- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 927,86 Кб
Геометрическая резьба по дереву на примере ларца
Введение
Художественная резьба по дереву, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам – геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная и объемная резьба.
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.
На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков – наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорирования жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.
Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.
Цель моей дипломной работы: воссоздать ларец в технике геометрической резьбы с использованием народных орнаментов и символов.
Для достижения поставленной цели мне необходимо разрешить следующие задачи:
. Исследовать историю зарождения и развития техники геометрической резьбы;
. Раскрыть особенности построения геометрического орнамента.
. Изучить различные техники выполнения геометрической резьбы.
. Разработать эскиз ларца на основании проведенных исследований и в соответствии с поставленной целью.
1.
Геометрическая резьба
1.1 Геометрическая резьба по дереву – история развития
Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.
Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.
С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое. В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.
А звонкоголосый деревянный рожок был непременным спутником деревенского пастуха, С песней рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.
Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы).
В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.
Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.
Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс., до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков и т.п.
Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:
– розетка с лучами или просто круг – символ солнца, жизни;
– спираль – вихрь, беспокойство, буря;
– капля – вода, зерно, символ жизни;
– клетка – поле, какое-либо пространство;
– ромб – мощь, сила, удача;
– крест – человек, душа;
– точка – первооснова всего;
– вертикальная линия – возвышенность;
– горизонтальная линия – покой, спокойствие;
– волнистая линия – движение;
– ломаная линия – противоборство.
Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.
С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.
К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.
Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.
В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.
Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.
А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.
Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца – полдень – представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.
Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.
Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.
Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка – основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.
Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены – «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),
В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.
Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда – работы в ноле, – занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.
Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчицкие мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.
А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,
В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.
Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов – много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.
На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.
Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием, так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.
В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.
1.2 Техника выполнения геометрической резьбы
Наиболее популярным видом резьбы является геометрическая, что объясняется относительной простотой выполнения ее элементов, что, однако, вовсе не уменьшает ее сложной декоративности.
Разделочные доски, выполненные в технике геометрической резьбы.
Несмотря на всю свою простоту, геометрические орнаменты отличаются необычной игрой светотени, украшающей изделие, и дают большой простор фантазии мастера, позволяя ему самому разрабатывать и воплощать различные узоры, орнаменты и композиции. Кроме того, для нее достаточно иметь скромный набор инструментов.
Прежде всего, выполняют несколько эскизов с разных сторон. В этом случае заготовка для удобства должна иметь форму параллелепипеда. На заготовку копируют вид спереди, потом таким же способом переносят с эскиза вид сбоку. Закончив предварительный этап, выбирают точку, общую для обоих ракурсов, от которой к основанию опускают перпендикуляры. Чтобы было удобнее работать, для координатной сетки вводят обозначения: в ширину – цифровые, в высоту – буквенные строчные, в глубину – буквенные прописные. Далее перечислены основные элементы геометрической резьбы, различные комбинации которых создают на деревянной поверхности затейливые узоры:
· двух-, трех- и четырехгранные выемки, различные по ширине и глубине;
· криволинейные выемки в виде скобок.
Базовые элементы геометрической резьбы: а – двухгранные выемки; б – трехгранные выемки; в – четырехгранные выемки; г – криволинейные выемки.
Существует немало комбинаций треугольников и других элементов, поэтому и узоров огромное количество. Среди них можно назвать выемки, ромбы, змейки, цепочки и другие.
Некоторые узоры, выполненные в технике геометрической резьбы: а – лесенка;б – куличики; в – треугольники; г – витейки; д – змейка; е – елочка; ж – ромбы; з – цепочки; и – соты; к – квадраты; л – звездочки; м – «сияния»; н – сколыши; о – чешуйки.
Резное изделие может иметь форму цилиндра, например, или конуса. В этом случае используют рабочую доску, расчерченную координатной сеткой. После этого на доске закрепляют заготовку и переносят на нее соответствующие линии сетки, потом точки пересечения линий рисунка с линиями координатной сетки, как и при использовании плоской заготовки. Но при этом рисунок, получающийся на фигурной плоскости, будет отличаться от рисунка на прямоугольной плоскости.
Популярен и такой мотив, как розетка.
Розетки, выполненные в технике геометрической резьбы.
Чаще всего встречаются розетки, вписанные в окружности, разделенные на 4-10 частей. Вместе с другими геометрическими фигурами (треугольниками, квадратами и пр.) такой мотив розетки присутствует в многочисленных комбинациях. Выполнение четырехгранных выемок в геометрической резьбе отличается достаточной сложностью и предполагает наличие у резчика большого опыта и мастерства, поскольку элементы режутся глубоко и крупно, а малейшие дефекты очень заметны.
Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной. Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика. Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство. Можно также сделать вращающейся крышку стола.
Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 -вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница.
Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной к волокнам. Здесь важно учитывать степень мягкости материала. На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30-40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам.
В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки. Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины. Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом.
Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание.
После того, как на заготовку нанесена координатная сетка и проекции рисунка (вид спереди и сбоку), приступают к вырезанию фигуры по внешнему контуру рисунка (сначала вид спереди, потом сбоку). В процессе резьбы координатная сетка срезается, но резчик постоянно восстанавливает ее, чтобы не допустить ошибок. Для этого, сняв древесину с какой-либо части линии или рисунка, дорисовывает ее, соединяя оставшиеся части линии. Так продолжается до тех пор, пока идет выявление формы изделия. Если элемент очень крупный, то можно воспользоваться прямой стамеской, ширина которой должна быть сопоставима с шириной выемки. Сначала ножом-косяком прорезают среднюю линию на нужную глубину, потом стамеской (ее держат наклонно и ударяют по ней киянкой) выбирают обе грани от размеченной линии. В том случае, если грани получились не слишком гладкими, их зачищают. Для этого используют широкий нож-косяк, которым срезают стружку по направлению волокон древесины.
Вырезание трехгранных выемок разумно начинать с более простых фигур – таких, как равносторонние треугольники с углублениями в центре. Сначала устанавливают положение рисунка относительно направления волокон для того, чтобы определить, в каком направлении выполнять выемку. Сделав в направлении от центра вертикальные надрезы по средним линиям (если вырезается небольшая трехгранная выемка, то на мягких породах обходятся без надреза средней линии), которые делят треугольники пополам, выбирают боковые грани геометрической фигуры, придерживаясь направления слоев древесины.
Выполнение трехгранной выемки (стрелкой показано направление движения инструмента).
Выявляя форму изделия, ее обрезают по контуру. Сначала снимают излишек древесины в прямоугольных проекциях, работая грубым инструментом – пилой, топором, стругом. На вогнутых участках используют полукруглые стамески, помогая себе киянкой, т. е. используя приемы долбления. Для большей уверенности заготовку закрепляют в тисках. При этом постоянно, контролируют направление волокон древесины. При выполнении надреза средней линии носок ножа-косяка, нажимая, погружают в материал на полную глубину, при этом его пятку подводят к одной из вершин треугольника. Боковые грани можно снять одним или несколькими движениями, но непременно грань в грань, держа нож наклонно. Если рисунок крупный, то для прорезания средней линии вместо ножа-косяка используют стамеску-уголок, а для выборки боковых граней – широкий нож-косяк либо прямую стамеску.
По завершении грубой обработки уже заметны общие контуры будущего изделия. После этого переходят к срезанию углов фигуры, что делает ее форму более четкой. Древесину снимают слоями: сначала срезают углы наполовину припуска (заготовка всегда немного больше изделия; все лишнее называется припуском), потом наполовину оставшегося запаса древесины. Таким образом, осторожно и аккуратно приближаются к той форме, которая должна быть воплощена в изделии. Очень эффектным элементом является розетка с «сиянием». Она представляет собой равнобедренные треугольники, имеющие вид лучей, которые вписаны в окружность, поделенную на 6, 8 и более частей. Последовательность работы такова: в соответствии с направлением волокон ножом-косяком прорезают основание каждого треугольника по всей длине окружности, после чего выполняют грани лучей тем же способом, что и трехгранные выемки.
Выполнение розетки с «сиянием» (стрелками показано направление движения инструмента).
Необходимо соблюдать следующие правила: во-первых, пятка ножа-косяка должна доходить до центра розетки, но, не углубляясь, в противном случае вершины лучей покроются сколами; во-вторых, инструмент должен быть очень острым, чтобы грани получились чистыми, так как несколько лучей придется резать против слоя древесины.
Розетка с «сиянием» получится красивой, если грани будут четкими и гладкими, а лучи – одинаковыми по ширине и глубине. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями 4 граней называются четырехгранной выемкой. Все грани этих геометрических фигур являются углублениями, выполненными в виде треугольников, причем все они располагаются вдоль, поперек и под углом к направлению волокон древесины. По технике выполнения четырехгранная выемка не отличается от резьбы трехгранной выемки, при этом четырех- и многоугольники могут иметь произвольные очертания.
Первый этап резания прямой и выпуклой поверхностей не имеет никаких отличий – в обоих случаях пользуются пилой, топором, теслом и т. п. Но постепенно слой удаляемой древесины становится все тоньше, что требует более точной и чистой работы. Если для обработки ровной поверхности применяют рубанки и фуганки, то для выпуклой – прямые стамески, ножи-резаки, уголки и клюкарзы. При этом необходимо контролировать рабочий ход инструмента, для чего ограничивают его движения указательным пальцем.После того как вы освоите технику геометрической резьбы, на основе ее элементов можно составлять орнаменты.
Орнамент, выполненный в технике геометрической резьбы.
Разрабатывая собственный узор, не нужно стараться покрыть резьбой всю поверхность изделия, поскольку только при соразмерном сочетании резного узора с плоскостью фона можно добиться гармонии, построенной на этом контрасте. Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Для ее выполнения используют полукруглую стамеску. Поскольку рез, который оставляет этот инструмент, напоминает скобку (отсюда и название) или ноготь, иногда ее еще называют ногтевидной резьбой.
Очень важно, чтобы радиус кривизны стамески, клюкарзы или иного инструмента не превышал радиус кривизны вырезаемого контура. Обрабатывать вогнутую поверхность можно от руки или помогать себе киянкой. В процессе работы особенно осторожно режут боковые стороны дорожки, которую оставляет инструмент, и места выхода инструмента к плоскости, противоположной началу резания, стараясь не допустить сколов.
Для этого вида резьбы характерны округлые линии и мягкая игра светотени. Скобчатая резьба может применяться в качестве самостоятельного вида резьбы для выполнения розеток, геометрических фигур, орнаментальных полос либо сочетаться с другими видами резьбы.
Основным элементом скобчатой резьбы является скобка, которая режется полукруглыми стамесками, различающимися диаметром. Выполнение элемента состоит из 2 этапов – вертикальной надрезки и подрезки под углом в соответствии с особенностями орнамента, причем работать можно одной и обеими руками.
Выполнение элемента скобчатой резьбы а – одной рукой; б – двумя руками: 1 – надрезание; 2 – подрезание.
Сколы на прорезаемой дорожке образуются тогда, когда лезвие инструмента оставляет некоторые волокна неперерезанными. Это особенно часто происходит при первичной грубой обработке заготовки. Чтобы не допустить такого изъяна, достаточно повернуть клюкарзы вокруг оси. Сколы при выходе инструмента на противоположную плоскость заготовки тоже можно избежать. Для этого надо резать под углом к волокнам. Скобки можно резать различными способами, благодаря чему рельеф будет иметь разную форму.
Выполнение скобчатой резьбы с выпуклой средней линией.
Скобку режут с углублением у овального контура, при этом средняя линия становится выпуклой. После того как на заготовку нанесена разметка – сетка из квадратов, из центра каждого из них циркулем вычерчивают окружность. Таким образом, квадрат вписывается в окружность. Резьбу осуществляют ножом-косяком и полукруглой стамеской по ширине, равной ширине стороны квадрата. Ее профиль должен соответствовать дуге окружности.
Поставив стамеску вертикально на линию окружности, ее с нажимом заглубляют на 2-3 мм. Подобным образом выполняют остальные скобки первого вертикального ряда, которые идут поперек слоев древесины. После этого ножом-косяком срезают грани к основанию надреза, чтобы они получились плоскими.
Неглубокие вогнутые полости достаточно легко резать клюкарзами, а завершении работы можно зачистить полость ложечными резцами. Глубокие полости сначала выдалбливают или даже высверливают. В средней, более глубокой части заготовки долбить можно с помощью полукруглой стамески и киянки, не боясь образования трещин. Около стенок удары должны быть слабее. Стенки обрабатывают круговыми движениями клюкарзы только вдоль волокон, дно – ложечными резцами. Завершают обработку бормашиной. Далее надрезают горизонтальные выемки, которые идут вдоль волокон, держа стамеску вертикально, но при этом угол лезвия находится в начале дуги окружности. Мягко нажимая на ручку инструмента, совмещают его лезвие с линией дуги окружности. Надрезая верхнюю дугу, стамеску передвигают справа налево, при надрезе нижней дуги – наоборот. Плоские грани осторожно подрезают ножом-косяком.
Выполнение скобчатой резьбы с углубленной средней линией.
Скобку можно сделать с углублением средней линии, при этом грани получаются вогнутыми. По нанесенной разметке ножом-косяком выполняют вертикальный надрез по средней линии, после чего, подобрав стамеску, совпадающую по размеру и профилю, подрезают грани скобок. Грани скобок находятся по диагоналям квадратов, т. е. под углом к слоям древесины. Их приходится подрезать по-разному, чтобы направление реза совпадало с направлением волокон древесины, что существенно облегчит задачу. Таким образом, нижние грани подрезают сверху вниз движением к себе, верхние – наоборот, снизу вверх и от себя. Подрезая нижнюю грань первой скобки, уголок стамески фиксируют в верхнем левом углу квадрата. Лезвие инструмента, слегка наклонив влево и осторожно нажимая, совмещают с линией дуги окружности и подрезают грань. Подрезая верхнюю грань, уголок стамески фиксируют в нижнем правом углу квадрата и вращают по направлению вверх с одновременным наклоном вправо. Завершая разговор о скобчатой резьбе, заметим, что, если рисунок достаточно большой или используется твердая древесина, то нажима только рукой недостаточно, поэтому резьбу осуществляют с помощью киянки. Дополнительно отдельные элементы геометрической резьбы можно украшать морщинистой резьбой, благодаря которой на поверхности готового мотива (отдельного рисунка или целого орнамента) появляются складки. Единственным условием является то, что морщинить можно только крупные элементы, так как на них складки выглядят более декоративно и эффектно. Кроме того, они более просты в исполнении. Технически разметка и осуществление морщинистой резьбы аналогичны резьбе треугольников.
Сложность состоит в том, что фигура человека является предметом пространственным, поэтому неправильно выполненный эскиз или ошибки при первоначальном вырезании по контуру могут ее исказить. Чаще всего резчики ошибаются в длине и положении рук, ног и головы, а также в размещении центра тяжести фигуры.
Морщинка – это остроугольный желобок, исходящий из центра и начинающийся с еле видной линии. Постепенно он превращается в расширяющуюся канавку, которая у внешнего конца луча будет иметь максимальные ширину и глубину.
Розетка, выполненная в технике морщинистой резьбы.
2.
Ларец в технике геометрической резьбы
ларец резьба дерево
2.1 Технологический процесс изготовления изделия
С целью изготовления ларца в технике геометрической резьбы я исследовал различные материалы, исторические, технологические, обращаясь к всевозможным источникам, чтобы собрать наиболее достоверную и полную информацию.
На основании собранной и проанализированной информации мне удалось составить вполне гармоничные эскизы, сочетающие в себе несколько техник геометрической резьбы.
Когда рисунки и чертежи были проверены и утверждены мастером п/о, я принялся за заготовку материала.
Выбрав липовую необрезную доску нужных размеров, я срезал обзол с обеих сторон доски циркулярной пилой.
Затем раскроив доску на детали, я прострогал их на рейсмусе по обеим плоскостям, а торцы обработал на фрезерном станке прямой фрезой с опорным подшипником.
Для достижения необходимой высоты ларца я склеил детали между собой в щиты, после чего соединил их в колодец, предварительно запилив торцы щитов под углом 45˚ при помощи торцово-тусовочной пилы.
На готовый колодец наклеил дно и крышку, затем распилил циркулярной пилой колодец, отделив крышку от основания. После этого я отшлифовал все стороны ларца шлифовальной машиной с мелкозернистой наждачной тканью. Подрезав соответствующие углубления, установил декоративные петли.
На отшкуренные стороны и крышку ларца был перенесен чертеж геометрических орнаментов. Подрезка производилась ножом-косяком с соблюдением всех технологических особенностей геометрической резьбы.
По окончании резьбы с поверхностей ларца были удалены остатки карандашных линий, после чего еще раз отшлифованы мелкозернистой наждачной тканью.
Завершающим этапом работ стала лакировка, которая в свою очередь производилась так же в несколько приемов:
. Покрытие изделия глянцевым «НЦ» лаком;
. Нанесение 1 слоя масляного паркетного лака «ПФ» с последующей сушкой 24 часа.
. Нанесение 2 слоя, сушка.
Первый слой «НЦ» лака образует тонкую пленку, предотвращающую обильное впитывание древесиной масляного лака, что позволяет сэкономить на материале и времени высыхания. Последующие 2 слоя масляного лака образуют ровную глянцевую поверхность защищающую ларец от влаги и механических повреждений.
2.2 Виды древесины используемой для резьбы
В зависимости от вида предполагаемого изделия для художественной резьбы выбирают разные породы деревьев. А часто именно вид дерева диктует мастеру возможный вариант художественной резьбы по изделию. Вот наиболее распространенные виды деревьев, используемые для художественной резьбы:
Самшит (Buxus Sempervirens) – не достигает крупных размеров, поэтому его древесина не находит широкого применения. Твердую древесину ценят резчики любящие точность. Но с самшитом трудно работать.
Эбеновое (Diospyros) – Плотная древесина темного или черного цвета. Очень трудно обрабатывать.
Липа (Tilia) – Одно из самых распространенных видов дерева. Текстура дерева ровная и мелкослойная. Подходит для начинающих резчиков по дереву. Цвет липы сначала тусклый, затем может становиться розовым или светло-коричневым приятным оттенком. В основном рекомендуется для изделий, состоящих из нескольких частей.
Красное дерево (Swietenia) – Это название нескольких тропических деревьев. В основном так называют древесину красного цвета. Цвет красно-коричневый, может быть с множеством оттенков. От бледного до золотисто-коричневого. Имеет разную текстуру.
Груша (Pyros communis) – Бледная древесина от желтовато-красного до розовато-коричневого цвета. Хорошо подходит для резьбы по дереву. В меру твердая древесина с тонкой прослойкой.
Веймутова сосна (Pinus strobus) – Древесина желтоватого оттенка, мягкая, хорошо поддающаяся обработке. Как и при работе с другими породами дерева, инструменты для резьбы должны быть острыми.
Явор (Acer Pseudoplatanus) – Разновидность клена. Твердая древесина с мелкой текстурой. Обработке поддается трудно. Обычно явор используют для резьбы предметов, таких как кружки, тарелки, подносы и т.п.
Ореховое дерево (Juglans) – Плотная древесина темно-коричневого цвета. Хорошо обрабатывается. Мастера отдают предпочтение Итальянскому ореховому дереву.
Как видите это еще не все перечисленные породы деревьев, а только те виды, кто с успехом применяет древесину для обработки, а именно резьбу по дереву.
2.3 Инструмент для резьбы по дереву
Для выполнения всех видов домовой резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент. Резчицкий инструмент делится на основной (режущий), и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный).
Набор основного резчицкого инструмента. Без него невозможно сделать самую простую резьбу. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т.д. В набор основного резчицкого инструмента входят:
.Ножи косяки: применяются в основном для выполнения геометрической контурной резьбы, а также для прорезки орнамента. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30 до 80 градусов. Например, косяком с углом скоса от 60-80 градусов удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком.
.Ножи резаки: используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, "сияний "с закруглениями, элементов с кривыми линиями. А также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ.
. Прямые стамески нужны для зачистки фона, прорубки контура орнамента, снятия фасок и других работ. Ширина их от 5 до 30 мм.
.Стамеска косячок такая же, как прямая, но со срезом лезвия под углом от 45 до 70 градусов, применяется для выполнения геометрической резьбы.
. Отлогие и полукруглые стамески основной инструмент для выполнения в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок. Форма полукруглых стамесок дает возможность работать краями бортов.
. Стамески – уголки применяются при выборке узких линий канавок. Используются почти во всех видах резьбы.
. Стамески – клюкарзы имеют короткое полотно в виде согнутой ножки или крючка. Они широко используются при плоскорельефной и рельефной резьбе, зачистке углубленного фона, для обработки выпуклости в углубленных местах. Эти стамески имеют различный профиль и ширину полотен от 5 до 50 мм.
. Стамески – церазики. Изогнутые в нижней части с различной формой лезвия. Применяются они для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах. Ширина лезвий 23 мм.
. Ложечные ножи. Их применяют преимущественно при изготовлении резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность. Обоюдоострые полукруглые или кольцевые лезвия ножей легко выбирают и вычищают внутреннюю поверхность чаш, ложек и т.п.
. Скобы и скобели. Применяют для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений. Скобелем можно быстрее и легче обработать заготовку, так как работа идет двумя руками.
. Чеканы. Применяются в основном для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого-либо рисунка. Чеканы представляют собой металлические стержни разного диаметра, на одном из концов которых сделаны насечки различных геометрических фигур и профилей.
. Скребки и цикли. Применяют для выборки галтелей, штапиков, зачистки от ворса поверхностей с кривизной.
. Рашпили. Служат для зачистки резьбы, бывают разной формы и профиля: прямые, плоские. Полукруглые и другие. На сторонах рашпиля имеются насечки в виде небольших зубчиков различной величины.
Заключение
Дерево – самый экологически чистый и благородный материал. Благоприятное влияние изделий из дерева на микроклимат в доме, известно с давних времен. Природные свойства древесины, позволяют создавать произведения искусства и предметы повседневно обихода. Кроме того, дерево, как нельзя лучше, подходит для декорирования интерьеров. Стоит отметить, что российские мастера, работающие с деревом, одни из немногих, кто сумел сохранить исторические традиции и стилевые особенности, приумножить их, и сделать доступными деревянные изделия для большой потребительской аудитории. В современных условиях рынка, когда широта ассортиментного предложения высока, сегмент деревянных изделий успешно развивается. Дерево становиться все более актуальным, так как деревянные изделия, лучше всего могут подчеркнуть уникальность созданного дизайнером интерьера внутреннего пространства. Сегодня самыми яркими и востребованными представителями деревянных изделий являются окна, двери, лестницы. Данные изделия служат украшением фасадов домов, а учитывая тот факт, что служить изделия, будут в непростых климатических условиях, изготовление их идет по особой технологии, которая делает деревянные окна и двери не только красивыми, но и износостойкими, и долговечными. Деревянные окна, двери, лестницы – все это современное, многогранное проявление сохраненной культуры производства изделий из дерева. За каждым деревянным изделием стоит приумноженный труд многих поколений мастеров, которые столетиями развивали данный вид промысла, дополняя его авторскими наработками. Наши деревянные изделия – не фабричная штамповка, – это высокий профессионализм и эстетика, заключенные в оригинальную форму и содержание. Каждый предмет деревянной мебели неповторим. Деревянный стол, стул или кресло, помогут создать уникальный стиль интерьера.
Список литературы
1. Работы по дереву. Иллюстрированная энциклопедия; пер. с англ. Е. Полянской. – М.: Эксмо, 2013. -272 с.
. Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2010. – 112 с.: ил.
. Материаловедение (деревообработка): учеб. пособие / Б. А. Степанов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 80 с.
. Деревообработка: технологии и оборудование: учебн. пособие / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Ростов н./Д: Феникс, 2012. – 348 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
. Охрана труда (деревообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Н.В. Гренц. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
. https://ru.wikipedia.org/
. Столяр-плотник: учебн. пособие / И. К. Рахманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 278 с.: ил. – (Начальное профессиональное образование).
. Технология деревообработки: учебник для нач. проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.