- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,57 Кб
Этногенез и этническая история аланов
Курсовая работа
на тему: «Этногенез и этническая история аланов»
Введение
алан племя сарматский этнический
Ала́ны (др.-греч. Ἀλανοί, лат. Alani, Halani) – кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н.э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье. Аланы значительно повлияли на жизнь Европейских стран. Так же они играли большую роль в Великом переселении народов.
Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как на мой взгляд она мало изучена. Аланы представляют большой интерес для нас.
Аланы (см. приложения 1 и 2) были классическими кочевниками. Их образ жизни, а, заодно, и внешний облик довольно подробно описал историк IV в. н.э. Аммиан Марцеллин: «Почти все они высоки ростом и красивы, волосы у них русые; они грозны свирепымвзором своих глаз и быстры, благодаря легкости своего оружия… Аланы – народ кочевой, живут они в кибитках, крытых корой. Они не знают земледелия, держат много скота и преимущественно много лошадей. Необходимость иметь постоянные пастбища обусловливает их скитания с места на место. С раннего детства привыкают они к верховой езде, все они – лихие наездники и ходить пешком считается у них позором».
С 1 в. Аланы жили в Приазовье и Предкавказье. Кавказские аланы (по-русски ясы) – предки осетин. Аланы – народ, часто упоминаемый во время переселения народов между германскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскому племени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. Аланы обитали сначала на Кавказе; оттуда они, прекрасные наездники и стрелки, распространили свои владения к северу до Дона и предпринимали часто набеги в Армению и Малую Азию; против этих набегов уже царь парфянский Вологез искал защиты у Веспасиана. С ними в царствование Адриана боролся Арриан, в качестве наместника Каппадокии, и отрывок составленного им описания этой войны дошел до нас. Будучи завербованы Аврелианом для войны с Парфией, они после его смерти опустошили Малую Азию, пока император Тацит в 276 после P.X. не заставил их возвратиться в занимаемые ими прежде местности. Почти 100 лет спустя, около 375 г., они в союзе с гуннами разгромили царство короля Остготского Германариха, вытеснили остготов из местностей между Доном и Дунаем, присоединились к великому движению народов на запад и затем, в 406 г., в союзе с Суевами и Вандалами вторглись в Галлию. Часть их, поселившаяся в местностях южнее Луары, в 451 г. является в числе союзников Боэция в борьбе его с Аттилой и была позже мало помалу уничтожена. Другая часть в 409 г. перешла в Испанию, была там разбита соединившимся с Римлянами вестготским королем Валдией (418 г.) и оттеснена в Лузитанию, где имя их с течением времени исчезает. В верхнюю Италию вторглись еще в 464 г., но были разбиты Рисимером. В позднейшую византийскую эпоху аланы упоминаются еще и на Кавказе.
Осетины (см. приложение 3) – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г. Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г. Цхинвал). Официальная религия осетин – православное христианство.
Республика Северная Осетия – Алания входит в состав Российской Федерации, а Республика Южная Осетия с 2008 года считается частично признанным государством. Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком.
В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них проживают:
в Северной Осетии – 420-440 тысяч человек;
в Южной Осетии – 70 тысяч человек;
в республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек;
в Грузии – 50-60 тысяч человек;
в государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч человек;
в Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек;
в странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч человек.
История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых. В частности в книге Блиева М.М. и Бзарова Р.С. «История Осетии с древнейших времен до конца 19 в.» можно найти хороший материал про аланов. В работе каталонского ученего Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках» имеется большое количество источников различного времени про происхождение и развитие аланов. В книге Цагараев В.А. «Золотая яблоня нартов: История, мифология, искусство, семантика» имеются важные сведения про аланов, там же описывается материальная культура и быт аланов. В книге Кандыба В.М. и Золина П.М. «Реальная история России» можно найти много полезных сведений про аланов.
Цель моей курсовой работы – рассмотреть историю происхождения аланов и изучить их этническую истоию. Основные задачи:
.Изучить этногенез и этническую историю аланов.
1. Этногенез аланов
Этногенез ираноязычных аланов, непосредственных предков современных осетин, произошел на территории Средней Азии. Ареал их первоначального расселения простирался от Гиндукуша и Гималаев до Волги. Упоминаемые в источниках «горы аланов» – это те же горы Мугоджары Южного Урала (территория нынешнего Казахстана). Что касается аорсов, согласно источникам, они были локализованы южнее аланов, у реки Сырдарья. Часть оставшихся в древних поселениях аланов, известных под тем же названием – аланы, но со временем отюркившихся, обитала в Средней Азии до конца X века. Кочевые племена аланов впервые упоминаются в китайских источниках II века до н.э., и, согласно последним, ареал их расселения не выходит за пределы восточного побережья Каспийского моря. В поле зрения классических авторов аланы впервые попадают только в I веке нового летоисчисления, после того, как они начали кочевать по европейским просторам Евразии, отделившись от азиатских аланов.
С I века нового тысячелетия аланы интенсивнее стали перемещаться на запад, кочуя в степях нынешней Южной России и Украины. С конца IV века н.э. аланы фактически теряют указанный ареал обитания.
Своего рода переломной вехой в истории аланов явились 70-е годы IV в. н.э., когда в ареал их кочевания (с Северного Прикаспия до Азовского моря) стали вторгаться гунны, что повлекло за собой перемещение аланов. Одна часть аланов вместе с гуннами и различными германскими племенами отправляется в набеги на Западную Европу; другая часть расширяет ареал своего кочевания до Дуная; третья поселяется в низменной части Северного Кавказа, где создает государственное образование, с которым грузинское государство имело длительные отношения. После нашествия гуннов аланы расселяются не только на северокавказской низменности, но и вместе с частью гуннов – савиарами – в горах Северного Кавказа, в Приэльбрусье. Здесь с аланами (осетинами) непосредственно граничат грузинские горцы – сваны и абхазы.
Обитавшие в долинах Северного Кавказа аланы в раннее средневековье были соседями тюркоязычных хазар и кипчаков. Аланы жили также в Крыму, соседствуя, до вторжения монголов, с обитавшими в Крыму и Северном Причерноморье готами. В эти же века местом зимовья аланов являлась Меотия (Приазовье). Что касается южных и северных рубежей, до монгольского нашествия с аланами на севере граничили кипчаки, а с юга – черкесы. Местом обитания тогдашних кипчаков являлись именно те земли, на которых между I-IV веками (до вторжения гуннов) жили аланы.
Распространенное в историографии мнение о том, что «Дарьял» – алано-осетинское слово, означающее проход к территории, населенной аланами, не соответствует истине. На самом деле государство равнинных (степных) аланов находится довольно далеко от Дарьяла, приблизительно в 10 днях пешей ходьбы. «Дарьял» – название, данное этому месту иранцами, которое действительно означает проход в страну аланов. Возникновение этого названия было обусловлено тем, что в то время аланы были единственным на Северном Кавказе народом, имевшим государственное образование. Другие, местные кавказские этносы, преимущественно запертые в горах, были малоизвестны иностранным авторам.
Новый перелом в жизни аланов начинается после монгольского вторжения. Несмотря на продолжительное сопротивление аланов, монголам все-таки удалось сломить их. Они разбили также кипчаков, живших к северу от аланов, и отныне ареал расселения обоих этих этносов радикально меняется. В ХIII веке аланы по-прежнему оказывают сопротивление монгольским завоевателям, хотя с середины этого века уже началось заселение ими (аланами) горных районов Центрального Кавказа. Миграция основной части аланов в горные ущелья Кавказа произошла в XIV-XV веках (здесь мы не имеем в виду дигорцев – потомков аланов, пришедших в горы в результате вторжения на Кавказ аварцев в VI веке – после 558 года. В этот же период в западном нагорье Северного Кавказа, к западу от аланов, расселились гунны-савиры). После этого равнинные аланы («степняки») становятся горцами, осваивая территории местных, кавказских горцев, смешиваясь с ними и с ногайцами (народом частично монгольского происхождения). В языковом плане побеждает аланский (осетинский) язык иранской группы, а в сфере этнической культуры – местная кавказская культура.
Аланы смешались со многими этносами евразийского пространства, в частности с европейцами, и лишь малая часть тогдашнего довольно многочисленного народа аланов нашла окончательное пристанище в горах Кавказа.
Питались аланы мясными и молочными продуктами. Их переход к земледелию начался только на рубеже IV-V веков, после того, как они осели в долинах Северного Кавказа. Подобно другим кочевникам, у аланов не было постоянного молельного места (строения). Они молились воткнутому в землю кинжалу. Перешедшие к оседлому образу жизни аланы со временем принимают христианство, но формально. После переселения в горы у них произошла фактическая реанимация древних верований (язычества).
Пришедшее на Кавказ аланы не претерпели этнических изменений. Основной показатель этничности – язык – у среднеазиатских мигрантов существенно не изменился. Происходило лишь внедрение (инфильтрация) различных этнических единиц в аланский этнос, что мы ни в коем случае не можем рассматривать как этногенезный процесс, поскольку это был обычный, характерный для этнической истории процесс.
Что касается этнической культуры, естественно, она изменилась под влиянием новой, непривычной природно-географической среды, а также с переходом от кочевничества к оседлости. С возникновением новых традиций, быта и культуры не произошло и не могло произойти формирование нового этноса. Язык аланов существенно не изменился, этнос выжил, сохранил себя (речь идет только о той группе аланов, которая обосновалась на Кавказе и формирование которой произошло вдали от Кавказа, в Средней Азии).
Таким образом, совершенно очевидно, что этногенез аланов, произошел на территории Средней Азии. Хотя, у них не было постоянного ареала расселения. Они кочевали сначала по среднеазиатским просторам, затем – в степях Евразии, а кавказцами они стали значительно позже, в IV-V веках, но не горскими, а равнинными кавказцами.
Ныне потомки алан – осетины являются кавказцами. Не только потому, что они живут на Кавказе, но и потому, что, как это достоверно установлено, у них этническая культура была и есть кавказская, особенно это касается их материальной культуры и хозяйственного быта. И это вполне понятно, поскольку указанные компоненты этнической культуры формируются в основном под влиянием природно-географической среды.
2. Этническая история
Аланы – мощный полиэтнос, в составе которого взаимодействовали аорсы, савары-северы и другие народы Скифии (Сарматии). Они появились на территории овременной Украины I в. до н.э. и I в. н.э. Их как обитателей земель «к северу от Истра» (т.е. Дуная) упоминают римский историк Плиний Старший и философ Сенека. Перекочевка алан значительно изменила историческую и этническую картину Европейской Сарматии. Под их давлением языги ушли на запад, в междуречье Тисы и Дуная, а новые пришельцы создали у римских границ военно-политическое объединение, известное в науке как «царство Фарзоя и Инисмея». Имена этих сарматских царей помещены на монетах Ольвии, которая определенное время находилась либо под протекторатом сарматов, либо в союзе с ними. О существовании по соседству с Ольвией объединения аланов и о каких-то связях между ольвиополитами и сарматами свидетельствует недавно найденный обломок ольвийского декрета, где говорится о посольстве ольвиополитов к «Умабию… величайшим царям Аорсии». Не исключено, что несохранившиеся имена этих царей были именами Фарзоя и Инисмея.
Этимологию этнонима «аланы» современная наука рассматривает как эквивалент термина «arya», что соответствует общему наименованию древних индоиранских народов, которое, по-видимому, служило своеобразной национальной идеей в новом племенном объединении. Это этническое объединение было основано на общей культурной, экономической и идеологической платформе. Не случайно уже во II веке, то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура, отличающаяся поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. В североиранском мире наступает аланская эпоха.
Оттесненный аланами на запад и юг, авангард сарматских племен столкнулся с зоной влияния Римской империи, что повлекло за собой не только военное противостояние с последней, но в дальнейшем, и сотрудничество с ней. Под влиянием передовой для своего времени сарматской военной технологии происходит полное изменение не только вооружения, но и тактики боя в римской армии. Сарматские катафрактарии – закованные в броню всадники и кони, впоследствии явятся прообразом средневековых рыцарей. Уже с конца II в. н.э. роксоланская конница несет пограничную службу на Британских островах, защищая рубежи империи от непокорных Риму кельтских племен. Влияние военного искусства и культуры сармато-алан ощутили на себе и соседствующие с ними германские племена. Исследователи не раз обращали внимание на поразительное сходство между скифо-сарматским наследием, британской легендой о короле Артуре и эпосом осетин, представляющих собой один из последних этнических осколков скифо-сармато-алан.
Ко II в. н.э. на дальнем востоке Азии происходили какие-то серьезные передвижения кочевых племен, явившиеся началом «Великого переселения народов». Устойчивый этнический массив североиранцев начинает тесниться молодым союзом тюркских племен, сдвинувшим собой с насиженных мест многие народы. В III в. н.э. сармато-аланы Северного Причерноморья сталкиваются с остготским союзом германских племен, а уже в конце IV в. н.э. орды тюрок гуннов, возглавляемых грозным Аттилой, перейдя Волгу, громят гото-аланский союз, увлекая большую его часть в Западную Европу. Так, на волне «Великого переселения народов» аланы попадают на север Италии, на территорию Франции и Испании. Теснимые гуннами, в союзе с вестготами и вандалами они впоследствии проникают на Север Африки, в Карфаген, где к VI в. теряются их следы. Но осталась память. Этноним «алан» получил в Европе широкое распространение не только в форме личного имени, но и в топонимике. Богатое духовное наследие североиранцев сохранилось в фольклоре и этнокультуре тех народов, с которыми алан свела историческая судьба.
Оставшаяся на юге России часть аланского этнического массива располагалась в предгорьях и горных ущельях Центрального Кавказа, составляя по тем временам значительную военно-политическую силу. У них начинает складываться раннесредневековая государственность. Ученые отметили, что одновременное появление в разных частях Центрального Кавказа однотипных погребальных сооружений можно рассматривать как свидетельство образования в границах Алании VI-IX вв. еденной культурно этнической общности. Она занимала большую часть Северного Кавказа в эпоху средневековья.
На Северном Кавказе поселения алан, в большинстве своем основанные на местах ранее заселенных еще в кобанские, скифские, сарматские времена, быстро развивались. Одно из таких поселений, по мощности оборонительных сооружений не имеющее отечественных аналогов, археологи выявили на территории селения Зилга, недалеко от Владикавказа. Ученые установили, что Зилгинское городище существовало в II-V вв н.э.
Постепенно Алания обретает солидный международный вес. Этому немало способствовали ее военная мощь и выгодное географическое положение. Через ее территорию проходили важные торговые пути, а также дороги военно-стратегического значения. В VI веке по территории Алании была проложена трасса Великого шелкового пути. Благодаря международной торговле в казну Алании поступал немалый доход и, кроме того, она смогла установить тесные связи со многими государствами. Современники считали Аланию страной, полной «всяческих благ», в которой есть «много золота и великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородный камений».
Аланы занимались скотоводством, не изменяли традиции коневодства. Страна была также очень богата хлебом. Археологи выявили ямы для хранения зерна, а также серпы, зернотерки и ступки с пестами. Аланы, как в свое время и скифы, были хорошими пчеловодами. Из меда они делали хмельной напиток – ронг, который широко упоминается в осетинском эпосе о нартах.
Бурная история тех лет ускорила начавшиеся раннегосударственные процессы. Участие в арабо-хазарских войнах, дипломатическое и военное сотрудничество с Византией и Грузией сплотило аланскую военную аристократию, подтолкнув ее к социально-экономическим переменам в обществе. В начале X в. Алания официально принимает христианство. Византийские, грузинские и арабские хроники отмечают наличие у алан сильной царской власти, разветвленной сети городов и крепостей, замков и церквей. Описание средневековой Алании немногим отличается от описания современной ей Руси, Грузии, Болгарии.
Могущественные средневековые государства искали с ней политического союза, а правители их почитали за честь породниться с царями Алании. Последние состояли в родстве с византийскими императорами, хазарскими, грузинскими, армянскими, абхазскими царями, древнерусскими князьями. В престижном списке государств, с которыми Византия поддерживала дипломатические отношения, Алания располагалась выше Хазарии и Руси. Если грузинские, абхазские и другие кавказские правители получали от византийского императора приказания, то царь Алании признавался самостоятельным государем и именовался его «духовным сыном».
При этом Алания сохраняет устойчивые связи с родственным населением Северного Причерноморья, отмечаемого древнерусскими летописями под этнонимом ясы (аланы). Этим же временем фиксируют ученые окончательное формирование Нартовского эпоса алан-осетин.
Нартовский эпос осетин является выдающимся памятником культуры скифской древности и аланского средневековья. В виде мифов запечатлевший историю древнего народа, начиная от родового строя и кончая постигшей его трагедией в результате монголо-татарского нашествия, он уходит корнями в эпоху ариев. Сказания о нартах, под именем которых выступают сами создатели эпоса, в образной форме отражают модель мира, мировоззрение, жизненный уклад и общественное устройство предков осетин. Образы героев-нартов вызывают ассоциации с реально существовавшими историческими героями, следовавшими тому же кодексу чести. Настоящий мужчина – это доблестный воин, воздержанный в пище и уважающий женщину. Воина, обладающего этими качествами, нарты ставят на самую высокую ступень социальной лестницы. Они не прощают обид и держат слово.
В исторических хрониках V-VII вв. аланы нередко упоминаются в числе «письменных» народов. Сохранились сведения, позволяющие предполагать, что церковная служба проходила на аланском языке, а следовательно, существовали переводы богословской литературы. В частности, на это наталкивают относящиеся к IX веку слова создателя славянского письма Константина-Философа (в монашестве Кирилл), который упоминает алан в числе народов, «имеющих письменность и славящих Бога на родном языке».
Монголо-татарское нашествие XIII-XIV вв. полностью подорвало государственность алан. Аланы первыми попали под колесо грозных завоевателей, первое столкновение с которыми произошло в 1222 году. Оно окончилось поражением алан (обманутых своими союзниками – половецкими ханами), но не покорением их. Несметное войско Чингисхана после его смерти возглавил внук – Батый, который в 1238 году и приступил к покорению Алании. Три месяца осаждал он ее столицу в 1239 году, и в конце концов город Магас пал. Однако это горестное событие не образумило аланских князей, не побудило оставить свои распри и встать стеной за свою страну. В результате, несмотря на отчаянное сопротивление ее жителей Алания была разгромлена по частям. На территории ее было создано монголо-татарское государство Золотая Орда, в состав которой вошли и покоренные аланские княжества.
Одна часть алан, укрепившись в тесных ущельях горной Алании, неустанно беспокоила завоевателей, совершая набеги на их поселения, другая навсегда покинула родину. Этому исходу обязаны своим происхождением, например, венгерские ясы. Еще ученные отметили, что начиная с XIII в. крымские аланы или асы многократно упоминаются в письменных источниках. Последний этноним (название народа) с полным основанием сопоставляется с ясами (так в русских летописях именовали алан) и потому отождествляется с аланами. Внезапное открытие авторами средневековых сочинений крымских алан на фоне предшествующего долгого умолчания вряд ли случайно. Создается впечатление, что в Крым с Северного Кавказа приблизительно в начале XIII в. переселилась какая-то группа алан. Сугубо гипотетически, основываясь лишь на совпадении дат, можно предположить, что эта миграция произошла в результате или в связи с угрозой монголо-татарского нашествия.
В первой половине XIII в. христианский миссионер епископ Феодор по дороге в северокавказскую Аланию прибыл морем в Херсон (так в средние века назывался древний Херсонес, руины которого расположены близ современного Севастополя). Преследуемый врагами, он бежал и нашел приют в аланском селении, расположенном неподалеку от города. «Близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана города», – пишет Феодор. Чуть выше он называет этих алан «малыми». Сведения Феодора кажутся особенно достоверными в свете того факта, что он, в конце концов, добрался до кавказской Алании и, следовательно, имел возможность сравнивать жителей Крыма и Кавказа. Вероятно, в результате такого сравнения он назвал крымских алан «малыми», в отличие от гораздо более многочисленных, но родственных им жителей Северного Кавказа. Благодаря свидетельству Феодора становится ясно, что аланы концентрировались в Юго-Западном Крыму, где охраняли подступы к Херсону.
Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу XIV в. Абу-аль-Фиде (Абульфеда). «Керкер или Керкри…находится… в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени асов… Керкер находится на север от Сары-Кермена; между этими двумя местами один день пути». Благодаря довольно точным топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что Керкер (у других авторов часто – Кырк-Ор) – это знаменитый «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая. Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные авторы именовали Херсон. Таким образом выясняется, что аланы, как и в XIII в., населяли Юго-Западный Крым и обладали одной из мощнейших на полуострове крепостей.
На Кавказе судьба алан развивалась трагично. Взяв штурмом столицу Алании монголы оккупировали ее предгорные территории. После них началась разруха и междоусобица, хорошо знакомая нам по аналогии с русской историей. Монголы умело травили один народ на другой, разделяя их и властвуя. Но аланы не раз пытались освободиться от монгольского ига, поднимая восстания. Центром одного из них явился крупный аланский город Дедяков. Однако все выступления закончились неудачей.
В конце XIV века на аланских землях произошло грандиозное сражение между Золотой Ордой и среднеазиатским завоевателем Тимуром. Тимур разгромил Тохтамыша – хана Золотой Орды – и затем обратил свой меч против алан, довершив процесс геноцида огромного народа, окончательно подорвав аланскую государственность. Неслыханное бедствие постигло древний народ с развитой цивилизацией. Он потерял былой уровень экономического и общественного развития. Как будто и не было у него многолюдных городов и оживленной торговли. Как будто всего лишь привиделись ему и единая его могучая держава, и необъятные просторы гор и равнин, их несметные богатства. Выбитый из привычного круга передовых стран того времени и изолированный от них, он был ограничен при этом и во внутренних своих связях. Запертый в горных ущельях и забытый всеми, он должен был начать все сначала. Потянулся мрачный период выживания и тяжелой борьбы за существование. Остатки некогда сильного народа закрепившиеся на своей последней территории – в горных ущельях Центрального Кавказа, фиксируемые грузинскими хрониками как «оси», а с XVIII в. русскими как «осетины» они сохранили до наших времен свой уникальный североиранский язык, и свою уникальную тысячелетнюю культуру.
Нужно отметить, что аланская диаспора Венгрии сохраняет свой язык и культуру до XVIII в., а крымские аланы доживут до позднего средневековья, населяя два региона Крыма. Один из них – густо заселенный с центром в Кырк-Оре – Чуфут-Кале – локализуется в Юго-Западном Крыму, другой, менее значительный – в юго-восточной части полуострова. Отдельные группы алан расселились в Крымской степи. В XVI в., после захвата Крыма турками, аланы, по-видимому, принимают участие в этногенезе крымских греков и крымских татар (горная этнографическая группа), утрачивают свои этнические особенности и перестают существовать как этнос.
Заключение
Изучая этногенез и этническую историю аланов, мы узнали, что аланы – ираноязычные кочевые племена сарматского происхождения, восточной подгруппы иранских языков. Первоначально аланы обитали на Кавказе; оттуда они, будучи прекрасными наездниками и стрелками, распространили свои владения к северу до Дона и часто предпринимали набеги в Армению и Малую Азию.
Около 375 г. они присоединились к великому движению народов на Запад и затем в 406 г. в союзе с суевами и вандалами вторглись в Галлию. Часть их, поселившаяся в местностях южнее Луары, в 451 г. появляется в числе союзников Аэция в его борьбе с Аттилой и была позже мало-помалу уничтожена. Другая часть в 409 г. перешла в Испанию, была там разбита соединившимся с римлянами вестготским королем Валлией (418 г.) и оттеснена в Лузитанию, где упоминания о них с течением времени исчезают. В Верхнюю Италию толпы аланов вторглись еще в 464 г., но были разбиты Рисимером.
В эпоху Великого переселения аланы были единственным негерманским народом, создавшим в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. В эпоху Великого переселения аланы были единственным негерманским народом, создавшим в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Аланы жили также на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, аланы на Западе потеряли родной язык и вошли в состав других народов.
Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье – адыги, в зоне центральнокавказских перевалов – горные грузинские племена, далее к востоку – предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана. Считается, что к концу V – началу VI в. здесь сложились две этнокультурные группы: западная – протодигорцы и восточная – протоиронцы. Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая – на территории современных Северной Осетии, Ингушетии и Чечни.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горных ущельях Центрального Кавказа и в Закавказье, где они ассимилировались с местным кавказским населением. В результате этого процесса окончательно сформировалась осетинская народность.
Список источников
1.#”justify”>2.#”justify”>.#”justify”>.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0% EB % E0% ED % FB Просмотрено 7.12.12 г.