- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,97 kb
Имиджевые манифестации молодежной субкультуры
Курсовая работа
Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре
Содержание
Введение
Глава 1. Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни молодых людей
Глава 2. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры
2.1 Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
2.2 Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На современном этапе развития российского общества наблюдается многокрасочная социальная картина, состоящая из различных групп молодежи. Все эти группы в той или иной степени представляют собой молодежную субкультуру, с определенными ценностями, установками, способами поведения.
Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал.
Главной характеристикой молодежных субкультур (панков, готов, байкеров) выступают: протест, несогласие, активная оппозиция всему обществу. Одним из основных средств манифестации молодежь выбирает внешний вид: одежду и различные атрибуты – кардинально меняющиеся с приходом каждой новой субкультуры. Каждая молодежная субкультура имеет свои индивидуальные знаки, символы, которые выполняют роль самоидентификации, самовыражения и манифестации.
Актуальность данной темы продиктована современной политической, экономической и социокультурной ситуациями в российском обществе. Молодые люди в демократическом государстве получили свободу самовыражаться, используя при этом самые различные способы и средства: начиная с внешнего вида заканчивая свободой художественного творчества. Широкое и многостороннее развитие способов проявления, самоидентификации, выражения идей порождает не только новые формы, но и разнообразие знаково-символического содержания, изучение которого приближает к пониманию молодежных субкультур как феномена современной культуры.
Исследование знаково-символического поля современной культуры, воплотившегося особым образом в молодежной среде, помогает осмыслить суть преемственности и развития социокультурных процессов, проследить воплощение и трансформацию универсальных символов культуры. Каждый символ при этом несет информацию, как о положительных, так и отрицательных тенденциях развития, которые важно выявить и объяснить.
Важность этого вопроса предполагает необходимость комплексного изучения проблемы. В частности, в процессе данного исследования была предпринята попытка дополнительного практического исследования символов молодежного творчества.
Семиотический подход к исследованию современных молодежных субкультур становится важнейшим в современной культурологической науке.
Основным научным трудом, используемом в данном исследовании, стало этнографическое исследование Щепанской Т.С. "Символика молодежной субкультуры". Молодежная субкультура здесь анализируется как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их проявления в функционировании и развитии конкретного культурного сообщества – хиппи. Щепанскую интересовало, каким образом символика сообщества организует его жизнь. В этом плане ее работа предоставляет уникальную информацию о процессах кодирования и символизации в культуре, их роли, значении, функциях, проявляющихся в жизни субкультурного сообщества.
Интересна работа Хойбнера Т. "Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения – теды, хиппи, панки". Автор рисует пеструю историческую картину молодежного конформизма с момента зарождения до наших дней, прослеживая смену идей, течений, тенденций в молодежной среде.
Теоретической базой исследования явилась работа Бодрийяра "Система вещей" – монография, посвященная семиотике целой сферы современного общественного быта – потребления товаров, вещей. Главная задача книги – описать систему знаков и социокультурных механизмов, которыми они регулируются.
Ценный фактологический материал дают социологические исследования, посвященные современным молодежным субкультурам: О. Гертман "Молодежная (контр) революция", А. Туркатенко "Молодежные субкультуры сегодня". Авторы характеризуют субкультуры с точки зрения идей, музыкальных предпочтений и внешнего образа, рассматривая молодежную субкультуру как контркультуру.
Хапаева Д. ("Готическое общество: морфология кошмара") дает обширную информацию о субкультуре готов, выделяет также ее семантико-эстетическую сторону. В работе Колесовой Д. "Панки, хой!", автор рассказывает об истории возникновения идеи протеста панковского движения, о музыкальных предпочтениях, стиле и образе жизни. Новиков О.Г. в статье "Иерархия и власть в российской мото-субкультуре" характеризует иерархические порядки в среде байкеров, описывает символику байкерских клубов.
Вопросами современного молодежного творчества посвящены следующие работы: Е. Павщук "Татуировка", М. Медникова "Уроки нательной живописи".
Исследование проведено с целью выявления и осмысления имиджевой манифестации молодежной субкультуры на современном этапе развития России.
Предметом исследования избраны имиджевые манифестации молодежных субкультур на современном этапе развития России.
Объектом курсовой работы является молодежная субкультура, а также научные исследования, касающиеся различных проблем молодежной субкультуры, продукты художественного творчества, социологические данные. В исследовании применялись семиотический, системный, сравнительно-исторический методы. Качественный метод социологического исследования: интервью.
Глава 1. Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни молодых людей
Субкультура – это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Под субкультурой социальных групп следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности[1].
По элементам молодежной субкультуры – языку, манере поведения (например, культ насилия у рокеров и скинхэдов), одежде, музыке, литературе, кинематографу – то есть духовной и материальной, а именно составляющих культуры, можно судить о характерных особенностях коллективного сознания и поведения социальной группы по отношению к внешнему миру.
Для "молодежных" субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения. В поисках своего пути, в итоге, "молодежные" группы, путем проверки временем, формируют свои общезначимые ценности.
В 1960-е годы западный мир содрогнулся, впервые столкнувшись с массовым открытым неповиновением молодежи, вылившемся в мощное движение хиппи[2], которое прокатилось волной по всей Европе. Более ранние субкультуры 1940-50-х годов (зуты, теды, моды и др.), не носили столь массового характера, затрагивая лишь определенные социальные слои. С тех пор общество больше не знало покоя от подрастающих бунтарей, всякий раз грубо попирающих его нравственные устои.
Одним из основных средств протеста молодежь выбрала такую форму манифестации как одежду, кардинально меняющуюся с приходом каждой новой субкультуры.
Миролюбивые хиппи, отличавшиеся пристрастием к ярким восточным мотивам и естественности, "передали эстафету" агрессивным, воинственным панкам, после которых стало практически невозможно разобраться в бурно нахлынувшем субкультурном потоке. В современную эпоху постмодернизма субкультуры уже не следуют одна за другой, а возникают практически одновременно, используя все ту же форму манифестаций – отличительный внешний вид.
Подобно членам племенных сообществ "маркирующих" соплеменников особыми метками, в молодежной среде своеобразные отличия позволяют идентифицировать их обладателей со своей группировкой.
Например, у байкеров[3] черные кожаные куртки с различными знаками, потрепанные джинсы, тяжелые мотоциклетные ботинки, несут такую же идентификационную функцию как татуировки и украшения в индейских или африканских племенах.
Наша страна тоже не осталась в стороне от подобных явлений, но в Советском Союзе они носили скорее подражательный, нежели фундаментальный характер. Все началось с отечественных стиляг (современное название этой субкультуры – мажоры) середины 1950-х. Их появление на фоне закрытого общества стало знаковым. Стиляги заняли такое место в отечественной культуре не потому, что напоминали экзотических ярких птиц среди стаи одинаковых воробьев, а потому, что сам факт их появления и существования доказывал: в современном мире нельзя полностью изолировать ни один народ даже с помощью идеологического иначе "железного занавеса". Несмотря на сопротивление властей, стремление к самовыражению через внешний облик, было уже невозможно остановить. Языком костюма оповещали: мы есть, мы существуем и мы другие.
В конце 1960-х, с некоторым запозданием советская молодежь "примеряла на себя" хипповые наряды. Смешав европейский пацифизм с дзен-буддизмом, растафарианством[4], и родными, исконно народными мотивами, мы получили свой славянский вариант хиппи. Однако, став внешне подражательным, по своему мировоззрению он не имел ничего общего с западным первоисточником. В результате подобного смешения представители этой субкультуры в России отличались особым национальным колоритом.
Позднее, развилось подражательное панк[5] движение. За угрожающей внешностью панков скрывалось стремление, во что бы то ни стало привлечь внимание общества к своим проблемам. Молодежь, которая подает себя как панк и живет соответственно образу, избирая свалку своей эмблемой. Панк-стиль шокирует потому, что он антистиль, вернее сказать разрушение всякого стиля, где перемешиваются все предметы, модные течения и аксессуары. К созданию образа европейского панка приложил силы дизайнерский союз Вивьен Вествуд и Малькольма Макларена. В Советском Союзе панки, естественно, не имели такой мощной поддержки, и их эксперименты ограничивались личной фантазией и подручными материалами, в результате, внешность приобретала своеобразность. Переняв самые приметные черты стиля: разноцветные ирокезы, значки, английские булавки, кожаные куртки и рваные джинсы, они, вслед за русскими хиппи, создавали свою эклектичную копию.
Увлечение новым музыкальным направлением, хард-роком, привело к появлению "металлистов" или "рокеров". Рокерами также называли группы молодых людей на мотоциклах, нарушающих ночной покой городов ревом моторов, западным прототипом которых были байкеры.
Отметим, что в нашей стране подражательные субкультуры появлялись с некоторым запозданием, когда постмодернизм уже успел повлиять на все сферы культуры. История советских (российских) молодежных субкультурных движений миновала первоначальную фазу линейного развития, пройденную на Западе. В нашей стране одновременно возникало и сосуществовало множество молодежных субкультур.
В настоящее время молодежные субкультуры в России получили возможность глубже узнать не только о внешности, но и о внутренних, теоретических основах западных "собратьев". Наши субкультурные "фанаты", наравне с иностранными, имеют сайты в Интернете, на которых рассказывают о себе, обмениваются информацией.
Благодаря развитию Интернета, в России распространилась довольно популярная в мире, интересная, но закрытая готическая субкультура, которая уходит корнями к панкам, а также к готическим романам Х1Х века. Ее представители – готы[6] предпочитают использовать в своей одежде элементы костюмов прошлых веков в современной интерпретации. Утрировано можно сказать, что отличительным для готов является черный цвет одежды. Для этой субкультуры имидж является тем признаком, по которому готы отличаются от остальных и, по которому определяют своих среди других субкультур.
Имидж той или иной молодежной субкультуры выполняет роль опознавателя, роль маяка, на который ориентируются все члены молодежных субкультур. Так, молодая, но уже вполне сформировавшаяся в России Интернет-субкультура фурри[7] обладает интересной особенностью самоотождествления части её представителей с антропоморфными животными, которое проявляется, как стремление походить на животное внешне и поведенчески. Сознание фурря может формировать определённый идеал внешности, поведения и мирооценки, воплощённый в образе антропоморфных существ, поэтому часто фурри ассоциируют себя с животными и носят меховые хвостики, рукавички, тем самым представляют себя тем или иным существом.
Таким образом, в конструировании внешних, отличительных образов, (манифестаций) представителей молодежной субкультуры всего два направления: одни стараются перевернуть, извратить общепринятые ценности так, что даже их одежда, c точки зрения "нормального" представителя социума, вызывающа и аморальна. Такой способ действий – сознательное внешнее отчуждение, обращение к тому, что большинство игнорирует и презирает. Это характерно, прежде всего, для субкультур хиппи и рейверов. Или же имеет место крайнее усугубление внешне раздражающего образа, что нашло свое воплощение у рокеров, cкинхедов, металлистов и панков. Другое направление связано с сознательным улучшением внешнего образа, что тоже является, в какой-то степени, эпатажем. К такому направлению можно отнести субкультуры фурри и мажоров[8].
Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.
Глава 2. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры
2.1 Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
Семиотический аспект имиджа напрямую связан со знаковым содержанием вещи. Повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия. Как указывал известный историк культуры Г.С. Кнабе, "знаковая выразительность бытовых вещей и среды представляет собой особый язык – язык культуры: не только потому, что здесь находит себе выражение в материальных формах духовное содержание, но и потому еще, что текст на этом языке читается лишь на основе культурно-исторических ассоциаций"[9].
Знаковый характер повседневно-бытовой среды определяется несколькими уровнями смыслополагания. В структуре знака первого порядка предмет повседневности, действительно, является означающим своей функции, так, скажем, ложка соотносится с процессом еды. Знак второго порядка выявляет социокультурную принадлежность владельца вещи, в нашем примере деревянная и серебряная ложки отсылают соответственно к крестьянству и дворянству. Наконец, повседневная вещь является знаком определенной национально-исторической культуры: ложка как характеристика европейской культуры и деревянные палочки как символ культуры Востока.
В последние десятилетия ХХ века вещь становится означаемым человека. Теперь уже не человек выстраивает систему вещей, но сами вещи, отсылающие к множеству сформированных современной культурой мифов, становясь самодостаточными, вписывают человека в свою семиотическую систему.
Главной в семантике повседневности становится внешняя форма вещи, ее сиюминутный, наносной, зачастую даже симулятивный[10] смысл. Например, имидж, то есть "образ", возникает из приливной волны моды. Постоянно сменяющиеся знаковые манифестации встраиваются в семиотическое пространство особого рода, называемое Ж. Бодрийяром гиперреальностью[11].
В современном мире уже достаточно трудно представить человека или какую-либо организацию, группу без характерного им имиджа. Понятие имидж давно на слуху у всех людей, чей род занятий, так или иначе, связан с общением. В связи с этим у людей складывается различное представление об имидже, некоторые могут сказать, что это стильная прическа и хороший костюм, другие, что это манеры поведения человека на публике, но не те не другие не раскрывают истинного значения имиджа.
В переводе с английского языка, имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, "располагается" в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
Не будет серьёзной погрешностью утверждать, что не всегда толкование семантики какого-то переводного с иностранного языка понятия однозначно приемлемо для россиян. Например, в переводе с греческого языка слово школа обозначает "дом радости". Однако далеко не все учителя и ученики вкладывают в это слово подобный смысл. Это нужно иметь в виду и при объяснении семантики понятия имидж. Если обратиться к "Толковому словарю" Владимира Даля, то в нём наряду с понятием образ даётся и понятие облик: "оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия". Таким образом, в русском толковании понятие образа как облика более содержательно, чем его зарубежная интерпретация.
Имидж может быть у какого-то конкретного человека, и мнение может быть о каком-то конкретном человеке; имидж может формироваться на основе данных не только о внешности человека, но и о его психике, и мнение может создаваться как по первому впечатлению, так и на основе оценки характера, темперамента и других характеристик.
Как известно визуальная информация составляет 69%, но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.
Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики.
Понятие "имидж" имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как "стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. [12]".
Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: "Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания"[13].
Следовательно, когда говорят об имидже человека: "у него имидж делового человека", "у него отрицательный имидж", то говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под "образом" имеется ввиду не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ его мышления, действий, поступков. Иначе говоря, в данном случае, слово "образ" должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке.
Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.
С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии.
Одним из первых "теоретиков" имиджа считают Н. Макиавелли, которому было свойственно обострённое "чувство имиджа" или развитое "имиджевое" мышление. Специфика такого мышления – умение рассуждать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. В своих лучших формах оно базируется на глубокой социальности человека и включает умение устанавливать благожелательные отношения с людьми.
Термин "имидж" в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте "имидж политика".
Однако термин "имидж" правомерно употреблять и по отношению к конкретной субкультуре. Внешний имидж молодежной субкультуры складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт. Разнообразие стилей жизни в современном обществе порождает разнообразие имиджевых манифестаций, которые наполняются особым смыслом и значением.
В словаре Ожегова манифест (от лат. manifestum) – это открытый лист, письмо, объявление; а под манифестацией понимается уже массовое уличное шествие в поддержку чего-либо или в знак протеста. Получается, что манифестация – это массовое действие, открыто выражающее свои интересы и лозунги. Если глубже рассмотреть это понятие, то можно заметить, что каждая манифестация должна обладать определенной идеей. Идея выражена в визуальном объекте (к примеру, плакаты, транспаранты, флаги и т.д.), а также представлена вербальными средствами коммуникации (речевки, лозунги и т.д.) и невербальными – это определенные жесты (хлопки – в знак одобрения), атрибутикой (к примеру, футбольные фанаты – шарфы, шапки и т.д.). Знак, который служит носителем имиджа в каждом конкретном случае, именуется манифестацией.
Таким образом, можно говорить об имидже, как о знаковой системе, которая представляет собой комплекс внешних символов и поведенческих (внутренних) установок конкретного человека или группы лиц.
Имиджевая манифестация – это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной социальной группы, например, молодежной субкультуры. Все это доказывает значимость имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.
2.2 Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
Для каждой субкультуры характерен индивидуальный стиль, как в поведении, так и в одежде и атрибутике. Но нередко одни и те же символы принимают различные значения для разных молодежных групп.
Отсюда и различное отношение субкультур к одежде. Так, одежда панков – это максимальное выделение из общества, это протест (манифест), показатель своего отличия от всех остальных. Некоторые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом[14]. Аксессуары: цепи и булавки в одеждe, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Тем самым панки демонстрируют полное несоответствие нормам традиционного общества, ведь недаром панки в переводе с английского "punk"[15] – отбросы, грязь. В среде панков существуют негласные правила – это отказ от "чистоты" (в смысле гигиены), многие панки не чистят зубов, не умываются, считая это привилегиями аристократов.
Другое отношение к одежде демонстрирует субкультура готов. В субкультуре готов наиболее ярко выражается стремление манифестировать себя с помощью внешнего имиджа. Этот бессловесный протест носит сугубо эстетический характер: стиль одежды – вместо политического манифеста, символы – кельтские кресты на средневековых костюмах, орнаменты, черепа и кости, распятия, египетский знак анкх[16], восьмиконечные звезды и летучие мыши. Вместе с платьем гот получает некоторые внешние особенности поведения и важнейший способ самоидентификации. Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь. Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная длинная юбка до пят (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Готы эстетизируют одежду, превращают ее в средство манифестации, идеализируют "вампирскую" "готическую" красоту, ассоциирующуюся со средневековыми вампирами из романов и кинофильмов (см. приложение 2).
Помимо одежды одним из главных внешних признаков субкультур является прическа, формы которой в различных субкультурах также отличаются.
Для готов "ирокез" также является основным стилем прически. Подавляющее большинство готов забривает голову "по кругу", не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. В связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов – не только простые гребни, как у панков, но и различные "пучки" волос направленные вверх, или волосы, торчащие вверх, но не собранные в гребень или двойные ирокезы.
Если панки чаще всего используют яркие цвета в прическе (жизнеутверждающие цвета), то готы напротив, приверженцы темных, черных тонов. Самый часто встречающийся цвет волос – черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами – фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным, то есть всеми цветами, которые так или иначе имеют "неживой" цвет или оттенок – все это обозначено особым интересом к феномену смерти в субкультуре готов. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов.
Другая ситуация обстоит в субкультуре скинхедов, где длинные волосы вообще не признаются. Бритая голова – отличительный признак скинхэдов, с чем связано и их самоназвание (в переводе с английского "skin heads" – "кожаные головы"). Идеология скинхэдов предопределила им быть лысыми, так как считается, что у настоящей чистой расы (арийской) череп правильной формы, и для того чтобы это доказать бреют головы.
Отличительными знаками в молодежных субкультурах являются символы черепа и креста.
Череп означает преходящий характер жизни, тщету мирского, смерть, Луну, призраков, смерть Солнца, богов мертвых, время. С другой стороны, череп – символ жизненной силы, заключенной в голове. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Так байкеры используют символ черепа как защиту от смерти. В среде байкеров существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак – череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Охранительное значение черепа – это своеобразное воплощение древней магии в современном мире.
В субкультуре готов также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. Череп для готов – это, скорее всего символ принятия смерти, символ покровительства темных сил, от которых хотят получить защиту.
Готическая эстетика[18] крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский "Анх[19]" (Анкх), символ вечной жизни, который вошел в субкультуру после выхода на экраны "вампирского" фильма "Голод" (с "Девидом Боуи"), где главный герой, маньяк-убийца, убивал своих жертв заточенным анкхом. Также часто употребляются и другие египетские символы – такие как "Глаз Ра"[20]. Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий.
В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.
В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех – и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика – это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика – это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый – национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.
В молодежных субкультурах сложилось особое отношение к цвету.
В одежде, прическе и атрибутике панки предпочитают яркие цвета – символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков – стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.
В отличие от панков, в среде готов присутствует единство цвета, а точнее одного – черного. В готической символике чёрный[21] цвет – символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино – кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.
Немаловажное значение в имиджевой манифестации молодежных субкультур имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами. По признанию самих готов, часто носится только для того, чтобы "скрыть засосы", ("укусы" вампиров).
Готы очень трепетно относятся к украшениям. Основной металл серебро (серебро – с лат. selen -луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого (золото[22]) металла никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше – они притягивают силу Луны – луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь – это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях это могут быть: оникс[23], агат[24], гранат[25], в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец – "сестринские кольца"[26], отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.
Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.
В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения – это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице – является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.
Готический макияж[27] – это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда – красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур – это наличие клыков вампирского вида (наращивание или имплантирование, а также использование накладных зубов) в духе графа Дракулы[28]. Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы – самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).
Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.
Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет – символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются – красный, зеленый, синий и клетка – восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания – родина протестной панк-музыки. Для панков яркие кричащие цвета – это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.
Излюбленными металлами для всех субкультур выступают – железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхэды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов – это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.
Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.
Молодые люди, входящие в различные группировки вкладывают особые смыслы в формы причесок. Для панков – это разноцветный ирокез (символ протеста), для готов это чаще всего черные волосы аккуратно уложенные (символ, несущий в себе больше эстетическую функцию), для байкеров длинные волосы (символ свободы и силы), для скинхэдов бритые головы (символ "чистой" расы). Много внимания уделяют своей прическе и следят за тем, чтобы всегда соответствовать определенному имиджу.
В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и оккультизму, который проявляется в использовании магических символов в качестве украшений, например, в субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхэдов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест – это древний, универсальный, космический символ. Крест – центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.
В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.
Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.
Заключение
Имиджевая манифестация – это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.
Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.
Имидж выступает как в роли знака идентификации молодых людей, так и в роли символа протеста современному обществу. Для некоторых молодежных субкультур этот протест превращается в политический, на основе такого манифеста и зародилась субкультура панков, которая всем своим внешним видом символизируют несогласие и неподчинение общественным нормам и законам государства. Для готов же, имиджевая манифестация носит более сдержанный характер, выполняя, прежде всего эстетическую функцию.
Главным средством имиджевой манифестации в молодежных субкультурах выступает одежда и атрибутика. Основное семиотическое содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.
Особое внимание субкультуры уделяют символике цвета в своем внешнем виде. Многочисленные цвета и символический смысл для молодежной субкультуры являются своеобразным отражением многокрасочности мира, что, естественно, особенно выразительно демонстрирует внешний облик.
Излюбленными металлами для всех субкультур выступают – железо и серебро.
Повышенный интерес в молодежных субкультурах к магии и оккультизму, проявляется в использовании магических символов в качестве украшений.
В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в формах художественного творчества.
Таким образом, имиджевые манифестации – это комплексная, знаковая система, включающая в себя как символы внешнего облика молодежных субкультур, так и символы различных форм художественного творчества, духовного опыта молодых людей.
Список используемой литературы
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М.: 1968. – с.298.
2. Гертман О. Молодежная (контр) революция. [Текст] / О. Гертман // Знание-Сила. – 2007. – янв. – с.46-58.
3. Ерохина Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект [Текст] / Н.Н. Ерохина. // Социологические исследования – 2006. – №11. – С.95-102.
4. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. [Текст] / Г.С. Кнабе. // Декоративное искусство СССР. – 1981. – №1. – с.36.
5. Колесова, Д. Панки, хой!. [Текст] / Д. Колесова // Смена. – 2004. – №3, март. – с.136-140.
6. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 1998. с. – 320.
7. Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. – М.: 2004. – с.381.
8. Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе. [Текст] / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – с.155-165.
9. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические Исследования – 2002. – №10. – С.79-87.
10. Малахова Н. Готы – люди в черном. [Текст] / Н. Малахова // Новая газета. – 2007. – 15-17 янв. (№ 02) – с.3-31.
11. Медникова М. Уроки нательной живописи. [Текст] / М. Медникова // Вокруг Света. – 2007. – № 3, март. – с.15-20.
12. Новиков О.Г. Иерархия и власть в российской мото-субкультуре. [Текст] / О.Г. Новиков // Обозреватель. – 2006. – № 3. – с.25-31.
13. Павщук Е. Татуировка. [Текст] / Е. Павщук // Химия и жизнь. – 1995. – № 6. – с.38-44.
14. Супонина Е. Тату. Звонкая кожа. [Текст] / Е. Супонина // Новое время. – 2000. – № 24. – с.32-45.
15. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: 1997. с.352.
16. Туркатенко. Молодежные субкультуры сегодня. [Текст] / А. Туркатенко // Знание – Сила. – 2007. – январь. – с.59-64.
17. Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. [Текст] / Д. Хапаева. – М.: 2007.
18. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения – теды, хиппи, панки. – М.: 1990. – с.301.
19. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравится людям / Сост. Шепель В.М. – М.: 2002, с.258. .
20. Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. [Текст] / Т.С. Щепанская. – СПб, 1993. – с.340.
21. Щепанская Т.С. Система: тексты и традиции субкультуры. [Текст] / Т.С. Щепанская. – М.: 2004. – с.256.