- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,04 Мб
Белорусский орнамент в его многообразие
Введение
Орнамент (лат. <#”723579.files/image001.gif”>
Древо Жизни. Символизирует бесконечность и вечную жизнь.
Ярило на коне. У славянских племен времен язычества Ярило считался богом плодородия и жизненных сил природы.
Житная Баба. У древних славян была богиней плодородия.
Символ пробуждения природы весной.
Символ солнца. В старые времена к Солнцу, как к Богу, обращались за помощью. Главным богом оно было у наших предков-славян. Называли его по-разному: то Сварог, то Даждьбог, то Хорас.
Единение солнца и земли. В сознании народа союз земли и солнца издревле связывалось с жизнью, теплом, урожаем.
Священное Дерево Встреч. Означает оно пожелание усопших живым, их детям и внукам быть здоровыми, богатыми, иметь урожай ржи на ниве, плодородную и сытую скотину в хлеву.
Символ предков. Это своеобразная молитва, просьба к Богу, чтобы умершие оказались в раю, чтобы земля им была пухом и вечно грело теплое солнышко.
Символ ребенка. Ограждает от несчастья ребенка.
Символ матери.
Узор любовной песни.
Образный элемент девушки – береза. В центре – березка поникла ветвями после замужества, по бокам -молодые девицы.
Символ Берегини.
Празднование Купалы. Хоровод. Символ праздника.
Костёр на Купалу.
Цветущий папоротник.
Символ женской доли.
Символ крепкой семьи. Рушники с такимиэлементамиотносили в церковь, на икону Богоматери.
Узор, символизирующий солнце.
Узор, символизирующий богатство.
Молодые венчающиеся.
Глава 3. Белорусские пояса с орнаментом
В начале XX века один из исследователей быта белорусов записал, что пояс составляет необходимую принадлежность какого бы то ни было костюма. Уважающий себя мужчина без пояса не переступит порога своего дома и не появится на улице, а женщины носят с поясами юбку и фартук».
Самодельные узорчатые пояса еще в 1920-ых годах много где в Беларуси носили в будни и в праздники, взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясом подпоясывали рубашку, сермягу, кожух. По давнему обычаю мужчины на поясе крепили колиту, ножик, огниво. Отправляясь на работу, за пояс затыкали топор.
Пояс, как обязательная и очень важная деталь костюма, часто упоминается в народных песнях. Наличие пояса подчеркивается в целях более яркой и конкретной характеристики, обычно жениха или свата:
Что за господа,
Что за сватовство на дворе?
По-русски ходят,
По-русски по старинушке,
Ганульку просят к себе:
Выйди, Ганулька,
Выйди, детка,
К нам во двор.
Скажи, Ганулька,Скажи, дитя,
Который твой?
А кто в атласе,
В желтом поясе,
Тот сват мой.
Конь воронёный,
Сам молоденький Иванушка.
И во второй песни:
А у нашего свата
Одежда богата:
Шапка собачья
Шубка цыплячья,
Пояс змеиный,
Сапоги конские.
Шапка залает,
Сапоги загогочат.
Внимание, которое уделялось белорусами (как, кстати, и многими другими народами) поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но также и глубоким символическим содержанием. В древности пояс (он был известен в Вавилоне, Древнем Египте, славянам – с I тысячелетия) часто служил символом, который олицетворял то или иное представление об окружающем мире, взаимоотношения с ним человека. Повязывание пояса означало готовность к действию и способность это действие осуществить. Такое, характерное не только для славян, представление отразилось в одном из белорусских названий кожаного пояса – ремень (дяглы – сильный).
Ношение пояса связывалось с нравственным обликом человека. Отсутствие пояса воспринималась как нарушение общепринятых норм поведения. В одной из русских былин поведение героини считаются позорными только по той причине, что у нее нет пояса:
А молода Марина Игнатьевна,
Она высунулась по пояс в окно
В одной рубаха без пояса.
Негативный оттенок в русском языке имеют слова «распоясаться», «паясничать». Пренебрежительно звучит выражение "беспоясый татарин".
Важное место пояс занимал в различных обычаях и обрядах белорусов. Он был одним из обязательных подарков на свадьбах. Если девушка была согласна выйти замуж за парня, которого ей сватали, она дарила ему рубашку и пояс. Пояс также получал сват. Поясами откупались, когда свадебная процессия на своём пути встречала препятствие. Едут, например, мимо мельницы. Мельник останавливает воду – невеста бросает поясок. Какой-нибудь шалун из гостей останавливает коней как бы из-за того, что стремя порвалось, – снова невеста бросает поясок. В одной из свадебных песен жених хвалится исправностью своей невесты, упоминая пояски наравне с другими предметами ее приданного:
У Миколки в обозе
Неподкованна лошадка, что в телеге.
Есть у меня кузнецы в дороге,
Подкуют лошадку, что в телеге;
Есть у моей Танюшки кольца
Будут к подковам гвоздиками;
Есть у моей Танюшки пояски
Будут к саночкам полозьями.
Пояса дарились музыкантам, родственникам жениха, гостям. Входя после венчания в дом жениха, невеста бросала поясок на печь. К столу молодых вели на пояске. В первый день после свадьбы молодая, идя по воду, клала пояс на сруб колодца. Подметая дом, завязывала поясок на веник. Есть свидетельства, что иногда невеста раздавала на свадьбе более сотни поясов.
Поясом связывали первый сноп урожая, пеленали младенцев. Во время похорон на поясе вели коня, который вез на кладбище гроб с покойником.
С поясом связывались различные признаки, поверья, заклинания, гадания. Считалось, что пояс оберегает от несчастий. Чтобы в семейной жизни был достаток, молодая перед тем, как идти к венцу, развешивала пояса в амбаре, в хлеву, над сундуком. Чтобы овцы не разбегались в поле и возвращались домой вместе со стадом, выгоняя их первый раз после зимы на пастбище, расстилали на пороге овчарни полотенце и пояс. Накануне Нового года поясом попарно связывали предметы, не имеющие пары – чтобы имущество удвоилось в наступающем году.
В конце XIX – нач. XX в. символика пояса в значительной степени была забыта. Все чаще пояса носили по традиции, а не потому, что придавали этому какое-то значение. В это время уже не различали, как раньше, мужские, женские, детские пояса. Однотипные пояса входили как в мужской, так и в мужской костюм, а детские были просто меньших размеров.
На рубеже веков в Беларуси был в обиходе ряд комплексов женской одежды, художественную целостность которых трудно представить без поясов. Многопредметный, насыщенный орнаментом, цветом,неглюбский костюм удачно дополнял широкий красный пояс. Под Кобрином женщины носили пояса в разноцветные продольные полоски, которые хорошо сочетались с полосами отделки рубашки, юбки, фартука. В каждой местности оформление поясов выдерживалось в стилевом единстве с орнаментами традиционного костюма.
Представляют интерес и способы повязывания пояса. В зависимости от пола, возраста, местных вкусов они имели ряд вариантов. Женщины носили пояс на талии. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг туловища не менее, чем два раза. Мальчики – только высоко под грудью. Завязывали пояс узлом спереди или сбоку, да чтобы концы, специально украшенные кистями, бахромой, бисером, нашитыми полосками ткани, металлическими пластинками, свешивались сантиметров на 20-40.
Способ ношения поясов определял их длину, которая колебалась от 1,5 до 3,5 метра, а иной раз доходило до 5 метров. В ширину традиционные пояса имели от 1,5 до 20 сантиметров.
Пояса применяли для украшения одежды. Узкие тканые пояски в продольные полоски ("краю"), образцами "в елочку", "ячейками", "запятой" пришивали к юбке, фартуку. Узкими плетеными "тесемками" обшивали воротники, борта, фалды, рукава свиты. В каждой местности обшивки отличались по цвету и образцам.
Пояса применяли для украшения одежды. Узкие тканые пояски в продольные полоски ("краю"), образцами "в елочку", "ячейками", "запятой" пришивали к юбке, фартуку. Узкими плетеными "тесемками" обшивали воротники, борта, фалды, рукава свиты. В каждой местности обшивки отличались по цвету и образцам.
На поясе носили коробки, кувшины, поясами привязывали набирки (небольшие коробки, в которые собирали ягоды), холщовые сумки. Широкими мужскими поясами (повивальниками) пеленали младенцев.
Делали пояса женщины. Девочки с поясов начинали осваивать секреты домашнего женского рукоделия. Как и большинство изделий традиционных белорусских ремесел, пояса не являлись распространённым товаром и их применяли только для собственных нужд.
В конце XIX – нач. XX в. основным сырьем для изготовления поясов была овечья шерсть. Тонко спряденные нитки скручивали, красили химическими составами в яркие цвета. Льняные нити иногда отбеливали, красили редко. Для изготовления нитей употребляли тонкую шерсть и белую хлопчатобумажную пряжу.
Техника изготовления белорусских народных поясов определяется разнообразием приемов, большинство из которых известно многим народам с давних времен. Пояса вили, плели на пяльцах, на ухвате, вилах, на стене, ткали на дощечках, ткацких станках, вязали крючком и спицами. Технология в значительной мере обусловило художественные особенности традиционных поясов.
Декор витых и плетеных поясов формировался под непосредственным влиянием технологии изготовления. Витые пояса представляли собой одноцветные или многоцветные веревочки. Художественная выразительность достигалась за счет количества и толщины перевитых прядей, подбора ниток по цвету и качеству выработки.
Плетеные пояса, более сложные по технологии, имели и более разнообразный декор. Важным средством художественной выразительности в плетеных поясах был способ переплетения нитей. Для белорусов наиболее характерные пояса полотняного, саржевого, сетевого переплетения, в виде косы или веревочки. Образец в плетеных поясах образовывался благодаря тому, что нити были разноцветные.
Орнаментальные мотивы традиционных белорусских плетеных поясов несложные: продольные и диагональные полосы, косые ромбы, треугольники. В цветовом решении орнаментальных плетеных поясов преобладают красные, багровые, фиолетовые цвета. Орнаментальные плетеные пояса были известны по всей Беларуси, но наиболее характерным для Витебской области.На востоке Гомельской и в Брестской области бытовали красные пояса сложного сетевого плетения, иногда с ажурными узорами.
Подавляющее количество поясов в конце XIX – нач. XX в. на Беларуси ткали. Сама технология расширяла разнообразие орнаментальных композиций, мотивов – продольные, поперечные, косые полоски, черточки, крестики, ромбы, гребешки. Пояса, изготовленные в различных ткацких техниках, отличались по орнаменту.
Наиболее простые по образцам пояса, тканые на дощечках – квадратных пластинках с отверстиями по углам. Элементарный мотив образца представляет собой косую черточку, которая располагается под углом с наклоном вправо или влево. Из набора черточек складываются одинарные и двойные уголки, продольные и поперечные полосы, зигзаги. Для белорусских поясов, тканых на дощечках, характерные образцы, построенные на сочетании разноцветныхпродольных и мелких зубчатых полос. Колористическая гамма белорусских поясов, тканых на дощечках, обычно ограничено четырьмя-пятью цветами, среди которых преобладают красный, черный, синий, желтый.
Ткали пояса на дощечках в Беларуси практически повсеместно, но наиболее часто они встречаются на севере Минской и Могилевской, а так же Витебской областях. Пояса, тканые в разных местах, отличаются незначительно. Нет большой разницы между белорусскими поясами и поясами из приграничных районов России, где также было хорошо известно ткачество на дощечках.
Самую интересную в орнаментальном отношении группу составляют пояса, тканые на болту. Техника ткачества на болту, в общих чертах, близка к ремеслу ткачей и позволяет получать разнообразные узоры. По всей Беларуси были известны нитяные пояса в продольную и поперечную полосу. Художественная выразительность продольнополосатых поясов достигалось точно найденными соотношениями размеров полосок, подбором цветов. Наиболее интересные продольно-полосатые пояса бытовали на территории Кобринского и Ганцевичского районов Брестской губернии. Отличительная чертакобринских полосатых поясов – значительная ширина до 7 сантиметров, широкая красная полоса по центру, отделанная более узкими разноцветными полосами. В ганцевичских поясах продольные полоски дополнены мелкими шашечками.
С наибольшей полнотой творческая фантазия народных ткачих проявилась в нитяных поясах с набраным узором. Эта техника близка к такому ткачеству, которое широко применялось в народном ремесле для изготовления полотенец, скатертей, тканей для одежды. Сходство техники вело к сходству узоров. Как для тканных традиционных тканей, так и для народных поясов характерны геометрические мотивы.
Практически по всей Беларуси пояски наболту ткали особым способом, где полотно образовывались повторами одного, двух, редко трех несложных мотивов, известных повсеместно под похожими названиями – елочка, кружок, запятая, глазок, огонёк, крестик, крестик с крыльями, копытце и подобные. Образовывались орнаменты сочетанием косых полос одинаковой ширины. Аналогичные орнаментальные формы применялись еще в глубокой древности.
Орнаментика белорусских, также как и русских, литовских, эстонских поясов не ограничивалась вышеописанными простыми мотивами. Из тех самых диагональных полос, из которых складывались «копытца», «глазки» и «елочки» строились разнообразные, сложные по рисунку геометрические фигуры. В основе большинства из них был ромб.
Ромбы на полосе пояса располагались друг за другом. Соединенные вершинами, они образовывали красивые цепочки. Иногда между ромбами вводились другие мотивы. Образец усложнялся, но ведущая роль ромба как основного мотива орнаментальной композиции, сохранялась всегда. Обогащало композицию введение в нее различных дополнительных мотивов, которые заполняли промежутки между ромбами и другими орнаментальными фигурами.
Орнамент обычно плотно заполнял всю полосу. По краям пояса располагались разноцветные продольные полоски, которые назывались обложкой.
Белорусам были известны пояса и с другой композицией, когда отдельные элементы компоновались не в одном, а в трех продольных ленточках, средний из которых был значительно шире боковых. Такие пояса имели локальное распространение и встречались преимущественно на Могилевщине.
Представляют интерес пояса с сетевым расположением орнаментальных мотивов, их образцы, называющиеся шутливо «в горошек». Такой вид орнамента сохранился на территории Гродненской области.
В цветовом решении тканых, также как и плетеных, белорусских поясов преобладает красный цвет. В разных местах, в зависимости от качества пряжи, от оттенка красителей, которые имели народные мастера, личных пристрастий, цвет образца варьировался от светло-красного и розового до багрового и фиолетового. В некоторых местах, особенно в Гродненской и Могилевской областях, орнамент включал в себя даже зеленый и синий цвета. Известны также пояса, в которых красный или розовый узор преподносился на цветном, чаще всего, зеленом фоне. Изредка фон делали черный.
Изготовление традиционных поясов на территории Беларуси почти повсеместно остановился в 1920-1930-е годы, так как их перестали применять в быту и обрядах. В небольшом количестве пояса еще в 1950-е годы производили на Гродненщине и в западных районах Минской области. Их использовали в костюме, ими обвивали рамы велосипедов, повязывали через плечо, носили на них младенцев. Примерно до 1960-ых годов в Гродненской, Витебской, отдельных районах Минской, Гомельской областей вязали на прутках, ткали на болту пояса-пеленали. Технику плетения применяли для изготовления тесьмы и шнуров для отделки декоративных ковров.
В настоящее время пояса наболту ткут в Ганцевичском районе Брестской области. Современные Ганцевичские пояса отличаются от тех, что бытовали здесь ранее. Во-первых, размеры их не превышают в ширину 1,5 см, а в длину 1,5 метра. Для ткачества кроме льняных и шерстяных нитей применяют шпулькавые хлопчатобумажные, ирис, синтетику. Орнаментальные мотивы традиционные, но цветовые сочетании часто не сгармонизованны. В западных районах Гомельской области в технике ткачества наболту из синтетической пряжи производят широкие безузорные ленты, которые привязывают к хозяйственным корзинам.
С середины 1960-ых годов традиции изготовления поясов приобрели дальнейшее развитие в художественных промыслах республики. На Слуцкой фабрике художественных изделий "Слуцкие пояса" в технике ткачества наболту стали производить декоративные ленты, закладки, сувенирные панно.
Наиболее интересные среди изделий Слуцкой фабрики – декоративные ленты. Художественное оформление их строится на сочетании приемов, характерных для традиционных белорусских поясов, с элементами, заимствованными из знаменитых слуцких поясов. Среди орнаментальных мотивов – ромбы, треугольники, крестики, стилизованные изображения цветов, листьев, веток. Узор компонуется из трех продольных полос, средняя из которых значительно шире боковых. На концах лент располагаются букеты, вазоны, венки. Отличительным элементом декоративных лент являются короткие тексты.
Кроме Слуцкой фабрики художественных изделий промышленное производство поясов налажено на Витебской фабрике художественных изделий "Купава", а также в центре традиционных ремесел "Сокровищница" в Минске.
Белорусский народный пояс продолжает свою жизнь. Утратив былое значение в качестве обязательного элемента одежды, он все больше привлекает внимание как произведение искусства. В последние годы пояса, изготовленные современными мастерами в традиционных техниках, с использованием традиционных приемов композиционно-орнаментального оформления, все чаще появляются на выставках народного и самодеятельного искусства, пояса ткут в кружках и художественных студиях. Совершенство художественного решения традиционных поясов, простота технологии не оставляют равнодушными и профессиональных художников.
Пояс – это оригинальный сувенир, удачное дополнение костюма. Традиционная технология ткачества и плетения поясов может быть использована для изготовления галстуков, панно, различных украшений и другой продукции сувенирного назначения.
Искусство изготовления поясов имеет хорошие перспективы для своего развития.
Заключение
В данной работе рассмотрены основные особенности белорусского орнамента. Его богатая история, начавшаяся с незапамятных времен и продолжающаяся по сей день, показывает нам, как с годами менялся этот вид народного искусства. В работе описаны и представлены иллюстрации различных видов белорусского народного орнамента, а также описаны особенности его структуры. Отдельно рассмотрены белорусские пояса с орнаментом, как особая ветвь развития этого творчества, присущего, пожалуй, каждому народу.
Как показано в данной работе, белорусский орнамент отличается разнообразием и динамично развивался на протяжении столетий. Изучение традиционного орнамента позволяет лучше понять культуру народа, ведь в нем, как и в любом творчестве, так или иначе находят отражение все человеческие переживания, мысли, вера и мечты. И это верно не только для белорусского, но и, пожалуй, для любого народа.
Список литературы
1. Буткевич Л.М. История орнамента Владос, 2008
. Гасюк Е.О., Степан М.Г. Исторический ракурс художественного вышивания Народно-прикладное искусство,1998
. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда Минск УИЦ БГПУ, 2004
. Емшанова Н.А., Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы Истра, 2009
. Кацар М.С. Беларускіарнамент: Ткацтва. ВышыўкаМінск: БеларускаяЭнцыклапедыя, 1996
. Лобачевская О., Зимина З. Белорусский народный костюм декоративные швы .: Беларускаянавука, 2009
. Макаренко Т.А. Народные промыслы как средство этнопедагогики Педагогический вестник, 2006, № 9
. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Мінск: БГУК, 2001
Приложение