В период IX – XI вв. существовала культура Древнерусского государства, расцвет которой во многом был связан с принятием Русью христианства в качестве государственной религии (988 год). В это время на Руси распространяется письменность, начинается развитие книжного дела, создаются библиотеки, школы. В Х веке в городах строятся первые каменные храмы, украшенные замечательной живописью. С помощью византийских мастеров русичи овладели искусством мозаики, фрески, иконописи. Именно в это время зародилось летописание, русская литература. Вся культура Древнерусского государства, как и стран Западной Европы этого времени, носила религиозный характер и развивалась под влиянием церкви.
Время с начала ХII века и до нашествия монголо-татар – особый период в истории русской культуры, короткий, но яркий. В эпоху феодальной раздробленности единство русской культуры исчезает, начинают складываться местные традиции в летописании, архитектуре, живописи. Яркий след это столетие оставило в культуре Владимиро-Суздальского княжества. Именно здесь утвердилась белокаменная техника строительства, оформилась артель замечательных мастеров – резчиков по камню, процветала школа иконописи. Не менее интересно развивалась культура Галицко-Волынского княжества, Новгородской республики.
Естественный ход культурного развития был прерван нашествием монголо-татар. Разгром русских земель туменами хана Батыя на полстолетия приостановил каменное строительство, были утрачены некоторые ремесла, Русь лишилась лучших мастеров. Только в конце XIII века сохранившаяся, выжившая в сложнейших условиях русская культура продолжила свое развитие.
Следующий этап развития русской культуры (конец XIII – середина XV вв.) связан с борьбой за освобождение от ордынского владычества и складыванием централизованного государства (собиранием земель вокруг Москвы). Эти два процесса, две идеи определили во многом развитие культуры, отразились в устном народном творчестве, в литературе, летописании, иконописи, которая переживала в XIV – середине XV вв. свой расцвет. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, новгородских мастеров явилось вершиной русской религиозной живописи.
Освобождение от власти Орды, рождение Московского централизованного государства определили новый этап в развитии русской культуры. Во второй половине XV – XVII вв. культура Московского царства продолжала и развивала традиции предшествующего периода. Одним из важнейших факторов, определивших культурное развитие Московского государства, стала идеология \”Москва -Третий Рим\”, объявившая Москву столицей всего православного мира, преемницей Византии, павшей под ударами турок в середине XV века.
01.12.2010 | Aдмин