- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,56 Кб
Бал
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
ПО ТЕМЕ: «БАЛ»
Хабаровск
ВВЕДЕНИЕ
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI ст. большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de lOp è ra), и вместе с тем дана возможность лицам среднего сословия, за известную плату, принимать участие в этих, посвящённых исключительно танцам, увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий. Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов.
В настоящее время также проводятся исторические балы, на которых танцуют старинные танцы разных эпох, обычно в костюмах этих эпох. Эти танцы изучаются в различных клубах исторических танцев. Примерами таких клубов могут быть исторический клуб "Русский бал", "Золотой клуб", "Бал тысячелетия", "Ангаже", "Бал в русской усадьбе", "Возрождение" – в Москве; "Вилланелла" – в Санкт-Петербурге, "Альвеарэ" – в Мурманске и многие другие. Существует также Международная ассоциация исторического танца.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты – владельцы частных танцевальных классов – невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.
ЧТО ТАКОЕ БАЛ
Бал (франц.bal, итальянск.ballo, нем. Ball от ballare – танцевать) – вечернее собрание с музыкой и танцами; в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от др.танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определённым порядком. Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. В XV и XVI вв. большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов постепенно выработался, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощён. С 1715 в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и, вместе с тем, была дана возможность лицам среднего сословия, за известную плату, принимать участие в этих, посвящённых исключительно танцам, увеселениях. С тех пор балы стали общественным развлечением для всех сословий. Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж до с.п. задаёт тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. Подражают также почти во всех странах французским Bals champêtres, устраиваемым на воздухе днем или вечером.
В России традиция проведения балов ведёт начало от петровских ассамблей. Бал был обязательной частью дворянской жизни, иногда – купеческой. Танцы (в строго определённом порядке) были главной составной частью бала, но старшее поколение больше увлекалось игрой в карты. Петровские балы всегда открывались польским, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних балах (2-е изд., Москва, 1863, 4 тт.). При Анне Ивановне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: "Народ, который поёт и пляшет, зла не думает", и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. Балы торжественные (bals parès) даются при дворах и в домах вельмож. Искусной декорировкой отличались балы, даваемые в Зимнем дворце. Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783-1883) касалась также и балов, т.к. в 26 пункте высочайшего указа, данном на имя тайного советника Олсуфьева, от 12 ИН 1783, сказано: "В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок", вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц. С 1883 балы были освобождены от этих сборов. Слово бал, вошедшее в русский яз., стало обозначать и всякое празднество, но в последнем смысле оно отличается грамматическим признаком, именно говорят: "Мы были на бале у немецкого посла" и "Дети были на балу в собрании".
БАЛ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ
Балы в Зимнем дворце назывались по имени тех залов, где устраивали танцы. На балы концертные и эрмитажные приглашались соответственно 700 и 200 персон, Николаевский же собирал 3000 человек, причём был не только первым в сезоне, но и единственным в году. "Зрелище было феерическое, – вспоминал начальник канцелярии министра двора генерал Мосолов. – Январь. Лютый мороз. Дворец залит огнём на все три квартала, которые он занимал. Около монолитной Александрийской колонны с ангелом наверху зажжены костры. Кареты подъезжают одна за другой. Офицеры, не боявшиеся холода, подкатывают в санях, лошади покрыты синими сетками. Автомобили в это время считались просто игрушкой, капризной и полной неприятных неожиданностей…". Попасть на Николаевский бал было непросто.
Деньги и связи в данном случае значили мало. Для этого нужно было состоять в одном из четырёх первых классов табели о рангах. Или же быть иностранным дипломатом или "старейшим офицером" гвардейских полков. Или же стать счастливцем, приглашённым по специальному указанию их величеств; впрочем, таких было немного. Приглашения распространялись на жён и дочерей, а вот сыновьям не везло. Мужчины могли попасть на бал, только если соответствовали предъявленным требованиям, заслуги и привилегии отцов на них не распространялись. Билеты на вход во дворец рассылались заблаговременно, ещё до Рождества, причём, поскольку во дворце не знали, кто из имеющих право на приглашение находится в Петербурге, существовала весьма любопытная форма самозаписи будущих гостей. Желающие попасть на первый январский бал должны были позаботиться о себе сами, записавшись в особый реестр у гофмаршала.
Дам же, предварительно не представленных Её Величеству, записывала обер-гофмейстерина, которая имела право отказать в приглашении; правда, этим правом она пользовалась очень редко. Особую категорию гостей составляли молодые гвардейцы, для которых бал был важнейшей государственной обязанностью. Полку сообщалось, что надлежит послать столько-то танцоров, причём командир, назначая кандидатов, давал им весьма строгие указания: "Это, знаете, не забава… Вы не думайте там веселиться… Вы состоите в наряде и должны исполнять служебные обязанности… Танцуйте с дамами и занимайте их по мере возможности… Строго запрещается держаться группой в одном месте… Рассыпайтесь… Рассыпайтесь… Поняли?". Как правило, понимали, тем более что был памятен промах одного юного офицера, целый вечер проведшего возле красавицы-княжны Екатерины Долгорукой, впоследствии ставшей женой Александра II. "Разве ты не знаешь, каково её положение при дворе? – распекали юношу после бала. – Ты позоришь полк… Ступай и намотай себе на ус…".
На ус намотал не только провинившийся, но и вся гвардия. Гости съезжались около восьми с половиной, опаздывать было нельзя. Каждый знал, к какому подъезду надлежит прибыть именно ему: "Для великих князей открывался подъезд салтыковский, придворные лица входили через подъезд Их Величеств, гражданские чины являлись к иорданскому, а военные – к комендантскому подъезду". Если бы не строгий этикет, то 3000 человек во дворце могли бы создать настоящий хаос, но все было продумано до мелочей. Приглашённые поднимались по лестницам мимо двух рядов лейб-казаков в красивых бешметах и арапов, то есть придворных негров в больших тюрбанах (эти арапы являлись своего рода традицией, причём весьма дорогостоящей). Дамы являлись в мехах – чернобурках и соболях, но с непокрытой головой, ибо замужние женщины д.б. в диадемах, а барышни – с цветами в волосах. Никто не имел права ввести во дворец своего личного лакея. К каждой шубе или ротонде прикрепляли визитную карточку владельца и отдавали придворному лакею, который вполголоса указывал, где именно его искать после бала. Казусов не случалось – прислуга была вышколена отменно.
Жёсткие требования применялись и к гостям. В частности, к их внешнему виду, так что некоторым мужчинам приходилось подправлять природу. "У придворного чина ноги не должны быть ни слишком толстыми, ни слишком костлявыми, а панталоны положено было носить только до колена. Сказать правду, некоторые икры не всегда оставались там, где им быть полагалось. Особа вдруг нагибалась и начинала поворачивать свою икру, соскользнувшую наперед ноги". Разумеется, этого никто не видел – люди собирались воспитанные, но… вскоре о таких прискорбных происшествиях непостижимым образом узнавал весь Петербург. Замечалось (и впоследствии обсуждалось) практически всё. Особенно туалеты дам: "Опытный взгляд немедленно различал тех, кто не принадлежал к петербургскому свету. Например, очень свежее и очень дорогое платье свидетельствовало, что дама слегка из выскочек. Истинные аристократки не надевали последних моделей, когда ехали на николаевский бал: там их ожидала толпа, негде было надлежащим образом развернуться – только помнут платье от Ворта или Редферна". Те, кто имел на это право, являлись в специальных "придворных" платьях, с большим декольте и шлейфом. На левой стороне корсажа прикреплялся или шифр (осыпанный бриллиантами вензель – отличительный знак фрейлины), или "портрет", окружённый бриллиантами, дававший его обладательнице высокое звание "портретной" дамы.
Кульминационным моментом был торжественный выход их величеств из Малахитового зала. Оркестр играл полонез (после премьеры "Евгения Онегина" музыка Чайковского П.И. стала неотъемлемой частью главного бала империи). Церемониймейстеры трижды ударяли своими жезлами – длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты. Арапы раскрывали двери, все склонялись. По свидетельству очевидцев, придворный полонез был настоящим священнодействием. Обер-гофмаршал, окруженный церемониймейстерами, шёл впереди царя, делая вид, что прокладывает путь. Император шествовал в первой паре под руку с женой главы дипломатического корпуса, великие князья распределяли м. собой жён остальных дипломатов, а послы, соответственно, великих княгинь. Др. участвовать в этом полонезе не имели права. После первого тура происходил обмен дамами, причём строго соблюдался ранг каждой из них. Количество туров зависело от того, сколько дам приглашено его величеством. После полонеза звучал вальс, собственно говоря, и открывавший бал как таковой. По зеркальному паркету кружилась первая пара – лучший танцор гвардии с заранее назначенной партнёршей – открывавшая дорогу всем желающим. Однако, танцевали не все – возраст, положение (как правило, великие княгини в "легких" танцах не участвовали; правда, если же какая-либо желала танцевать, то поручала своему кавалеру привести указанного ею молодого человека), здоровье, просто "бальные разочарования". Множество людей толпилось у стен. "Зал огромен, – рассказывал Мосолов, – но и приглашённых немало, и все они норовили пройти вперед, так что свободное пространство постепенно сужалось. Я приглашал какую-нибудь барышню, достаточно дородную, и мы с нею заставляли зрителей потесниться. Зрители невольно отступали к украшенным портретами стенам".
Те, кто не танцевал, могли утешиться за разговорами и угощением. Лакеи постоянно обносили собравшихся конфетами, прохладительным питьем и мороженым, а в соседних залах "высились глыбы льда с кадушками шампанского", а на столах, украшенных пальмами и цветами, громоздились всевозможные лакомства. И это не считая ужина! Как и всему на этом балу, вечерней трапезе было отведено совершенно определённое время. После мазурки. Именно в этот момент гости делились на две категории – тех, кто был приглашён в один зал с высочайшей фамилией, и всех остальных, которые были предоставлены сами себе. Разумеется, голодным и обиженным никто себя не чувствовал, но быть в составе избранных среди избранных оставалось пределом мечтаний многих. Стол высочайших особ накрывался на особой эстраде, причём рассаживались за ним так, что публика, проходя через зал, могла видеть каждого ужинающего. Старшина дипломатического корпуса садился напротив государя, налево – совершеннолетний наследник престола или же брат государя. Остальные великие князья и княгини размещались в соответствии с их рангом вперемежку с дипломатами и первыми чинами двора, армии и гражданской службы… "Без Андреевской ленты за этот стол попасть было трудновато". В этом же зале находилось несколько круглых столов, сервированных на 12 человек каждый. Сам император, как правило, не ужинал, а обходил приглашённых, присаживаясь к столу, если желал с кем-нибудь переговорить. При этом ему тут же подавали стул и он всякий раз – требования этикета – разрешал гостям оставаться сидеть. По окончании ужина государь брал императрицу под руку и отводил её в Николаевский зал, где начинался котильон. "Вскоре высочайшие особы незаметно удалялись в свои апартаменты. На пороге Малахитового зала Их Величества прощались со свитой". Вскоре разъезжались и гости, после чего измучившийся министр двора, свита, церемониймейстеры и обер-гофмаршал поднимались на верхний этаж, где для них сервировался особый ужин. Гасли окна Зимнего дворца. Большой придворный бал был кончен. Сезон открыт.
Судя по описаниям, великолепие Николаевского бала превосходило все мыслимые границы. Потрясающей красоты залы, изумительная музыка, изысканнейший стол, блеск драгоценностей, о которых нужно сказать особо. Последняя императрица более всего любила крупный жемчуг (одно из её колье доходило чуть ли не до колен), её сестра Елизавета Фёдоровна (до тех пор, пока убийство мужа не отвратило её от светской жизни) украшала свои золотистые волосы диадемой с изумрудом (камень был в три квадратных сантиметра). Остальные великие княгини появлялись в своих фамильных драгоценностях, причем цвет камней д.б. соответствовать цвету платья ("жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты – при розовых материях, жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты – при голубых"). Но нигде не было сказано, что приглашённые д.б. выглядеть скромнее особ императорской крови. Все зависело от возможностей и вкуса. Так что на балу м.б. встретить женщин, ослепительных не только в переносном, но и в прямом смысле слова. "Диадема в два ряда крупных бриллиантов украшает её русые волосы. На лбу сверкает бриллиант. Бриллиантовое ожерелье, декольте окружено цепочкой бриллиантов с большим цветком из тех же камней на спине, другие две цепи бриллиантов брошены через плечи и сходятся у броши, приколотой у пояса. Кольца с бриллиантами. Браслеты с бриллиантами…". Недаром бывший начальник канцелярии министра двора уже спустя много лет заметил: "Когда я смотрю фильмы, изготовленные в Голливуде и изображающие будто бы "великолепие" русского двора, мне хочется смеяться!".
ИСТОРИЯ БАЛОВ В РОССИИ
Допетровская Россия не знала балов. Начало им положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Петровские балы всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних балах.
При Анне Иоанновне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает», и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что свидетельствуют даже люди, видавшие великолепие Версаля. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.
Балы торжественные (фр. bals par è s) даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож. Искусной декорировкой отличаются балы, даваемые в Зимнем дворце.
Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783-1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данном на имя тайн. совет. Олсуфьева, от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц.
С 1883 г. балы освобождены от этих сборов и ныне в столицах в зимний сезон даётся много балов, большей частью с благотворительной целью. Слово бал, вошедшее в русский яз, стало обозначать и всякое празднество, но в последнем смысле оно отличается грамматическим признаком, именно говорят: «Мы были на бале у немецкого посла» и «Дети были на балу в собрании».
В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.
Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом – медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".
Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.
После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
Одним из первых балов был бал, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. При Медичи балы приобретают все большую популярность во Франции, продолжают распространяться при Генрихе IV, а со времен правления Людовика XIV становятся неотъемлемой частью придворных празднеств.
Праздничным придворным балом со времен Анны Иоанновны отмечались императорские дни (рождения, годовщины восшествия на престол и коронации), свадьбы, дни рождений и именин членов семьи монарха, орденские дни, виктории, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам.
Балы по большому этикету, происходили только в домах-дворцах с бальным залом и анфиладой гостиных и столовых. Самые роскошные балы николаевской эпохи давали Б.Н.Юсупов и И.И. Воронцов-Дашков. Весь цвет петербургской культуры приглашался на этот бал, составлявший всегда событие в жизни столицы. В 1850-1880 блистали балы во дворце князя Белосельских-Белозерских, в доме Е.Э. Трубецкой, В.Н. Орлова, гр. М.Ф. Клейнмихель. Таким образом, балы становятся обязательной частью дворянской жизни. И были они не только лишь развлечением для знати. Императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов имели государственное значение. Поражая иностранцев роскошью, они служили прославлению империи.
Бал открывал наследник с женой или с одной из фрейлин, а если бал устраивал один из вельмож, то хозяин дома с императрицей.
Бал прежде всего был танцевальным мероприятием на котором полагалось танцевать. Все остальное – разговоры, буфеты, игра в карты – лишь сопутствовало танцам, следовавшим один за другим в строгом порядке. Танцевали по чинам, в каждом танце участвовало ограниченное количество пар.
И наконец, «самый бальный» танец – вальс. Хотя две сотни лет назад вальс считался чуть ли не скабрезным танцем. Почему? Да потому, как писала в своем «Критическом и систематическом словаре придворного этикета» некая мадам, «молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом». А в Правилах Л. Петровского есть предостережение: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Очень важная, ритуальная, почти магическая составляющая бала вырастает из забытых функций танца. Бал предполагал совместное действие многих участников, специально обученных европейским танцам, манерам, этикету.
Обстановка, как эстетическая сторона, была призвана радовать и глаз и душу: рощи цветущих деревьев, море света от тысяч свечей, играющих в хрустальных алмазах, бесчисленное отражение в зеркалах…
Достаточно представить Тронный зал Царскосельского Дворца, в котором происходили парадные балы, и становится ясно, что третья и наиболее зримая и яркая их составляющая – это магия цвета, сливающая воедино холодный блеск кристаллов зимней ночи и оранжерейное благоухающее цветами тепло живого огня. Комнаты дворца были освещены множеством свечей. В парадном зале у стен стояли ломберные столы с нераспечатанными колодами карт. На балконе, в нише одной из стен размещались музыканты. Как только собиралось большинство гостей, тотчас начинались танцы.
Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В.А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашенных носить столь необычное для них и столь обычное для актеров платье». Балы прошли с невиданным размахом и стали настоящим событием тех лет. По традиции бал открылся полонезом. Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо нее проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня З.Н. Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа А.Д. Шереметева.
Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.
Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.
ДВОРЯНСКИЕ БАЛЫ
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты – владельцы частных танцевальных классов – невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII-XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали с раннего детства – с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А.С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:
«Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам».
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин – дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость – это учтивый обман», «истинное учтивость – это одолжение», «притворное лукавство – это обхождение».
Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
«…съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче»
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт – Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах
БАЛЫ В 19 ВЕКЕ
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики – как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все – соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" – говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.
Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала – адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ – будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня – все и так знали прочие бальные условности.
В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж… После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов…».
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным – открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.
На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными – например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".
В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЛОВ
Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.
Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.
Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф. Кони)
Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.
Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.
Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
бал танцевальный этикет
БАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Этике́т (от фр. étiquette – этикетка, надпись) – нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV – гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Этикет существует во всех сферах социальной деятельности, в том числе и на балу есть свой этикет.
Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале
. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.
. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.
. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.
. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.
. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.
. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.
. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.
. Запрещается нарушать направление движения танца.
Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале:
. На официальную церемонию не опаздывают – это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.
. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.
. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.
. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.
. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.
. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.
. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.
. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.
Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале:
. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.
. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.
. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.
. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.
. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.
. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.
. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.
. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.
. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.
На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью.
Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.
Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило – это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".
Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.
Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.
С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.
Также, само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.
Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае нельзя показывать своего разочарования и уж тем более произносить: "Я не Вас хотел пригласить.
В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина – ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук – на боку, на талии.
Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.
Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других – предметом, достойным жалости.
Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.
По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.
Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.
По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.
Также необходимые на балу сведения:
Язык веера.
веер развернут, дама отмахивается – "я замужем";
веер закрывается – "вы мне безразличны";
открывается один лепесток – "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт – "ты мой кумир".
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
подать веер верхним концом – симпатия и любовь;
подать веер ручкой – презрение;
подать веер открытым, перьями вперед – напрашиваться на любовь.
Язык цветов.
В начале XIX в. в моде были Александровские букеты – по имени русского императора:- анемон;- лилия;- желуди;- амарант;- акация;- гвоздика;- веселые (анютины) глазки;- плющ;- роза;
первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.
Символика цветов.
василек – верность, искренность;
жасмин – непорочность;
маргаритка – терпение, печаль;
"медвежьи ушки" – вас ищут обмануть;
резеда – минутное блаженство;
дикая роза – простота;
белая роза – невинность;
тюльпан – гордость и неблагодарность;
фиалка – скромность и дружба;
ноготки – кокетство;
астра – величие;
петушки – спокойствие;
мак – воспоминания;
подсолнечник – чем больше вижу, тем более люблю;
белая гвоздика – целомудрие;
розовая гвоздика – брак;
лавр – торжество вечного целомудрия;
гиацинт – спокойствие души;
ландыш – символ пришествия Христа, непорочного зачатия.
Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:
мак – сохраним нашу тайну;
цветы клевера – жениться или нет;
лист клевера – жду ответа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. – М., Просвещение, 1977.
2.Воронина И.А. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
.Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
.Г. Регацциони, М. Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
.Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
.Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И. Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
.Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. – М. Аргументы и факты, 2000.
.Колесникова А.В. Бал в России: XVIII – начало XX века. – М. Искусство. 2005.
.Оксана Захарова: Русский бал XVIII – начала XX века.
.Владимир Первунинский. Под звуки вальса.
.Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.