- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,16 Кб
Значение поста: история и современность
Значение поста: история и современность
В последнее время стало модным поститься. Пост теперь соблюдают не только верующие. Многие ограничивают себя в употреблении определенных видов пищи, придерживаются поста в гастрономической его части, но при этом не посещают богослужения и не молятся. Некоторые считают, что пост полезен для здоровья, и воспринимают его как некоторую диету, овеянную религиозным романтизмом. В ресторанах и кафе появляются специальные «постные» меню, а газеты и журналы публикуют разнообразные рецепты постных блюд.
Согласно точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и связаны с религиозно-магическими запретами. Очевидно, что на ранних этапах своего развития представления связанные с постом зависели от конкретных условий жизни человека, но затем вытеснялись исключительно религиозной составляющей.
Пост не является изобретением христианства, более того, характерен для большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики.
Постились и народы Юго-Восточной Азии, в частности малайцы, желавшие застраховать себя от ран. Жители африканского континента зулусы полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». Создатели крупного государства доколумбовой Южной Америки – инки считали пост обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. Индусы в постные дни вспоминают предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.
Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несёт особый духовный и нравственный смысл, а его главное значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности. Торжества духа над чувственным и, как следствие, подъёма на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Таким образом, пост не есть исключительно христианское учреждение, его можно рассматривать как определённый общечеловеческий религиозный архетип [1].
В христианской церкви постническая идея не была принципиально новой: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел свои формы и проявления. Это отражено в Библии, можно привести некоторые примеры.
Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28) [2]. Ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах.
Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1-2; см. [2].
Помимо текстов Нового Завета о посте сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I-II веков. Особый интерес имеют такие раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов.
«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как испрашивание милости у Бога за евреев [1]. Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа.
Уже в эпоху ранних христиан были распространены разные посты. Они применялись в качестве рекомендованной меры благочестия и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важное место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. В первые века крестили не каждый день, только несколько дней в году например, на Рождество, на Пасху, в Великую Субботу перед Пасхой. Постное воздержание несли, прежде всего, оглашенные – люди желающие принять Крещение, а христиане в знак солидарности с ними постились
По мнению некоторых исследователей, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине в течение III века, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом.
Преимущество духовной составляющей прослеживается на историческом материале постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще [1].
Слово «пост» французского происхождения одно из его значений- часовой, поставленный на точно указанное место. Его функция сводится к запрету прохождения через пост нежелательных людей, предметов и т. п. Когда говорят, что человек «придерживается поста» или «налагает на себя пост», это означает, что человек добровольно поставил преграду своим чувственным удовольствиям с целью их обуздания и подчинения. Этим поступком он возвысил себя, занял главное место в самом себе, отметая все ложное и чуждое. [3].
Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. [4] Человек чувствует эту пустоту, она гнетет его. Он старается заглушить ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями.
Человек старается не думать о том, что смерть, в конце концов, отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Порядок в своей душе нужно наводить, пока жизнь еще не кончилась.
Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. Он решается пожить без этого духовного наркоза хотя бы семь недель, чтобы, наконец, заглянуть в собственную душу. Только тогда пост станет настоящим духовным подвигом и перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой [4].
Как говорил пустынник Никифор в книге протоирея Свенцицкого «Граждане неба»: Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное по благодати…[5]
Традиция строгих постов сейчас сохранилась в основном в православии. Если вы чувствуете в себе духовную и физическую готовность к посту, то, конечно, соблюдать Великий пост – самый главный – нужно. Но во все времена церковь делала исключение для больных, ослабленных, престарелых, беременных женщин, маленьких детей, тех, кто в пути. [6].
Следует знать, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны не для каждого организма. Они могут спровоцировать обострение заболеваний органов пищеварения и сердечнососудистой системы. Абсолютный пост или полный голод иногда могут привести к прямо противоположным результатам – смягчить психические заболевания или обострить их течение.
Говоря о негативных последствиях поста, следует рассмотреть и такой аспект, как режим питания. Наиболее благоприятным для здоровья является четырехразовое питание. С этой точки зрения еда один раз в день противопоказана не только больным, но и здоровым, поскольку усиливает возможность возникновения инфаркта миокарда, обострение язвенной болезни, хронического гастрита и холецистита, Между тем примерно такой пищевой режим во время постов рекомендует церковь.
Проблему можно рассмотреть и с другой точки зрения. Все христианские многодневные посты заканчиваются большими религиозными праздниками: Пасхой, Рождеством, Успеньем, днем святых Петра и Павла. Застолья бывают, как правило, обильными и состоят из запрещенных в посты жирных, богатых белками и трудно-перевариваемых блюд. После однообразия в еде люди употребляют в большом количестве пищу, в которой себя ограничивали. Неумеренность и несдержанность в еде часто приводит к печальным последствиям.
Дело в том, что праздничные трапезы, включающие обильную пищу, жирную пасху, сдобные куличи, да еще сопровождающиеся употреблением алкоголя, следуют за периодом совсем иного, обедненного питания на основе растительной пищи. Такие резкие перепады не могут проходить бесследно для органов пищеварения и организма в целом[8].
К постам, если к ним подходить с позиций медицины, необходимо относиться как к любому лечению – грамотно и осторожно, тогда они принесут пользу, а не вред. При этом обязательно надо учитывать следующее:
vисключение на длительный срок из рациона наиболее ценных продуктов может привести к ослаблению организма;
vустанавливаемый во время строгих постов,- одноразовый прием пищи противоречит современным требованиям науки о питании;
vследующие за постами периоды обильного приема пищи провоцируют обострения хронических заболеваний;
Но стоит, ли практиковать посты как диетотерапию, если эти функции гораздо грамотнее и эффективнее выполняет наука о питании? Посты не содержат никаких особенных секретов, которые не были бы известны специалистам-диетологам.
Если же решение поститься принимается с одной лишь целью – похудеть, то это вряд ли получится. Растительная пища – рис, картофель или горох – не менее калорийна, чем свинина. Все можно довести до абсурда: если злоупотреблять жареной картошкой с грибами, то к концу поста можно еще и прибавить несколько килограммов. [7]
Для физически здоровых людей можно различать 5 ступеней физического поста: 1) отказ от мяса, 2) отказ от молочного, 3) отказ от рыбы, 4) отказ от растительного масла, 5) лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и пожилых людей более соответствует первая степень поста.
Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда твой пост будет приятен Богу. Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй всё, что бог даст, но без излишества; но зато непременно постись душой, умом и мыслями, и тогда твой пост так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника [10].
Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. Не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост можно приготовить вкусные блюда и из постной пищи. Поста нет, если человек употребляет вкусные постные блюда да еще с чувством переобременения желудка. Здесь мало жертв и лишений, а без них нет и истинного поста [7]. Почему мы постимся, а Ты не видишь? – взывает пророк Исаия, обличая иудеев, формально соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3) [2].
С точки зрения врачей православных, оздоровительный эффект поста не является самоцелью, а своеобразным очищением организма, действием благодати Божией по вере самого постника. Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека, в первую очередь, ради его духовного обновления. [9]
В Москве с 1995 г. действует Общество православных врачей. В него входят терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, невропатологи, психиатры – в общей сложности более 60 врачей разных специальностей. Кроме того, в работе общества активно участвуют врачи, ставшие священниками. По их мнению, очень важной является духовная сторона поста. Ведь верующие признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Поэтому очень важно, чтобы во время поста человек соблюдал не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, развлечений. Православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только телесное, но и духовное. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило, – это следствие греха. Поэтому очищение души, одним из инструментов которого является пост, помогает исцелиться и телу. Пост телесный подразумевает: 1) ограничение в пище; 2) употребление особого вида пищи; 3) редкий прием пищи. Душевный пост также должен включать в себя: 1) ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно; 2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; 3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние… [10].
Говоря о посте, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).[2]
пост религиозный христианский православие
Литература
1. Тарасов А. Историческое оправдание поста, или преодоление всеобщего заблуждения [электронный ресурс] <http://www.pravoslavie.ru/put/4314.htm>
. Библия Священное Писание Ветхого и Нового Завета – М.: Российское библейское общество, 1997.-1372 с.
. Великий пост: Семь недель без наркоза, или для чего христиане постятся [электронный ресурс] <http://www.foma.ru/article/index.php?news=1427>
. Свенцицкий В. Граждане неба [электронный ресурс] http://www.rusvera.mrezha.ru/638/10.htm
. Великий пост: Кресту Твоему поклоняемся Владыко [электронный ресурс] <http://pravrielt.ru/velikiy-post-krestu-tvoemu-poklonyaemsya-vladyko-0>
. Что можно есть в пост [электронный ресурс]
<http://www.achram.ru/post/provoslavnie_posti11.php>
. Соблюдение поста [электронный ресурс] <http://www.mixturka.ru/recom/pitaniepost.html>
. Пост как диета и лекарство [электронный ресурс]
<http://prosto-post.ru/info/non-believers>
. Как соблюдать пост [электронный ресурс] <http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=6>