- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 460,18 Кб
Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект
Министерство КУЛЬТУРЫ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "хАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ"
Факультет искусств, социально-культурной и информационной деятельности
Кафедра теории и истории культуры
Курсовая работа
По дисциплине: "История культуры"
На тему: "Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект"
Хабаровск
Оглавление
Введение
. Эстетика и философия готики
. Готическая архитектура
. Готический роман
. Гранд Вуд "Американская готика"
. Субкультура готов
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В настоящей работе речь пойдет о таком явлении как готика, о ее проявлении в разных категориях культуры начиная с 12 века. Данное исследование проводится для того, чтобы выяснить, что же именно объединяет произведения всех эпох, в чем их готическая специфика.
Нужно сказать, что целью данной курсовой работы являлся сбор и анализ всей доступной информацию о готике, а также выявления взаимосвязи между разными категориями готики в культуре.
В соответствии с целью работы необходимо было решить следующие задачи:
. Изучить все доступные книги и электронные источники, дающие информацию о возникновении и развитии готики, о представителях этого направления в разные века.
. Обобщить собранный материал и на его основе проанализировать феномен готики, выявляя при этом общие неизменные черты готического наследия.
Объектом исследования является 4 ярких проявления готики в культуре: средневековая готическая храмовая архитектура, готический роман 18 века, картина Гранда Вуда "Американская готика" и субкультура готов в 21 веке. Были выбраны именно эти феномены, так как с помощью них можно исследовать традиционные черты искусства готики и увидеть новшества в ее современном проявлении.
Предметом исследования является готика, её проявления в разные культурные эпохи.
. Эстетика и философия готики
Слово го́тика (от итальянского gotico – непривычный, варварский) – сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился на XI – XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин "готика" чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как "устрашающе величественный". Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Многие из исходных установок в эстетической теории романтики и готики были общими для обеих эпох. И в том и в другом случае в полной мере сохраняется тезис о примате сверхчувственной идеи, воплощаемой в чувственных формах, о возвышении души в запредельный мир сверхчувственной красоты, ведущем к постижению божества.
В применении к художественной практике за этим тезисом стоит необходимость следования архетипу и верность освященным правилам иконографии. Ключевой тезис средневековой эстетики – Бог как исходное начало красоты – выражен у Ульриха Страсбургского в главе "О красоте" (сочинение "Сумма о благе") в следующей формулировке: "Бог не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но, кроме того, он есть причина конечная всей красоты… как солнечный свет, разливаясь и производя сияние и цветы, есть то, что создает всякую телесную красоту".
Форма и свет – две категории, определяющие сущность красоты. "Сотворенные вещи… в соответствии с природным строем, сначала были бесформенны, ибо земля была "безвидна и пуста", а затем получили форму, когда дух Божий носился над водами, благостью и духовной красотой согревая и формируя ее". Из утверждений, высказываемых мыслителями XIII столетия, заслуживает быть отмеченным суждение Бонавентуры, который различает два понятия красоты, распространяя понятие прекрасного не только на изображаемый художником объект, но и на само исполнение, на его художественную сторону, причем, по его словам, оба понятия могут оцениваться отдельно, независимо от позитивных или негативных качеств объекта изображения. "Образ называется прекрасным, когда он хорошо написан… и тогда, когда хорошо изображает того, чей он образ… Так изображение дьявола называют прекрасным, когда оно хорошо изображает гнусность дьявола, между тем как сама гнусность остается гнусностью".
Еще одним важным эстетическим аспектом готического стиля является наделение большой значимостью фактора света (освещения).
Для фрески и для иконы функция реального физического света сводится к функции освещения.
Для мозаики реальный свет означает нечто большее: он содействует цветовой активизации и качественному преображению смальтового слоя. Еще существеннее роль света для витража: свет составляет его жизненную субстанцию, смысл и основу его существования – то двуединство, в котором материальность красок трансформируется в цветовые лучи, то есть в чистую цветовую энергию, преобразующую свет солнца в бесконечно-изменчивое красочное многообразие. И в данном случае должно быть подчеркнуто, что раскрытие в готике богатейших образных ресурсов витражного искусства (в менее развитых формах витражи применялись и в романскую эпоху) произошло не как следствие длительного спонтанного процесса, а в форме своеобразного скачка – как результат прямой инспирации со стороны руководителя строительства церкви Сен Дени, аббата Сугерия.
Наконец, как еще одно проявление практической эстетики может быть расценено новое, сравнительно с романской эпохой, отношение к архитектуре, сложившееся в эпоху готики и нашедшее свой отклик в ученых кругах. Исходным моментом здесь было реальное положение, которое заняла в ту пору архитектура, когда с особой отчетливостью выявилась ее главенствующая и организующая роль в общей системе пластических искусств, сильнейшее эмоциональное воздействие ее нового образного языка при чрезвычайном усложнении инженерно-технической основы. Архитектор оказался в центре созидательной деятельности своего времени. Грандиозность и конструктивная изощренность соборных построек потребовали от зодчих развитого творческого воображения, обширных знаний, высочайшего мастерства и чувства большой художественной и профессиональной ответственности.
Философия готической эпохи, традиционно именуемая временем зрелой схоластики, демонстрирует торжество умозрительного начала во всей его развитости и изощренности.
Грандиозные понятийные структуры возводятся на уровень высочайшей интеллектуальной сублимации, но при этом они метафизически отделены не только от живого потока жизни, но и от захватывающих эмоциональных импульсов и обострившегося чувства реальности – особенностей мироощущения, нашедших свой впечатляющий отклик в образах готического искусства.
Обращаясь к философии времен высокой готики, мы можем констатировать наличие признаков ее внутреннего родства с современным ей искусством в одном специфическом пункте. Речь идет о параллели между многосложными умозрительными построениями мыслителей-схоластов в форме всеобъемлющих энциклопедических "сумм", с их архитектонической завершенностью, и подчеркнуто "системными" качествами готической художественной концепции, наглядно выявившимися в ее главном порождении – во всеохватывающем образном комплексе городского собора, в последовательной логике его композиционного строя и в развернутой иерархии его программных и образных значимостей. Вряд ли в данном случае можно с полной уверенностью говорить о прямом и непосредственном воздействии мыслителей на зодчих и на мастеров других видов, – речь должна идти о возникшем на этом историческом этапе показательном сближении самих принципов мышления в сфере духовного и художественного действия.
готика скульптура живопись витраж
2. Готическая архитектура
"Готические соборы могут
служить в качестве настоящего
преобразующего инструмента, поистине
алхимического трансформатора
сознания, ведущего разум и душу к более
полному и пониманию, и ощущению бога…"
Даниэль Готье
Готика- это архитектурный стиль, пришедший на смену романскому стилю, начиная с XII века. Он господствовал по всей Европе вплоть до XV века, а в некоторых странах существовал и в XVI столетии.
Главными чертами готики были:
стремление вверх, легкость архитектурных форм;
большая высота строения;
стрельчатые арки; островерхие крыши;
большое количество скульптурных фигур;
большие окна с витражами;
преобладающие цвета витражей желтый, красный, синий;
В 12 в. аббат Сугерий, служивший в первом готическом соборе Аббатство Сен-Дени в Иль-де-Франс, написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где описал символичность всех элементов архитектуры готического собора. У него храм – это корабль, символизирующий Вселенную. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла обозначает Божественный свет. Созерцая витражи человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и "попадает" в имманентный, духовный, Божественный мир.
Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.
Мистическая роль треугольника – символа божественной гармонии – во взаимодействии с окружностями, радиусами и сегментами, сохранялась и в построении архитектурных деталей -трифолиев, квадрифолиев. Одной из важных особенностей Готики является слияние архитектуры и скульптуры, создающее множественность таинственных пластических образов. Готический собор наполнен пластикой снаружи и внутри.
Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.
В период Зрелой готики XIII в., храм уже не только место для богослужения, но и место для разыгрывания театральных представлений, диспутов студентов, академических лекций и заседаний городского совета. Шло время, росли города, и нужно было чтобы храм смог вмещать всех жителей. Тогда архитекторы решили создать новую конструкцию, дабы не утолщать стены и не делать сооружение массивным. Стали применять стрельчатые своды и особую систему нервюр, благодаря которым нагрузка распределялась равномерно. Применение опорных столбов позволило расширить пространство храмов, за счет того, что на них приходилась вся тяжесть свода. Стали делать широкие окна, которые украшались разноцветными витражами.
Поздний стиль готики – 14-15вв. – так же еще называют Пламенеющей готикой. Архитектурные детали в этот период, имевшие на первых стадиях формирования и развития готического стиля конструктивное значение, окончательно утрачивают тектоничность и превращаются в прихотливый узор, каменную паутину, заполняющую поверхности вимпергов, тимпанов, оконных проемов. Особенно примечательны извилистые линии такого узора южной розы собора в Санлисе, западного фасада церкви Св. Троицы в Вандоме (XV в.) и церкви Сен-Уан в Руане (XIV-XV вв.) Для поздней Готики характерно устремление мастеров к дематериализации формы, преодолению естественных, природных свойств материала: камня, дерева. Так же характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Стихийное, органическое начало в результате действия деструктивных тенденций, соединяется в "пламенеющем стиле" с возросшим интересом к живой природе, развитием . Спирально закрученные шпили-фиалы и звездчатые переплетения нервюр сводов производят впечатление фантастических растений, но не являются простой стилизацией. Среди множество красивых соборов готики следует отметить подлинный шедевр романско-готической архитектуры собор Нотр-Дам де Пари. Он был воздвигнут в 1880 году французскими архитекторами в городе Хошимине. На его строительство ушло 17 лет. Главными создателями собора являются два архитектора – Жан де Шель и Пьер де Монтрей, хотя в ходе строительства собора принимало участие множество других архитекторов. Материалы, из которых построен собор, были полностью доставлены из Франции.
Собор представляет собой пятинефную базилику. Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, чей диаметр достигает 13 метров. Фасады собора богато украшены скульптурами, среди которых фигуры Христа, апостолов и Девы Марии. Однако чаще с собором ассоциируются другие его декоративные элементы – многочисленные скульптуры химер, расположенные на верхней площадке собора в основании башен. В Средние века химер на соборе не было, их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк.
Внутри Парижского собора: прекрасные, приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими чёткими окнами, над которыми парит легкий крестовый свод. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. В сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, снабжённая мощным каменным каркасом, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой, в соответствии с общим характером фасада.
Так же следует отметить Шартрский собор. Место, на котором находится собор, начиная с времен Римской империи, использовалось для культовых сооружений. Здание, которое мы видим сегодня, стало по счету шестым, возведенным на Шартрском холме взамен уничтоженных пожарами. Возведенный всего за 31 год (1194-1225 гг.) собор явился воплощением полного триумфа готики в архитектуре.
Собор представляет собой трехнефовую базилику, к западному фасаду которой примыкают две башни. Сооружены они были в разное время, поэтому сильно различаются между собой. Главное богатство и гордость собора – уникальные витражи, общей площадью почти 2700 кв.метров. Многие из них датируются XII-XIII веками и выполнены из стекла удивительно чистых и насыщенных цветов. На них изображены картины самой разной тематики, начиная от библейских сцен и заканчивая фигурками меценатов, пожертвовавших деньги на создание витражей.
На полу в центе собора выложен кольцевой лабиринт 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу. Длина правильного пути по нему составляет 258 метров и равняется пути Христа на Голгофу. Верующие двигались по лабиринту на коленях, читая молитвы, что так же символизировало паломничество в Иерусалим.
Готика придала новый облик средневековой Европе. Ее влиянию подверглась не только архитектура, но и живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда. Практически все было отмечено печатью стилистического единства. Под влиянием готики находилось и книжное искусство, расцвет которого пришелся на XIII – XIV века. Готическая эпоха являлась периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время впервые в истории стали культивироваться идеалы духовной любви, возникла лирическая поэзия и музыка. В Средневековье активно развивалось искусство светской живописи, которое в основном проявлялось в портрете. Но все же первое, что приходит в голову при упоминании готики – это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории зодчества.
. Готический роман
Готический роман как жанр литературы появился в XVIII в. Готический роман – это произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический "чёрный роман" в прозе с элементами сверхъестественных "ужасов", таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в средневековой англоязычной литературе.
Готический роман отличают следующие черты:
. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.
. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами – соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли "чувствительностью". Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.
Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.
Первым в истории английского литературоведения подобным произведением принято считать "Замок Отранто" Гораса Уолпола (1717 – 1797). Роман был опубликован в 1764 году. Несмотря на то, что жанр готического романа в следующие годы приобрёл невероятную популярность, сам "Замок Отранто", судя по отзывам многочисленных критиков и ценителей, не представляет собой большой художественной ценности, это просто шаг к развитию жанра.
Хотя многие места "Замка Отранто" покажутся современному читателю откровенно смешными, роман вполне органично вписался в литературную строку того времени. Авторы более поздних произведений готической литературы, благодаря этому образу, начали широко использовать элементы, изобретённые Уолполом. Старые замки, старые картины, старые истории. Уолпол и его последователи описывали то Средневековье, которое никогда не существовало, Средневековье мифическое, Средневековье в стили Camp – любви к ненастоящему, культу искусственного, превалирование стиля над содержанием, эстетики над моралью. Примерно таким же образом современное направление готов в качестве идеала используют мифический вариант викторианской эпохи истории Англии с тем чтобы, дать простор своей фантазии, или же выдвигают модель ещё более фантастического будущего.
После удачного начала культ готического романа на несколько лет ушел в тень, пока в 1777 году Клара Рив не издала роман "Старый английский барон", первоначальное заглавие которого было "Защитник добродетели". В этом повествовании заслуживает внимания попытка объяснить в финале нагромождение таинственных явлений естественными и правдоподобными причинами.
Рассматривая сам жанр готического романа, нельзя не упомянуть об Энн Радклифф (1764 – 1823), которая и поныне считается непревзойдённым мастером жанра. В её произведениях, впрочем, все элементы сверхъестественного рано или поздно получают разумное объяснение. Самым известным ее романом являются "Тайны Удольфо", опубликованный в 1794 году. К известным готическим атрибутам, любимым предшественниками, миссис Радклифф добавила очевидное и почти гениальное ощущение чего- то неземного в пейзаж и события; каждая деталь обстановки и сюжета участвует в искусном создании ощущения безмерного ужаса, который она имела целью внушить читателям. Несколько мрачных деталей типа цепочки кровавых следов на лестнице в замке, стон из глубокого подземелья, странная песенка в ночном лесу становились яркими образами, предвещавшими надвигающийся кошмар, и эти образы оставили далеко позади причудливые и подробные описания других авторов. К тому же эти образы не стали менее убедительными, оттого что в конце объясняются естественным образом. Миссис Радклифф написала шесть романов: "Замки Атлин и Данбейн" (1789), "Сицилийское сказание" (1790), "Сказание о лесе" (1792), "Удольфские тайны" (1794), "Итальянец" (1797) и "Гастон де Блондевиль", написанный в 1802 году, но впервые опубликованный после смерти автора в 1826 году.
Из бесчисленных последователей миссис Радклифф самым близким ей по духу и методу был американский романист Чарльз Брокден Браун. Подобно ей, он портил свои создания логическими объяснениями; но, подобно ей, владел умением создавать жуткую атмосферу сверхъестественного, которая придает его ужасам пугающую жизненность, пока они остаются необъясненными. Отличается он от миссис Радклифф тем, что не соблюдает готическую декорацию, выбирая современную Америку для своих повествований, однако это не распространяется на готический дух и тип события. Известным его произведением является "Виланд", изданная в 1798 году.
Одним из самых знаменитых среди жанра готических романов стал "Монах" Мэттью Грегори Льюиса, публикованный в 1796 году. Надо сказать, что роман стал настолько популярным, что сам автор получил прозвище "Монах". Юный писатель пропитавшийся диким тевтонским фольклором обратился к ужасу более жестокому и в результате был написан шедевр с реальным кошмаром, в готическое содержание которого добавлено много мерзости. Его сюжет описывает испанского аббата XVII века, известного своей добродетелью и правильностью. Амброзио – так зовут героя, – не смог устоять перед прелестями молодой красавицы Матильды, оказавшейся самым что ни на есть настоящим дьяволом в человеческом обличье. С этого момента жизнь Амброзио всё больше полнится пороком, преступлениями и чёрной магией. Кульминацией становится изнасилование некогда праведным аббатом своей родной сестры и убийство матери.
Но одно великое достижение автора стоит подчеркнуть особо, он никогда не объясняет естественными причинами свои призрачные видения. Ему удалось разрушить традицию, заложенную миссис Радклифф, и расширить границы готического романа. Но Льюис написал много больше, чем одного "Монаха". Его драма "Замок – привидение" относится к 1798 году, а позднее он нашел время, чтобы создать баллады "Ужасные истории" (1799), "Чудесные истории" (1801).
Из всего его обильного и разнообразного наследия можно выделить шедевр литературы ужаса – "Мельмот- скиталец" (1820) Чарльза Роберта Мэтьюрина (1782 – 1824). В нём котором готическое повествование подняло на такую высоту сверхъестественный ужас, какой до тех пор не знало. Обрамление этой истории довольно неуклюжее; включено много лишних скучных эпизодов, повествований внутри главного повествования, вымученных совпадений, но в отдельных местах этой бесконечной путаницы слышен пульс той силы, которая еще никогда не проявлялась как неотъемлемая суть человеческой природы, а понимание глубинных источников активного космического ужаса и белое каление авторской симпатии к людям делают книгу скорее правдивым документом эстетического самовыражения, чем обыкновенным умным произведением искусства.
Другие писатели, тяготевшие к готической традиции и европейской жизни, предпочли следовать по пути, проложенному Уолполом. Среди бесчисленных авторов литературы ужаса в те времена можно упомянуть теоретика утопической экономики Уильяма Годвина. Следом за знаменитым, пусть не сверхъестественным, но все же несущим на себе некоторые черты литературы ужаса "Калебом Уильямсом" (1794) выпустившего в свет нарочито мистического "Сент – Леона" (1799), в котором тема эликсира жизни, добытого воображаемым тайным орденом розенкрейцеров, подана простодушно, но убедительно. Кое-что из учения розенкрейцеров, своей таинственностью привлекавших к себе всеобщий интерес, можно найти у модного шарлатана Калиостро и у Френсиса Баррета в "Маге" (1801), любопытном и небольшом трактате о принципах и ритуалах оккультизма, перепечатанном в 1896 году, у Рейнольдса, написавшего "Фауст и демон" и "Вагнер и оборотень". Однако Годвин был слишком учителем и мыслителем, чтобы создать истинный шедевр литературы ужаса.
Неподражаемый и всем известный "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1817) Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797-1851) стал классикой литературы ужаса. Сюжет "Франкенштейна" можно назвать откровенно романтическим: несчастный монстр мстит своему создателю за абсолютное одиночество и отверженность, на которые тот его обрёк. Миссис Шелли написала еще романы, в том числе довольно известного "Последнего человека", однако повторить успех ей не удалось.
Тогда же сэр Вальтер Скотт часто задумывался о сверхъестественном, пропитывая им свои романы и стихи, а, иногда, сочиняя отдельные повествования типа "Комната, завешанная гобеленами, или Рассказ странствующего Вилли" в "Красной рукавице", где призрачное и дьявольское становится еще убедительнее благодаря нелепо-уютной атмосфере и обыденной речи. В 1830 году Скотт опубликовал "Письма о демонологии и колдовстве", которые до сих пор являются нашим лучшим собранием европейского фольклора о ведьмах.
Томас Мур тоже присоединился к авторам литературы ужаса, написав поэтического "Алсифрона", позднее переделанного в роман "Эпикуреец" (1827). Хотя речь идет всего лишь о приключениях молодого афинянина, одураченного египетскими жрецами, Муру удается создать настоящую атмосферу сверхъестественного ужаса, когда речь заходит о подземных лабиринтах под святилищами Мемфиса.
Фредерик Марриет писал не только рассказы типа "Оборотня", но и был автором знаменитого "Корабля-призрака" (1839), основанного на легенде о "Летучем голландце", призрачном и проклятом корабле, который вечно бороздит море возле мыса Доброй Надежды. В то же время появились истории о сверхъестественном Чарльза Диккенса – например "Сигнальщик". Рассказ о грозном предостережении, в основе которого самый обычный материал, изложенный столь правдоподобно, что он может быть отнесен в одинаковой мере к нарождавшейся психологической и умиравшей готической школе.
Стоит подчеркнуть, что одним из самых одарённых авторов готических историй стал американский поэт Эдгар Аллан По (1809 – 1849). Такие рассказы Эдгара По, как "Лигейя" и "Падение дома Ашеров", заслуженно были причислены к лику шедевров мировой литературы.
Одновременно поднималась волна интереса к спиритуалистическому шарлатанству, медиумизму, индуистской теософии и прочим подобным вещам, собственно, как и в наши дни; так что количество историй о сверхъестественном, укорененном в "психологии" или псевдонауке, было довольно значительным. За это отчасти ответственен популярный Эдуард Булвер-Литтон; однако, несмотря на огромные дозы напыщенной риторики и пустой романтики, его успех в создании некоего странного очарования отрицать нельзя. В "Странной истории" (1862) Булвер-Литтон демонстрирует определенно возросшее мастерство в создании сверхъестественных образов и настроений. Роман, несмотря на подавляющую длиноту, имеет отлично разработанный сюжет, поддержанный вовремя происходящими случайностями, и псевдонаучную атмосферу, которая удовлетворяла вкусам рациональных и важных викторианцев.
Романтическая, полуготическая и квазиморалистская традиция продолжалась чуть ли не до конца девятнадцатого столетия благодаря таким авторам, как Джозеф Шеридан Ле Фаню, Уилки Коллинз, Генри Райдер Хаггард (автор великолепного сочинения "Она"), Артур Конан Дойл, и Роберт Луис Стивенсон, который, несмотря на ужасное тяготение к изящным маньеризмам, создал классические произведения "Маркхейм", "Похититель", и "Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда".
Как произведение литературы ужаса стоит отметить знаменитый "Грозовой перевал" (1847) Эмили Бронте с его сумасшедшими, открытыми ветрам йоркширскими пустошами и порожденной ими жестокой извращенной жизнью. Хотя изначально была задумана история о человеческой жизни и страстях, пребывающих в конфликте и агонии, ее эпический космический размах не оставляет в стороне и внеземной ужас. Сверхъестественный ужас, описанный мисс Бронте, не просто отклик на готический роман, но и соответствующее по напряженности отражение человеческой реакции на неведомое. В этом отношении "Грозовой перевал" стал символом перехода от одной литературной традиции к другой и свидетельством становления новой школы.
Во второй половине девятнадцатого века литературная готика приобретает всё большую силу. Лишённая откровенной наивности ранних готических романов, избавленная от иллюзий и стереотипов романтизма, готика теперь органично вливается в новое, невероятно популярное культурное направление -декаданс.
В этот период, в 1989 году, свет увидел самый знаменитый на сегодняшний день вампирский роман – "Дракула" Брэма Стокера. Широкой публике известно, что это произведение претерпело более сотни экранизаций, а его главный антигерой – легендарный вампир граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей жанра "хоррор".
Таким образом, литература является важной составляющей в формировании готического мировоззрения. Образы фильмов во многом определили внешний вид готов. В особенности это касается "готов – вампиров". А, к примеру, "кибер – готы" выдвигали модель фантастического будущего, основываясь в первую очередь на романе Гораса Уолпола "Замок Отранто". Иными словами, как литература, так и кинематограф служат для представителей готической субкультуры источником вдохновения и являются своеобразными путеводителями по жизни.
. Гранд Вуд "Американская готика"
Несмотря на отнесение к риджионализму (от англ. regional – местный) – художественному направлению в американской живописи 1930-ых годов, характеризующееся отображением в произведениях "духа" того или иного культурного региона – картина "Американская готика" (1930) Гранда Вуда, несет в себе определенно ярко выраженные черты готики.
Гранд Вуд (1891 – 1942) родился в Анамосе, штат Айова. Большую часть жизни он провел на Среднем Западе, где преподавал живопись и рисование в средней школе г. Сидар-Рапидс. Вуд был воспитан в сельских традициях Среднего Запада, что не могло не отразиться на его творчестве. Он несколько раз побывал в Европе. Во время поездки в Германию он познакомился с северно-готическими произведениями 15 века и примитивистскими работами ранних фламандских мастеров. Там же Вуд встретился с представителями современного искусства в рамках течения "Новая объективность", которое отвергало развивающийся тогда абстракционизм в пользу более реалистичного направления. По возвращению в Айову Вуд использовал элементы этих стилей при создании своих картин, изображающих сельскую жизнь в Америке.
Картина "Американская готика" была представлена широкой публике в 1930 году на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи восприняли картину как довольно профессиональную карикатуру и благодушно наградили художника бронзовой медалью. По настоянию хранителя музея картину Институт Искусств приобрел, где она и остается по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити.
На картине "Американская готика" изображены мужчина и женщина со значительной разницей в возрасте. Очевидно, что это сельские жители, возможно супружеская пара, а может быть отец и дочь. Мужчина смотрит прямо на зрителя со строгим, бескомпромиссным выражением, сжимая в правой руке вилы, которые можно просмотреть в швах на одежде. Так же контур вил можно увидеть в окнах дома на заднем плане. Взгляд женщины мягче и устремлен куда-то в сторону. Но выражение ее лица отстраненное, напряженное и выдающее беспокойство. Внешний вид героини очень сдержанный и даже суровый. Женщина одета в типичный для 19 века передник. И тем не менее некоторые детали, такие как выбившийся локон из идеальной прически или декоративная камея на шее, ее горшки с цветами за спиной говорят, что у неё есть присущие любой женщине мечты и желания. Вуду удалось передать непривлекательность героев – плотно сжатые губы и тяжелый, вызывающий взгляд мужчины, его локоть выставленный перед женщиной, ее стянутые волосы. Композиция картины напоминает американские фотографии конца 19 века. Пуританская сдержанность персонажей во многом соответствует реализму, характерному для европейского течения 1920-ых годов.
Но, несмотря на всю глубину, яркую самобытность и высокий художественны уровень, по началу Американская готика вызвала только всеобщее осуждение, если вообще не завоевала дурную славу. И критики, и зрители восприняли картину крайне негативно. В таком суровом, нелицеприятном изображении главных героев люди видели насмешку над простыми жителями американской глубинки. Разницу же в возрасте мужчины и женщины трактовали как инцест, а жестокое выражение на лицах, как аллюзию на семейную тиранию, однако, этот момент сам Вуд никак не комментировал. Маленькие же дети смотря на картину боялись дедушку с вилами, да и пожилая дама рядом симпатии не вызывала. А белый домик на фоне считался у детей аналогом "черной-черной комнаты" – они были уверены, что на чердаке, наверняка спрятан труп. На деле же художник хотел всего лишь показать типичных американских сельских жителей: суровые вытянутые лица изображенных вторят вертикальным линиям здания плотницкой готики на их фоне, а вилы намекают не на что-то жуткое, а всего лишь на тяжелый фермерский труд.
Источником вдохновения для создания картины были не люди, а небольшой белый дом с остроконечной крышей и единственным готическим окном в стиле плотницкой готики на Юге Айовы. Строение было таким простым и таким похожим на характеры тех американцев, которых он знал. Увиденное глубоко впечатлило художника, и он захотел изобразить этот дом и людей, которые, по его мнению, могли бы в нем жить. Сестра художника Нен послужила моделью для женщины, а прототипом самого фермера стал Байрон Мак Киби, зубной врач художника. Вуд писал дом и людей по отдельности, т.е. сцены, как мы ее видим на картине, никогда не было ы действительности. Так в процессе написания картины был нарисован шпиль церкви, как показатель того, что эти люди примерные прихожане. А красного амбара не было рядом со зданием. Его присутствие указывает на род занятий, так же, как и растения в горшках за плечом женщины. Однако, несмотря на первоначальную негативную реакцию, во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев. "Все мои картины изначально возникают как абстракции. Когда в моей голове возникает подходящая конструкция, я осторожно приступаю к приданию задуманной модели сходства с природой. Однако я так боюсь фотографичности, что, видимо, останавливаюсь слишком рано" – высказывался Вуд о своем творчестве.
Уже без малого столетие полотно Гранда Вуда не теряет популярности. Американская готика стала настолько известной, что картину узнают даже те, кто никогда в жизни не интересовался изобразительным искусством. Отчасти этому способствовала эксплуатация изображения современной массовой культурой. Удивительно, что не смотря на свою мрачность, Американская готика стала самой пародируемой картиной наряду с Джокондой Леонардо Да Винчи и Криком Эдварда Мунка.
. Субкультура готов
В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека. В данном случае, прежде всего, я имею представителей различных молодежных субкультур: панков, эмо, готов, фриков, скейтеров, альтернативщиков, анархистов и др. Субкультура готов – практически самая загадочная и необычная из всех существующих в наше время. Готы являются одной из исторически первых, сформировавшихся и одной из самых многочисленных субкультур. Хотя сложно объединить всех готов в одно, понятное всем, субкультурное крыло. Уж слишком велик разброс мировоззрений и культурных пристрастий, но тем не менее их сплотила особая "готическая" или как ее еще называют "темная" атмосфера. Ее сложно передать, нужно ее просто прочувствовать и осознать.
Главное отличие гота от обычного человека – это особенные "готические" жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, "carpediem" – латинское выражение, означающее "живи настоящим", гласит что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли.
Готы (англ. Goths – варварский, грубый) – индивидуалисты. Если сказать проще – одиночки. Они отделились от общества, у них своя жизненная философия, своя музыка, литература, мировоззрение. Они по сути романтики, хотя понятие романтизма у них свое собственное.
В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк как стиль стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну. Аудитория не отставала от своих кумиров в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать как "темный панк". "Темные панки", предшественники современных готов, были близки по идеологии к своим прямым предтечам – панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. На прямую связь указывает хотя бы то, что до сих пор используемый девиз готов "Goth’s Undead" напрямую перекликается с девизом панков "Punks Not Dead". Имидж готов также возник путем трансформации панковского имиджа – на головах остались ирокезы (выбритые виски до сих пор – отличительный признак готов), только ирокезы приобрели черный цвет и иногда уже не ставились торчком, а зачесывались на одну сторону (отсюда и происходит существующая до сих пор основная прическа готов). В одежде тоже стал доминировать черный цвет. Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus "Bela Lugosi’s Dead", который прозвучал в фильме "The Hunger". С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп – The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, etc и появляется сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления о gothic культуре, понятия о готическом мировоззрении. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию – художественной готической литературе, "мрачному" искусству в самом широком диапазоне.
Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке – формируются новые готические стили – darkwave ("темная волна"), ethereal, dark folk ("темный фолк") и другие, соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам" – появляются различные типы готов. В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру – готические журналы (САМИЗДАТ "DARK AESTHETIC", "RIP", "GOTTER", "GOTHLAND") , радио, символика, клубы, магазины, и т. д.
Большую роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло распространение Интернета – основная конференция в Usenet – alt.gothic была создана еще в 1991 году. Также именно в этот период стали регулярными крупные готические фестивали – в Германии – Wave Gotik Treffen, в Англии – Whitby Gothic Weekend, в США – Convergence, на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран – подобные мероприятия дали толчок к расширению субкультуры. Также культура развивается за счет привлечения новых людей, преимущественно из metal культуры. Возникает явление gothic metal, как вариант металлической музыки, приближенной к готической эстетике, что вызывает большой приток металлистов в движение.
Средний возрастной состав движения – от 15 до 18 лет. Минимальный возраст – 14 лет. Реже встречаются лица 19-20 лет. Более взрослый состав обычно отсутствует. Готы неагрессивны по натуре, что не скажешь о их внешнем виде, иерархия в движении отсутствует. Характерно так же равноправие полов, распространен бисексуализм (рассматривается как часть образа жизни).
В настоящее время можно выделить семь основных категорий готов:
Антикварные готы. Также могут называться- Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth. Это направление в готической моде навеяно периодом неоготики в Европе 17 – 18 веков. Культивируются идеалы внешности того времени и характерные для того времени части одежды такие как костюм "тройка", разнообразные элементы аристократической моды и т.д. В музыкальном плане популярны неоклассика и Готический метал с характерными клавишными аранжировками, напоминающими орган и клавесин. В современное время – это направление воспринимается в мире как наиболее стереотипное представление о готической субкультуре.
Вампиры. Образ культивируемый готическими романами и фильмами ужасов о вампирах, таких как Вампиры и Интервью с вампиром. Стилистически почти не отличаются от антикварного направления, только с большим уклоном в вампирскую тематику. Часто служат объектом пародий и изображаются в популярной культуре как люди, считающие себя вампирами и пьющие томатный сок как кровь.
Джипси-готы – готы, использующие мистический образ цыган в фольклоре и искусстве Западной Европы и Балкан (как людей, умеющих проклинать и предвидеть судьбу, водящих дружбу с вампирами и оборотнями или являющихся вампирами и оборотнями и т.п.). Одеваются с применением цыганских и псевдоцыганских элементов в костюме.
Кибер-готы. В этом направлении проявляется страсть к темному, также любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т.д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью дарквэйв (англ. dark wave – "тёмная волна") – музыкальный стиль, сочетающий электронную, индастриально-экспериментальную, неоготическую – романтическую, неоромантическую и классическую музыку. Некоторые кибер-готы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.Goth – Японское направление выделяется гипертрофированной эстетикой готической культуры. Характерными элементами является сильное использование андрогинных элементов в образе и одежде и увлечение японскими музыкальными направлениями рок-музыки и дарквэйва. На Западе также называется фетиш-готами или андрогинными готами.
Японский готический стиль, так же известный как "Готическая Лолита" (Gothic Lolita) распространён благодаря группе Moi Dix Mois и её солисту Mana), – это множество рюшечек и преобладающие пастельные тона, а в основном сочетания черного материала и белого кружева, чепчиков, капров, зонтиков, бантиков, плюшевых игрушек и прочей атрибутики готической Алисы в Стране Чудес.
Бэби-готы (baby-готы или mini-готы, бэбики) – это аналог "пионеров" и "октябрят" у хиппи. К этой категории относятся несколько категорий готов:
. Только что ставшие готами подростки, находящиеся в периоде адаптации к субкультуре. Обычно они приходят не из какого-либо иного движения, то есть, не связаны с какой-либо иной материнской субкультурой.
. Готы-модники, воспринимающие только внешние атрибуты субкультуры и не собирающиеся в силу недостаточного интеллекта и/или временной мимикрии интересоваться иными аспектами субкультуры, особенно ее культурными и социальными аспектами. Иначе они именуются "поверхностными готами".
. Готы, рассматривающие субкультуру только как "всеобщее поклонение музыкальному кумиру". Это же наименование нередко употребляется по отношению к химозникам – поклонникам финской группы HIM.
Стоит отметить, что, как сленговое выражение, "бэби-гот" может менять свое значение, особенно в неустоявшейся субкультуре. В настоящее время оно приобретает все большее ругательное значение.
В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Вся готическая одежда характеризуется преобладанием мрачных цветов, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Лица мужского пола иногда носят юбки. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и универсальным материалом. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто – с определённой эротизацией (в образе готов могут появляться также элементы фетиш-одежды). Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий – такие, как кружева, жабо, бархат, корсеты и т.п. К примеру, девушки-готессы часто носят корсеты и длинные платья. Порой специфическую одежду готов бывает очень сложно, а иногда, невозможно достать. Так в Санкт-Петербурге имеются специализированные ателье индивидуального пошива готической одежды. Однако информация о них распространяется только по внутренним коммуникативным каналам среди готов. Единственным ателье пошива, имеющим собственные производственные базы и систематически проводящим показы готических мод, является ателье "Dark Aesthetic" "Клодии" и "Акаши".
Стильная одежда для готов является очень дорогой и, фактически, создает условия для формирования имущественного ценза в движении. В большинстве случаев одеяние "тру гота" уместно лишь на концертах и на сходках.
Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядями одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос). Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные чёрные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие.
Мэйк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ. У девушек-готов большое распространение получил яркий и импозантный стиль "вамп" – плотная чёрная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей от ярко-красного (кровавого) до чёрного.
У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль "корпоративный гот": чёрная деловая одежда, неброские украшения, сдержанный макияж.
Среди атрибутики встречаются шипованные ошейники, контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки, серебряные украшения оккультной тематики. Украшения в подавляющем большинстве случаев серебряные, реже – из других, более дешёвых белых металлов (мельхиор, цинк). Жёлтый металл традиционно не используется. Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни.
Основным готическим символом является египетский анкх (анх), египетский символ вечной жизни, связь с готами тут очевидна – изначально готическая субкультура возникла благодаря вампирской эстетике. Также часто употребляются и другие египетские символы – такие как "Глаз Ра". Христианская символика используется менее часто, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика – используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей.
Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
В жизненной философии готов сочетаются 2 основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика. В плане жизненных ценностей это выражается в поиске идеалов, попытке жить согласно им. Стремление к красоте, любви, справедливости, глубокому творчеству. Рука об руку с поиском идет разочарование, которое может быть временным или стать постоянным, что может заставить отказаться от поиска, но, как правило, не приводит к отрицанию существования самих идеалов.
Неприятие конформизма, а также бытовых обывательских ценностей, материальных удобств. Это преобладание духовного над материальным. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому "готы-романтики" сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним, с его ценностями и социальной системой. Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это.
Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивания обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, несколько пафосное поведение людей в субкультуре.
Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово "танатофилия". Сами готы дают ему следующее толкование: стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров. Изначально "танатос" не есть стремление к смерти или стремление умереть.
Следующей чертой является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством). Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженных в фильме "Игла" и альбоме "Звезда по имени солнце"), духовных идеалах романов Ремарка ("Триумфальная Арка", "Черный обелиск", "Три товарища") и верит в истины основоположные для фильма "Ворон". Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить – так до конца, выглядеть – так сексуально и индивидуально, говорить – так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов – "цель оправдывает средства". Итак, сочетать банальное и высокое, загонять инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций – вот основной принцип готического мировоззрения.
Тафофилия – любовь к кладбищам. Здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам. Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны – большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Естественно, готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища – именно на таких кладбищах в западных странах проще всего встретить готов. Этим и объясняется гигантское количество сайтов кладбищенской фотографии в Интернете. В России тоже есть готические кладбища, "облюбованные" местными готами – в Москве это Введенское и Донское кладбища, в Санкт-Петербурге – Смоленское и кладбища Александро-Невской Лавры.
Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Среди готов очень много язычников, поэтому неудивительно, что самые "популярные" оккультные традиции – это различные языческие школы, друидизм, шаманство и другие. Также встречаются готы, изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции – от египетских и иранских до Вуду и Каббалы. Кроме "исторических" традиций среди готов есть и теософы (теософия – религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и возможности непосредственного общения с потусторонним миром). В целом, большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но как можно заметить, единой оккультной традиции нет.
Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религиозной доктрине, так что в вопросе вероисповедания выбор свободный, как и у обычных людей. Среди традиционных религий однозначно доминирует христианство. Готов-христиан не так уж и мало, хотя по отношению к общей массе популярных у готов течений, христиане однозначно в меньшинстве. Больше всего готов-язычников и готов-сатанистов, но по большей части это – люди, привлеченные мрачной религиозной эстетикой – внешними проявлениями, не являющиеся настоящими сатанистами.
Ключевым для развития готики и одновременно спорным элементом уже более 20-ти лет является свое понимание готики каждым готом. В субкультуре готов укоренились такие аксиомы: у каждого гота свои определения гота и готики и каждый является готом по-своему. Именно подобный подход помог готик-сцене найти своих преданных сторонников и укрепиться в кругах людей постоянного духовного поиска, повышенной креативности или обостренной чувственности. Понятие "готическое мировоззрение" на данном этапе развития субкультуры уже не является чем-то непонятным и эфемерным. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении, восприятии реальности, отношениях с обществом. Говоря об отношениях готической субкультуры с окружающим миром, можно выделить их взаимное влияние друг на друга. Готика проникает во все сферы жизни общества, а также испытывает влияние общества на себе. Наверное, влияние готики на общественную жизнь сильнее влияния общества на нее. И тем не менее, нельзя не отметить, что данная субкультура "живет" и развивается в соответствии с законами того общества, в котором она существует.
И главное, готика – это не только чёрная одежда и мрачный имидж. Готика – это состояние души.
Заключение
Таким образом, в данной работе были рассмотрены 4 проявления категории "готическое" в культуре: средневековая готическая храмовая архитектура, готический роман 18 века, картина Гранда Вуда "Американская готика" и субкультура готов в 21 веке.
Несмотря на некоторые аспекты ранних проявлений готики, оказавших влияние на проявление готического стиля в поздних эпохах, между ними есть некоторые существенные различия. Самое важное и главное из них заключается в том, что времена готической архитектуры – 12-15вв. – характеризуются всеобщностью религиозного чувства. То для субкультуры готов 21 века религия – это всего лишь инструмент формирования имиджа, а не платформа для формирования мировоззрения.
Отсюда можно сделать вывод, что культура готики проявляясь в разные века в разных направлениях культуры, в разных странах, где проживают люди с разными ментальными особенностями, не сохраняет своих основных характеристик. Даже раскрываясь в один и тот же временной отрезок, в разных культурных средах, готика будет иметь свои индивидуальные черты, но будет иметь одну основу – мистицизм.
Библиографический список
2. Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. – М.: Издательский дом "Искусство", 2001. – 127с.
. Муратова К.М. "Мастера французской Готики XII-XIII веков. -М: Искусство, 1988г. 404с:илл.
. Томан Рольф. "Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись"-М:Кёнеманн-526 с.:илл.
. Хейзинга Й. "Осень средневековья".-М: Наука, 1988 г., 544 с.
. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988. Ладыгин М.Б
. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978.
. Лафкрафт Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе. Esse, 1927.
. Американская готика. Гранд Вуд 1930 – [Электронный ресурс]// Режим доступа: #”885767.files/image001.jpg”>
Шартрский собор, (1194-1225 гг.)
Приложение 2
Горас Уолпол
Артут Конан Дой
Мэри Уолстонкфарт Шелли
Брем Стоке
Эдгар Алан По
Приложение 3
Гранд Вуд "Американская готика", (1930 г.)
Модели для картины Гранда Вуда "Американская готика": сестра художника Нен, Байрон Мак Киби, зубной врач художника.
Приложение 4
Джипси-готы
Бэби-готы
Кибер-готы
Египетский анкх – символ вечной жизни.
J-goth
Готический символ – пентаграмма
Японский готический стиль