовской стали и украшенные травленым рисунком.
В послевоенные годы производство и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновилось. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорированы художниками-гравёрами Н.Ф. Морозовым, А.И. Боронниковым, М. Крысиным.
В 1950-х годах на смену гравёрам-ветеранам пришла молодёжь, которой предстояло переломить сложившиеся стереотипы и дать новое дыхание уникальному искусству златоустовской гравюры на стали. Г. Берсенёв, В. Тарынин, Л. Валиев, Г. Драгун, А. Кузьмичёв поддержали инициативу старейших художников Н.Ф. Морозова и И.И. Бахарева, выступивших с инициативой возродить орнаментальное искусство украшения прикладных вещей.
Наиболее интересными изделиями этого периода являются два памятных меча, выполненные Г.М. Берсенёвым в 1958 году к Международной выставке в Пловдиве (Болгария). Главной темой сюжетов автор определил братскую дружбу русского и болгарского народов. Один меч посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов, второй украшен миниатюрными композициями сцен сражений болгаро-турецкой войны 1877 1878 годов. Оба меча находятся в коллекции краеведческого музея Златоуста. Теме дружбы славянских народов посвящен кубок 1954 года (автор Г.М. Берсенёв), изготовленный в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией и подаренный союзной республике от имени трудящихся Челябинской области.
В 1958 году к работе над златоустовской гравюрой был привлечен художник М. Раков. Он выполнил для завода 15 рисунков, предназначенных для воспроизведения на небольших вещах из стали – туалетных наборах, состоящих из лоточков, тарелочек, блюдечек, разных размеров стаканчиков. Вместо громоздких шкатулок, рамок для фото, вешалок – вещей, почти не находящих применения в быту, – Раков предложил заводу ассортимент более практичных изделий. Характер гравировки также был в корне отличен от укоренившегося на заводе.
Художник отказался от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. В своих рисунках он отталкивался от лучших златоустовских гравюр на стали конца XVIII – начала XIX в. Золотые силуэты животных, птиц, пейзажа в его композициях четко читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны.
Несмотря на лаконизм изобразительного языка, художник сумел в каждом из своих рисунков выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия.
Прекрасный анималист, тонкий лирик и миниатюрист, Раков блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Выполненные им для златоустовской гравюры на стали рисунки в корне отличались от всего того, что делалось там в течение последних десятилетий. Они возрождали былую славу златоустовской гравюры и были положительно оценены. Производственники, например, оценили не только их художественные достоинства, но и технологичность. "Большое достоинство рисунков, выполненных художником, – заявил при их обсуждении Г. Берсенев, – что они не трудоемки в производстве".
Так в истории развития златоустовской гравюры на стали произошел перелом, коренным образом изменивший пути дальнейшего развития этой старинной отрасли русского прикладного искусства.
В 1960-1980-х годах идёт процесс поиска новых форм бытовых вещей и формирование художественного стиля, отличного от «сурового» стиля тридцатых-сороковых годов XX века. В ассортименте цеха появляются шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям социалистического соревнования. Как и в 1930-е годы, продолжают создаваться панно больших размеров.
В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, украшенных в стиле златоустовской гравюры, утверждаемые на областном художественном совете. После утверждения принятые образцы становились эталоном, который затем тиражировался сотнями и тысячами экземпляров. Произошло разделение мастеров златоустовской гравюры на мастеров, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом порядке. С 1971 года для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска стали применяться трафареты, выполненные в технике сеткографии, что позволило значительно увеличить выпуск настенных панно.
.украшение наградного и юбилейного оружия;
украшение бытовых предметов;
изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства;
массовое производство настенных и настольных панно, которые в эти годы занимали наибольшее место в творчестве златоустовских художников-гравёров.
В эти годы главным художником завода им. В.И. Ленина стал Г.М. Берсенёв. При нём в цех гравюры пришла плеяда молодых художников-гравёров, которые в скором времени сказали весомое слово в искусстве: Н. Лохтачёва, Ю. Рябков, О. Аверкин, А. Богачёв, А. Шуков, П. Спирченков.
Дерзкая молодёжь приступила к разработке новых эскизов, форм, отказываясь работать в рамках традиционных панно. Появляются изделия в форме блюда, украшенные орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времён года и т. п. (О. Аверкин, Н. Лохтачёва). Создаются образцы авторского украшенного охотничьего оружия (нож «Диана», А. Богачёв; Г. Берсенёв). В 1982 году Г.М. Берсенёв первым из гравёров Златоуста становится членом Союза художников СССР.
До 1990 года производство изделий, украшенных в технике златоустовской гравюры, развивалось только на заводе им. В.И. Ленина. В начале 1990-х годов творческий коллектив гравёрного цеха завода распался. Почти одновременно возникли три новых предприятия: ««ЛиК» (1990), «Практика» (1991), «Формула» (1991).
Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских, среди которых ООО «Авант», ООО «Арт-Грани», ООО «Компания "АИР"», ООО «Златоустовская оружейная компания», ООО «Златоустовская оружейная фабрика», художественные мастерские ООО «КХО», ООО «Литера», мастерская художественных промыслов Урала «МАОК», ООО «СКаТ» и многие другие.
Эти предприятия обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие, разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей манерой решения художественного образа вещи.
Среди уникальных произведений златоустовских мастеров, созданных в последнее десятилетие XX века, изделия мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» «Щит и Меч Победы» и четыре «Меча Памяти и Благодарности народам стран-участниц антигитлеровской коалиции» (1995), «Дарохранительница восстановленного храма Христа Спасителя» (1997 2000); сделанные в ЗАО «Практика» памятные мечи «Иван Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» (1999).
Произведения искусства, созданные златоустовскими художниками-гравёрами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии (изделия художественной мастерской «Практика», мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»), Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»»).
Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженные художники России Н.В Лохтачёва (1997) и Г.М. Берсенёв (1998), члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачёв, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.
По большому счёту, златоустовская гравюра начала XXI века – это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов. На стыке технических, гуманитарных и художественных дисциплин родилась новая специальность «Технология художественной обработки материалов», на которой с 1996 года в Златоустовском филиале Южно-Уральского университета с успехом обучаются молодые художники-гравёры. В декабре 2002 года по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ (директор профессор В.И. Чуманов) в Златоусте состоялись первые «Бушуевские чтения» научная конференция, главной темой которой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее.
Заключение
златоустовский гравюра клинок кортик
Урал остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы. События недавнего прошлого уже становятся частью истории. Развитие художественной культуры Урала в XX в. предстаёт как сложный, порою противоречивый процесс, не лишённый внутреннего драматизма, но обладающий собственной логикой. XX в. застал Урал в «переходном состоянии». Перед краем стояла масштабная задача – найти своё место в культурном пространстве России. Художественная культура была призвана сыграть важную роль в этом процессе, неизбежно превращаясь в одну из форм регионального самосознания. Конец XX в. стал временем переоценки ценностей, пересмотра значения многих событий и явлений в истории отечественной культуры. Путеводной нитью является стремление восстановить распавшуюся «связь времён». Это в новых условиях, на новом этапе возвращает нас к решению вопросов, вставших перед Уралом ещё в начале века. Обретение перспективы дальнейшего развития во многом зависит от того, насколько мы сумеем осмыслить опыт прошлого. Сегодня "Златоустовская гравюра на стали" с честью продолжает лучшие традиции знаменитых мастеров прошлого, и имеет в своём обширном ассортименте изделий множество видов гравюры, панно, тарелей, эксклюзивное и штатное холодное оружие (казачьи шашки, сабли, кинжалы, кортики, ножи), охотничьи наборы, предметы интерьера (вазы, кубки, подсвечники, письменные наборы), медали, украшенную посуду (винные, коньячные и чайные наборы).
Приложение
клеймо – «Златоустовская Оружейная Фабрика»
Кортик морской
Кортик военно-морской ВМФ России (ВМФ СССР), образца 1945 года, который сохранился до настоящего времени. Форменный кортик офицера военно-морского флота России, общей длинной 320 мм, с длиной клинка 212 мм. Производится серийно. Клинок кортика хромированный стальной прямой, из углеродистой легированной стали, двулезвенный с обоюдоострой заточкой, ромбовидного сечения. Рукоять кортика четырехгранная или круглая (в зависимости от типа), сделанная из пластмассы "под кость", снабжена защелкой, предохраняющей выпадение клинка кортика из ножен. Нижняя оковка, головка и крестовина рукояти кортика сделаны из латуни. Концы крестовины эфеса кортика закруглены и загнуты в противоположные стороны – вверх и вниз, образуют латинскую букву "S". Деревянные ножны обтянуты черной кожей и покрыты лаком. Из латуни изготавливался прибор ножен, состоящий из двух обойм с портупейными кольцами и наконечником. Кортик прозводится в следующих вариациях: "простой", "лакированный", "золоченный" и "золоченный улучшенной отделки". Характеристики морского кортика: общая длина 320 мм, длина клинка 212 мм, наибольшая ширина клинка 17,5±0,5 мм, толщина клинка 4,0±0,75 мм, длина рукояти кортика 108 мм.
кортик морской – фотография общего вида в лакированном исполнении
Украшения кортика на морскую тематику. На правой стороне верхней обоймы морского кортика изображен якорь, с левой стороны гравировкой выполнено изображение парусного корабля. У верхней и нижней обоймиц имеются кольца для портупеи.