Школа составляет основу культуры и жизнедеятельности общества. Она втягивает в себя основные противоречия общества. Темп развития просвещения – образованность общества – зависит от школьной системы. Тип системы образования порождает тип учителя, но, со своей стороны, учительство принимает или отвергает системы образования в зависимости своей подготовленности. А это в свою очередь, связано с уровнем образованности семей.
Решение вопроса о школьной системе и ее отношении к учительству – дело педагогики как искусства поставить перед образованием посильные задачи и решить их. Поэтому педагогика всегда предлагает для общества ту или иную идеологию и тем как бы модулирует будущее общество. Но само общество выдвигает перед педагогикой свои требования, которые нередко входят в конфликт с тем, что предлагает педагогика.
Школа, разрешая в ходе своей жизни основные противоречия общества, является тем, что обеспечивает обществу развитие. Люди, проходящие школу, являются основателями, распространителями и носителями стиля.
Образование последовательно ставило перед учащимися стилевые цели: сначала бытие гражданином и патриотом, делающим гражданскую карьеру, затем быть (в церковном образовании) служителем и почитателем высшей силы, затем развить свой талант, затем желание нести просвещение и тем устроить нравы, затем бескорыстно служить науке, добиваться научной истины, затем учиться по обязанности перед обществом. Эти ценности, воспитываемые школой, соединяются как дидактическое содержание школьного образования – жизненныеценности. Сменяя истории образования одна другую, они суммируются как факт культуры, целое содержание со сложной структурой.
Люди, прошедшие образование, знают эти ценности, но используют их по-разному, в зависимости от своего характера и, в большинстве случаев, от семейного воспитания.
Формируя ценности образование различается постепенно по ступеням обучения разделению образования на общее и специальное. Так, в Древнем Египте общее образование в школе писцов соединялось со специальным в одном комплексе. В Средние века образование поделилось на две ступени: тривиум и квадривиум. Со времени основания университетов начинается деление на факультеты: богословский, философский, медицинский и др. В 20 веке философский факультет стал делиться на ряд специальностей: естественнонаучных, гуманитарных и технических.