- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,46 kb
Архитектурное наследие Верхотурья
Архитектурное наследие Верхотурья
Предисловие
Главные дороги при въезде в старые русские города имели так называемые поклонные места, где путник имел возможность видеть город целиком, во всем его великолепии, и сотворить молитву.
Верхотурье окружено лесными массивами и не просматривается с далеких расстояний. В дореволюционные времена город открывался путнику неожиданно, у самых окраин, где в первой половине XIX – начале XX века были поставлены каменные часовни.
Эти поклонные места были застроены в 1960 – 1970-е годы и утратили былое назначение. Но если мы свернем со старой трактовой дороги у поселка Фура и выйдем к запруде речки Фуринки, то нам откроется далекая панорама. Лесные массивы обоих берегов реки Туры клиньями как бы наступают, надвигаются друг на друга, и в образовавшемся между ними прозоре зрелищно поднимается всхолмленный рельеф Верхотурья. Русло реки Туры пересекает город, изменяя свое направление у скалистого обрыва Троицкого мыса.
Верхотурский кремль
Верхотурский каменный кремль (1698 – 1712 гг.), с размерами в плане 125 x 194 м, представлял собой гигантскую усадьбу дома воеводы, по периметру обстроенную крепостными стенами с башнями. Другие кремлевские здания – собор во имя Живоначальной Троицы, приказные палаты, житные амбары, караульня и поварня – также были размещены по периметру участка и образовывали с крепостными стенами непрерывный фронт застройки.
Кремлевские постройки отличались глубоко продуманным положением. Так, наугольные башни с шатровыми кровлями, возвышаясь над 12-саженной (около 25 метров) скалой, придавали речному фасаду ансамбля облик неприступной крепости. С противоположной стороны кремль выходил к застройке верхотурского посада необычным образом: главная доминанта ансамбля – Троицкий собор (1703 -1712 гг.) находилась между двумя пряслами крепостных стен, примыкавших к ней с двух сторон. По обе стороны от собора крепостная стена имела парадные ворота. Приказные палаты и корпус житных амбаров были поставлены вдоль южного откоса Троицкого мыса и оформляли самый зрелищный фасад Кремля.
Верхотурский кремль можно уверенно отнести к числу ярких памятников русского градостроительства рубежа XVII – XVIII веков.
Троицкий собор заслуживает внимание как выдающийся памятник церковного зодчества Урала.
При внимательном осмотре памятника на изразцовых поясах можно прочитать следующий текст: "Лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, а обложена сия церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы повелением благочестивейшаго нашего монарха, великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея белыя и малыя России самодержца [В] 32 [лет от рождения] его, при благоверном при благородном Государе нашем Цесаревиче и Великом Князе Алексие Петровиче, от рождения его в 15 лето, Государя между патриаршества в управлении патриаршего престола – Преосвященнаго Дмитрия (Правильно-Стефана – прим. автора), Митропоплита Рязанскаго и Муромскаго, благословением в духовном чину Преосвященнаго Филофея, Митрополита Сибирскаго и Тобольскаго, при прибытии на Верхотурье воеводою стольника Алексея Ивановича Калетина совершился в лето 1705 году ".
Обходя кремль с восточной стороны, мы замечаем, что храмовый объем Троицкого собора выдвинут за пределы крепости и обращен тремя фасадами в окружающее пространство города. Соборная колокольня остается на территории кремля. Объемная композиция Троицкого собора имеет сложное построение. Высокий храмовый объем с пятиглавым венчанием и шатровая колокольня подчеркнуто удлиненных пропорций придают собору силуэт, отличающийся художественным совершенством.
Доктор искусствоведения П.А. Тельтевский отметил яркую индивидуальность Троицкого собора, выразившуюся в сочетании храмового восьмигранного барабана и крещатого пятиглавия, ориентированного по сторонам света.
Осмотр внутренних помещений памятника позволяет реконструировать в нашем воображении замысел свето-пространственного решения интерьеров. Минуя небольшое помещение в основании колокольни, мы попадаем в трапезную под коробовым сводом. Далее продвигаемся в глубь интерьера и входим в храмовую часть. Именно здесь выразительность интерьера достигает своей кульминации. Свет заливает храмовое пространство, он проникает внутрь через многочисленные проемы разной конфигурации, прорезающие стены в четыре яруса.
Дореволюционные фотографии дают нам представление о церковном убранстве интерьеров кремлевского собора. Его стены украшали "живописные священно-исторические изображения", выполненные московским цеховым мастером В. И. Звездиным в 1887 году. Иконы четырехъярусного иконостаса были написаны в начале XVIII века крестовым иеромонахом Тобольского архиерейского дома Иоанном.
Парадные ворота кремля (1-е десятилетие XVIII в.) можно отнести к наиболее ярким архитектурным достопримечательностям Верхотурья XVIII века. Над арочным проемом, обрамленным ордерным порталом, крепостная стена увеличивает свою высоту, создавая массивный ступенчатый фронтон. Его декоративное убранство напоминает старинный головной убор.
Кремлевская крепостная стена (1-е десятилетие XVIII в.) – полноценное фортификационное сооружение с двумя ярусами бойниц подошвенного боя и верхним боевым ходом, прикрытым зубцами типа "ласточкин хвост". В основании крепостных зубцов устроены машикули. С внутренней стороны массив крепостной стены имеет ряд высоких арочных ниш, так называемых печур. Поднявшись на колокольню Троицкого собора, мы можем увидеть кремлевский ансамбль с высоты птичьего полета и ощутить историческую содержательность составляющих его зданий. Так, воеводский дом (1701 г., перестроен в 1802 г.) имел основной этаж с жилыми палатами, поставленными на подклет с помещениями, предположительно использовавшимиса для поклажи мягкой рухляди.
Основной этаж приказных палат (1700 г., перестроены в 1825 г.) предназначался для военно-административного делопроизводства, в подклете находились кладовые и архив воеводского управления Верхотурского уезда. Протяженный корпус житных амбаров (1699 г.) служил для хранения хлебных запасов.
В конце XVIII столетия, в связи с реорганизацией местной администрации, для размещения городских и уездных учреждений стали требоваться специальные общественные здания. В 1802 году на месте воеводского дома был выстроен кирпичный корпус, где разместились земский и уездный суды, полиция, казначейство с кладовой (ул.Советская, 4). Здание приказных палат было разломано, а материалы куплены с аукциона и употреблены в 1825 году на постройку кирпичного дома для присутственных мест, где были размещены городовой магистрат, дума, сиротский и словесный суды (ул.Советская, 8).
Двухэтажный дом земского и уездного судов имеет на углах рустованные лопатки, поддерживающие схематично намеченный подкарнизный фриз. Центральная часть под треугольным фронтончиком на главном южном фасаде акцентирована проемом главного входа и двумя рустованными лопатками. Чрезвычайно скупую трактовку фасадного убранства несколько оживляют рамочные наличники окон нижнего яруса и рамочные наличники с горизонтальными сандриками оконных проемов второго яруса.
Двухэтажный дом присутственных мест усложнен выступом протяженного ризалита под высоким треугольным фронтоном и пристройкой одномаршевой лестницы. Многоскатная вальмовая кровля опирается на кар- низ большого выноса. На южном фасаде нижний ярус выделен горизон- тальным рустом и прямоугольными окнами со стилизованными клинчатыми перемычками. Окна ризалита во втором ярусе подчеркнуты арочными нишами. Другие окна второго яруса наделены рамочными наличниками с горизонтальными сандриками. Здание отличает сдержанное декоративное убранство, выдержанное в духе архитектуры классицизма.
Hа территории кремля имелась деревянная часовня в честь чудотворцев Космы и Дамиана, возведенная не позднее 1782 года над могилой Космы Юродивого. Сохранились сведения о закладке в 1912 – 1913 годах фундамента под новую часовню на месте захоронения Космы.
Усложненный объем уездного казначейства скомпонован на основе П- образного плана. Выступающие объемы двух ризалитов выше наугольных объемов здания. Главный вход с востока имеет крылечную площадку под козырьком на кованых кронштейнах. На протяженном южном фасаде стена главного операционного зала казначейства прорезана ярусом высоких арочных окон. Остальные оконные проемы казначейства прямоугольной формы.
К середине XIX века только кремлевский собор и примыкающие к нему участки крепостной стены с парадными воротами сохранили в той или иной степени свой первоначальный облик. Новые корпуса, возведенные взамен приказных палат и дома воеводы, воспроизводили масштаб и характер объемного построения зданий – предшественников петровского времени. Именно поэтому они продолжали оставаться неотъемлемыми частями верхотурского кремля уже как разновременного архитектурного ансамбля.
В первые годы существования Верхотурья вблизи крепости стало образовываться поселение детей боярских, ружников, оброчников и стрельцов, т.е. служилого, церковного и посадского люда. Этот небольшой поселок, возникший рядом с крепостью, был обнесен острогом с башнями. Верхотурский посад, по мере перехода его населения к торгово-ремесленным занятиям, увеличивал свои размеры и распространился на свободные территории междуречья Туры, Свияги и Дернейки. Деревянный кремль XVII века и посадский острог представляли собой единую систему укреплений. По описи 1687 года общая длина укреплений составляла 640 саженей. В описи значилось 12 башен и участки стен в виде городней и тарасов. По другой описи, сделанной в 1694 году посадский острог имел длину 645 саженей и включал 10 башен. После пожара 1700 года деревянные укрепления посада уже больше не восстанавливались.
На территории верхотурского посада на месте старого деревянного гостиного двора был возведен каменный. Он строился в те же годы, что и верхотурский кремль. План двора имел вид каре, близкого к правильной форме. На его углах, выходивших к транзитной трактовой дороге, находились две церкви: Спасская и Воскресенская. Во внутренний двор комплекса вели два прохода с западной и восточной сторон. К сожалению, этот замечательный памятник архитектуры был разобран во второй половине XVIII века.
Николаевский монастырь
Этот мужской монастырь, основанный в 1604 году, является старейшим в Зауралье, отличается гигантской территорией монастырской усадьбы (по площади она сопоставима с половиной территории Московского кремля) и имеет самый крупный монастырский храм из всех храмов, построенных православными монастырями накануне революции 1917 года.
Для размещения Николаевского монастыря была выбрана ближайшая к деревянной крепости возвышенность, находившаяся в междуречье Калачика и Свияги. Участок монастырской обители охватывал место пересечения направлений трактовых дорог с московской и сибирской сторон. Планировка Николаевского монастыря сформировалась по схеме с выраженными регулярными чертами. В центральной части усадьбы размещалась Николаевская церковь (1712 – 1738 гг.) с отдельно стоящей колокольней (последняя треть XVIII в.). Направления стен монастыря совпадали со сторонами света, а сам монастырский участок имел почти правильную прямоугольную форму. В монастырской ограде было трое ворот, в южном, западном и восточном пряслах стен.
Каменная Николаевская церковь (разобрана в 193б г.) строилась "против образца" городской соборной церкви. Такие сведения сообщает архимандрит Макарий в своей книге о Верхотурье. Объемно-пространственная композиция церкви, включающая храм и трапезную, усложнена при- дельным храмом, возведенным одновременно с главным. Николаевская церковь сочетала архаичные формы и детали, характерные для храмового зодчества русского северо-востока. Это выразилось в применении скругленных апсид, в устройстве трапезной (перестроена в 1864 г.) двустолпного типа, в использовании лопаток и мотива кокошников на фасаде храмового объема. В конечном итоге Николаевская церковь получила обок, далекий от принятого образца – кремлевского Троицкого собора.
Важную роль в архитектурном ансамбле монастыря последней трети XVIII века играла отдельно стоящая колокольня (разобрана около 1810 г.). В ее основании помещались две каменные палаты. Восьмигранный столп колокольни, прорезанный ярусом звона, был завершен шатром с венчающей главкой. Такое композиционное решение указывало на возможный исходный образец – колокольню кремлевского собора. Каменная монастырская ограда и Святые ворота, возведенные в 1750-е годы, вполне определенно воспроизводили архитектурные формы и декоративные мотивы крепостной стены и парадных ворот кремля. Общность архитектурного решения проявилась в использовании крепостных зубров типа "ласточкин хвост", в применении сходных элементов ордерного портала и крупных спиралевидных завитков. В подчеркнуто праздничном убранстве Святых ворот можно увидеть подобие богатого головного убора с усложненным силуэтным построением.
Ансамбль Николаевского монастыря эффектно просматривался из всех частей города, но наиболее зрелищный вид все же открывался с колокольни Троицкого собора.
Настоятельский корпус представлял собой двухэтажное здание под четырехскатной кровлей. В решении его фасадов использовались элементы декора, близкого к классицистической трактовке.
Преображенский собор имел осевую трехчастную схему объемно-пространственной композиции. Над храмовой частью, выделенной на южном и северном фасаде четырехколонным портиком, находился световой барабан, покрытый сферическим куполом (восстановлены в упрощенных формах). К храмовому объему примыкала прямоугольная трапезная, по бокам которой размещались два придельных храма. Многоярусный приставной объем колокольни венчался фигурным шпилем (разобраны верхние ярусы колокольни). В убранстве фасадов были использованы архитектурные формы и детали, выдержанные в духе классицизма.
Существо программы обновления обители сводилось к созданию просторной площади правильных очертаний, на которой размещались бы монастырские храмы, и в том числе новый собор-усыпальница чудотворных мощей праведного Симеона Верхотурского. Площадь оформили три двухэтажных братских корпуса. Здание Крестовоздвиженского собора (1905 – 1913 гг.) было возведено в восточной части площади.
Другая группа монастырских построек сформировалась у перекрестка улиц Монастырской (ул. Воинская) и Свияжской (ул. Дидковского). Двухэтажные корпуса каменной гостиницы и церковно-приходской школы разместились в системе наружного ограждения Николаевского монастыря.
Третья группа монастырских зданий была рассредоточена вдоль северо-западного прясла внешней каменной ограды, выстроенной вдоль берегового откоса овражистой речки Калачика. В эту группу входили монастырская больница, дом почетных гостей и каменная баня у небольшого Карпова пруда. Недалеко от дома почетных гостей, в глубине усадьбы, находилось монастырское кладбище с небольшим храмом во имя св. Неофита. На остальной территории монастыря размещались различные хозяйственные постройки: конюшни, амбары, сараи, навесы.
Надвратная Симеоно-Анненская церковь (1856 г.) возведена на месте пришедших в ветхость Святых ворот. Она имела двухэтажный четырехгранный со скошенными углами объем, прорезанный сквозным арочным проходом. На основном объеме помещался световой четверик, также со скошенными углами, а над ним была выведена луковичная главка. На главном южном фасаде были воспроизведены в прежнем виде Святые ворота. Декоративное убранство церкви дополнялось формами, близкими а хитектуре классицизма и русскому стилю второй половины XIX века.
В монастыре в период с 1856 по 1910-е годы было построено пять башен: одна из них размещалась в глубине усадьбы (северо-восточная башня); три башни оформляли прясла наружной ограды с западной стороны (юго-западная угловая, западная центральная, северо-западная угловая башни); одна башня находилась на юго-восточном изломе наружной монастырской ограды. Все башни были решены как многоярусные составные объемы, увенчанные кровлями в виде вогнутого шатра. Крепостной облик башням придавал боевой обход, имитированный декоративными зубцами. В декоративном убранстве данных сооружений были своеобразно переработаны элементы русского крепостного зодчества XVI – XVII веков, а также мотивы, близкие архитектуре классицизма и русского стиля второй половины XIX века.
Многоглавая пространственная композиция Крестовоздвиженского собора (архитектор А. Б. Турчевич) в своей основе была решена по симметричной продольно-осевой схеме: к храмовому объему с тремя апсидами и двумя боковыми притворами примыкал объем трапезной с хорами. Семиглавое завершение соборного объема образовано главным куполом на световом барабане в сочетании с четырьмя башенками-звонницами, поставленными на углах храмового объема, и двумя аналогичными башенками по обе стороны от главного входа. Композиция была дополнена тремя крыльцами, а также двумя объемами вентиляционных камер. Двухъярусный объем храма и трапезной поставлен на полуподвал. Собственно храм был решен по крестово-купольной трехнефной схеме. Ветви подкупольного креста приподняты и перекрыты цилиндрическими сводами. Венчания собора вы- полнены в виде шлемовидных покрытий.
Предалтарные иконостасы главного и двух придельных храмов были выполнены из фаянса и заполнены 64 иконами на цинковых плитах. Живописные картины на алтарном своде (1917 г.) расписывались художником С. К. Шваровым. Выразительность облика внутренних помещений создавалась мощением пола метлахской плиткой восьмигранной и квадратной формы с цветовой гаммой, сочетающей голубые, желтые, белые цвета. У капитальных стен пол был выложен темно-коричневой плиткой. Интерес представляли и чугунные винтовые лестницы работы Каслинского завода.
Ярким и выразительным зданием являлся дом почетных гостей (1914 г., ул. Кузнечная, 14), находившийся напротив монастырского кладбища. Эта постройка была возведена по типу боярских хором XVI – XVII веков. Дом венчался сложными скатными кровлями, составленными из гонта. Входы в помещения верхнего этажа оформляли три крыльца. Крыльцо с западной стороны имело два взаимоперпендикулярных марша, объединенных лестничной площадкой. В декоративном убранстве срубных частей здания удачно использовались переработанные элементы деревянного народного зодчества (причелины, полотенца, резные столбы, наличники с элементами растительного декора, коньковое завершение кровли, гонт с фигурной порезкой и др.).
Среди рядовых монастырских зданий выделялся одноэтажный корпус больницы (1885 г., ул. Кузнечная, 12). На ее главном фасаде, обращенном к реке Калачику, крупные оконные проемы были украшены барочными наличниками с характерным венчанием в виде парных S-образных гребней. Эти деревянные наличники контрастно сочетались с белой оштукатуренной поверхностью стены и отличались высоким уровнем исполнения.
Объемно-пространственная композиция Покровской церкви (1744 – 1753 гг., ул. Комсомольская, 4) представляла собой широко распространенный в московской архитектуре конца XVII – начала XVIII века образец трапезного храма с большим восьмигранным барабаном, поставленным на храмовый четверик. В сдержанном художественно-стилистическом решении Покровского храма сочетались лопатки, колонны большого ордера, рамочные наличники и жучковый орнамент.
Иоанно-Предтеченская церковь (1753 – 1776 гг., ул. Клубная, 1) отличалась в ряду верхотурских храмов XVIII века своеобразным объемным построением и подчеркнуто удлиненными пропорциями многоярусной колокольни высотой около 50 метров. Начиная с основного объема, решенного в два этажа, и заканчивая декоративным убранством с выразительными спиралевидными завитками наличников, повторяющих соответствующий мотив Троицкого собора, практически все здесь говорило об особом подходе к созданию облика монастырской церкви, построенной на размерном и стилистическом контрасте с Покровским храмом.
Покровский женский монастырь вскоре после секуляризации 1764 года попал в число упраздненных и разделил судьбу многих обителей Урала и Сибири. В 1853 году было утверждено богаделенное женское общежитие, которое, благодаря энергичным действиям смотрительницы Агнии и возведению на крупные пожертвования новой Покровской церкви (1902 г.) и главного двухэтажного корпуса (1903 г.), в 1907 году вновь стало Покровским женским монастырем.
Покровская церковь (1902 г., ул. Клубная, 6) была решена по осевой трехчастной схеме. Ее храмовый объем венчал купол на восьмигранном световом барабане. Четырехгранный со скошенными углами столп колокольни был прорезан проемами звона в один ярус. Колокольня, храмовый купол и апсида венчались луковичными главками. В убранстве фасадов использовались геометризированные мотивы кирпичного декора близкого архитектуре русского стиля конца XIX – начала ХХ века.
Главный корпус (1903, 1910 гг., ул. Сенянского, 3) Покровского монастыря решен в виде двухэтажного объема, усложненного с северо-восточной стороны двумя выступами ризалитов со ступенчатыми фронтончиками. Неоклассическая трактовка главного фасада несет черты некоторой усложненности, что сообщает монастырскому зданию более открытый городской характер.
Приходские храмы
В зрелищных панорамах Верхотурья вертикали приходских храмов – Знаменской, Спасо-Воскресенской и Одигитриевской церквей – органично дополняли выразительный облик кремля, монастырей и городского ландшафта.
Кирпичная Знаменская церковь (1778 – 1808 гг., ул. Свердлова, 9) была построена взамен деревянного храма, сгоревшего в 1778 году. В продольно вытянутом двухэтажном объеме Знаменской церкви, усложненном высокой колокольней и храмовым венчанием, просматривались черты сходства с кораблем.
В объемном построении Знаменской церкви явно прослеживались отдельные влияния верхотурского Иоанно-Предтеченского храма, повидимому, взятого как исходный образец. Сходство с Иоанно-Предтеченской церковью и кремлевским собором заметно и в элементах фасадной композиции (характерные наличники с парными спиралевидными завитками; колонны, выведенные на высоту этажа). Таким образом, в декоративной пластике фасадов Знаменской церкви проявилось стремление поддержать художественно-стилистическое единство ведущих доминант города – Троицкого собора и Иоанно-Предтеченской церкви.
Спасо-Воскресенская церковь (1781 – 1806 гг., ул. Свободы, 2) с основным двухэтажным продольно вытянутым объемом имела высокую двухъярусную колокольню и в храмовой части венчалась цилиндрическим световым барабаном под уплощенным шлемовидным покрытием (колокольня и храмовое венчание утрачены)Декоративное убранство фасадов сочетало черты архитектуры барокко в нижнем ярусе, а также формы и детали архитектуры классицизма.
Спасо-Воскресенская церковь была, по существу, первым верхотурским зданием, в архитектурном решении которого произошел переход от традиционных форм народного зодчества к архитектуре классицизма.
Одигитриевская церковь была срублена в 1640-е годы и восстановлена после пожара в 1706 году. Выполненная в дереве, церковь просуществовала до 1910-х годов. Положение в фокусной точке излучины реки Туры обеспечивало заречному храму хороший обзор с высоких отметок трактовой дороги, пересекавшей Верхотурье. Сохранившиеся исторические материалы свидетельству- ют, что отдельно стоящая колокольня и храмовая часть церкви имели выразительные шатровые завершения. На дореволюционных фотографиях конца XIX – начала ХХ века сруб церкви обшит тесом, а на месте шатрового завершения храмового объема находится двускатная кровля с небольшой главкой.
Время перепланировки
Первые мероприятия по перепланировке относятся к 1780 – 1790-м годам. А уже к 1830 – 1840-м годам в трех основных районах города живописная средневековая планировка была заменена регулярными сетками улиц и дорог.
Первый проектный план Верхотурья, составленный в 1770-е годы тобольскими геодезистами, наметил схему планировочного решения, которая воспроизводилась и дополнялась в более поздних проектах, вплоть до 1864 года. Разработанные в этот период проекты определили положение нового кладбища, усадьбы городской больницы, участков тюремного замка и нового гостиного двора (который так и не был построен). Немногочисленными капитальными зданиями, строившимися в конце XVIII – первой половине XIX века в соответствии с проектами перепланировки Верхотурья, были Успенская кладбищенская церковь, тюремный замок и два каменных жилых здания на территории Городского района.
Успенская церковь (1799 – 1815 гг.), поставленная в центре кладбища на северо-восточной окраине Верхотурья, отличалась скромным декоративным убранством, близким архитектуре барокко. Небольшая по размерам кладбищенская церковь стала своего рода архитектурным акцентом на периферии города.
Тюремный замок (1839 г., ул. Свободы, 56) располагался на въезде в Верхотурье с юго-востока. Сохранившийся проектный чертеж замка подписаны санкт-петербургским архитектором Шарлеманем.
Тюремный замок имел прямоугольный в плане участок, огороженный высокой каменной стеной. В центральной части двора был поставлен крупный одноэтажный корпус с камерами для арестантов. При главном входе, ориентированном на Сибирский тракт, симметрично размещались две сторожки.
Двухэтажный на полуподвале с коробовыми сводами дом (1840-е гг., ул. К. Маркса, 18) был построен на углу улиц Торговой и Преображенской. На главном симметричном фасаде центральная часть стены выделена выступом ризалита и треугольным фронтоном над ним. Небольшие оконные проемы массивных стен забраны в рамочные наличники.
Одноэтажный на полуподвале кирпичный жилой дом (1840-е гг., ул. Комсомольская, 19) главным фасадом оформлял юго-восточную сторону улицы Преображенской. Жилой дом, благодаря подчеркнуто кубической форме основного объема, выглядит заметно крупнее своих истинных размеров. Его массивные стены прорезаны на главном уличном фасаде двумя ярусами окон удлиненных пропорций. Сдержанное убранство фасада дополняют междуэтажный пояс, подоконные нишки и клинчатая арка.
Оба каменных жилых дома, предположительно построенные по проектам конца XVIII – начала XIX века, выступают редкими образцами жилой застройки исторического Верхотурья.
Архитектурно-ландшафтные комплексы Верхотурья и его окрестностей
Территория Верхотурского района относится к Западно-Сибирской равнинной лесной области. В ее состав входят холмисто-предгорная и равнинная провинции, лесотаежный округ. Скальные породы в пойме реки Туры сочетаются с крупными лесными массивами, сенокосами, пастбищами, пашней и заболоченными участками. Равнинные реки Актай и Салда – основные притоки реки Туры, пересекающей район в широтном направлении.
В границах Верхотурья трактовый путь проходит по регулярно спланированной ул. Малышева (бывшая ул. Богословская). Она ориентирована на гигантский многоглавый крестовоздвиженский собор и застроена одно- и двухэтажными домами (конец XIX – начало XX в.)
Плотина пруда, по которой проходит трактовая дорога, открывает зрелищный вид на ансамбль Николаевского монастыря (основан в 1604 г.) и застройку кремля с изящным силуэтом Троицкого собора. Эта панорама включает вид на Калачинский пруд и реку Туру с выразительными перепадами берегового рельефа. Подчиняясь активному рельефу, дорога огибает Николаевский монастырь – место усыпальницы праведного Симеона Верхотурского – и далее, пересекая овражистое русло реки Свияги, следует по территории Верхотурского посада.
Легко заметить, насколько продуманно и своеобразно композиция города связана с транзитной дорогой. Вместе с тем восприятие Верхотурья из поймы реки Туры с тремя скалистыми мысами, овражистыми устьями речек-притоков, разновысокими береговыми откосами обогатит нас еще более яркими впечатлениями. Прогуливаясь вдоль берега, мы можем увидеть приречные панорамы старинного города, ощутить его красоту во всем многообразии архитектурных ансамблей, приходских храмов и окружающих их построек.
При выходе трактовой дороги из Верхотурья в сибирском направлении в пойме реки Туры находится группа скал. Одна из скал носит название Кликун и представляет собой протяженный обрыв правобережного высокого мыса, покрытого плотным хвойным лесом.
Минуя юго-восточную окраину Верхотурья, старый тракт ведет к археологическому комплексу Нером-Кар. Его ландшафт удивительно перекликается с прирезным рельефом Верхотурья.
Верхотурье и Меркушино образовали два полюса паломнического маршрута по местам св. праведного Симеона Верхотурского. После того как его мощи были обнаружены не денными, его тело перенесли в 1704 году в Верхотурский Николаевский монастырь. К началу ХХ века слава о чудотворных мощах распространилась далеко за пределы горнозаводского Урала, и десятки тысяч паломников со всех концов России посещали Верхотурье и Меркушино. Так оформился гиломнический маршрут г. Верхотурье – с. Красногорское – с. Усть-Салдинское – с. Меркушино.
Маршрут паломников, прибывавших на поклонение чудотворным мощам праведного Симеона, соединял Верхотурье с монастырской заимкой Актай, где имелась возможность найти ночлег.
Паломнический маршрут через заимку Актай ведет в верхотурский Николаевский монастырь и далее проходит по старому Сибирскому тракт, проложенному вдоль живописных излучин реки Туры.
Село Красногорское располагается в месте выхода старого Сибирского тракта на правобережье реки Туры. Сельская застройка охватывает три разновысоких мыса с крутыми склонами. Рельефные формы мысов обращены на просторы речной долины реки Туры и, тесня друг друга, зрелищно просматриваются с низких точек трактового пути. Транзитная дорога спускается к основанию центрального мыса, затем начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к Спасской церкви (1810 г.) и одноименной часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села.
Удобное место для следующей остановки – деревня Костылева, упоминаемая в переписи уезда 1624 года. На изгибе дороги с правой стороны поставлена часовня (конец XIX – начало XX в.), близкая по формам и стилистике часовне в деревне Путимке.
В конце следующего пешего перехода трактовая дорога пересекает реку Салду вблизи ее устья. Здесь открывается вид на село Усть-Салдинское с кирпичной Петропавловской церковью (1893 г.). Село занимает горизонтальный участок рельефа, выдвинутый углом к устью реки Салды. Образуемую таким образом стрелку акцентирует церковная усадьба. В границах села дорога идет по улице, ориентированной на восьмигранную колокольню. У церкви дорога поворачивает и, минуя протяженный корпус земской школы (начало ХХ в.), уходит на восток.
Завершающий участок паломнического маршрута самый протяженный. Силуэт села Меркушина начинает просматриваться издалека. Тракт проходит в двух километрах южнее села. Перед овражистой речкой Шайтанкой – притоком реки Туры – к селу отворачивает дорога. Она подводит к подвесному пешеходному мосту через реку Туру. Противоположный берег с гранитными выходами украшает архитектурный ансамбль. Его ядро образовано Михайло-Архангельским и Симеоновским храмами, ансамбль также включает галерею, сторожку и ограду (1880-е гг.) . В застройке прибрежных улиц эффектно выделяются краснокирпичные корпуса паломни треской гостиницы и волостной управы (конец XIX – начало ХХ в.), крупные срубные постройки земской школы и двух служебных квартир меркушинских священников. С напольной стороны села расположено старое кладбище.
Далее трактовая дорога пересекает деревню Белая Глина и выходит к урочищам Большая Рагозина и Гора Рагозина, отмечающим местоположение некогда существовавшей деревни Рагозиной с небольшой деревянной церковью (конец XIX – начало ХХ в.).
В деревне Голубевой, дорога проходит вдоль огромного срубного двухэтажного дома (конец XIX – начало ХХ в.), под скатной крышей которого устроены жилые и хозяйственные помещения, включающие конный двор, амбары, житницы, сеновал. Дом отличается не только своими размерами, но и выразительным убранством ворот, крыльца, наличников и карнизов.
Село Дерябино, известное с 1680 года, примечательно усложненной планировкой. В его центральной части находится приходская Рождественская церковь (1799 г.).
За селом Дерябиным старая дорога продолжает идти по правой стороне Туры, постепенно углубляясь в массивы хвойного леса. Заброшенное село Отрадново своими сохранившимися крестьянскими усадьбами и крупным срубом Преображенской церкви (1894 г.) напоминает о былом преуспевании его многочисленного населения.
Далее старый тракт становится все более труднопроходимым и постепенно углубляется в таежный район. Перед заброшенной деревней Чушиной тайга уступает место небольшому участку сельскохозяйственных угодий, с трех сторон охватывающему застройку деревни. Деревня Чушина занимает выгодное положение, она разместилась на высоком берегу реки Туры у овражистого лога. В отдалении от берега с напольной стороны находится небольшая деревянная церковь (конец XIX – начало ХХ в.) в окружении едва заметных могил.
За деревней Путимкой старый Сибирский путь поворачивает от реки Туры к югу и ведет через села Прокопьевская Салда и Пия к Туринску, Ирбиту, Нижнетагильскому заводу.
Село Прокопьевская Салда – первый крупный населенный пункт на участке Сибирской дороги в междуречье рек Туры и Тагила. Село, известное с 1624 года, отличается развитой планировкой, в основе которой четыре крестообразно расходящиеся улицы. В его центральной части находится одна из самых старых церквей (1727 г.) Верхотурского края.
Село Пия (1680 г.), окруженное просторами полей, сенокосов и пастбищ, начинает просматриваться с дальних подходов. Постепенно понижающийся рельеф и небольшие залесенные участки периодически скрывают сельскую застройку с кирпичной Николаевской церковью (1864 г.), которая открывается для обозрения в центральной части села.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nature.eunnet.net/