Н.Я. Данилевский “Россия и Европа”, 1871 в своей работе отрицал существование единого мирового исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на культурно-исторические типы. египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский. Россия со славянством, по мнению исследователя, составят в скором времени новый, отличный от Европы, культурно-исторический тип. Выделял четыре основных направления культурно-исторической деятельности: религиозное, собственно культурное, политическое и социально-экономическое.
Различные культурно-исторические типы сосредоточивали свои силы на одном из этих направлений (евреи – на религии, греки – на культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную “четырех основную” культуру. Исследователь считал, что культурно-исторические типы не связаны друг с другом. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций
О. Шпенглер “Закат Европы” 1918 В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит “человеческая душа”. Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни – 1100 лет. Исследователь создает биологически ориентированную схему стадий, которые должна пройти культура – рождение, молодость, зрелость, старость, смерть. В жизни каждой из культур Шпенглер выделяет две основные фазы развития – восходящую (культура в узком смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется развитием всех сфер культуры, искусства, вторая – их «закостенением», расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер, в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусства, культура в собственном смысле слова умирает. Именно этот период и переживает в ХХ веке Европа.
Арнольд Тойнби “Постижение истории” автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций. Скрепить эти разноликие образования, на его взгляд, может религия.
Тойнби утверждал, что не всем цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования (“возникновение”, “рост”, “надлом”, “упадок”, “разложение”). Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный период.
01.12.2010 | Aдмин