- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,03 Кб
Философия и культурология
Контрольные вопросы по философии
. Философский тип мировоззрения
. Плюрализм
. Методология философии
Культурологии
. Национальные и этнокультурные стереотипы
. Когнитивные и ценностные парадигмы в культуре
. «Социальная инженерия» проблемы и перспективы
. Творчество – движущая сила культуры
. Проблема закономерности в культуры
. Уникальность культур и культурное единство человечества
. Культура и глобальные проблемы современности
Список использованной литературы
Философия
. Философский тип мировоззрения
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека, безопасность человека – это тоже большая ценность, и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Таблица
ФилософОсновные произведенияВведённые понятияПредмет и задачи философииУчение о бытии и природеТеория познанияУчение о человеке и обществеУчение о БогеПифагор Не сохранились, известна компиляция его трудов «Священное слово»Философские понятия не ходятНе рассматривалМистика чиселОтдельно нетИдея нравственного и физического очищенияЧисто космологическоеФома АквинскийСумма Теологии, Против язычниковИдея откровения Философия как средство теологииВходит в состав учения о БогеРазделение идей на познаваемые и непознаваемые (сверхчувственное)Учение о двойственной природе человекаПять доказательств бытия БогаГольбахРазоблачение христианстваДал определение материиНе рассматривалУчение о материальности мираПримитивный материалистический подходСамостоятельно не рассматривалАтеизмВл.Соловьёв«Жизнь с Богом»Новых понятий нетНе рассматривал специальноВ рамках теософииПоддерживал идею о сверхчувственном познанииВыступал за идею всеединства церквиТеософия, Теургия и ТеократияФрейдПсихология бессознательногоПсихоанализ, бессознательное, сверх-ЯПредмет не выделенВ основном строится на психологии бессознательногоМетод свободных ассоциацийНе рассматривалСам не рассматривал, его последователь Э. Фромм был сторонником атеизма без социальных перемен2. Плюрализм
философский плюрализм культура инженерия
Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.
В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
. Методология философии
.Методология, (от греч. methodos – путь исследования, теория и логос), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах науч. познания.
.Агностицизм – философская идея о полной или частичной непознаваемости мира
.Антропология – раздел философии, посвященный изучению человека
.Антропоморфизм – перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира
.Антропоцентризм – философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм)
.Верификация – эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности
.Виртуальное – возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное
.Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность
.Гносеология – раздел философии, посвященный исследованию проблем познания
.Дедукция – способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. индукция)
.Диалектика – философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей
.Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств
.Идеализм – философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)
.Индукция – способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. дедукция)
.Интуиция – способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований
.Концептуализм – одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)
.Материализм – философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления – это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)
.Метафизика – учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)
.Натурализм – философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также – стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами
.Онтология – раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия
.Рационализм – философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания
.Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум
.Субъективизм – философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия
.Эвристика – философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину
.Экзистенциализм – направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование
.Эмпиризм – философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт
Структурализм – направление в современной (в основном континентальной) философской мысли и интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика – наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.
Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение, структурализм нашел свое выражение и в других сферах, например в математике (группа Бурбаки). Центральные фигуры движения – лингвист Р. Якобсон (1896-1982), антрополог К. Леви-Строс (род. 1908) и литературовед Р. Барт (1915-1980), однако с ним ассоциируются и другие имена, включая исследователя детской психологии Ж. Пиаже (1896-1980), специалиста по интеллектуальной истории М. Фуко (1926-1984) и психоаналитика Ж. Лакана (1901-1981). Успех движения способствовал развитию семиотики (науки о знаках), то есть анализа различных явлений в терминах знаковых систем. Как интеллектуальное движение, выходящее за рамки лингвистики, структурализм был особенно влиятелен во Франции в 1960-х годах.
Структурализм часто критикуют за его антиисторическую ориентацию – приоритет синхронического перед диахроническим – и за его антигуманистическую сосредоточенность на безличных и бессознательных системах, действующих скорее через человека, нежели по его велению. Эти стороны структуралистского метода, независимо от того, являются ли они желательными или же нежелательными составляющими структуралистского мировоззрения, существенно важны для успеха этого метода. На самом деле наиболее впечатляющая критика структурализма прозвучала не со стороны защитников историзма и внимания к субъекту, а от так называемых «постструктуралистов» (например, Жака Деррида), которые обнаружили в тех системах, на которые их ориентировал структурализм, парадоксальные и противоречивые явления, делающие невозможным завершение последовательных структуралистических грамматик и систематизаций.
Культурология
. Национальные и этнокультурные стереотипы
·Этнические (этнокультурные) стереотипы представляют некий обобщённый образ этнического или конфессионального соседа, упрощая и генерализируя этот образ.
·Этнокультурные стереотипы демонстрируют широкое распространение и повторяемость, а также большую степень устойчивости к изменениям.
·Этнокультурный стереотип выступает как значимый компонент знания о внешней действительности, как универсальный познавательный классификатор. Эта важнейшая составляющая народной картины мира репрезентирована как в языке, так и в фольклоре и народных верованиях.
·Национальные и этнокультурные стереотипы выступают как значимые компоненты знания о внешней действительности, как универсальный познавательный классификатор. Эта важнейшая составляющая народной картины мира репрезентирована как в языке, так и в фольклоре и народных верованиях.
·Этнические стереотипы играют особую роль в структуре фольклорного текста и устной традиции.
·Устойчивость национальных стереотипов обусловлена как раз их исторической, международной, внутриполитической ситуацией и другими факторами.
·Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения.
·национальный характер – это совокупность черт характера, присущих той или иной нации. Отечественный исследователь С.М. Арутюнян определял национальный характер как совокупность черт характера, традиций, привычек той или иной нации, формирующихся под влиянием культурного и исторического развития данной страны. Т.е. понятия национального «характера» и национального «стереотипа» во многом почти тождественны, т.к. поскольку они формируются под влиянием культурного и исторического окружения той или иной нации. Единственным различием является то, что национальный характер является родовым понятием, включающим в себя стереотип, как составляющее единого целого.
·Стереотип включает в себя являющийся реальностью стандарт, и существующую на языковом уровне норму. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и всё, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом.
. Когнитивные и ценностные парадигмы в культуре
Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
·Когнитивная парадигма оказывается ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без всякого обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными.
·С самого начала своего возникновения когнитивная наука стала устанавливать контакты между несколькими дисциплинами одновременно. Привлекая для решения своих проблем специалистов в разных областях знания, когнитивная наука специфическим образом стала объединять, с одной стороны, старые традиционные фундаментальные науки – например, лингвистику, психологию и философию, с другой – подключать к себе новые и параллельно с нею развивающиеся науки и теории.
·Представление о том, что в культуре присутствует когнитив, повлияло на все факторы исследования культуры.
·Отсюда вытекает особое понимание культуры – как депозитария человеческих когнитивных категорий, через которые только и реализуется процесс познания, состоящий в осмыслении и ментальной организации реальности.
. «Социальная инженерия» проблемы и перспективы
·Социальная инженерия (СИ) – это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным.
·Социальная инженерия – использующийся взломщиками и хакерами для обозначения несанкционированного доступа к информации термин иначе, чем взлом программного обеспечения. Цель – обхитрить людей для получения паролей к системе или иной информации, которая поможет нарушить безопасность системы.
·Социальная инженерия – как сфера научно-практической деятельности приобретает всё более широкое распространение в России. Прежде всего, интерес к социо-инженерной проблематике обусловлен необходимостью научного обеспечения и осмысления происходящих в обществе радикальных изменений, потребностями широкого круга руководителей, предпринимателей, специалистов-практиков в принятии научно обоснованных управленческих решений.
. Творчество – движущая сила культуры
·Н.Л. Бердяев писал: «Творчество – есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Психика как деятельность по выработке нового всегда есть творчество.
·Распространённым является понимание творчества как деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Видимо, «на основе объективных законов действительности» будет необязательным признаком; во-первых, он содержится в указании на преобразование природы, и, во-вторых, его включение оставляет за бортом творчества то, что имеет место в религиозных, мифологических конструкциях, в ряде областей искусства, на обыденном уровне сознания.
·Критерием творческой активности является уровневой переход: потребность в новом знании складывается на высшем уровне творческой деятельности, а средства для удовлетворения этой потребности – на низшем уровне. Они включаются в происходящий на высшем уровне процесс, что приводит к возникновению нового знания. Он приходит к выводу, что творческий продукт требует включения интуиции и не может быть получен на основе логических выводов.
·В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира. Она направляется тенденцией к преодолению и функционирует по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
·Основную причину культурно-исторического развития следует искать не в оторванных от реальной действительности абстрактных целях, а в материальном производстве на земле, что является результатом творческой деятельности.
. Проблема закономерности в культуры
·Общесоциологические – связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности часть общества.
·общие формационные – связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
·конкретно-формационные – закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации – рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т.д.
·цивилизационные – связаны с действием закона общественного разделения труда.
·закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.).
. Уникальность культур и культурное единство человечества
·Охрана культурного разнообразия мира – один из важнейших аспектов концепции культуры.
·Защита культурного разнообразия является этическим императивом, она неотделима от уважения достоинства человеческой личности.
·Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.
·По большому счёту каждая из культур (а особенно великих) – по-своему уникальна.
. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы представляют собой совокупность человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.
·демографическая проблема и регулирование стремительного роста население – всё более важна для человечества. Демографические процессы исследуются демографией – наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.
·предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды.
·продовольственная проблема – корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.
·СПИД, наркомания и вредные привычки – всё более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX века. Ещё быстрее в России распространяется наркомания.
·сквернословие – когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более – духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость.
·терроризм – особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное кол-во ни в чём не повинных людей. Терроризм – это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счёт этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.
·катастрофическое загрязнение окружающей среды и снижения биоразнообразия.
·озоновые дыры.
Культура ХХ века – это культура революций, неизбежной спутницей которых являлось отрицание, причём в большинстве случаев, выступающее в своих крайних, связанных с разрушением формах. Именно культура во многом помогает хотя бы решить некоторые из данных глобальных проблем.
Список использованной литературы
1.Бердяев Н. А. О назначении человека. М,, 2001. С. 50-60.
2.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2006.
.Петровский А.В., М.Г. Ярошевский. Психология. Словарь. М., 1990 г.
.Меркулов И.П. Когнитивная наука // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001. С.26.
.Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1.
.«Социологический словарь». Минск, 1991.
.Филиппова М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения представителей разных культур. Вестник МГУ. 2002, №3.
.Шаров А.А., Шрейдер Ю.А. Системы и модели. М., 2002.
.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.
10.Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.