- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,85 Мб
Графика Приднестровья. Творчество О.В. Болтнева
Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО "Бендерское художественное училище"
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
"Графика Приднестровья. Творчество О.В. Болтнева"
Выполнил:
Студент III курса, группы 35р
Ешану Андрея Игоревича
специализация "Реставрация темперной и масляной живописи"
Проверил
Аксенгор Н.Н.
Бендеры 2012г.
Содержание
Введение
. Краткий обзор искусства ПМР
. Художники Приднестровья
.1 Графики ПМР
2.2.1 Радованов Виктор
.2.2 Постойкин Виктор
.2.3 Мосейчук Игорь
. Болтнев Олег Васильевич
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Понятие "искусство" – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
Каждый из этих видов искусств хорош по-своему и решает свои проблемы и задачи ни смотря не на что. Хоть моя профессия больше связанна с живописью, но своё исследование я делаю в области графики. Без графики не может существовать остальное изобразительное искусство так как рисунок является основой всех начал. Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). При рисовании графикой, обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного, в редких случаях – два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.
Свою работу я решил посвятить изучению графики Приднестровья, в частности Болтневу Олегу Васильевичу художнику – графику с которым я знаком лично. Он отличный преподаватель, умеющий заинтересовать детей рисованием, у которого я взял первые навыки рисования, основы построения и перспективы. Как художник он очень повлиял на мою творческую деятельность, с которой возможно я буду связан до конца жизни. Помимо рисунков, он делает замечательные акварельные работы, о которых я расскажу и покажу чуть ниже. Множество его работ посвящены природе Приднестровского края. Основной стиль этих работ является – пейзаж.
Цель моей работы узнать больше и рассказать другим о творце, который возможно в будущем станет великим. Для решения поставленной цели, сформировались следующие задачи: встретиться с Олегом Васильевичем и задать ему интересующие вопросы, посетить посвященные ему сайты, найти любую информацию, которая с ним связана, поскольку книг пока что про него не написано и о нём знает достаточно узкий круг людей. Моя работа будет подкреплена презентацией картин Болтнева.
1. Краткий обзор искусства ПМР
Дивный край вдоль берегов древней и извилистой реки – это Приднестровье. Узенькая полоска земли на карте, но как богата история этих мест, как щедра природа, как многолик народ и разнообразно национальные традиции. Приднестровская земля, знавшая войны и стихийные бедствия, всегда была для людей источником жизни, надежд и вдохновения. Плодородна земля Приднестровья потому – что впитала в себя дух великих и малых народов, гений знаменитых личностей и безвестных талантливых людей. Жизни бунтаря Е, Пугачёва короля Карла12, предков И. Айвазовского великого поэта Пушкина, генералиссимуса А. Суворова, хирурга Н. Склифосовского певца Вертинского и многих других в разные временны были связаны с этой землёй. С провозглашением 2 сентября 1990 г. приднестровской государственности начался новый этап в истории культуры края. Неотъемлемой частью государственной политики ПМР изначально являлось сохранение и развитие культуры, защита духовных и нравственных ориентиров народа, консолидация общества.
Работники культуры, творческая интеллигенция вносили весомый вклад в дело становления государства. Прорыв информационной блокады путем создания государственной сети средств массовой информации явился большой победой приднестровцев.
Первые приднестровские газеты "Бастующий Тирасполь", "Трудовой Тирасполь" "Днестровский меридиан", издававшиеся с начала 90-х годов, распространялись в городах России, Украины, они призывали общественность всех стран к защите борющегося за свои права народа.
К 2000 г. в Приднестровье выпускались 7 республиканских, 5 городских, 3 районных, 3 частных и 4 рекламных газеты, 12 журналов, свыше 30 наименований тематических изданий научного, художественного, экономического и информационного характера. Жители региона имеют возможность приобретать также издания России, Украины, Молдовы, дальнего зарубежья по подписке или через торговую сеть.
мая 1992 г. вышла в эфир первая передача радио ПМР, которое с тех пор стало рупором республики, вещая через передающий центр в пгт Маяк Григориопольско – го района на расстояние до 3 тыс. км в средневолновом и длинноволновом диапазоне.
августа 1992 г. началась трансляция передач местного телевизионного канала, называемого сегодня "ТВ ПМР". Его орга-низатором, бессменным руководителем и главным редактором являлась Л. Шульга. Сегодня в республике насчитывается около 40 телевизионных передающих станций, созданы корпункты в Каменке и Дубоссарах, Слободзее и Бендерах
Важным звеном культурно-просветительной работы является республиканская библиотечная сеть, сохранившаяся с 80-х годов практически без изменения Крупнейшими из 158 массовых библиотек являются центральные городские библиотеки Тирасполя, Рыбницы.
ЦБС г. Тирасполя располагает фондом, насчитывающим более 800 тыс. экземпляров книг и периодических изданий, и обслуживает ежегодно около 50 тыс. читателей. Именно библиотеки организовывают встречи с писателями, поэтами, художниками, музыкантами Приднестровья, России, Украины, Беларуси. В библиотеках проводятся литературные и музыкальные вечера, экспонируются обширные книжные выставки, посвященные истории края, литературному наследию, памятным и юбилейным датам.
После кризиса 90-х годов культура была в упадке, и лишь в 1993 г. работа культпросветучреждений оживляется. Восстанавливаются коллективы художественной самодеятельности, появляются новые. В Тирасполе открывается Центр культуры винно-коньячного объединения "КУ1ЫТ", Дом культуры Акционерного общества "Электромаш". После реконструкции в 1997 г. начинает функционировать городской Дворец культуры. На протяжении 1998-2000 гг. были основаны такие учреждения, как культурно – досуговый центр в Рыбнице, Центр народного творчества в Каменке, Дом народного творчества в Григориополе, молодежные клубы и Центр досуга в Тирасполе, молодежный клуб в Слободзее.
К 2001 г. в республике функционируют 156 клубных учреждений всех ведомств, в том числе 119 – государственных.
В ПМР делалось все возможное для спасения киноискусство. Так, в 1994 г. все кино-предприятия республики были объединены в единую систему, на базе кинотеатра "Тирасполь" создана ее головная организация республиканский киновидеоцентр (РКВЦ). На него возлагались функции методического обеспечения деятельности всей системы киноотрасли. Огромную роль в возрождении искусства кино сыграл прошедший в сентябре 1994ч. в Тирасполе и Бендерах 111 Международный кинофестиваль славянских и православных фильмов "Золотой Витязь", президентом которого являлся народный артист России, актер и режиссер Н.П. Бурляев. Выбор Приднестровья для проведения кинофорума не был случайным, поскольку идея его организаторов состояла в том чтобы силами и средствами кино заставить мир задуматься о событиях, происходивших в Европе на рубеже веков. В 2001 г. в Приднестровье работают 8 кинотеатров и 46 киноустановок в клубах. В ПМР зарегистрировано 319 памятников республиканского и местного значения. Все они находятся под охраной государства, о чем свидетельствует принятый в декабре 1997 г. Верховным Советом республики закон "Об охране и использовании памятников археологии, истории и культуры" и утвержденный в мае 2001 г. Коллегией Министерства просвещения "Реестр памятников археологии, истории и культуры Приднестровской Молдавской Республики". В октябре 2001 г. принят закон "О музейном фонде и музеях в Приднестровской Молдавской Республике", дающий возможность реализовать инвестиционные программы поддержки музеев и памятников республики. Ибо жив народ, пока жива его историческая, духовная память. Старейшая в Приднестровье, Республиканская картинная галерея г. Бендеры была создана в 1971 г., ее коллекцию составляют 3668 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и филателии. Это центр культурно-просветительной работы, исследований современного искусства, эстетического и нравственного воспитания на лучших образцах классического искусства. В ее стенах было представлено творчество итальянского графика XVIII в. Д.-Б. Пиранци, французских рисовальщиков XIX века О. Домье и П. Гаварни, выставки из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Академии художеств СССР, Государственного музея искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Киевского русского музея и др. Прочие картинные галереи ПМР (Республиканская галерея Тираспольского государственного объединенного музея, Рыбницкая (1990 г.) и Дубоссарская (2001 г.)) также являются центрами художественной культуры, просветительства и воспитания на лучших образцах изобразительных искусств.
В республике функционируют 8 детских художественных школ, в том числе старейшая – им. А. Фойницкого – в г. Тирасполе, школы в Каменке, Бендерах, Дубоссарах. В них предусмотрена начальная профессиональная подготовка, состоящая из 4-летнего цикла обучения. Дети занимаются по 13 часов в неделю, осваивают мастерство рисунка, живописи, композиции, скульптуры, изучают историю искусств. Желающие могут продолжить художественное образование в профессиональных учебных заведениях Приднестровья. В 1996 г. в Тираспольском строительном лицее введена специальность "строительный дизайн". В 1994 г. открывается отделение изобразительного искусства и черчения в филиале Приднестровского госуниверситета (г. Рыбница), в 1996 г. – отделение архитектуры в составе инженерно-технического факультета. В 1997 г. в Бендерском теоретическом лицее создается художественное отделение, а в 1999году появляется возможность получить среднее специальное художественное образование в Бендерском художественном училище. Свыше трёх тысяч работников культуры трудятся в Приднестровье.
2. Художники Приднестровья
В 80 годы перестройка изменила не только общественно политическое устройство не только экономические отношения, но и искусство. Оно захлёбывалось новыми темами радовалось свободе, возможности использовать новые средства выражения, новые формы представления своих произведений. Но через короткий срок стало очевидным, что свобода – серьёзное испытание, а слова, даже сказанные с горяча – материализовываются.
В сложное время политических баталий и военного конфликта 1992 года художники были вместе со своим народом и в первые годы становления ПМР активно участвовали в общественной жизни. В1993 г был создан Союз Художников Приднестровья. Первым председателем был выбран Л. Пироженко. Он объединил художников разных возростов и разных привязанностей в искусстве идеей содружества при полной свободе творчества.
На 2012 год союз объединяет 50 человек, и хотя не велика география их местонахождения- 33 человека живут в Тирасполе , 8 в Бендерах , 4- в Рыбнице, по одному в Москве Киеве Витебске, – география участие в выставках очень широкая. Первое представление СХП в Москве состоялось в 1993г в Культурном центре МИДа России, где были показаны произведения Л. Глущенко, Г. Зыкова, П. Китаева, В. и А. Куличенки и И.М. Антонюка.
В 1998г , 2001 и 2002 г в Центральном доме художника на Крымском валу были организованы выставки союза художников ПМР и персональные экспозиции. Выезды художников в разные города России и Украины стали традиционными. Расширились возможности художников по участию в международных выставках биенале, симпозиумах, мастер- классах и разнообразных проектах. Поездки в Австралию И. Антонюк, Словению Ю. и А. Салко, Турцию М. Руденко, Болгарию М. Хилинская, Л Пироженко, Румынию В.и А. Куличенко, Германию М. Балан, В. Иванов, Ю. Салко, во Францию Панов способствовали не только творческому развитию самих мастеров, но и вкладу в подъём на новый уровень Приднестровского искусства. Для любого художника большое значение имеет общение с молодёжью. Союза художников ПМР – инициатор молодёжных конкурсов "Искусство кисти молодой" "Юный художник ПМР". Многие мастера отдают своё время педагогической деятельности. Благодаря М. Руденко, В. Радованову, Н. Брозницкому, В. Завьялову и многим другим художественные школы ПМР сохранили лучшие традиции классической модели художественного образования. Инициатива же и постоянный поиск И. Мосийчука, В. Постойкина способствуют развитию в ПМР средней и высшей ступени художественного образования.
Союз художников ПМР – один из самых активных творческих общественных организаций нашей республики, который достойно представляет изобразительное искусство ПМР на выставках зарубежных странах: в России, Украине, Германии, Словении, Молдове и других государствах. Мастерство по достоинству оценено многими престижными международными премиями, призами и дипломами. За прошедшие годы налажены широкие связи с творческими организациями других стран, что в значительной мере способствует духовному развитию нашего государства.
Приднестровские художники не похожи друг на друга. Подвести их произведения под единый стиль не возможно. В этом состоит особенность современного искусства Приднестровья и проявляется его значение и привлекательность. Каждый художник самостоятелен в собственном выборе и манере, свободен от штампов, имеет свой предпочтения в искусстве, свой почерк и темперамент. Соответственно, творчество приднестровских художников – это яркая палитра разнообразия в географическом и временном пространстве.
Первый председатель союза художников Приднестровья, заслуженный деятель искусств ПМР, один из ярких сценографов СССР, Леонид Андреевич Пироженко любил повторять: "Изобразительное искусство Приднестровья – это чистый широкий поток, в который, как родники, вливаются творения зрелых мастеров и молодых художников. Поток этот бывает бурным, бывает замедляет ход и ширится, но он никогда не иссякает, потому что каждый ручеёк, его наполняющий, вносит свежую и чистую струю".
В новый 21 век искусство Приднестровья вошло без растерянности. Продолжает формироваться приднестровская художественная школа. Её можно охарактеризовать как пост советскую, в которой традиции классического искусства, социалистического реализма и авангардные течения обогатились, а для выражения своих мыслей, настроений и переживаний у художников и новые средства, и новые возможности.
2.1 Графики ПМР
С самого начала возникновения изобразительного искусства основой его всегда был рисунок. Но может быть именно по этой причине, он очень долго не считался самостоятельным видом искусства. И только с появлением книги и в особенности после изобретения книгопечатанья, появления в связи с этим ксилографии, а позже и других видов гравюры (резцовой по металлу, литографии и т.д.) Графика стала осознаваться художниками и искусствоведами как самостоятельный вид изобразительного искусств. С тех пор начинает бурно развиваться авторская печатная графика (эстамп), сначала черно белая, а позже и цветная. По новому стали осмысливаться мастерами изобразительного искусства рисунок тушью, итальянским и графитным карандашом, углем, акварель.
В Приднестровье в послевоенные годы тоже сложился круг художников, работающих в графики (как печатной, так и рисованной). Известный художник старшего поколения Г. Зыков большую часть своей творческой жизни посвятил графическому искусству – Черно-белой линогравюре, а также рисованной графике часто выполненной в сложной смешанной технике, перового рисунка тушью. В своих произведениях он – тонкий лирик, а иногда при самых скромных размерах его графические пейзажи поражают величавостью и монументальностью образов, а сюжетные произведения отличает филигранное мастерство исполнения, великолепное владение техникой и яркая образность. Во многих его работах порой в метафоричной, а иногда даже в парадоксальной, гротесковой форме выражается его отношения к современности.
Своеобразным мастером эстампа был Я. Матреницкий, работавший в области линогравюры и офорта. Его лучшим работам присущи выветренность, логичность, часто изысканность композиционных решений. Ряд интересных работ в черно-белой и цветной линогравюре есть в творческом багаже А. Билоброва и В. Радованова.
Интересным мастером офорта проявил себя Е. Иовица, в яркой индивидуальной манере отражающий в своих произведениях близкую ему тему сельской жизни и быта.
Заметны успехи приднестровских мастеров в области акварели. В многочисленных листах известного художника Л. Глущенко мастерски созданных преимущественно в технике работы "по – сырому", нашла свое поэтическое воплощение своеобразная природа нашего края. Его натюрморты с цветами, часто исполненные в традициях народного искусства, необычайно ярки, декоративны и в то же время хорошо сгармонированы.
Мастерами акварельного портрета и натюрморта по праву являются Н. Брозницкий, Я. Матреницкий и М. Руденко. Выразительные образы наших современников даны в Графических портретах в. Демченко и В. Шума. В акварельном пейзаже тонким колористом, абсолютно свободно владеющим этой Сложной и "капризной" техникой, проявил себя И. Мосийчук. Его небольшие по размеру работы предельно лаконичны, но очень выразительны и поэтичны. Следует отметить не только собственную творческую, но и педагогическую деятельность И. Мосийчука на посту заведующего кафедрой декоративно-прикладного искусства приднестровского государственного университета.
Как в гобелене, так и в графике мастером, свободно и уверенно владеющим многими техниками (карандашный и перовой рисунок, акварель), зарекомендовал себя В. Куличенко.
В искусстве плаката заметных успехов достиг П. Китаев. В его работах четких и ясных по композиций, оригинальных по замыслу, выразительных по цвету отчетливо выражается его гражданская позиция, звучит тема тревоги за наше общее будущее, протест против бездумно-варварского отношения к природе. В книжной графике признанным мастером заслуженно считается художник старшего поколения В. Демченко, в творческом активе которого десятки прекрасно оформленных детских книжек и школьных учебников.
В нашем искусстве наблюдаются как бы встречные процессы. Живопись нередко тяготеет к монохромности, использует подчеркнутую выразительность контура и силуэта, приближаясь к графике, а графика, наоборот, становится многоцветной, картинной. Приближаясь к живописи. Такое "перекрещивание", может обогатить каждое из искусств. Особенно это заметно в произведениях И. Мосийчука, М. Руденко, В. Радованова, В. Постойкина, А. Дейнекина. Они свободно владеют всем арсеналом технических средств, показывая высокие образцы и рисунка, и акварели, и сложных смешанных техник.
искусство приднестровье художник болтнев
2.1.1 Радованов Виктор Иванович
Виктор Иванович Радованов родился в Тирасполе, в семье интеллигентов (отец работал инженером, мать – врачом-окулистом). Утвердившись в мысли, что он станет художником, Радованов едет в Кишинев и поступает в Республиканское художественное училище им. И.Е. Репина. По окончании в 1962 училища, где в основном сформировалось его дарование (вначале у Н.А. Алентьева, затем у А.И. Колчака, Н.А. Нечитайло и А.А. Давида), полный сил и горячего желания работать, В. Радованов возвращается в родной город. С тех пор его судьба тесно связана только с Тирасполем. Он становится преподавателем рисунка, черчения в средней школе и ведет рисунок, живопись и композицию в детской художественной школе. По совместительству, около 15 лет работает в художественно-производственных мастерских художественного Фонда МССР.
Помимо основной работы в школе он много работает творчески. Сразу после окончания училища дебютирует двумя работами "Осенний пейзаж", "Утро" в Республиканской выставке в Кишиневе. Участие в смотрах интересными акварельными композициями, этюдами, исполненных маслом, он зарекомендовал себя как серьезный, вдумчивый, работоспособный художник.
Тематика его акварелей и линогравюр разнообразна – городской пейзаж, индустриальные и архитектурные мотивы. Особое место занимает тема города, которому посвящена целая серия линогравюр под названием "Пейзажи Тирасполя" (1962-1965 г). Во всей полноте представление художника о Тирасполе выражается именно совокупностью этих работ, но каждая содержит вполне законченный образ ("Старая улица", "Новый квартал").
Излюбленным материалом художника является акварель. Умело применяя богатство и разнообразие приемов этой капризной техники, автор добивается в работах глубокой эмоциональной выразительности ("Весна на Днестре", "Туманный денек").
Он любил путешествовать. В1979 году совместно с Руденко побывал на Карпатах и на Кавказе. Накопленный материал дал ему возможность ряд интересных по содержанию листов. Природа Карпат предстаёт в неисчерпаемости мотивов. Во многих мотивах звучит эпический тон. Пейзаж " Октябрь", построенный на тончайших нюансах цвета и его рефлексах, словно сотканный из света и воздуха, раскрывает неповторимый образ природы. Ощущение непосредственности, свежести увиденного проходит также через такие произведения, как "Зима в Карпатах", "На опушке". Свободное живописное исполнение этих акварелей придает им удивительную свежесть и выразительность к работам эпического плана можно отнести также сочный по цвету пейзаж "Солнечный день", воспевающий первозданную красоту горного края. Цвет и свет – основные носители эмоционального начала в работах этого цикла. В них художник стремится до конца исчерпать возможности одного доминирующего цвета, показать его во всем многообразии оттенков, то сгущая, то высветляя варьируя сочетания, в то же время оставляя за ним право вести основную тему.
Этими качествами обладает и другая его большая серия произведений, выполненных уже на Кавказе. Для них характерна яркая цветность красочной гаммы, эмоциональность цвета, декоративность общего решения листов. Существенное значение имеет композиционное построение пространства, его выразительность. Изображая гористую местность, Радованов строит пространство ясно обозначенными объемными протяженными планами ("Горная речка" "Кавказ").
Интересны листы "На озере", "В лесу", подкупающие непосредственностью и свежестью восприятия природы. Листы написаны акварелью с добавлением темперы. Радованов любит этот материал и часто прибегает к нему, добиваясь удивительной тонкости живописных сочетаний, построенных на богатстве нюансов, сложных, но близких друг другу цветов.
Он умеет чутко прислушиваться к жизни природы, передавать различные ее состояния. Художник обладает способностью убедительно передать свежее дыхание зимы ("Первый снег") или длинные синие тени на розоватом снегу от высоких стройных деревьев, сквозь которые матово поблескивает замерший Днестр ("Солнышко садится"). Очарование весеннего пробуждения ("Весна"), тишину и покой погожего осеннего дня ("Осень в Молдавии"), "Теплая осень и купу деревьев, изнывающих от полуденного зноя ("Летний день"). Но все-таки любимое время года художника – осень. И не случайно большинство его работ посвящено этой поре.
Во многих его произведениях можно заметить как бы синтез графических и живописных форм. Способы графики помогают Радованову отчетливо найти основную мысль, конструктивный замысел, цвет, живопись суммируют чувственно-эмоциональную сторону его работ.
В последнее время он много пишет маслом, мастерски владеет мазком. Он то слегка прикасается кистью к поверхности холста, то покрывает плоскость полотна прямыми короткими ударами. Неоднородность манеры письма в каждом отдельном случае тесно связана с трактовкой содержания, с настроением произведения – лирически светлым ("Осень", "Родные места", "Тихий шелест осени"), ("Гроза приближается"). Непрестанно меняющаяся сила интенсивность, направление мазков, создают впечатление колористического богатства. Видоизменяя природу мозка, живописец изображает материальность всего окружающего: теплую парковую дорожку и теряющие листву кустарники, переливчатый блеск днестровской воды и холодные серо-голубые облака. Но умелое изображение эффектов освещения и фактурной разницы не являются чем-то самодавляющим, изолированным от идеи произведения. Изображая очаровательное многообразие жизни художник соразмеряет свои эмоции с главным – задачей наиболее ярко и впечатляюще рассказать о любимой природе. Его картины не назовешь монументальными, но они величавы.
Не только в жанре пейзажа работает живописец. Он пишет лирические, оригинальные по сюжету натюрморты. Они привлекают свежестью, сочностью, мастерством в передаче фактуры и плотности вещей, щедростью и нарядной роскошью прекрасных даров молдавской природы ("Фрукты и овощи", "Натюрморт с виноградом"). Особенно он любит писать цветы ("Колокольчики", "Пионы", "Сирень", "Хризантемы").
Уже тридцать пять лет В. Радованов не оставляет преподавательскую работу в Тираспольской детской художественной школе им.А.Ф. Фойницкого, которую он считает основным делом своей жизни. И теперь уже многие из его бывших учеников сами стали художниками, архитекторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, преподавателями изобразительного искусства. Среди них можно назвать и теперешних членов Союза художников – Алексея Кузьменко и Григория Султана, архитекторов Сергея Бритова и Фабиана Белецкого, преподавателей Людмилу Шудрину и Людмилу Ложарскую, художника по тканям Эллу Забродскую и многих других, кто когда-то с его помощью постигал азы изобразительного искусства. "Эстафета" продолжается.
2.1.2 Постойкин Виктор Иванович
Приобщение Виктора к изобразительному искусству началось рано. Он родился в городе Аягузе Казахской ССР в семье железнодорожного служащего. Любовь к рисованию проявилась очень рано, еще в школе. Мальчик посещал изостудию у художника Б. А. Шабалина.
Постойкин поступает на художественно-графический факультет Омского педагогического института им. М. Горького. Студенческая скамья, учеба у таких преподавателей, как Г.Н. Штабанова, М.А. Слободина, В.Н. Босенко. На втором курсе, на одной из выставок, где были представлены студенческие работы В. Постойкина, доцент М. Слободин подошел к взволнованному Виктору, поздравил его с успехом и твердо сказал: "Вам надо больше работать!". Слова прославленного педагога стали его жизненным напутствием.
В 1973 г. В. Постойкин защитил на отлично свою дипломную работу "Студенческий стройотряд в бухте Врангеля" Через некоторое время был призван в ряды военно-морского флота. После службы на флоте возвращается в город и работает преподавателем спец дисциплин во Владивостокском художественном училище. Начинает много работать творчески.
Он едет в творческую командировку на заставу им. Стрельникова, создал серию графических листов о жизни пограничников. Лучшие работы демонстрировались на отчетной выставке. В этом же году его принимают в молодежную секцию Приморского отделения Союза художников СССР. Он активно участвует и в краевых, в том числе молодежных художественных выставках ("60 лет Советской власти", "60 лет пограничным войскам СССР", "40 лет Приморской организации СХ" в г. Ленинграде и других городах).
В 1979 г. Постойкин переезжает в город Бендеры. Работает в должности старшего инженера по художественному оформлению шелкового комбината. В 1983 г. Постойкин переходит на преподавательскую работу в городскую детскую художественную школу.
Серия работ, выполненных акварелью, карандашом, маслом, в технике офорта рассказывает о Бендерах ("Бендерская крепость", "На Днестре", "Утро"). Четкость и точность форм, сдержанная гармония колорита, ощущение ясности и непосредственности восприятия отличают его работы. Он становится участником всех республиканских выставок художников – педагогов.
Большинство его работ исполнено в цвете: это пастели, акварели, масло, сангина. Занимается офортом, создает серии работ в этой технике. Работы доказывают, что офорт, литография – своеобразные графические техники и скрывают в себе не меньше выразительных возможностей, чем живопись. Графическая техника заставляет художника концентрироваться на самом существенном и, с другой стороны, вызывает у зрителя более острое восприятие всех тонкостей формы ("Бендерский ДОК", "Жажда").
Художнику подвластны многие графические техники. Работает ли он в литографии, пишет ли акварелью, темперой или гуашью, создает ли карандашные рисунки – он всегда умеет найти лаконичный и точный, яркий и своеобразный язык.
От работы к работе совершенствуется и обогащается почерк художника. С каждой новой работой он становится строже и лаконичнее. Примером может служить лист акварели "Мотогонщики", демонстрировавшийся на республиканской выставке "Физкультура и спорт" в 1983 г. в городе Кишиневе. В листе мы видим не только красоту внешнего облика спортсменов, их мужское обаяние, но и волю к победе, большую внутреннюю собранность.
Особое место в творчестве Постойкина занимает портрет. Работ в этом жанре у него немного, но лучшим из них присущи непосредственность видения модели и лиризм.
Автор предпочитает портреты, где детали обстановки, в которой изображен герой, могут дополнить рассказ о человеке. Это портреты коллег-художников (скульптура, графика) – интересные лица, не похожие по технике написания друг на друга. Он не всегда называет их фамилии, для него важно передать их человеческую суть, поэтому они названы просто: "Портрет скульптора", "Портрет художника", "В мастерской. Черное и белое".
В 2001 г. Виктор Иванович написал небольшой пастельный пейзаж "Облако". Плотное тяжелое облако заволокло небо с редкими просветами. Лист отличается щедрой красочной палитрой, особым лирико-эпическим настроением. Он словно пропитан серовато-синим цветом. Великолепно передана влажность воздуха, тающие в дымке холмы над маленькими домиками с черепичными крышами. Специфика акварели позволила автору передать тончайшие градации тонов.
Много работ Постойкина в жанре пейзажа выполнены акварелью, в которой художник достиг значительного мастерства и выразительности.
От работы к работе появляется у Постойкина все большая тонкость и задушевность в передаче природы. Конечно, мы были бы неправы, если бы сказали, что у автора нет неудачных вещей. Их нет у того, кто ничего не делает.
Хочется упомянуть и натюрморты Постойкина. Этот жанр не занимает большого места в его работе, но, тем не менее, очень показателен для оценки развития его творчества. "Натюрморт с рыбой", ("Натюрморт с картофелем" и другие).
В сентябре 2001 г. в Центральном Доме художника ВО ЦДК (г. Москва) открылась выставка четырех художников-педагогов "Художники Приднестровья" и дипломных работ живописного отделения педагогического колледжа г. Бендеры. Действительно, искусство не имеет границ, в Приднестровье – маленьком клочке земли на берегу Днестра, народ живет полноценной жизнью и богат талантами. Выставка – результат упорного труда ее организатора Виктора Ивановича Постойкина, заведующего живописным отделением Бендерского педагогического колледжа.
Мощным творческим импульсом явилось участие Постойкина в Международном симпозиуме художников "КАМ-АРТ" в Каменке осенью 2007 г.
Здесь им написаны такие работы, как "Солнечный день", "Утро на Днестре" и другие.
Виктор Иванович наладил связи с Академическим художественным лицеем им. Томского при художественном институте им. В.И. Сурикова Российской академии художеств (г. Москва). Благодаря этим связям факультет получил программно- методическое обеспечение, укрепил учебно-методическую базу. В.И. Постойкин сумел привлечь к работе известных художников и педагогов: В.Н. Тюмина, А.В. Деинекина, Е.В. Постойкина, А. С. и А.И. Киртоку, Л.В. Балтажи и других.
Сегодня В И Постоикин – директор Бендерского художественного училища, заслуженный работник культуры Приднестровья, преподаватель и руководитель высшей квалификационной категории, член Союза художников.
"Я считаю,- говорит Виктор Иванович, – что учитель гораздо больше дает ученику не только во время учебного процесса, но и примером собственного творчества".
Накопленный годами творческий опыт Постойкин передает молодежи. Отношение Виктора Ивановича к ученикам – всегда глубоко уважительное отношение старшего друга к младшим собратьям по кисти. Даже в "неоперившемся" первокурснике он умеет увидеть, пусть в зародыше, человеческую и творческую личность. Его творчество понятно его воспитанникам.
Они часто собираются у Виктора Ивановича, делятся с ним волнующими их вопросами, чутко прислушиваются к советам наставника, обмениваются мнениями и впечатлениями. Сегодняшняя его мечта – создать на базе художественного училища культурно-художественный центр. Задача, надо признаться, сложная, но в то же время нужная для города и Приднестровья.
"Этот центр,- говорит Виктор Иванович,- сосредоточил бы вокруг себя все культурно-художественные силы нашего края, смог бы по-настоящему решать проблемы нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения и общества богатейшими возможностями искусства."
Есть люди, чья энергия не умещается в пределах одной профессии. Виктор Иванович – из их числа. Ему, деятельному и предприимчивому, явно мало возглавлять свое детище – колледж.
Чувство обостренного долга видится определяющим в характере этого человека. Его темперамент вырожаеться не в словах, а в делах. Трудно перечислить все общественные обязанности Виктора Ивановича Постойкина: член многочисленных художественных советов выставок, комиссий, член правления Союза художников. Все свои обязанности он выполняет с большой ответственностью.
Многократная и плодовитая творческая, педагогическая деятельность Виктора Ивановича Постойкина вселяет уверенность, что, придя к своему шестидесятилетию полным энергии и новых замыслов, художник в дальнейшем создаст ещё ни одно яркое произведение.
2.1.3 Мосейчук Игорь Петрович
Игорь Петрович Мосийчук родился в 1963 году на Украине, на Волыне прошли его детские годы. Закончил отделение скульптуры Одесского государственного художественного училища им. М Б. Грекова Затем Украинский полиграфический институт им. И. Федорова во Львове. По специальности – художник график.
Начинал с 1985 года он участвовал в республиканских выставках в г. Кишиневе. На первую из них он повез работу •Журавли", которая произвела определенный эффект. Завелось знакомство с Л.П.Г ригорашенком. Он то одобрительным отзывом о работе, то советом поддерживал молодого художника. С той поры минуло много лет, за это время Игорь создал ряд монументальных работ. Одна из его скульптур установлена в центре Рыбницы. В 1997 г. Мосийчуком создан памятник "Князю Роману Мстиславичу " Основателю городка Колки Волынской области на Украине.
Лучшие станковые работы художника экспонировались на республиканской художественной выставке 1988 года в г.Кишиневе, "Оля", "Портрет старика" и получили положительные отзывы у зрителей и критики.
Интересны его скульптурные композиции "Детство", "Художник". В последней работе нет подробностей, которые дали бы намек на конкретный биографический эпизод. Автор показывает художника наедине с самим собой. Основное содержание композиции составляет выражение творческого вдохновения. Сложное душевное состояние изображенного раскрывается перед зрителем постепенно по мере осмотра всей фигуры, где каждая точка зрения привносит нечто новое в характеристику этого образа. Композиция и по форме и по содержанию уже ясно определяет новые качества, характерные для Мосийчука: содержание образа, стремление к четкости, цельности и простоте формы. В портрете все подчинено передаче психологической замкнутости образа. Главный формообразующий акцент сделан на выявлении большого выпуклого лба художника – этой пластической доминанты портрета. Сильный наклон головы, пристальный невидящий взгляд, устремленный вниз из-под бровей, говорят об интенсивной творческой работе мысли.
Материал-шамот, с его накладкой, пористой, как бы дышащей поверхностью, способностью при обжиге придавал* замечательные цветовые решения, отличающихся ярко выраженными декоративными качествами, оказался материалом идеальным для задуманного образа.
На последней республиканской выставке он показал серию акварелей под общим названием "Воспоминания", привлекшую зрителей своей задушевностью, теплотой. Черты Мосийчука – художника эмоционального характера, – раскрылись в этой серии наиболее полно. Его листы передали самые различные состояния природы, но больше любит автор моменты ожидания, напряженность переходных мгновений ("Рассвет", "Перед грозой"). Каждый пейзажный мотив наполнен личным чувством, рождает мир ассоциаций, многоплановый по настроению. В работе с акварелью есть чувство непринужденности, простота письма. Плавная расплывчатость акварели сочетается с накалом чувств, с искренностью. Природа живет в своем мире, она увлекает, очаровывает художника, и в этот мир ему удается проникнуть. Спокойные горизонтальные и вертикальные линии особо отличают плоскость листа, организуют композицию.
Владение богатством графической техники акварели позвони ло автору передать нужный нюанс. Один из удачных листов "Сумерки" – отличается серовато-зеленой и охристой гаммой 3* внешней непринужденностью исполнения скрывается нелегкий труд, отработка своей манеры, давшей легкость, прозрачность и выразительность мазка. Мотив художник писал с натуры и это позволило сохранить на бумаге свежесть первого впечатления И в другом листе ("Межсезонье") художнику свойственны краткость выражения мысли, мягкая живописность рисунка, придающая произведению легкость и воздушность. Благодаря тонкой тональной разработке пространство между водой и небом начинает "светиться", и тем самым передается ощущение особой ясной среды.
В пейзаже "Осень", благородно сдержанном по цвету неяркая природа воссоздана художником с тонким душевным проникновением, искренней любовью.
При всем многоголосии и разносторонности серии каждый лист имеет свое настроение, подсказанное цветом и ритмом, то тревожно-беспокойное, то романтически приподнятое. И в этом многообразии всегда есть выразительное единство и мажорное жизнеутверждающее начало.
Столь же колористически насыщены, как и акварели, станковые живописные работы Мосийчука. Среди них нет сюжетных, надуманных, они воспринимаются как лирические стихи о природе ("Вечереет", "Осенний мотив").
За более чем пятнадцать лет творческой работы художественный багаж Мосийчука оказался на столько значительным и интересным, что в Рыбнице и Тирасполе были организованы его персональные выставки.
В книге отзывов посетителей примечательная запись: "Посмотрев работы Мосийчука, я как будто искупалась в росе".
В 1994 году Мосийчук принят в Союз художников ПМР. Он совмещает творческую работу с преподавательской и заведует кафедрой "Изобразительного искусства" ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Передает накопленный опыт и мастерство молодому поколению.
Сейчас трудно предсказать, как станет развиваться его творчество в будущем. Можно лишь суверенностью заключить, что период его творческой деятельности уже принес хорошие результаты, которые еще долго будут привлекать внимании.
3. Болтнев Олег Васильевич
Болтнев Олег Васильевич родился 24 июля 1977 года на юго-востоке Европы на левом берегу Днестра в городе Тирасполь. В детстве был обычным ребёнком как и все мечтал побыстрее пойти в школу. Но в 7 лет понял что делать уроки это совсем не интересно и даже нудно, соответственно успеваемость в школе была не очень. Всё так бы и продолжалось если бы однажды учительница не взяла его тетрадь на проверку, и случайно посмотрев задний листик она увидела интересные рисунки и сделанные Олегом на уроках. На следующий день, по вызову учителя, мама очередной раз пришла в школу, учительница достала несколько тетрадей Олега и показала маме. Это были первые рисунки юного художника, начинавшего свою творческую деятельность. В 11 лет мама отвела Олега в художественную школу имени Фойницкого. Искусство очень привлекло его и заворожило. Родители к творчеству сына относились положительно, не препятствовали. В 1992 году заканчивает художественную школу отлично, доучивается 2 года в общеобразоватьельной школе, и поступает в Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко (И.П.Ф. филиал г. Рыбница) на специальность Художник. Преподаватель изобразительного искусства и черчения. Родители материально поддерживали начинающего художника, оплачивая материалы во время учебы (стоило это достаточно дорого). На курсах постарше Олег старался зарабатывать сам, торговал сигаретами потом подрабатывал учителем рисования в 11 школе города Рыбницы. Учась у Мосейчука, он проявлял огромный интерес к акварели. Эта живописная техника изображения объектов на бумаге с мягкими переходами из цвета в цвет, легкой расплывчивостью и прозрачностью, очень увлекала Олега. Каждое лето он выбирался в живописные места Приднестровья и делал замечательные этюды отображающие всю красоту родной природы – живописные берега Днестра, озёра, деревушки и безгранично красивое небо над рекой притягивают художника по сей день, и являются источником творческого вдохновения. В 1998 именно такие работы Олег Васильевич выставляет на первой республиканской выставке "Искусство кисти молодой", уже тогда был виден его почерк созданный под влиянием его учителя Мосейчука. Ее успех вдохновил художников, и подобные выставки стали традиционными. В 1999-м году Болтнев Олег окончил университет. 2000 год служит в вооруженных силах ПМР. В армии был известен как карикатурист, художник большое внимание уделял быстрым зарисовкам и этюдам, тех армейских пейзажей в их разных состояниях и время года.
После армии с января 2001 года работает преподавателем изобразительного искусства в Д.Х.Ш. им. А.Ф. Фойницкого. Помимо педагогической деятельности много работает в области станковой графики, лирические пейзажи, увлекается рисунком. Каждый день старался сделать что-то новое, воплотить рождающиеся в голове идеи, много рисовал по воспоминаниям из студенческой жизни по тем зарисовкам сделанных во время учёбы. Так была создана им картина "Ночь в селе Красненьком" (прил №1) перебирая свои студенческие работы Олег нашёл старые акварельные этюды с пленера, он сразу вспомни тот холм, маленькие домики. Сразу схватил акварель и лист, начал рисовать. Ночь, всё в белом снегу, тёмное небо – всё это отображено в картине. Позже сделал ещё несколько вариантов. Работа построена на контрасте тёмно холодного цвета, предметы композиционно уравновешенны, ни чего лишнего в композиции нет. Акварель легко лежит на листе, в некоторых местах акварель просвечивается создаётся ощущение бликов от луны, линия горизонта слегка расплывчата, нет чётких строгих линий.
С 1998 года Болтнев Олег упорно трудился и принимал участие практически во всех республиканских выставках. Осенью 2003 года в Тирасполе состоялась VI Республиканская выставка конкурса "Искусство кисти молодой" на которой были представлены работы многих молодых художников. В их числе был и Болтнев Олег, ставший лауреатом конкурса в номинации "Графика".
В этом же году стал лауреатом ещё одного конкурса V Республиканской выставки – конкурса произведений художников преподавателей в номинации "Графика" Вехи творчества:
год участник молодежной выставки "Шестое чувство" в г. Бендеры. -2005 участник выставки "Русская ветвь изобразительного древа Молдовы" в Выставочном зале СХМ им. К. Брынкуш организованной по инициативе Товарищества русских художников Молдова "М-АРТ" ко Дню России – 2005 год Лауреат VI Республиканской выставки – конкурса произведений художников преподавателей "За высокий профессиональный уровень и создание поэтического образа природы в технике акварели" -2006 год участник выставки работ живописи и графики "Биография души" -2008 год Православная художественная выставка "Покровский вернисаж". -2008 год в рамках открытого конкурса "Древний город на Днестре" посвященного 600 – летию города Бендеры в номинации "Графика" был награждён дипломом.
В этом же году его работы были высоко оценены членами правления союза художников Приднестровья, не малый труд пришлось приложить Болтневу для достижения этой цели, но его упорство и трудолюбие не осталось не замеченным, и в 2008 году Болтнев Олег Васильевич стал членом союза художников Приднестровья. Спустя 2 года был избран в правление союза художников Приднестровья. -2011 участник художественной выставки "Ларионовский вернисаж" -2011 Художественная выставка "Вернисаж портрета" С 2000 годов картины художника распространилось далеко за пределы родной страны. Его работы есть в частных коллекциях в Приднестровье, Молдове, России. К сожалению, как сказал Олег Васильевич, акварель у нас в Приднестровье люди не понимают и не признают как картину и многолетние старанье и упорство. Считают что если картина сделана быстро то она не чего не стоит, а как жаль что им не понятно сколько труда, времени надо вложить для приобретения этих навыков работы с акварелью, ведь не каждая работа получается, иногда надо переделывать по 3 – 4 раза, чтоб так чисто и ясно показать своё видение этого мира. Часто, только истинные ценители искусства, которые знают, как не легко создать картину, могут с искренностью восхищаться эти творением искусства. В Приднестровье множество прекрасных мест, куда выходит в свободнее от работы время художник. Так гуляя по улицам города, вдруг я увидел два не высоких дома. Они тронули мое воображение. Атмосфера дня и освещение сыграли свою роль. Здания показались мне одинокие никому не нужные, в несколько слоёв забеленные известью, а ведь когда-то наверняка у них было торжественное открытие, праздничное новоселье жильцов. Сейчас – же стоят тихие, незаметные в городской суете. Все, что окружало меня, воспринималось в этот момент необычайно грустно. Я должен был запечатлеть этот момент. Его ценность состояла в его неповторимости. И я сделал несколько быстрых зарисовок, когда вернулся домой, перевёл их на формат побольше стараясь передать то ощущение которое сложилось у меня. Свою картину я назвал "Старый Тирасполь"(прил№2) – вспоминает Олег.
Болтнев Олег пишет не только пейзажи, но и натюрморты, очень интересной техникой на мятой бумаге. Всё началось с того как однажды художник нарисовал натюрморт из цветов, посмотрев на него понял что может и лучше, помял лист и закинул под диван. Спустя несколько дней, во время уборки, Олег достал его, развернул, оказалась что работа очень даже симпатичная, немного подкрасил, подтёр в итоге вышла красивая-фактурная работа: "натюрморт из роз" (прил№3). В такой технике ему понравилось работать, после этого случая он рисует ещё много различных натюрмортов на мятой бумаге, так – же экспериментирует с различными композициями: "раки"(прил№4) "стрекоза"(прил№5) "рыбы" (прил№6) "Маки" (прил№7).
Свои этюды мастер пишет на небольших форматах с натуры в нескольких экземплярах, после доделывает дома, конечно не каждая работа получается сразу идеально, некоторые произведения он переделывает по несколько раз пока не достигнет желаемого результата.
Кицка́нский плацдарм – памятное, но, к сожалению, редко посещаемое место. Именно это одиночество, Олег хотел передать своей работой "Плацдарм"(прил№8). Работа сделана в тёплой гамме, для неба оставлено очень много места, чтобы показать закат с плавным переходом от холодного оттенка к более тёплому цвету. На задним плане только намёками, в лёгкой дымке нарисованы деревья, идущие вдоль аллеи. С другой стороны стоят сосны и ближе к правой стороне, в контражуре, нарисован Обелиск боевой Славы. Создаётся такое настроения – заброшенного места, туда мало кто ходит, мало кто ездит, мало кто знает.
Просматривая работы ещё раз и ещё раз легко заметить, что художник большое внимание уделяет небу, иногда занимая по две трети общего объёма композиции. Большинство пейзажей растянуты горизонтально, что легче смотрится человеческому глазу. Работы свободны, с ощущением пространства и правильной перспективой. Всё это можно увидеть в работе "Молдавская ГРЭС"(прил№9). Болтнев Олег поехал к родственникам в Днестровск где и увидел приглянувшейся ему пейзаж. Набросав несколько этюдов с разных ракурсов, и уже дома выбрав самый подходящий из них, создал эту работу – вспоминает Олег Васильевич. Низкая линия горизонта, холодное небо, на переднем плане растёт свежая зелёная трава, задний план усеян многочисленными столбами идущие от ГРЭС. На правой стороне изображено здание с дымоотводными трубами. Левая часть композиции уравновешена ещё одной более контрастной трубой. Большое внимание уделено небу с серовато голубыми оттенками, плавные охристые облака закрывают собой голубизну, предавай картине спокойствие и умиротворённость. День близиться к закату, это подчёркнуто красной линией на небе. Через эти лёгкие, прозрачные цвета мастер передал свои ощущение этой природы.
Не всегда у художника преподавателя есть время выезжать на пленер за город, так Олега Васильевича можно встретить стоящего с этюдником в городе, рисующего от старых одиноких домиков до высотной архитектуры Тирасполя. Такими примерами являются работы: "Рождественский собор"(прил№10) "Памятник Суворову"(прил№11) " ул. Советская 29 "(прил№12). Однажды прогуливаясь по краю, города художник обратил внимание на динамично лежащую от ветра траву, в поле. Он захотел завпечетлить этот момент на бумаге. Подобрав живописный ракурс, художник пишет пейзаж с завышенной линей горизонта тем самым обращая внимание на траву. Возникает ощущение игры линий, пересекающихся друг с другом и нежно переливающиеся в пятна. В основе эмоционального строя лежит личный интерес художника его чувства его настроение. На заднем плане постройки города. Общий колорит серебристо охристый с лёгкой дымкой. "На краю"(прил№13)
Как же, как бывает трудно, подчас невозможно выразить словами то, что мы ощущаем в глубинах наших сердец, так же трудно, даже труднее бывает воплотить это в двух измерениях полотна". Так и Болтневу Олегу не всегда удается это. Его творчество не всегда способно быть доступным и понятным каждому, захватывая душу человека. Как и каждый художник он находит свои краски, свои приёмы для выражения своих сопереживании, определенного настроения.
В настоящее время Олег полон мыслей и идей. Он не является заложником одного стиля. Он работает над реалистичными пейзажами и натюрмортами, картинами в импрессионистической манере, декоративными композициями. В процессе работы он часто вынужден менять первоначальную идею, потому что этого требует "изобразительная правда" Зрители по-разному воспринимают его работы. Параллельно с пейзажной живописью, Болтнев Олег работает над декоративными композициями. Его творческая работа интенсивна, он ищет наиболее эффективные художественные средства для воплощения своих идей, стремится к жизненности и правдивости произведений.
Заключение
Целью моей работы было изучить графику Приднестровья, в частности Болтнева Олега Васильевича. Прочитав несколько книг, об изобразительном искусстве Приднестровской Молдавской Республики, сделал для себя некоторые открытия о том, что в Приднестровье не так уж и много художников, хорошо владеющих акварелью. Мне стали известны такие мастера графики как Болтнев Олег Васильевич, Постойкин Виктор Иванович, Мосейчук Игорь Петрович, Радованов Виктор Иванович, с некоторыми из них я познакомился лично. Их искусство не похоже друг на друга, оно отличаются техникой исполнения, манерой письма, каждый в свою работу влаживает свои чувства, своё понимание. Все они не просто творят свои картины, но и осуществляют педагогическую деятельность в институте на кафедре изобразительного искусства, художественном училище, и детской художественной школе, передавая накопленный опыт и мастерство молодому поколению.
Изучая данный вид изобразительного искусства, я всё больше начинаю восхищаться этими работами, легкостью и прозрачностью акварели, особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. Помимо графики Приднестровья, я посмотрел работы мастеров России, Молдавии таких как: Леонид Беляев, иллюстратор многих знаменитых книг и повестей, Иван Турбинкэ – выполненная в аквареле, "Сказка о золотом петушке", ксилография к произведению Пушкина "Лирика". Илья Трафимович Богдеско прославился иллюстрациями к "Цыган" А.С. Пушкина сделанные в аквареле, также серии цветных линогравюр "Моя Родина", 37 гравюр к роману "Дон Кхот". Леонид Григоращенко – наследие которого составляют циклы произведений: "Братская дружба русского, украинского и молдавского народов" "Молдова историческая", "За власть Советов", "В огне Великой Отечественной войны", "Зов жизни".
Что касается Болтнева Олега Васильевича, я с удовольствием изучил творчество художника нашего времени. Я очень рад, что у него всё получается. Он постоянно радует новыми картинами, необычными идеями. Думаю, Олег никогда не перестанет рисовать – это уже частичка его самого. Вот так из обычных ребят вырастают гениальные художники, живут поблизости в таких же домах, как и наши, едят ту же пищу, пьют ту же воду. Нужно развивать в себе таланты и радовать ими окружающих, делать своё искусство более доступным, полезным.
Список литературы
1. Антонюк И.М.; художники приднестровья; "Полиграфист", Бендеры, 1997г; 134стр.
. Брынзей Б.И.; художники молдавской советской книги ; "лумина" 1977г; 257 стр.
. Гольцов Д.Д.; Леонид Григоращенко; Кишенёв, 1981г; 87 стр
. Егорова Н., Л. Пироженко, В. Радованов; Союз художников Приднестровья; "полиграфист" Бендеры 2005г ; 43 стр.
. Плюскин В. Роднин К.; И. Богдеско народный художник СССР; "Тимпул" Кишенёв 1973г. 33 стр.
. Материалы прдоставлены Валентином Богдеско, сыном Ильи Трофимовича Богдеско, а также тут его иллюстрации.
Приложение
Работы О.В. Болтнева