- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 744,24 Кб
Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)
Курсовая работа
Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)
Оглавление
Введение
Глава 1. Праздник как феномен духовной культуры
.1 Понятие и исторические корни праздника
.2 Сущность и основные функции праздников
.3 Специфика театрализованного массового праздника
Глава 2. Практические аспекты организации театрализованных массовых праздников
.1 Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников
.2 Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1. Анонс мероприятий, посвященных 423-й годовщине со дня основания города Тюмени
Приложение 2. «Парад колясок»
Приложение 3. Проект «День города – на высшем уровне»
духовная культура инновация театрализованный праздник
Введение
Культурные процессы новейшей истории России, обусловленные сменой идеологии, социальным расслоением, преодолением культурной изоляции от мирового сообщества, характеризуются переоценкой ценностей и сменой многих традиций, сложившихся в советский период. В их числе переосмысление традиций праздника, становление нового праздничного календаря, содержания и формы самого факта праздника как события.
Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания.
Однако, как правило, это был односторонний взгляд на праздник как предмет данной науки.
Одни исследовали роль и место праздника на определенном этапе исторического развития, другие рассматривали специфику праздничного общения, третьи выявляли возможности идеологического воздействия на участников торжества.
Между тем праздник это интегральная социальная система, которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену.
Для России начала XXI в. эта проблема приобретает особую актуальность, ибо именно в празднике с наибольшей силой аккумулируется менталитет народа, его идеалы, устремления, не проходящие ценности.
Актуальность исследования настоящей проблемы вызвана и теми негативными тенденциями, которые до настоящего времени сопутствовали культурному развитию российского общества на рубеже ХХ-ХХІ вв. Тенденции переориентации части общества с гуманистических ценностей на ценности материального характера, реальное снижение не только материального, но и культурного уровня жизни россиян, падение нравственного авторитета интеллигенции, деформация национального самосознания, внесение в сферу праздничного досуга элементов коммерциализации, которые подрывают его духовную составляющую, и ряд других изменений появившихся в последнее время, требуют от исследователей создания научно обоснованных моделей развития культуры, в том числе и праздничной культуры.
Следовательно, анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной, приобретает как теоретическое, так и практическое значение. Поэтому обращение к феномену праздника и выявление его места в духовной культуре весьма актуально, особенно если учесть тот факт, что праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.
В данной работе мы предпримем попытку осмыслить праздник как средство удовлетворения культурных потребностей человека и опосредованного влияния праздников на социально-экономическое развитие нашего общества, как в прошлом, так и в настоящее время.
На наш взгляд, сегодня любой праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города или села.
Объект исследования – праздничная культура.
Предмет исследования – театрализованные массовые праздники как часть праздничной культуры.
Цель данной работы – рассмотреть театрализованные массовые праздники с точки зрения их влияния на духовную культуру общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
) прояснить понятие праздника;
) рассмотреть специфику театрализованного массового праздника;
) выявить специфику технологии организации театрализованных массовых праздников;
) проанализировать инновационный опыт (на примере Тюменской области) организации театрализованных массовых праздников.
При подготовке работы использовалась следующая литература:
. Справочная и учебная литература по этнологии и культурологии. Эти работы позволили уточнить тематику и определить понятийный аппарат.
. Специальные исследования по социологии и культурологии праздников, которые позволили раскрыть сущность праздников, показать их структуру и функции.
. Преимущественно электронные ресурсы, в которых содержится информация о практике проведения праздничных мероприятий в Тюмени, в том числе – о праздновании 423-й годовщине города.
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:
) изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;
2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические – индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические – анализ и синтез.
Методологическую основу исследования составили: теоретические работы режиссеров театрализованных форм досуга: Генкина Д.М., Коновича А.А., Туманова И.М.; методические издания по организации театрализованных детских праздников Чечетин А.И., Мазаев А.И.; проблема исследования была раскрыта с помощью работ психологов Выгодского Л.С., Петровского и М.Г. Ярошевского. Драматургические основы Марков О.И., воспитательные возможности Лехмус К.А., Вершковский Э.В.
Исследования также опирались на труды по отечественной культуре Богатырев П.Г., Бахтин М.М., Васильченко В.Н., Галичев Г.Д., Гусев В.Е., Снегирев И.М. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Праздник как феномен духовной культуры
1.1 Понятие и исторические корни праздника
Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры.
Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг» от глагола «хагаг» – танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Последующее древнееврейское название праздника звучало «мо эд» – урочный час; лишь позднее установилось и вошло в канонические книги иудаизма употребляемое и ныне название праздника «йом-тов».
В латинском языке для нас важны два термина: «feriae», который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и означает праздничные дни, дни отдыха, каникулы, а также «festum» – праздник, торжество, праздничный день. Современные лингвисты термин «feriare» выводят от слова «fanum», означающего освященное место, а термин «festum» от санскритского корня «бхас» – блестеть. Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни.
Из народной латыни от слова «festa», являющегося сокращением термина «festa dies», произошел в свою очередь французский термин «fete». В современном французском языке это слово имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера, например национальные праздники; удовольствия, житейские радости, счастье [18].
В «Социологическом словаре», выпущенном в ФРГ в конце 60-х годов XX века, празднику соответствует два термина – «Fest» (собственно праздник) и «Feier» (торжество). «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 г., дает такое определение праздника – это изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом; часть и выражение организованной и институциализированной жизни общества, классов, групп и слоев, зависящей от способа производства» [19, с. 46].
Во французском «Словаре гуманитарных наук» (1972 г.) дается следующее истолкование термина «праздник»: «Момент социокультурной динамики, когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник – это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, придающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность, применяемая в этом случае символика и вызванный ею миф [19, с. 46].
Рассмотрим определение праздника в толковых словарях.
Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гаранат» (1897 г.) дает определение только в связи с религиозными мотивами [19, с. 46]. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники (1898 г.) [3, с. 724]. У В.И. Даля этимологический ряд выглядит следующим образом: «праздный, о месте, просторе, незанятый, пустопорожний; праздновать, быть праздным, или не делать, не работать». Сам праздник Даль трактует как «день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное будням, день празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица» [6, с. 688]. А.В. Семенов считает, что этимологически само слово «праздник» заимствовано из исконно древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени, когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий [17, с. 613].
СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями [12]. Л.В. Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении порожний, «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха. Энциклопедия «Мифы народов мира» – как временный отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное действо» [19, c. 46].
В русской науке такое толкование праздника восходит к Снегиреву. «Само слово праздник, – писал он, – выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий. Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично – свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной…» [19, c. 46].
М.М. Бахтин (1965 г.) дает наиболее емкое понятие праздника. «Празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или еще более вульгарная форма объяснения – из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание» [1]. Д.М. Генкин говорит о том, что «Праздник – это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия» [5]. Л.С. Лаптева: «Праздник – это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства» [19, c. 46]. А.И. Мазаев: «Праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно» [11, с. 124].
По мнению известного польского исследователя праздника как социального института К. Жигульского (1985 г.): «…праздник всегда организуется вокруг определенной ценности, добра, лишь выраженных с помощью символа, а иногда – с помощью игры или мифа, но, тем не менее, с ними не тождественного» [7]. Двойственную природу праздника также подчеркивает в своем определении исследователь, русской традиционной культуры А.Ф. Некрылова: «Праздник – социальное и культурное явление, в нем соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики. В этом его исконная связь с традицией. Утверждая социальные порядки, нормы, художественные и нравственные идеалы, праздник тем самым приобщает общество к традиции» [13]. А.В. Бенифанд: «Праздник связан с обществом в целом, с его социальными, политическими и духовными процессами… Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства» [2]. Л.Н. Лазарева (2003 г.): «Праздник – это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса» [10].
Таким образом, можно констатировать, что праздник – это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.
Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Любой праздник – это социальное явление, это своеобразная, специфическая жизнедеятельность людей, призванная обеспечивать в широком смысле одно из направлений развития культуры. Праздники – это не бесполезное времяпрепровождение, как считают многие обыватели, а самобытная форма культурного развития. Всеобщность праздников, начиная с эпохи каменного века, позволяет считать их постоянным элементом человеческой культуры, а их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей. Так было на протяжении всей истории. Праздник – явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества.
Проходят года, столетия, но роль русского народного праздника и по сей день занимает огромное значение в жизни народа. Все исконно старинное, русское переходит через рубежи столетий и остается в богатой копилке багажа духовных ценностей.
Праздник – это многофункциональное и достаточно сложное социально-художественное явление, активно действующее на воспитание эстетической культуры на всех этапах его развития многих категорий и слоев современного общества. Такое определение дал празднику И.Г. Шароев.
«Праздничное общение – это наивысшая степень в культуре общения.
Праздничное настроение снимает прошлые обиды и огорчения, ибо в праздник сознание личности раскрыто для восприятия и положительных эмоций» – такое определение дает А.А. Конович.
Вот как представляет праздность К. Раирберти. «Праздность не есть мать всех пороков, как это утверждает ходячая мораль, нет, праздность – дочь всех добродетелей, награда за почтенные труды, а также и за не совсем почтенные, непрестанное вожделение и мечта бедноты, надежды и стремление всех работающих в поте лица».
Еще можно много встретить высказываний о празднике. Каждый из них выдвигает свои требования, трактует свои понятия. Это А. Шабалков, В. Белов, П.М. Керженцев, Жан Жак Руссо, Ромен Роллан.
Сам же праздник, скорее всего, существует столь же долго, как и человек, если не дольше. Как пишет В.Н. Топоров, само «понятие Homo feriens», человек «празднующий» отмечает важную стадию в развитии человеческой культуры и поднимает проблему реконструкции праздника в палеолите и поиска того, что могло соответствовать празднику на еще более ранних стадиях. Во всяком случае, предпосылки древнейшего праздника можно увидеть в некоторых массовых ритуалах, наблюдаемых в обезьяньих сообществах. Как бы то ни было, праздник, видимо, присутствовал в жизни человеческих коллективов еще до того, как получил ту или иную культурную интерпретацию. К тому же, энергетическая модель праздника как эмоциональная разрядка накопившегося в сообществе напряжения позволяет отодвинуть его в достаточно древние времена. Праздник не вводится, а присутствует изначально, поэтому он и служит часто основой для толкования начала.
Таким образом, во время праздника нас посещают гости из начала века, – гостем из еще более древних, доначальных времен оказывается сам праздник.
Поклонение высшим силам
Языческая религия славян не является цельным, гармоническим образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древний пласт – культ Рожениц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился род, олицетворяющий населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.
Третий пласт – верховное божество. Оно у славян было триединым. Верховное божество так и звалось – Триглав, и олицетворяет древнюю триаду: Сотворение – Жизнь – Разрушение. Каждая из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.
Сворог – Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич – бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений – Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще.
Даждьбог – Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет с круглой чашей – щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Он покровитель земледельцев.
Перун – Бог грозы. Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.
Несколько особицей от Триглава стоит Велес. Он земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее «определенное» существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.
Языческие праздники плотно переплелись с христианскими праздниками, но люди и по сей день знают языческих богов и прославляют их на своих праздниках. Примером тому служит «Новый год», Масленица», «Иван Купала», «Ильин день».
Связь с природой
На земле живет пахарь, землею кормится, с ее дыханием каждый вздох его сливается. Думает – гадает он о хлебе – урожае и теплой весной, и знойным летом, и ненастной осенью нет ему покоя от этой думы и в студеную зимнюю пору, когда дремлет зябкое зерно в закованной морозом земле.
Вековечна дума крестьянина об урожае, вот и присматривался он к природе, к ее замиранию и пробуждению, следил за движением солнца, появлением месяца, сиянием звезд – ведь во многом от этого зависела погода, урожайный или неурожайный год. Так возник земледельческий календарь, вобравший в себя приметы, наблюдения, открытия труженика-земледельца.
«Кормилицей» зовет хлебороб землю, сторицей возвращающую ему засеянное в добрый час зерна. Величает также землю «матушкой родимой». Говорит о ней в своих пословицах: «Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей», «Мать – сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает». «Хлеб – дар матушки земли», – говорит русский народ и относится с благоговением к этому бесценному дару, его главному богатству.
Взращивая на земле хлеб, думает земледелец и о небесном мире. Небо в народных сказаниях – светлый прабог, отец и полновластный владыка вселенной, а земля праматерь. В этом их великая связь. Светила же небесные – солнце, месяц, сверкающая звездная россыпь – считались их детьми.
Пресветлое солнце, согревающее все живое лучами, приобщающее землю к небесному свету, русский народ величал самыми родными именами. Оно является для него добрым и многомилостивым, праведным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земные, он в то же время и грозный судья, и каратель всякой темной силы – нечисти.
Самые большие праздники в календаре и сейчас связаны с движением солнца. Первым отмечают зимнее солнцестояние – это дни пробуждения солнца. Это время в народе называют «перезимье», его отмечают в конце декабря и начале января. На «перезимье» существует обычай зимнего обхода дворов – «коляды». Вторым идет весеннее равноденствие – время преобладания дня над ночью, приближение весенне-полевых работ; первый праздник, приходившийся на это время – Масленица.
Следующим праздником отмечается летнее солнцестояние – эти дни называют «зеленые святки». Они приходятся на конец мая начало июня, чествуют возрождение земли, покрывшейся к этому времени пышной растительностью. Этот праздник сейчас называется «Ярилин день».
И, наконец, осеннее равноденствие – это праздник урожая, первых плодов. На этом празднике чествуют людей, плодотворно работавших на полях, чтобы получить богатый урожай для благополучия своей жизни и родины.
Тесная связь народных праздников с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем, в целом с историей и культурой народов повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им особую привлекательность как праздников, отразивших условия жизни и быта народов, и составивших часть национальной культуры.
Любовь к природе, никогда не меркнущее чувство родного края – это вечно живущие нравственные ценности, сложившиеся в глубинах народного духа, народной психологии, исконных представлений о нравственном долге, о любви к Отечеству. И, как у искусной мастерицы, вынувшей канву из рукоделия, заиграл красками узор, так веками из старых праздников обветшавшие магикорелигиозные нити, а осталось то рациональное, из чего складывается фонд духовной культуры народа. И уже дело наших рук – как обогатить старый праздник.
Единение и групповое сплочение
В эпоху феодализма труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь властно диктовала необходимость объединения крестьянских семей в семейную организацию под названием община.
Распределение «увеселений» во времени определялось, в первую очередь, календарем сельскохозяйственных работ. В середине сентября в Сибири завершалась в основном уборка урожая, и именно тогда открывался «веселый сезон». Начинали устраивать вечорки, явившихся одной из излюбленных форм досуга. Ни территориальных, ни сословных ограничений круга присутствующих на вечорке не существовало: приходить на нее могли званые и незваные. Обычно подобные собрания молодежи приурочивались к праздникам, однако они были и в будние дни. На будничные вечорки молодые парни являлись далеко не всегда: девицы же отправлялись на них «с работой, чаще всего с пряслицей или шитьем». Собравшись, пели протяжные, проголосные песни, заключающие в себе большей частью рассказ девушки, женщины или молодца о горькой доле жизни своей. Мотивы проголосных песен такие же грустные.
Праздничной вечорке могли предшествовать длительные приготовления. Организаторы, особенно бойкие и ловкие молодцы, с полудня обходили избы, в которых были незамужние дочери, и приглашали на предстоящее «увеселение». После этого приглашатели запрягали в сани лошадь и ездили по деревне «с песнями и игрой в гармошку», оповещая таким образом о своей затее остальных односельчан. Иногда организаторами празднеств были девушки. Точно так же, как и в наше время, молодежь любила поиграть в игры. Наблюдателей поражало разнообразие крестьянских игр на вечорке.
Для замужних женщин специфическими общественными формами досуга в свободное от полевых работ время служили капустники, супрядки, колотухи и посиделки. На эти мероприятия собирались по инициативе какой-либо домохозяйки, нуждавшейся в рабочей помощи односельчан. Собрания обязательно завершались угощением всех приглашенных.
Наиболее многолюдными были супрядки, на них приглашалось до 50 человек в один дом. Хозяйка заранее раздавала супрядницам сырье для пряжи, а затем созывала их в один из осенних дней к себе на угощение, куда гости являлись в лучших своих нарядах с готовыми мотками пряжи.
Гостьба по праздникам – в период с октября по начало марта – была важнейшим развлечением для всех жителей, а особенно для людей среднего и старшего возраста.
«Большие» праздники в пределах волости праздновали по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название – съезжий праздник).
В Бурлинской волости на Алтае съезжие праздники бывали в Николин день, Михайлов день, Филиппово заговенье, на Рождество, крещение и покров.
В Ялуторовском округе в 40-х годах XIX века приезжих гостей встречали на крыльце или у ворот. Встречали низким поклоном, говоря: «Милости просим к нашему убожеству хлеба- соли кушать!» Встречаемые благодарили. А в ответ слышали от хозяев: «Не согрешайте, пожалуйста!» С этими словами вводили гостей в горницу и усаживали за стол. Молодежь сразу же после угощения в первом доме покидала гостевые собрания. Поскольку съезд крестьян часто сопровождался ярмаркой, парни и девушки сначала посещали ее, а затем, если погода благоприятствовала, гуляли до позднего времени «на улицах», либо посещали вечорки. В это время и заводились между молодыми людьми задушевные связи, оканчивающиеся браком. Между тем, старшие в своих компаниях «забавлялись» беседами, песнями, плясками, играми.
Широкая представительность праздничных собраний способствовала тому, что на них происходил активный обмен информацией, знаниями, слухами, социально-значимым опытом. Источником информации могли быть и книги, и периодические издания.
Ряженье и разыгрываемые на рождественских праздниках ряженые сценки являлись важнейшими элементами народной «карнавальной» культуры. Во время святок во всех сибирских деревнях шел «пир горой», «наблюдалось веселое движение в домах и улицах: самые древние старухи слезали с печей и полатей и около них образовывались кружки, где люди тешились старушечьими рассказами. Молодежь играла в «имальцы» или «жмурки», затем появлялись ряженые.
Празднование Рождества и Нового года включало и другие забавы. Собиралось восемь человек, и устраивали большую разноцветную звезду, которая имела аршина полтора в поперечнике. Ходили после заутрени до обеда по всему селу и славили Христа, причем вращали звезду вокруг своей оси. Говорили: «Аз, маленький хлопчик, скакал на стульчике, в дудочку играл, Христа прославлял; здравствуй хозяин с хозяюшкой на многие лета!»
Особенно много разного рода «увеселений» было в сибирской деревне на Масленицу. Помимо обычного праздничного развлечения – бесед, угощений и пр. – устраивался уличный карнавал, центральным событием которого было появление «госпожи Масленицы».
Сам сценарий масленичного шествия был в основных чертах тщательно разработан – какие-то его элементы шли от прежних времен, какие-то оказались изобретением первой половины XIX столетия. В этом сценарии реализовался драматургический талант нескольких поколений. Вместе с тем, он оставлял широкие возможности для импровизации, для участия всех желающих в творческом художественном действии.
В программу праздника входило взятие Снежного городка. Стены его украшались вылепленными из снега фигурками собаки, кошки, зайца и пр.
К числу масленичных забав относились также катание на лошадях по деревне и на санках с ледяных гор. Праздничные «дурачества» и «шалости», праздничный смех были необходимы народу. Это являлось проявлением протеста против угнетающей аскетической морали и несвободы, налагаемых церковью и всей совокупностью социального строя.
С наступлением весеннего тепла молодежью на пасху устраивались на козлах или огородных воротах веревочные качели. Это было одно из самых любимых развлечений молодежи. На пасхальной неделе носят в дома иконы воскресенья, распятия и божьей матери. При этом иконы устанавливаются в зерновом хлебе, насыпанном в сито, а стол изобилует разного рода пирожным и яйцами. Христосуются в доме все от мала до велика.
В вербное воскресение приготавливают вербы в каждом доме и украшают иконы.
Троица отмечалась всеми. В некоторых селениях бывали съезжие праздники. «Развеселившись» пивом и вином, мужчины и парни обращались к «гимнастическим забавам»: боролись, перетягивались на палках. Распространенной формой молодежного гуляния были хороводы. Они водились либо за деревней – в поле, на лугах, за околицей, либо на особом «свободном» месте. Хороводных игр было много: их отличало искреннее веселье, отсутствие принужденности, чопорности и натянутости.
В летние праздники молодежь находила и другие развлечения. Были распространены «скакули», чехарда, свайку и другие игры.
В настоящее время народные празднества не потеряли своего значения, они и поныне радуют нас разнообразием своих форм. Содержание праздников остается прежним. Советские праздники и обряды – не просто «материализованные символы», отражающие жизнедеятельность людей нашей эпохи, они важные компоненты социокультурной жизни общества. Специфика традиций, обычаев и обрядов является закономерным отражением особенностей духовной жизни, национальной психологии и культуры каждого народа. Поэтому без внимательного отношения к обрядово-праздничному опыту предшествующих поколений трудно рассчитывать на жизненность новых праздников и обрядов.
1.2 Сущность и основные функции праздников
Праздники – неизменные спутники народной жизни. Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник – это состояние души в период наивысшего эмоционального подъема, это радость от красоты, добра, достигнутого результата. Это духовная перезарядка на будущее. Праздники могут быть постановочными (со сценарием и режиссурой), могут быть построены на традициях, обычаях и обрядах и просто спонтанными по сиюминутным событиям и фактам. Разделенная радость с другими людьми удесятеряется на основе законов подражательности и заразительности. И чем значительнее события, лежащее в основе праздника, тем больше у человека потребность ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей.
Это ощущение дает человеку проявить себя в праздничном действие. Таким образом, происходит активизация зрителей, а от этого как раз и зависит успех любого мероприятия и в целом всей деятельности культурно-досугового учреждения. Нужно научиться на любом мероприятии создавать атмосферу праздничности.
Социальная сущность праздника, в первую очередь проявляется в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. В самой природе человека заложена необходимость гармоничного сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, услышать оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка. Конечно, праздник не может быть и не является механическим продолжением труда, неким упражнением в организации и усовершенствовании трудового прогресса, но это не означает, что праздник и труд несовместимы, что утверждается подчас некоторыми исследователями. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Однако речь идет не только о трудовых праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех трудовых праздниках, которые входят в личный быт трудящихся и становятся важным моральным фактором труда. В этом отношении большие резервы имеются у организаторов праздников в школах. Каждодневное и оперативное праздничное оформление труда, яркий праздничный показ ориентира – это важнейшая задача художественно-массовой работы сегодня. Таким образом, можно рассматривать праздник как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Он представляет в то же время момент отдыха, переключения, эмоциональной разрядки. В сочетании различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом.
Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитатель-ную функции. Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представле-ниями, адекватными подробностями земледельческого населения. Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Решающее значение в театрализованных досуговых формах приобретают пути активизации зрителей и участников праздников. Условно мы можем определить основные этапы процесса активизации участников театрализованных досуговых форм.
Первый этап охватывает время до праздника. Весь процесс подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действа. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу праздника. Именно он определяет степень активности будущих участников, которая выражается в создании различного рода инициативных групп, штабов, оргкомитетов, комиссии по подготовке и сбору материалов, других временных общественных институтов. Размах подготовки к мероприятию определяется его масштабами – от локального до общелокального.
Что же касается художественной активности, то на первом этапе она ограничивается подготовительной работой в коллективах художественной самодеятельности. Очень важным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная компания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализаций.
Степень участия в подготовительной деятельности на первом этапе дает основание для дифференциации уровня социально-художественной активности масс и позволяет различить среди участников следующие группы:
1 Инициаторы и организаторы массового праздника с ярко выраженной социальной активностью;
2 Участники массового праздника, активно одобряющие его идейно-тематическое содержание и проявляющие готовность к участию;
3 Пассивные зрители, не имеющие ярко выраженной готовности к участию.
Стратегия деятельности организаторов театрализованного действия по отношению к этим группам должна способствовать их переходу на более высокую ступень активности в ходе мероприятия.
Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. В прологе это прежде всего побуждение собравшихся концентрации внимания и проявлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющиеся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов – нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к театрализованному действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации- непосредственное активное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения аудитории.
На этом этапе ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссерское решение, образность, компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой, готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников театрализованного праздника.
Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с активно действующей массой участников праздника, вызывает потребность еще активнее трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия.
В нашем исследовании мы выявили, что ситуация включения в общее действие на мероприятиях создается в случае, если это действие созвучно устремлениям собравшихся и происходит как от их лица.
Наиболее распространенной формой реализации такой художественно-педагогической ситуации выступают торжественные шествия, карнавальные гуляния и т.д.
Другим результативным методом активизации является внесение в театрализованное действие элементов импровизированной художественно-творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действие, сделать участником тех или иных эпизодов.
Нас интересует коллективная импровизационно-творческая игра, являющаяся важным компонентом театрализации. Игровые отношения очень важны для массового действия, честно связанного с социальной активностью личности, так как дают возможность не только сопереживать, но и самому «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях. Как часть досуга игровая деятельность занимает важное место в культурно-просветительной работе.
Театрализованная игра усиливает переживания личности и несколько преобразует их. Очень важна мысль Э. Пискатора, утверждающего, столкновение аудитории с ею пережитой действительностью имеет необходимым следствием создание ситуации художественной самодеятельности, при которой аудитория сама переживает, но уже художественно, по другим законам. Также важной является мысль Г.В. Плеханова, который считал, что содержание игры обусловлено в конечном счете той практической деятельностью, которая исторически предшествует игре. У человека главное место в определении содержания игры занимает труд. Это творческое положение имеет важное педагогическое значение.
Используя в сценарии игру, необходимо тщательно разработать, театрализовать ее. Поэтому важна роль сценариста, который может превратить театрализованное действие в выступление огромного хора, коллективный- импровизационный танец- хоровод и т.д. В учебном пособии А.Д. Силина сказано о двух приемах активизации это:
1 Прием заманивания – традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, а затем в постепенное заманивание, втягивание в эту игру всех зрителей.
Любой хороший массовик- затейник – организатор досуга должен уметь активизировать зрителей, даже на серьезном представлении. Примеры: раздача в зале газет, хоровое исполнение песни, когда дирижер поворачивается лицом к залу, а зал подхватывает припев, или общее принятие клятвы. Эти приемы «раскачивают», «разогревают» публику.
Огромная роль в активизации аудитории принадлежит музыке- ведь ее выразительные возможности неисчерпаемы. Одна из функций музыки в празднике – создание атмосферы. Благодаря своим качеством – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, музыка является фоном действия, создающим, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, с другой – помогает исполнителю сосредоточиться на воплощении образа. Ярким примером музыкального решения темы митинга посвященного «празднику Победы служит использование музыки Шумана «Грезы» во время возложения венков к памятнику павшим. Итак, основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действа являются:
3 вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;
4 физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;
5 художественная активизация.
Таким образом, как социально художественный феномен, праздник, обладает большими преимуществами: участие в нем «не зазорно» и обязательно для всех. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все вместе демонстрируя публично свои способности.
1.3 Специфика театрализованного массового праздника
Практически все разновидности народных массовых празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.
В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.
Массовый праздник – это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой является человеческое общение [10, с. 114].
Массовые праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов, занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности: в Древней Греции – Дионисии, в Риме – Сатурналии. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия, обитающая на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные. Они сосуществовали в сложном диалектическом противостоянии и взаимодействии.
На сегодняшний день известны многие театрализованные формы художественно-массовой работы учреждений культуры и искусства: одни из них появились достаточно давно и продолжают жить, трансформируясь в новых условиях, другие – плод творческой фантазии нового поколения зрелищных режиссёров и сценаристов. Однако в любом случае вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления остается одной из специфических особенностей этого рода искусства. Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Само это игровое действо в условиях массового праздника может выступать для одних в качестве непосредственного активного занятия, для других – в форме зрелища.
Игра может быть методом вовлечения человека и в более активное массовое действо, соответствующее его устремлению в том или ином празднике. Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствует его успеху. Современный театрализованный праздник носит рационально-процедурный характер. Тематический праздник включает театрализованное массовое шествие, которое выполняет роль своеобразного праздничного пролога, затем театрализованный митинг-манифестацию, где обязательно должно состояться основное событие праздника и раскрыться его тематика, далее кульминационное событие, где должно быть представлено некое театрализованное представление и, наконец, «народное гулянье» как финал праздника. В тематическом празднике есть единое развернутое во времени и пространстве театрализованное действо, соединенное единым сценарно-режиссерским ходом. Отсюда его специфика: разножанровость и многоплановость, наличие «реального героя» (в митинге или представлении), активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии [10, с. 117-118].
Одной из самых ярких зрелищных форм, насыщенной бурлящим жизнеутверждением и являющейся уж по всем канонам «мирским» зрелищем, является карнавал. Эта театрально-зрелищная форма праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в обществе. Мировоззренческая сущность карнавала, в рамках которого моделируется особая концепция действительности, раскрывается через систему таких категорий, как «карнавальная свобода», «карнавальный смех», «амбивалентность карнавала», «карнавальное поведение», отображающих особенности оценивания, осмысливания и переживания окружающего мира участниками этого праздника.
Глава 2. Практические аспекты организации театрализованных массовых праздников
2.1 Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников
Прежде чем рассматривать специфику технологии организации театрализованных массовых праздников, необходимо определиться с компонентами самого праздника.
По мнению польского исследователя К. Жигульского, можно выделить следующие компоненты массового праздника:
1. Пространственно-временной, включающий праздничное пространство и время.
. Структурно-содержательный компонент, включающий декорации, действия (анимационные мероприятия), костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.
. Идеологический компонент: в основе праздника должна лежать определенная тема, событие. Оно должно быть связано с реальными (пусть даже искаженными в сознании потомков) или сакральными, имеющими религиозно-мифологическое происхождение событиями. При этом событие должно само восприниматься как значимый и позитивный символ (7, с. 112).
Таким образом, прежде чем начинать подготовку праздника, необходимо определить его тематику или идею, а также место и время его проведения.
Чтобы определиться с идеей праздника, нужно ориентироваться в его видах. Можно выделить следующие виды праздников:
церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;
календарно-обрядовые праздники – Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
государственные и общественно-политические праздники;
профессионально-трудовые праздники (день рыбака, шахтера, металлурга, учителя, милиции и т.д.);
гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)
спортивные праздники;
праздники для детей и подростков;
мемориальные праздники связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;
юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.
Сама технология организации театрализованных праздников любой формы требует рассмотрения данной программы как технологического процесса, включающего основные этапы подготовки, работу над сценарием, работу над воплощением художественного замысла.
Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:
I этап – предварительное планирование;
II этап – работа над сценарием;
III этап – предварительное знакомство детей с праздником;
IV этап – репетиции;
V этап – проведение праздника;
VI этап – подведение итогов;
VII этап – последействие праздника.
При подготовке и организации театрализованного массового праздника в первую очередь необходимо помнить, что все его части должны быть связаны единым сценарно-режиссёрским ходом и соответствуют одной теме и идее. Несмотря на специфику каждой из форм художественно-массовой работы, их объединяют общие драматургические законы, по которым формируется сценарий. Говоря о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.
Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов или номеров.
В сценарии театрализованного представления номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.
Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.
Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцым. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы театрализованного представления: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.
Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.
В отличие от эстрадного концертного номера, номер в сценарии театрализованного представления непременно должен, так или иначе, участвовать в решении общей темы. Поэтому от номера требуется четкая общая направленность, связь с другими номерами.
Можно выделить основные видовые и жанровые группы номеров, часто встречающихся в сценариях театрализованных массовых праздников.
К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера. Групп может быть и больше, названия их могут быть более точными, но сущность деления от этого не изменится. А без видовых признаков невозможно установить и жанровых особенностей. Итак, какие жанры номеров встречаются в театрализованных массовых представлениях?
Довольно распространенным и драматургически полно разработанным номером в сценарии театрализованного представления является сценка. Этому понятию соответствуют также термины этюд, скетч.
Интермедия – жанр из группы разговорных номеров. Характер интермедии – противопоставление двух разных точек зрения, спор. Такое столкновение наилучшим образом способствует художественному раскрытию основной темы сценария театрализованного представления. Интермедия, как правило, реализуется в работе ведущих (конферансье) праздника. Зачастую программу театрализованного представления «цементируют» как правило, два конферансье одновременно.
Еще один жанр разговорного номера – монолог; к этому жанру можно подключить и лирическое стихотворение. Монологи и лирические стихотворения в сценарии театрализованного представления могут быть как отдельными завершенными номерами, так и своеобразными связками между ними.
Но, разумеется, монолог как номер отличается от монолога-связки – номер имеет большую драматургическую завершенность, в нем обязателен кульминационный момент, а также разрешающая часть.
К группе музыкальных номеров мы относим прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность его обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление.
К группе пластико-хореографических номеров относятся в первую очередь пантомима и пластический этюд (или номер).
Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного массового праздника – одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к «оригинальным» номерам). К таким представлениям относятся театрализованные игровые конкурсы. По своему содержанию игровые конкурсы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.
Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-изобразительных способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В них практически отсутствует шаблонность в использовании заданий, а следовательно, и в содержании развивающегося действия. Традиционна лишь сама идея игровых состязаний и некоторые их структурные элементы.
К распространенным видам игрового конкурса относятся конкурсы-аукционы, конкурс веселых и находчивых, состязания, вошедшие в клубную практику под названиями «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», турнир смекалистых, «Внимание – на старт» и пр.
Как и все, что связано с народной самодеятельностью, игровые конкурсы беспрерывно изменяются и совершенствуются.
Остановимся на основных правилах организации театрализованных конкурсов.
Характер конкурсных заданий требует от выступающих разносторонней эрудиции: надо быть в курсе последних новинок науки, искусства, сорта и др. Ни в каких иных играх и развлечениях нет такого простора для импровизации, самодеятельности, творческого самовыражения. При этом импровизация идет здесь об руку с тщательной предварительной подготовкой: за несколько недель до состязания подбирается состав команды, готовятся тексты будущих выступлений, вопросы и задания для соперников, проводятся репетиции. Конкурс является мероприятием продолжительным, предполагающим длительный репетиционный период.
Команды, выступающие в игровых конкурсах, принципиально отличаются от произвольно создающихся команд в других играх: здесь команда всегда представляет реальный коллектив (завод, цех, бригада, учебное заведение).
В орбиту игровых конкурсов, помимо команды, вовлекается большое количество добровольных помощников из членов данного коллектива. Они участвуют в определении состава выступающих, помогают выполнять домашние задания, предлагают вопросы, которые будут задаваться соперникам, просматривают и обсуждают все, что подготовила их команда, наконец, болеют за своих в процессе состязания.
В практике работников культуры сложилось два основных способа проведения театрализованных конкурсов.
В одном случае в розыгрыше участвует несколько команд, представляющих предприятия, производственные участки, учебные коллективы. В зависимости от числа команд и принятой системы (олимпийская или круговая) конкурсный сезон может занимать разный период времени, но обычно достаточно продолжительный, в несколько месяцев. При этом команды встречаются в заранее установленные часы и дни (каждую неделю, декаду, месяц). В течение игрового вечера проводится один или два поединка.
И второй вариант: на обычном вечере отдыха или массовом гулянии создаются в импровизационном порядке две команды и между ними проводится блицтурнир. Продолжительность его невелика, а задания относительно просты, так как это состязание лишь часть большого мероприятия.
В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, от членов которого требуется строгая объективность, понимание сути заданий, эрудиция, эстетический вкус, чувство юмора. Судьи должны принимать во внимание не только знания, но и остроумие, находчивость, изобретательность, общий стиль поведения команд и болельщиков. Непосредственными распорядителями конкурса выступают ведущие, обычно их двое. Ведущие служат и связующим звеном между жюри, командами и публикой.
При всем многообразии конкурсных программ в них отчетливо выделяются общие структурные элементы. К ним относятся: торжественный выход команд – разминка – проверка домашнего задания – конкурсы болельщиков – ответы на вопросы жюри, ведущих и соперников – импровизационные конкурсы – подведение итогов – торжественное завершение конкурса.
Ритуал приветствий судей и соперников пришел в игровые конкурсы из спортивных соревнований. Однако если в спорте приветствия проходят в строго канонизированных формах, то в клубных играх неизменен только сам факт приветствия, а его конкретное содержание и форма – плод выдумки участников. Веселые остроты здесь соседствуют с рапортами о производственных успехах, дружеские шаржи могут чередоваться с сатирическими обличениями. Нередко пародируются или иронически переосмысливаются всякого рода ритуальные церемонии: вызов на рыцарский поединок, представление послов, вручение грамот и т.п.
Разумеется, охарактеризовать все жанровые разновидности номеров было бы невозможно, да, и вряд ли нужно, так как они, отражая различные стороны действительности, являются наиболее «текучими», изменчивыми, особенно в искусствах, синтезирующих в себе разнородные выразительные средства. К номерам в театрализованных представлениях это имеет прямое отношение.
Не случайно, создавая тот или иной номер, самодеятельные артисты или студенты часто затрудняются в определении его жанровой разновидности. Чисто практически, определяя жанр номера, лучше всего ориентироваться на «доминанту», на основной состав его художественно выразительных средств.
После того, как определен сценарий праздника, необходимо продумать декорации, костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.
2.2 Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)
Рассмотрим специфику технологии организации театрализованных массовых праздников на примере празднования в 2009 году дня рождения Тюмени. Позволит нам отнести этот праздник к разряду массовых тот факт, что в нем приняло участие 2000 человек.
Празднество проходило 25 июля и началось с ежегодного «Тюменского Карнавала». От ДК «Геолог» (ныне «Технопарк») колонна участников прошла по ул. Республики и проследует до улицы Первомайской, где возле здания Администрации была организована главная площадка торжеств.
По ходу движения колонна останавливалась на 1-2 минуты, дабы дать возможность участникам представить себя и свою организацию. Основными участниками карнавала стали организации, но была сформирована специальная парадная колонна и для граждан.
Шествие носило ярков выраженный карнавальный характер, поскольку главным условием участия в нем был костюм. По его итогам лучшие костюмы были отмечены и награждены ценными призами.
Кульминацией мероприятия стала символическая передача власти от главы города Королю карнавала (Кириллу Бутусову).
Кроме карнавального шествия праздник также включал в себя работу ряда праздничных городских площадок. Рассмотрим их подробнее [32].
. Площадь у здания Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа.
Здесь прошел IV фестиваль детских колясок «Парад колясок» (см. приложение 1). В программе фестиваля значилось торжественное открытие, концертно-развлекательная программа с участием тюменских артистов, письменные и устные презентации участников, вручение памятных сувениров участникам, шествие в городском уличном карнавале, концертная программа с участием тюменских творческих коллективов «Ода Тюмени». В рамках концертной программы на площади работали 8 интерактивных площадок: спортивные, развлекательные, игровые, интеллектуальные:
площадка «Караоке-клуб «Поющая Тюмень»;
детская площадка «Моя Тюмень» (эстафеты, викторины, конкурс рисунка на асфальте);
спортивные площадки;
уличный баскетбол;
турнир по настольному теннису;
шахматный турнир;
турнир по гиревому спорту;
турнир по пауэрлифтингу
. Площадь у здания Администрации города Тюмени.
Здесь прошла праздничная концертная программа «Тюмень Великая». Программа концерта включала в себя:
церемонии награждения абсолютных победителей фестиваля «Парад колясок», V городского краеведческого конкурса «Я знаю о Тюмени все!», конкурса «Социальная реклама-2009», конкурса детских рисунков «Дом мечты»;
выступления тюменских творческих коллективов и исполнителей.
. Цветной бульвар. Здесь прошли:
выставка-конкурс «Молодые мастера искусств Тюменской области»;
праздничное представление уличного театра «Мимикрия», в программу которого вошли перформансы, розыгрыши и спектакли, сыгранные на ходулях, а также уличный спектакль «Птицы»;
городской конкурс детского рисунка «Дом мечты»;
выставка-ярмарка изделий прикладного творчества;
танцевальная программа «Ретро».
. Площадь 400-летия Тюмени. Здесь прошла праздничная программа «Городские цветы-2009», которая включала в себя второй открытый окружной фестиваль-конкурс профессионального творчества флористов «Цветочная симфония», а также концертная программа с участием тюменских творческих коллективов.
. Площадь у кинотеатра «Современник». Здесь проходила концертно-развлекательная программа «Любимый город поздравляем!» с участием молодежных и подростковых коллективов. В рамках программы прошел конкурс среди учреждений дошкольного образования «Маленькая мисс Восточного округа», выступления лучших молодёжных творческих коллективов города Тюмени.
. Сквер «Комсомольский». Здесь прошла концертно-игровая программа «Радуга Тюмени» с участием тюменских творческих коллективов и исполнителей, которая была направлена на все возрастные группы: дети, молодёжь, взрослое население.
. Зона отдыха в Заречном микрорайоне. Здесь прошел городской татарский праздник «Сабантуй-2009», в котором приняли участие национальные коллективы города Тюмени, а также юга Тюменской области. Традиционно состоялось поздравление молодожёнов, новорождённого и самого пожилого участника.
На этой же территории были размещены национальные праздничные площадки, на которых проходили:
показательные выступления борцов;
национальные игры и аттракционы: лазание на столб, бег на ходулях, плетение косы, перетягивание каната, бой мешками и др.;
конкурсы плясунов, частушечников, гармонистов;
выставка-продажа изделий национального прикладного творчества;
выставка-продажа национальных блюд.
. Турбаза «Верхний Бор». Здесь прошел Третий городской открытый турнир по пляжному футболу на Кубок Администрации города Тюмени.
Мероприятие включало в себя спортивно-развлекательную дневную и вечернюю программу, состоящую из блока мероприятий (спортивные соревнования, игровые программы, конкурсы, викторины, концертные выступления) для детей и семейного отдыха: проведение турнира, подведение итогов и награждение победителей, вручение призов победителям и участникам, танцевальная программа «Жизнь в движении» с участием тюменских шоуменов, артистов, ди-джеев.
. Яхт-клуб «Рубин». Здесь прошел Третий Тюменский региональный фестиваль авторской песни «Поющие сердца». В фестивале приняли участие делегации из Тюменской, Челябинской, Свердловской, Омской, Курганской областей.
. Праздничные площадки по месту жительства: уличное музыкально-театрализованное представление «Тебе пою, родной мой город» (п. Войновка, бульвар имени А. Косухина, ул. Боровская, 18), уличное музыкально-театрализованное представление «Цветы на асфальте» (Микрорайон «Тура», площадь, ул. Домостроителей, 18), развлекательная программа «Шара-шоу» (ул. Бабарынка, 16), акция «Направления креатива» (Площадь у ТЦ «Фаворит», сквер депутатов), танцевальный марафон «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Аллея молодоженов), концертная программа Фестиваль молодежных инициатив «Любимый город» (Сквер Болгаро-советской дружбы), народное гулянье «Мой любимый уголок России» (п. Тарманы, площадь, ул. Малышева, 24), уличное музыкально- театрализованное представление «Здесь будет город-сад» (п. Мыс, площадь, ул. Судоремонтная, 1-а), литературно-музыкальная композиция «Ты в душе моей всегда» (п. Войновка, площадь, ул. Станционная, 22), концертно-развлекательная программа «Город моей мечты» (с. Утешево), праздничная программа «Люблю тебя, моя Тюмень» (п. Мелиораторов, площадь, ул. 70 лет Октября, 5-в), праздничная программа «Люблю тебя, моя Тюмень» (п. Верхний Бор, площадь), праздничная программа «Тюмень – лучший город Земли» (п. Березняковский, площадь, ул. Садовая, 20), народное гулянье «Тюменские зорьки» (с. Антипино, площадь, ул. Ленинградская, 10), День деревни Казарово (д. Казарово, площадка, кафе «Евгения»), соревнования по семейному флорболу (Пруд «Южный»), автовыставка, тест-драйв (ТРЦ «Панама»), конкурсно-игровая программа «Виват, Тюмень!» (Площадь перед библиотекой, ул. Червишевский тракт, 15/1), «Праздник своими руками» (Зона отдыха «Загородный сад»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что праздник, посвященный Дню города, прошедший 25 июня в Тюмени, носил ярко выраженный массовый характер. При этом многие мероприятия, прошедшие в рамках него, были театрализованными. К ним можно отнести и массовое карнавальное шествие, и конкурсно-развлекательные и концертные программы, и народные гуляния.
Несомненно, что такое массовое действие требовало тщательной подготовки. Так, в начале года было проведено собрание, на котором обсуждается план работы по подготовке к предстоящему мероприятию. Прошел выбор праздничных площадок, были установлены сроки проведения праздничных мероприятий, назначены ответственные. Было принято решение включить в праздник как можно больше зрелищ и игр.
На втором этапе началась непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе писались сценарии праздника, отбирался речевой и музыкальный материал.
После этого начались репетиции коллективов, подготовка в оформлению площадок, изготовление декораций, костюмов. Примечательно, что на данном этапе уже были задействованы не только непосредственные организаторы праздника, но и участники, которые стали готовиться к шествию, к выставкам, конкурсам. На данном этапе также продолжалась работа над сценарием, куда вносились изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появился уже непосредственно перед началом праздника.
Следующий этап – проведение самого праздника. Однако работа над ним еще не заканчивается. Ведь нужно было подвести итоги. Задача организаторов на этом этапе состояла в том, чтобы «привязать» к воспоминаниям о прошедшем празднике чувство гордости за свою малую родину, любовь к своему городу. Эту как нельзя поспособствовали средства массовой информации, которые осветили все аспекты праздника. Все это помогло глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Наиболее ярким мероприятием Дня города стало, на наш взгляд, костюмированное карнавальное шествие. Карнавал здесь выступил как механизм коммуникации между жителями города.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод том, что праздник Дня города носит массовый театрализованный характер, основная идея которого – объединить жителей города, укрепить любовь к нему.
Заключение
Проведённое исследование позволило рассмотреть феномен праздника, а именно театрализованного массового празднества и его место в духовной культуре общества, как на общетеоретическом так и на исторически конкретном уровне. Для достижения поставленной цели были намечены ряд основных задач, которые были решены в процессе исследования.
Первая задача предполагала обобщение понятия праздника в этимологии и культурологии. На основе анализа понятий определено, что праздник – это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Любой праздник – это социальное явление, это своеобразная, специфическая жизнедеятельность людей, призванная обеспечивать в широком смысле одно из направлений развития культуры, самобытная форма культурного развития.
Решая вторую задачу, мы выявили специфику театрализованного массового праздника, которая заключается в том, что это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой является человеческое общение. Особенностью этой формы праздничной культуры является вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления.
Вторая глава нашего исследования была посвящена специфике технологии организации театрализованного массового праздника.
Мы выяснили, что, прежде чем начинать подготовку праздника, необходимо определить его тематику или идею, а также место и время его проведения. Сама технология организации театрализованных праздников любой формы требует рассмотрения данной программы как технологического процесса, включающего основные этапы подготовки, работу над сценарием, работу над воплощением художественного замысла.
Также при подготовке и организации театрализованного массового праздника в первую очередь необходимо помнить, что все его части должны быть связаны единым сценарно-режиссёрским ходом и соответствуют одной теме и идее. В драматургии театрализованного празднества традиционно выделяют три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал. Развитие действия в празднестве рассредоточено в общей мозаике компонентов или номеров. К номерам театрализованного массового празднества можно отнести разговорные (или речевые), музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера.
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования мы проанализировали одно из праздничных мероприятий в Тюменской области, а именно День города Тюмени – 2009, которое отвечало всем требованиям массовости и театрализованности, основная идея которого состояла в объединении жителей города в их любви к своей малой родине. На наш взгляд, данное мероприятие способствовало укреплению духовной культуры города.
Список использованной литературы
1.Бахтин, М.М. Собрание сочинений. В 7 т. / М.М.Бахтин. – Т. 2. – М.: Русские словари, 2000. – 829 с.
.Бенифанд, А.В. Праздник. Сущность, история, современность / А.В.Бенифанд. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2001. – 141 с.
.Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь. В 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т. 26. – М.: Терра, 2001. – 926 с.
.Гальперина, Т.И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации / Т.И. Гальперина. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 54 с.
.Генкин, Д.М. Организация и методика художественно массовой работы / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 т. / В.И. Даль. – Т. 2. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002. – 1088 с.
.Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.
.Иконникова, С.Н. Клубоведение: учебник / С.Н. Иконникова.- СПб.: Питер, 2005. – 474 с.
.Ильин, В.И. Потребление как дискурс / В.И. Ильин. – СПб.: Интерсоцис, 2008. – 445 с.
.Лазарева, Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие / Л. Н. Лазарева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 251 с.
.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
.Некрылова, А.Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках / А.Ф.Некрылова // Традиционная народная культура. – М.: ГИВЦ, 2005.
.Петрухин, В. «Праздник» в средневековой Руси / В. Петрухин // Одиссей: Человек в истории. – М.: Наука, 2005. – С. 81-88.
.Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории / Ред.-сост. Е.В. Дуков. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 526 с.
.Разумный, В.А. Игра искусство или искусство игра? (Парадокс амбивалентности) / В.А. Разумный. – М.: АПРИКТ, 2000. – 200 с.
.Семенов, А.В. Этимологический словарь русского языка / МА.В. Семенов. – М.: ЮНВЕС, 2003. – 704 с.
.Словарь иностранных слов в русском языке / Гл. ред. И.В. Лехин, Ф.Н. Петров. – М., 2005. – 805 с.
.Степанова, И.В. Определение праздника. Проблемы терминологии / И.В. Степанова // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 1(8).
.Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория: учебник / А.И. Чечетин. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
.Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ / И.Б. Шубина. – Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 352 с.
.ru.wikipedia.org/wiki/Праздник
.www.newprazdniki.ru
.www.russian-holidays.ru
.www.prazdnik.org
.www.inmoment.ru/holidays
.#”706509.files/image001.gif”>
Сбербанк России и Универсальный оператор связи Utel поздравляют Вас с Днем города и приглашают на уличный проект Театра «Мимикрия» – «Праздник на ВЫСШЕМ уровне»
Мероприятие приурочено к празднованию Дня города Тюмени и проходит при поддержке Управления по культуре Администрации г. Тюмени – 25 июля. Театр «Мимикрия» уже давно превратил улицы нашего города в подмостки сцены. В каждом уличном представлении Театра акцент сделан на непосредственном взаимодействии публики и актеров. Общение с людьми и есть тот праздник, который мы выносим на площади и улицы города.
Впервые на улицах города труппа Театра появилась в 2004 году в маске мима и белых перчатках, приглашая прохожих в иллюзорный мир пантомимы. Сегодня культурные уличные проекты стали визитной карточкой «Мимикрии». Уличные перформансы Театра «Клоун-терапия», «Мим-патруль», акция «Операция Дым-NO», «На облаках…», «Лунные птицы» представляют разнообразие жанров уличного театра, включая ходули, музыкальные импровизации, трюковые экспромты, уличную клоунаду, пантомиму и пластику, современную хореографию, интерактивную игру с публикой, театр огня и другие творческие эксперименты. Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц» – самый известный масштабный проект Театра, приуроченный ко Дню города Тюмени с 2005 по 2008 гг.
«Праздник на высшем уровне» продолжит удивлять горожан и гостей города яркими уличными проектами в лучших традициях Театра «Мимикрия». Площадка: Цветной бульвар (площадь у СК «Центральный»).
В программе мероприятия: лучшие уличные проекты театра «Мимикрия» перформансы, розыгрыши подарков от партнеров. В программе акцент сделан на уличном представлении, как возможности прямого взаимодействия публики и актеров.
Программа проекта:
:00 Перформанс «По облакам» в рамках городского карнавала с участием партнеров проекта Сбербанка России ОАО и Тюменского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»
:00 Открытие проекта. Розыгрыши подарков от партнеров
:30 Флаг – шоу «Времена года»
:00 Розыгрыши подарков от партнеров
:30 Театральный балаган «Дорога дураков»
:30 Розыгрыши подарков от партнеров
:00 Спектакль «Птицы»
:00 Закрытие программы
Уличное искусство дает возможность человеку понять, что радость существует вне понятия денег или чего-то еще, радость – это то, что должно быть бесплатно, то, чего человека нельзя лишать.