- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,53 Кб
Значение прикладной культурологии для формирования личности
Значение прикладной культурологии для формирования личности
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макро- и микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры. В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия.
Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее:
в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее – самого человека;
в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;
во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции.
Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретает гуманистическая философия Альберта Швейцера который видел в культуре «совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов». Несущая конструкция, стержень культуры по А.Швейцеру – в ее нравственном содержании. Прогресс культуры находится в прямой зависимости от возрождения и постоянного совершенствования ее нравственного характера и в непреложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которое включало бы в себя нравственно-эстетические, экологические и космические императивы.
Следует заметить, что А. Швейцер говорил об экологии и космическом мышлении задолго до прорыва в космос Ю.Гагарина и чернобыльской катастрофы, подобно В.И.Вернадскому, обогнав мышление современников по крайней мере на столетие.
Столь же прогрессивна и швейцеровская методология вовлечения человека в мир культуры, исходящая из того, что «способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом».
Эта позиция в значительной мере перекликается с концепцией П.Тейяра де Шардена, которая, опираясь на веру в творческие и познавательные (рациональные) способности человека, определяет культуру как явление, возлагающее на человека ответственность (любовь) за отношения с окружающей природой и людьми (дух Земли), за развитие духовности.
Значимость прикладной культурологии как средства научного обеспечения процесса вовлечения человека в мир культуры проявляется уже на стадии определения самого понятия культуры. Э.С.Маркарян, к примеру, подчеркивает, что культура – это «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Выработать эти механизмы и обосновать их эффективность и призвана прикладная культурология.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.
Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
Сущностная специфика выделенных метапринципов воспитания состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса.
Исходя из глобальной, общечеловеческой направленности культуры, преодолевающей классовую, национальную ограниченность, педагогическая наука призвана под новым углом зрения рассмотреть культурологические функции воспитания.
Направления этого процесса:
– своеобразие осуществления культурологической функции воспитания и влияние этого процесса на содержание образования;
соотношение ценностных ориентаций учащихся с системой ценностей, задаваемой содержанием образованием;
Исходя из глобальной, общечеловеческой направленности культуры, преодолевающей классовую, национальную ограниченность, педагогическая наука призвана под новым углом зрения рассмотреть культурологические функции воспитания.
Направления этого процесса:
истоки разработки принципа культуросообразности, его соотношения с принципом народности, природосообразности в различных исторических условиях;
своеобразие осуществления культурологической функции воспитания и влияние этого процесса на содержание образования;
– соотношение ценностных ориентаций учащихся с системой ценностей, задаваемой содержанием образованием;
понятие ценностей жизни и культуры с позиций общего, особенного и единичного в развитии той или иной национальной и межнациональной общности;
массовая культура и характер культуросообразности массовой школы;
процессы гуманизации, демократизации школы как государственной системы и возможности осуществления принципа культуросообразности;
влияние традиций народа в сфере культуры на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения;
осуществление языковой культуры общения детей, подростков, юношества на основе принципа культуросообразности;
взаимосвязь экологических и культурологических процессов;
влияние общественного сознания на ценностные ориентации учителей как представителей творческой интеллегенции в сфере нравственности и культуры;
пути и средства интеграции ценностей культуры различных народов в условиях общеобразовательной школы;
проблемы воспитания в семье на основе принципа культуросообразности;
новые формы связи культуры и религии, влияние их на формирование миросозерцания и мировоззренческих знаний учащихся;
деформация эмоций в условиях массовой культуры и их преобразование на основе усложнения духовной жизни детей и взрослых, нравственность и культура.
Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности. В сверхприродных качествах личности проявляются отличающие ее от других индивидов способности, наклонности, дарования, но в первую очередь эти качества выступают как результат социализации и воспитания. Один человек в итоге жизни может испытать гордость за открытия в науке и выдающиеся результаты практической деятельности, другой – за более скромный вклад в общественное производство или художественное творчество, третий с трудом насчитает отдельные добрые деяния, которые ему удалось осуществить; но каждый из них мог функционировать в человеческом сообществе и общаться с себе подобными лишь потому, что семья, учебное заведение, производственный коллектив, другие социальные институты и вся окружающая культурная среда помогли ему овладеть способами познания, профессиональным мастерством, культурой общения и иными технологиями социальной деятельности.
Очевидна зависимость, которая существует между характером личности и дисциплинарной системой, используемой при воспитании. Когда к ребенку относятся как к полноправному члену семьи, уважают его личное достоинство, разъясняют смысл предъявляемых к нему требований, а не заставляют выполнять их с помощью угроз, развивается личность с рациональным сознанием, способная действовать самостоятельно и инициативно, чувствительная к общественным и коллективным интересам. Рациональный демократичный характер вырабатывается у личностей, воспитанных в хорошо сплоченных семьях, с четким распределением прав и обязанностей, с признанным главой семьи, согласованной системой требований, наград и наказаний, последовательно осуществляемой на практике.
Значительную роль в формировании культуры личности играют трудовые коллективы, воинские подразделения, общественные организации, вся микросреда – от родственников и друзей до людей, с которыми общаешься в автобусе или магазине. Однако степень влияния различных социальных институтов или отдельных лиц на процесс становления личности как субъекта культуры и методика их воздействия далеко не равнозначны. В семье решающую роль играют родственные узы, единый быт и досуг, передающиеся из поколения в поколение традиции; в системе образования на первое место выдвигается фактор единства познавательных интересов и осознания обязательств перед обществом и конкретным учебным заведением; в культурно-досуговой сфере, где человек ощущает полную свободу от субординации и экономических факторов, превалируют реально проявляемые интересы, увлечения, эстетические потребности.
. Значение прикладной культурологи. Принципиальное значение для прикладной культурологии имеют закон приоритетности культуры в общественном развитии, концепция реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, требования дифференциальной культурологии об учете специфики формирования культуры различных социальных общностей, прогностические идеи проективной культурологии.
Существенный вклад в разработку проблемы внесли исследования Е.А.Александровой, А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского И.М.Быховской, Г.П.Бутикова, П.С.Гуревича, Т.М.Дридзе, Б.С.Ерасова, А.С.Запесоцкого, А.С.Кармина, А.П.Маркова, С.Т.Махлиной, А.И.Новикова, Э.А.Орловой, Е.С.Протанской, А.Я.Флиера, Ю.М.Шора и других культурологов, которые раскрыли ряд принципиально важных аспектов теории и истории культуры, способствовали становлению культурологии как науки. Важную роль в научном осмыслении сути и природы социально-культурной деятельности; в обосновании взаимосвязи культуры, образования и воспитания; в обеспечении культуросозидающей направленности различных сфер жизнедеятельности сыграли исследования Д.Н.Аля, А.П.Беляевой, С.Г.Вершловского, Д.М.Генкина, Т.Г.Киселевой, Ю.Н.Кротовой, В.Т.Лисовского, Г.А.Неценко, Б.Д.Парыгина, М.М.Поплавского, Ш.З.Санатулова, Е.И.Смирновой, Ю.А.Стельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, Г.И.Фроловой и др. Однако все эти исследователи не ставили перед собой задачу дать обобщенную характеристику сути и природы прикладной культурологии. Правомерно особо отметить исследования Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, А.И.Голышева, непосредственно связанные с прикладной культурологией, но и они формулировали задачи ее анализа, ограничиваясь такими аспектами проблемы, как методология региональной культурной политики, технология развития социально-культурной сферы или онтология самореализации личности в социально-культурной сфере
Сложившееся противоречие между объективной потребностью и необходимостью использовать прикладную культурологию как средство решения непреложных задач вовлечения людей в мир культуры и неразработанностью ее методологических и методических основ обусловило целесообразность осуществить отраженное в предлагаемой читателям монографии комплексное теоретико-эмпирическое исследование цель которого – определить сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
Для культурологии, и в первую очередь такого ее направления, как прикладная культурология, исключительное значение приобретает принцип целостного постижения культуры, методология формирования которой исходит из того, что ее нельзя усваивать фрагментарно, не связанными между собой частями, она всегда базируется на синтезе знания и веры, единстве информационно-логического и эмоционально-образного. Это сближает прикладную культурологию с педагогикой, избравших единый магистральный путь развития своей методики – от репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от тематического к проблемно-концептуальному, от созерцательного к деятельному, культуротворческому.
прикладная культурология воспитание
Литература
Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 2007
Коган Л.Н. Социология культуры. М., 2008