- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 82,24 kb
Готическая культура Франции
ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
ФРАНЦИЯ – это
государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2., население 50
млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две тысячи лет назад на месте
Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на острове Сите, посередине
реки Сены. Франция высокоразвитая с большим количеством мировых культурных
достопримечательностей страна. Одним из культурных периодов развития Франции
является – художественный стиль Готика.
В середине 12 века в городах Северной Франции
зародилась культурное течение – готика (Готический стиль).
Слово
Готика происходит от названия германского племени готов.
Что такое Готика
Готический стиль – это художественный стиль, явившийся завершающим
этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и
частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения
как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены
хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю
фазы.
Готика
развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и
религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими»
иррациональными силами.
Для Готики характерны символико – аллегорический тип
мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала
главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.
Особое место в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с
человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение
скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей
оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные
изменения в структуре средневекового общества: начало формирования
централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских
сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития
общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых
религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и
эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы
и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и
гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и
светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже
трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и
набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными
башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей,
дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его
застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем
наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом
знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие
со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической
системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной
иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание
горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике – пучка колонн) и опирающихся на
них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей),
ограниченных 4 столбами и 4 арками,
План
собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
которые
вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
облегченными небольшими сводами – распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью
опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы.
Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются
арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных
конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое
величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине
12 в. и достигла расцвета в первой
половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 – нефные базилики с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому
примыкают радиальные капеллы («венец капелл»).
Их высокий и просторный интерьер озарен цветным
мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю
создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых
арок, убыстренным ритмом аркад верхней
галереи (трифория). Благодаря контрасту
высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное
богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и
богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы
и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов
и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов,
а также на капителях колонн образуют цельную символическую
сюжетную систему, в которую входят персонажи и
эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
Лучшие произведения готической
пластики – декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене,
Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой,
искренностью и благородством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным
декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым
внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились
особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического
собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека,
позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды,
создать динамическое единство внутреннего
пространства.
В Готике происходит
обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение
системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного,
искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые
пластические формы. Застылость и замкнутость
романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к
зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую
трактовку получили темы материнства, нравственного
страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная
духовность и социальная сатира, фантастический гротеск
и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во
эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло
высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития
цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение
скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную
раскрашенную и позолоченную
скульптуру и темперную живопись на деревянных
досках. Сложился новый эмоциональный строй образов,
отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий
Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой
кости, серебрянные реликварии,
лиможская эмаль, шпалеры и резная
мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен
прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане).
Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В
миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой
человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские
постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные
залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге)
отличают жизненная конкретность и монументальность
образов, мощная пластическая экспрессия. Части
храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,
изображениями фантастических животных; характерно
обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян,
гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и
тематика витражей, в гамме которых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов
во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее,
статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный
изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые
города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно
возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади – соборную и
рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над
всей застройкой и получивший во Франции свои классические
формы. Это три – пять нефные базилики
с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом
капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным
фасадом с тремя перспективными порталами и готической
розой в центре. Произведения раннеготического
зодчества (церковь аббатства Сен-Дени:
соборы в Сансе, ок.
1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность
нервюр, горизонтальность композиций линий
фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны.
Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и
декор, деталей свойственны грандиозным
соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене,
часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 – 14 веков в
архитектуре соборов стал преобладать обильный декор,
скрывающий архитектурные членения, появились
искривленные линии, пламенеющего
стиля (церковь Сен – Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные
внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон,
1390–1420г.). В 15 веке
возник тип богатого городского дома – отеля (дом Жака Кёра
в Бурже,
1443-1451г.).
В
готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился
интерес к физической красоте и чувствам человека, к
реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры
скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко
человечный образ благославляющего Христа на
западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение
Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали
большое влияние на развитие всей западноевропейской
скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления
интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются
витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими
сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков
(росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В
готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению
натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под
влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.
Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург.
Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения
искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная
мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с
тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально
продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически
логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт
удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением
плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон
(1501—10), отель Бур-терульд
и Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне
образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо.
Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего
пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо,
1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы
Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового
Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.
Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее
ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер
миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая
художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И.
Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.