- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,49 Мб
Японский минимализм в дизайне
Содержание:
Введение
Глава 1. Минимализм
.1 История развития стиля
.2 Основные черты минимализма
.3 Минимализм в архитектуре
Глава 2. Японский минимализм в дизайне
.1 Общая характеристика восточных стилей в дизайне
.2 Понятие красоты в философии японцев
.3 Традиционный японский дом
.4 Японский минимализм в интерьере
.5 Ландшафтный дизайн Японии
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Приложения
японский минимализм дизайн архитектура
Введение
В современном мире постоянно растёт интерес к восточной культуре, сейчас очень модно всё, что имеет отношение к Востоку. Особенно жителей современных мегаполисов привлекает Япония – самобытная и таинственная страна, в которой многовековые традиции соседствуют с последним словом прогресса. Мода на всё «японское» пришла к нам вместе с кимоно, суши, икебаной и чайными церемониями. По-настоящему открытая мировой цивилизацией сравнительно недавно, Япония все еще остается в чем-то загадочной, несмотря на то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят и пишут. Этой страной восхищаются, ее изучают, ее уникальному опыту промышленного развития пытаются подражать многие страны, но считается, что европейцам, никогда не стоявшим на страже каждого сантиметра и не испытывавшим неудобств от излишества вещей, понять ее достаточно сложно.
Сегодня во многих странах всё более популярными становятся домашние интерьеры, оформленные в строгом японском стиле. Многим приходится по душе его элегантность, функциональность, простота, а также необычные, оригинальные решения привычных задач. Кроме того, японский интерьер защищает человека от невзгод и бешеного ритма внешнего мира: закроешь дверь – и все неприятности и суета останутся снаружи. Основа японского интерьера – пустота и простор, подчеркивающие внутреннее изящество того немногого, что есть в доме, ведь принципиальной особенностью японского стиля, сложившейся за многие века, является минимализм.
Минимализм в дизайне сегодня распространился среди самых разных слоев общества не только во всем мире, но и в России, особенно в крупных мегаполисах. Зародилось это направление в среде творческих людей, интеллектуалов, ограниченных в средствах и имеющих определенную жизненную философию. А сейчас его исповедуют не только непризнанные и стесненные в средствах гении, но и те, кто может позволить себе самое роскошное убранство жилья.
Целью моего исследования является изучение японских истоков минимализма и его многовековых традиций, от корней зарождения этого стиля до современных его интерпретаций.
Задачи исследования: знакомство с историей возникновения стиля минимализма и его развитием; духовная и материальная культуры Японии, многовековые традиции и понятия красоты в философии японцев.
Объектом исследования является Минимализм как направление в искусстве дизайна. Предметом исследования является Японский стиль минимализма, со всеми его составляющими: от стен, потолка, пола, мебели, ткани, декора, света до ремесленных изделий, посуды и украшений в дизайне интерьера. Основная идея моего исследования: выяснить, почему японский стиль становится все более популярным в дизайне интерьера.
При исследовании этой темы я воспользовалась следующими методами: сравнительно-исторический метод, метод наблюдений, моделирование, анализ.
Глава 1. Минимализм.
Минимализм (минимальное искусство) – направление, сложившееся в западном искусстве 1960-х годов; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества. Минимализм сегодня – это современная интерпретация древневосточного стиля.
Минимализм характеризуется отсутствием декора, поиском идеальных пропорций и новых цветовых решений. Его девиз: отказ от нужного в пользу
самого необходимого.
Для минимализма характерны предельная лаконичность форм, ясность композиции, монохромность, графичность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные предметами обстановки и декора. При изготовлении мебели в стиле минимализма принято использовать самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.
Минимализм – это чистота линий, совершенство и комфорт.
.1 История развития стиля
Первые зачатки минимализма в Европе обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Она представляла собой «сферу – эмблему мобильности, поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности». Сфера олицетворяла традиционное в те времена изображение Фортуны в виде «девочки на шаре» – непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. А куб олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел композиции: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности. Гёте назвал эту скульптуру «Алтарём удачи».
Минимализм является продолжением идей функционализма и конструктивизма. Начало ХХ века характеризуется появлением новых технологий и бурным ростом промышленности. Резко меняется темп жизни -медлительный и вальяжный ХIХ век уступает место напористому и стремительному новому веку. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере избавляется от условностей и упрощается.
После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью и украшательством, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. Упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. Стиль минимализм с его простыми формами, практичностью и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего.
Начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан в двадцатые годы XX века.
Главный принцип минимализма – поиск идеальной красоты в элементарных геометрических формах, параллельных линиях, совершенной чистоте прямого угла; классической простотой идеальных пропорций и освобожденного от случайных элементов пространства в сочетании с изысканными текстурами дорогих материалов. Создателем этого направления был архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, который провозгласил такой девиз своего творчества " Меньше – значит больше" (Лучше меньше да лучше), тем самым описав основной принцип Минимализма. Его идеи подхватил и развил конструктор Бакминстер Фуллер, чьим кредо стало "делать больше с меньшими затратами".
"Длинный путь, который должен пройти материал до того, как он приобретет целесообразную форму, преследует единственную цель – навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней. Мы стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей назначению. Стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши излучали свет внутреннего горения", – говорил Мис ван дер Роэ.
Минимализм многое взял от стилей, существовавших до него, и усовершенствовал их, доведя до идеального состояния.
Большое влияние на возникновение и формирование Минимализма оказала художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) – общество художников, которое было образовано в Лейдене в 1917 г. Согласно программе группы «Стиль», художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент – разработано ясно, трезво и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При применении этих принципов в дизайне и архитектуре выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия. Особенно проявилось это направление в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельзона, Бруно Таута.
Выпускники Бахауса противопоставили витиеватому модерну, увлеченному формами и забывшему о сути, лозунг: "форма должна подчиняться сути". Так был брошен вызов прежней эстетике и было положено начало развитию промышленного и архитектурного минимализма.
«Принципы и методы обучения Баухаус были подхвачены в других странах, а его идеи оказали глубокое воздействие на развитие прикладного и изобразительного искусства (от книжной графики и рекламы до мебели и предметов утвари)» [25].
Бум минимализма во многих странах начался в середине 1960-х годов прошлого века. Минималистский дизайн 60-х годов стал реакцией на пресыщение эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров, которые преобладали в 50-е годы. На смену плюшевым занавескам, абажурам, фикусам, обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен спокойных тонов, стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в домашнем уюте и обилии вещей в качестве компенсации за лишения и голод военного времени, то позже стремление к простоте форм и цвета, отказ от излишнего декора стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой компанией, которая стала распространять минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была заподногерманская фирма «Braun» – производитель электро- и аудио-визуального оборудования. Владелец и глава фирмы Артур Браун целенаправленно набирал на работу дизайнеров, которые были выпускниками Высшей школы оформительского искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме. Талантливые ученики этой школы – наследницы философии Баухауза – сделали продукцию компании «Braun» символом пуристского дизайна. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка изделий «Braun», которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в серийном проектировании.
.2 Основные черты минимализма
Архитектуре и дизайну Минимализма присущи такие черты как: высокая функциональность, простота и лаконичность форм и структур. Основная идея минимализма – простота формы и содержания – нивелирует персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает:
. Пространственная свобода за счет малого количества мебели и
аксессуаров.
2. Обязательное зонирование пространства и мягкое многоуровневоеосвещение.
. Все конструкции функциональные, четкие, геометрически выверенные и лаконичные.
. Светлая цветовая палитра, основанная на игре полутонов (много белого цвета, подчеркнутого черным или серым), которую дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.
. Простые природные отделочные материалы, зачастую с грубой необработанной фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.
. Простые формы и линии, четкая геометрия фигур (круг, прямоугольник, прямая; может быть мягкий изгиб линии, никаких спиралей). Практически нет декора на окнах и стенах.
Минимализм поистине универсален. Пронзительная чистота линий и ясность пространства, гармоничный и уравновешенный интерьер – альтернатива безумному ритму современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить границы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений – и пространство, в котором живем изменяется и адаптируется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться – главные отличительные черты минимализма. Все просто, четко, и в то же время – это возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент, постоянный поиск новых решений.
Здесь нет места лишним деталям. Одна яркая вещь, вроде бы небрежно размещенная в интерьере и ненужная, а на самом деле максимально необходимая и уютная, способна рассказать больше, чем музейная экспозиция картин на стенах или множество дорогих и вычурных безделушек. Освобождая себе жизненное пространство и избавляясь от лишних вещей, мы одновременно раскрепощаем свой внутренний мир. Естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная внутренней гармонии, стремлению к душевному покою, – вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни творческому методу гениального художника Тициана, который использовал всего три краски, создавая ими свою цветовую гамму.
Минимализм – это, прежде всего, мировоззрение и жизненная позиция людей, которые противопоставили обществу потребления свой решительный отказ от привычных, но зачастую ненужных вещей. Нездоровая страсть иметь все «как у всех» отвергается минимализмом и искореняется им, дисциплинирует людей и помогает избавиться от того, что им не нужно. Такой осознанный аскетизм противопоставляется излишествам; простые, лаконичные и грубоватые материалы и отделка – дорогим, ярким и оригинальным. Поэтому не удивительно, что минимализм и в наше время по-прежнему остается антимодой, воззрением тех, кто не стремится быть как все и следовать за обществом преуспевающих приобретателей всего и вся, а занимается творчеством.
Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает большую площадь, ведь чем больше пространство, тем проще расставить акценты. При этом могут использоваться как дорогие, так и дешевые отделочные материалы; но сам интерьер всегда будет выглядеть дорогим по своему содержанию – внутренней, скрытой наполненности, где органично сочетаются рассудочная упорядоченность, утонченная чувственность и богемная легкость.
.3 Минимализм в архитектуре
С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.
Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше – значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.
Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.
В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы – мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей – стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».
Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) – вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, – кресло «Тугендгат <#”699957.files/image001.gif”>
Вилла Tungendhat Жилой дом на выставке в Вайсенхофе
Современные здания в стиле минимализма
Приложение 2
Традиционный японский дом
Приложение 3
Примеры дизайна помещений в восточном стиле
Китайский стиль
Арабский стиль
Индийский стиль
Японский минимализм в дизайне помещений
Приложение 5
Садово-парковое искусство Японии
Остров черепахи и остров журавля
Примеры песчаных узоров