- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,64 Кб
Египетская мифология
Контрольная работа
египетская мифология
ВВЕДЕНИЕ
Египет – начало, древнейшая земная цивилизация, загадочная и притягательная для европейского сознания как сфинкс, ее символ. Все Египте вызывает удивление и не напоминает хорошо знакомую Грецию: боги не стали до конца антропоморфными, оставшись полуживотными или полулюдьми, а похоронный ритуал доминировал над всеми другими обрядами; храмы до сих пор не раскрыли своих тайн и не отдали сокровищ, о которых мечтали авантюристы всех веков, и это не говоря уже о пирамидах – главных чудесах света! Мифология Египта не поддается четкой и рациональной систематизации, и сейчас не могут точно объяснить многие ее образы и ритуалы, но само знакомство с историей и мифологией этой страны очень важно как первый шаг, с которого начинается для человека познание мира.
Считается, что Египет подобен громадному лотосу. Его стебель – Верхний Египет, а цветок – Дельта, или Нижний Египет. На востоке и западе Египет обрамляет пустыня, на севере – Средиземное море, а на юге – Нил. Географические условия превратили Египет в особую, самобытную цивилизацию. И каким бы иноземным вторжениям ни подвергалась это страна, в основе своей она сохранила свой неповторимый дух.
Принято считать, что древнейшая история Египта начинается за 4 тысячелетия до новой эры и кончается с наступлением эры христианства. Египетская мифология является одной из самых древних в мире. Она возникла задолго до объединения Египта, в эпоху Древнего царства (3200-2400 г. до н. э.), когда не было государственной религии. В крупных городах (номах) существовали свои культы; особенно выделялись такие центры, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы. В процессе развития египетского государства отдельные культы (культ Ра, Осириса, Исиды, Хора) на некоторое время становились общенациональными. Во многом это зависело и от того, какой из городов оказывался главной резиденцией фараона. Так, когда Мемфис стал столицей Египта, культ Пта, бога-демиурга Мемфиса, распространился по всей стране.
КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Знаменитый греческий историк и путешественник Геродот, посетив Египет, назвал его обитателей «самыми набожными людьми на Земле». Его изумило обилие региональных культов, богатство храмов, но более всего – культ животных. Действительно, характерной чертой египетской мифологии является культ животных, насчитывающий тысячелетия. У большинства народов он исчезает в процессе антропоморфизации, оставив лишь некоторые черты. Например, облик многих греческих богов сохранил черты тотемизма: совиные глаза Афины, волоокость Геры, многократные превращения Зевса. В Египте же культ животных не только не исчез, но и сохранил уникальную живучесть – он продолжал существовать даже в эпоху римского завоевания. Боги Египта так до конца и не стали антропоморфными: часто в них наблюдается половинчатость облика. Возможно, в этом процессе особую роль сыграла конкретная среда обитания: обилие диких животных, от которых часто зависела жизнь человека. Распространение культов животных неоднородно – одним поклонялись на всей территории Египта, другим – в некоторых областях или только в одной местности.
Земледелие и скотоводство были основными занятиями египтян, отсюда и обожествление крупного рогатого скота: культ черного быка и черной коровы. Существует миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову. В глубокой древности культ быка, связанный, вероятно, с земледельческими культами и почитанием вождя, стал сближаться с обожествлением фараона. Одно из самых сенсационных открытий в египтологии связано именно с этим культом. В XIX веке французский ученый Огюст Мариетт раскопал некрополь Аписов (в Мемфисе, а затем во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа) – гигантское подземное сооружение с каменными саркофагами для мумий быков. На каждом из них были даты рождения, вступления в должность главного божества, смерти, а также подробное описание ритуала погребения Аписа.
В пятнадцати областях Египта был распространен культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, управляющего разливом Нила и дающего изобилие и плодородие. Себек считался злым божеством, враждебным Ра и Осирису, но в то же время часто рассматривался как защитник богов и людей, чья свирепость отпугивает силы тьмы. Даже фараоны носили имя Себекхотеп. В местах обожествления этих животных их мумифицировали и хоронили.
Культ сокола первоначально был связан с охотой, затем в династический период он стал символом неба, бога Хора (Гора), чей культ был распространен во всем Египте. Хор – небесное воплощение фараона, бог света, сын Осириса и Исиды, мудро правящий царь. Хор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца.
Лев почитался в Нижнем и Среднем Египте, где несколько городов носили имя Леонтополис. Египтяне поклонялись множеству богов и богинь в обличии льва. Особенно известна Сехмет – богиня войны и палящего солнца, которая изображалась в виде женщины с головой львицы. Нельзя не вспомнить и о сфинксе, классическом символе Египта, этом страже пустыни с туловищем льва и головой человека, а также соколе и других животных. Кроме того, лев – одно из воплощений фараона.
Особое место занимал культ кошки. В «Книге мертвых» сам бог Ра выступал как великий кот. В виде кошки или женщины с головой кошки изображали богиню веселья и радости Баст.
В ряде местностей существовал культ барана, который соперничал с культом Аписа: оба животных представляли воплощение души Осириса. В Фивах верховного бога Амона изображали в виде барана.
Змея для египтян являлась воплощением взаимоисключающих начал. С одной стороны, ее изображение присутствовало на головном уборе фараона и служило защитой от всех врагов; в образе змеи почитались богиня плодородия Рененутет, богиня-хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида – защитницы Осириса; с другой – глава всех врагов Ра, огромный змей Апоп олицетворял мрак и зло. Враждебными животными считались также черепаха и свинья.
Таков далеко не полный перечень священных животных в древнем Египте, культ которых сложился в процессе перехода от древнего тотемизма к более позднему антропоморфизму.
Однако культ животных был составной частью всеобщего поклонения великой природе. Египтяне воздавали почести деревьям и растениям, а самым большим почетом был окружен лотос: несколько мест были отведены под специальные рощи.
Египетский лотос отличается тем, что его листья имеют не округлые края, а зазубренные. Он всплывал на воду и распускался при заходе солнца, а закрывался, погружаясь в нее, при восходе. Вероятно, по этой причине древние египтяне посвятили его богу Осирису, который изображался с цветком лотоса на голове.
Лотос являлся атрибутом богини плодородия Исиды, поскольку появление лотоса было связано с разливом Нила, от которого зависело плодородие земли и урожай. По этой же причине он считался «невестой Нила», так как чем больше лотосов появлялось на воде, тем выше был урожай. Лотос украшал головы жрецов, богов, а также египетских фараонов как знак их божественного происхождения.
Прекрасный цветок являлся символом бессмертия и эмблемой царской власти, поэтому царский скипетр изображался в виде лотоса со стеблем. В этом контексте он являл собой как бы трон (Исиды, Нефтеды, Осириса), либо на цветке лотоса помещали изображение Гора (в поздний период). Изображали лотос (в бутоне или распустившимся) также на государственных монетах, в храмах (росписи и колонны), на царских коронах.
Но в первую очередь лотос соотносился с Солнцем и являлся символом начала жизни и Воскресения. Культ Солнца – главный в Египте, поэтому в ряде космогонических мифов солнце и лотос связываются воедино (изображение младенца, сидящего на лотосе, воспроизводилось вплоть до римской эпохи; рождение солнечного дитя из распустившегося цветка лотоса, рождение бога солнца Ра из лотоса на холме, поднявшегося из первозданного водяного хаоса – Нуна и т. д.).
Таким образом, официальная версия сакрального значения лотоса восходит к космогоническим представлениям о рождении солнца из лотоса и своими корнями уходит в глубь истории Древнего Египта.
Согласно представлениям египтян, местом рождения солнечного божества из лотоса являлся город Шмуну (Гермополь), Верхний Египет, что означало «восемь» (древнеегипет.). Восемь богов этого города присутствовали при чудесном появлении юного божества из лотоса, «возникшего в начале времени…», когда из вод первозданного хаоса – Нуна – возник священный холм, на котором распустился священный цветок лотоса. В его раскрывшихся лепестках сидел божественный младенец, олицетворяющий бога солнца Ра. Появившись из лотоса, он осветил землю, находившуюся во мраке первозданного хаоса, и завершил акт творения мира и солнца тем, что из своих глаз произвел людей. Отсюда лотос, давший жизнь богу Ра, стал почитаться как символ Жизни в глобальном значении.
Египтяне считали лотос колыбелью солнечного бога Хора, символом его восхождения. В египетской иконографии получило широкое распространение изображение божественного младенца, сидящего на лепестках лотоса.
Разовый лотос считался наиболее священным, он обладал целебными свойствами и почитался как чудодейственный цветок. В силу своей сакральности его плоды и цветы не использовались в быту, а употреблялись только в качестве священных даров в ритуалах жертвоприношений, совершаемых жрецами. Его цветок, который Геродот называл «розовой лилией Нила», имел чашеобразную форму и напоминал почти законченную форму сосуда, чаши, кубка. Венчик розового лотоса состоял из округлых, с острыми концами лепестков, а листья, плоские по форме, лежали прямо на поверхности воды. Будучи причастным к Нилу (воде), он служил символом плодородия, рождения, магического оживления и благоденствия. Выступая в качестве связующего начала между Небом и Землей, розовый лотос сочетал в себе два основных значения – жизнетворное и солярное.
Во время восхождения на престол на головы египетских фараонов возлагали венки из розовых лотосов, что также служило символом силы земной власти, дарованной фараону богами.
У египтян существовало довольно четкое различие трех ипостасей бога солнца: Хепри – персонифицированное утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее.
Розовый (красный) лотос был символом Верхнего Египта и служил эмблемой бога Нефертума, сына Пта и Сомхет. Корона этого бога изображалась в виде чаши цветка и выходящих из нее двух высоких перьев. По бокам короны спускались два украшения «менат», являющихся знаками плодородия и обновления. Розовый цвет лотоса соотносил его со светом утреннего (или дневного) солнца, а лепестки, устремлявшиеся к небу, ассоциировались с лучами божественного светила.
Белый лотос олицетворял чистоту и духовность. В отличие от розового лотоса его формы воспроизводились довольно точно: он имел три чашелистника, продолговатые листья с разрезом и плоды конусообразной формы. Этот вид лотоса активно использовался в быту, в ритуальных праздничных церемониях, в декоре торжественных залов, в качестве украшения для прически (вплетался в диадемы и ленты, украшавшие головы женщин). Гирлянды из них помещались на головы мумий, статуи Осириса и Исиды, их возлагали на умерших, изображали в сценах заупокойного пира.
Изображения этого типа лотоса часто встречаются в архитектуре храмов. Так, в основании колонны помещалось изображение листьев, верхняя часть колонны оформлялась в виде связки лотосовых стеблей, а верхняя выполнялась в виде бутона или цветка лотоса.
Голубой лотос в силу своего цвета служил символом небесных сфер и носил название «небесной водяной лилии». Он являлся неизменным компонентом заупокойных культов, гирляндами из его цветов украшались гробницы и мумии. Изображение голубого лотоса помещалось на могильных плитах, саркофагах, в гробницах – его форму имели колонны, в росписях – в сценах, посвященных загробному миру.
Причины соотнесения данного лотоса с загробным миром связаны с символикой голубого и зеленого цветов, которые олицетворяли как природу и небо, так и царство мертвых. Поэтому тексты в гробницах и служили идее возвращения к вечной жизни.
Кроме того, лотос – символ первозданной красоты, и с ним часто изображали цариц (самыми известными являются многочисленные изображения Нефертити).
Для страдающего от раскаленного солнца Египта вода была поистине священной стихией. Дождь египтяне почитали как «слезы бога Ра» или как «плач богини Исиды», а рядом с храмами создавались священные озера. Египтяне обожествляли и почву, молясь ее плодородной силе, от которой зависела их жизнь. Обожествление природы отражалось и в оформлении египетских храмов, колоннам которых придавалась форма пальм, стеблей лотоса или папируса, а стены расписывались растительным орнаментом.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ
Как уже говорилось, в Египте эпохи Древнего царства крупные города имели своих богов-покровителей, каждый из которых представлялся либо в образе животного, либо был антропоморфен, но чаще всего антропоморфизм дополнялся зооморфными элементами (например, бог Тот – человек с головой ибиса, богиня Сехмет – женщина с головой львицы). Местный бог становился центральной фигурой складывающихся о нем мифов, в которых он мыслился как демиург, творец богов и мира. Особенно была распространена группировка в виде триады: бог-отец, богиня-мать и бог-сын. Вообще же облик и функции египетских богов в отличие от греческих лишены ясности, нестабильны. Ниже будут рассмотрены важнейшие центры формирования египетской мифологии.
Древнейшим богом Гелиополя является антропоморфный бог Атум, что значит «совершенный». Атум – первозданный, неукротимый, изначальный бог, который создал самого себя из первоначального хаоса, или Первоокеана Нун, который представлялся необозримым предвечным водным пространством. В текстах пирамид его называют отцом богов. Его второе имя Хепри означает «создал сам себя» и призвано подчеркнуть уникальность его происхождения. Атум отождествляется с первичным холмом – началом жизни, возникшей из первичного океана. Если вспомнить, что Египет ежегодно заливали воды Нила, то становится понятным, почему образы воды и ее противоположности – суши – господствовали в первобытной космогонии. Атум породил пару богов: Шу, олицетворявшего пространство между небом и землей, и Тефнут – его женское дополнение.
Впоследствии Шу выступает как бог ветра, а Тефнут (Маат) – как богиня мирового порядка, благодаря которой Атум смог создать мир.
Тефнут иногда отождествляется с «сердцем и языком Птаха», то есть с его изначальными Словом и Мыслью. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.
После того как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра – Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов. В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла в пустыню. После ухода Тефнут, богини влаги, на страну обрушилось бедствие – страшная засуха. Прекратились дожди, раскаленные лучи солнца иссушили почву, перестали плодоносить финиковые пальмы. Люди умирали от жажды и голода. Ее брату Шу, отправившемуся за Тефнут, удалось найти ее, разжалобить и уговорить вернуться. После ее возвращения великая река сразу же разлилась и щедро напоила водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь. Засуха кончилась, и голод прекратился. В этом мифе Тефнут выступает в роли хтонической богини плодородия – Великой Матери.
Детьми Шу и Тефнут были Геб (земля) и Нут (небо). Отец Нут, Шу, поднял ее над Гебом и таким образом отделил небо от земли. Отметим, что в египетской мифологии земля ассоциируется с мужским началом, в отличие от греческой, скандинавской и многих других мифологии, где земля Гея – древнейшая богиня, связанная с эпохой материнского права. Итак, в Египте четыре древнейших бога являлись обожествленными космическими стихиями, поэтому храмов, посвященных им, не было. Следующие четыре бога, порожденные Гебом и Нут, – Осирис, Исида, Сет и Нефтида – являются популярнейшими богами Египта.
Легенда об Осирисе и Исиде
Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелья, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью. Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому – доставила тело в Египет и укрыла его в болотах. Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно – отсюда множество захоронений Осириса. По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте. Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ». Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) – неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.
Анубис (греческий вариант имени, египетский – Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь – город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.
Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет – получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.
Описанные события – заговор против царя – произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса. Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира. В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания. С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.
Исида – богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Облик и функции любимой богини египтян на протяжении веков значительно менялся. В древнем варианте мифа об Осирисе, принадлежащем эпохе материнского права, Исида выступает против Хора, своего сына, защищая Сета, принадлежащего ее роду. В мифе о Ра Исида выступает как злая волшебница, которая сознательно насылает на верховного бога ядовитую змею, а затем спасает его после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Знание его дает Исиде власть над верховным богом Ра. Однако постепенно Исида превращается в милосердную владычицу, любящую жену и мать. В древности Исида почиталась как богиня неба и ветра, поэтому часто изображалась женщиной с крыльями или птицей. Именно эта ипостась была необходима ей, когда пришлось разыскивать тело своего мужа: в виде коршуна она пролетала над его могилой и, согласно одной из версий, именно в этот момент осуществила зачатие своего сына Хора; в другой раз она обратилась в ласточку и парила, не узнанная Сетом; даже воскрешение Осириса связано с волшебным взмахом ее крыльев. Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами. После создания Гелиопольского пантеона владычицей неба признается ее мать, богиня Нут, а сама Исида выступает в классическом образе супруги и помощницы Осириса.
Как царица и супруга Осириса Исида воспринимает и некоторые его функции: вместе с ним учит людей жать, растирать зерна; греки отождествляли ее с Деметрой. Наряду с представлением о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовала легенда о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по своему супругу.
Указанные многочисленные функции Исиды далеко не исчерпывают полный перечень ее свойств. Может быть, именно эта многоликость обусловила широкую популярность культа Исиды в греко-римском мире, повлиявшем на христианскую догматику: образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Хором.
Нефтида – богиня домашнего очага, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась с иероглифом своего имени на голове и воплощала образ идеальной сестры, неизменный участник мистерий Осириса. Иногда Нефтида фигурирует как жена Сета и мать Анубиса, рожденного ей от Осириса.
Сет, или Сетх, – бог чужих стран, олицетворение злого начала, убийца Осириса.
Гор, или Хор, – божественный царь, сын Осириса и Исиды. Воплощением Хора на земле был фараон. Он был сыном Осириса, отомстившим за отца, его называли еще «сын Ра».Его представляли в образе сокола – властелина неба. В городе Летополисе, в восточной Дельте, существовал древний культ Гора, известного под именем Гор-мерти (Гор-глаза), глазами Гора были солце и Луна.
С культом Гора связано поклонение Хатхор – одной из главных богинь Египта. Изображалась она как женщина с головой рогатой коровы. В древнейший период она почиталась как небесная корова, родившая солнце. Хатхор, как и другие боги Египта, многофункциональна: ее считали доброй богиней, помогающей женщинам во время родов, называли кормилицей, а затем и женой Гора. Центр культа богини находился в городе Дендера, хотя посвященные ей храмы строились по всей стране, сам культ распространился в вНубии, Библе и Пунте. Семь Хатор олицетворяли семь египетских судеб, присутствовавших при рождении ребенка.
Солярный культ бога Ра
С XXVI-XXV веков до н. э. главным богом гелиопольского пантеона становится бог Ра, культ которого приобретает общеегипетский характер. И это неудивительно. В египетской мифологии доминируют солярные мифы. Сама страна воспринималась как дитя солнца, зримая форм» бога Ра, создателя всего сущего.
Сначала солнце представляется золотым теленком, которого рождает по утрам богиня неба Нут. За день теленок взрослеет, становится быком. Вследствие этого быка отождествляли с богом Ра. Вечером он совокупляется с коровой Нут, после этого богиня проглатывает солнечного быка, а утром рождает его вновь. Согласно другой версии, Солнце – это солнечный диск, который катит по небу в облике жука бог Хепри. Дойдя до высшей точки зенита, он передает его Ра, который перевозит его к горизонту, а ночью солнце плывет по реке, протекающей через царство мертвых, чтобы утром на востоке начать свой путь в небо.
Культ Ра формируется постепенно. Сначала Ра отождествляется с древним демиургом Атумом, который теперь носит тройное имя Атум-Хепри-Ра, затем его культ полностью вытесняет культ Атума. Ра считают создателем мира, олицетворением доброго, светлого начала, борцом с силами мрака. Люди – слезы бога Ра. Он – отец богов и царя, что отражено в титуле фараона – «сына Ра».
Ра – бог милосердный, прощающий. Одна из популярных легенд гласит, что неблагодарные люди замыслили зло против Ра. Посоветовавшись с богами, он посылает свое око, богиню Сехмет, наказать виновных. Долгое время она их истребляет, но затем Ра, сжалившись над людьми, напоил богиню красным пивом, похожим на кровь. Сехмет опьянела и перестала убивать людей.
Функционирование Ра египтяне представляли следующим образом: днем бог, освещая землю, плывет по небесному Нилу в дневной ладье. Вечером, пересаживаясь в ночную барку, спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака и побеждая их, плывет по подземному Нилу, а утром вновь появляется на горизонте. Ра правит миром мудро: со своей ладьи он видит все, что делается на земле, разбирает жалобы, пишет указы.
Многие божества в египетской мифологии называются «детьми Ра», но одной из его любимых дочерей является Серкет – покровительница мертвых, помогающая своему отцу поражать врагов. Ее священным животным считался скорпион. На саркофаге она изображалась в виде женщины со скорпионом на голове.
На примере культа Ра можно проиллюстрировать один из основных принципов египетской мифологии: принцип отождествления бога, ставшего в определенный исторический момент верховным, с другими богами: древними демиургами (Атум, Осирис) или божествами других регионов (Амон, Тот, Птах).
Одним из древнейших египетских городов являлся Мемфис, долгое время бывший резиденцией фараона. Название его означало «устойчивый, прекрасный», а также «весы обеих стран», так как город занимал центральное положение между верхним и нижним Египтом на западном берегу Нила. Главный бог Мемфиса – Птах (Пта). Его изображали в виде человека в одеянии, плотно закрывающем все, кроме кистей, держащих посох. Птах – демиург, сотворивший восемь первых богов (своих ипостасей – птахов). Мир и все существующее в нем бог создавал «языком и сердцем» (задумав творение в сердце своем и назвав его языком). Птва создал себя сам. «Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение»,- гласит храмовое песнопение. Он вылепил свое тело сам и придал форму своим членам, затем отправился в путь и нашел свой трон. Согласно некоторым представлениям, Пта выглядит как классический древний гигант: его голова поддерживает небо, а ноги покоятся на земле. Солнце и Луна – его глаза, воздух выходит из его ноздрей, Нил вытекает из его рта. Глава гелиопольской девятки богов (эннеады) Атум также происходит от Птаха. Верховный бог Мемфиса считался, олицетворением истины и справедливости, покровителем ремесел. Мемфис был городом мастеров, архитекторов, строителей пирамид. Считается, что первый храм в Египте был построен царем Менесом в честь Птаха.
Женой Птаха была Сехмет – богиня войны и палящего солнца. Она охраняла фараона и во время боя шла рядом с ним, наводя ужас на противника и сжигая все своим дыханием. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека, напустить на него болезнь, но в то же время она – богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами.
Сын Птаха и Сехмет – Нефертум, бог растительности. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимались два пера. Лотос – традиционный символ Египта, символ рождения и процветания, атрибут трона и царской власти (на цветке лотоса помещали бога Хора, цветок лотоса носила Нефертити).
В Фивах центральным культом был культ Амона, бога солнца, который затем отождествлялся с богом Ра. Жена Амона – богиня неба Мут, сын – бог луны Хонсу. С Мут отождествлялась и богиня Хатор, дочь Ра, охранявшая его от врагов. Хатор – почиталась как богиня любви, веселья, музыки, пляски. Один из распространенных ее эпитетов – «золотая». Ее сын Ихи – бог музыки. Хатор связана с заупокойным культом, она вместе с богиней Таурт встречает умерших на пороге царства мертвых.
Одним из древнейших богов Египта был Тот – бог мудрости, счета и письма. Ему приписывалось создание всей интеллектуальной жизни страны: он вел счет годам и месяцам (его называли «владыка времени»), под его покровительством находились библиотеки и архивы. Тот -создатель священных книг и хранитель каждого умершего (он ведет его в царство мертвых). Как божество астральное он отождествлялся с луной и считался сердцем бога Ра. Тот обычно изображался как человек с головой ибиса. Сначала центром культа Тота был город Гермополь, а в конце второго тысячелетия до новой эры культ Тота распространился по всей территории страны.
Жена Тота – богиня Сешат, покровительница письменности и геометрии. В ведении этой богини находилось священное Небесное дерево – Дерево Ишед. Когда на земле рождается новый фараон и когда он восходит на престол, Сешат записывает на листьях Дерева имя нового владыки и тем самым дарует фараону бессмертье. Там же записываются все исторические события, которые произошли в прошлом и которым суждено произойти в будущем. Изображалась Сешат в виде женщины в головном уборе, состоящем из семиконечной звезды и перьев (значение этого символа неизвестно), или в короне из папирусных листьев. Иногда она бывает одета в шкуру леопарда. В руках богиня, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные приспособления – дощечку с красками и тростинки.
КУЛЬТ ФАРАОНОВ
Помимо культов животных и богов в Египте существовало и обожествление людей – фараонов. Небесная природа царей основывалась на следующих положениях: вселенная и люди сотворены богом Ра – первым фараоном. После него правили другие боги, и наконец на троне появился Хор – сын Осириса и Исиды. Фараон – земное воплощение Хора. В дополнение к этой концепции рассказывалось, что царь рождается от брака царицы с самим богом Ра, который принимал облик ее супруга. Многочисленные изображения в храмах иллюстрируют этот сюжет. Египетская версия происхождения Александра Македонского гласит, что он был сыном Олимпиады и бога Амона. Таким образом, фараон как бы осуществлял миссию посредника между людьми и богами. Сам по себе царь был лишен способности творить чудеса, но иногда боги являли свою волю через его уста. Для единственного богочеловека был разработан специальный этикет, в соответствии с которым с ним общались простые смертные; имя его, как и имя бога, никогда не произносилось. В одном из храмов входящих встречали слова Амона: «Мое имя во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей».
Коронация фараона происходила на восходе солнца. Весь мир – боги, богини, люди – участвовал в этой торжественной процедуре. Главное действие – это возложение двойного венца. Первый, красный, – это венец Нижнего Египта, а второй, белый, – это атрибут Верхнего Египта. Хор и Сетх, боги-покровители обеих земель, коронуют царя, вручая ему жизнь. В этот момент происходит действо «соединения Обеих земель», новое объединение юга и севера, восстановление единства, сокрушенного смертью фараона-предшественника. В церемонию коронации входят и другие ритуалы. Например, фараон совершает обход стен Мемфиса, древнейшей столицы объединенного Египта. Бог Тор, таинственный покровитель письменности и писцов, и богиня Сешат, владычицы семиконечной звезды, вписывают на священном дереве Гелиополя имена нового царя. С коронацией возвращаются счастливые времена. Сам ритуал совершался под покровом тайны в храме, а снаружи царило всенародное ликование.
Религиозные обязанности фараона состоят в строительстве, обновлении и обеспечении действия храмов. Боги, чтобы оказать влияние на земную жизнь, нуждаются в зрелищах. А долг царя – возвести их, чтобы отправлять там культы и обряды. А вообще-то фараон считался единственным жрецом. Его изображения есть на стенах каждого храма.
Первым был легендарный фараон по имени Менес. Именно он объединил Верхний и Нижний Египет. Менес – первый монарх из смертных людей, наследовавший богам и полубогам, тысячелетиями правившим в стране. Его имя значит «тот, кто остается, тот, кто пребывает, тот, кто вечен». Менес, таким образом, – это вечный фараон, бессмертный корень, из которого вырастает огромное династическое древо. Он изобрел письменность, дал Египту Мемфис. Менес – символ славы Египта.
По представлениям египтян, жизнь возникла на земле после сотворения мира в образе изначального холма, поднявшегося из вод. Менес отождествлялся с богом, сотворившим жизнь в образе холма, который был не чем иным, как Мемфисом. У греков есть легенда о том, что Менес основал столицу Крокодилополь, то есть город, появившийся из воды. Именно в Мемфисе будут венчаться на царство фараоны.
Все в Египте принадлежало царю, ибо он унаследовал власть от самих богов, и боги поручили ему благополучие страны. Египетская экономика имела религиозную основу. Храмы обеспечивали циркуляцию богатств. Все начиналось с жертвоприношений богам – без них страна погрузилась бы в хаос и нищету. Когда боги удовлетворены, можно позаботиться и о народе.
Фараон – главнокомандующий войска. Он же судья и блюститель свода неписаных законов, его надо благодарить за отсутствие рабства в Египте. В египетской мифологии не было героического периода, не было своего Геракла, но свой Тесей был – это первый царь, объединитель страны Менес.
О смерти Менеса ничего не известно. Легенда гласит, будто на берегу Меридова озера на царя напали собаки и начали его преследовать. Он бросился в воду и был спасен крокодилом. Это тоже символический образ, ибо богом этих земель считался бог Себек с головой крокодила. По другой легенде, Менес в 62 года во время охоты был убит гиппопотамом.
С этой легендарной личности начинается история фараонов, среди которых были и мудрецы, и поэты, и великие воины, и даже женщины. Хроника египетских династий интересна и поучительна. И в дальнейшем функции героев, посредников между небом и землей, ложились на плечи фараонов, утверждавших истинное величие человека и ставших таким же символом Египта, как сфинкс и пирамиды.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
египетский мифология фараон культ
Культ умерших для египтян был не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир, где они не могли существовать без помощи живых. В древнеегипетском тексте мы читаем: «Существует нечто, перед чем отступает и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в Египте был отрицанием смерти, желанием продлить жизнь, сделать так, чтобы смерть – явление ненормальное и временное – не нарушала красоты жизни. На протяжении веков менялись формы этого культа, но сама идея оставалась незыблемой.
Представления о загробной жизни в Египте с течением времени претерпевали значительные изменения. Сначала считалось, что умерший продолжает жить в могиле, при условии сохранения его тела и заботы о нем живых. Затем существовало убеждение, что духу умершего необходимо возноситься на небо к богам. В более позднее время на передний план выходила конце пция загробного царства, в котором Осирис вместе с другими богами встречает умершего и вершит суд: на весы кладется сердце пришедшего – вместилище всех его тайн, – которое уравновешивается фигуркой богини Маат, символизирующей истину. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), а праведник оживал для счастливой жизни на полях Шару. Итак, развитие этического компонента значительно меняет представления о загробной жизни египтян: не величина гробницы, а праведная жизнь – залог вечной жизни.
Многие ученые считают, что тезис о бессмертии человеческой души впервые возник именно в египетской мифологии. Египтяне считали, что, когда умирает тело, душа переходит в рождающееся в этот момент другое существо.
Пройдя через тела всех земных и морских животных, она снова вселяется в тело новорожденного, и это круговращение продолжается три тысячи лет. В египетской мифологии боги тоже имели свои души, и даже не одну: например, у Ра их было семь. Звезды рассматривались как души богов (Орион – душа Осириса). Само понятие «душа» в египетской мифологии неоднозначно, душа имела несколько компонентов, которые обозначались разными терминами.
Первый компонент души – Ба. Само слово имело два значения: синоним слова «бог» и означало понятие «душа». Чаще всего Ба мыслилось как живое существо, существующее после смерти человека, – персонификация его души. Ба изображалось в виде птицы с человеческим лицом. Из заупокойных текстов разных времен видно, что Ба считалось элементом, в какой-то степени оживляющим мумию умершего, что Ба и тело умершего были связаны тесными узами. Ба обитало, по крайней мере частично, в гробнице, и в то же время Ба, которое мыслилось как птица, могло покинуть гробницу, удаляться куда угодно, подниматься в небо, но неизменно должно было возвращаться в могилу к тому, чьей душой оно было.
Итак, Ба – крылатая часть души, которой был открыт доступ к богам на небо. По египетским представлениям, Ба вольно было лететь куда угодно. Желание умершего превратиться в то или иное божественное животное диктовалось исключительно стремлением обеспечить себе вечную жиз нь в потустороннем мире. Следующий компонент души, самый таинственный и загадочный, – Ка. В настоящее время существуют две противоположные концепции, объясняющие это понятие. Первая, самая распространенная, определяет, что Ка является двойником человека, внешне и по существу тождественным самому человеку, двойником, которым обладают все люди, включая и самого фараона. Возникает естественный вопрос: где находится Ка при жизни человека и после его смерти? Возможно, обитает в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему Ка; возможно, оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим Ка; но чаще всего считалось, что Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников.
В гробницах ставилась статуя умершего, и долгое время считалось, что она и есть материальное воплощение Ка.
Согласно другой версии, слово «Ка» обозначало ту таинственную сущность, жизненную силу, определяющую индивидуальность личности, – характер, темперамент, интеллектуальные особенности. Этим уникальным Ка могли обладать только одушевленные существа – боги и люди.
Ка, как правило, постоянно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился – под землею или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу.
Конечно, у египтян не было четких представлений о Ка, но само предположение о существовании в ином мире человеческого двойника оказалось необычайно интересным и притягательным для исследователей, которые продолжают спор о сущности этого понятия.
Следующий компонент души – дух (Ах), бессмертная сущность смертного тела. Ах изображался в виде ибиса и мог свободно парить в любой части мира.
Одним из проявлений человеческой сущности считалась тень человека. Тень – My – упоминается в «Текстах пирамид», но в общем это представление более позднее и прочно входит в обиход текстов со времен Среднего царства.
Сердце – самостоятельное существо внутри человеческого тела, вместилище человеческого сознания, нечто наиболее осведомленное о его жизни. У египтян существовали специальные заклинания для того, чтобы сердце на великом суде Осириса (при взвешивании на весах) не выдавало человеческих тайн.
С культом умерших связано и искусство мумификации – сохранения человеческого тела как одного из факторов бессмертия личности. В гробнице помещалась не только мумия, но и скульптурное изображение человека на случай пропажи мумии. Мумифицировали не только фараонов и богатых чиновников, но абсолютно всех египтян, поэтому существовало множество способов мумификации, начиная от сложнейших и очень дорогих и заканчивая простыми и дешевыми.
Египетские пирамиды
Огромное внимание уделялось гробницам. Последним убежищем фараонов долгое время были пирамиды, которые вошли в историю как одно из семи чудес света. Слово «пирамида» составлено из двух греческих корней – «pura», означающее «огонь», «свет», и «midos» – «середина», «внутри» и может быть переведено как «огонь, который внутри». Возможно, это имя гиганты пустыни получили из-за того, что были облицованы каменными плитами, меняющими оттенки в лучах солнца.
Пирамиды строились в период с 1-ой половины половины 3 тыс. до н.э. по 18 век до н. э. Самыми известными считаются три крупнейшие из них – Хеопса, Хефрена и Микерина В Эль-Гизе, некрополисе древнего Мемфиса. Большая пирамида Хеопса поднимается над пустыней на 146 метров, длина ее основания – 230 метров. На ее сооружение ушло более 20 лет, а 100 тысяч рабочих сменяли друг друга каждые три месяца. Внутри больших пирамид делалось множество ходов, названных лабиринтами, тайну которых знали только жрецы. В центре находились храм умершего фараона (где жрецы исполняли специальные обряды) и помещение с саркофагом, где покоилась мумия фараона. На южной стороне пирамиды находится сооружение. По форме напоминающее корабль – это Солнечная Ладья, одна из пяти, на которых фараон Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. Вельможи царя строили гробницы рядом с пирамидами. Так, одна из гробниц имела 32 помещения, стены которых были красочно расписаны сценами из жизни хозяина. На исходе эпохи Среднего царства пирамида как форма гробницы исчезает. В Новом царстве, когда столицей Египта становятся Фивы, царские усыпальницы вырубаются в скалах на западном берегу Нила.
Пришедших в пустыню увидеть древние пирамиды встречает сфинкс. Это колоссальная фигура фантастического существа с головой человека и туловищем льва, вырубленная из цельного камня. Лицо его обращено на восток. Длина сфинкса от кончиков лап до хвоста – 57,3 метра, а высота – 20 метров. У огромных лап сфинкса приютился маленький храм, в настоящее время почти полностью разрушенный. Путников, созерцающих одно из чудес Египта, приветствуют слова:
«Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его лучи освещают мое лицо… Я видел зарождение истории Египта, а завтра снова увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил множество имен от людей, приходивших поклониться мне с набожным восхищением… Но имя, которое дал мне греческий путешественник, «отец истории», я сохранил. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле. И это имя осталось со мной навсегда».
«Сфинкс» – действительно не египетское, а греческое слово. В понимании египтян сфинкс не был ни человеком, ни чудовищем и не загадывал загадок. Это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело. Считается, что настоящее имя сфинкса Хоремхет, что означает «Хор на небосклоне». Хором или Гором египтяне называли сына Осириса и Исиды, а также обожествляемого фараона, а небосклоном или горизонтом – место, где он после смерти сливается с богом солнца, начиная свое вечное путешествие по небу. Существует и другое предположение, что имя «сфинкс» происходит от египетского словосочетания «шесет анх», что означает «живой образ».
В период Среднего и Нового Царства сфинксы изображались и с головой барана, и с головой сокола. Однако Большой Сфинкс в Гизе – наиболее древний из известных нам египетских сфинксов. В эпоху Древнего Царства культ Хоремхета еще не оформился, и можно только предполагать, какой смысл вкладывали египтяне в образ этого фантастического существа. По всей вероятности, сфинксы и в этот период олицетворяли великую власть и мудрость обожествленного фараона. Кроме того, находясь около больших храмов или пирамид, они играли роль стражей этих священных мест. Многие исследователи усматривали в сфинксе соединение разнородных стихий мира (подобный синтез наблюдается в распространенном и в Европе, и на Востоке образе дракона). Египетским сфинксам могли придавать лицо любого бога, животного или живущего фараона. Множество ликов древних сфинксов существует в Египте, но наибольшее внимание притягивает к себе Большой Сфинкс, насмешливая и загадочная улыбка которого несколько тысячелетий напоминает людям, что древние боги и вечная природа – это тайны, которые можно разгадать, как когда-то Эдип разгадал загадку фиванского сфинкса.
ХРАМЫ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТОВОГО РИТУАЛА В ЕГИПТЕ
Египтяне представляли своих богов в зооморфном и антропоморфном виде; каждое божество должно иметь свой храм – дом. В храмах находилось изображение бога и предметы культа. Служение сводилось к тому, чтобы обеспечить земные потребности бога: обеспечить еду, питье, одежду, а также воздать божественные почести. Этический компонент не отвергался, но отодвигался на второй план. На ежедневных богослужениях народ не присутствовал – служба велась внутри храма. Изображение божества, в которое, по представлениям египтян, вселился бог, хранилось в небольшом каменном сооружении. В определенные часы статуэтка бога вместе с фигуркой богини Маат извлекалась и совершалось подношение питья и пищи вместе с определенной молитвой. Каждый храм имел определенный культовый календарь. Во время праздников храмы открывались и оттуда начинали свой путь долгие процессии, воспроизводившие путь бога по земле и воде. Таков, например, «Праздник прекрасной Долины» – праздник фиванского Амона. В качестве жертвенных использовались различные домашние животные: козы, овцы, бараны, однако существует множество легенд о человеческих жертвоприношениях Нилу. В египетской мифологии бог Нила Хапи – антропоморфное древнее божество, почитающееся как податель влаги, урожая и жизни. Согласно древней легенде, чтобы регулировать разлив его вод, в реку бросали прекрасную девушку, и этот обычай был отменен арабами; согласно другой – девушку, олицетворяющую Исиду, помещали в маленькую ладью и доверяли водам Нила, который мог принять жертву (вероятно, девушка тонула) или нет (возвращалась обратно). Культ Нила существовал довольно долгое время.
Египетское многобожье, при котором каждая область чтила своего бога, не способствовало централизованному управлению страной. Власть фараона была достаточно условной, истинными владыками были жрецы. Храмам принадлежали целые города; в руках жреческого сословия сосредоточились огромные материальные и духовные ценности. В храмах активно развивались науки, тайны которых хранила жреческая каста. Лишь в начале XIV века до н. э. царствующий фараон Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона.
Новации Эхнатона оказались недолговечными. Преемникам смелого фараона пришлось пойти на примирение со жреческой кастой и вернуть культы старых богов. Таким и застали Египет сначала персидские, а затем греческие и римские завоеватели.
ЗНАЧЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Египетская мифология никогда не была столь распространена, как греческая, но многие ее божества почитались в соседних странах. Так, в Куше (древней Нубии) государственным богом был Амон. В греко-римскую эпоху широчайшее распространение получил культ Исиды, превратившейся во всеегипетскую богиню-мать.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература. Многие сюжеты египетской мифологии (например, сюжет об Осирисе) нашли отражение в древней и новой литературе.
Представления египтян о загробной жизни способствовали, как уже говорилось, развитию архитектуры (пирамиды, гробницы), живописи, скульптуры, в результате чего были созданы памятники, относящиеся к шедеврам человеческого гения.
Для европейцев египетская мифология, как вся египетская цивилизация, представляет собой вечную загадку. Достаточно вспомнить о многочисленных концепциях, касающихся причин создания пирамид. Одна из самых распространенных, хотя и слабо обоснованных версий гласит, что пирамиды построили пришельцы из космоса, другая, не менее популярная, утверждает, что перед нами не гробницы, а храмы Солнца – памятники неизвестных цивилизаций. Жрецам Египта по-прежнему приписываются великие магические знания о мире, которые они зашифровали в известную колоду карт, называемых «карты Таро». Их изучение – отдельная увлекательная тема. XX век с его неизменным интересом к мифологии воскресил и древних египетских богов, которые получили новую жизнь в многочисленных сюжетах романов популярнейшего жанра «фэнтези». Интерес к истории и мифологии Египта не угасал никогда, но в настоящее время наблюдается особый всплеск, особый подъем, который, возможно, приведет к новым открытиям.
ЛИТЕРАТУРА
. Авдиев В. И. История древнего Востока. 2-е изд. М., 1953.
. Антес Р. Мифология в древнем Египте / / Мифологии древнего мира. М., 2007. С. 55-121.
.Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта М., 2013 4. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.
.Египетская мифология. Энциклопедия. М., 2012.
Кондратов И. История древнего Востока. М., 1988.
. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 2006.
. Кузищин В. И. Загадка Сфинкса. М., 1972.
. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.
. НемировскийА. И. Мифы и легенды древнего Востока. М., 1994.
. О происхождении богов. М., 2010.
. Розанов В.В. Возрождающийся Египет. М., 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правление фараона Аменхотепа IV 1400-1383 гг. до н. э.) – знаменательный этап в развитии не только египетского государства, но и национальной религии. Фараон провозгласил главным египетским божеством Атона, персонификацией которого является солнечный диск – одна из многочисленных ипостасей бога Ра. Для утверждения главного культа фараон даже изменил свое имя: он стал Эхнатоном, что означает «Дух Атона». Культы всех прочих богов были отменены, многие храмы закрыты, а их имущество конфисковано. Власть жрецов, которые всегда были истинными правителями страны (и в первую очередь самых могущественных – фиванских), оказалась сокрушена. Эхнатон фактически утвердил единобожие, поскольку был убежден, что Атон покровительствует не только его стране, но сверкающий солнечный диск несет тепло и счастье всему человечеству. Фараон-реформатор вошел в историю и как выдающийся поэт, писавший предназначенные для исполнения в храмах гимны богам и любовные послания своей возлюбленной – царице Нефертити. Ниже приводится одно из самых значительных его произведений – «Гимн Атону».
Гимн Атону
Великолепен, Атон, твой восход на горизонте.
Живой солнечный диск, положивший жизни начало,
Ты восходишь на восточном горизонте,
Красотой наполняя всю землю.
Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над землею,
Лучами ты обнимаешь пределы земель, тобою сотворенных.
Ты – Ра, ты достигаешь и до них,
Ты подчиняешь их для тобою возлюбленного сына.
Ты заходишь на заднем горизонте – земля во мраке,
как мертвые,
Спят люди, с головою укрывшись, не видя друг друга.
Их обирают грабители, они не слышат.
Из логовищ львы выходят. Змеи жалят во мраке.
Земля безмолвствует. Творец ее за горизонтом.
Земля расцветает, когда ты восходишь на горизонте,
Мрак разгоняя лучами. Обе земли в ликовании.
Тела освежив омовеньем, надев одежды,
К тебе они простирают руки и за труд берутся.
Все на земле зеленеет. Травы стада вкушают.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахами крыльев душу твою прославляя.
Скачут, резвятся все твари с каждым твоим восходом.
Плывут корабли на Юг и на Север.
Любые пути открыты в твоем сиянье.
Рыба в воде играет, на свет твой выходит,
Ибо ты проницаешь лучами глубины.
Животворишь младенцев в материнских утробах.
Даешь рожденным дыханье и им уста отворяешь.
Зародыш в яйце тебя, Атон, славословит,
Птенец в яйце жив тобою.
Сквозь скорлупу ты его насыщаешь, даруешь дыхание.
Ее пробивая клювом, к тебе он стремится на шатких ножках.
Человеку твоих творений не счесть: от глаз они скрыты.
Ты земли единый создатель, ее наполняешь жизнью,
Всем, кто на ногах своих ходит,
Кто парит над землею на крыльях,
Каждого, где бы он ни жил, ты судьбой наделяешь.
Пусть языки различны, разного цвета кожа,
Всех одаряешь пищей, жизни конец назначаешь.
Нил сотворен тобою в глубинах подземных.
Он выведен по твоему желанию на благо Египту.
Ты сострадаешь людям дальних пределов.
Живут тобою чужеземные страны.
Создал ты Нил небесный, он им дарует влагу.
Лучи твои каждую пашню холят,
Поднимают всходы, их превращают в колос,
В меру тепла давая, в меру прохлады.
Ты сам сотворил небосвод,
Чтоб по нему подниматься, свои созерцая творенья.
Ты един во многих обличьях, солнечный диск животворный,
Пылающий, сверкающий, далекий и близкий.