Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Культурологические концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби

Культурология
Подробнее о Культорологии: Новости

Культурологические концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.ТойнбиН.Я. Данилевский “Россия и Европа”, 1871 в своей работе отрицал существование единого мирового исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на культурно-исторические типы. египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский. Россия со славянством, по мнению исследователя, составят в скором времени новый, отличный от Европы, культурно-исторический тип. Выделял четыре основных направления культурно-исторической деятельности: религиозное, собственно культурное, политическое и социально-экономическое.

Различные культурно-исторические типы сосредоточивали свои силы на одном из этих направлений (евреи – на религии, греки – на культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную “четырех основную” культуру. Исследователь считал, что культурно-исторические типы не связаны друг с другом. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций

О. Шпенглер “Закат Европы”  1918 В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит “человеческая душа”. Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни – 1100 лет. Исследователь создает биологически ориентированную схему стадий, которые должна пройти культура – рождение, молодость, зрелость, старость, смерть. В жизни каждой из культур Шпенглер выделяет две основные фазы развития – восходящую (культура в узком смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется развитием всех сфер культуры, искусства, вторая – их «закостенением», расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер, в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусства, культура в собственном смысле слова умирает. Именно этот период и переживает в ХХ веке Европа.

Арнольд Тойнби “Постижение истории” автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций. Скрепить эти разноликие образования, на его взгляд, может религия.

Тойнби утверждал, что не всем цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования (“возникновение”, “рост”, “надлом”, “упадок”, “разложение”). Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный период.

01.12.2010 | Aдмин

Похожие записи

Проблемы культуры в трудах русских философов

Проблемы культуры в трудах русских философов

Культурология
Проблемы культуры в теориях 3. Фрейда, К. Г. Юнга

Проблемы культуры в теориях 3. Фрейда, К. Г. Юнга

Культурология
Вклад древнеиндийской цивилизации в мировую культуру: философские и религиозные идеи, памятники литературы, архитектуры, искусства

Вклад древнеиндийской цивилизации в мировую культуру: философские и религиозные идеи, памятники литературы, архитектуры, искусства

Культурология

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.