- Вид работы:
 Реферат
- Предмет:
 Культурология
- Язык:
 Русский , Формат файла: MS Word 82,24 kb
Готическая культура Франции
ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
ФРАНЦИЯ  – это
 государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2., население 50
 млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две тысячи лет назад на месте
 Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на острове Сите, посередине
 реки Сены. Франция высокоразвитая с большим количеством мировых культурных
 достопримечательностей страна. Одним из культурных периодов развития Франции
 является – художественный стиль Готика. 
В середине 12 века в городах Северной Франции
 зародилась культурное течение – готика (Готический стиль).
Слово
 Готика происходит от названия германского племени готов. 
Что такое Готика
Готический стиль – это художественный стиль, явившийся завершающим
 этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и
 частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения
 как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
 С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены
 хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю
 фазы. 
Готика
 развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой
 феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики.
 Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и
 религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими»
 иррациональными силами. 
Для Готики  характерны символико – аллегорический тип
 мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала
 главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.
 Особое место в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры,
 скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с
 человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение
 скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей
 оказывали сильное эмоциональное  воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные
 изменения   в структуре средневекового общества: начало формирования
 централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских
 сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития
 общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых
 религиозно-догматических мировоззрений,  расширялись возможности познания и
 эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы
 и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и
 гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и
 светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась
 домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
 От площади расходились главные  улицы, узкие фасады двух-, реже
 трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и
 набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными
 башнями. Замки  постепенно превращались в сложные комплексы  крепостей,
 дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его
 застройкой, находился  собор, становившийся средоточием городской  жизни. В нем
 наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались
 мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом
 знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие
 со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической
 системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной
 иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание
 горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике – пучка колонн) и опирающихся на
 них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей),
 ограниченных 4 столбами и  4 арками,
 План
 собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
которые
 вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
 облегченными небольшими сводами – распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью
 опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы.
 Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются
 арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных
 конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое
 величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине
 12 в. и достигла расцвета в первой
 половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 – нефные базилики с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому
 примыкают радиальные капеллы («венец капелл»).
 Их высокий и просторный интерьер озарен цветным
 мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю
 создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных     стрельчатых
 арок, убыстренным ритмом аркад верхней
 галереи (трифория). Благодаря контрасту
 высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное
 богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и
 богатые архитектурно-пластические  декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы
 и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов
 и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов,
 а также на капителях колонн образуют цельную символическую
 сюжетную систему, в которую входят персонажи и
 эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
 Лучшие произведения готической
 пластики – декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене,
 Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой,
 искренностью и  благородством.
На главной  площади городов строились ратуши с обильным
 декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым
 внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились
 особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического
 собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека,
 позволила  преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды,
 создать   динамическое   единство внутреннего
 пространства.
В Готике происходит
 обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение
 системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного,
 искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые
 пластические формы. Застылость и замкнутость
 романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к
 зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую
 трактовку получили темы   материнства,   нравственного
 страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная
 духовность и социальная сатира, фантастический гротеск
 и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во
 эту в эпоху  расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло
 высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития
 цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение
 скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную
 раскрашенную и позолоченную
 скульптуру и темперную живопись на деревянных
 досках. Сложился новый эмоциональный  строй образов,
 отличающийся драматической  (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий
 Христа и святых. К  лучшим образцам французского  готического  искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой
 кости, серебрянные реликварии,
 лиможская эмаль, шпалеры и резная
 мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен
 прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане).
 Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В
 миниатюрах (гл. обр.  часословах)  наметилось стремление к одухотворённой
 человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские
 постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные
 залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге)
 отличают жизненная конкретность и монументальность
 образов, мощная пластическая экспрессия. Части
 храмов  украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,
 изображениями фантастических животных; характерно
 обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян,
 гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и
 тематика витражей, в гамме которых преобладали
 красные, синие и жёлтые тона.
В конце  13 начале 14 века  строительство соборов
 во Франции переживало кризис: архитектурные  формы стали суше, декор обильнее,
 статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный
 изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые
 города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно
 возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
 сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади – соборную и
 рыночную. Главным городским сооружением остался  собор, господствовавший над
 всей застройкой и получивший во Франции  свои классические
 формы. Это три – пять нефные базилики
 с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом
 капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным
 фасадом с тремя перспективными порталами и готической
 розой в центре. Произведения раннеготического
 зодчества (церковь аббатства Сен-Дени:
 соборы в Сансе, ок.
 1140, в Париже, в Шартре) сохранили  массивность стен, грузность
 нервюр, горизонтальность     композиций  линий
 фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны.
 Подчёркнутый   вертикализм,   обилие скульптуры и
 декор, деталей свойственны       грандиозным
 соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене,
 часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 – 14 веков  в
 архитектуре соборов стал преобладать обильный декор,
 скрывающий архитектурные членения, появились
 искривленные линии,  пламенеющего
 стиля (церковь Сен – Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные
 внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон,
 1390–1420г.). В 15 веке
 возник тип богатого городского дома – отеля (дом Жака Кёра
 в Бурже,
 1443-1451г.).
В
 готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился
 интерес к физической красоте и чувствам человека, к
 реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры
 скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора  в  Шартре,  глубоко
 человечный   образ   благославляющего Христа на
 западном фасаде   собора  в  Амьене, высокоодухотворённые образы группы   «Посещение
 Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали
 большое влияние на развитие  всей  западноевропейской
 скульптуры. В готической  живописи главным элементом цветового оформления
 интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются
 витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими
 сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков
 (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В
 готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению
 натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под
 влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.
 Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург.
 Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались   произведения
 искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная
 мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с
 тем     торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков,  функционально
 продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически
 логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт
 удачно   сочетаются   с   лёгким изящным декором и тонким членением
 плоскостей  стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон
 (1501—10), отель Бур-терульд
 и Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне
 образованные французские   архитекторы  —  Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо.
 Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего
 пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо,
 1518-1529г.; Шенонсо,  1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом,   фресками,   стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы
 Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового
 Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.
 Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном  искуссве наиболее
 ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных  мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер
 миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.
СПИСОК
 ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Большая
 художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2.   Воронцов А.И.
 Экскурс  мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
