Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Боттичелли

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 8,08 kb

Боттичелли

Боттичелли был  современником
Леонардо,  с ним вместе он работает в мастерской Верроккио.  Несомненно, ему
были знакомы все тонкости перс­пективных  построений и свето-теневой
моделировки,  в чем уже около 50 лет изощрялись итальянские художники.  Для них
научная  перспектива  и моделировка  объема  служили  мощным средством
воссоздания в искусстве объективной реальности.  Среди этих художников  были
подлинные  поэты перспективы, и в первую очередь Пьеро делла Франческа, в
произведениях которого перспективное построение пространства и передача объема
пред­метов превратились в магическое средство созидания прекрасного.  Вели­кими
поэтами светотени и перспективы были и Леонардо и Рафаэль. Но для многих
художников – кватрочентистов перспектива превратилась в фетиш, которому они
приносили в жертву все,  и прежде всего красоту. Образное воссоздание
действительности  они  зачастую  подменяли правдоподобным воспроизведением ее,
иллюзионистским фокусом, обманом зрения и наивно радовались, когда им удавалось
изобразить фигуру в каком-нибудь неожи­данном ракурсе, забывая о том, что такая
фигура в большинстве случаев, производит впечатление неестественной и
неэстетичной, то есть в конеч­ном счете является ложью в искусстве.  Таким
скучным прозаиком  был  и современник Боттичелли – Доминико Гирландайо. Картины
Гирландайо и его многочисленные фрески производят  впечатления  подробных
хроник;  они имеют  большое документальное значение,  но художественная
ценность их весьма невелика.

Но среди художников-кватрочентистов
были мастера, создавшие из своих полотен сказки; их картины, неловкие, чуть
смешные, в то же время полны наивного обояния. Таким художником был Паоло
Учелло; в его творчестве сильны элементы живой народной фантазии,
противополагавшиеся крайностям ренессансного рационализма.

Картины Боттичелли далеки от почти
лубочной наивности полотен Учел­ло.  Да этого и нельзя было ожидать от
художника, приобщенного ко всем тонкостям ренессансного гуманизма, друга
Полициано и Пико делла Миран­дола,  причастного к неоплатонизму,
культивировавшемуся в кружке Меди­чи.  Его картины “Весна” и
“Рождение Венеры”  вдохновлены  изысканными стихами Полициано; может
быть, они были навеяны празднествами при дво­ре Медичи,  и,  очевидно,
Боттичелли вкладывал в них какой-то сложный философско-аллегорический смысл;
может быть, он действительно пытался в образе Афродиты слить черты языческой,
телесной, христианской и ду­ховной красоты. Обо всем этом до сих пор спорят
ученые. Но есть в этих картинах и абсолютная,  бесспорная красота, понятная
всем, именно поэ­тому они до сих пор не утратили своего значения.

Боттичелли обращается к извечным мотивам
народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и поэтому
общезначимым.  Разве может выз­вать сомнение образный смысл высокой женской
фигуры  в  белом  платье, затканном цветами,  с венком на золотых волосах, с
гирляндой цветов на шее,  с цветами в руках и с лицом юной девушки,  почти
подростка, чуть смущенным,  робко улыбающимся? У всех народов, на всех языках
этот об­раз всегда служил образом весны; в народных празднествах на Руси, пос­вященных
встрече весны,  когда молодые девушки выходили в поле “зави­вать
венки”, он столь же уместен, как и в картине Боттичелли.

И сколько бы не спорили ученые о том,
кого изображает полуобнажен­ная женская фигура в прозрачной одежде,  с длинными
разметавшимися во­лосами  и  веткой зелени в зубах – Флору,  Весну и Зефира,  –
образный смысл ее совершенно ясен:  у древних греков она называлась дриадой или
нимфой,  в народных сказках Европы – лесной феей,  в русских сказках ­русалкой.
И конечно, с какими-то темными злыми силами природы ассоции­руется летящая
фигура справа,  от взмаха крыльев которой стонут и кло­нятся деревья.  А эти
высокие, стройные деревья, вечно зеленые и вечно цветущие,  увешанные  золотыми
плодами,  – они в одинаковой мере могут изображать и античный сад гесперид,  и
волшебную  страну  сказок,  где вечно царит лето.

Боттичелли

Обращение Боттичелли к образам народной
фантазии  неслучайно.  Поэты круга  Медичи  да и сам Лоренцо широко использовали
в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочитая ее с
“изящной” ан­тичной поэзией, латинской и греческой. Но каковы бы ни
были политичес­кие мотивы этого интереса к народному искусству, особенно у
самого ло­ренцо,  преследовавшего главным образом демогогические цели,
значение его для развития итальянской литературы отрицать невозможно.

Боттичелли обращается  не только к
традиционным персонажам народных

легенд и сказок;  в его картинах
“Весна” и “Рождение Венеры” отдельные предметы приобретают
характер обобщенных поэтических символов. В отли­чие от леонардо, страстного
исследователя, с фантастической точностью, стремившегося воспроизводить все
особенности строения растений, Ботти­челли изображает “деревья
вообще”,  песенный образ дерева, наделяя его как в сказке,  самыми
прекрасными качествами – оно стройное, с гладким стволом,  с пышной листвой,
усыпанное одновременно и цветами и фрукта­ми.  А какой ботаник взялся бы
определить сорт цветов,  рассыпанных на лугу под ногами Весны,  или тех,  которые
она держит в складках своего платья:  они пышны, свежи и ароматны, они похожи и
на розы, и на гвоз­дики,  и на пионы; это – “цветок вообще”, самый
чудесный из цветов. Да и  в  самом  пейзаже  Боттичелли  не стремится
воссоздать тот или иной ландшафт;  он только обозначает природу,  называя ее
основные, и вечно повторяющиеся элементы:  деревья,  небо,  земля в
“Весне”; небо, море, деревья, земля в “Рождении Венеры”.
Это “природа вообще”, прекрасная и неизменная.

Изображая этот земной рай, этот
“золотой век”, Боттичелли выключает из своих картин категории
пространства и времени. За стройными ствола­ми деревьев виднеется небо, но нет
никакой дали, никаких перспективных линий,  уводящих в глубину, за пределы
изображенного. Даже луг, по ко­торому ступают фигуры, не создает впечатление
глубины; он похож на ко­вер,  повешенный на стену,  идти по нему невозможно.
Вероятно, именно поэтому все движения фигур имеют какой-то особый,
вневременной харак­тер: люди у Боттичелли скорее изображают движение, чем
двигаются. Вес­на стремительно идет вперед,  ее нога почти  касается
переднего  края картины,  но она никогда не переступит его, никогда не сделает
следую­щего шага;  ей некуда ступить, в картине нет горизонтальной плоскости,
нет  и сценической площадки,  на которой фигуры могли бы свободно дви­гаться.
Так же неподвижна фигура идущей Венеры: слишком строго вписана она в арку
склоненных деревьев и окружена ореолом зелени. Позы, движе­ния фигур
приобретают какой-то странно завороженный характер,  они ли­шены конкретного
значения, лишены определенной целенаправленности: Зе­фир протягивает руки,  но
не касается Флоры;  Весна только трогает, но не берет цветы; Правая рука Венеры
протянута вперед, как будто она хо­чет коснуться чего-то,  но так и застывает в
воздухе; жесты сплетенных рук Граций – это жесты танца; в них нет никакой
мимической выразитель­ности,  они не отражают даже состояние их души.  Есть
какой-то  разрыв между  внутренней  жизнью людей и внешним рисунком их поз и
жестов.  И хотя в картине изображена определенная сцена, персонажи ее не
общаются друг с другом,  они погружены в себя,  молчаливы, задумчивы, внутренне
одиноки.  Они даже не замечают друг друга. Единственно, что их объеди­няет, –
это общий ритм,пронизывающий картину, как-бы порыв ветра, вор­вавшийся извне.
И все фигуры подчиняются этому  ритму;  безвольные  и легкие,  они похожи на
сухие листья,  которые гонит ветер. Самым ярким выражением этого может служить
фигура Венеры,  плывущей по  морю.  Она стоит на краю легкой раковины,  едва
касаясь ее ногами,  и ветер несет ее к земле.

Рембрандт Харменс ван Рейн (доклад)

В картинах эпохи Возрождения человек
всегда составляет центр компо-

зиции;  весь мир строится вокруг него и
для него, и именно он является главным героем драматического повествования,
активным выразителем со­держания, заключенного в картине. Однако в картинах
Боттичелли человек утрачивает  эту  активную роль он становится скорее
страдательным эле­ментом,  он подвержен силам,  действующим извне,  он
отдается  порыву чувства или порыву ритма.  Это ощущение внеличных сил,
подчиняющих че­ловека,  переставшего владеть собой,  прозвучало в картинах
Боттичелли как  предчувствие новой эпохи,  когда на смену антропоцентризму
Ренес­санса,  приходит сознание личной беспомощности,  представление о  том,
что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвласнтые его воле.
Первыми симптомами этих изменений, наступивших в обществе, пер­выми  раскатами
грозы,  которая несколько десятилетий спустя поразила Италию и положила конец
эпохе Возрождения,  были  упадок  Флоренции  в конце  15  века и религиозный
фанатизм,  охвативший город под влиянием проповедений Савонаролы,  фанатизм,
которому до некоторой степени под­дался  и  сам  Боттичелли,  и который
заставлял флорентинцев,  вопреки здравому смыслу и веками воспитывавшемуся
уважению к прекрасному, бро­сать в костер произведения искусства.

Похожие записи

Искусство Двуречья конца 4-го – 3-го тыс. до н.э. (государства Шумера и Аккада)

Культурология

Альбигойцы

Культурология

Десять интересных фактов из истории Киево-Печерской Лавры

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.