- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,47 Mb
Искусство оригами как вид технического творчества
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков, стремясь украсить свой быт, люди учились использовать самые простые материалы, сочетать несложные формы и средства с прихотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства в рукоделии. Рукоделие, появившись на свет по простой утилитарной необходимости, превратилось в искусство.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию своего создателя. Знает он и то, что усилия обязательно возвращаются. Рукоделие – это не просто работа, это уход от серых будней, это заботы, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас многие.
Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире.
XXI век – время больших скоростей и глобальных стрессов. Человек целый день несётся в круговерти повседневности, не имея возможности остановиться и вырваться из этого круга. Стремление создать как можно больше и как можно быстрее привело в итоге к тому, что человека окружают однотипные дома, интерьеры и даже одежда. Он начинает терять свою индивидуальность. А приближающиеся праздники? Поиски подарков для всех близких способны отравить не только ожидание, но и сам праздник.
Но человек может избавиться от этих проблем. Необходимо лишь научиться делать красивые вещи самому. Так можно войти в мир радости и покоя, в мир красоты и душевной теплоты, мир под названием декоративно- прикладное искусство. Ведь совсем недавно это был единственный вид искусства, призванный наряду с архитектурой облагораживать и украшать быт людей, нести радость красоты в каждый дом.
Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Горести и тревоги уходят, теряясь в стране фантазии.
Чувство светлой радости долго не покинет человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя.
Цель курсовой работы: раскрыть особенности оригами как вида технического творчества.
Задачи:
1. Рассмотреть основные направления в развитии современного декоративно-прикладного творчества и виды композиции в декоративном искусстве;
. Раскрыть понятие «художественный образ» в произведениях декоративно-прикладного искусства;
. Раскрыть особенности исторического развития оригами;
. Раскрыть основные направления искусства оригами в современном мире.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
.1 Декоративно-прикладное творчество и дизайн
декоративное прикладное творчество оригами
Под декоративно-прикладным искусством подразумевается специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде [2,с. 4]. Именно ручной художественный труд служит тем водоразделом, который помогает, с одной стороны, отделить дизайн от декоративно-прикладного творчества, а с другой – в самом искусстве выделить две сферы, которые характеризуют его современное состояние: его ремесленную и промышленную формы.
Создание произведений декоративно-прикладного творчества очень трудоемкий и многоэтапный процесс. Он отличается от труда живописца, скульптора, композитора, актера не только иным материалом художественного творчества, но ещё и иным объемом процесса реализации художественного замысла. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Художнику декоративно-прикладного творчества требуется множество прикладных знаний и навыков, без которых задуманное не может быть реализовано. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс.
Если представить себе весь творческий процесс в виде трех этапов: замысла, процесса реализации, результата творчества, то станет ясно, что именно на промежуточной стадии процесса реализации происходят все метаморфозы современного искусства. Все более совершенная техника начинает диктовать художнику свои условия. Эти требования, вклиниваясь в обычный творческий процесс, все дальше отодвигают самого художника от результата его труда, увеличивая разрыв между ними. Степенью отчуждения художника от продукта его труда и различается деятельность дизайнера и деятельность художника декоративно-прикладного творчества.
В своей практической деятельности дизайнер не имеет возможности по причине сложности тех предметов, которые он должен проектировать, осуществлять весь процесс самостоятельно. Он всего лишь одно из многих лиц, работающих над усовершенствованием предмета. Процесс реализации общего замысла дизайнера уточняется, рассчитывается целым рядом лиц. Тем самым происходит как бы «обезличивание» предмета деятельности дизайнера. Что же касается прикладника, то здесь процесс творчества и его реализация имеют более непосредственную связь. В декоративно-прикладном творчестве художник участвует на всех трех этапах создания предмета. Это участие может выступать как в плане непосредственного участия, так и в плане рекомендаций для производства, на котором осваивается предложенным им образец изделия. Кроме того, целью творчества художника – прикладника является создание произведения определенного вида искусства, целью же дизайнера – обновление форм предмета в соответствии с современными эстетическими нормами, усовершенствование его конструктивных и функциональных свойств. В этом состоит основное различие декоративно-прикладного творчества и дизайна. Но, кроме различий, между ними существует и особая преемственность.
Долгие годы до появления дизайна декоративно-прикладное творчество создавало базу, подготавливало его приход. Формирование способа творчества в дизайне идет пока за счет накопленных декоративно-прикладным творчеством знаний, приемов художественного творчества. Таким образом, между ними как бы осуществляется своеобразный взаимообмен: от дизайна и декоративно-прикладное творчество приходит все более совершенная техника и технология; в свою очередь, декоративно-прикладное творчество открывает для дизайна большие художественные возможности.
1.2 Принципы декоративно прикладного искусства
У всех художественных промыслов одни и те же корни, но в силу своего развития разные художественные промыслы приобрели специфические принципы. Однако можно выделить несколько общих:
1. Утилитарность;
2. Всецелое соединение произведений народного искусства с окружающей жизнью и родной природой;
. Единство материала и технического приема;
. Традиционность;
. Коллективное природотворчество;
. Максимальная экономия художественных средств;
. Близость к детскому творчеству;
. Нарядная декоративность и праздничность, выражающаяся в элементах декоративности и орнаментальности;
. При малочисленности сюжетов большое количество их вариантов
1.3 Форма в изделиях декоративно-прикладного творчества
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета. Условно можно говорить о двух её видах [11, с.52]. Во-первых, о художественной форме произведения. Здесь на первом месте замысел, творческая идея создателя. Во-вторых, об утилитарной, то есть практической, делающей изделие удобным для пользования. Идеально, когда эти качества сочетаются. Но так бывает не всегда. К примеру, массивные, увесистые ключи от средневековых замков (рис. 1). Несмотря на таинственную красоту, конечно же, они были обузой для тех, кто носил их при себе.
Рис. 1 Средневековые ключи
В искусстве существуют классические образцы, которые подолгу, из поколения в поколение, служат мастерам. Наглядный пример разнообразия – формы греческой керамики, пришедшие к нам из античного времени. Конечно, греки тоже не были исключительными создателями этих удивительных по красоте форм. В свое время они позаимствовали образцы, пришедшие к ним из более отдаленных эпох. Но античные гончары предельно развили их, усовершенствовали и придали конфигурацию, соответствующую хозяйственному назначению.
Формы этих и других сосудов остались в веках. Надо заметить, что изготавливались они не только из обожженой глины, но и из металла, дерева, стекла.
Иногда ценность произведений декоративного искусства определяется именно их формой. Но совершенной форма предемета может быть лишь при соблюдении гармонии, при отсутствии отдельных украшений.
Гармония – это верно найденное соотношение, пропорция между отдельными частями предмета.
1.4 Три направления в развитии современного декоративно-прикладного творчества
Современное декоративно-прикладное творчество существует в двух формах: ремесленной и промышленной. Они отражают реальное положение дел в этом сложном виде искусства. В развитии каждой из этих форм существуют свои характерные направления, между которыми сохраняются определенные общие черты. Это ранние этапы творческого процесса вплоть до создания модели будущего предмета, формирование специальных знаний, навыков, вкусов и т.д. вместе с тем в каждой из них есть и определенные различия, которые сводятся в основном к формам реализации художественного замысла [2, с. 7].
Первое направление относится к промышленной форме декоративно-прикладного творчества. Оно связано с деятельностью профессионального художника, работающего на промышленном предприятии и создающего прототип изделия для массового производства. Это индивидуальный творческий процесс создания образца, с которого затем будут сняты тысячи копий. Современные педагоги в практике обучения стремятся воспитать в будущих художниках специфические формы творческого художественного мышления. Его характеризует несколько этапов. Первый – создание художественного в идеале, затем его воплощение в камне, ткани, фарфоре и т.п. последнему предшествует работа над моделью, расчеты, создание макета (рисунок, выкройка, наколка и т.п.). В целом все эти звенья – результат одного общего для всех творческого процесса. Так готовится и уникальный экземпляр произведения декоративно-прикладного творчества, и прототип для массового производства. В ходе этого процесса формируются навыки профессионального художественного творчества, развиваются вкус и образное мышление.
Второе направление в развитии декоративно-прикладного творчества относится к ремесленной форме и связано с деятельностью художественных промыслов, кустарных артелей, выпускающих изделия маленькими сериями, в которых даже на этапе тиражирования участвует ручной труд. Внутри всего сложного общественного организма художественные промыслы живут своей особой жизнью. Основная цель их деятельности – сохранять и развивать дальше художественные традиции определенных районов и областей, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность.
Третье направление в развитии декоративно-прикладного творчества также относится к ремесленной форме. Это творчество многомиллионной армии любителей, отдающих свой досуг художественному ремеслу. Им занимаются, как правило, люди, не имеющие прямого отношения к художественному труду, не имеющие специального художественного образования. Этот процесс распространяется на узкую сферу личного быта и существует как определенный вид художественной самодеятельности, как новая форма отдыха, форма чередования труда. В наши дни стало повседневностью создание многих бытовых предметов, элементов одежды, оформления интерьера собственными руками. Такая форма творческой деятельности приобщает людей к материальному и духовному творчеству, формирует вкус, высокие художественные потребности.
1.5 Художественный образ в произведениях декоративно-прикладного творчества
Независимо от того, к какой форме декоративно-прикладного творчества относится то или иное произведение, будь то ремесленная или промышленная его формы, неизменно высшим качеством, высшей формой проявления художественного мастерства будет образ. Только подлинные произведения искусства наделены художественным образом. Они всегда радуют, доставляют эстетическое удовольствие и тогда, когда люди просто любуются ими, и когда находим им практическое применение.
При оценке произведений декоративно-прикладного творчества важно оценить не только форму предмета, его цвет, четкость и манеру выполнения, но и представить, удобна ли она в обиходе, будет ли «смотреться» данная вещь в доме, не слишком ли проста или вычурна для того интерьера, в котором ей будут пользоваться.
С точки зрения законов художественного творчества, декоративно-прикладное творчество имеет свою характерную форму художественной образности, которая зависит от утилитарной функции, практического назначения предмета. Этими требованиями обусловливаются выразительные средства, используемые данным видом творчества.
Художественный образ – это эстетическая категория или специфический способ отражения и воспроизведения действительности в материале определенного вида искусства.
Художественный образ в предметах декоративно-прикладного творчества, основан на способности человеческого сознания сравнивать, соотносить, замещать одни явления другими. Эта так называемая ассоциативная способность сознания и есть источник художественного творчества, с её помощью постигается красота окружающего мира.
С точки зрения уровня эстетических чувств и эмоций, произведения декоративно-прикладного творчества просты и доступны. Они не требуют от человека больших порывов духовной страсти, не вызывают слёз. Но красота в художественных образах материальных предметов подготавливает чувства к восприятию прекрасного и возвышенного в других искусствах.
Проявляясь всегда в конкретной форме, художественный образ предполагает такой способ отбора выразительных и изобразительных черт, такой способ их связи, при котором они выступают и воспринимаются в единстве.
Схематизируя признаки художественного образа, можно представить их как взаимосвязь двух категорий: внешних и внутренних. Первые относятся к форме, вторые – к содержанию художественного образа. Однако такое деление нельзя считать абсолютным, поскольку ряд свойств внешнего порядка может быть отнесен и к свойствам, характеризующим содержание образа или внутренние его свойства.
Те черты, творческие приемы, которые лежат на поверхности явления, составляют внешние свойства или форму проявления художественного образа. В декоративно-прикладном творчестве при создании, равно и как при восприятии художественного образа, в качестве таких свойств выступают: конструкция, форма предмета, материал и способы обработки, цвет, декоративно-орнаментальные средства, рисунок. Эти внешние элементы далеко не исчерпывают всего многообразия выразительных и изобразительных средств, участвующих в создании художественного образа в декоративно-прикладном творчестве, но являются основными.
Первое, на чем останавливается взгляд при знакомстве с предметом, это форма. Форма является одним из объектов художественного образа, элементом внешнего материала художественного образа и определяется назначением предмета. Назначение предмета – это материализованная потребность человека. Сколь велики и разнообразны потребности, столь же разнообразны и формы предметов, с помощью которых люди их удовлетворяют.
Будучи одним из внешних свойств художественного образа, форма предмета в разные периоды истории под влиянием различных художественных стилей эпох, национального своеобразия культуры и т.п. приобретает те или иные свойственные в целом для данного времени черты. Она становилась то более изысканной и причудливой в окружении резьбы и позолоты барокко, то четкой и строгой, освобождаясь от внешней изобразительности.
Форма определяется, с одной стороны, потребностью, целесообразностью, с другой – материалом.
Материал имеет исключительно важное значение. Выбор материала для работы становится особо ответственным делом. Каждый материал имеет только ему присущие качества. Их учитывает мастерица при создании произведений декоративно-прикладного творчества, используя то или иное свойство материала с тем, чтобы придать замыслу большую выразительность. Значение, которое имеет материал в жизни декоративно-прикладного творчества, настолько велико, что деление на жанры здесь осуществляется в соответствии с материалом или способом его изготовления.
В течении многих веков люди использовали разные материалы, они опробовали множество способов их обработки, нашли наиболее целесообразные и экономичные формы для них. И в этом процессе люди научились видеть природную красоту материала, «чувствовать» ей, заставили «заговорить» простой камень, дерево, металл, обычный кусок материи.
Каждый материал имеет свойственную ему цветовую окраску. Причем природные цвета естественных материалов удивительно многообразны. Цвет в декоративно-прикладном творчестве несет большую художественную нагрузку. С древних времен творцы искусства интуитивно постигали силу цветового воздействия на человека, выразительные возможности различных цветов. Гёте писал [2,с.21]: «Цвет занимает столь высокое место,…что он в своих самых общих элементарных проявлениях … оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение… Поэтому взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям».
Описание внешних свойств, даже самое подробное, ещё не дает полного представления об основе, на которой вырастает художественный образ в декоративно-прикладном творчестве. Эти свойства – всего-навсего лишь форма. В неё заключает художник самое важное, что есть в творчестве, – мысли и чувства, волновавшие его. Только они способны оживить форму, заставить заговорить материал на языке, понятном каждому человеку, пробудить у него ответные мысли и чувства. Эта содержательная сторона образа, конечно, не существует без внешней.
То, что называется содержанием художественного образа, в народе зовут «душой» предмета. Можно слышать, как говорят иногда, что вещь сделана «с душой», в ней видна «душа» мастера. Понять живую красоту, суметь передать её в камне, дереве, ткани – задача нелегкая. В том и особенность художественного творчества в декоративно-прикладном творчестве, что в ходе его создается не только художественный образ данной вещи, но и создается сама эта вещь.
Из всего богатства мыслей, чувств, образов, которыми обладает декоративно-прикладное творчество, пожалуй, самыми важными будут те, которые напоминают о национальном характере произведения, его социальной, общественной роли, степени выражения эстетического идеала. Национальные традиции художественных промыслов составляют их характерную особенность. Национальные, традиционные элементы образа согревают произведение, делают его более понятным, близким. Национальное в художественном образе связано обычно с наиболее интимным, личным чувством, с индивидуальными переживаниями. Такой близости уже нет там, где встретишься с народным искусством другой страны. Однако, традиционное в современной жизни не означает вчерашнего дня еще и потому, что в образах искусства, как правило, запечатлевается самое значительное, необходимое, что составляет основу и новой жизни, образов, мыслей. Мысли об историческом прошлом народа неизменно вызывают чувство национальной гордости. Национальные мотивы прослеживаются в изделиях современных мастеров.
1.6 Виды композиции в декоративном искусстве
Происхождении термина «фронтальная композиция» связано с латинским словом frontis, от которого произошло французское слово frontal – лобовой [8, с.120].
Фронтальные композиции отличаются от других видов композиций – объемной и глубинно-пространственной – двухмерностью, которая позволяет обозревать всю композицию в целом. Схема построения композиции зависит прежде всего от назначения и содержания объекта, от задач, ставящихся при его создании.
Основные схемы фронтальных композиций:
· горизонтальная – расположение элементов композиции по горизонтали;
· диагональная – динамичная, напряженная схема построения;
· треугольная, или пирамидальная, – характеризуется устойчивостью, спокойным равновесием; основанием пирамиды служит нижний край картинной плоскости. Компоновка начинается с размещения на плоскости простых геометрических фигур (масс, пятен), которые затем уточняются, детализируются, приводятся к нужной нам по замыслу форме.
Воздействие фронтальной композиции на зрителя зависит от многих факторов. Одним из них являются и свойства пространства, в котором они размещены. Большую роль играет также светоцветовой климат и даже его температурный режим и акустические качества.
Монументальность – особое качество художественной формы, композиционного и образного строя произведения искусства.
В композиции монументальность проявляется в укрупненной масштабности элементов формы, обусловливающей восприятие изображенного как бы выходящим за рамки обычных представлений о его размерах. Монументализация форм – это укрупнение их воспринимаемого масштаба за счет обобщения форм и устранения из них элементов материального правдоподобия.
Монументальные композиции можно условно разделить на четыре вида: графические (монументально-декоративные панно, плакат и т.д.), живописные (фреска, роспись, мозаика, витражи), скульптурные (рельефы из разных материалов) и гобелен (монументально-декоративные изделия из тканей).
Создание любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются эстетические требования, сопряжено с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции [7,с. 123].
Объемно-пространственные композиции характеризуются наличием единого объема, который может иметь значимую и зрительно-воспринимаемую внутреннюю полость и состоять из нескольких физически связанных частей. Объемный предмет может быть как простым, так и сложным по своей конфигурации. Однако конфигурация почти любого предмета сравнительно легко сводится к основным геометрическим телам (видам поверхности) – кубу, прямоугольнику, цилиндру, конусу, шару и т.д. или их сочетаниям, от чего степень объемности восприятия формы, ее пластическая выразительность.
Пластическая выразительность формы часто зависит также от положения наблюдателя по отношению к ней – ракурса восприятия и расстояния, а также ракурса освещения, естественного или искусственного, и его характера, рассеянного или направленного.
Другие важные выразительные свойства композиции объемных предметов – размерность формы и пропорции, соразмерность с человеком, зрительная массивность и положение в пространстве.
Одним из важнейших композиционных средств являются пропорции, выражающие количественное отношение элементов формы друг к другу в конкретном объекте. При помощи правильно найденных пропорций достигается целостность формы, ее композиционное единство.
Объемно-пространственные композиции подразделяются на симметричные и ассиметричные. Симметричные формы ассоциируются с уравновешенностью, уверенностью, спокойствием, используются для выражения статичности. Их строению характерно расположение одинаковых форм относительно какой-либо оси, конгруэнтно или зеркально одинаковых.
Организация ассиметричных форм направлена на достижение зрительного равновесия различных частей композиций при помощи выбора для них нужных пропорций, масс, фактур, цвета, величины освещенности и др. Несколько симметричных композиций могут составлять одну асимметричную композицию, а предметы, сами по себе ассиметричные, – относительно симметричный комплекс, ансамбль. Но в большинстве случаев объемно-пространственные композиции организуются путем сочетания симметричных и ассиметричных форм.
В зависимости от типа конструкции, пространственной компоновки элементов и позиции зрителя можно выделить три основных вида композиционной схемы объемно-пространственных композиций:
. схема открытой пространственной структуры, в которой преобладают элементы линейных форм и сочетания линейных форм с плоскостными;
. схема закрытой структуры, которая может иметь элементы линейных, плоскостных и объемных форм;
. схема сложной объемно-пространственной структуры, для которой характерно наличие нескольких объемов, а также сочетание их и линейными и плоскостными.
Выбор материалов обусловлен назначением предмета и учетом прочностных, технологических, экономических и эстетических факторов. Недооценка их может привести к ухудшению, как формы, так и качества всего изделия. Цель творчества – находить новые приемы художественной выразительности, используя различные материалы и новейшие технологии их обработки.
Решая глубинно-пространственные композиции, следует обращать внимание на четкость восприятия пространства. Необходимо выявлять взаимное расположение и соотношение объекта (комплексов) и окружающего его свободного пространства, с тем чтобы достичь определенной гармонии между ними. Такая гармония получается при помощи средств композиции – отношений, пропорций, ритма, контраста, масштабности.
Одним из условий выявления глубинности композиции является учет ее протяженности, величины ее отдельных элементов и частей, членения объемов и пространства в зависимости от ситуации и художественного замысла. Выразительность глубинно-пространственной композиции достигается и выбором соответствующего рельефа поверхности местности.
Глубинно-пространственные композиции характеризуются разной степенью сложности по признакам ограниченности (замкнутости) пространства по трем координатам и количества элементов – объемов и промежутков между ними. Особенности эмоционального воздействия композиции на зрителя в большой мере определяются геометрическим видом формы объектов, их массой и степенью плотности заполнения пространства.
1.7 Основные эстетические проблемы декоративного творчества
Декоративное, или декоративно-прикладное, искусство является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой, танцем, музыкой и т.д. Прежде всего, это общность социально-исторических и психологических закономерностей и проявлений прекрасного, выступающего центральной эстетической категорией.
Вместе с тем общие закономерности эстетических отношений обладают в декоративном искусстве, как и в других его видах, спецификой проявления. Это относится не только к таким проблемам, как правдивость и народность создаваемых образов, выразительность свойств материала и композиции, но и к проблеме красоты.
Чтобы понять эстетическую специфику декоративного искусства, нужно принять во внимание необычайный диапазон его тем, сюжетов, типов произведений, художественных техник.
В большинстве своих разновидностей декоративное искусство связано с художественной переработкой утилитарно-полезных объектов: одежда, мебель, игрушки, помещения и т.д. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве. Однако к декоративному искусству относятся и произведения, которые практически лишены прямой утилитарной полезности, например, ювелирные изделия, станковая и монументальная чеканка, декоративная пластика и др. Все же они, в отличие от произведений, например, станковой живописи или скульптуры, имеют эстетический смысл лишь в конкретной повседневной среде, в конкретном применении, для которого они предназначаются.
Художественное богатство, совершенство среды, в которой живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Важно, насколько целесообразно и глубоко элементы убранства соответствуют назначению данной обстановки, тому особому ее общественному содержанию, настроению, которые продиктованы утилитарными и духовными потребностями людей. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно-образное содержание, выразительность. Декоративно искусство выполняет это назначение вместе с другими видами искусства – архитектурой, живописью, скульптурой. Но у него это основное назначение.
Примечательное свойство произведений декоративного искусства заключается в их способности служить средствами для динамичного изменения художественно-образного содержания обстановки во времени.
С учетом специфики места и роли произведений декоративного искусства в организации материально-пространственной среды становится понятно своеобразие предъявляемых к ним эстетических требований, присущий им род красоты. Декоративное искусство несет в себе и выражает идеал эмоционально и интеллектуально насыщенной повседневной человеческой жизни. Раскрывая образы современности в самых обобщенных формах, поднимающихся до значения знака, символа, декоративное искусство отображает социальную действительность, ее идейное и нравственное содержание.
Неверно полагать, что красота материала призвана в декоративном искусстве компенсировать, «скрашивать» недостаточную содержательность произведений. Такое понимание творческой задачи всегда приводит к надуманности композиций, к их бессодержательности.
Эстетически наиболее значимыми свойствами материалов, применяемых в декоративном искусстве, выступают их тон, цвет, фактура, масса, вес или плотность (физические и зрительные – у объемных композиций, зрительные – у фронтальных композиций), выражающиеся в степени четкости создаваемых форм (вязкость), в распределении несущих и несомых и их масс (упругость, прочность) и др. Правильный выбор материала (материалов) с учетом этих его свойств, его (их) использование в построении геометрии формы и всего облика произведения обеспечивают богатство порождаемых произведением определенных впечатлений и ассоциаций, например праздничных, спортивных, игровых, лирических, военных и т.п.
Представления об эстетически совершенной среде, в которой видную роль играет декоративно-прикладное искусство, неразрывно связаны с идеалами человека, с характером ценностей, на которые он ориентирован, с пониманием им своего места и роли в обществе, места и роли окружающих вещей в его жизни, иначе говоря – определенного образа жизни. Эти идеалы, представления формируются у людей под воздействием объективной действительности и главным образом общественных условий из бытия. Будучи средствами ориентации в социально значимых свойствах среды, они выступают в качестве особых эстетических норм поведения и деятельности, соблюдение которых общество, класс, группа признает за должное. Поэтому индивидуальные эстетические представления и запросы не только стремятся стать социально-групповыми, но и сами зарождаются в недрах социально-группового мышления, служа его развитию. Таков в общих чертах механизм моды как одного из ярких явлений художественной жизни. Мода, распространяя определенные вкусы и представления о вещах, играет очень большую положительную роль в формировании художественных стилей.
1.8 Современное состояние декоративно-прикладного творчества
Говоря о современном развитии декоративно-прикладного творчества нельзя забывать и те идеи прошлого, которые подготовили приход современного искусства и служат неисчерпаемым источником для творчества в будущем. Если внимательно приглядеться к тому, что происходит на данном жизненном этапе вокруг, то можно заметить, как время от времени по-особому вдруг засверкают жемчужины давно забытых приемов, образов, стилей. Обращаясь к некоторым современным формам и прослеживая их возникновение, можно увидеть, какие нити связывают их с прошлыми художественными достижениями и могут ли они служить источниками дальнейшего развития.
Развитие декоративно-прикладного творчества современности происходит уже на новой основе [9, с 25]. Если в старину предметы быта, создаваемые ремесленниками, находили применение в крестьянском хозяйстве, то в настоящее время изменилось их назначение. В век компьютеризации и сверхзвуковых скоростей особенно дорого ценится ручной труд. В современном интерьере преобладают гладкие полированные поверхности. Оживить интерьер могут отдельные бытовые предметы, выполненные с особой любовью мастерами-прикладниками.
Непосредственная связь с промышленной базой, возрастающее влияние дизайна, его функциональный, конструктивный подход к предмету оказывают огромное влияние на декоративно-прикладное творчество. В последние годы заметна тенденция к усложнению формы, рисунка, цвета предметов. Это обогащает декоративные возможности современного прикладного творчества, подчеркивает разнообразие интонаций, стремление следовать его образной природе, не нарушая специфики этого вида творчества.
Декоративно-прикладное творчество современности участвует в преобразовании быта в соответствии с мыслями и желаниями каждого человека. Все, что сделано в художественной практике декоративно-прикладного творчества за его долгую историю, безусловно, будет снова и снова переосмысливаться, обновляться в соответствии с тенденциями современного мира.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Изучив материал, изложенный в данной главе, можно сделать вывод, что декоративное искусство – это обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Однако осмысление этой области творчества с теоретических позиций относится к новейшему времени. Осознание, что декоративное искусство есть особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание, приходит лишь в XX веке.
Человеческое отношение к предмету на современном этапе многогранно. Человеку не просто нужно удовлетворить свои потребности, а удовлетворить их совершенно, красиво. Поэтому для него существует человеческая форма пищи, труда, отдыха. И здесь важно, чтобы вещи, окружающие его, помогали развить способности каждого человека, упрощали жизнь в быту.
Декоративно-прикладное творчество – это самое демократичное и доступное творчество. Именно поэтому его миссия в воспитании всесторонне развитой личности, «душевного» человека особенно ответственна.
Исторической миссией декоративного искусства является художественное оформление материальной среды. Смысл и задача декоративного искусства – привнесение художественности, эстетических качеств в окружающее человека жизненное пространство: в предметный мир, в жилую среду, в оборудование и технические средства. Цель декоративного искусства – создание комфортных условий жизнедеятельности человека как в физическом, так и в психологическом отношении, поэтому органическое соединение красоты и пользы в едином художественном объекте – его важный принцип.
Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Горести и тревоги уходят, теряясь в стране фантазии.
Чувство светлой радости долго не покинет человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию своего создателя. Знает он и то, что усилия обязательно возвращаются. Рукоделие – это не просто работа, это уход от серых будней, это заботы, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас многие.
ГЛАВА II. ИСКУССТВО ОРИГАМИ КАК ВИД ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
.1 Исторические аспекты развития искусства оригами
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки [11, c. 152].
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.
В древнем Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб – чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и приём складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.
Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на всё, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире всё связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит её, и надо уметь её, Истину, там обнаружить.
Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нём не соперничали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели в едином направлении – к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный её признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налёта времени на вещах.
Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, т.е. представления о красоте, как пути к Истине.
Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185 гг.) и даже обозначили особым понятием "моно-но-аваре". Это открытие идёт от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живёт, поселяется особенно охотно во всём, что необычно. Например, в бумаге. А, тем более, в закрученном в мудрёный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живёт обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу – бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси – метёлкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из неё придается эзотерический смысл.
В периоды Камакура (1185 – 1333 гг.) и Муромати (1333 – 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были знаком дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в., упоминает в своей книге "Гандзи моно гатари" ("Повесть о блистательном принце Гандзи") о разновидности оригами – искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.
В периоды Адзути-Момояна (1573 – 1603 гг.) и Эдо (1603 – 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передаётся из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка. Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов "бумага" и "божество" – "ками". В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.
2.2 Распространение оригами по миру
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретённых им несложных условных знаков ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрёл сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. Этому способствовало то, что после Второй мировой войны, в которой Япония, как известно, воевала на стороне фашистской Германии, европейцы относились к Японии весьма прохладно. В попытках растопить горы европейского ледяного презрения и недоверия японское министерство иностранных дел использовало испытанный способ – стало посылать в стан бывших врагов деятелей своей народной культуры, в том числе, в течение нескольких лет, и Акиру Йошизаву в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство было доступным и понятным без слов международным средством мира и дружбы. Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.
Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – "пахариты". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всём мире).
Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (буквально – птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки – "различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".
И всё же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.
Любителем оригами был Льюис Керрол – автор "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".
Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьёзный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов" (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички. В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.
2.3 Оригами и современность
Главный фактор возрастания популярности этого искусства – это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать запасы психики, гармонично тренируя и взращивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит людям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при самых сложных жизненных обстоятельствах. А когда удаётся, как это может позволить себе здоровый человек, использовать в этом соединении больше сил и внимания, эта радость творчества возрастает ещё во много крат!
Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Ведутся занятия по складыванию из бумаги в детских садах и школах, кружках при дворцах детского творчества – как технического, так и художественного. Вместе с подростками доступное бумажное рукоделие с интересом осваивают и многие пенсионеры (особенно в Западной Европе, США и самой Японии) – им оригами помогает сохранить и умножить ясность ума и радость жизни. Заметим, что явное пренебрежение к устройству подобных занятий для пенсионеров (не только по оригами, но и по иным рукоделиям, посильной физкультуре, театру и т.п.) в странах бывшего СССР несомненно вносит вклад в сокращение средней продолжительности жизни населения (при одновременном уменьшении её качества).
Бумажные модели помогают создавать архитекторам новые быстровозводимые складчатые строительные конструкции – склады, ангары…, инженерам – конструкции раскрывающихся после выведения на орбиту солнечных батарей, дизайнерам одежды – замечательную одежду, простые и, в тоже время, необычные украшения к ней, особенно к костюмам для театральных постановок.
Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины выставок и магазинов. Красивые и выразительные маски продаются как настенные украшения. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов. Предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве фирменного знака, необычного и недорого оформления с элементами оригами фирменных приёмов и праздников и для детей, и для взрослых. Муниципалитеты нередко готовы оплатить простое и красочное бумажное оформление городских праздников, шоу и карнавалов – была бы достаточно большая и слаженная команда.
С учётом широкого распространения оригами всё больше проявляется потребность в изобретении новых оригами и различных композиций оригами и на их основе для подготовки и издания печатных и электронных публикаций, книг и журналов, видеокурсов, многочисленных сетевых страничек и компьютерных игр, посвящённых древнему и остающемуся цветуще – молодым прекрасному занятию – оригами.
В современном мире сложилось несколько самостоятельных направлений:
· Во-первых. Оригами и педагогика. В игровой форме складывание помогает усваивать сложный материал по геометрии, развивает технические навыки, образное восприятие, художественный вкус, память, интуицию. В некоторых школах оригами вводится в качестве самостоятельного предмета.
· Во-вторых. Оригами и арт-терапия. Занятия бумагой способствуют социальной реабилитации больных с ограниченной подвижностью, улучшают ориентацию в пространстве для людей с нарушением зрения. Мелкая моторика в процессе складывания способствует развитию речи и логического мышления. Оригами успокаивает в стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.
· В-третьих. Оригами и пространственное моделирование. Элементы оригами используются в дизайне упаковки, одежды, интерьера. С помощью изгибания листов бумаги находятся более эффективные методы конструирования, и одновременно определяется поведение конструкции под действием различных нагрузок.
· Так, японские ученые используют оригами автомобилестроении для определения наилучшей «сминаемости» автомобиля при авариях, повышающей его безопасность для пассажиров. Аналогичные разработки проводят в Германии для поиска оптимальной конструкции надувной подушки безопасности, особенно для проверки надежности системы и предсказуемости поведения материала подушки при разворачивании. При этом используются компьютеры для моделирования сложных складчатых структур.
· В-четвертых. Оригами и художественное творчество. Искусство складывания не сводится к простому копированию образца или видимого предмета. Недостаточно также владения техническими приемами складывания.
· В-пятых, оригами неотделимо от традиции японской культуры и, несмотря на все различия с эстетикой западного холодного рационализма, а также разнообразие европейского художественного опыта, понять оригами, а значит, и создать настоящие произведения невозможно без настойчивого и внимательного отношения к чисто японскому мировосприятию. Для того чтобы прочувствовать эстетику «синто» и «дзен» совсем необязательно всерьез становиться язычником. В первую очередь, необходимо хотя бы на время отказаться от рационализма и посмотреть на мир глазами древнего человека, когда разница между Востоком и Западом реально отсутствовала.
· В-шестых, оригами – «философия чистых идей». Оригами – искусство целого. Единство, неповрежденность листа является обязательным условием. Именно это отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезания силуэтов, а также от многих искусств, которые строятся на прибавлении и вычитании материала. Бумага – это не просто материал, а, прежде всего податливая двухсторонняя поверхность, которая легко держит форму. Углы складок, ребра и грани органично сливаются с листом бумаги в выразительный, лаконичный образ. Замкнутый объем скрывает красоту складок. Они не воспринимаются телесно, но для внутреннего сосредоточенного созерцания очевидны. Это не «пустая порода», внутри каменной скульптуры.
· В-седьмых, символизм оригами. Восточная традиция искусства целиком строится на символизме. В даосской традиции квадрат (основная форма, из которой собираются большинство классических фигур оригами) является символом земли, материального мира. Это и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре периода жизни (включая инобытие), и даже четыре темперамента. Любые манипуляции с квадратом, например появление крестообразных осей симметрии, превращение квадрата в треугольник при делении, появление ромбовидной формы и т.д., для восточного человека означали гораздо большее, чем обычные геометрические построения. Даже образование «гор» и «оврагов» («пещер») на поверхности складываемого листа соответствуют по восточным представлениям понятиям «янь» и «инь» (мужскому и женскому).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Изучив материал, изложенный в данной главе, можно сделать вывод, что оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги.
Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от его повседневных забот и тревог, позволяют прикоснуться к сферам, лежащим выше плоскостей обыденности. Помимо этого оригами способствует повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Психологами из Ростова-на-Дону супругами Екатериной и Юрием Шумаковыми были проведены специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей у детей. В результате этой работы были сделаны статистически достоверные выводы о том, что оригами:
повышает навыки мелких и точных движений пальцев рук;- повышает активность правого и левого полушарий мозга;- повышает интеллектуальные способности, активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость, развивает пространственное воображение, улучшает глазомер, снижает тревожность;- повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние ребенка.
Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Бумажные модели помогают создавать архитекторам новые быстровозводимые складчатые строительные конструкции – склады, ангары…, инженерам – конструкции раскрывающихся после выведения на орбиту солнечных батарей, дизайнерам одежды – замечательную одежду, простые и, в тоже время, необычные украшения к ней, особенно к костюмам для театральных постановок.
Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит людям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при самых сложных жизненных обстоятельствах. А когда удаётся, как это может позволить себе здоровый человек, использовать в этом соединении больше сил и внимания, эта радость творчества возрастает ещё во много крат!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
Декоративное искусство не изображает, а преображает мир – это его принципиальное отличие. Произведения декоративного искусства строятся не по подобию реальных природных явлений, как это присуще традиционной реалистической живописи и скульптуре, а скорее по архитектурному принципу, как формирование «второй природы», т.е. согласно художественным закономерностям построения формы, ее ? архитектонике, ритму, пропорциональным соотношениям. В этом смысле их можно назвать «малой архитектурой». Важнейшей задачей декоративного искусства является формирование предметного мира, окружающей человека жилой среды. В этой сфере встает непростая дилемма. Бытовые предметы – мебель, посуда, текстильные изделия, украшения – обладают традиционными архетипами, связанными с устойчивыми функциональными привычками и эстетическими представлениями людей. Их необходимо учитывать. В то же время растет потребность в обновлении стилистики и окраски предметной среды, в ее преображении. Эту проблему должно решать современное художественное формообразование.
Велико влияние декоративного искусства на человека, на его мироощущение, на эстетические вкусы и всю духовную сферу. Для нашего времени характерно энергичное вторжение техники в повседневную жизнь людей, и это расширяет область применения творческих сил художника. Адаптация человека к новейшим достижениям цивилизации также входит в задачу декоративного искусства. Кроме технического прогресса, XX век отличается стремительным развитием производства бытовых товаров, расширением предметного ассортимента, ставящим перед потребителем нелегкую проблему выбора. Вместо единого стиля или моды к концу века наблюдается чрезмерно широкая и пестрая, эклектичная картина массовых товаров. Перед художником встала новая задача – дать людям художественные ориентиры, некий компас, чтобы разобраться в хаосе рыночной продукции, чему способствует расширение авторской творческой работы над уникальными произведениями и большая выставочная деятельность. В этой сфере формируются общие эстетические принципы предметного искусства, предлагаются гармоничные сочетания вещей в ансамбле.
На современном этапе общество постепенно возобновляет живую связь с многовековой национальной культурой. Человек на протяжении всей истории своего развития помнил о том, что вещи, сделанные своими руками оригинальны и неповторимы. Декоративно-прикладное творчество современности участвует в преобразовании быта в соответствии с мыслями и желаниями каждого человека. Все, что было сделано в художественной практике декоративно-прикладного творчества за его долгую историю, снова переосмысливаться, обновляться в соответствии с тенденциями современного мира. Никакая другая область творческой деятельности человека не обладает таким могучим средством воспитания художественного вкуса, как декоративно-прикладное творчество. Одним из видов декоративно-прикладного творчества является искусство оригами, которое возвращается в современную жизнь.
Проходит время, сменяются исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда будет существовать в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Афонькина Л.И. Уроки оригами.- Екатеринбург; «Стрибог», 1995.-240с.: ил.
. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство.- М.: Издательство «Знание», 1970.-50с.
3. Гончар В.В. Образовательная программа кружка "Бумажное моделирование" <http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Ori_and_Paper_Modelling_official_Edu_Program.htm>. – М.: Ленпресс, 1999.-125 с
. Левина М.С. Складывание из бумаги. – М.: Рольф, 2000.- 348 с.: ил.
. Моисеенко Е. Русское искусство XVII – начала XX века.- Ленинград: Художник РСФСР, 1978.- 220 с.: ил.
. Наниашвили И.Н. Оригами в школе. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб», 2007.-64 с.: ил.
. О Всероссийской конференции "Оригами и педагогика". – <http://jorigami.narod.ru/PP_corner/SPb_ori_conf/_SPb_ori_conf.htm> СПб., 2002. – 178 с.
. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство. – Мн: Издательство «Народная Асвета», 1975.-110 с.
. Русанова О.Б. Раздумья о красоте и вкусе.- М.: Издательство «Знание», 1999. – 171 с.
11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремёсел.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2000 – 416 с.: ил.