Концепция игровой культуры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции, это культурно-историческая универсалия. Традицию истолкования искусства из игры как спонтанной деятельности, которая приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс.
Но Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной культуры и определят содержание его форм. Анализ совремеменного культурного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную «живую» культуру, которую человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Характеристика «живой» культуры, данная испанским философом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность культуры, по мнению этих мыслителей, составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных элементов такой культуры складывается элитарный пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.
01.12.2010 | Aдмин