- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,88 Кб
Анализ особенностей конструктивизма как одного из направлений в искусстве советского периода
Введение
Архитектура – уникальная сфера человеческой деятельности. Архитектурное наследие – важная составляющая культуры России. Изучение и освоение всех составляющих этого наследия необходимо для соблюдения преемственности в развитие существующей архитектурной среды. Одним из ярких, противоречивых и только-только уходящих в прошлое, а потому недостаточно всесторонне и критически осмысленных периодов является период развития архитектуры России в советское время.
Архитектура ХХ века занимает особое место в развитии мирового зодчества. По сравнению с предшествующими столетиями архитектурные стили на протяжении этого века сменяли друг друга с невиданной быстротой. Эксперименты в области архитектурной стилистики, формообразования, типологии, конструкций приводили к созданию ярких произведений, появлению лидеров, ведущих поиски в различных направлениях. Этот процесс создал богатое архитектурное наследство.
Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой советской эпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Советским феноменом конструктивизм считаю по причине того, что проявление этого стиля в других странах было всего лишь единичными образцами, а в СССР он стал социально обусловленной основой индустриального и жилищного строительства, производственным искусством. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм… Здесь художникам – французам приходится учиться у нас. Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место», – отмечал В. Маяковский.
Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Несмотря на прошедшие года архитектурные объекты стиля конструктивизм остаются уникальными и неповторимыми. Вологда образцам конструктивистского архитектурного стиля небогата, она славиться деревянными домами XIX- XX веков. Однако объекты конструктивизма в Вологде есть, они представляют определенный интерес. Этим и обусловлена актуальность работы, позволяющей выявить нетипичные образцы архитектуры в типичном провинциальном русском городе, отследить их бытование, эволюцию и предназначение.
Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого». Новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Конструктивистами называли себя А. Родченко и В. Татлин ещё в 1920 году.
«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»). К этой группе теоретиков относились такие деятели, как О.Брик, Б. Арватов, А. Ган, и некоторые другие, которые работали в первой половине 1920-х годов. Они призывали мастеров творить «сознательно полезные и вещи» и мечтали о гармоничном человеке.
Объект изучения – культура России первой трети ХХ века.
Предмет – архитектурные объекты в стиле конструктивизм. Изучение проявления конструктивистского стиля в г. Вологде.
Хронологические рамки исследования – 1920-1930 годы. Катастрофические последствия войн, голод в 1921-1922 годах и его преодоление, разруха… Несмотря на это, люди нашли в себе силы не только для восстановления хозяйства, но и для нового подъема промышленности, искусства, науки, культуры и образования. В 1918 году начинается перестройка системы образования: отмена платы за обучение, введение начального образования, изучение истории страны. С 1925 года руководством страны был взят курс на индустриализацию. Но несмотря на контроль государства, который распространялся на все сферы жизни общества, искусство СССР в 1920-1930 годах не отставало от мировых тенденций того времени. Появление новых технологий способствовало расцвету литературы, музыки, архитектуры, театра и кино.
Географическими рамками являются границы СССР в 1920-1930-е годы. К началу 1920-х годов большую часть территории бывшей Российской империи занимала Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР провозгласил образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в составе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики РСФСР, Украинской Социалистической Советской Республики (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республики (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР – Грузия, Азербайджан и Армения). Территория СССР на 1 мая 1924 г. составляла 20 890,6 тыс. кв. км. В 1924 и 1926 гг. из РСФСР в состав Белорусской ССР были переданы части территорий Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, населенные белорусами. В этот же период происходили небольшие изменения границы между РСФСР и Украинской ССР.
Также в работе уделяется особое внимание Вологодскому краю. Архитектурные стили приходили в наш город с запозданием в несколько лет, как и в другие провинциальные города. Вологда уникальный город. Здесь гармонично сочетаются деревянные дома к. XIX – н. XX вв., храмы и советская архитектура.
Историография конструктивизма, в рассматриваемый период, отличается многообразием исследований. Данный стиль в архитектуре нашел отражение, как в работах советских авторов, так и в современной литературе. В советской историографии архитектуре уделяли внимание многие авторы. В 1953 году К.К Лагутин в своей работе «Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры» рассматривал архитектуру советского периода. Он писал о том, что советская архитектура в исторически минимальный срок добилась громадных успехов, выработав совершенно новые типы общественных зданий, создав новые архитектурно-художественные образы, явившиеся величайшим вкладом в мировую архитектуру. К. Лагутин пытается проследить пути формирования архитектурного образа советских общественных зданий. Автор ограничился анализом двух типов общественных зданий, так как не имел возможности охватить в одной работе столь обширную тему.
Следующая работа, в которой затрагивается тема развития советской архитекторы, является работа Я.А. Корнфельда «Лауреаты сталинских премий в архитектуре 1941-1950», написанная в 1953 году. Книга знакомит нас с выдающимися произведениями советской архитектуры и некоторыми особенностями творчества их авторов. Автор говорит о том, что в советском обществе каждое здание приобретало новое содержание и не укладывалось в традиционные архитектурные формы. Коренным образом изменялись привычные типы зданий и рождались новые – рабочие клубы, дворцы труда, дворцы культуры, дома советов.
Интересны в плане изучения архитектуры работы М.В. Фехнер – советского археолога и историка. С 1948 по 1964 годы в СССР выпускалась научно-популярная книжная серия под названием «Архитектура городов СССР». Именно в рамках этой серии и был издан ряд работ данного автора. Например, в 1958 году вышла в свет работа «Вологда», затем в 1961 году ещё две работы: «Калуга» и «Коломна». В данной работе был использован труд «Архитектура городов СССР. Вологда». Он описывает историю города с XII века, рассказывает о том, как проводилась застройка города, приводит описание соборов, говорит об архитектуре города в советский период.
В 1970 году была издана книга исследователя советского авангарда, искусствоведа В.Э. Хазановой «Советская архитектура первых лет Октября». Автор доносит до нас вывод, что архитектура первых лет Октября – это время строительства первых промышленных сооружений, новых типов общественных зданий и мемориальных строений, проникнутых революционным духом. В своей работе В. Хазанова анализирует связи предреволюционной и советской архитектуры, дает оценки архитектурной жизни послереволюционных лет. В своем труде автор обращается к архитектурной советской мысли начала 1920-х годов и выводит новые принципы градостроительства на примерах старых городов – Москва, Ярославль.
В 1970 году под редакцией К.Н.Афанасьева вышла книга «Из истории советской архитектуры 1926-1932. Документы и материалы. Творческие объединения». К.Н. Афанасьев – архитектор, ученый, член-учредитель Союза архитекторов России. Данный труд собрал многочисленные статьи, доклады, резолюции, обращения архитекторов-конструктивистов, документы, уставы, различных творческих объединений: Московского архитектурного общества (МАО); Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА); Объединения современных архитекторов (ОСА) и другие. Также в книге представлен ряд статей автора, который является одним из основоположников конструктивизма. Это статьи М. Гинзбурга: «Итоги и перспективы», «Целевая установка в современной архитектуре» и другие.
Немалую роль в изучении конструктивизма сыграли работы А.В Иконникова. Историк и теоретик архитектуры в своем труде «Архитектура Москвы XX век», который был опубликован в 1984 году, рассказывает нам о тех архитектурных объектах, которые позволяют ярче показать пути развития советского зодчества в Москве, те перемены, которые произошли в столице за годы советской власти.
Важное значение при изучении данной темы имеет работа Ю. Бочарова и Н. Гуляницкого «Архитектура СССР 1917 – 1987», выпущенная в 1987 году. Книга-альбом раскрывает основные этапы становления советской архитектуры за 70 лет, рассказывает о наиболее интересных городах и архитектурных ансамблях, знакомит с творчеством выдающихся советских зодчих. Авторы рассказывают о том, что несмотря на важность и первостепенность политических вопросов в первые послереволюционные годы, руководство страны не оставляло без внимания и вопросы культуры.
В современной историографии этой проблеме также уделялось много внимания.
В 1995 году Е. Сидорина в своей монографии «Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика», детально описывает концепции конструктивизма и говорит о том, как данное направление повлияло на советскую культуру. Работа сочетает в себе не только концепции конструктивистов, но и углубление в творческие идеи, философские мысли о красоте и искусстве.
Из трудов об архитектуре следует выделить работы О.С. Хан-Магомедова. Селим Омарович – один из крупнейших исследователей русского авангарда начала XX века, искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. Круг научных интересов С.О. Хан-Магомедова можно условно разделить на две большие части: исследование архитектуры народов Дагестана и истории советского авангарда 1920-1930 годов. В работах Хан-Магомедова приводится множество неизвестных ранее фактов, оценок творчества представителей различных течений русского авангарда. В своей книге «Архитектура советского авангарда» автор рассказывает о социально-типологических проблемах архитектуры советского авангарда. Подробно рассматриваются проблемы социалистического расселения, перестройки быта и новых в социальном отношении типов поселений, комплексов, зданий. Еще один труд Хан-Магомедова, который для данной ВКР представляет особый интерес – «Конструктивизм: концепция формообразования». Здесь автор рассказывает о становлении конструктивизма в разных сферах искусства, а также ставит ряд проблем, которые необходимо решить, так например, он говорит о том, что необходимо более конкретно изучить периодизацию конструктивизма. Также у автора существует ряд монографий, в которых он рассказывает об известных архитекторах-конструктивистах. Например, «Александр Веснин и конструктивизм».
В 2001 году был написан труд В.В. Кожинова «Россия век ХХ», который также был использован в работе. Книга создана автором в двух частях. Первая часть охватывает историю России с 1901 до 1939 года, вторая – с 1939 до 1964. В работе была использована первая книга, в которой описываются события, происходившие в стране в первой половине ХХ века. Автор говорит нам о том, что история страны в ХХ столетии представляет собой, прежде всего, историю Революции. В. Кожинов ставит перед собой задачу оценить и осмыслить историю России не с позиции той или иной идеологии, а в свете того пути, который прошла наша страна в своем развитии.
Работа «Зодчие Санкт-Петербурга» под редакцией В.Г. Исаченко, изданная в 2002 году, рассказывает об архитектуре города. Книга состоит из очерков, посвященных зодчим Петербурга – Петрограда – Ленинграда. В книге охвачены все периоды жизни города: от XVIII века до советского времени, интересного и плодотворного в отношении архитектуры. Также в работе затрагивается рассматриваемый период. Автор описывает жизнь и творчество архитекторов-конструктивистов.
В монографии «Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города» рассказывается об истории города. Факты и события рассматриваются во взаимосвязи с общероссийским историческим процессом. Текст очерков дополнен фрагментами документальных источников и многочисленными иллюстрациям. В создание этой книги вложен труд многих авторов, а именно Ю.К. Некрасова, А.В. Суворова, Р.П. Биланчука, А.В. Камкина, С.А. Тихомирова, Б.В. Ильина, И.В. Спасенковой, В.А. Саблина, Л.С. Панова, М.В. Васильевой, И.В. Папина, Е.А. Старикова, Н. А. Веселовой, М.Л. Мокрушина.
Необходимо отметить, что в написании работы помог труд А. Морозова «Конструктивизм. Аннотированный указатель». Указатель содержит ссылки на публикации о конструктивизме. Список источников в книге расположен по хронологии и охватывает период с 1922 по 1932. В книгу включены ссылки на статьи из разных журналов. Например, статья Ф. Яловкина «ВОПРА и ОСА», которая была опубликована в журнале «Современная архитектура».
В работе был использован труд О. А. Зиновьевой «Облик Москвы как отражение культуры сталинской эпохи», изданной в 2006 году. Автор пишет об архитектуре города Москва и говорит о том, что Москва – результат творческой деятельности многих поколений архитекторов. История переделывалась и переписывалась многократно, в силу различных причин. По мнению Ольги Андреевны, именно архитектура позволяет понять причины возникновения тех или иных стилей, принципов и явлений в рамках исторического контекста. В том же 2006 году в научно-информационном сборнике «ИКОМОС» вышла статья Ю. Волчок «В поисках потерянного времени: пять шагов в направлении выявления и сохранения архитектурного наследия эпохи авангарда». Здесь автор настаивает на том, что необходимо сохранить архитектурные памятники 1920-1930-х годов и предлагает направления, в которых необходимо действовать для защиты архитектурного наследия. Также следует отметить работу И.А. Казусь «Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования». Автор пишет о советской архитектуре 1920-х гг., рассказывает о конструктивизме и приводит примеры зданий и сооружений, выполненных в этом стиле.
Статья Н. Васильева «Короткий период архитектурного лидерства» вышла в 2012 году в журнале «Московское наследие». Автор пишет о том, что конструктивизм как самое заметное явление русского авангарда во все времена привлекал много внимания. И именно архитектура, по мнению автора, стала самым наглядным воплощением идей нового общества и искусства.
Для разработки методической части работы был использован труд Емельянова Б.В. «Экскурсоведение». В работе автор рассказывает о правилах ведения экскурсии, целях, задачах и принципах отбора экскурсионного материала.
Таким образом, историографический обзор показал, что изучение направления конструктивизм в архитектуре и искусстве пользовалось популярностью, как в советский период, так и в современное время. Анализ большого количества публикаций о конструктивизме позволил выявить ряд проблем. Во-первых, необходимо тщательно проследить процесс становления и развития конструктивизма. Во-вторых, следует провести разделительную черту между конструктивизмом и другими направлениями. Это и обуславливает научную новизну темы.
Методология выпускной квалификационной работы основана на принципах историзма. Она требует конкретного и всестороннего изучения явлений, рассмотрения особенностей их развития в различные периоды времени. Основополагающим методологическим подходом работы является системный подход. Системный подход предполагает применение общенаучных и специальных методов. При написании выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Также применялись специальные исторические методы. Одним из таких методов был сравнительно-исторический.
Целью настоящей работы является изучение особенностей конструктивизма как одного из направлений в искусстве советского периода.
Для реализации цели были поставлены следующие научные задачи:
. Определить сущность и основные признаки конструктивизма;
. Проследить зарождение стиля конструктивизм;
. Выявить особенности стиля;
. Рассмотреть конструктивизм в архитектуре;
5. Разработать цели, задачи экскурсии «Конструктивизм в архитектуре города Вологда». Составить примерный план экскурсии.
Для реализации поставленных цели и задач в работе использован широкий круг источников.
Первую группу источников составляют законодательные акты. Постановлением Президиума ВЦИК от 30 апреля 1931 г. был образован Совет культурного строительства при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Постановлением ЦК ВКП(б) 23апреля 1932 года«О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные группы и объединения мастеров искусства были ликвидированы и создавались творческие союзы. Например, в 1932 году был создан союз архитекторов, в 1934 – союз писателей.
Вторая группа источников – это материалы периодической печати. Были использованы статьи из журнала «Современная архитектура». Это статьи одного из основоположников конструктивизма М. Гинзбурга: «Новые методы архитектурного мышления», «Национальная архитектура народов СССР», «Итоги и перспективы» и др. Также, использовались статьи, опубликованные в журнале «Архитектура СССР». Например, статья А. Щусева «Пути советской архитектуры». В ходе работы было обработано около 20 статей.
Следующая группа источников – делопроизводственные документы, которые были извлечены из фондов Государственного архива Вологодской области (далее ГАВО). Был проработан фонд 585. Это фонд Вологодского губернского исполнительного комитета. В нём содержатся данные по объему строительства и такие документы как протоколы заседаний, Постановления, решения Вологодского губернского исполнительного комитета. Также был исследован фонд 5137. Это фонд главного архитектора Вологодской области, члена Союза архитекторов и краеведа Соколова Василия Ивановича (1901-1991). Этот фонд содержит информацию о строительстве и благоустройстве города Вологда с 1917 до 1957 гг. Здесь подробно говорится о строительстве рабочих поселков, промышленных предприятий, жилых домов, школ, больниц и т.п. в разные периоды жизни города. Кроме того, в фонде содержится план-схема застройки города и фотоматериалы.
В работе были использованы документы Объединения современных архитекторов (ОСА). Устав ОСА, резолюции по докладам, материалы с конференций ОСА, обращения президиума ОСА.
Также в работе были использованы фотоальбомы. Альбом В.М. Малкова «Вологда» был выпущен в 1961 году, он содержит множество фотографий города, его улочек и домов. Также автор приводит описание того, как обновлялся и строился город с течением времени. В. Малков говорит нам о том, что у каждой улицы и каждого строения своя история. Именно эту историю и пытается донести да нас автор с помощью фотографий.
Ещё один альбом, который необходимо упомянуть в данной работе, это альбом У.К. Брумфильда «Вологда», изданный в 2012 году. Это альбом об архитектуре города Вологда. Брумфильд – известный американский специалист по истории русского зодчества, ему принадлежит множество фоторабот по истории русского зодчества. Он прожил в России 10 лет и его труды позволяет взглянуть на архитектуру русских городов иначе. Книга Брумфильдасодержит представления автора о городе как историка архитектуры и фотографа.
1. Основные элементы стиля «конструктивизм»
.1 Понятие и особенности стиля
Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-1930-х гг. Это направление прослеживалось во многих сферах культуры: живописи, литературе, фотографии, архитектуре, дизайне и др. В данной работе мы уделим внимание конструктивизму в архитектуре СССР. Конструктивизм как направление культуры появился в 1921 году, после Октябрьской революции. Данный стиль был создан группой художников Института художественной культуры. 1924-1926 гг. были временем окончательного формирования архитектурного конструктивизма и признания его ведущим творческим направлением.
В 1920-е годы Советская Россия становится мировым лидером в формировании идей и концепций нового авангардного искусства ХХ века. Мощным стимулом для этого была, прежде всего, социальная необходимость создания форм, адекватных новому образу жизни. Это коренным образом отличало наш авангард от западного, в котором создание форм обусловливалось в основном только новыми техническими возможностями.
Если говорить о предпосылках возникновения стиля конструктивизм, то необходимо затронуть то, что в первом десятилетии ХХ века начинается постепенный упадок модерна – направления, которое господствовало ранее. Можно найти множество причин, почему это произошло, но главным стало то, что с наступлением века мощной индустрии и массового производства новое время потребовало и новых преобразований.
Идеологом направления конструктивизм был Моисей Яковлевич Гинзбург – советский архитектор. Гинзбург родился в Минске в 1892 году, затем жил и работал в Москве, скончался – в 1946. Главная его работа – книга «Стиль и эпоха», которая вышла в свет в 1924 году. В ней автор даёт оценку современной архитектуре и говорит о том, что искусство неразрывно связано с техническими инновациями и социальными изменениями в обществе. Этот труд стал одним из основополагающих принципов конструктивизма. М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки нового стиля:
. новый потребитель;
. новые архитектурные задачи;
. новая психология и вкусы.
Основной экономической причиной установления конструктивизма Гинзбург называл экономическую бедность и необходимость удовлетворить архитектурой массы трудящихся
В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы также в теоретических выступлениях А.А. Веснина. На практике они впервые были воплощены в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными в 1923 году проекте Дворца труда для Москвы с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания.
Таким образом, основными принципами конструктивизма являются:
. внедрение производственного искусства в жизнь;
. функциональность;
. рационализм;
. простота;
. демократичность;
При рассмотрении особенностей стиля, следует сказать о том, что архитекторы-конструктивисты стремились создавать здания не только функциональными, но и красивыми, поражающими мощностью своих форм.
Первой особенностью направления является монолитность. Здания, возведенные в стиле конструктивизм, несмотря на множественные деления на геометрические фигуры, представляли собой единое целое. Архитекторы старались достичь отсутствия швов и стыков при возведении строений. Это отличает конструктивизм от других стилей, в частности от функционализма, где подобное считалось ненужным и бесполезным. Также строения в данном стиле, как правило, огромны.
Следующей особенностью является фрагментарность. Как уже упоминалось выше, здания были разделены на огромное количество фрагментов, в форме геометрических фигур. Но, тем не менее, эти фрагменты смотрятся неотделимыми от всей постройки и не разделяют здание на участки.
Третья особенность – использование стекла и бетона в строительстве. Эти материалы являются неотъемлемой частью конструктивизма.
Также следует выделить такую особенность конструктивизма, как многообразие форм. В отличие от других стилей, формы в конструктивизме разнообразны, здесь нет запретов и ограничений. Но, тем не менее, спиралей, резных арок и других подобных сооружений тоже не встретить.
Ещё одна особенность конструктивизма в архитектуре- контрастность. В данном направлении можно встретить как округлые формы, так и строго очерченные линии.
Что касается цветовых решений архитекторов, то они в основном бледные, простые, бесцветные и невыразительные. Почти все строения в этом стиле выполнены в серых, бежевых и белых цветах. Поэтому, для того чтобы украсит постройки используется большое количество стекла. Несмотря на то, что цветовая гамма не столь привлекательна, именно цвет является ещё одной отличительной особенностью конструктивизма.
Теоретики производственного искусства не сразу оценили роль экспериментов с пространственными конструкциями для процессов стилеобразования. Обратив внимание на «конструкцию», они постарались перевести её из разряда стилеобразующего фактора в некий инструмент приобщения деятелей искусства к производству. В соответствии с таким подходом конструктивизм был сначала воспринят не как обозначение творческого течения, а как незначительный эпизод или этап в рамках общего движения к производственному искусству. В реальности же конструктивизм оказался отнюдь не стадией, а потенциально значительным творческим течением.
Таким образом, стилизация художественных приемов – это закономерный этап в развитии любой творческой школы, художественного течения или стилевого направления.
В завершение рассмотрения вопроса о понятии и особенностях стиля конструктивизм в архитектуре, необходимо сделать следующие выводы.
В 1920 – 1930-е годы Советская Россия была несомненным лидером и первопроходцем в формировании нового стиля.
В 1920 – 1930-е годы конструктивизм становится ведущим направлением и внедряется во все сферы искусства.
При анализе вопроса о том, что такое конструктивизм: стиль или метод, было отмечено, что данное направление больше стиль, чем метод художественного выражения. Об этом свидетельствует ряд отличительных особенностей стиля конструктивизм: монолитность; фрагментарность; использование стекла и бетона; многообразие форм; контрастность;цветовая гамма.
.2 Появление конструктивизма и рождение термина
Конструктивизм – одно из самых известных творческих течений 1920 – 1930-х годов. Словосочетание «русский конструктивизм» постепенно стало терять рамки конкретно творческого течения и постепенно превратилось в некий символ, обозначающий такое комплексное явление, как русский авангард, прежде всего, в предметно-художественной сфере творчества.
Чтобы понять сущность этого творческого течения, проследить историю его возникновения необходимо обратиться к тому, откуда берет свое начало стиль конструктивизм. Именно эту проблему мы и рассмотрим в данном параграфе.
В период становления конструктивизма художники, архитекторы и другие деятели искусства непрерывно вели поиск новых форм, которые подразумевали отказ от всего «старого». По мнению родоначальников конструктивизма, искусство должно быть на службе у производства, а производство в свою очередь, у народа.
Если говорить о возникновении направления, то необходимо упомянуть о том, что конструктивизм возник среди художников. Основные творческие проблемы впервые были и сформулированы на практике художниками. Сторонники «нового искусства» призывали к сознательному созданию полезных вещей. Искусство нового образца сводилось к представлениям о гармоничном человеке, который должен окружить себя практичными и полезными вещами и жить в благоустроенном городе. Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».
Если говорить о возникновении термина, то первое использование термина «конструктивизм» относят к 1920 году. Именно в 1920 году художники Александр Михайлович Родченко и Владимир Евграфович Татлин назвали себя конструктивистами. А.М. Родченко (1891-1956) – русский советский живописец, фотограф, художник театра и кино, график и скульптор. Являлся участников многих творческих объединений: ЛЕФ, ОСА, АСНОВА и других. С 1924 года Родченко начал заниматься фотографией. Широкую известность получила серия его работ – психологические портреты («Портрет матери»; портреты Маяковского, Мельникова, Веснина, Гана и других). В.Е. Татлин (1885-1953) – один из крупнейших представителей русского авангарда. Русский и советский живописец, график, дизайнер, художник театра. В 1919-1920 годах работал над созданием проекта Памятника III Интернационала (другое название этого проекта – башня Татлина). Этот проект стал одним из важнейших символов мирового авангарда. Памятник III Интернационалу должен был быть построен в Ленинграде, как символ победы Октябрьской революции 1917 года. Тем не менее, проект так и не был осуществлен. Владимир Татлин получил свою известность благодаря именно таким проектам. Многие его работы были предназначены для воплощения в реальности, но по тем или иным причинам так и остались идеями.
Немалую роль в становлении конструктивизма наряду с художниками сыграла сильная группа теоретиков, среди них были такие как, А. Ган. Алексей Михайлович Ган – советский художник и теоретик искусства, один из основоположников конструктивизма. Годы его жизни 1887 – 1942. А.М. Ган был художником-оформителем журнала «Современная архитектура». В его книге, которая называлась «Конструктивизм», впервые появляется сам термин «конструктивизм». А.М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура – мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». В своем труде он подчеркивал, что культура новой России является индустриальной.
Существование и группы теоретиков и группы практиков, безусловно, помогло формированию производственного искусства. Однако разделение труда между теми, кто говорил о производственном искусстве, и теми, кто его создавал, имело свои недостатки. Теория конструктивизма начинала формироваться в условиях, когда еще самого конструктивизма, как сферы творчества, не существовало. Поэтому развитие теории опережало развитие практики.
Движение к конструкции, как уже упоминалось выше, зародилось среди художников, которые занимались экспериментами с пространственными конструкциями. Термин «конструктивизм» появился в 1921 году и был воспринят и теоретиками, и художниками как незначительный эпизод в рамках общего движения к производственному искусству.
Первой ступенью в развитии конструктивизма в архитектуре стал конкурсный проект Дворца труда в Москве, который принадлежал братьям Весниным (приложение 1). Три брата Александр Александрович, Виктор Александрович, Леонид Александрович русские и советские архитекторы, жили и работали в Москве в первой половине ХХ века. Именно в их проектах впервые было зафиксировано появление новых архитектурных особенностей.
Проект братьев Весниных выделялся необычностью и свежестью внешнего облика здания, четкостью и рациональностью плана и объемно-пространственной композиции, смелым использованием новейших строительных материалов и конструкций.
Однако притягательную силу проекта Весниных понимали и те, кто не разделял их творческих установок. В жюри конкурса развернулась борьба вокруг вопрос о присуждении премии. Бывший в тот период председателем Московского архитектурного общества А. Щусев писал позднее о роли конкурса на Дворец труда в развитии советской архитектуры: «Пусть вспомнят 1923 год, когда свершился в архитектуре перелом, пусть вспомнят, как Жолтовский (член жюри на конкурсе проектов) тогда утверждал, что нельзя дать Весниным премию за дворец труда, потому что архитектура пойдет по ложному пути, тогда дали премию архитектору Троцкому – однако, несмотря ни на что, архитектура пошла по новому пути».
Проекты братьев Весниных представляют огромный интерес, так как содержат первичные и принципиально новые художественно-архитектурные идеи. Именно благодаря веснинским проектам, которые как бы окрасили все художественное направление в своеобразный тон, советский конструктивизм на протяжении всего своего развития оставался оригинальным творческим течением.
Таким образом, можно сделать вывод, что первыми в развитии конструктивизма в архитектуре были именно братья Веснины. Они внесли огромный вклад в развитие и становление нового направления и открыли возможности для дальнейшего развития конструктивизма.
2. Конструктивизм в искусстве СССР в 1920-1930 годы
.1 Конструктивизм в архитектуре
В 1920-1930-е годы архитектура в СССР достигла немалых высот. Именно в этот период начинают стремительно развиваться города, промышленность, транспортная сеть. Быстрый рост городов и промышленной индустрии приходил в резкое противоречие со старой планировкой городов, с их узкими и извилистыми улицами. Также появление проблем с транспортным обслуживанием населения и обеспечением жилищных условий высокого уровня порождали новые градостроительные проекты и поиск новых форм расселения людей.
Именно поэтому в некоторых странах, в том числе и в СССР, возникают промышленные города и рабочие поселки с экономными квартирами, которые были рассчитаны на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятиях все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы.
Прежде чем рассматривать творчество знаменитых архитекторов-конструктивистов, следует сказать о том, что стиль конструктивизм прослеживается в архитектуре города Вологда. Ярким примером данного архитектурного направления является здание, которое находится на Проспекте Победы, 33. Это бывшее здание, предназначавшееся для Управления Северной железной дороги (СЖД), архитекторами которого являются Н.В. Рождественский и Гофман. Здание представлено несколькими корпусами: 4-этажный корпус "А" – 1937-42 гг. 5-этажный корпус "Б" (западное крыло) – 1942-1965 гг. (После войны долго стоял недостроенным, достроен в 1964-1965 гг. по проекту № 22597 конторы "Вологдопромпроект"). После войны управление переехало в Ярославль. В 1957-1963 гг. в здании располагался СОВНАРХОЗ Вологодской области. В настоящее время здесь расположены различные офисные помещения. Это здание является ярким примером конструктивизма в нашем городе. Оно несет в себе все особенности стиля, а именно монолитность, фрагментарность, контрастность, также цветовую гамму.
В данном параграфе рассмотрим развитие конструктивизма в архитектуре и творчество ведущих архитекторов-конструктивистов СССР.
Как уже говорилось ранее, первой ступенью развития конструктивизма в архитектуре стал проект Дворца труда братьев Весниных в Москве. Вообще братьям Весниным принадлежит большая заслуга в развитии конструктивизма. Их проекты 1923-1925 годов содержат первичные архитектурно-художественные идеи и придают конструктивизму особый окрас.
Следующим символов конструктивизма в архитектуре стал проект «Ленинградская правда». Это фактически небольшая рекламная газета (типа современного табло) «Ленинградская правда» в Москве. Ее предполагалось построить на крохотном участке размером 6Х6 метров на Страстной площади (ныне пл. Пушкина). В данном проекте синтез архитектуры с текстовыми и техническими элементами городского благоустройства стал основой художественного образа. Усовершенствованные фасады, органическое сочетание железобетонного каркаса, стекла, металлических переплетов, экран-часы, прожектора, просвечивающие сквозь остекление лифты и другие элементы придавали зданию яркий художественный облик. К сожалению, данный проект не был реализован, так как идея сооружения здания «Ленинградская правда» уступило место строительству издательства газеты «Известия».
Помимо двух уже рассмотренных проектов братьев Весниных, стоит сказать, что они спроектировали еще несколько зданий: 1924 – проект ангара для самолетов, 1925 – проект московского телеграфа и здания универмага в Москве на Неглинной улице.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно проекты братьев Весниных заложили основу архитектурного конструктивизма, как самостоятельного течения в искусстве. Благодаря рассмотренным выше проектам, братья Веснины стали восприниматься в обществе как бесспорные творческие лидеры нового течения. Можно сказать, что в 1923-1925 годах архитектурный конструктивизм приобрел свой неповторимый и оригинальный облик. Веснинские проекты заложили стилистическую основу советского конструктивизма в архитектуре – как оригинального течения в масштабах мировой архитектуры ХХ века.
Если братья Веснины были творческими лидерами конструктивизма в архитектуре, то его ближайшим соратником и помощником в организационных вопросах и печати являлся М. Гинзбург. М. Гинзбург внес огромный вклад в разработку теоретической платформы конструктивизма. Главный труд Гинзбурга – книга «Стиль и эпоха», в котором он излагает свои теоретические взгляды о путях развития архитектуры.
Популярность конструктивизма быстро росла и поэтому, следующим этапом в развитии данного стиля было создание творческих объединений. Существовало достаточно большое количество творческих союзов, например, такие как Московское архитектурное общество (МАО), Ленинградское общество архитекторов (ЛОА), Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) и другие.
В 1925 году вокруг братьев Весниных и М. Гинзбурга сложилась группа творческих единомышленников. Именно так и возникла новая и самая крупная творческая организация, которая называлась Объединение современных архитекторов (ОСА). Она была создана в 1926 году. Ее председателем стал А. Веснин. Был разработан устав ОСА и проведено первое общее собрание. На этом собрании с сообщением выступил М. Гинзбург. Он говорил о «необходимости организовать объединение, имеющее своей целью работу по изучению идей нового стиля архитектуры. Предполагаемая программа работ: издание журнала, устройство выставок, участие в государственном строительстве, сплочение архитекторов, ищущих новых путей в архитектуре».
Объединение ОСА, в отличие от остальных творческих союзов, имело свой печатный орган – журнал «Современная архитектура». Он выходил на протяжении пяти лет с 1926 по 1930 годы, один раз в два месяца.
Еще одним знаменитым архитектором, творившим в рассматриваемый период, является Константин Степанович Мельников (1890-1974). К.С. Мельников русский и советский заслуженный архитектор, художник и педагог, один из лидеров направления авангард а советской архитектуре в 1923-1933 годах.
Рассмотрим несколько известных архитектурных произведений Константина Степановича. В первую очередь, хотелось бы отметить Дом культуры имени И.В. Русакова, который был построен в 1929 году. В своем проекте Мельников хотел быть оригинальным, как в композиции здания, внутренней отделке, так и в оформлении фасада. Архитектура фасадов клуба – это многообразие геометрических форм. Здание ДК им. Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. Но, несмотря на оригинальность идеи автора, данное строение не раз подвергалось критике. Так, например, К.К. Лагутин в своей книге «Архитектурный образ советских общественных зданий» говорит о том, что Мельников создал пародию на советскую архитектуру и не пытался увязать все это с общим ансамблем улицы и города.
Несмотря на то, что архитектурные постройки Мельникова характеризуются как постройки в духе конструктивизма, сам архитектор категорически возражал, когда его творения относили к данному стилю. Также необходимо подчеркнуть то, что у Константина Степановича складывались довольно сложные отношения с творческим объединением ОСА, о котором упоминалось выше. С точки зрения архитекторов-конструктивистов, входивших в ОСА, Мельников являлся «формалистом» из-за стремления к художественно-образной выразительности своей архитектуры. Журнал «Современная архитектура» ни разу за годы своей работы не упомянул имени Мельникова и не затронул ни одной его работы. Несмотря на это Мельников в 1930-е годы получил мировой признание как великий русский архитектор и продолжил творить в архитектуре. Им была спроектирована серия гаражей, жилых домов и многое другое.
Следующим этапом развития конструктивизма в архитектуре являются 1926-1928 годы. Именно в этот период творческое течение достигает своей зрелости. В отличие от раннего конструктивизма начала 1920-х гг., когда подчеркивалась роль конструктивно-технических средств, в этот период лидеры конструктивизма пытались установить характер и степень обратного влияния целей на формообразование – обосновать функциональную целесообразность архитектурной формы. Особое значение на этом этапе придавалось проблемам профессионального метода архитектора, стали анализироваться взаимоотношения функции сооружения и средств. Так, М. Гинзбург говорил о том, что для того чтобы правильно пользоваться функциональным методом необходимо «раскрытие особенностей, связанных с появлением нового социального потребителя архитектуры – класса трудящихся». Таким образом, основной задачей на данном этапе было создание новых в социальном отношении типов жилых, общественных и производственных зданий на основе использования научно-технических достижений. Необходимо было также уничтожить обособленность, которая существовала раньше между архитектурной и инженерной деятельностью.
Из выше сказанного следует вывод, что на новом этапе конструктивисты считали необходимым при создании сооружения учитывать его функциональное назначение.
Новый функциональный метод требовал от архитектора участия в выработке новых типов зданий, внедрения в архитектуру новейших научно-технических достижений.
Именно в период так называемого зрелого конструктивизма, работали архитекторы братья Голосовы. Голосовы, в отличие от Весниных, вместе не работали. В данной работе будет рассмотрено творчество одного из братьев – Ильи Александровича. Он входил в ОСА и присутствовал на первом общем собрании, но его фамилии нет среди учредителей ОСА. С 1925 года для проектов И. Голосова становятся характерными четко выраженный каркас и обильное остекление. Он создает первоклассные художественные проекты и оказывает значительное влияние на развитие конструктивизма.
Популярность Голосова быстро росла, и к нему приходит огромный успех. Однако, несмотря на блестящие проекты в духе конструктивизма, убежденным конструктивистом он никогда не был. Он принял конструктивизм, скорее, как внешнее стилистическое течение, чем как функциональный метод. Несмотря на это, Голосов стал очень известен в архитектурных кругах. Его взлет начался с присуждения его проекту первой премии на конкурсе Дома Текстилей в Москве в 1925 году.
Таким образом, мы не можем говорить о том, что И. Голосов углублял основные принципы конструктивизма и завоевывал новые высоты, но, тем не менее, его роль была очень важна в развитии конструктивизма. Он активно способствовал расширению сферы влияния конструктивизма, продемонстрировал в своих проектах художественные возможности данного стиля.
Во второй половине 1920-х годов конструктивизм переживал трудности в своем развитии, а именно появилась опасность возникновения стилистических штампов. В решение этой проблемы внес огромный вклад Иван Ильич Леонидов (1902-1959). Особую роль сыграл его дипломный проект Института Ленина в Москве, созданный в 1927 году. Самым необычным в нем был то, что была запланирована большая аудитория в форме огромного шара. Такое решение в то время воспринималось как творческое открытие. Новшеством в творчестве Леонидова было его понимание принципов застройки города и организации пространства. Он проектировал архитектурный ансамбль не как «вырезанный» из городского пространства, а строил в виде группы зданий, композиционно «держащих» определенную часть пространства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным принципом в творчестве Леонидова был принцип «не пространство организованное зданиями, а здания в пространстве». Леонидов придерживался также и нового функционального метода в конструктивизме, который описан выше. В своих работах он использовал достижения современной техники, создавал новые объемно-пространственные композиции. Дипломный проект И. Леонидова был опубликован в журнале «Современная архитектура» и вынесен на его обложку.
Несмотря на то, что Леонидов не занимал руководящих постов в ОСА, через год после защиты диплома, он фактически становится творческим лидером конструктивистов. Его лидерство нашло свое подтверждение во многих фактах:
. С 1927 года все проекты Леонидова публиковались в журнале «Современная архитектура».
. Когда в 1928 году была создана творческая мастерская И. Леонидова, большинство студентов перешли из мастерской А. Веснина к Леонидову.
. В конце 1920-х годов творчество Леонидова получило такое широкое распространение, что среди молодых конструктивистов началась стилизация под творчество мастера.
Иван Леонидов – гениальный архитектор, любимый ученик А.Веснина, оригинальный мыслитель был трагической фигурой в архитектуре ХХ века. Ни один из его проектов так и не был осуществлен, за исключением лестницы в парке санатория в Кисловодске, построенной в 1930-е годы.
В начале 1930-х годов творчество Леонидова, как и всех конструктивистов, подверглось резкой критике со стороны Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА).На рубеже 1920-1930 годов в стране стремительно меняется социально-политический климат. Лозунги борьбы за «пролетарское искусство» быстро усваиваются молодежью и все, что не соответствует этим лозунгам, по их мнению, должно быть подвергнуто острой критике.
Первым критике подвергся И. Леонидов, который в это время переживал расцвет в своем творчестве. Вышло множество статей, главным темами которых была борьба против «леонидовщины». В защиту архитектора в 1930 году в журнале «Современная архитектура» были опубликованы проекты Дворца культуры Леонидова, которые и послужили началом травли архитектора. Публикация сопровождалась текстом от редакции, в которой говорилось: «Споры, развернувшиеся вокруг проектов, заострились главным образом, на проекте, представленном И. Леонидовым, приняв в итоге характер неприкрытой травли последнего. От редакции СА не скрыты недостатки, присущие проектам Леонидова. <…> Однако ошибки эти, никак не могут служить оправданием для той неслыханной травли, которой подвергается в последнее время Леонидов, травли только за то, что он по-новому мыслит в архитектуре…».
Таким образом, в начале 1930-х годов конструктивисты были подвержены резкой критике. С лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект в стиле конструктивизм. Далее начинается переходный период, который специалисты называют постконструктивизм. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.
До середины 1930-х годов в СССР, как и в большей части западной Европы, стремительно развивался архитектурный авангард. Архитектура была лишь одним из ответвлений единого художественного процесса, происходившего в СССР мощно и самобытно. Политические изменения, совместное построение новой жизни, стремление к новым прогрессивным идеалам – всё это сделало советский авангард первой трети XX века очень насыщенным и богатым на таланты.
2.2 Разработка экскурсии на тему: «конструктивизм в архитектуре города Вологда»
Создание экскурсии – это сложный процесс, требующий от организатора больших творческих усилий. В основу подготовки любой, в том числе и школьной, экскурсии должны быть положены главные принципы педагогической науки:
взаимосвязь обучения и воспитания;
учет логики предмета;
последовательность и систематичность;
ясность и доступность изложения;
наглядность;
эмоциональность;
учет целевой аудитории, на которую рассчитана экскурсия.
Данная экскурсия будет проходить по конструктивистским объектам города Вологда. Всем известно, что Вологда знаменита своими деревянными особнячками XIX-XX века с палисадами и кружевным декором. Однако, немногие знают, что завершение золотого века вологодского деревянного зодчества было отмечено яркой вспышкой – архитектурой 1920-30-х годов. Время советского конструктивизма и экспериментов, в деревянном городе обрело особые формы и нашло совершенно уникальные воплощения.
Экскурсия рассчитана на 9 классы. Тема экскурсии «Конструктивизм в архитектуре города Вологда».
Основная цель экскурсии – формирование у учащихся целостного представления об архитектуре города в 1920-1930-е годы, а также о стиле конструктивизм. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию патриотизма, любви к малой родине, уважения к истории родного края, содействовал формированию личностного отношения к истории своей малой Родины, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Продолжительность экскурсии 50 минут.
Данная разработка предусматривает индивидуальную, групповую деятельность учащихся через информационную и дискуссионную деятельность. По результатам экскурсии ученик должен знать и понимать:
1)особенности стиля конструктивизм; ) основные объекты стиля конструктивизм в Вологде.
Данная экскурсия содержит следующие этапы:
) Краткий рассказ о стиле конструктивизм;
) Непосредственное знакомство с конструктивистскими объектами города и рассказ о них.
План экскурсии.
Класс: 9 класс.
Тема занятия:«Конструктивизм в архитектуре города Вологда».
Тип занятия: экскурсия.
Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цель экскурсии: Знакомство с конструктивистскими объектами города Вологда.
Задачи экскурсии:
·Образовательная: изучение особенностей стиля конструктивизм в архитектуре Вологды.
·Развивающая: развитие у учащихся умений обобщать полученные знания, желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
·Воспитательная: развитие коммуникативной культуры учащихся, воспитание товарищества, патриотизма, любви к малой родине, уважения к истории родного края.
Ход экскурсии:
В начале школьной экскурсии учитель дает ученикам краткую справку о стиле конструктивизм: «Итак, что же такое конструктивизм? Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-1930-х гг. Это направление прослеживалось во многих сферах культуры: живописи, литературе, фотографии, архитектуре, дизайну и др. В ходе экскурсии мы познакомимся с конструктивизмом в архитектуре. Конструктивизм как направление культуры появился в 1921 году, после Октябрьской революции. Данный стиль был создан группой художников Института художественной культуры. 1924-1926 гг. были временем окончательного формирования архитектурного конструктивизма и признания его ведущим творческим направлением. При рассмотрении особенностей стиля, следует сказать о том, архитекторы-конструктивисты стремились создавать здания не только функциональными, но и красивыми, поражающими мощностью своих форм. Первой особенностью направления является монолитность. Здания, возведенные в стиле конструктивизм, несмотря на множественные деления на геометрические фигуры, представляли собой единое целое. Архитекторы старались достичь отсутствия швов и стыков при возведении строений. Это отличает конструктивизм от других стилей, в частности от функционализма, где подобное считалось ненужным и бесполезным. Также строения в данном стиле, как правило, огромны. Следующей особенностью является фрагментарность. Как уже упоминалось выше, здания были разделены на огромное количество фрагментов, в форме геометрических фигур. Но, тем не менее, эти фрагменты смотрятся неотделимыми от всей постройки и не разделяют здание на участки. Третья особенность – использование стекла и бетона в строительстве. Эти материалы являются неотъемлемой частью конструктивизма. Также следует выделить такую особенность, как многообразие форм. В отличие от других стилей формы в конструктивизме разнообразны, здесь нет запретов и ограничений. Но, тем не менее, спиралей, резных арок и других подобных сооружений тоже не встретить. Ещё одна особенность – контрастность. В данном направлении можно встретить как округлые формы, так и строго очерченные линии. Что касается цветовых решений архитекторов, то они в основном бледные, простые, бесцветные и невыразительные. Почти все строения в этом стиле выполнены в серых, бежевых и белых цветах. Поэтому, для того чтобы украсит постройки используется большое количество стекла. Несмотря на то, что цветовая гамма не столь привлекательна, именно цвет является ещё одной отличительной особенностью конструктивизма».
Рассказав школьникам о том, что такое конструктивизм, учитель начинает экскурсию. Подробный план экскурсии представлен в таблице:
Табл. 1
Этап экскурсииДеятельность учителяДеятельность учеников 1. Проспект Победы, 33.Вологда всегда отличалась от остальных городов. Она отличается и темпом городской жизни и в том числе своей архитектурой. Начинаем нашу экскурсию на Проспекте Победы, дом №33. До революции эта улица называлась Гостинодворская парадная (от Мира до Ленинградской), Громовская (от Ленинградской до Воровского), (Царе-)Константиновская (за Воровского). 16 октября 1918 г. улица Гостинодворская парадная была переименована в ул. Свободы. Ул. Константиновская была переименована в ул. Хлюстова. Ул. Громова переименована в ул. Засодимского. 9 мая 1936 г. улицы Свободы, Засодимского и Хлюстова были объединены в ул. Хлюстова. Ул. Хлюстовапереименовали в ул. Папанинцев. 9 мая 1956 г. ул. Папанинцев переименована в пр. Победы. Это бывшее здание, предназначавшееся для Управления Северной железной дороги (СЖД). Архитекторы Н.В. Рождественский и Гофман. Здание представлено несколькими корпусами: 4-этажный корпус "А" – 1937-42 гг. 5-этажный корпус "Б" (западное крыло) – 1942-1965 гг. (После войны долго стоял недостроенным, достроен в 1964-1965 гг. по проекту № 22597 конторы "Вологдопромпроект"). После войны управление переехало в Ярославль. В 1957-1963 гг. в здании располагался СОВНАРХОЗ Вологодской области. В настоящее время здесь расположены различные офисные помещения. Слушают рассказ и задают вопросы. 2. улица Благовещенская, 48.Ранее улиц Благовещенская носила название улица Клары Цеткин. 26 сентября 1991 г. ул. Клары Цеткин была переименована в ул. Благовещенскую. Следующий объект – школа № 10. Школа на 440 мест. 1936 г. Типовой проект НКП № 70. Акт приёмки от 23 августа 1936 г. Данное строение является образцом конструктивизма и обладает особенностями данного стиля. Предлагает учащимся на основе рассказа о конструктивизме выявить основные черты стиля. После выполнения задания переходим к следующему объекту.Ученики осматривают здание и выполняют задание учителя.3. улица Чехова, 10.Улица Чехова получила свое нынешнее название в январе 1960 г., когда решением Вологодского горисполкома быв. Гасиловская улица была переименована в честь 100-летия со дня рождения писателя Чехова А.П. (29.1.1860 – 29.1.1960), в честь названного писателя. Дом № 10 по улице Чехова является ярким примером конструктивизма. В 1939 году в этом здании располагалась зональная станция – это научные учреждения, работающие в пределах известной географическо-экономической зоны над исследованием определенной отрасли сельского хозяйства. Идем далее. Слушают и задают вопросы.4. улица Челюскинцев, 48.Больнице Вологодского отделения Северной железной дороги – 100 лет. Прошел целый век с тех пор, как на базе фельдшерского пункта была основана отделенческая железнодорожная больница. В 1932 году было начато строительство новой поликлиники по ул. Челюскинцев. Оборудованная по последнему слову техники, поликлиника вступила в строй в 1938 году и стала оказывать все виды специализированной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны в здании больницы располагался Ленинградский эвакогоспиталь и специализированный стационар для истощенных блокадников. В 1948 году больница переименовывается в дорожную. На этом наша экскурсии заканчивается. Учитель предлагает ученикам оценить экскурсию и провести рефлексию. После оценки знаний ученики получают творческое домашнее задание в виде написания эссе на тему: «Конструктивизм в архитектуре города Вологда».Осматривают здание, слушают рассказ, записывают домашнее задание. Заключение
архитектурный конструктивизм авангард
В ВКР был изучен стиль конструктивизм в архитектуре СССР в 1920-1930-е годы. Достаточно широкий круг источников (законодательные акты, периодическая печать, материалы ГАВО) позволяют сделать ряд важных выводов, касающихся развития и становления конструктивизма в архитектуре в 1920-1930-е годы.
В 1920 – 1930-е годы Советская Россия была несомненным лидером и первопроходцем в формировании нового стиля. В 1920 – 1930-е годы конструктивизм становится ведущим направлением и внедряется во все сферы искусства. Это связано, прежде всего, с политическими изменениями, построением новой жизни, стремлением к новым прогрессивным идеалам – всё это сделало советский авангард первой трети XX века очень насыщенным и богатым на таланты.
При анализе вопроса о том, что такое конструктивизм: стиль или метод, было отмечено, что данное направление больше стиль, чем метод художественного выражения. Об этом свидетельствует ряд отличительных особенностей стиля конструктивизм:
. монолитность;
. фрагментарность;
. использование стекла и бетона;
. многообразие форм;
. контрастность;
. цветовая гамма.
По итогам работы можно выделить следующие этапы в развитии и становлении стиля конструктивизм:
. 1921-1925 ранний конструктивизм. На этом этапе происходит становление стиля и зарождение его основных особенностей.
. 1926-1928 зрелый конструктивизм. На этом этапе в основу деятельности конструктивистов ложится функциональный метод работы. В работе архитектора становится необходимым при создании сооружения учитывать его функциональное назначение.
. 1929-1932 критика конструктивизма. В этот период конструктивизм переживал трудности в своем развитии и подвергался резкой критике. Критический настрой общественности был вызван тем, что на рубеже 1920-1930 в стране стремительно меняется социально-политический климат. Лозунги борьбы за «пролетарское искусство» быстро усваиваются молодежью и все, что не соответствует этим лозунгам, по их мнению, должно быть подвергнуто острой критике.
Первыми в развитии конструктивизма в архитектуре СССР были братья Веснины. Они внесли огромный вклад в развитие и становление нового направления и открыли возможности для дальнейшего развития конструктивизма.
В своем развитии конструктивизм переживал не только взлеты, но и падения. В начале 1930-х годов конструктивисты были подвержены резкой критике. С лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект в стиле конструктивизм. Далее начинается переходный период, который специалисты называют постконструктивизм. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.
До середины 1930-х годов в СССР, как и в большей части западной Европы, стремительно развивался архитектурный авангард. Архитектура была лишь одним из ответвлений единого художественного процесса, происходившего в СССР мощно и самобытно. Политические изменения, совместное построение новой жизни, стремление к новым прогрессивным идеалам – всё это сделало советский авангард первой трети XX века очень насыщенным и богатым на таланты.
В ходе работы была разработана школьная экскурсия по конструктивистским объектам города Вологда, ориентированная на 9 классы. Всем известно, что Вологда знаменита своими деревянными особнячками XIX-XX века с палисадами и кружевным декором. Однако, немногие знают, что завершение золотого века вологодского деревянного зодчества было отмечено яркой вспышкой – архитектурой 1920-30-х годов. Время советского конструктивизма и экспериментов, в деревянном городе обрело особые формы и нашло совершенно уникальные воплощения. Вологда образцам конструктивистского архитектурного стиля небогата. Однако объекты конструктивизма в Вологде есть, они представляют определенный интерес. Знакомство с примерами конструктивизма поможет школьникам сформировать целостное представление об архитектуре города в 1920-1930-е годы и познакомится со стилем конструктивизм.
Литература
1. Ган А.М. Конструктивизм / А.М. Ган// Тверь, 1922. – С.70.
. Арватов Б.И. Искусство и производство / Б.И. Арватов // – М: Государственное издательство, 1923. – С.32.
. Лагутин К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры / К.К. Лагутин // М.: «Искусство», 1953. – С. 229.
. Корнфельд Я.А. Лауреаты сталинских премий в архитектуре 1941-1950 / Я.А. Корнфельд // М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. – С. 234.
. Фехнер М.В. Архитектура городов СССР / М.В. Фехнер// Вологда. – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 215.
. Малков В.М. Альбом «Вологда» / под ред. В.М. Малкова. – Изд.: Вологодское книжное издательство, 1963.
. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября 1917 – 1925 гг. / В.Э. Хазанова// -Москва, 1970. – С.216.
. Афанасьев К.Н. .Из истории Советской архитектуры 1926-1932. Документы и материалы. Творческие объединения / под ред. К.Н. Афанасьева. – Наука. Москва, 1970. – С.211.
. Иконников А.В. Архитектура Москвы. XX век / А.В Иконников. // Москва, 1984. – С.245.
. Бочаров Ю. Архитектура СССР 1917 – 1987 / под ред. Ю. Бочарова, Н. Гуляницкого. – Изд.: Стройиздат, 1987. – С. 247.
. Сидорина Е. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика / Е. Сидорина // Москва, 1995. – С.56.
. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. / С.О. Хан-Магомедов // М.: Стройиздат, 1996. – С. 709.