- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,7 Кб
Христианство в современном мире
Кафедра Философии
Реферат
по «Религиоведению»
Тема № 71
за темою „Христианство в современном мире
Сделала:
Мельниченко Т.К.
Донецк 2011
Содержание
Введение
1.Христианство среди религий мира: количественные, географические, идеологические, политические и экономические показатели
2.Христианские церкви, расколы, общины. Поиски путей интеграции
.Конфессии
.Христианство в культуре и традициях христианизированных народов
Выводы
Список литературы
Введение
христианство религия конфессия церковь
В современном мире очень развиты различные верования, поскольку в человеке, по сути заложено то стремление верить во что-то сверхъестественное. «Чистых» атеистов практически нет, процент их существования слишком мал. Есть ли вообще среди нас неверующие люди? Если даже те атеисты, верят в то что Бога нет, ведь доказать, что Бога нет невозможно, значит они тоже являются верующими.
На данный момент насчитывается около 10000 тыс. религий, и это число увеличивается. Христианство же является одной из лидирующей мировой религией, на ряду с ним идут ещё две многочисленные религии – это Ислам и Буддизм.
Задачами данного реферата является исследование христианства, как мировой религии в современном мире, внутренние устройство христианства, а также его влияние и вклад в людей, культуру и антураж народов.
1. Христианство среди религий мира: количественные, географические, идеологические, политические и экономические показатели
Христианство является крупнейшей мировой религией по численности, оно включает в себя около 2,1 млрд. людей, и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Однозначно, христианство претендует на звание мировой религии, рассмотрим, что же оно в себя включает. Христианство (от греч. Χριστός – «помазанник», «мессия») – это мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[2]. Христианство почитает и признаёт единого Бога, о котором также описывается в ветхом завете. Само христианство, есть как новый уровень, но вместе с тем является и продолжением веры в ветхозаветного Бога. Ключевой личностью христианства является конечно же Господь Иисус Христос. Почему же Иисус Христос? – Иисус Христос является Богом, по сути тем же Богом, что и в ветхом завете. Божественную сущность Бога очень сложно понять человеческим несовершенным умом. Одним из символов веры христиан является триединство Бога, рассматриваемого как Бога Отца, Бога Сына, и Бога Духа Святого. Часто такое триединство изображается в виде треугольника, где вверху располагается Бог Отец, и в нижних углах Бог Сын и Бог Дух Святой. Таким образам, можно представить единство Бога в трёх разных эпостасиях. Конечно же, можно было и назвать религию «Савоофство» или «Яхвеизм» или использовать другие «имена» Бога, почему же христианство? – В христианском вероучении Иисус Христос выступает ключевой личностью, поскольку именно через Него по средствам покаяния человек получает спасение, и вечную жизнь, об этом свидетельствует неоднократно библия «Он истинно Спаситель мира, Христос» [1. Евангелие от Иоанна 4:42].
Иисус Христос пришёл в мир во плоти, т.е. он был Богом в человеческом теле «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [1. Евангелие от Иоанна 1:1] В данном контексте Слово – является Христос, т.е. подтверждается то, что Иисус Христос – Бог. С одной стороны Сын равен Отцу, но Сын и не является Отцом. Таким образом, Господь Иисус Христос является и ключевой личностью в жизни каждого верующего и Богом, в которого он верует.
Среди других религий мира христианство занимает лидирующую позицию, что подтверждают исследования. География религий показывает развития мировой цивилизации, и также духовной культуры отдельных стран и народов.
Британская энциклопедия приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:
РелигияЧисло верующих (млн. чел.)Главные районы и страны распространенияХристианство, в т. ч. и католицизм2000 1040Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)Протестантизм360Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)Православие190Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)Ислам900Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной АфрикиБуддизм и ламаизм350Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)Индуизм740Индия, Непал, Шри-ЛанкаКонфуцианство200КитайСинтоизм ЯпонияМестные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия
Из данных таблицы видно, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм – в северной, центральной и западной частях, православие – на востоке и юго-востоке. В странах СНГ наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.
В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Преимущественно мусульманство. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих – около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.
В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии – христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.
В Северной Америке преимущественно развито христианство. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира. В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков. [3]
В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.
. Христианские церкви, расколы, общины. Поиски путей интеграции
На данный момент христианство структурировано по трём основным направлениям: католицизм, православие и протестантизм, и христианские церкви разделены в этих трёх направлениях. Разделения же произошли в следствии определённых ситуаций и событий происходяших в прошлые века.
Первое разделение христианства было в 1054 году на католицизм и православие, которое имело название Великий раскол – церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. Породило же раскол разногласие между папой римским и патриархом Константинополя, вследствие чего в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта [5.С 215], начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, т. е. отлучил от церкви. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
Следующие разделение христианства произошло из-за того, что, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений богословия и обрядности. Это было своего рода реформацией сторонником которой в первую очередь выступал Мартин Лютер Кинг. Его выступление против церковной политики состоялось в 1517 году – он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.
Вследствие долгой борьбы за права, принятий и отклонений требований в Германии был подан так называемый «шпейерский протест» в результате чего и появились протестанты. Протестантизм в свою очередь за многие века представляет собой большое количество подконфессий, которое образовалась из-за разного толкования священного писания.
Украина тоже не являлась исключением в церковных расколах. В том же XVI веке Киевской Церкви был брошен вызов со стороны протестантской Реформации и католицизма. В тоже время Киевская церковь переживала серьезный внутренний кризис. Поэтому Синод принял решения перейти под юрисдикцию Римского престола, обеспечив при этом сохранение традиционного восточного обряда и собственной Церковной своеобразности. Такая модель Церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, с которого и начинается конституционное существование Греко-Католической Церкви на Украине.
Однако часть иерархов и верных Киевской митрополии настаивали на соблюдении канонического подчинения Константинопольскому патриархату. В результате внутреннего раскола центральная и восточная части Украины перешли под власть единоверного московского правителя в 1654 г. Вскоре и православная Киевская митрополия была подчинена Московском патриархату. С развитием российской империи усиливались репрессии против греко-католиков и их насильственное обращение на государственное российское православие.
Православное духовенство и миряне Украины были недовольны тесными связями Российской Православной Церкви с имперской властью и с великороссийскими национальными интересами. Это привело к зарождению "украинофильного" течения, которое после российской революции 1917 року переросло в организованное движение за автокефалию украинского православия. Однако попытки ее провозглашения в 1920-х и 1940-х годах встретили решительное сопротивление и репрессии со стороны советской власти.
. Конфессии
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Католицизм, Православие, Протестантизм. Рассмотрим их основные особенности.
Католицизм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός – «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) – крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. [2]. Видимым главой Католической церкви является папа римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме
Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена. Она явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте. Вероучение Церкви, по убеждению католиков, восходит к апостольским временам
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о её телесном вознесении;
учение о чистилище;
учение об индульгенциях;
широкое почитание Девы Марии;
почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых;
утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автономии православных поместных церквей;
безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого;
нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία – буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») – в современном широком словоупотреблении означает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя – Нового Рима.[2] Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под православной церковью понимается сообщество поместных Церквей, имеющих между собой общение.
Основным и единственным универсальным авторитетным догматическим документом у православных считается Никео-Цареградский символ веры, который утверждает:
Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
Испове́дание Иисуса – Христом, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа).
Боговоплощение (3-й член Символа).
Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви – Иисус Христос (Еф.5:23).
Кроме того, если основываться на Священном Предании, православие признаёт молитвенное представительство святых.
Протестантизм или протестантство (от лат. protestans, род. п. protestantis – публично доказывающий) – одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе.[2]
В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Также присутствуют различия во взглядах между деноминациями внутри протестантизма.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Позднейшие течения протестантизма часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Например, Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт и т. д.
Итак, три производные христианства хоть и схожи между собой, но имеют определенные различия в своих доктринах. Но вместе с тем, суть религии остается, данные три религии верят в одного триединого Бога, и спасение душ, что по-моему мнению является самым важным.
. Христианство в культуре и традициях христианизированных народов
В современном мире религия играет весомую роль, и влияет и на культуру и традиции государств. В соответствии с главной религией государства вырисовывается определённые традиции у народа. В такой же степени и христианство оказывает всевозможное влияние на культуру и ментальность.
Я считаю, что христианство оказывает положительное влияние на нравственное состояние общества, способствует прогрессу культуры и укреплению государства, а на более поздней исторической стадии – и формирует этническое самосознание народа. Предметом влияния христианства может быть безоговорочно церковь и библия. В христианизированном государстве, всегда берут во внимание христианский календарь, и большинство христианских праздников являются государственными.
Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминируют в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествления Христа. Лучшее, что создало европейское искусство строений, – церковная архитектура – призвана было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме, равно как и церковный хор в православных и протестантских богослужениях, не могут не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народа. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой, а все созданное под воздействием христианской церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославления божественного, и для укрепления веры.
Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия веками формируют и жизненные восприятия, оценки, нравственные понятия народа, а также наделяют его мудростью. Большинство основополагающих законов прописанных в конституциях государств взяты именно из этой могучей книги. Таким образом, христианство оставляет огромный след в культуре и традициях народов оказывая многовековое влияние на людей посредствам церкви.
Выводы
Христианство в современном мире играет одну из ведущих ролей развития духовности человека, и находиться на достаточно высоком иерархическом уровни мировых религий. Определённо можно сказать, что оно уже на протяжении двух тысяч лет оказывает влияние на мир, одним из доказательств чего может являться летоисчисление от рождества Христова, а также наличие многих праздников и традиций, основанных на библейских событиях, которые присущи абсолютно разным культурам. Христианство также является объединяющей религией большинства человек, что делает их братьями и сёстрами по средствам крови Иисуса Христа, независимо от того где живут „да будете сынами отца вашого Небесного [1. Евангелие от Матфея 5:45].
Христианство, как религия является живой субстанцией, и имеет свое постоянное развитие в каждом человеке, не зря народная мудрость гласит, что нет предела совершенству. Ведь человек чем больше познаёт Бога и приближается к нему, тем больше убеждается в своём несовершенстве, и осознаёт насколько он грешен. Бог – есть свет, чем ближе ты к Нему приближаешься, тем больше Божий свет проливается на тебя и ты лучше видишь себя, свою сущность, и кем ты я являешься на самом деле
Список литературы
1.www.wikipediya.com – Свободная энциклопедия
.Церковный раскол 1596 г. – причины и следствия: Из истории греко-католической церкви /Авт. Ефремов Ю.М. – К.: Б. и., 1992. – 72с
.Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей – 1054г.). – К.: Путь к истине, 1991. – 386с.