- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,02 Кб
Башкирские аксакалы (прошлое, настоящее, будущее)
Башкирские аксакалы (прошлое, настоящее, будущее)
Аксакалы, кто они и какова была их роль в башкирском обществе? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо вернуться к истории башкирского народа, начиная с древнейших времен. Как известно из древних источников включая русские летописи, византийские, арабские и западные анналы, кочевыми народами тюркского происхождения управляли советы старцев, так называемые «аксакалы» во главе с предводителем племени. Слово «аксакал» не нуждается в переводе с языков тюркских народов России, Кавказа, Средней Азии. Это слово переводится как «белобородый», символ мудрости и святости. При этом необходимо сказать, что как отмечалось в летописях, звание «аксакал» давалось не каждому, кто дожил до седых волос. Большую роль здесь играли нравственные качества человека. Имущественное положение при этом не играло абсолютно никакого значения. Аксакалом называли только того, кто на протяжении всей жизни снискал уважение всего племени своим мужеством, отвагой, бескорыстием, практическим опытом, доскональным знанием всех обычаев, традиций, ученостью, кто мог быть авторитетом для взрослых членов племени и нравственным ориентиром для подрастающего поколения. Аксакалы были для своего племени живой памятью и совестью, знатоками и хранителями всех традиций и обычаев. Обычаи и традиции же племени были сводом законов, регулирующих всю общественную жизнь племени, В них детально прописаны нормы поведения каждого башкира, от его рождения до самой смерти, его права и обязанности, взаимоотношения с соплеменниками. Обязанности аксакала были обширные. Они управляли всей общественной жизнью племени. В ведении старцев находилось законодательные, судебные функции, а исполнение вынесенных решений возлагалось на предводителя племени. Ни одно мало-мальски важное дело племени не решалось без присутствия аксакала. Он выслушивал суть дела и выносил свой вердикт, исходящий из традиционных требований. Решение было окончательным и обжалованию не подлежало. Каждый соплеменник в трудных жизненных ситуациях мог обратиться за советом к нему, и мнение аксакала имело решающее значение. За кажущейся легкостью давать советы, аксакал нес моральную ответственность за свои слова, сказанные в качестве руководства. Он не имел права на ошибку. Они следили также за неукоснительностью правил при совершении обрядов, обычаев и традиционных действий и назначали соответствующее наказание за нарушение оных. В особых случаях, где для их решения слово одного аксакала было недостаточным, собирался совет, где коллегиально, после обмена мнениями, выносилось общее решение. Аксакалы были неотъемлемой частью народа его элитой, духовным стержнем. Совет старцев имел еще и политическое значение. Совету делегировалось полномочия быть выразителем народных настроений и его мнения. Этот совет был фактором ограничения единоличной власти предводителя племени. Также регулировал отношения соплеменников, ограничивая сильных и богатых, защищая слабых от неправедных действий первых. Любое важное решение, касающиеся судеб племени, становилось правомочным, только при наличии одобрения совета аксакалов. Существование такого общественного института в народе скрепляло нацию в плане духовного единения, сохраняло его целомудрие и охраняло народ от негативных влияний других культур. И вот еще один важный момент; башкиры, несмотря на мощнейшее давление царских властей в течение столетий и влияние дурных сторон других национальных культур (употребление спиртных напитков, курение табака и более свободные нравы) благодаря аксакалам, их влиянию на общество сохранились как народ с правом на свой духовный суверенитет. Эта духовная стабильность нации сохранялась до революции 1917 года. Сокрушающий удар по институту аксакалов как один из опорных столбов нации был нанесен большевиками, объявивших тотальное наступление на национальную самобытность башкир. Советская власть поставила цель; воспитать из народов России новое сообщество интернационалистов, без рода и племени, поэтому преследовалось все, что напоминало человеку о его национальной принадлежности. Отменялись все обычаи и традиции, по которым испокон веков жили башкиры. Особую ненависть вызывали аксакалы и священнослужители, которые были хранителями народной духовности и имели огромный моральный авторитет, нежели представители власти. При становлении Советов практически в каждом башкирском ауле существовало двоевластие: власть, насаждаемая сверху и нравственный авторитет аксакала. В годы наступления на национальное самосознание башкир эти старцы были единственным источником, из которого народ черпал силы для духовного сопротивления этому натиску. Власти повели беспощадную войну; «на полное уничтожение этой прослойки башкирского общества», как идеологически вредного. В годы борьбы с религией врагами народа наряду с муллами и имамами объявлялись и аксакалы. Под лозунгом освобождения трудового народа от пережитков прошлого, как ислам власти в борьбе за народные умы еще стремились истребить в башкирах, особенно среди молодежи почтение и уважение к старшему поколению представителями, которого были аксакалы. Чтобы окончательно их уничтожить в сознании башкир использовали иезуитский ход. Началось всеобщее осмеяние всего, что касалось истории народа его традиций, обычаев объявив это моральным тормозом на пути в светлое будущее, отсталостью в общественном развитии. По заказу властей в массовой печати, в прозаических произведениях показывались в отталкивающих образах прежние носители духовности народа аксакалы и священнослужители. В кино и на театральных подмостках показывались комедии, в главной роли которых пожилые люди, показывались, как носители всего худшего. Сторонники национального духа высмеивались как отсталые элементы, с признаками невежества. Или рисовались образы моральных чудовищ, злобных существ тянущих общество, особенно молодежь, обратно в мрачное прошлое. Дело дошло до того, что ношение исконно национального головного убора, тюбетейки, объявлялось контрреволюционным явлением. Знание своих обычаев и следование ими культивировалось с образом дикости и отсталости. Приветствовалось отрицание своей культуры. Знаменитый лозунг «Сын за отца не ответчик…» породил такое общественное явление как «конфликт отцов и детей», которым раньше башкирская нация не страдала, и ознаменовал начало раскола нации на две половины. На хранителей национального духа и представителей построения нового общества. И эти усилия по изменению сознания нации увенчались успехом. За годы Советской власти аксакалы как общественный элемент башкирской нации исчезает. Обязанности хранителей национальной духовности народа, знание его обрядов, обычаев, народных веровании, традиций переходит к старушкам и бабушкам. Освобождение от тех общественных норм поведения и жизненного уклада, которые башкирская нация выработало в течение тысячелетий, губительно сказалось на нравственном здоровье нации. Забвение своих корней, обычаев, традиций привело к чудовищному падению нравов в башкирском обществе. На современном этапе этому способствует безудержная пропаганда западного образа жизни, где все потворствует всем низменным желаниям человека (жажда приобретения, эгоизм, эгоцентризм, жажда сиюминутных наслаждений, свободные нравы, отсутствие: чувства долга перед Родиной и обществом, моральной ответственности за своих родителей и воспитание детей и т.д.). Противостоять этому натиску нравственного запаса у башкирской нации остается все меньше и меньше. Потому, что разрушена такая структура, община с его обычаями и традициями совместного проживания, где люди несли совместную моральную ответственность за членов общины и воспитание будущего поколения, а во главе стоял общепризнанный авторитет, аксакал аула. Необходимо оглянутся на тысячелетний опыт народа, Такое общественное формирование как род, племя, впоследствии деревенская община отвечало всем требованиям для сохранения нравственного здоровья нации. В современное время, когда в Башкортостане идет подъем интереса к своим корням и постепенное возвращение старых обычаев и традиции есть уникальная возможность возродить былую славу башкирских аксакалов, как гаранта нравственного выздоровления народа. В этом стремлении есть одно «но»! Для того чтобы вернулись аксакалы необходимо только желание народа, жаждущего вернутся к своим корням, которыми был крепок, испить оживляющую влагу из духовных источников, очистится от всего чуждого, и почувствовать нравственное восстановление.
соплеменник аксакал старец башкирский