- Вид работы: Практическое задание
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 739,32 Кб
Актуальность произведения К.С. Петрова-Водкина ‘Петроградская мадонна’ для современного массового зрителя
Практическая работа по дисциплине
Русское искусство конца 19- начало 20 века
На тему
Актуальность произведения К.С. Петрова-Водкина«Петроградская мадонна» для современного массового красноярского зрителя
Содержание
Обзор использованной литературы
Часть первая. Обзор произведения
Анализ произведения
Часть вторая. Текст массовому зрителю
Список использованных источников
Приложение
Обзор использованной литературы
Степень изученности жизни и творчества К. С. Петрова-Водкина.
К. С. Петров-Водкин является одним из знаменитейших русских художников, поэтому его жизни и творчеству посвящено множество статей и книг различных исследователей, таких как А. М. Эфрос, А. Н. Бенуа, Г. Ю. Стерлин, В.И. Ракитин, Ю.А. Русаков.
Отношение к творчеству диктуется эпохой. В разное время судили по-разному. Например, в эпоху социализма творчество К. С. Петрова-Водкина рассматривалось с определённым политическим подтекстом, видя в нём художника, прославляющего советский режим. Таковы исследования А. С. Голушкиной, изданные ещё при жизни художника, в 1936 году. Г. Ю. Стерлин говорит, что «у Петрова-Водкина нет случайностей, пустяков», то есть то, что этот художник всегда создавал свои картины. С. Маковский говорит, что «восприятие Петрова-Водкина подлинно индивидуально <…> это не стилизация, это стиль, не деформация академической пластики по тому или другому рецепту, а непосредственное формотворчество. Метод его работы близок к методу старинных мастеров».
Очень подробно и открыто было описано о творчестве Кузьмы Сергеевича в книге «Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы», составителем которой является Селизарова.
Картина К. С. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» является одной из известнейших его картин. Она была замечена ещё при его жизни, где в ней видели изображённую «молодую женщину-работницу с ребёнком на руках на балконе своей новой квартиры, с которого видны дома <…> ярко говорящие о прошедших боях» (А. С. Голушкина). В.И. Ракитин называет данное живописное произведение «переломной работой не только в тематике Петрова-Водкина, но и в живописном отношении». Многие авторы говорят о композиции и сюжете этой картины, традициях, которые были задействованы при её создании (например, об иконописной традиции и традиции итальянского Возрождения).
Христолюбова Т. П. в своей работе «Зрительская интерпретация художественного произведения на примере картины К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» обращается к проблеме интерпретации произведений искусства, акцентируя внимание на следующих смысловых планах: буквальный или реалистический, аллегорический или обусловленный временем; духовный или вневременной.
Часть первая. Обзор произведения
Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его.
Именно такой своеобразной и крупной личностью был в русском и советском искусстве первой трети ХХ века Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).
Русский советский художник К.С. Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в приволжском городке Хвалынске Саратовской губернии, в бедной семье.
К живописи его влекло с детства. Еще учась в четырехклассном приходском училище, Кузьма познакомился с иконописцами, у которых он наблюдал за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением увиденного мальчик сделал первые самостоятельные пробы – иконы и пейзажи масляными красками. Так же влияние иконописного искусства будет прослеживаться в его дальнейшем творчестве, в таких работах как «Убийство Каином Авеля» (1910), «Жертвоприношение Авеля» (1910), выполненные в технике фрески.
Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст. Однако октябрьский переворот 1917 года он принимает восторженно, тем самым открывая новый этап своего творчества. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью и в 1918 году стал профессором Высшего художественного училища, он начинает преподавать в Петроградской Академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Художник искренне верит, что после Октября "русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта". Вместе с тем он понимает, что "творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом". Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием. "Здесь дошло, что соли нет! Провизию всякую с горем разыскивать приходится". А в 1917 году воцаряется настоящий голод. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, – пир! "Откуда только, – восклицал художник, – нам, голодным, Бог силы дает здесь?!" И заключал: "Как дурной сон без пробуждения эта жизнь".
Для новой власти К.С. Петров-Водкин безусловно стал своим. Он занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет (с 1918 по 1933) с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему. Прямых продолжателей своего стиля Петров-Водкин не оставил, хотя в числе его учеников был, например, А.Самохвалов.
Осмысление революции происходило и через различные произведения. Таков, например, характерный по своей образности натюрморт "Селедка", написанный в 1918 году. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Розовый натюрморт. Ветка яблони", 1918; "Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920, "Натюрморте самоваром", 1920). Космологический символизм сказывается и в портретах советского периода ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, "Портрет В.И. Ленина", 1934 и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил.
Ему нелегко было с людьми, и отдушиной оставалась семья. После пятнадцати бездетных лет брака жена Мара родила ему осенью 1922 года долгожданную дочь. Когда Кузьма Сергеевич впервые увидел крохотное существо с темно-синими сияющими глазками, крошечными пальчиками и чуть оттопыренными ушками, написал матери в Хвалынск: "Я был наполовину человек, не испытав этого". Портреты дочери занимают особое место, в течение многих лет Петров-Водкин писал ее портреты и сцены в детской.
В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». Это полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Другое название этого полотна – "1918 год в Петрограде". В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон. За окном – Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
) На протяжении всего своего творчества К.С. Петров-Водкин использовал различные традиции, своеобразно сочетающиеся в его деятельности. В его работах одной из главнейших является линия и влияние которой прослеживается на протяжении всего творчества автора К.С. Петрова-Водкина является традиция древнерусской иконописи. Так же, после в частных собраниях он познакомится с первыми расчищенными древнерусскими иконами, монументальный высокий стиль которых был творчески воспринят и переработан художником. Традиция русской иконы проявляется в канонических образах, таких как образ Богоматери с младенцем (не зря произведение К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» имеет второе название «Петроградская мадонна») и вообще образа нежной заботливой матери, которая появляется на его картинах в облике простой рабочей русской женщины, будто отождествляющейся художником с Девой Марией. Возможность этого сопоставления подтверждает канонические цвета одежд женщины – красный и синий, изображённой в произведениях К.С.Петрова-Водкина, свойственных изображению одежд Богородицы.
Скрещивание сюжетов икон с современными сюжетами может говорить о воспевании, почитании, ценности и значимости тех современных образов, которые отождествляются с иконными образами, столь почитаемыми на Руси.
Так же одной из основополагающих традиций в творчестве художника была традиция классического строгого рисунка, то есть традиция художников Раннего Возрождения, таких как Чимабуэ, Джотто, Пьеро делла Франческа Джованни Белини, Мазаччо, из творчества которых он позаимствовал монументальную ясность образов, цветов. Он берёт у Джотто лаконичность цвета, который подчиняется светотеневой лепке и теряет свое символическое и орнаментальное значение, чтобы способствовать выявлению объемов, прояснять композицию. Так же как и этот итальянский мастер эпохи Возрождения, К.С.Петров-Водкин относит архитектуру на второй план, которая становится фоновым обрамлением, пределом и горизонтом пространства.
Символическая и ассоциативная образность модерна, который художник познал вместе с товарищами из объединения «Мир искусства».
) Собственная система трёхцветия – красный, жёлтый и голубой (либо зелёный), которыми художник писал свои произведения. Он считал, что всё колористическое богатство мира заключено всего в трёх цветах спектра – в красном, в синем и в жёлтом. Это можно подтвердить с точки зрения физиологии человека, который воспринимает красный, зелёный и синий цвета, а прочие краски мира видит в сочетании этих цветов. Так, например жёлтый цвет получается из сочетания красного и зелёного.
) Мировоззрение К.С. Петрова-Водкина диктуется временем и обстановкой, в которых он жил. Так как он был сыном простого сапожника, то он был далёк от мира богатства и праздности человеческого существования. Он восхваляет русского рабочего человека, как такового, воспевая его трудолюбие, простоту и душевность.
Он застал непростое время для всего русского народа: революционные волнения, нехватка продовольствия, в конце десятых годов двадцатого века в следствии этих волнений. Он ратует за патриотизм русского человека, за его любовь к Родной земле. Он многократно обращался к сюжетам, посвящённым русскому народу, таким как Гражданская война.
Так же на протяжении всего творчества прослеживаются некоторые образы, которые, как видимо, были очень важны для К.С.Петрова-Водкина, которые определяли его мировоззрение. Он воспевал образ матери в лице простой русской женщины «из народа», которая с заботой и любовью относится к своему ребёнку и тревожится за его судьбу. Эти чувства подобны чувствам Богоматери, которая столь же трепетно относилась к своему Сыну.
Тем самым автор воспевает материнство, которое является своеобразным подвигом женщины, который, по сути, является данностью, обычным делом.
петров водкин художник творчество
Анализ произведения
Мастер строит композицию, совмещая различные смысловые ряды. Молодая работница с младенцем на руках стоит на балконе, но смотрит она не на улицу, заполненную очередями в голодный год, – ее фигура развернута на зрителя. Первый и второй планы максимально противопоставлены пространственным решением и точкой зрения; первый план приближает фигуру к зрителю, а город показан сверху, в сильном масштабном сокращении.
Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени, такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой, покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины и мадонны.
Сочетание конкретных примет времени с символической трактовкой главной героини снимает бытовой аспект и органично соединяет две темы. Это и 1918 год в Петрограде, и петроградская мадонна.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира – он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.
Как в зеркале, в этом полотне отражается творческая система художника поры его зрелости: картина представляется ему синтезом, неразрывным единством большой философской мысли, сюжета и суммы точно и тонко разработанных индивидуальных приемов пластической интерпретации видимого предметного мира.
Осью данного художественного произведения является фигура женщины с ребёнком на руках, расположенная на первом плане и находящаяся посередине картины. Тем самым можно сделать предположение, что она может являться точкой отсчёта. Несколько элементов подтверждают эту ось: линия оконного проёма дома, расположенного позади, прямой нос женщины, её рука, сжимающая ручку ребёнка, профиль младенца. Относительно этой оси справа и слева от неё находятся две стены, ограничивающие балконную перегородку; на втором плане справа от оси расположены столпившиеся люди, изображённые в сильном перспективном сокращении, слева – несколько находящихся отдельно друг от друга фигур на фоне большого синего дома. В правом верхнем углу расположены два дома, рядом с которыми так же собрались люди.
Произведение можно поделить на несколько планов: первый план, на котором расположена женщина с ребёнком на руках; второй – балкон, на котором стоит женщина , его ограда, помещённая между двух стен, и расположенная позади женщины с ребёнком. На втором плане изображены окрашенный в синий цвет дом, толпящихся людей и несколько отдельных фигур. На четвёртом плане располагаются два стоящих параллельно друг другу дома и несколько собравшихся вместе людей.
Женщина с ребёнком расположена на маленьком балконе, о размерах которого можно судить по тому, как рядом друг с другом находятся стены, ограничивающее габариты этого балкона, и по тому, как близко от балконной ограды стоит женщина. Это пространство противопоставлено открывающемуся с балкона виду большой открытой улице, о масштабах которой можно судить по довольно широким проходам между домами.
Изображена дневная сцена. Если судить по теням, которые отбрасывают персонажи картины и теням, которое ложатся на них, то источник света расположен слева. Например, более освещённая часть лица женщины, располагающейся на первом плане; падающий в переулок между дальними домами свет. Данное освещение тёплое и мягкое.
Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном амофории, (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи) и тунике (длинном платье) синего цвета с сидящем на её руке младенцем. Экстраполируя это на произведение, можно сказать, что материнство простой женщины уравновешивается с материнством Богоматери.
Собственная система К.С. Петрова-Водкина, включающая в себя красный, синий и жёлтый цвета. Так как на картине не присутствует жёлтый, можно предположить, что вместо него выступает зелёный цвет, которым окрашено платье женщины. Жёлтый, как цвет старой, потерявшей жизнь листвы заменён на зелёный – символ жизни и молодости.
Стоящая на балконе женщина в простом сине-зелёном платье, плечи и спина которой покрыты красным платком, подобном амофорию Богородицы. Голова женщины повязана белой косынкой на манер повязок работниц, что может говорить о её рабочей профессии. Белый платок как чистый покров, укрывающий голову – средоточие мыслей. Отсюда можно сказать, что женщина имеет чистые, благие намерения, мысли. Зелёный цвет её платья как нечто природное, естественное на фоне городского пространства; зелёный как цвет свежей молодой листвы – качество молодости. Она держит на руках спящего ребёнка, прижимая его к себе, и крепко сжимает рукой его ручку и прижимает её к груди, как нечто дорогое сердцу. Лицо женщины выражает тревогу и беспокойство, а судя по тому, как она крепко сжимает ручку своего ребёнка, можно сказать, что эта тревога за него. Держать за руку – вести. Её лицо спокойно и эти чувства можно усмотреть только в ей взгляде, плотно сжатых губах, повороте головы. У неё мешки под глазами, говорящие об усталости, трудной работе. Она прижимает ребёнка к сердцу, как нечто очень дорогое. Ребёнок спокойно спит на руках матери, подложив другую ручку под голову. Он одет в множественные белую одёжку, судя по складкам которой можно сказать, что она велика ему.
Женщина стоит на маленьком балконе, Ограниченном двумя белыми стенами и простой решётчатой металлической перегородкой. На балконе, как над городом.
Улица светла, что говорит о солнечном дне. На ней находятся несколько зданий: одно, большое синее, со столь же большими арками и пустыми тёмными разбитыми окнами, говорящих о прошедших боях и о том, что там никто не живёт. Первый этаж этого здания имеет вход и зарешёченное окно с белыми занавесками. Дом является жилым. Голубой цвет – цвет неба, высокие арки – как небесные своды. Дом выступает символом Града Небесного. Мать является опорой для одной из арок, и она включена в этот Небесный Град, как его жительница, тем самым ассоциируясь с Богоматерью. Разбитые окна над аркадой как символ нарушения покровительства Небес, но мать выступает как подпора нарушенному покровительству Божественных сил. По направлению ко входу в это здание располагается мужчина с корзинкой в руках; двухэтажное здание с белыми стенами и множеством высоких окон, серым цоколем так же с окнами в нём, под которым идёт пара женщин. Это жилой дом для бедных и нуждающихся людей; многоэтажное кирпичное здание с наклеенными на стены листовками (агиткам), судя по которым можно сказать, что это есть период революции, реформации. Так же является жилым домом. Здания являются характерной архитектурой Петрограда.
Группа собравшихся в круг возле человека в светлой одежде людей, судя по всему спокойно обсуждающих что-либо, о чём говорят их позы. Если судить по светлой одежде (тулупу), то этого человека можно назвать военным. Исходя из этого можно предположить, что люди обсуждают революционную деятельность. Люди находятся рядом с кирпичным домом и фонарём, стоящем на его углу. Угол как переломный момент, момент решения – решения, на какой стороне остаться – на стороне света или стороны тьмы; зажечься фонарю или погаснуть. Так же рядом с ними находится пара стоящих людей. Они находятся в тени, как замышляющие что-то недоброе. Пара же, находящаяся на углу светлого дома в освещённом пространстве представлены отвернувшимися от тех групп, как принявшие решение и отказавшиеся от тёмных замыслов.
Очередь людей разных полов и возрастов (например, мужчина с ребёнком на руках) с кульками, корзинами и свёртками в руках – пожитками. Очередь упирается в плащ-амофорий женщины, как нуждающиеся в покрове, покровительстве, крове. Очередь как единое, целостное, более гармоничное. Очередь выходит из-за стены, вне художественного пространства
Рядом с синим зданием с большими арками так же располагаются фигуры людей, находящиеся в разном состоянии: идущая рядом с домом пара женщин, одна из которых несёт за спиной куль – скорее всего, она является торговкой, мужчина с корзиной поодаль, мальчик с кульком в руках; облокотившаяся на стену дома сидящая на большом прямоугольном свёртке женщина, так же облокотившаяся на стену дома стоящая женщина в белой одежде и синем переднике, держащая что-то в руках, так же являющиеся торговками; напротив стоящей женщины в синем переднике стоит мужчина в тулупе – покупатель; выглядывающий из-за арки человек. Они расположены отдельно друг от друга на фоне синего здания – символа Града Небесного, как имеющие Божественное покровительство.
Судя по одеждам людей, располагающихся на улице (мужчины в тулупах и будёновках, женщин в простых закрытых одеяниях) можно сказать, что это простые рабочие и крестьяне, бедные люди.
Чистая, настоящая, искренняя и трепетная заботы матери о своём ребёнке, а через него, и о других людях. Мать, как символ Божественного беспокойства, покровительства и защиты, оказываемой людям, которые нуждаются в Божественной защите. Находящаяся над пространством Петроградской улицы, она являет Божественное покровительство, заботу
Покровительство Бога, дарованное конкретному человеку, позволяет ему держаться одному, не нуждаясь в поддержке других людей. Люди, не имеющие Божественного покровительства вынуждены держаться вместе, ища друг у друга помощи в жизни.
Мир разделяется на свет и тьму – на добро и зло. На этих сторонах находятся люди: некоторые имеют благие замыслы, другие же напротив, имеют недобрые мысли.
Часть вторая. Текст массовому зрителю
Журнал «Стольник» №67 март
· Афиша
«Куда пойти с подругой»
Зимние вечера совсем не располагают к домашним посиделкам перед телевизором. Поэтому оставляем хандру, берем подругу и вперед покорять Красноярск. Мы подскажем, куда в нашем городе можно сходить девушкам, чтобы интересно провести время.
«Прикоснуться к прекрасному»
Разбираться в искусстве – это модно и полезно для саморазвития. Поэтому отправляемся на выставку картин знаменитого художника Петрова-Водкина. Экспозиция включает пятьдесят его работ и проходит под очень интересным названием «Выставка одной картины». Вперед! Расширять кругозор и искать именно для себя главную, ту самую одну картину…
Красноярский музейный центр
С 1 марта по 21 марта
Цена: 200 рублей
· «Стольник» смотрит, читает и слушает в марте
«Великая сила искусства»
Елена Кемлер, управляющий партнер агентства маркетинговых и PR-коммуникаций Focus Group рассказала о «Выставке одной картины», на которую она сходит еще ни один раз. Так давайте узнаем «почему»?
На эту выставку я попала случайно, когда была в командировке в Москве. Как сейчас помню… небольшой темный зал, в котором освещались только картины. Как парящие в воздухе, как будто издающие свет.
На выставке представлены репродукции картин известного художника, запечатлевший на своих полотнах образ женщины, много картин, посвященных теме материнства. Даты выставки, на мой взгляд, выбраны не случайно. Ведь именно в марте прекрасный праздник, праздник всех женщин и матерей.
Для себя я нашла ту самую картину, это «Петроградская мадонна». Для меня совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петербурга. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота- это забота о ребенке, о его настоящем и будущем… Эта картина напомнила сразу о моей маме. ..
Поклонение женщине, поклонение матери объединяет культуры, верования и религии всех народов земли с древности до современности. Здесь вряд ли можно говорить исключительно о влияниях одной культуры на другую, здесь просто выражение самой глубинной мысли о том, что женщина – продолжательница рода, без нее не могло бы быть самой человеческой истории.
Главным и неизменным навсегда останется идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты, силы и обаяния.
Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы-ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама.
Не погрязайте в ежедневных заботах, найдите в своей жизни время, чтобы поразмыслить о «своей» картине мира и о вытекающем из нее «мировоззрении». Сходите на «Выставку одной картины» Петрова-Водкина, может там вы найдете свою картину.
Список использованных источников
1) Войны, сражения, полководцы в произведениях классической живописи / Авт-сост. В Артемов. – М., 2002. – 383 с.
) Выгодский Л.С. Психология искусства/ Л.С.Выгодский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.
) Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин / А.С. Галушкина. – М.: ОГИЗ, 1936 – 82 с., ил.
) Детская энциклопедия
) Живопись. Цветоведение: Методические указания к практическим занятиям / Сост Н.А.Незговорова. – Красноярск: КГТУ, 2002. – 25 с.
) Жуковский В.И. Древнерусское искусство: учебно пособие / В.И.Жуковский. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. – 416 с.
) История русской живописи 10-е годы XX века / Сост. Н.Майорова, Г.Скоков. – М.: Белый город, 2007. – 128 с.
) Костин В.И. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: Альбом / В.И. Костин. 164 с., ил.
) Кузьма Петров-Водкин: Альбом / Сост. Н.А. Барабакова. 300 с., ил.
) Кузьма Сергевич Петров-Водкин 1878-1
) Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Письма. Статьи. Выступления. Документы / Сост. Е. Н. Селизарова. – М.: Советский художник, 1991. – 384 с., ил.
) Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Пространство Эвклида/ К.С. Петров-Водкин. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с., ил.
) Ракитин В.И. Петров-Водкин: Альбом / В.И. Ракитин. – М.: Советский художник, 1971.
) Русаков Ю.А. Петров-Водкин / Ю.А. Русаков. – Ленинград: Искусство, 1975 – 136 с., ил.
) Рисунки Петрова-Водкина: Альбом / Сост. Ю.А. Русаков . – М.: Искусство, 1978. – 128 с., ил.
) Степанова С.С. Кузьма Петров-Водкин / С.С. Степанова. – М.: АРТ Родник, 2006. – 136 с., ил.
17) 100 лет со дня рождения Петрова-Водкина / <#”706498.files/image001.gif”>
К.С. Петров-Водкин «Петроградская мадонна»