- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 77,88 Кб
Дизайн-проект кафе в стиле фьюжн с использованием экологических материалов
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Столичная финансово-гуманитарная академия"
Факультет Дизайна
Специальность: 070601 Дизайн
Выпускная квалификационная работа
Дизайн-проект кафе в стиле фьюжн с использованием экологических материалов
Москва, 2015
Содержание
Введение
Глава 1. История развития кафе
.1 История кафе
.2 Развитие культуры кафе в России
.3 История стиля фьюжн
Глава 2. Особенности архитектурно-художественного стиля
.1 Технологии проектирования создания дизайн-проект кафе
.2 Объёмно-пространственная композиция кафе
.3 Цветовое решение кафе
.4 Мебель и аксессуары
Глава 3. Объемно-пространственное решение
.1 Эргономика
.2 Экология в проекте
.3 Цвет и свет в проекте
.4 Мебель и аксессуары
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность экологического стиля – состоит в том, что нужно определиться с концепцией кафе, современными тенденциями, и современным оборудованием. Нужно выбрать ценовую категорию кафе, так как предназначено для людей среднего класса, которые имеют возможность кушать не в домашних условиях, но и индивидуально и презентабельно. Потребители хотели бы поговорить со знающим человеком, который может дать грамотный совет, разбирающийся в блюдах, которые может красиво преподнести. Выделяет из ряда все подобных и тем самым привлекает посетителей: натуральная отделка, еда.
Темой выпускной квалификационной работы является "Дизайн-проект кафе в стиле фьюжн с использованием экологических материалов". Каждый день в нашу жизнь входит что-то новое, интересное. Изменения происходят во всех сферах: медицина, наука, техника и т.д. Каждые человек открывает для себя невероятные вещи, находят интересные места для времяпровождения. И так, в жизнь людей вошло кафе. Каждый человек в 21 веке, побывал в кафе, уже несколько раз. Ведь кафе – это место где можно провести время, перекусить после долгой прогулки, посидеть с друзьями, отдохнуть от работы и многое другое.
В данной работе дана характеристика кафе, указано, чем оно отличается от других предприятий общественного питания, какие виды кафе вообще бывают. Особое внимание уделено интерьеру кафе. Дана краткая характеристика различным стилям интерьера. Рассмотрено цветовое решение дизайна кафе, влияние дизайна на целостное восприятие кафе, а также влияние цветового решения на восприятие данного объекта.
Для того чтобы кафе стало именно таким место, куда будет приятно прийти и провести немного времени, необходимо четко и верно создать концептуальный проект кафе. И тогда, пускай это будет место для встреч и свиданий, место для того, чтобы подкрепиться, для того, чтобы передохнуть и расслабиться, или встретиться с друзьями и веселиться, но люди будут туда возвращаться туда снова и снова.
Любая кофейня или кафе должны иметь помещение для кухни, зал для посетителей (может быть два зала – отдельно для курящих и для некурящих), зона для персонала, а также туалетные комнаты. Все это необходимо учесть при разработке планировки кафе. В зале для посетителей должна быть барная стойка, витрина-холодильник, столы, стулья для посетителей. Чтобы отделить залы для курящих и некурящих друг от друга можно использовать разного типа мебель, перегородки, колонны, стены и другие элементы интерьера. Особенно уютную атмосферу создает приглушенный свет, вместе с ароматом кофе он создает приятную обстановку для общения.
На сегодняшний день кафе и кофейни очень популярны. Все чаще и чаще такие места становятся основным местом не только для будничного отдых, отдыха во время рабочего дня на обеде, но и для отдыха на выходных, чтобы встретиться и поболтать в уютной и спокойной обстановке.
Цель: Дизайн проект кафе в стиле фьюжн с использованием экологических материалов.
Исходя из темы проекта вытекают следующие задачи:
. Изучить историю кафе
. Исследовать стиль фьюжн
. Рассмотреть аналогичные проекты
. Решить объёмно-пространственную композицию кафе
. Выбрать цветовую гамму кафе
. Определиться с мебелью и аксессуарами
. Эргономика
Дипломный проект состоит из двух частей практической и теоретической. Теоретическая часть состоит из пояснительной записки, а практическая из планшетов, компьютерной графики и макета.
Глава 1. История развития кафе
.1 История кафе
Кафе (от фр. Café; буквально – "кофе") – заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, – с самообслуживанием, отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента. Введенный в России в 2007 году ГОСТ Р 0762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" определяет отличие кафе от других предприятий общественного питания: ресторанов, баров, столовых, закусочных, предприятий быстрого обслуживания, буфетов, кафетериев, кофеен, магазинов кулинарии. Согласно этому документу: "Кафе – предприятие общественного питания по организации питания и (или без) продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки"
Многие из нас замечали, что слова "кофе" и "кафе" очень между собой похожи. И это не простая случайность, ведь еще в средние века божественный по мнению многих напиток возрастом в целых три тысячи лет послужил толчком к развитию общественных заведений, таких, как кофейни. Первая из них была открыта в голландском городке Ливорно.
Новинка стала настолько популярной, что к концу семнадцатого века подобные уютные уголки были практически в каждой стране Европы, а в некоторых их было преогромное количество. Практически во всех заведениях подобного типа процесс приготовления кофе считался таинственным процессом, который проходил в загадочном полумраке. Аромат этого зачаровывающего напитка неуловимой дымкой распространялся далеко по улицам городов. В наше время не каждая кофейня может похвастать трепетно сохраненными традициями секретов приготовления кофе.
Уже во времена появления первых кофейных заведений они были облюбованы знатью и интеллигенцией. Здесь всегда можно было посидеть, обсудить философские вопросы, встретиться с друзьями, узнать последние городские новости, посплетничать и выпеть чашечку чарующего напитка. Примеры таких клубов – музыкальное или литературное кафе. В одном из них когда-то возникло оксфордское Королевское научное общество.
Первые упоминания о таких клубах в России появились в начале девятнадцатого века. С момента своего открытия они стали излюбленным местом творческого бомонда. Характерной и отличительной чертой русских кофеен стали дополнительные услуги – шахматы, бильярд, чтение и обсуждение газетных заметок. Конечно, сегодня редко встретишь группу людей, совместно изучающих газету за чашкой кофе, зато современные общественные заведения предлагают более широкий спектр услуг, продуктов и напитков. Сегодня можно без проблем заказать чашечку чая в кофейне, а в чайной заказать заварной кофе. В отличие от старых кофеен современные очень разнообразны в дизайнерском оформлении. Они поражают своими необычными решениями, цветовыми гаммами, трансформациями, перевоплощениями. В последнее время замечена интересная тенденция – днем кофейни являются уютными уголками, где тихо и спокойно, а вечером – это спортивные бары, где смело можно заказать пиво и посмотреть футбольный матч.
Многие заведения сегодня предлагают такое удобное дополнение, как точка доступа wi-fi, позволяющая студентам или деловым людям вовремя проверить почту или найти полезную информацию в Сети. Такие кофейни часто привлекают и фрилансеров – людей, работающих через Интернет. Иногда люди проводят в кафешках целый день, не замечая, как пролетело время. Вечером многих из них ожидает драйв и азарт – с больших экранов, установленных в кофейне, начинается трансляция спортивных соревнований. Сегодня уже невозможно представить себе жизнь без таких веселых и комфортных заведений. Интересно, что бы мы делали без чудесного ароматного кофейного напитка?
История кафе – об этом идет спор между Италией и Францией. Кафе сначала появилось в Италии, и лишь потом его завезли во Францию. Но названия первого итальянского кафе не сохранилось. Однако в Константинополе уличные кофейни были уже в 1550. Кафе "Прокоп" (фр. Le Procope) – считается старейшим рестораном в Париже, находится в Латинском квартале, на улице Ансьен-Комеди (rue de l’Ancienne-Comédie), рядом с перекрёстком Одеона. Оно стало дискуссионным центром для литераторов и философов в эпоху Просвещения и превратилось в первое литературное кафе.
В 1686 году сицилианец Франческо Прокопио деи Кольтелли открыл кафе на Rue des Fossés Saint-Germain (сегодняшняя Rue de l’Ancienne Comédie). Открыто первого в Париже кафе способствовало тому, что кофейные заведения распространились вскоре по всему Парижу. Помимо кофе в нём также подавали другую новинку – мороженое.
Происхождение названия- Кафе Слово же "кафе" не зря похоже на "кофе", потому что в кафе трансформировались кофейные дома, которые назывались сначала "кофейни", а затем "кафе". Возникли они на Востоке.
Кафе-ресторан
Сейчас кафе-ресторан определяется как кафе, в котором клиенту предлагаются дополнительно спиртные напитки и обед. Днем это заведение, имеющее быстрое меню с приятными ценами. А вечером залы преображаются, расширяется меню, организуется программа.
История возникновения кафе
Китайские кофейни и чайные домики. Фактически возникли рестораны очень давно. История их создания уходит корнями в ХIII век. Китайские чайные и кофейные домики в Ханчжоу, культурной столице Китая того времени, пытаясь привлечь клиентов и как-то выделиться среди конкурентов, увеличивали роскошь своих заведений, разнообразили меню, делали их настоящим местом отдыха.
Интересно, что слова "кафе" и "кофе" не случайно похожи. Кофе послужило развитию такого вида общественных заведений, как кафе, и в частности, кофеен. Официальная история кофе насчитывает порядка 3000 лет, когда была открыта первая кофейня – неизвестно, известно только, что родина кафе – Восток, а вот история европейских кофеен датируется 1651 годом. Именно тогда в голландском Ливорно открылась первая кофейня. Нововведение с успехом распространилось по всей Европе и к концу 17 века в каждой европейской стране было открыто множество заведений, в котором царил полумрак и аромат кофе, делая процесс приготовления кофе таинственным ритуалом. В наше время редкое кафе в Тушино может похвастать сохраненными традициями приготовления этого замечательного ароматного напитка. Не будет открытием, что кафе были облюбованы знатью, а со временем кафе стали клубами по интересам: литературное кафе, музыкальное кафе, а из Оксфордской кофейни возникло даже Королевское научное общество. Но основным видом услуг таких кафе оставалось кофе.
В Росси же первое кафе появилось в начале 19 века в Москве и сразу это место облюбовалось творческим бомондом. Характерно, что первое российское кафе сразу стало предоставлять дополнительные услуги – бильярд, шахматы, даже простое чтение и последующее обсуждение газетных новостей.
Современные кафе отошли от традиций кофеен и предоставляют более расширенный ассортимент разного рода напитков и продуктов. Так, в современной чайной можно заказать чашечку кофе, а в кофейне попить чаю. Разнообразен как интерьер современных кафе, так и его трансформации. Так, кафе СЗАО в дневные часы – ресторан и кафе, а вечером – спортивный бар. Владельцы таких заведений стараются учитывать вкусы и предугадывать желания каждого гостя, идет ожесточенная борьба за каждого посетителя.
Не в новинку сейчас кафе с wi-fi – такие удобства популярны и пользуются спросом у студентов и работников Интернета. Последние, чтобы не отвлекаться на домашние дела, предпочитают собственной квартире столик в кафе, где его по первой просьбе и накормят, и напоят во всех смыслах этого слова. Засидевшиеся посетители wi-fi кафе к вечеру превращаются в азартных болельщиков, потому что телевизоры, висящие на стенах таких заведений, начинают трансляцию спортивных состязаний.
Кафе могут быть закрытыми и открытыми. Закрытые кафе напоминают что-то вроде беседки с крышей. Многие закрытые кафе мало чем отличаются от кафе в помещении: они имеют "стены" или располагаются под специальным навесом-шатром, что делает их, несомненно, более удобными для посетителей. В таких кафе посетители чувствуют себя ничуть не хуже, чем в закрытых кафе в помещениях. Такие кафе идеальны для жаркой погоды, в них прохладно, и они не требуют использования кондиционеров: люди одновременно и на свежем воздухе, и чувствуют себя уютно, как в помещении. Помимо традиционных кафе, расположенных в закрытом помещении, большой популярностью всегда пользовались летние (уличные) кафе. Такие кафе обычно занимают небольшую территорию, однако летние кафе могут быть достаточно большими и включать несколько подсобных помещений. Летние кафе могут работать самостоятельно и располагаться вдоль или недалеко от проходных улиц или же находиться рядом со стационарным кафе. Огромное значение имеет выбор места для открытого летнего кафе: оно должно быть легкодоступным, проходимым, хорошо просматриваемым для проходящих мимо людей. Напротив летнего кафе желательно наличие парковки для посетителей с автомобилями. Помещение под кафе в большинстве случаев арендуется, хотя не исключено и строительство специального павильона. Площадь торгового зала зависит от числа посадочных мест, которое может варьироваться от 5-6 столиков (каждый столик обычно рассчитан на 4 человека) до 15 и даже более.
Для летнего кафе так же, как и для других видов кафе, необходимо наличие подсобного помещения и хорошие коммуникации (водопровод, канализация, электричество). Комплектация оборудования в летних кафе, как правило, ограничивается наличием посадочных мест со столиками для посетителей, прилавка-холодильника, дополнительных холодильников с напитками и мороженым, холодильника для хранения продуктов, витрины-шкафа с продуктами, машины для варки кафе, микроволновой печи.
Различные виды летнего кафе рассчитаны на разную целевую аудиторию и, следовательно, используют соответствующий менеджмент. По существу, летнее кафе – это небольшое предприятие с доброжелательной и непринужденной атмосферой, стремящееся сформировать и удержать однажды пришедших посетителей самых разных возрастных групп. Существуют также вечерние летние кафе закрытого типа, куда доступ имеют только взрослые люди и совершеннолетняя молодежь. Как правило, летние кафе, приставленные к основному кафе, ведут обособленную работу: у них свой буфет, своя касса, однако кухня может быть расположена в основном кафе в помещении, именно поэтому в таких кафе достаточно широкий ассортимент предлагаемых блюд. Это основное отличие таких кафе от тех летних кафе, которые работают на улицах само в каждом летнем кафе устанавливается своя система обслуживания посетителей. Есть летние кафе, сервис которых мало чем отличается от сервиса крупных кафе и ресторанов: столики здесь обслуживаются официантами, которые представляют меню, принимают заказы, разносят блюда и убирают со столиков. Небольшие летние кафе практикуют систему минимального обслуживания или самообслуживания. В таких кафе обычно нет меню, а расценки и наименования предлагаемых блюд представлены на ценниках, однако есть несколько официантов, которые убирают использованную посуду со столиков. И все же в последнее время во всех летних кафе применяется система обслуживания с помощью меню, что удобно для посетителей и позволяет официантам лучше контролировать ситуацию в кафе. Заказ блюд и обслуживание столиков в летних кафе происходит по стандартным правилам. Посетители занимают свободный столик, задача официанта – подойти к гостям и предложить им меню. Если посетитель интересуется у официанта, есть ли в меню определенные блюда, официант должен внятно и понятно объяснить посетителю то, чего он хочет. Таким образом, из-за небольшого ассортимента заказ в летнем кафе происходит сразу же, как только официант подносит меню. При небольшом количестве посетителей официант приносит заказанные блюда в течении нескольких минут. Если гость заказал шашлык или другое блюдо, требующее приготовления, то он ждет за столиком, в это время официант вправе предложить клиенту на напитки и обслужить другие столики. Счет предоставляется клиенту, после того как он поел и собирается уходить. Задача официанта – все время следить за столиком, вовремя подносить блюда и напитки, убирать грязную посуду и менять пепельницы. Из летних кафе можно также выделить пляжные и парковые кафе. На пляже торговое оборудование может быть более простое, недорогое, а его перечень достаточно ограниченным. В зоне отдыха центральных парков и наиболее оживленных улиц города, там, где люди привыкли проводить больше времени, наслаждаясь отдыхом и едой, летнее кафе потребует и более качественного оборудования, и соответствующего инвентаря – посуды, столовых приборов. Ассортимент самого простого летнего кафе в большей степени рассчитан на импульсную покупку. Это может быть сок, газированный напиток, мороженое. Непременным атрибутом пляжной или парковой торговой палатки является холодильный шкаф для напитков и морозильный ларь для мороженого. Этим все и ограничивается. Традиционное оборудование пляжных кафе – сок охладители.
.2 Развитие культуры кафе в России
Традиция пить сваренный по всем правилам натуральный кофе в небольшой уютной кофейне существовала еще во времена Советского Союза. Обычно этой "буржуазной роскошью" наслаждались туристы, приезжавшие в отпуск в республики Прибалтики, Армению, Грузию. Потом Союз распался, и кофейни исчезли из жизни российского жителя, уступив место дешевому растворимому кофе по утрам.
Со второй половины 90-х годов публичное кофепитие стало постепенно возвращаться в повседневную жизнь, и сегодня уже можно говорить о возрождении культуры кафе в России.
Первенство по количеству заведений, подающих разнообразно приготовленный качественный кофе, принадлежит Москве. Как и во всем мире, кафе здесь спали приютом для самой демократично настроенной публики: творческих людей и студентов. Причем приютом круглосуточным. Невозможно поверить, что олтора-два года назад получить мало-мальски приемлемый "ночной ланч" было проблематично. Да и сегодня в Европе сложно найти заведение, в котором можно поесть после 22 часов. А в Москве в это время многие только собираются ужинать. Столица все больше становится ночным городом, поэтому ужин начинается поздним вечером и заканчивается ранним утром. Среди современной молодежи стало актуальным понятие "after party": посетители ночных клубов, прежде чем отправиться по домам, не прочь снять эмоциональное возбуждение чашечкой кофе или даже ранним – в четыре-пять утра – завтраком, поданным в спокойной уютной обстановке. В дорогих ночных заведениях молодые люди, как правило, не едят: во-первых, накладно, кроме того, еда – помеха легкости во время танцев. Но есть и другие клиенты: персонал тех же самых ночных клубов, который, закончив работу, заходит в ближайшее кафе подкрепиться. Отдельную небольшую группу составляют случайные посетители, ждущие открытия метро, отвергнутые любовники или женщины на грани нервного срыва.
Развитие кофейной культуры у нас идет не так быстро, как хотелось бы. По мнению зарубежных специалистов, кофеен в России пока не может быть много, поскольку, во-первых, пока еще не сложилась соответствующая культура потребления кофе, да и вообще питания вне дома, во-вторых, из-за недостатка денежной массы у населения. Если любому американцу по карману по три-четыре раза в день заходить в кофейни и выпивать по чашечке кофе, то в России это доступно далеко не каждому.
Кофейная индустрия за последние два года заметно активизировалась, и многие решились взяться за этот бизнес. Это хорошая тенденция, говорящая о том, что все большее число людей, особенно тех, кто много работает и испытывает острую нехватку времени, приучаются посещать кофейни, чтобы расслабиться и пообщаться с друзьями вне дома.
Современное положение ресторанного бизнеса. Ресторанный бизнес в России сегодня существует в трех нишах, неравных по объему и количеству игроков, – fast food, рестораны среднего ценового уровня и рестораны "высокой кухни". В сегменте быстрого питания сегодня несомненно доминирует "Макдональдс" – сказываются преимущества раннего входа на российский рынок, отказа от франчайзинговой схемы (в других странах "Макдональдс" обычно открывает свои рестораны по франшизе) и отстроенной системы развития кадров внутри компании. По общему мнению, главным конкурентом "Макдональдса" является сегодня сеть "Ростикс", принадлежащая компании "Росинтер". Дорогие авторские рестораны haute cuisine, "высокой кухни", начали появляться в России уже в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века: связанные с именами Аркадия Новикова, Андрея Деллоса и других звезд, они выдерживали (и продолжают выдерживать) сравнение с бутиками. Наиболее заметные сегодня авторские рестораны – "Пушкин" и "Сыр" Новикова, Le Duc и "Шинок" Деллоса, "Улей" Олега Бардеева, "Обломов на Пресне" Антона Табакова, "Абсент" Игоря Бухарова. Средняя ценовая ниша в России не только не перенаселена, но и не до конца сформирована – очевидно лишь, что порог входа в нее с каждым днем становится все выше, а происходящие внутри процессы – интереснее. Доминирующим игроком этого сегмента являются сегодня рестораны "Росинтер Ресторантс" (сети TGI Fridays, American Bar & Grill, "Планета суши", "Патио-Пицца" и др.) У всех рестораторов вне зависимости от того, в какой нише они позиционируют свои заведения, сегодня есть одна общая головная боль – кадровый голод. И, если проблема с наймом обслуживающего персонала (официанты, сомелье, менеджеры залов) упирается сегодня в основном в значительное превышение спросом предложения, то в случае с управленческими кадрами для ресторанов все намного более сложно. Дело в том, что количество грамотных ресторанных управленцев сегодня весьма ограничено. Тенденции к увеличению его сейчас почти не наблюдается – в России нет специализированных учебных заведений, которые готовили бы специалистов такого уровня. Директора ресторанов сейчас преимущественно вырастают из официантов, менеджеров залов, даже барменов; они мало мобильны и не имеют достаточных возможностей для своего дальнейшего профессионального развития. Как правило, на ступеньку выше директора уже находится собственник, занять место которого просто невозможно. Как правило, директора меняют свои места работы крайне неохотно. Дело в том, что собственники ресторанов иногда применяют для удержания грамотных управленцев не вполне рыночные методы.
.3 История стиля фьюжн
Фьюжн (от английского fusion – смешение, слияние) – смешение различных стилей и направлений в одном дизайне интерьера.
Стиль, который позволяет разместить в пространстве все, что угодно и при этом создать между разномастными предметами и элементами гармоничные связи.
Общая характеристика стиля фьюжн. Предлагает все, не отрицая ничего. Он находит гармонию там, где раньше она казалась немыслимой. Фьюжн не отметает прежние традиции, а сосуществует с ними как бы в параллельных мирах, создавая собственные правила. Это направление, по сути, противопоставляет себя минимализму – и приближает нас к сложному и экспрессивному "максимализму". В моде раскованный "хулиганский шик" – стиль, развивающий логику коллажа и заимствующий любые элементы. Основным принципом стиля фьюжн является свобода цвета и материала. Основное условие стиля фьюжн заключается в том, что формы, цвет и содержание проектируемого интерьера – все то, что впоследствии станет его "начинкой": отделочные материалы, мебель, декоративные элементы, – должны на конечной стадии соединиться в целое органичное жилое пространство. Фьюжн обычно относят не к архитектурным, а к дизайнерским стилям – связь между предметами формируется не на функциональном, а на эмоциональном уровне, а сам он базируется не на четко сформулированных законах, а скорее является образом мышления, присущим лишь части зодчих. Этот стиль ворвался в новое тысячелетие, стремительно сметая на своем пути аскетичный минимализм, рациональный конструктивизм и даже претендующий на романтику постмодернизм. Смешав чистые стили и направления, словно краски на палитре живописца, фьюжн удивительно быстро прижился и стал популярен. Стиль современной жизни вашего интерьера – фьюжн (смешение всего со всем), возник как результат пересечения разных культур, традиций, времен и даже технологий. Началось всё с джаза в 70-е годы прогрессивные слушатели перекинулись на особый музыкальный стиль, сочетавший в себе элементы европейской академической музыки и фольклора из экзотических стран. Затем фьюжн завоевал рестораны, появившись здесь в виде традиционных европейских блюд с азиатскими акцентами: это случилось в 90-е годы, и тогдашние модники с вымученными улыбками ели салат оливье с трепангами и фуагра, приправленную зирой и куркумой. К слову сказать, эксперименты по смешению различных кухонь мира не всегда приводили к достойным результатам. Кулинарный фьюжн заглох на уровне эксперимента а идея мешать Восток и Запад, Юг и Север перенеслась в интерьеры. Искусствоведы говорят, что предыстория возникновения этого стиля в дизайне интерьера, скорее всего, берет начало в 90-х годах прошлого века, когда в уставшую от авангарда и постоянных интерьерных табу Европу хлынули потоки экзотических вещей с Востока, Африки и Латинской Америки. Его родиной по праву считаются Соединенные Штаты: именно тамошние дизайнеры квартир первыми решились на смелые эксперименты и "скрестили" классику с этникой, а ампир с хай-теком. В тоже время, в модных домах Италии, Франции и Германии рядом со стеклянно-металлическими столиками и полками появились роскошные ковры из шкур "леопардов" и "зебр". Маленькие кубические кожаные диванчики заменили большие и пушистые роскошные американские диваны, а белоснежные стены постмодернизма запестрели яркими солнечными красками. Окрыленные первой удачей владельцы вилл и особняков стали действовать смелее. И вот уже аккредитованные ими дизайнерские бюро начинают активно компоновать в одном интерьере тяжелую классическую мебель и хайтековские шторы из органзы. Мягкая мебель выдвигается из углов и занимает центральное место в комнате, при этом дорогие эксклюзивные коллекции спокойно уживаются с самыми массовыми моделями. Рядом с шедеврами живописи или скульптуры на стенах появляются милые семейные фотографии и сувениры, привезенные из путешествий. Особенности – интерьер в стиле фьюжн – предмет настоящего декораторского искусства, в котором приемлем любой жанр, кроме скучного. В нем не предусмотрены четкие горизонтали и вертикали, ему так же чужда и жесткая определенность, а связи между предметами формируются не на функциональном, а на эмоциональном уровне. Роскошь с оттенком простоты и богемности – именно такое сочетание понятий, ранее воспринимавшееся как абсурд, – в интерьерной моде становится трендом. Стилистика пространства предполагает сложную цветовую гамму, множество декоративных деталей, обилие тканей и разнообразие декора, эксперименты с фактурами, постановочное освещение и тщательно "организованный" беспорядок. Ваш интерьер ни в коем случае не должен производить впечатление продуманного до мелочей: обаяние максималистского стиля, как индивидуальность человека, соткано из взаимоисключающих вещей.
Стиль фьюжн основан на трех китах – цвет, фактура, материалы. Нейтральные или пастельные оттенки для этого стиля несвойственны. Отныне в вашем интерьере будут довлеть насыщенные и даже вызывающие тона, тем не менее, прекрасно гармонирующие между собой. Это могут быть сочетания бирюзы, малинового, золотого и зеленого цветов. Это может быть более теплая гамма красного, оранжевого в сочетании с чернильно-синим оттенком. Допустимы интересные композиции из фиолетово-лиловой краски и полярных черного и белого. Однако очень важно не ошибиться в выборе соотношений, не переборщить, иначе вместо изысканной палитры вы рискуете получить банальный набор "кричащих" красок. После того, как вы определитесь с основной цветовой гаммой, вам понадобится решить, каким образом вы будете подавать столь смелое цветовое шоу. Есть один радикальный способ, широко известный театральным декораторам – точечная подсветка. То есть, вместо того, чтобы на полную мощь высвечивать многорожковыми люстрами многокрасочное же великолепие, вам нужно продумать организацию освещения так, чтобы каждый включенный в систему элемент создавал свое мини-шоу – интимное и пафосное одновременно. Светильники могут быть расположены вдоль нижнего карниза стены, практически у пола. Они могут работать как точечные потолочные или стеновые софиты, высвечивая каждый раз различные элементы интерьера. Вы можете активно задействовать торшеры, бра, настольные лампы, подсветку мебели (и верхнюю, на топах, и встроенную внутрь шкафов). Фьюжн даже допускает, что ни один ваш светильник не будет похож на другой, но каждый раз, включая его, или комбинируя различные варианты подсветок, вы будете создавать новую декорацию, оригинальную и неповторимую. Можно "сыграть" на контрасте нестандартных материалов осветительных приборов, контрастных цветах или создать композицию из абажуров разной формы. Свечи (а в идеале – камин) не столько освещают, сколько создают интригующий, таинственный полумрак, моделируя дополнительные нюансы настроения. И это настроение всегда будет мажорным и романтическим. Что же касается фактуры отделочных материалов, то идея фьюжн предполагает, что ваш интерьер будет восприниматься в гармонии визуальных и тактильных ощущений. Поэтому прикасаться к обивке мягкой мебели, ткани портьер, да и просто к стенам вашего дома, ступать по его полам, коврам, должно быть так же приятно, как и смотреть на них. В этой связи лучше отказаться от холодных и скользких глянцевых поверхностей, отдав предпочтение тем фактурам, которые наиболее характерны для живой природы: шелковистым текстурам мелкого морского песка, шероховатости натурального камня, грубому переплетению льняной пряжи, домотканой холстины, упругости натуральной кожи. Очень актуальна анималистическая тенденция. Шкуры из кож животных (или их имитации) настолько органично вписываются во фьюжн, что являются, чуть ли не хрестоматийными предметами проработки этого стиля в интерьере. Говоря о шкурах животных, мы плавно переходим к материалам, к которым тяготеет фьюжн. Надеемся, вы уже догадались, что в выборе этих материалов вы практически не ограничены. Особый шик, безусловно, придадут самые природные и естественные материалы. Так, в частности, довольно интересно будет выглядеть классическая дорогая мебель в обрамлении грубых, крестьянских бревенчатых стен. Золото и серебро на фоне еловой балясины не будут казаться чужеродными элементами, а лишь веселой и стильной импровизацией. А наличие камина с глинобитным дымоходом будет очень уместно в гостиной, где стены драпированы шелками, подобранными в тон к той же глине. Кстати, драпировка – один из главных инструментов фьюжн. Пожалуй, нет иного стиля, который допускал бы такое обилие ткани в интерьере. Это вполне объяснимо. Многочисленные шторы, кисейные занавески, тяжелые портьеры, занавесы альковов, подушки, ковры – это все те элементы, которым на роду написано приводить интерьер к общему гармоничному знаменателю. При достаточно ограниченном бюджете именно ткань сможет стать той палочкой-выручалочкой, которая мгновенно преобразит ваш дом. Тем более что именно текстиль сможет превратить любой аккуратный и чопорный интерьер в достаточно "хулиганистые" и смелые апартаменты. Обилие свободного пространства, наличие белых плоскостей и большого количества дневного света – вот обязательные атрибуты стиля фьюжн. Идеальным условием для создания интерьера в этом стиле архитекторы считают жилье, ориентированное сразу на несколько сторон света.
При создании интерьера в стиле фьюжн следует помнить:
Правило №1. Лучше не смешивать. Основной постулат фьюжн: лучше меньше, чем больше. Вещи призваны подчёркивать и оттенять друг друга, а не загромождать ваши квадратные метры.
Правило №2. Помните о хорошем вкусе. Именно он должен прийти к вам на помощь, если вдруг покажется, что пресловутый самовар прекрасно впишется в интерьер вашей спальни в стиле Людовика XIV.
Правило №3. Не суетитесь. Умение сочетать вещи сравнимо с медитацией. Встаньте в центр комнаты, закройте глаза и представьте себе то, что хотели бы увидеть, прежде чем действовать. Фьюжн, в первую очередь, фен-шуй, а не хаотическое броуновское движение предметов в пространстве.
Правило №4. Фьюжн любит смелость. Дерзайте! Общий дизайн квартиры – строгий, прямо-перпендикулярный, металлически-поблёскивающий хай-тек? А в нём…весь в позолоте и алом бархате туалет, где вместо ручки слива – олений рог, на стене – гобелены и полочка с дорогим алкоголем. Выглядит дико, но элемент эпатажа в данном случае скорее сыграет вам на руку – гости будут ошеломлены. Особенно если прикрыть эту скарлетт-охаровскую роскошь скромной тёмной дверью.
Фьюжн нельзя назвать дорогим стилем дизайна интерьеров. Главное в стиле фьюжн – чувство меры, а оно есть самый верный союзник экономии. На что точно придется потратиться, создавая интерьер своей квартиры в стиле фьюжн, так это на выравнивание полов и фактурные потолки, приобретение нескольких видов обоев и сочетаемых между собой цветов краски. Дизайнеры единодушно считают, что стилю фьюжн больше всего подходят мягкие, даже округлые формы потолочного короба, арочные проемы, большие окна. Архитекторы также любят играть на сочетании различных фактур, изощренно комбинируя полированные и шершавые поверхности, тканевые и бумажные обои, дерево разных пород. Фьюжн сделал возможным интерьер, в котором роскошь естественным образом переходит в простоту и богемность. Человеку, выбравшему фьюжн, не придется думать о чистоте стиля. В этом стиле вы вольны не придерживаться никаких канонов и догм.
Лишенный стандартов и стереотипов, головокружительный, роскошный и одновременно богемный интерьер может и должен стать результатом Вашего личного творчества. На нерешительных людей стиль-хулиган нагонит страх: не слишком ли ярко и броско? Чопорным рационалистам он покажется чересчур эмоциональным, навязчивым и будоражащим. "Консерваторы" сочтут его странным и даже фривольным. Это направление интерьерной моды рассчитано на людей-лидеров, раскованных, не боящихся перемен, не терпящих ограничений и обладающих большим запасом внутренней свободы. Только человек, внутренне свободный от "вещизма", не побоится для самовыражения подчеркнуть избыточность и чрезмерность. Ориентируясь только на свои вкусы, отдавая должное собственным пристрастиям, сознавая свои маленькие или большие слабости, он следует главному правилу современной жизни: серые будни обязаны превратиться в яркий, запоминающийся праздник, карнавал, шоу – для которых необходимы достойные декорации.
Глава 2. Особенности архитектурно-художественного стиля
.1 Технологии проектирования создания дизайн-проект кафе
Технология проектирования создания дизайн-проект кафе – дизайн-проект – комплекс работ проводимых специалистами, направленный на проектирование и создание определённой среды обитания, свойственной и подходящей конкретному Заказчику.
Дизайн-проект состоит из комплекта документов, разработанных в ходе проектных работ (в соответствии с техническим заданием), в объеме, необходимом для проведения строительных, ремонтно-отделочных и комплектационных работ на объекте. Работа над проектом состоит из трех основных этапов: планировочный этап, стилевой этап, технологический этап.
Дизайн интерьера не должен быть только средством самовыражения. Это, прежде всего, плод коллективного творчества архитекторов и дизайнеров с заказчиком. В этом случае результат работы будет соответствовать его ожиданиям и выполнять все требуемые функции, необходимые для комфортной жизни и работы.
Этапы проектирования:
. Планировочный. Включает в себя: снятие замеров существующей конфигурации стен; изучение особенностей объекта проектирования; зонирование; разработка планировочных решений. Необходимая документация: планировка помещений; план демонтажа; план возведения перегородок; план расстановки мебели и оборудования; экспликация помещений. Перед началом работ по планированию помещения с расстановкой мебели, необходимо определится с количеством мебели, необходимой Вам в каждом помещении по отдельности. То есть составить тех задание на проект. После этого, оговорив приоритеты по стилям и бюджет, произвести подбор мебели по салонам или переговорить с производителями мебели, для уточнения базовых размеров и комплектации. Планировочное решение – это, прежде всего, ответы на вопросы: "Как помещения будут работать, где что будет стоять, где будут двери, какой ширины будут проходы между мебелью". На этом этапе изначально предлагаются несколько принципиально разных планировочных решений, по возможности максимально раскрывающих потенциальные возможности пространства. Заказчику предлагается внимательно рассмотреть их, "примерив" на себя все возможные жизненные сценарии. Представить, как он будет входить, ставить вещи, проводить гостей, есть, работать, отдыхать и т.д. в каждой из предложенных планировок. Конечное решение обычно строится на основе одного из предложенных вариантов или на их комбинации. После одобрения одного из планировочного решения, Заказчик визирует его своей подписью, и мы переходим ко второй стадии проекта.
. Стилевой. Включает в себя: объемное моделирование помещений; разработка объемно-графических и цвето-фактурных вариантов художественного решения. На этом этапе мы отвечаем на другой вопрос: "Как помещения будут выглядеть?" Схема аналогична первой. Технологически это может проходить двумя способами; первый – сначала карандашный набросок, после одобрения его – компьютерная модель; второй – сразу компьютерная модель. Какой вариант выбрать, решать скорее дизайнеру, исходя из сложности проектируемого помещения. Предупреждение! Шторы, мягкая мебель иные вещи и детали интерьера не проектируемые Исполнителем и т.д. на компьютерной модели помещения, в виду сложности их моделирования, иногда отображаются схематически. Так же необходимо понимать, что компьютерная модель не даёт 100% представления о цветовой гамме в будущем помещении. Так же не возможно отобразить реальные материалы (обивку мебели, кафель, шторы, паркет, линолеум, обои и т.д.), в виду отсутствия текстур и сложности передачи цветов при конвертации файлов (например, при выводе со сканера или цифрового фотоаппарата). Так же возможно искажение цветопередачи при выводе изображения на печатающее устройство.
Оформление и дизайн кафе – это что-то удивительное и неповторимое, что создает особенную атмосферу уюта и комфорта, способствует хорошему настроению и общению с друзьями и близкими, а также, просто, приятному времяпровождению. Несомненно, качественный дизайн кафе позволит ему превратится в излюбленное место отдыха энергичных и целеустремлённых людей абсолютно любого возраста. Как раз такой дизайн интерьера, который создает подобную атмосферу, и должен быть у любого успешного кафе. Успешность предприятия подобного типа очень сильно зависит от комфортной обстановки, от ее неповторимости и уникальности.
Разрабатывая проект кафе, следует учесть громадное количество факторов, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
ориентация на потребителя, то есть четкий образ будущего потенциального посетителя кафе;
разработка продуманной и оригинальной концепции заведения;
разработка проекта таким образом, чтобы интерьер кафе соответствовал выбранной концепции и образу потенциального клиента;
четкая планировка и дизайнерское оформление помещения.
Концепция заведения и интерьера кафе- прежде всего, разрабатывая концепцию кафе и раздумывая над дизайном, следует обратить свое внимание на кухню, которую Вы собираетесь предлагать своим посетителям: то ли это будет европейская кухня, то ли японская, а может это будет обычный фаст-фуд.
Надо помнить, что интерьер кафе должен выгодно выделяться среди серости и однообразия большинства городских заведений общественного питания. Оно должно быть запоминающимся, ярким, неповторимым, а поэтому следует очень сильно позаботиться об уникальном дизайне. В данном вопросе можно воспользоваться (это крайне рекомендуется) услугами профессионалов. Очень важно подобрать такой дизайн, чтоб было предусмотрено все – и большая кухня, и красивая удобная мебель и удачное цветовое и фактурное решение. Кроме того, для того, чтобы обеспечить уют и комфорт в заведении следует подумать об освещении. И не следует забывать о внешнем облике заведения, ведь не увидев красивую "обертку" посетитель просто может пройти мимо, и не заметить вашего "самого лучшего" в своём роде заведения. То, каким будет интерьер, во многом определяется целевыми посетителями. Ну и конечно необходимо учесть расположение кафе, ведь, я думаю, вы согласить, что кафе в центре и за чертой города может существенно отличаться по своему оформлению. И напоследок, хотелось бы порекомендовать, придерживаться какого-то одного выбранного стиля – смешение стилей – это, как говорят, "моветон".
Технология проектирования создания дизайн-проект кафе- комплекс работ проводимых специалистами, направленный на проектирование и создание определённой среды обитания, свойственной и подходящей конкретному Заказчику.
Дизайн-проект состоит из комплекта документов, разработанных в ходе проектных работ (в соответствии с техническим заданием), в объеме, необходимом для проведения строительных, ремонтно-отделочных и комплектационных работ на объекте. Работа над проектом состоит из трех основных этапов: планировочный этап, стилевой этап, технологический этап. Дизайн интерьера не должен быть только средством самовыражения. Это, прежде всего, плод коллективного творчества архитекторов и дизайнеров с заказчиком. В этом случае результат работы будет соответствовать его ожиданиям и выполнять все требуемые функции, необходимые для комфортной жизни и работы.
. Технологический. Включает в себя: разработка плана электрики; разработка принципиальной схемы водоснабжения и канализации; разработка принципиальной схемы кондиционирования и вентиляции; выполнение эскизных чертежей конструкций; раскладка плитки (без технологических зазоров; разработка архитектурных элементов оформления при их наличии.
Выдаваемая документация: план размещения светильников и распределение линий по выключателям; план размещения розеток, электровыводов и выводов слаботочных сетей; принципиальная схема водоснабжения и канализации; принципиальная схема кондиционирования и вентиляции; схема разверток стен и размещения конструктивных элементов, развертки стен и конструкций; план полов; принципиальная схема разреза полов при необходимости; план потолков; принципиальная схема разреза потолков; сводная карта отделки; карта подбора мебели; спецификация на двери. На этом этапе происходит решение вопросов реализации проекта.
Проектируются и выбираются инженерные сети, материалы, конструкции, технологии, воплощающие стилевое решение в жизнь.
Исходя из технического задания, возможностей и пожеланий Заказчика рассматриваются различные стоимостные варианты, их которых затем выбирается оптимальное решение. Подбираются поставщики комплектующих и материалов (при договоре на эту услугу). В итоге, пройдя все три этапа, мы приходим, собственно, к результату всей работы – оформленному дизайн-проекту – комплекту документов, необходимых для реализации объекта.
Современные тенденции оформления интерьеров кафе- издавна владельцы баров, кафе и ресторанов стремились не только вкусно накормить своих посетителей, но и обеспечить им комфортную и приятную обстановку для отдыха. Сегодня, посещая кафе или подобное заведение в других городах, посетитель обращает внимание, прежде всего, на стиль заведения и дизайн его интерьера.
Стиль принято определять как художественную общность, присущую конкретному дизайну интерьера. Современные места общественного питания, предназначенные для приятного времяпровождения людей, чрезвычайно требовательны к дизайну. Зачастую это всегда поиск эксклюзива, воплощение оригинального авторского дизайна для привлечения постоянного круга клиентов.
Сегодня наблюдается тенденция смешения различных стилей, дизайнерских направлений при оформлении интерьеров ресторанов или кафе. Но определяющим моментом для посетителя при этом должно стать ощущение комфорта вкупе с внутренней продуманностью всех деталей. А, кроме того, немаловажное значение имеет и назначение (специфика) заведения. Так, для пиццерии традиционно в качестве основы используется дизайн-проект итальянского ресторана. Если это ресторан этнической или экзотической кухни, создается дизайн национального характера.
Всегда актуален классический стиль, которому присуща, простота, естественность форм и строгое следование принципам пропорциональности. Пользуются популярностью заведения общественного питания с интерьером в стиле рококо, где акцент делается на богатый декор и высокохудожественные аксессуары. Наблюдается возвращение в моду стиля ар-деко, отличающегося легким и изящным декором. Очень интересны дизайнерские идеи ар-нуво, где преобладают извилистые и плавные очертания, прослеживается тенденция асимметрии в сочетании с природными и растительными мотивами мебельного декора.
На пике популярности средиземноморский стиль, вошедший в моду благодаря популярности здоровой морской кухни. Рестораны в таком стиле отличаются яркостью и буйством красок, а также особой воздушностью интерьера из-за больших окон, впускающих море солнца. Для средиземноморского стиля интерьера ресторана присуща некоторая грубоватость, подчеркнутая фактурностью стен, "рукотворностью" их отделки и покраски.
Не менее интересны дизайны ресторанов или кафе в восточном стиле. Эти интерьеры отличает особая этническая атмосфера. Оригинальная мебель с утонченными и лаконичными линиями, естественные тона, некоторая асимметричность и натуральные ткани – все это помогает создать живую простоту, которой так не хватает современному высокотехнологичному миру.
Удачная идея оформления ресторана или кафе и эксклюзивный стиль, наряду с отменной кухней, все чаще становится визитной карточкой заведения. Оригинальный дизайн интерьера – это гарантия неповторимости ресторана (кафе), его процветания и востребованности.
Интерьер кафе не следует путать с интерьером ресторана – это не одно и то же. кафе не должно быть загруженными, каждый посетитель должен ощущать легкость и непринужденность. Перед тем как приступить к оформлению кафе просмотрите различные каталоги, в которых представлены дизайнерские идеи для оформления кафе, и выделите те моменты, благодаря которым эти досуговые заведения приобретают легкость.
Кафе – это заведения, которые посетители предпочитают посещать в утренние и дневные часы. В это время практически всегда для освещения помещения достаточно будет естественного освещения, но только в том случае если проведена правильная планировка кафе, и доступ света не ограничивается маленькими окошками. Практически на всех фотографиях внутренние помещения озарены солнечными лучами, которые проникают через большие окна. И только изредка можно увидеть кафе, в которых царит полумрак, однако это нельзя считать недостатком, все это дизайнерские задумки по которым кафе должно задать свой индивидуальный эмоциональный тон.
Интерьер кафе следует спланировать, прежде чем приступать к оформлению. Все в помещение должно быть исполнено в едином стиле, из которого ничего не должно выбиваться и во всех предметах интерьера должна прослеживаться одна и та же идейная линия.
Среди современных кафе очень много заведений в стиле модерн, которому присущи плавность линий и гибкость форм. Интерьер кафе в стиле модерн не сможет обойтись без изображений цветов и растений, рисунок которых можно будет увидеть везде: на полу, на стенах, на стульях, столах, даже на посуде и столовых приборах. Придумайте для своего кафе оригинальную идею и воплотите ее в реальность.
Модерн – это изобилие узоров и разнообразие фор, поэтому для кафе в этом стиле актуальные лепнина, вышитые ткани, витражи, причудливые изображения. В качестве осветительных приборов используются настенные светильники. Лампы в них должны быть спрятаны за матовыми плафонами, благодаря которым свет становится мягким и успокаивающим. Светильники эти должны быть необычными. В качестве украшения их могут быть использованы различные декоративные детали.
Прекрасный вариант для кафе – романтический стиль. При создании романтического кафе главное подобрать правильное цветовое решение. Использовать следует пастельные тона. В данном стиле следует использовать только один цвет. Если же выбрано несколько цветов, то переход от цвета к цвету должен быть очень плавным. В качестве мебели лучше все использовать старинные варианты, столы покрывать следует скатертями с мелкими цветочными рисунками.
Молодое поколение предпочитает помещать кафе, оформленные в стиле минимализм. Минимализм довольно старое направление, на которое долгое время никто не обращал внимание. Причиной тому может быть строгость этого стиля, который призывается отказаться от нагромождения предметов, сделав при этом помещение максимально функциональным. Подобные кафе поражают своими просторными, полупустыми залами. Для оформления используется только малогабаритная мебель. Все помещение отделывается светлыми материалами. Проектируя интерьер кафе в стиле минимализм, следует помнить, что пространство помещения нельзя загромождать аксессуарами, поэтому лучшим вариантом станут картины, которые будут вставлены в рамки правильной формы. Рамы нужно выбирать из материала, который будет вписываться в интерьер кафе.
Детское кафе – это то, без чего не может обойтись не один город. Наилучший вариант оформления такого заведения – сказочный сюжет. Сказку можно выбрать любую, главная чтобы она была доброй и нравилась детям. Если все провести правильно, поверьте, дети будут с радостью посещать кафе и родители не смогут отказать им в этом удовольствии. При выборе мебели детского кафе, помните, что предназначена она будет для детей. Можно приобрести мебель разных размеров. За самыми маленькими столиками будет удобно сидеть малышам, в то время как мебель побольше подойдет детям более старшего возраста.
Правильно подобранное освещение помещения перед тем как открыть своё собственное кафе следует в первую очередь продумать стиль, в котором он будет исполнен. Здесь давать совет абсолютно бессмысленно, ведь как говорится "на вкус и цвет товарищей нет". Определитесь с тем, что вам больше всего нравится и вперед покупать или арендовать подходящее помещение.
Сейчас мы особо не будем в деталях изучать интерьер ресторана, а обратим внимание на основные составляющие, про которые ни в коем случае нельзя забывать – освещение и микроклимат.
Поговорим об освещении. Правильно подобранное освещение помогает посетителям расслабиться и получить полное удовольствие от проведенного в нем времени. Стоит сказать о том, что освещение влияет в очень большой степени на работу персонала. Вот и получается, что интерьер ресторана можно назвать идеальным только с правильно подобранным светом.
Естественное освещение является наилучшим вариантом для любого помещения, в том числе и для ресторана. Для того чтобы в светлое время суток помещение освещалось естественным светом следует отдать предпочтение витринным окнам которые будут занимать большую часть стены. Если помещение имеет такое строение, которое не позволяет распространиться дневному свету по всему залу, тут уже придется использовать светильники.
В одном помещении должны присутствовать как верхнее освещение, так и боковые осветительные приборы, которые будут в любом случае использованы в вечернее и ночное время.
Перед окнами ресторана следует установить фонари или прожекторы. Подбирать их следует с учетом местности, в которой расположен сам ресторан. Лучше всего использовать наружные осветительные приборы, которые не будут выделяться на фоне ландшафта.
При выборе освещения для ресторана помните, что с его помощью можно устранить недостатки помещения, к примеру, визуально приподнять низкие потолки или расширить узкие проходы. Так же следует понимать, что приглушенный свет лучше всего подойдет для проведения тихой беседы, в то время как для праздников наилучшим вариантом является яркое освещение, которое помогает поднять настроение. Для танцевальных вечеров или банальных дискотек потолочное освещение вообще не приемлемо, для таких мероприятий подойдут иллюзионные осветительные приборы, а так же цветные прожекторы.
Свет бывает холодным и теплым. Каждый тип окраски света по-своему влияет на общее самочувствие посетителей, а так же на восприятие всех элементов помещения. Это всегда следует учитывать при выборе освещения для ресторана. При выборе того или иного освещения следует проверить какое оно оказывает влияние на интерьер ресторана как в вечернее так и в дневное время суток. Оно должно идеально подходить к архитектурным элементам, использованным для обустройства ресторанного зала.
Идеальным вариантом станет использование смешанного освещение, которое освещает зал не очень ярким светом, но в то же время при необходимости позволяет выделить некоторые участки помещения направленными световыми потоками. При такой схема в любое время можно будет отключить любой светильник или несколько светильников, подбирая для конкретного случая наиболее подходящий вариант. Можно использовать различные лампы и в свете каждой из них помещение будет выглядеть по-разному. Возьмем, к примеру, лампы накаливания – в их свете посуда и столовые приборы красиво блестят. Тщательно следует подойти к выбору люминесцентных лам. Они хорошо освещают помещение, однако белый или слегка зеленоватый цвет не подойдет, так как блюда изменят свои цвета.
2.2 Объёмно-пространственная композиция кафе
Внутренняя среда предприятий общественного питания (пространственная организация, предметное насыщение, микроклимат и др.) имеет свою специфику. Она должна наиболее полно соответствовать комплексу функционально-утилитарных и эмоционально-эстетических требований.
Рациональная организация внутренней среды предприятий общественного питания в целом и интерьеров, в частности, в значительной степени определяет качество обслуживания, предоставляя человеку необходимый комплекс блюд и услуг в комфортных условиях, а также способствует общению людей, воспитанию вкуса и т.п.
Комплекс требований направлен на создание в предприятиях оптимальных удобств для посетителей и персонала в соответствии с уровнем обслуживания предприятия – "стандартное", обслуживающее главным образом утилитарные функции или "избирательное", "индивидуальное", призванное удовлетворять разнообразные интересы и индивидуальные вкусы населения.
В предприятиях стандартного обслуживания (столовых, закусочных, кафетериях), работающих по принципу самообслуживания на первый план выдвигаются функциональные требования. Необходимо создание четкой планировочной структуры помещений для посетителей, обеспечивающей рациональные проходы, графики движения; четкое функциональное зонирование, включающее организацию функциональных зон и их взаимосвязь, группировку мебели; а также комплексность в художественном решении всех элементов внутреннего убранства помещений.
В предприятиях избирательного обслуживания функциональные требования не теряют своей значимости, но возрастает роль эстетических характеристик, обеспечивающих художественно-образное решение каждого элемента предметной среды и всей среды в целом.
К элементам, формирующим внутреннюю среду, относятся ограждающие конструкции (пол, стены, потолок), а также другие конструктивные элементы (колонны, полуколонны и т.п.); оборудование, включая мебель; малые архитектурные формы; осветительные установки и светильники; устройства для визуальных связей и реклама; инженерное оборудование (отопительные приборы, кондиционеры и т.п.), а также элементы декоративно-прикладного искусства (декоративные ткани, декоративные растения и пр.).
Кроме вышеперечисленных элементов гармоничность и комфортность внутренней среды в значительной степени определяют отделочные материалы, цветоколористические и акустические характеристики предметов и среды в целом, соответствующий микроклимат в помещениях.
Предметно-пространственная организация помещений для посетителей (вестибюль, включающий гардероб и туалеты, обеденные залы и др.) в предприятиях общественного питания с самообслуживанием и предприятиях, совмещающих функции питания и отдыха включают различные, отличающиеся назначением, составом и группировкой мебели, функциональные зоны. Это зоны входа, ожидания, получения пищи и сервировки, приема пищи, зрелищ и развлечений, отдыха. Расширенный состав зон обычно свойственен предприятиям с повышенным уровнем обслуживания. Различные зоны оснащаются специальной мебелью, отвечающей уровню комфорта предприятия.
Гардеробная подзона может иметь фронтальное, глубинное или угловое решение. Наиболее рационально применение фронтальных схем, когда гардеробный барьер размещается по длинной стороне помещения, а вешалки – перпендикулярно к нему.
В кафе и особенно ресторанах следует организовать места для отдыха с банкетками, креслами для отдыха и журнальными столами. Подзоны ожидания следует организовывать перед обеденным залом. Декоративные стационарные или раздвижные решетки отделяют их от обеденного зала. Наиболее эффективно оснащать эти подзоны блокируемыми банкетками, креслами, журнальными столами.
В предприятиях, совмещающих функции питания и отдыха для ожидания, распределения потоков посетителей и отдыха, создают аванзалы и холлы.
Основное значение в обеденных залах принадлежит зонам приема пищи. В столовых и закусочных эти зоны представляют собой однообразные повторяемые группировки мебели, создающие ритмичные ряды простых по форме столов и стульев; в кафе – более сложные по форме изделия и разнообразные приемы расстановки. Наиболее распространенной расстановкой мебели в этих предприятиях является параллельная или диагональная, обеспечивающая рациональное использование площади обеденного зала. В обеденных зонах крупных столовых следует выделять десертную зону с буфетом и кафетерийной стойкой, а обеденные залы расчленять экранами, декоративными решетками, озеленением и пр. (рис. 1) <#”865533.files/image001.gif”>
Рис. 1 Технологическое оборудование для отпуска комплексных обедов
а – линия конвейерная ЛККО-2 для комплектования и отпуска комплексных обедов;
б – линия конвейерная ЛКНО-2 для комплектования, накопления и отпуска скомплектованных обедов; 1 – транспортер комплектации обедов; 2 – мармит для первых блюд; 3 – мармит для мяса к первым и вторым блюдам; 4 – мармит для вторых соусных блюд и сложного гарнира; 5 – мармит для гарнира; 6 – тележка с выжимным устройством для мисок; 7 – тележка с выжимным устройством для баранчиков; 8 – тележка с выжимным устройством для закусок и хлеба; 9 – тележка с выжимным устройством для стаканов; 10 – тележка с выжимным устройством для подносов; 11 – тележка для столовых приборов; 12 – стойка-накопитель раздаточная
Боксовая расстановка характеризуется созданием изолированных групп мебели из обеденных столов, окруженных диванами, чаще с высокой спинкой или отгороженных друг от друга декоративными перегородками, что обеспечивает группе посетителей уединение. Применение боксовых расстановок позволяет значительно разнообразить архитектурно-пространственное решение обеденных залов. Удачным является размещение боксов на платформе, приподнятой над уровнем пола.
Группировка мебели в банкетных залах отличается своеобразием, так как в них необходимо объединить группу посетителей от 10 до 100 человек и более за одним столом Т-, П-образной формы. В этих случаях можно блокировать ресторанные столы прямоугольной формы, а кресла ресторанные заменить стульями ресторанными IV категории мягкости.
Особенности обслуживания в барах и кафетериях определяют характер архитектурно-планировочных решений и их предметное насыщение. Наиболее распространено пристенное решение баров, при этом они могут иметь Т- и П-образные планы. При островном размещении барного оборудования их планы могут иметь квадратную или прямоугольную форму, круглую или овальную, многогранную или криволинейную. Барные стойки с табуретками или креслами часто используют в качестве композиционного акцента в интерьере обеденных залов ресторанов. Этому способствуют разнообразные формы изделий, ритмический строй и цветовая организация фасадных панелей стоек, освещение и др.