- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,55 Кб
Организация социально-культурной деятельности в Детском доме культуры имени Д.Н. Пичугина
Организация социально-культурной деятельности в Детском доме культуры имени Д.Н. Пичугина
социальный культурный детский дом
Введение
Сегодня развитие духовного фактора в жизни подростков является приоритетным направлений в социально-культурной деятельности. Именно Детский Дом культуры способен положительно влиять на выбор человека, затрагивая при этом актуальные темы, непосредственно воздействуя на его нравственный выбор и воспитание через творчество и досуговую деятельность.
Сохранение и развитие духовного аспекта в жизни детей является первостепенной задачей у специалистов культурно-досуговых учреждений. Свое отражение организация досуга на Федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 годы) и реализуют её задачи, которые заключены в следующем:
создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей требованиям современности.
К сожалению, в Детских Домах культуры творчество среди детей и подростков практически никак не развивается, ориентируясь на методики, предложенные еще в прошлом веке. Сегодня же возникает всё больше новых культурно-досуговых направлений, которые могут стать интересны детям, но они не появляются в Домах культуры, новые клубы практически нигде не появляются.
В это же время как жители хотят участвовать в постановках и сами выдвигают собственные идеи различных проектов, поскольку испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала, поэтому привлечение внимания к новым направлениям должно стать первостепенной задачей в социокультурной жизни города. Исходя из этого, необходимость исследования этой специфики объективна и очевидна. Поэтому мы позволили себе обратиться к изучению данной проблемы.
В данной курсовой работе мы хотим выяснить особенности организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского Дома культуры имени Д.Н. Пичугина.
Степень изученности проблемы. При изучении комплекса научных вопросов, относящихся к теме данной курсовой работы, можно подчеркнуть несколько существенно значимых для её представления сторон. Содержание работы нашла отклик в трудах культурологов и историков. Большинство вопросов, исследуемых в данной работе, являются в значительной мере исследованными российскими культурологами, такими как Григорьева Е.И., Ариарский М.А., Орлова Е.А., Карпухин О.И., Туев В.В, Чижиков В.М., Жарков А.Д. Несмотря на это, организация социально-культурной деятельности среди детей ставит перед собой проблемы, требующих в дальнейшем социо-культурного обоснования.
Вопросы социализации индивида и его общекультурного развития за счет дополнительного образования, актуальности и необходимости разностороннего творческого развития рассмотрел М.А. Ариарский в своем научно-методическом пособии «Методика погружения в специальность»: «Под воздействием научно-технического и социального прогресса концепция первичности общекультурного развития как фундамента личности гражданина и специалиста с таланы не приоритетной как в экономической, так и в образовательной политике.
Объектом исследования является Социально-культурная деятельность.
Предмет исследования. Социально-культурная деятельность в Детском Доме культуры.
База исследования. Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Детский Дом культуры им. Д. Н. Пичугина» (юридический адрес: 630110, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., Новосибирск г., ул. Богдана Хмельницкого, д. 70/1, телефон тел. 271-34-04)
Цель работы – изучение специфики организации детского творчества, и его совершенствование средствами социально-культурной деятельности через организацию новых клубов по интересам, благодаря анализу анкеты.
Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:
.Рассмотреть историю создания клуба.
.Охарактеризовать специфику организации в Детском Доме культуры.
.Проанализировать деятельность Детского Дома культуры имени Д.Н.Пичугина.
.Предоставить авторские рекомендации по усовершенствованию социально-культурной деятельности в данном учреждении исходя из анализа анкеты.
Выбор методов исследования обусловлен поставленной целью и задачами.
Методы исследования:
.Изучение и анализ литературы по теме исследования.
.Метод наблюдения.
3.Изучение документации. Этапы исследования:
.Теоретическийэтап: Изучение теоретических и исторических аспектов социально-культурной деятельности в учреждении дополнительного образования
. Диагностический этап:
Анкетирование целевой аудитории Дома Культуры им. Пичугина. (см. приложение). 3.Обобщающий этап: Составление рекомендаций по улучшению социально-культурной, благодаря ответам респондентов (см. часть 2.2)
Гипотеза исследования. Гипотеза основывается на предположении о том, что в детской среде активно пользуется интересом феномен развития творческого потенциала посредством творчества.
Новизна исследования и практическая значимость определяется, в первую очередь, изучением темы курсовой работы, потому что социально-культурная деятельность среди детей всегда должна быть актуальна, а значит, культурно-досуговые учреждения должны регулярно обновлять свои направления, предлагая новые и трансформируя старые.
Результаты, полученные в ходе данной курсовой работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении и научного осмысления феномена детского творчества в современных условиях клубной работы. В содержательном плане научная новизна и практическая значимость заключается в создании авторских рекомендаций. Структура исследования:
Введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
социальный культурный детский дом
1. Теоретико-методологические основы изучения клубной работы в детских культурно-досуговых учреждениях
.1 Роль и место клуба в современных условиях
В начале 20 века произошло одно из самых важных событий 20 века – революция, которая повлекла за собой различные изменения не только в экономике и политике, но и в социально-культурной сфере. Именно тогда, в конце 20-х годов были основаны первые Дома Культуры, которые послужили толчком для развития художественной самодеятельности. Теперь творческий потенциал можно было развивать в воинских частях, клубах, народных домах. В начале 30-х годов появились уже Дворцы культуры, а в колхозах и совхозах появились клубы и библиотеки, которые через десятилетие обрели статус районных.
Клубы стали неотъемлемой частью жизни общества. Если еще в начале 20 века праздники были комбинированными из языческих и христианских убеждений, то с приходом советской власти многое поменялось. Теперь в стране прославлялся труд, урожай, необходимо было ставить рекорды, развивать агропромышленность. Поэтому были введены новые праздники, которые отражали в себе как раз тягу к труду и прославление крестьянского и рабочего класса.
Многие артисты брали шефство над самодеятельными кружками, и это также послужило катализатором для конкурсов народного творчества, в котором могли принять участие многие желающие. Эти образы нашли своё отражение в песнях и фильмах: удалой парень с фуражкой и цветком в петлице поёт залихватскую песню, играя на гармони. Рядом ему подпевают красавицы-девушки, которые едут вместе с ним на очередную уборку урожая. Эти кадры проникнуты светом, теплом, задором.
Безусловно, во время войны многие клубы прекратили свою деятельность, переформировавшись в агитбригады, работа библиотек и музеев была перенесена в цеха. Всё вокруг пестрило агитационным материалом, ведь требовалась огромная выдержка не только на фронте, но и в тылу. Большинство мужчин ушли на фронт, и за их место встали женщины, которые активно продолжали помимо культурно-просветителькую деятельность. Основными направлениями деятельности клубов и библиотек на тот момент стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям. И именно клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.
Многие клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки. Конечно, тогда преобладала патриотическая тема, которая также нашла своё отражение в советских фильмах и песнях.
Сегодня клуб является неотъемлемой частью многих учреждений культуры.
Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием.
К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых на данный момент очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.
Рассмотрим основные виды объединений клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986г.).
1. Общественно-политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просветительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников).
Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.
2. Производственно-технические клубы (клубы технического творчества-радио, моделирование, автомототехника, картинги др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным, направлением является техническое творчество. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры.
3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многие другие.
. К объединениямфизкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.
5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.
6. Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).
Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы.
А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы в клубах, выделают наравне с основными, дополнительные направления:
- Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).
- Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции,шахматы, ГО).
- Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).
- Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).
- Военно-патриотическое направление.
- Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).
- Досуговое направление (игротека, празднично – тематические мероприятия и т.п.).
- Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные, летние лагеря и т.п).
Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно – досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все этоподвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности. Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения.
Принципы клубной работы:
.Принцип всеобщности и доступности – реализуется в присоединении людей в сферу деятельности культурно-досуговых учреждений, где главной целью является развитие их творческого потенциала. Например, любой житель может прийти в местный клуб и начать участвовать в празднике. Также любой может стать зрителем – очень часто организуются праздники и представления за символические взносы, которые доступны всем слоям населения.
.Принцип самодеятельности – захватывает в себе любительские объединения, например, театры, и массовые праздники, например, тематические концерты. Самодеятельность предполагает под собой большую отдачу в любом виде деятельности: каждый из участников старается максимально раскрыть свои актерские или организаторские способности.
.Принцип систематичности и целенаправленности – благодаря непрерывным и последовательным действиям клубы обеспечивают досуг жителей. Дело в том что зачастую местный Дворец культуры является единственным местом, где можно раскрыть себя как гармоничную творческую личность. Интересен еще тот момент, что это раскрытие происходит под чутким руководством педагога-организатора, который помогает направить ученика, вне зависимости от его возраста, по продуктивному пути. Именно поэтому в домах культуры встречаются и детские танцевальные группы, и взрослые вокальные коллективы: клубы включают в себе интересные предложения для всех возрастных категорий, которые есть в местных условиях.
.Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Межкультурные коммуникации между детьми и лицами третьего возраста очень важны, это является неотъемлемым элементом сохранения народного творчества.
Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.
В конце первого параграфа хотелось бы сделать вывод, что появление Домов культуры положительно повлияло на развитие всех слоев населения; благодаря праздничным мероприятиям, проводимых на базе местных ДК многие жители страны наконец-то смогли как раскрыть свой творческий потенциал, так и удовлетворить свои эстетические потребности просмотром концертных программ. Дома Культуры стали важным и неотъемлемым элементом в разностороннем развитии и становлении личности человека.
1.2 Роль Детского Дома культуры как специфического учреждения в развитии детского творчества
Детский Дом Культуры – это учреждение дополнительного образования для детей и подростков. Его главное отличие от других клубов – определенный возраст учеников.
Одними из ведущих направлений в Детском Доме Культуры можно выделить:
.Общекультурная. Участниками творческих коллективов становятся дети и подростки, которые в процессе репетиций смогут работать над риторикой и культурой речи и обучаться основам актерского мастерства и режиссуры.
.Художественно-оформительская. Обычно работы учеников местных школ искусств или художественных школ выставляются в холлле Дома культуры, они же оформляют сцены к праздникам, делают выставки, отражающие тематические праздники.
.Социально-активная. Участники творческих коллективов часто являются организаторами волонтерской деятельности еще с детства, где помогают ветеранам и пенсионерам с уборкой территории, покраской забора или же уборкой урожая.
.Регулятивная. Это направление помогает позитивно распределять своё свободное время на поиск информации, репетиции, а так же осознавать ответственность за свои действия.
Функции подросткового клуба:
.Созидательно-творческая. Ученики реализовывают свои творческие способности на сцене под руководством педагога. Они осваивают свой творческий потенциал в идеальных для этого условиях: например, педагог, которому они доверяют, обычно предлагает знакомый с детства сюжет, поэтому дети не видят сложностей в постановке спектакля и изначально нацелены на позитивный результат.
.Коммуникативная. Данный институт общения по факту является небольшим клубом по интересам, в котором дети совместно реализуют потребность в общении и труде.
.Нормативная. Каждые занятия в Доме культуры начинаются в одно и то же время в одном и том же месте.
.Аккумулятивная. Учащиеся бережнее относятся к технике, костюмам и другим сценическим элементам, потому что зачастую большую часть бутафории они делают своими руками.
.Функция эмоциональной разрядки. Благодаря постановке спектаклей, массовых праздников и других праздничных мероприятий развивается проективный механизм культуры, отвлекающий от негативного эмоционального состояния.
.Просветительская. Многие участники мероприятий и зрители узнают о праздниках интересные особенности, погружаются в предлагаемые обстоятельства, узнают историю.
.Гедонистическая. В процессе репетиций ученики получали удовольствием от общения друг с другом. А с каждой репетицией приходят всё в больший восторг от своих достижений.
Участие в творческих коллективе может принять любой желающий, даже не имеющий профессиональных качеств, потому что организация клуба в первую очередь, направлена на развитие культуры и творчества среди детей и подростков.
Обычно в детском доме культуры существует несколько секций, клубов, факультативов по разным видам деятельности (театральная студия, бальный класс, хоровое отделение, художественный кружок). Это возможно благодаря большому выбору узких специалистов. Иногда организовываются мастер-классы и приглашаются преподаватели по сценической речи и актерскому мастерству, часто с детьми занимаются хореографы и педагоги по вокалу из местных высших учебных заведений или же театров.
В современной России руководителей Домов культуры готовят специально на кафедрах вузов культуры и искусств, в колледжах культуры. Дело в том, что руководство детским коллективом является синтезом нескольких профессий: продюссирование, режиссура, арт-менеджмент, педагогика, экономика. Фактически, именно руководитель предстает своеобразным ядром детского дома культура, от которого зависит успех его детища, потому что он должен организовать такую социально-культурную деятельность, которая бы вызывала положительный интерес как внутренний со стороны учеников, так и внешний со стороны СМИ и административных ресурсов.
Необходимо помнить, что заинтересовать будущих актеров, певцов и хореографов можно лишь предложив им поучаствовать в качественном продукте, а значит, злободневность, например, афиши должна быть усилена стократно: это не могут быть просто классические произведения, изучаемые на уроках литературы, это должны быть «острые» современные проблемы, которые волнуют детей и при этом способны направить их мысли в позитивное русло.
Так, продукт который затем предоставят участники и руководитель, должен быть грамотным и с точки зрения постановки, и с точки зрения мастерства, значит, должны проводиться мотивирующие конкурсы по актерскому мастерству, по художественному чтению, вокалу, хореографии и т.д. – в зависимости от направленности коллектива.
Коллектив Детского дома культуры характеризуется следующими признаками:
.Целенаправленность. Руководитель должен не просто сформулировать цель в Положении или методическом издании, он должен объяснить эту цель и участникам клуба. Целью развития любительского коллектива может являться привлечение детей к досуговой деятельности, чтоб через формы искусства самовыражаться, творчески подходить к решению многих жизненных вопросов и позитивно занимать свое свободное время (репетиции, реализация социальных задач и т.д.).
.Коммуникативность. В детском доме культуры задача очень сложна, ведь зритель должен прийти добровольно и ему должен понравиться спектакль или концерт, после него он должен вынести какие-то уроки и сделать выводы. Грань между назиданием и предложением очень хрупка, особенно если учесть, что культурно-досуговых центров, предлагающих выбор очень мало. Подрастающее поколение везде сталкивается с рамками и правилами, поэтому заранее испытывает негатив к поучениям, поэтому нужно предложить молодому зрителю материал в ненавязчивой подаче, чтобы тот смог сам принять решение и прийти на спектакль или концерт ещё не один раз.
.Адаптированность к внешним условиям. Например, провинциальный детский коллектив отличается от столичного, и руководитель должен помнить, что темы, поднимаемые в его проекте, должны отражать именно те проблемы, которые злободневны именно в его локализации и именно в это время.
.Инновационность. Руководитель должен подбирать именно такой материал, который нигде больше не встречается. При постановке программ он должен находить необычные пути решения, что важно и для того, чтобы мероприятие было уникальным, не похожим на заурядные постановки, и чтобы в очередной раз заинтересовать и участников, и зрителей. Дети и подростки специфичны, эта группа людей любит модное, яркое, необычное, и этим нужно воспользоваться для очередного момента воздействия.
.Ограниченность во времени и законченность. Только реализованный проект можно предлагать зрителю, незаконченность станет неуважением к нему, именно поэтому нельзя относиться небрежно к репетиционному процессу. Руководитель должен следить за субординацией, режимом и другими факторами.
.Целостность. Любой Детский дом культуры состоит из нескольких разрозненных элементов, о которых говорилось выше, и именно руководитель должен собрать их воедино.
Отдельно бы хотелось отметить роль художественного руководителя коллектива. Он должен, прежде всего, установить атмосферу взаимного уважения и доверия, то есть совместный с коллективом способ существования. Он должен воспитать уважение к слову, к точному смыслу сказанного. Это одно из самых важных условий для создания атмосферы взаимного доверия и уважения. Уважение к слову в жизни переходит в отношение к слову на сцене, то есть к словесному действию. Свойство слова-действия – одно из коренных свойств природы актерского искусства. Он должен обеспечить индивидуальный подход к каждому и вместе с тем равенство всех перед художественным руководителем, перед искусством. Не надо забывать о педагогическом такте при оценке игры и поступков участников, развивать и укреплять в каждом чувство подлинного человеческого достоинства. Он должен проявлять ровное и равное отношение к участникам коллектива в сочетании с подлинной заинтересованностью их человеческой и творческой личностью. Вряд ли при этом следует быть на короткой ноге с кем-нибудь из членов коллектива или с отдельной группой участников. Это порождает обиды, отчужденность, ведет к разобщенности в коллективе.
Помимо продюсерской и режиссерских функций, руководитель детского коллектива должен составлять план учебно-воспитательной работы творческого коллектива, принять устав и сформировать традиции. Это важно: командная работа будет основой для успешной реализации такого сложного проекта. Более того, грамотное планирование перспективного плана работы на год (а затем и на два, на пять и тд) станет организационной основой и программой деятельности коллектива с обязательными успешными инвестициями. Финансовая составляющая крайне важна, переход к рыночной экономике затронул все сферы, в том числе и культурную, и руководитель должен помнить об этом в первую очередь. Затем важно создавать творческий микроклимат – эта атмосфера должна присутствовать на всех встречах. То есть это не только репетиции, это и дискуссии, и поисково-исследовательская работа, и круглые столы, и конкурсы. Даже выбор репертуара должен проходить сообща, руководитель детского коллектива всегда должен помнить о нецелесообразности назидания, напротив, он должен стремиться к командной работе, что не меняет, конечно, того факта, что руководитель будет оставаться главным.
Таким образом, руководитель должен постоянно вести беседы, которые выходят за тематические рамки репетиционного процесса. Вызывать на непосредственный диалог-обсуждение произведений искусства, актуальных проблем современности, нравственных тем повседневной жизни. Тем самым очевидно, что руководитель в Детском доме культуры первым реагирует на изменения в обществе, и именно он должен быть необычайно мобильным, гибким и чутким.
В конце хотелось бы сделать вывод, что целью детского дома культуры, как феномена социально-культурной деятельности, является сохранение, освоение и распространение значимых ценностей культуры и освоении новых ценностей, возвышении духовных интересов человека среди детей и подростков.
2. Организация работы Детского Дома культуры в современных социокультурных условиях
.1 Анализ деятельности Детского Дома Культуры имени Пичугина по духовно-нравственному воспитанию участников творческих коллективов
Сегодня очень важны многофункциональные учреждения культуры, обладающие широким спектром деятельности для жителей города. Учреждения культурно – досугового типа ориентировано на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, культурных и других социально-демографических категорий населения.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Детский Дом культуры им. Д. Н. Пичугина» (юридический адрес: 630110, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., Новосибирск г., ул. Богдана Хмельницкого, д. 70/1, телефон тел. 271-34-04) был создан в 1953 году. Этот Дом культуры носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Пичугина – командира взвода разведки 44-го стрелкового полка 42-й Смоленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта. Д.Н. Пичугин родился в 1904 году в селе Вьюны ныне Колыванского района Новосибирской области. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года лейтенанту Пичугину Дмитрию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5417).Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, семью медалями.
В 1953 году по совместному решению профсоюзного комитета и руководства Новосибирского завода химконцентратов был основан Детский Дом культуры им. Пичугина. Свои первые 14 лет ДДК был Детским сектором Дворца культуры им. М.Горького. Но уже в 1967 году огромный энтузиазм и перспективная деятельность педагогического состава, позволила стать сектору отдельным Домом культуры.Небольшое двухэтажное здание, которое отдали Дому культуры, очень быстро стало тесным для огромного количества детей, желающих заниматься в разнообразных кружках и коллективах. Поэтому повсюду стали открываться филиалы, оборудоваться дополнительные помещения, также занятия начали проводиться в школах и детских садах района.
Первым директором ДДК была назначена Евгения Ивановна Зырянова. Именно под её руководством создавались ведущие творческие коллективы, которые с успехом работают и сегодня. Бывшая учительница начальных классов, активистка, комсомолка, она сумела сделать Дом культуры центром пионерской жизни района. Ведь это только по документа ДДК проходит, как Детский Дом культуры, а в реальной жизни и сейчас старожилы района называют его домом пионеров. В 80-е годы были организованы Дни семейного отдыха для заводчан, было открыто очень много технических кружков, а чуть позже на базе музыкальных кружков была организована первая в Сибирском регионе Детская хоровая студия Дружба.
лет в Доме культуры существует изостудия «Юный художник» её первый и бессменный руководитель Гнусин Михаил Павлович. Он является одним из ведущих педагогов-художников детского изобразительного творчества, постоянным членом жюри городских, областных, Всероссийских конкурсов и фестивалей. Этой изостудии одной из первых в городе, еще в далеком 1967 году было присвоено высокое звание «Народная». За годы её существования более 2000 детей приобщились к миру прекрасного, к высокому искусству художников разных эпох. Работы детей отправлялись на Международные и Всесоюзные выставки, побывали более чем в 150 странах. И сегодня учащиеся изостудии «Юный художник» становятся лауреатами, отмечаются дипломами и грамотами различных тематических выставок и конкурсов.
Одним из первых возникает в ДДК и кружок кройки и шитья, на котором юные мастерицы создают свои первые шедевры. Коллективу «Рукодельница» уже более 40 лет. С 1973 года и по сей день коллектив возглавляет Валентина Петровна Пронинская. Она учит своих воспитанников всему, что умеет сама: шить, вязать, вышивать, владеть техникой «макраме» и «бисероплетения».Кропотливо и аккуратно, стежок за стежком, бусинка к бусинке ее мастерицы изготавливают такие изумительные работы, которые не только занимают достойные места на выставках прикладного творчества, но и пригождаются в жизни.
В разное время в ДДК существовали кружки авиа и судомоделирования, особой популярностью пользовался кружок резьбы по дереву, который делал из мальчишек настоящих мастеров своего дела. Да и еще также особой популярностью долгое время пользовался фото-кружок. Юные пионеры могли часами пропадать в фотолаборатории, постигая все тонкости этого сложного дела. Именно благодаря их большой проделанной работе, в архиве Дома культуры осталось столько интересных исторических кадров. В настоящее время молодые педагоги продолжают сложившиеся традиции и осваивают новые направления детского творчества.
Оркестр русских народных инструментов ДДК им. Пичугина был создан в 1958 году. Первыми руководителями оркестра были Комарков Георгий Александрович и Носков Юрий Васильевич. Более 40 лет работы посвятил оркестру Ващенко Юрий Степанович. Которому приходилось не однократно подтверждать высокое звание «Образцовый художественный коллектив». А в 2008 году оркестр отметил своё 50-летие.В настоящее время этим большим коллективом руководит молодой педагог Ли Елена Викторовна.
В настоящее время в ДДК и его филиалах занимается более тысячи детей, которые в общей сложности посещают70 кружков. Особой гордостью является тот факт, что пять коллективов ДДК носят звание «Образцовый художественный коллектив».
Основные задачи учреждения:
·организация деятельности клубных формирований самодеятельного народного творчества, в том числе: хоровых, фольклорных, хореографических, театральных, изобразительного искусства, народных промыслов, кинофотолюбителей, оркестров народных инструментов, духовых инструментов, циркового и акробатического мастерства;
·организация работы любительских объединений, групп, клубов по интересам;
·организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий;
·предоставление коллективов художественной самодеятельности и отдельных исполнителей для участия в творческих мероприятиях;
·обеспечение сохранности, содержания и развития имущественного комплекса учреждения, в том числе осуществление функций заказчика, застройщика;
·финансово-экономическое обеспечение функционирования учреждения.
В конце 1 параграфа 2 главы хотелось бы сделать вывод, что Детский Дом культуры имени Пичугина является центром культурного производства и потребления в городе Новосибирске. Его активные творческие площадки наполнены культурными событиями, где предоставляются условия для реализации творческого потенциала, получения качественных услуг и интересного проведения свободного времени детей.
2.2 Рекомендации по усовершенствованию социально-культурной деятельности в Детском Доме культуры имени Пичугина
Для того, что бы анализировать и сравнивать работу по духовно-нравственному воспитанию Детского Дома культуры имени Пичугина, я провела анкетирование, среди посещающий Дома Культуры, в количестве 10 человек, в возрасте 7-11 лет(см.приложение).Анализ анкеты показал следующее: Все 10 человек, посещают в свободное время Дом Культуры им. Пичугина, соответственно им интересна и хорошо знакома концепция клуба. Входе опроса были получены больше всего индивидуальные ответы с предложениями по улучшению работы Дома Культуры им.Пичугина:
( 3 человека) хотят изучать историю родного края. (5 человек) заинтересованы в посещение «Любительские клубы и объединения» и ( 2 человека) « посещал бы учреждение чаще , если в нем появиться «самодеятельная организация праздников» в родном городе, или постановка спектаклей» На основание ответов, можно сделать выводы, которые могут помочь в дальнейшем формировании активной духовно-нравственной позиции подрастающего поколения, используя местные духовно-нравственные ценности.1.Использование местных историко-культурных ценностей, знакомство подрастающего поколения с историей родного края.
.Более активное привлечение молодёжи на мероприятия, посвящённые родному краю, и имеющие патриотическую направленность.
.Необходимость создания активных форм деятельности подрастающего поколения.
В своей работе и планировании муниципальное учреждение ставит следующие основные задачи:
.Совершенствовать и пропагандировать среди населения детское юношеское и взрослое художественно-эстетическое творчество. Стимулировать его развитие.
.Сделать досуг содержательным, с нацеленностью на психологическую разрядку, заряд бодрости, положительные эмоции и хорошее настроение;
.Привлечь внимание общественности на социально-незащищенные слои населения;
.Способствовать культурологическому исследованию и развитию национальных обрядов и праздников.
Для осуществления этих задач работа коллектива планируется по следующим направлениям:
.Общегородские массовые мероприятия, посвященные праздничным датам и событиям;
.Массовые развлекательные мероприятия, народные гуляния на открытых площадках города;
.Работа с различными социальными группами населения;
.Концертная деятельность;
.Профессиональные праздники;
.Работа с гастрольными коллективами.
Этот круг задач требует подойти к организации мероприятий глубоко, аргументировано, интересно, познавательно и доступно для восприятия любой аудитории, грамотно составить и осуществить программу отдыха населения.
На наш взгляд, несмотря на несколько ведущих направлений ДДК имени Пичугина, тем не менее, упускают развитие еще нескольких направлений, которые будут очень интересны детям. Это театральная студия, туристический клуб, кружок КВН.
Так, на базе таких именитых и талантливых преподавателей можно создать уникальный театр-студию для детей. Для этого необходимо устроить смотр-конкурс, небольшой кастинг для всех желающих. Затем организовать работу по направлениям:
риторика;
актерское мастерство;
вокал;
хореография и т.д.
В данном клубе можно использовать новаторскую методику, где ребенок – не только актер, но и режиссер, осветитель, декоратор и т.д. Для этого потребуется сотрудничать и с другими отделениями ДДК имени Пичугина, что в итоге создаст единый комплекс мероприятий.
Например, можно поставить спектакль ко дню Матери, где будут задействованы все направления и кружки. Иллюстраторы помогут украсить холл, вокалисты и оркестр народных инструментов создадут необходимую музыкальную поддержку, декоративно-прикладная студия поможет изготовить декорации для спектакля. Театральная студия, таким образом, содействует единению и сплоченности детей и их расширению творческого кругозора. Такие масштабные проекты можно ставить раз в полгода, приурочивая к различным праздникам и датам.
Современный туристический клуб наделен следующими чертами:
.Осуществляется в сфере свободного времени.
.Добровольный характер, все участники посещают детский туристический клуб по собственному желанию.
.Иницитиавность, ведь данный проект начинается благодаря соответствующим институтам, группам, кружкам, клубам на базе учреждений культуры.
.Избирательность, невозможно диктовать участникам конкретные ситуации, именно от их поведения и усвоения будет зависеть деятельность проекта.
.Многообразие, заключающееся в себе межкультурное взаимодействие (обычное это различные специфические черты, национально-этнические, религиозные, географические, профессиональные, социально-политические и т.д., но в нашем случае акцент сделан на возраст участников).
.Использование большого арсенала средств художественной выразительности.
.Активный творческий характер.
.Организованность. Данный проект должен быть тщательно прописан и включать в себя конкретные цели, задачи, технологии, потому что от успешной теоретической части зависит успех мероприятия.
В 2017 году современные изменения в медийной сфере становятся всё более значимыми для современных детей. При этом всё чаще в телевизионные передачи, касающиеся сферы общественной жизни включаются принципы игры и игровые социальные практики, происходит взаимопроникновение игровой деятельности и массовой культуры. Этот процесс может быть проанализирован на примере КВН (Клуб веселых и находчивых), как одного из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде на протяжении последних пятидесяти лет.
Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Как известно, есть телевизионная лига, так называемая Высшая Лига, которую ведет Александр Масляков-старший. Это является самым масштабным достижением для КВН-щика, потому что участие в этой Лиге автоматически подразумевает под собой популярность, показ на Первом канале, работу с известными авторами и редакторами. Тем не менее, существует еще три телевизионные Лиги, попадание в которые также престижно: это Премьер-Лига (её ведет Александр Масляков-младший) и Первая Лига, которая базируется в Минске. Также есть Детская лига (её ведет Таисия Маслякова, внучка генерального директора АМИК Александра Маслякова-старшего.), участие в которой не менее престижно, ведь как известно рядовые команды не могут попасть сразу в телевизионную, до этого они должны пройти ряд местных лиг, региональных лиг, имеющих статус официальных.
Эти команды сначала должны зарекомендовать себя на ежегодном фестивале, по результатам которого команде присваивается рейтинг и т.д. А вот в Детской лиге есть шанс с юности научиться писать шутки, которые могут привести к дальнейшему успеху, ведь ни для кого уже не является секретом то, что большинство современных стендап-комиков, пародистов, артистов и продюсеров являются выходцами из игры КВН.
В заключении данного параграфа хотелось бы отметить, что действенная творческая деятельность в силу своей эмоциональности и возможности непосредственного одномоментного воздействия на массовую аудиторию, способно оказывать значительное влияние на духовный и нравственный выбор личности. В конце второй главы хотелось бы сказать, что детский досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, он оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в нем, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
Заключение
На основании теоретического исследования, а главное анкетирования (см.приложение), мы сделали вывод, что в специальной литературе вопросы, касающиеся проблемы организации актуальных детских клубов изучены недостаточно.
Изучение совершенствования деятельности культурно-досугового учреждения по организации детского досуга подтверждает, что в настоящее время социально-культурная деятельность переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование клубных учреждений, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого – низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели.
Современное общество, а так же самые юные посетили клуба предъявляет Домам культуры все более и более высокие требования. Отвечая на этот вызов времени, учреждения культурно-досугового типа постоянно выходят за узкие рамки одной лишь эстетической, художественной культуры и начинают развивать культуру в широком смысле этого слова – культуру, как образ жизни человека и общества. Поэтому наряду с традиционными кружками художественной самодеятельности создаются клубные формирования досугового направления, любительские объединения и клубы по интересам: клубы любителей природы, развивающие экологическую культуру, клубы любителей старины и краеведческие кружки (историко-патриотическая культура), клубы выходного дня (культура досуга), физкультурно-оздоровительные коллективы (культура здоровья), клубы молодой семьи (семейная культура), клубы коллекционеров и др.
Теоретическая часть нашей работы освещает деятельность различных клубов, историю и проблемы развития и организации Детских Домов культуры.
Изучив и проанализировав анкету среди детей 7-11 лет, а так же работы Детского Дома культуры имени Пичугина в современных условиях, мы пришли к выводу необходимости поиска новых форм организации культурно-досуговой деятельности ДК с учетом потребностей населения.
Основополагающая задача ДК повышать и развивать многообразие культурного фактора, способствовать сохранению традиций и совершенствовать на их основе культуру современного человека.В связи с этим возникает острая необходимость находить новые формы работы ДК, исходя из потребностей подрастающего поколения.
Развитие творческого потенциала молодого поколения невозможно без включения в организованную социально-культурную деятельность. Разумеется, в первую очередь таким воспитанием должны заниматься специализированные досуговые центры, где работают квалифицированные специалисты, способные создать творческую атмосферу среди детей. Именно творчество должно развиваться первостепенно и планомерно. Это одновременно решит сразу две задачи: дети смогут проводить свободное время продуктивно и с пользой для себя, а образовательные учреждения в сфере культуры получат более подготовленную категорию студентов для развития дальнейшей творческой деятельности.
Список литературы
.Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия "Концерт", 2008 – 792с.
.Вопилова, С. Ф. Организационно-педагогические основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социально-культурнойсфере : Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / С.Ф. Вопилова ; МГУКИ. – Москва : [б. и.], 2000. – 21 с.
.Горбатова, И. И. Дети и культура: Проблемы интеграции культуры и образования. Учреждения культурно-досугового типа. : Аналитический обзор / М-во культуры РФ; ГИВЦ. – М., 2000. – 127 с. – 30-34.
.Данилова Е. А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения (на примере регионов Среднего Поволжья) : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / Е. А. Данилова. – Пенза, 2009. – 24 с.
.Демченко А. Возможности российского досуга / А. Демченко // Клуб. – 1996. – № 7. – С. 10-13.
.Дуликов, В. З. Организационный процесс в социокультурной сфере : [учеб. пособие] / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2003. – 87 с. – Библиогр.: с. 51-53.
.Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во МГУК : Профиздат, 2002. – 288 с.
.Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления / В. И. Ильин. – Санкт-Петербург : Интерсоцис, 2007. – 388 с.
.Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. пособие / Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. – Москва : Изд-во РГСУ, 2011. – 316 с.
.Каплан М. Основные модели досуга / М. Каплан. – Москва : [б. и.], 2008. – 156 с.
.Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социологические исследования. – 1998. – № 12. – С. 93.
.Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Социально-культурная деятельность" и специальности "Социально-культурная деятельность" / Киселева Татьяна Григорьевна ; Красильников Юрий Дмитриевич ; Московский гос. ун-т культуры и искусств. – Москва : МГУКИ, 2004. – 539 с.
.Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302
.Культура и социально-культурная деятельность на новом этапе общественного развития : сб. науч. тр. / ред. М. А. Ариарский ; СПбГУКИ, Каф. социально-культур. деятельности. – Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2010. – 155 с.
.Культурно-досуговая деятельность : учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова – Москва : МГУК, 1998. – 111 с.
.Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. 2, вып. 1(2). – С. 282-194.
.Лучанкин А. И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сияцкий. – Екатеринбург : УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396 с.
.Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи [Электронный ресурс] / А. Л. Маршак. – 1998. – Режим доступа: #”justify”>.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва : Оникс : Мир и образование, 2010. – 1360 с.
.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб. пособие : [доп…] / Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования ; ред. Н. П. Гончарова. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Планета музыки : Лань, 2015. – 443 с.
.Официальный сайт Детского Дома культуры имени Н.И. Пичугина [Электронный ресурс] – Режим доступа #”justify”>.Положение о любительском объединении клубе по интересам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #”justify”>.Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / под ред. Григорьевой Е. И. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
.Соколов А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2003. – 204 с.
.Социологические проблемы художественной культуры / отв. ред.: В. И. Волков, А. Н. Коган. – Свердловск : УНЦ АН СССР, 1976. – 125 с.
.Триодин В. Е. Педагогика клубной работы / В. Е. Триодин. – Москва : Совет. Россия, 1984. – 150 с.
.Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие для вузов искусств и культуры. – Москва: МГУКиИ, 1999 -250 с.
.Фохт-Бабушкин Ю. Ф. Искусство в жизни людей / Ю. Ф. Фохт-Бабушкин. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – 554 с.
.Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2013. – 454 с.
.Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры / Н. Н. Ярошенко // Труды / ред. О. Б. Кох, ред. М. А. Ариарский, ред. В. И. Еременко, ред., сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко. – Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2013.