Контркультура – это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.
Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для контркультуры характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.
Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.
Зарабатывайте вместе с SAPE
Основные функции контркультуры:
- разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру;
- деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей;
- революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.
Теоретическое обоснование контркультурным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:
- Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.
- Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.
Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни. (смотрите так же)
Вы можете использовать этот текст как основу под реферат о контркультуре
Несмотря на то, что во всех обществах существуют явные контркультурные течения, термин “Контркультура” относится к более значимому, заметному явлению, достигающему критической массы и сохраняющемуся в определенный период времени. Таким образом, контркультурное движение выражает дух, чаяния и мечты конкретного населения, в определенный период времени, как социальное проявление духов времени. Успешные контркультуры вызывают социальные изменения, эти процессы обычно становятся мейнстримом или близким к нему, и, таким образом, теряет свою идентичность. Таким образом, контркультуры могут быть ценными в обществе, как проводники перемен, избегающие застоя и окостенения более не соответствующих норм.
С другой стороны, контркультуры могут быть вредны для общества, так как они не имеют внутренних стандартов, которыми они могли бы руководствоваться, чтобы способствовать изменению, что хорошо для общества в целом:
- небольшая часть продвигает изменения, служащие интересам маленького, крикливого меньшинства;
- некоторые из них поощряют проблемное и деструктивное поведение, такое как злоупотребление опасных наркотиков;
- некоторые просто продвигают изменения ради изменений.
Таким образом, роль контркультуры в любом обществе можно рассматривать как вполне нормальную, даже необходимую.
Терминология контркультуры
Контркультура обычно используется для описания богословского, культурного, религиозного или материального положения, не соответствующего принятым общественным нормам. Тем не менее контркультурные движения часто кооптируются, чтобы возглавить коммерческие кампании. Таким образом, некогда запретные идеи (мужчины носят женский цвет — розовый, например) иногда становятся популярными тенденциями.
Сегодня контркультура занимает видное место в СМИ, она использовалась для обозначения молодежного восстания, охватившего Северную Америку, Западную Европу, Австралию и Новую Зеландию в 1960-х и начале 1970-х годов. Как контркультурный фон девятнадцатго века в Европе можно рассматривать традиции романтизма, Богемизма и Дендизма. Еще одно важное движение существовало в более фрагментарной форме в 1950-х годах, как в Европе, так и в США, в форме поколения Битников, которые, как правило, отращивали бороды, носили свитера с закатанным воротником, читали романы Альберта Камю и слушали джазовую музыку.
Примеры контркультуры
Контркультура 1960-х годов началась в Соединенных Штатах как реакция против консервативных социальных норм 1950-х годов, политического консерватизма (и социальных репрессий) периода холодной войны и широкомасштабной военной интервенции правительства США во Вьетнаме.
По мере того как 1960-е годы прогрессировали, широко распространенная напряженность развивалась в американском обществе, которое, как правило, разобщено в отношении войны во Вьетнаме, расовых отношений, сексуальных нравов, прав женщин, традиционных способов власти, экспериментирования с психоделическими наркотиками и преимущественно материалистической интерпретации “американской мечты”. Появились новые культурные формы, в том числе поп-музыка английской группы The Beatles, которая быстро эволюционировала, сформировала и отразила акцент молодежной культуры на переменах и экспериментах.
Ряд свобод был одобрен в контркультурных сообществах: Свобода исследовать свой потенциал, свобода создавать свое “Я”, свобода личного выражения, свобода от планирования, свобода от жестко определенных ролей и иерархических статусов. Кроме того, люди в таких общинах хотели изменить образование детей таким образом, чтобы оно не препятствовало “эстетическому чувству, любви к природе, страсти к музыке, стремлению к размышлениям или четко выраженной независимости.”
Движение За Гражданские Права
Мартин Лютер Кинг, пожалуй, наиболее известен своей речью “У меня есть мечта”, произнесенной перед Мемориалом Линкольна во время Марша 1963 года по Вашингтону за работу и свободу. Афро-американское движение за гражданские права (1955-1968) было движением, основанным на Библии, которое имело значительные социальные и политические последствия для Соединенных Штатов. Черные священнослужители, такие как преподобный Мартин Лютер Кинг-Младший, Ральф Абернати, Джозеф Лоуэри, Уайатт т. Уокер, Фред Шаттлсуорт и многие другие, полагались на религиозную веру, стратегически применяемую для решения расовых проблем Америки. Черные христианские лидеры и их белые союзники объединились, бросая вызов аморальной системе расовой сегрегации. Движение за гражданские права 1955-1968 годов стремилось устранить и исправить несправедливость расизма, существовавшую на протяжении многих поколений, используя метод “ненасильственного сопротивления”, который, как они полагали, был создан по образу жизни и жертв Иисуса Назаретянина. Отцы-основатели Соединенных Штатов писали о неотъемлемых правах человечества на жизнь, свободу и стремление к счастью, но многие не верят, что это должно относиться к чернокожим рабам или женщинам. Афро-американское движение за гражданские права развернуло десятилетие борьбы после того, как рабство закончилось и после других вех в борьбе за преодоление дискриминационной практики сегрегации. Эта борьба за равные права была также борьбой за душу нации.
Антивоенное движение
Противостояние войне во Вьетнаме началось в 1964 году, в кампусах колледжа Соединенных Штатов. Студенческая активность, усиленая “бэби-бумерами”, растет, чтобы включить в себя многих американцев. Изъятия и отсрочки для среднего и верхнего классов привели к тому, что сложилось непропорционально большое число бедных и рабочих. К 1967 году большинство американцев выступили против войны.
ЛСД
Кен Кеси и его” Веселые шутники ” помогли сформировать развивающийся характер контркультуры 1960-х годов, когда они отправились в путешествие по пересеченной местности, летом 1964 года в психоделическом школьном автобусе под названием “Furthur.”Начиная с 1959 года, Кеси был добровольцем, в качестве предмета исследования для медицинских исследований, финансируемых проектом ЦРУ MK ULTRA. Эти испытания проводились как исследование воздействия ЛСД, псилоцибина, мескалина и других психоделиков. После медицинских исследований Кеси продолжал экспериментировать самостоятельно и привлекал многих близких друзей; вместе они стали известны как “Веселые Проказники”. Они популяризировали использование ЛСД на так называемых “кислотных тестах”, которые первоначально проводились в доме Кеси в Ла Хонде, Калифорния, а затем во многих других местах западного побережья. Эксперименты с ЛСД и другими психоделическими препаратами стали основным компонентом контркультуры 1960-х годов, влияющим на философию, искусство, музыку и стили одежды.
Хиппи
В 1967 году Скотт Маккензи исполнил песню “Сан-Франциско”, она стала хитом во всем мире, став гимном хиппи. Обозреватель местной газеты г. Сан-Франциско экспериментировал с новыми стилями одежды, психоделическими наркотиками, жил в общине, и в общем является создателем яркого стиля хиппи. Этот стиль и поведение быстро распространились из Сан-Франциско и Беркли во все крупные города США и европейские столицы. Набирало обороты контркультурное движение, в котором молодое поколение начало определять себя как класс, направленный на создание нового типа общества. Некоторые хиппи образовали коммуны, чтобы жить как можно дальше от установленной системы. Этот аспект контркультуры отверг активное политическое взаимодействие с мейнстримом и, следуя предписанию Тимоти Лири “включиться, настроиться и бросить школу”, надеялся изменить общество, бросив его.
Хиппи также сыграли роль в “сексуальной революции”, которая относится к изменению сексуальной морали и сексуального поведения во всем западном мире. В общем, термин относится к более поздней тенденции выравнивания сексуального поведения, которая произошла в основном в течение 1960-х годов, хотя термин использовался, по крайней мере, с конца 1920-х годов. Возникла новая культура “свободной любви”, когда десятки тысяч молодых людей становятся хиппи и проповедуют силу любви и красоту секса как естественную часть обычной жизни.
Этика хиппи представляет собой значительное препятствие для успеха альтернативных движений, растущих в контркультуре. В крайнем случае девиз “Делать свое дело” может привести к отказу от ценностей, навязанных извне, и непреклонному уклонению от ожиданий других людей. В результате человек, как правило, изолирован, что может быть или не быть большой проблемой для этого человека — но это угрожает совместным действиям или достижениям.
Поскольку члены движения хиппи становились старше, меняли свою жизнь и свои взгляды, контркультура была в значительной степени поглощена мейнстримом, оказав влияние на философию, мораль, музыку, искусство, образ жизни и моду.
Музыка
В начале 1960-х годов британское новое поколение блюз-рока приобрело популярность на своей родине и культовую славу в Соединенных Штатах. Исполнители, такие как Питер, Пол и Мэри (“Puff The Magic Dragon”) и Боб Дилан повлияли на британские группы, а популярная музыка стала более тесно связана с контркультурой.
Международная музыка развивалась, перешла к электрической, а затем и психоделической версии рока. В 1962 году Битлз (“Please Please Me”) популяризировал британский рок. Битлз продолжали становиться самыми известными коммерческими экспонентами “психоделической революции”, которая произошла в конце 1960-х годов. Им могли бросить вызов лишь некоторые исключения, к примеру Mamas & The Papas со своей песней “California Dreamin”, и Джими Хендрикс (” Fre you experienced”). Самые жесткие психоделические американские группы, такие как Jefferson Airplane (“Surrealistic Pillow”) и The Grateful Dead (“American Beauty”), достигнут коммерческого успеха. Популярная музыка претерпела серьезные изменения, и психоделический рок стал доминировать на музыкальной сцене как для черной, так и для белой аудитории.
По мере того, как психоделическая революция прогрессировала, тексты песен становились все более сложными. Даже правила, регулирующие одиночные песни, были растянуты на синглы продолжительностью более трех минут. Хоть это и не неслыханно до 1960-х годов, идея о том, что популярная музыка может и должна привести к социальным изменениям, пришла сама по себе. Под влиянием психоделической музыки появились новые музыкальные жанры, включая хэви-метал, панк-рок, электронную музыку и хип-хоп.
Энвайронментализм
Экология это забота о сохранении, восстановлении или улучшении природной среды, например, о сохранении природных ресурсов, предотвращении загрязнения и некоторых действиях по землепользованию.
В 1970 году Чарльз Райх подтолкнул молодых людей к тому, чтобы каждое изменение было маяком великого нового века, эпохой жизни в гармонии с природой. Контркультурные экологи были поверхностны, чтобы понять ранний анализ “пикового нефтяного” прогноза Хабберта. В более широком смысле они увидели, что дилеммы энергетической депривации будут иметь последствия для геополитики, образа жизни, окружающей среды и других измерений современной жизни.
Контркультура в Европе
Контркультурное движение закрепилось в Западной Европе, где Лондон, Амстердам, Париж, Берлин и Рим соперничают с Сан-Франциско и Нью-Йорком в качестве контркультурных центров. Одним из проявлений этого стала всеобщая забастовка, которая состоялась в Париже в мае 1968 года и чуть не свергла французское правительство.
В Центральной Европе молодые люди приняли песню “Сан-Франциско” в качестве гимна свободы, она была широко использована во время “Пражской Весны” в Чехословакии, в 1968 году, этой преждевременной попытки оторваться от советских репрессий.
По мере того, как этот новоиспеченный молодежный класс начал критиковать установившийся социальный порядок, начали распространяться новые теории о культурной и личной идентичности, а традиционные антизападные идеи, особенно в том, что касается религии, социальной организации и духовного просвещения, — встречались все чаще.
Российская / Советская Контркультура
Контркультура нашла постоянное использование в русском языке для определения культурного движения, которое способствует действиям вне привычных условностей русской культуры: использование сленгового языка, графическое описание секса, насилия и незаконной деятельности, нечестное использование “безопасных” персонажей, вовлеченных во все упомянутые вещи.
В начале 1970-х годов русская культура была вынуждена жить в довольно жестких рамках постоянного оптимистического подхода ко всему. Даже мягкие темы, такие как разрыв браков и злоупотребление алкоголем, как правило, рассматриваются СМИ как табу. Несомненно по этой причине российскому обществу надоел разрыв между реальной жизнью и созидательным миром. Таким образом, фольклор и подпольная культура, как правило, считаются запрещенными плодами. С другой стороны, общее удовлетворение качеством существующих произведений способствовало появлению пародий, зачастую в рамках существующих условий. Например, русская анекдотическая шутливая традиция превратила установки “Войны и Мира” Льва Толстого в гротескный мир сексуального избытка. Другим известным примером является “черный юмор”, который касался исключительно смешных смертей и/или других неудач маленьких невинных детей.
В середине 1980-х годов политика гласности позволяла пропускать не столь оптимистичные творческие работы. Как следствие, в российском кинематографе в конце 1980-х-начале 1990-х годов доминировали криминальные боевики с явными (но не обязательно графическими) сценами безжалостного насилия и социальными драмами о злоупотреблении наркотиками, проституции и неудачных отношениях.
Наиболее популярные темы в российской конрткультуре:
- Широкое использование сленга;
- Намеренно плохое написание;
- Тема наркотиков – описание употребления наркотиков и последствий злоупотребления психоактивными веществами, порой довольно ужасное.
- Употребление алкоголя описывается в положительном виде.
Консервативная контркультура
В начале 2000-х годов многие политические писатели придумали новый термин “консервативная контркультура” для описания растущего молодежного движения как в католической, так и в евангельской церквях в Соединенных Штатах. Эта консервативная контркультура может рассматриваться как реакция против либерального поколения “хиппи” 1960-х годов.
Контркультура сегодня
Наследие контркультуры 1960-х годов по-прежнему активно оспаривается в дебатах, которые иногда формулируются с точки зрения “культурной войны”.
Сегодня не может быть “окончательной” контркультуры, однако несколько социальных слоев продолжают появляться в качестве контркультур. В начале XXI века такие группы, как панки, богемы и инди, задавались вопросом о том, как Соединенные Штаты ведут “войну с терроризмом”, особенно в Ираке. Эти группы также приняли идеологии, поддерживаемые коммунизмом, анархизмом и социализмом, противостоящим более популярным консервативным и либеральным политическим взглядам. Наряду с популярным “Новым веком” подхода к духовности, такие группы также выступают против чрезмерного использования технологий, охватывают искусство и более независимые взгляды на музыку. Многие такие контркультурные группы связывают свои идеи и взгляды с идеями и взглядами антикультуры 1960-х годов, в результате чего возникают опасения, что такие “забытые” наркотики, как ЛСД и героин, могут вновь стать популярными.
Здесь можете ознакомиться о понятии культурология.