- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,99 Mb
Первые живописцы Башкортостана
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГБОУ ВПО)
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
Художественно-графический факультет
Кафедра изобразительного искусства
Специальность: Изобразительное искусство
Первые живописцы Башкортостана
Курсовая работа по истории изобразительного искусства
Научный руководитель: Т.А. Масленникова
Уфа 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. История становления живописи Башкортостана
.1 Исторические этапы развития живописи Башкортостана
.2 Творчество башкирских художников
Глава II. особенности творчества первых живописцев Башкортостана
.1 Общая характеристика живописных работ в творчестве первых живописцев Башкортостана
.2 Анализ живописных работ первых живописцев Башкортостана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в системе искусств: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности. Одни родились и выросли в Башкортостане, другие нашли здесь вторую родину, полюбив чудесную природу края, приняв образ мыслей и чувств его народа.
Изучение творчества первых живописцев Башкортостана, выявление художественных особенностей их произведений и определила проблему курсовой работы.
Историография. Литературу, использованную при подготовке работы, условно можно разделить на несколько групп:
К первой из них относятся большие научно-популярные работы, рассматривающие исторические сведения развития живописи Башкортостана.
Подробно освещена история развития живописи в очерки по истории Башкортостана, Бенин В.Л. [1], Руденко С.И.[6].
К этой же группе так же можно отнести работу Мавлетова В.С. [5], хрестоматия по истории Башкортостана, Хисаметдинова Ф.Г. История и культура Башкортостана [10].Наиболее интересными на наш взгляд, являются главы, описывающие историю развития живописи, его этапы развития. Автор дает общую характеристику о данном виде искусства.
Ко второй, мы отнесли литературу, в которой подробно рассматривается творчество художников: Ефимов И.С. [3], Кулбахтин Н.М., [4] Русакова А.А. [7].
К третьей – сайты интернет. Нами изучена История и культура Башкортостана, развитие живописи Башкортостана, творческие этапы художников [11], [12], [13], [14], [15].
Таким образом, проанализировав всю собранную нами литературу при работе над темой нашего исследования, можно сделать вывод, что рассмотренная и выбранная нами тема недостаточно раскрыта, что на наш взгляд связано возможно с тем, что не все литературные источники сохранились до наших дней.
Целью курсовой работы является исследование творчества первых живописцев Башкортостана.
Задачи:
. Изучение искусствоведческой литературы и живописных работ первых живописцев Башкортостана.
. Систематизация научных данных по исследуемой теме.
. Раскрытие особенностей творчества первых живописцев Башкортостана.
Объект исследования: Живописные работы первых художников Башкортостана.
Предмет исследования. Изучение особенностей живописных работ первых профессиональных художников.
Методы: изучение научной и специальной литературы, анализ и синтез, классификация, систематизация.
Теоретическая значимость. Изучены особенности творчества первых живописцев Башкортостана.
Практическая значимость. Материалы, приведенные в курсовой работе, могут быть использованы при проведении лекционных занятий в вузах, а также в системе дополнительного образования при проведении тематических кружков по истории искусства.
ГЛАВА I. История становления живописи Башкортостана
.1 Исторические этапы развития живописи Башкортостана
Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в системе искусств: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности. Одни родились и выросли в Башкортостане, другие нашли здесь вторую родину, полюбив чудесную природу края, приняв образ мыслей и чувств его народа [1].
В предреволюционные годы национальных профессиональных художников в крае практически не было. Мусульманская религия запрещала изображение живых существ. Художественное наследие башкирского народа составляло в основном яркое, многообразное и самобытное народное искусство: резьба по дереву, тиснение по коже, ювелирное мастерство, вышивка, аппликация, ковроделие и узорное ткачество.
Первые профессиональные художники в дореволюционном Башкортостане были по преимуществу русскими. М. Тимашевский, П.Глухов, ЛЛезенков, А.Лежнев, И.Мешалкин и другие живописцы занимались росписями церквей, копированием картин И.Шишкина, И.Репина, И.Айвазовского.
С Уфой были связаны детство и первые годы творчества выдающегося русского художника М.Нестерова. Здесь им были написаны картины «Пустынник» (1889), «Под благовест» (1895), «Зимой в скиту» (1904). В поисках идеала чистой, подвижнической жизни художник обратился к образу Сергия Радонежского, посвятив ему несколько больших работ: «Явление отроку Варфоломею» (1890), «Юность преподобного Сергия» (1892). «Преподобный Сергий Радонежский» (1897).
М.Нестеров был инициатором создания в Уфе художественного музея. В 1913 г. он передал в дар родному городу собранную им художественную коллекцию – более ста произведений русских мастеров и около тридцати своих картин. Созданию музея помешало начало первой мировой войны, открыт он был уже после революции.
Накануне революции в Уфе появилась первая художественная организация – «Уфимский художественный кружок» (1913), объединивший профессиональных художников и любителей. Организатором кружка была М. Елташтина, наиболее активными членами – А.Тюлькин, Ю. Блюменталь, А. Лежнев, В.Сыромятников, А.Литвинов, К. Давлеткильдеев – единственный национальный художник, только начинавший тогда свою профессиональную деятельность.
Одним из наиболее влиятельных художников тех лет, во многом определившим дальнейшее развитие башкирского искусства, был А.Тюлькин – русский живописец, родившийся в Уфе, посвятивший родному городу всю свою жизнь и творчество. Главным содержанием его ранних работ («Башкирская улочка», 1916; «Собор», 1917; «Архиерейская слобода-1917) были пейзажи с вилами Уфы, ее тихими, нелюдными улицами, маленькими деревянными домишками, окраинными оврагами, густо поросшими лебедой.
Активное участие в выставках Уфимского художественного кружка принимал «бубнововалетовец» Д.Бурлюк, в 1915-1918 гг. живший в Башкортостане, написавший здесь около двухсот живописных работ Небольшие холсты с густо положенным красочным слоем поражают богатством и сочностью красок. Обаятельный женский образ, полный задушевности и лиризма, представлен в «Портрете жены» (1916). Искренне и просто воспроизведены будничные мотивы жизни татарской деревни, состояние уральской природы в разные времена года в пейзажах «Осенний вечер» (1917), «Татарская деревня» (1917), «Последний снег» (1917), написанных в реалистической манере, отличающихся ясностью и поэтичностью содержания, четкостью композиции и рисунка.
Решающие перемены в судьбах изобразительного искусства начались с провозглашением национальной автономии в марте 1919 г. В республике стала быстро разворачиваться напряженная, яркая, разнообразная по событиям художественная жизнь: создавались театральные и изостудии, организовывались курсы по различным видам искусства, читались лекции. 20 декабря 1919 г. был подписан декрет о создании Пролетарского художественного музея [1].
Уже в начале 1920 г. в бывшем доме лесопромышленника Лаптева открылась первая музейная экспозиция, основу которой составили картины, подаренные в 1913 г. М Нестеровым. Позднее, в 1954 г., музей получил его имя.
Становление профессиональной живописи в республике было связано с деятельностью художников старшего поколения – А.Тюлькина, К. Давлеткильдеева, И. Урядова, А Лежнева, М. Елгаштиной.
Неповторимой свежестью и сочностью живописи и сейчас пленяют пейзажи А.Тюлькина с изображением окраин старой Уфы. На живых натурных наблюдениях построена согретая тонкой лирикой картина «Старая Уфа» (1920). В полотнах «Мелкий бес» (1925), «Домик на даче» (1919) основу изображения составляет метафора, создающая представление о бессмысленном однообразии дореволюционного провинциального быта.
С обращения к природе начал свою творческую деятельность А.Лежнев. В ранних пейзажах, как и А.Тюлькин, он обращался к будничным мотивам, но и по колориту, и по настроению его полотна были более темпераментны, внутренне напряженны, декоративны. Художника увлекали эффекты освещения, игра красок в природе, трепетность воздушной среды. Выразительный контраст освещения положен в основу композиции пейзажа «Синие тени» (1918): второй план, главный в картине, залит солнцем, пронизан прозрачным морозным воздухом; первый план погружен в тень. В красивой и броской манере написаны «Дубки» (1918), «Деревня Баряшево» (1918). «Березки» (1921).
В 20-е годы А.Лежнев много работал и в жанре портрета. Психологические характеристики моделей у художника глубоки и разнообразны, живописная манера непринужденна и близка к импрессионистской. Особенно привлекателен среди этих работ «Портрет жены» (1925). Его лирическая настроенность поддержана сложным сочетанием светлых красок, множеством тончайших рефлексов, играющих в мягко освещенных пушистых волосах молодой женщины, нежных красках розового лица с задумчивыми синими глазами.
В 1926 г. в Башкирии был образован филиал Ассоциации художников революционной России – АХРР. Организатором его был К. Давлеткильдеев, председателем стал П.Козлов, активными членами – ведущие профессиональные художники. С ахровским движением связал свою художническую и общественную деятельность В.Сыромятников. Наибольшую ценность в его творчестве тех лет представляют произведения на тему национального быта, созданные на натурном материале, собранном во время поездок в сельские районы. Можно сказать, что они открыли собой национальную тему в башкирской живописи.
Серьезным, уважительным отношением к национальному деревенскому быту подкупает картина «Гости на женской половине» (1926), изображающая типичную для башкирского быта жанровую сцену – группу женщин- башкирок, сидящих за самоваром. Национальные особенности быта и обычаев переданы художником в картинах «Башкирка» (1927), «Вечер на кочевке» (1927) и «Улица на кочевке» (1928). Сложного человеческого содержания, подробной характеристики изображаемых людей здесь нет, однако эти достоверные, безыскусно правдивые картины воспринимаются не только как документ: поэтически переданный пейзаж, выразительность национального типажа интересны и в художественном отношении [10].
Острохарактерные образы башкир – двух женщин в национальных костюмах и мужчины с вязанкой дров – представлены в картине П. Малькова «Башкиры из Архиерейки» (1924). Благодаря фону, на котором показаны эти люди – панораме городского захолустья – их изображение приобретает известную обобщенность.
Развитие живописи в 30-е годы было связано с индустриализацией республики. Главным центром всей работы в области изобразительного искусства в эти годы был художественный музей. По его инициативе организовывались творческие командировки в промышленные и сельские районы, в результате чего были созданы произведения на промышленные темы. живопись башкирский художник
Восхищение новой техникой, ее необычными формами, отразилось в серии холстов и этюдов А.Тюлькина. Эту тему открыла его картина «Тракторы» (1930), продолжила серия произведений с изображением первых буровых вышек в Башкирии: «Нефтяная вышка бассейн», «Общий вид нефтеразведок», «Нефтепоезд». Мастер «чистого» пейзажа неожиданно и ярко проявил здесь удивительно верное понимание задач нового жанра – пейзажа индустриального, сумел передать жестковатую ажурность силуэтов нефтяных сооружений, органически вписать их и в панораму уральской природы.
Мужественный живописный строй нашел для серии работ «Индустриальная Башкирия» А.Храмов. Человеческой деятельностью, энергией ритмов наполнены картины И. Урядова «Погрузка угля’, «Асфальтировка улиц» (обе 1930), «Подготовка кадров» (1932). Центральная печать особо отметила его полотна «Тубинский рудник» и «Ишимбайская нефть», созданные на материале творческих командировок 1934 и 1937 гг., демонстрировавшиеся на международной выставке в Нью-Йорке [1].
С творчеством И. Урядова в башкирское искусство вошли большие и сложные темы исторического прошлого республики. И сегодня, когда так резко изменились оценки прошедших событий, большой интерес и признательность зрителей вызывает мастерство исполнения картины «Переправа Чапаева через реку Белую у Красного Яра» (1938). Живописец достиг здесь живого ощущения подлинности давних событий, передал неодолимость героического порыва, умело вписал в пейзаж большую группу людей.
Цикл картин, посвященных национально-освободительной борьбе, создал в 20-30-х годах А.Лежнев. На динамичных ритмах построен его холст «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), убедительно и ярко передающий размах и силу крестьянского движения. В лучших традициях классической живописи написана картина «Поимка Салавата» (1930). Драматизм и сложность национальной истории показана здесь через судьбу одного героя. За остропсихологическим образом Салавата, пытающегося уйти от преследующих его врагов, за образом человека, полным внутренней силы, лицом незримо встает несокрушимая сила всего народа – так глубоки эмоциональность, волнующая значительность происходящего. Темпераментно написаны и другие полотна Лежнева на историческую тему: «Башкиры в Париже», «Пушкин среди башкир», «Казнь Чики Зарубина», «Бой Салавата с авангардом Михельсона».
Тема башкирской истории нашла отзвук и в творчестве П. Лебедева – талантливого художника и педагога воспитавшего целый ряд известных живописцев: Б. Домашникова Р. Нурмухаметова, А. Кузнецова Л. Шуваева. Х. Гаиеева. За время жизни в Башкирии (с 1906 no 1958 гг. с перерывами) он создал около четырехсот работ под общим названием «Сюита о Башкирии». Как жанрово-психологические картины решены его исторические «Салават в тюрьме» (1937), «В стане Салавата» (1938). В их живописном строе ясно ощутимы репинские интонации [5].
Утверждение национального своеобразия башкирской живописи в годы было связано с творчеством К. Давлеткильдеева, написавшего в период несколько первых работ маслом – своеобразное продолжение тонких по исполнению акварелей, созданных им еще в 20-е годы. Как и в графике, в живописных полотнах художник конкретизировал свое представление о красоте национального характера. Он первым открыл в представителях считавшеюся «темным» народа богатый внутренний мир, создал первый образ башкирского интеллигента. Значительность образа пустей художника, его высокую культуру позволяет также оценить и оставшаяся незаконченной картина «Пушкин среди башкир» (1937), легкостью и прозрачностью письма напоминающая акварель. Творческая жизнь художника была недолгой, но его высокое профессиональное мастерство, само его обращение к изобразительному искусству, ранее почти недоступному для башкир, имели значение большого национального явления, вдохновляли других мастеров на создание произведений, посвященных национальным темам.
В начале 1942 г. в Москве должна была состояться Декада башкирской литературы и искусства, художники республики увлеченно готовились к ней, но фашистское нападение надолго отодвинуло это событие. Более 50 художников уже в первые дни войны ушли на фронт. 30 человек пали на полях сражений.
Группа художников, остававшаяся в Уфе, была сравнительно небольшой, но работала с огромным подъемом и самоотверженностью. В содружестве с эвакуированными украинскими, ленинградскими, московскими живописцами уфимцы с первых дней войны установили тесный контакт с легендарной Башкирской кавалерийской дивизией, продолжали регулярно устраивать выставки. Необычайно расширились и укрепились связи мастеров искусства Башкортостана с художниками других народов.
Самым распространенным и оперативным видом искусства в Башкирии в годы войны была графика. В живописи военная тема разрабатывалась главным образом в послевоенное время, но первые попытки ее правдивого воплощения предпринимались и по свежим следам событий. Как живые документы тех лет воспринимаются полотна В.Андреева «Парашютный десант» и «Концерт в госпитале» (оба 1942). Удачно соединены особенности жанровой живописи с элементами батальной героики в картине Г. Зырина «Взяли языка» (1942). Подчеркнуто драматично по содержанию и колориту полотно «Сталинград» (1943) Г. Имашевой, созданное на материале личных впечатлений художницы. Командированные на Уфимский моторостроительный завод художники Б. Ежов, М. Макушац создали ряд картин, посвященных трудовой жизни тыла.
Приметы военного времени отразились и в портретном искусстве тех лет. Несколько замечательных портретных этюдов маслом к выставке «Башкирия – фронту» в 1942 – 1943 гг. создал К. Давлеткильдеев. Печальные глаза детей военных лет смотрят на нас с холстов «Девочка с кумганом», «Девочка с самоваром» (обе работы 1942). Обаятельный образ, сильный и одновременно трогательно нежный, представлен в полотне «Девушка-башкирка, отправляющаяся на фронт» (1943). Небольшие по формату, но написанные с подъемом и глубоко личным чувством, широко и свободно, эти этюды содержательны по психологическим характеристикам, богаты по живописи.
Мужественный и психологически сложный образ показал в «Портрете А.Матросова» (1945) Л.Хаст, ленинградский живописец, воспитанник Парижской Академии художеств, после окончания войны оставшийся в Уфе и живший здесь до конца своих дней. Фоном портрета служит великолепно написанный, эмоционально насыщенный морозный зимний пейзаж. Голубовато-стальной, с тревожными красными рефлексами колорит холста тоже как бы пронизан холодом [1].
Итог творчества башкирских художников за годы войны подвела выставка 1945 г., представившая зрителям 142 произведения – батальные композиции, портреты, пейзажи. Главным содержанием их была тема войны. Особое место в экспозиции заняли полные радостных чувств картины, отображающие разгром фашистской армии, торжество победы: «Фрицам капут» П.Гаврилова, «Вручение знамени Башкирской кавалерийской дивизии» К.Герасимова (обе 1945).
В послевоенные годы башкирские художники создали наиболее зрелые произведения, в их творчество вошли идеи и образы большого исторического звучания. Особенно интенсивным развитие башкирского искусства стало с середины 50-х годов, когда коллектив художников пополнился молодыми талантливыми мастерами, воспитанниками Уфимского училища искусств и столичных художественных вузов. Впервые сплоченной группой они выступили в 1957 году на выставке, посвященной 400-летию добровольного присоединения Башкортостана к России. Это были Б. Домашников, А. Лутфуллин, А.Пантелеев, А.Кузнецов, А. Бурзянцев, П.Скворцов, Р. Нурмухаметов, вскоре к ним присоединились В.Позднов, Ф. Кащеев, П. Салмасов. Творчество этих художников надолго определило лицо башкирской живописи.
Общий уровень и основные тенденции развития послевоенного искусства по-прежнему наиболее наглядно проявляются в живописи. Расширяется ее тематика, усложняются решаемые мастерами художественные задачи. О новых творческих поисках говорят все более явственное стремление к декоративности, яркой цветности произведений, использование элементов стилизации, монументализма, символико-аллегорических образов, сближение и даже слияние отдельных жанров.
Послевоенная живопись Башкирии создается тремя поколениями художников. Старшие представляют зачинатели традиций башкирского искусства, начавшие свою деятельность в 20-е годы. Их достижения продолжает и обновляет среднее поколение – те, кто вступил в искусство в 50-е годы. И, наконец, все более уверенно выходит на художественную арену большой отряд молодых живописцев.
В первые послевоенные годы одной из главных тем в башкирской живописи оставалась тема войны. Первыми к ней обратились недавние фронтовики. Их картины отличали реалистическая достоверность, повествовательность, простота и ясность языка. В таком ключе были выполнены полотна «У колодца» (1949), «Защитникам Родины» (1950) В. Игошева, «Праздник Победы» (1946) Р. Ишбулатова, «У могилы товарища» (1946) Г. Фаткуллина.
В 60-е годы появились попытки серьезного обобщения пережитого опыта, гражданского и философского осмысления событий, стали создаваться законченные произведения широкого звучания. Иным стал и язык картин: усилилось эмоциональное и смысловое звучание цвета, композиционная выразительность произведений в целом и отдельных деталей, значение ритма линий и форм. Из произведений такого рода выделяются полотна Ахмата Фаткулловича Лутфуллина [1].
1.2 Творчество башкирских художников
Слова «народ» или «этнос», «фольклорный» или «мифологический» будут также обезличены, так как пишущие, как справедливо отметил искусствовед Александр Гарбуз в своей статье «О художниках, выставках и художественной культуре», не только избегают того, что «заставило бы погрузиться в глубь мирового фольклора, философии, истории, ознакомиться с творчеством ближайшего окружения художника», но и не делают попытки разобраться в тончайших нюансах, отличающих одно национальное искусство от другого. Хорошо знакомые с переведенными на русский язык мифами Древней Греции, многие из них и не подозревают о существовании древних башкирских или древних тюркских мифов и преданий, тем более о наличии богатейшего еще не исследованного пласта доисламской культуры.
В то же время было бы ошибкой рассматривать башкирское изобразительное искусство в отрыве от европейского, тем более русского искусства: оно формировалось и продолжает формироваться не путем отрицания сложившихся в мире художественных направлений и художественных принципов, а через органическое вплетение в ткань мировой художественной культуры и осознание национальным искусством своей общественной роли и причастности к общечеловеческим ценностям. Здесь уместно вспомнить слова Н. В. Гоголя, который писал, что «поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит в него глазами своего народа, так что соотечественникам кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».
А. Лутфуллин – один из ведущих мастеров современного башкирского искусства, художник яркий и крупный. Главная тема его творчества – родная республика – старая и новая, деревенская и городская, рабочая и интеллигентная. Какое бы явление ни отображал живописец, он всегда стремился проанализировать его с позиций высокой нравственности и правды. Тему войны Лутфуллин воспринимает как глубоко личную: войной были опалены его детство и юность, трагические переживания, окрасившие начало его жизни, придали драматический тонус многим полотнам.
Мир высоких идей и образов раскрыт в картине «Ожидание. Год 1941» (1970). Предельно лаконичные фигуры трех женщин, выступающие на фоне хмурого неба, как бы олицетворяют собой ожидание мужество всех матерей, жен, сестер, проводивших на тяжкие испытания и подвиги своих близких. В картине «Прощание» (1973), вошедшие в собрание Русского музея, жанровый эпизод прощания двух любящих и расстающихся надолго, возможно, навсегда людей обрел в изображении художника, как отметила одна из центральных газет, «емкий смысл общенародности переживания событий Великой Отечественной войны». Полотно «Проводы на фронт», приобретенное Третьяковской галереей, решено как своеобразная хроника тыловых будней затерянною в горах башкирского села. Осиротевшее крестьянское подворье, тоскливо мычащая посреди двора корова – все участвует в создании трагического образа.
Замысел крупноформатного полотна В.Пустарнакова «Пулеметная рота» (1974) связан с биографией художника: в семнадцать лет он ушел на фронт, был дважды тяжело ранен, участвовал в форсировании Днепра. Основу образного строя картины составляет суровая выразительность ритмического чередования проходящих перед нашими глазами солдатских шеренг и приглушенно-зеленый колорит – цвет солдатских гимнастерок, походных плащ-палаток, пулеметных стволов. Экспрессией и драматизмом волнуют и другие произведения художника на тему войны: триптих «Родина» (1977), полотна «Лето 1945 года» (1979), «Передний край обороны» (1985), «Весна 1941 года» (1991).
Художники Л. Мугтобаров («Трудные годы», 1973), Ф.Кащеев («Мать солдата», 1974), В.Позднов («Фронтовые подруги», 1971) осуждение жестокости и бесчеловечности, которые несет с собой война, выражают через образ женщины, носительницы жизни, добра и любви.
К теме войны часто обращаются живописцы, вступившие в самостоятельную жизнь уже в мирное время. Именно они чаще всего отображают военные события не в конкретных эпизодах, а с определенной исторической дистанции, создают образы эпически возвышенные, героизированные, романтические. Откровенно символическое начало вносит в образный строй полотна «Память» С.Краснов, смелая метафора положена в основу картины «Памяти Юрия Смирнова» А.Юдина [12].
Первым по времени создания значительным произведением собственно исторического жанра явилось напряженное по интонации, цельное по живописному решению полотно «Допрос Салавата» (1955) А. Кузнецова. Для творчества этого художника были характерны разнообразие и широта замыслов, смелое обращение к разным жанрам и видам живописи, постоянное обновление живописных средств. Народный характер восстания под руководством Салавата Юлаева передан живописцем через драматическое повествование о стойкости народного героя, проявленной им перед лицом
Многообразно раскрывается в творчестве башкирских живописцев современная тема: здесь и производственные мотивы, и сцены национального быта, и композиции лирического содержания. Успехи в развитии жанровой живописи отразила республиканская выставка 1963 г., где было представлено около двадцати сюжетных полотен. В образном раскрытии современной темы обнаружились две принципиально разные трактовки: подчеркнуто будничная, бытовая, часто опирающаяся на цветовую систему передвижников, и поэтическая, нередко использующая условно-локальные, метафорические формы.
Цельностью, физической красотой, скрытой энергией и значительностью привлекают герои картины Р.Нурмухаметова «В нефтяном крае» (1969). Независимые, уверенные в себе люди по-хозяйски спокойно стоят на земле. С трудовой жизнью нефтяников было связано и творчество В.Руленченко, в сюжетно-композиционных и пластических приемах следовавшего принципам Р.Нурмухаметова. Убедительны образы больших полотен «Нефтяники Арлана» (1977), «Бригада А.Костолевского» (1979).
Классикой башкирского искусства стало лучшее полотно этого ряда – картина «Три женщины» (1969) А Лутфуллина. Три женщины, сидящие за чаепитием в недавно отстроенной деревенской избе, предельно земные, конкретные и вместе с тем возвышенные и поэтичные, являют собой символический образ смены и преемственности поколений, живых связей между прошлым, настоящим и будущим, неизбежного движения времени и непреходящей ценности труда мира и тишины, как основ человеческой жизни.
Тему «Трех женщин» продолжили картины «Золотая свадьба» (1979), «Мелодии кубыза» (1985). цикл полотен, посвященных национальному празднику – сабантую. Разнообразные по колориту, глубоко эмоциональные по силе воздействия, эти произведения очень тонко отражают своеобразие современного национального мировосприятия, значение нравственного опыта, унаследованного народом от предыдущих поколений [15].
Глава II. особенности творчества первых живописцев Башкортостана
.1 Общая характеристика живописных работ в творчестве первых живописцев Башкортостана
В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнёв, живописец и педагог. Его творческий путь определила встреча с В.И. Суриковым, который, просмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В. И. Мешкова Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъемы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева «Мой взор был обращен в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев [14, 36].
Как художник исторической темы Лежнёв не сразу нашёл себя. Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.
Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки» (1918), «Синие тени» (1921). Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящая движение кисти, передаёт восторг труда.
Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата» (1930), «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с отрядом Михельсона» (1941) – художник изобразит на фоне пейзажа. Отроги гор, снежные дали – фон драматических событий, о которых художник ведёт рассказ.
Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, высоко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану мизансцену с развивающимся действием. Обладая своим взглядом на мир, художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни [14].
Основными работами А.П. Лежнева можно считать также: «Портрет Юлии» (1918), «Девушка в платке» (1918), «Портрет матери» (1918), «Интерьер» (1919), «Дубки» (1918), «Старая крепость» (1919), «Синие тени» (1921), эскизы к картине «Степан Разин» (1919), «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Поимка Салавата» (1930), «Казнь Чики Зарубина» (1930), «Бой Салавата с авангардом Михельсона» (1941), эскиз к картине «Допрос Салавата» (1946), «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачёва» (1949).
Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки», «Синие тени». Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящее движение кисти, передает восторг труда.
Рассмотрим творчество К.С. Девлеткильдеева.
Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился в селе Кугуль Уфимской губернии (ныне Марьино Благоварского района) в обедневшей дворянской семье. С детства эстетические вкусы Касима развивались в обстановке декоративно-прикладного искусства башкир, дома которых были богато украшены изделиями ткачества, вышивки. Занавески-шаршау, ковры и коврики, расписные домотканые и вышитые полотенца, резная посуда, яркие краски национальной одежды, замысловатые украшения женских головных уборов были первыми уроками красоты, полученными молодым Касимом.
Касим с детства много и увлеченно рисовал, копировал с модных журналов женские головки в профиль, балерин, очень любил рисовать цветы. Особым очарованием детства для Касима был цирк с его праздничным настроением и потрясающими трюками. В его рисунках появляются наездницы, акробаты, клоуны. Но, кроме дяди, в семье никто не поощряет его занятий, искоса смотрит родня, как маленький Касим попирает устои ислама своим увлечением [7].
Первое общее образование Касим Давлеткильдеев получил у брата, а затем в Уфимской гимназии, где учился шесть лет.
В 1907 году приезжает в Санкт-Петербург, где поступает сначала в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Преподавание здесь велось в старом духе. Много внимания уделялось разным упражнениям в виде штрихования тростниковыми перьями для развития гибкости и твердости руки, работали также карандашом, пером, кистью. Объекты изображения усложнялись от орнамента до натурщика. За один год Девлеткильдеев сдал программу 4-х отделений. И в 1908 году поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной). Открытое на средства барона Александра Людвиговича Штиглица, оно было крупным художественным центром России по подготовке рисовальщиков, живописцев и скульпторов для художественной промышленности, а также готовило учителей рисования и черчения для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Выдержавшим вступительный экзамен предстояло учиться 5 лет.
Касим Салиаскарович был чуток и внимателен ко всему прекрасному. Влюбленный в простую жизнь башкирской деревни, он видит поэзию в самых незатейливых мотивах, гармонию цвета в обыденных вещах и предметах. Поэтичностью и тонким лиризмом веет от его работы «Крыльцо башкирской избы». Легкий ветерок покачивает на веревке расписные полотенца, неподвижно висят коврики и одеяльца, блестит на солнце металлическая посуда. В воздухе разлита неподвижность жаркого дня. Простой сельский вид, но сколько любви и тепла внес художник в работу. Творческая воля мастера преображает обыденность жизни в поэтический образ, овеянный любовью к родному краю [22].
Вторая половина 1930-х годов явилась как бы поворотом в творчестве художника. Зрелый мастер обращается к технике масляной живописи. В 1937 году он создает портреты своих современников, ставших классиками башкирской культуры. Техника масляной живописи, предполагающая поэтапную работу над раскрытием образов, выявила новую грань в даровании Девлеткильдеева. Он отказывается от привычного лирического, созерцательного восприятия человека и обращается к психологическому портрету.
Портрет Мажита Гафури, классика башкирской и татарской литературы, Девлеткильдеев пишет в традициях реалистической школы. Художник создает образ поэта, изображая портретируемого на нейтральном фоне. Гафури как бы вспоминает о прошлом, размышляет о будущем. Портрет выполнен в монохромном колорите, создающем настроение вдохновенного покоя и задумчивости.
Одним из наиболее влиятельных художников тех лет, во многом определившим дальнейшее развитие башкирского искусства, был А. Тюлькин, русский живописец, родившийся в Уфе, посвятивший родному городу всю свою жизнь и творчество – Главным содержанием его ранних работ («Башкирская улочка», 1916; «Собор», 1917; «Архиерейская слобода», 1917) были пейзажи с видами Уфы, с ее тихими нелюдными улицами, маленькими деревянными домишками, окраинными оврагами, густо поросшими лебедой.
Рассмотрим творчество Д.Бурлюка.
Давид Давидович Бурлюк Родился 22 июля 1882 г. в Харьковской губернии, на хуторе Семиротовщина. Отец, Давид Федорович, был агрономом управляющего Чернодолинским заповедным имением графа А.А. Мордвинова.
Детство будущего поэта прошло в деревне Чернянке Нижнеднепровского уезда Таврической губернии. У Давида было два брата и три сестры.
С 1898 по 1914 г. Давид учился живописи в художественных школах Казани, Одессы, Мюнхена, Парижа и Москвы. В начале сентября 1911 г. он, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, познакомился с В. Маяковским, которого всегда будет считать своим учителем в поэзии, хотя тот, в свою очередь, скажет, что именно Бурлюк сделал его поэтом.
В 1900-х гг. Бурлюк увлекался импрессионизмом. К 1910 г. под влиянием М. Ларионова пришел к неопримитивизму. Затем стал идеологом и идейным вдохновителем русского футуризма, одним из основателей группы «Гилея» и мюнхенского «Синего всадника», членом московского объединения «Бубновый валет».
Как художник Бурлюк одним из первых начал использовать в своих работах коллажи – вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины.
Первая персональная выставка работ Давида Бурлюка состоялась в 1917 г. в Самаре.
2.2 Анализ живописных работ первых живописцев Башкортостана
Когда вспоминаешь творчество Касыма Девлеткильдеева, первого национального художника Башкирии, встают строки древнего эпоса «Кузый Курпэс», обращенные к певцам-курайчам, вторящих своему героическому сказу на тростниковой флейте – курайе «Вы взойдите на высокий холм и там сядьте под зеленый дуб. Вы поведайте нам истину, от начала и до сих времен».
Касым Девлеткильдсев начал свой творческий путь с первых лет становления башкирского искусства. Его работы находятся в художественном музее в Уфе, в одном зале с полотнами Нестерова, воспевшего красоту отчего края – Башкирии. Это соседство, это воссоединение имен достойно и справедливо.
Небольшие его акварели, выполненные перед лицом жизни, содержат глубокие обобщения. Их лад, пластический строй гармоничен и ясен. Краски прозрачны и легки – голубой, золотистый: зеленый, они переливаются, перетекают, образуя живые созвучия. Это цвета дальних гор, степи под весенним ветром, неба, омытого грозой. В них, в этих акварельных листах, – очарование таланта художника, который умел все сказать и все возвысить, и самый, казалось бы, обыденный мотив претворить в поэтическую мысль.
Он исходил, изъездил всю Башкирию. В далеких селениях, на старых заводах Урала находил своих героев, свои темы. Образы, созданные им, и конкретны, и многозначны, в них точность знании и «голос вечности».
«Девушка-башкирка в голубом – сама чистота и нежность. Она глядит доверчиво и серьезно. Большие темные глаза на тонко очерченном лице устремлены вдаль, будто девочка-подросток прислушивается к чему-то. будто это мгновение сейчас прервётся, и она готова вскочить и умчаться, и скрытое движение души наполняет образ застенчивой, угловатом девочки энергией пружины, пластикой туго сжатой почки перед свершением порыва. Внутренний мир её для художника полон значения [5].
И в портрете башкира Ибрагима тема жизни решена как тема достоинства. Плавными линиями, тонкими касаниями штриха прорисованы чуть поднятые с вопросом брови, взгляд острый, живой, сверкнувший из-под прищуренных век. Путь испытаний и бед выковал этот лик. Создавая портрет, художник словно видел перед собой тернистые пути мечтателей и провидцев, гонимых, но не сломленных. И воплотил свою веру в право венную силу народа.
Равно и в других листах – «Башкир-охотник», «Крыльцо башкирской избы», «Цветы разные» – живёт взгляд художника, который ищет и находит красоту народной мудрости в благородстве и достоинстве человека. Во всём, что непринужденно и свободно оживает в его акварелях, чему даровал художник новую сущность, в предметах не быта – бытия – кувшине медном на ступенях крыльца, в паласе, пламенеющем цветом зари, ключом бьёт та же сила творящем и преображающей любви.
Мир был для него един, от цветка до звезды. Ему было дано услышать и воплотить, произнести глубинную правду о духовных устоях, о началах и корнях, слагающих первооснову миросозерцания народа и человека – что есть добро и красота, истина и любовь, справедливость и свобода.
Александр Эрастович Тюлькин. Талантливый живописец-колорист мастер пейзажа и натюрморта Александр Эрастович Тюлькин родился в Уфе 30 августа 1988 года. Окончил художественную школу в Казани и всю оставшуюся жизнь связал с Башкирией. Он стоит у истоков изобразительною искусства Башкортостана, воспитал целую плеяду виднейших башкирских художников. Произведения же самою художника вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи. Государственного музея Востока и многих других музеев.
Художник живо интересовался жизнью народа, на земле которого родился. Этот интерес он сохранил до конца жизни. А. Э. Тютькину было под восемьдесят лет, когда он написал холст «Изба Салавата». Картина написана свежо, молодо. Всё основано в ней на музыкальных соотношениях цветов. Предметы национального обихода – шкатулки с орнаментом, пёстрые полушки, полотенца, расшитые ткани, лук и колчан – преображены в многоцветный, гармоничный ковёр.
Холсты Александра Эрастовича вызывают чувство открытия и отрады – существует на свете такой мастер. Удивительны ею ранние полотна – «Домик на даче» (1919), «Гортензии». Напряжённая образность пейзажа близка поэтике раннею Пастернака и созвучна времени. Казалось бы. скромный мотив ломик гга даче -но синим огнём вспыхивают окна. Но энергично, молниеносным очерком, схвачены контуры дерева, валунов, круглого стола – словно это художник увидел в ослепительный миг грозы, и мир расколот под ударами грома. Нет тишины, нет покоя в этом мире гроз.
Полотно «Гортензии» (1929) – светлый привет жизни. На фоне яркой, солнечной дали роскошные сиреневые гроздья цветов. Цисты стоят на подоконнике. Внимательный взгляд сразу отметит, что дерево потемнело от старости, глиняная обмазка хранит следы многократной побелки и всё свидетельствует о бедности. Но бедность житейская противопоставлена внутренней красоте человека. Посмотрите, цветы возвышаются над всем. Художник как бы говорит нам: «Да, тяжела жизнь, по пока мы можем радоваться, можем восхищаться красотой, мы остаёмся людьми, способными преодолеть любые трудности».
Как мастер колорита выступает Александр Эрастович в картине «Восточный натюрморт». Сколько красок собрал воедино художник, почти все цвета радуги, но все они гармонично дополняют друг друга. Художнику удалось передать яркую пестроту Востока, сё естественность.
Тема раздолья, эпического обобщения воплощена в полотне «Па родине Нестерова» (1946). Здесь иной – приглушённый, сдержанный колорит, иной – вдаль и вширь уходящий разворот пространства. Художник пишет свою картину, сознательно подчеркивая связь настоящего и былого: вот этот величавый разворот реки, эти высокие берега, березы, дороги – земля Аксакова, воспетая Нестеровым. Она свободна и прекрасна. Обострённое чувство к Отчизне, стократ возросшее в годы войны, продиктовало тему и её эмоциональный строй [11].
Талантливый учитель, Александр Эрастович как магнит притягивал к себе людей ищущих, беспокойных. Десятилетиями «местом соборным» для уфимских художников был дом-мастерская на тихой, уютной улочке Волновой на кругом 6epегy Белой, вокруг которого сад. а за калиткой тропинки, бегущие к оврагам. «Маленький кусочек мирового пространства, принадлежащий мне», -любил говорить Александр Эрастович. Здесь всё память о нём.
Анатолий Петрович Лежнев. В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнёв, живописец и педагог. Его творческий путь определила встреча с В. И. Суриковым, который, просмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В. И. Мешкова. Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родною края в те высшие подъёмы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева. «Мой взор был обращен в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев [6].
Как художник исторической темы Лежнёв не сразу нашёл себя. Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.
Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки» (1918). «Синие тени» (1921). Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящая движение кисти, передаёт восторг труда.
Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата» (1930). «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с отрядом Михельсона» (1941) – художник изобразит на фоне пейзажа. Отроги гор, снежные дали – фон драматических событий, о которых художник ведёт рассказ.
Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, высоко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану мизансцену с развивающимся действием. Обладая своим взглядом на мир- художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни.
Михаил Васильевич Нестеров, проживший восемьдесят лет, пережил в своей долгой и многотрудной творческой биографии два пика – признание как одного из первых религиозных художников рубежа веков и как одного из лучших портретистов, классика советского искусства предвоенной поры. Придворный художник царской фамилии, в свое время расписывавший престижные, грандиозные храмы по заказу приближенных самодержца, он за год до кончины был удостоен Сталинской премии [18].
При этом никому и в голову не приходило счесть Нестерова ловким приспособленцем: мало кто имел в художественных кругах столь прочный нравственный авторитет, равно пользовался признанием интеллигенции и рядовых зрителей. Это и понятно: воспитанник московской передвижнической школы, несмотря на увлечение евангельскими, иконописными сюжетами, он всегда держался простого и ясного художественного языка.
В московском училище живописи и зодчества его руководителем был профессор В.Г. Перов. Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др.).
Поначалу колеблющийся в своих вкусах, потом решительно неудовлетворённый направлением, царившим в Училище живописи, ваяния и зодчества, М.В. Нестеров в 1881г. переезжает из Москвы в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств к увлёкшему его тогда Крамскому.
Это ему легко удаётся. Однако и здесь его ждало разочарование. Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен, и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики».
Затем появились его «Христова невеста» (в Третьяковской галерее) и «За приворотным зельем».
Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В.Г. Перова и В.Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по утраченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного покоя, раскрыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в котором работал, «опоэтизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях прошлого.
Большой успех имели на выставках товарищества передвижников картины Нестерова: «Пустынник» (в Третьяковской галерее; повторение в музее Александра III) и, в особенности, «Видение отроку Варфоломею» (преподобному Сергию Радонежскому; также в Третьяковской галерее).
«Видение отроку Варфоломею» – центральное произведение Нестерова. В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского – одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лавры. Мальчик – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место, и встретил незнакомого старца – священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к учению и просветлению.
В стилистике картины отчётливо проступают признаки национального варианта модерна. Местом действия служит реальный среднерусский пейзаж в окрестностях Абрамцева. Через природу художник пытался донести настроение созерцательности и умиротворения.
Это полотно открывало так называемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность преподобного Сергия» (1892- 1897гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896 – 1897гг.), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899г.). Когда профессор Прахов, заведовавший живописными работами в киевском Владимирском соборе, и В.М.Васнецов – главный исполнитель этих работ – увидели на Передвижной выставке «Пустынника» и «Ведение отроку Варфоломею», они тут же предложили Нестерову участвовать в росписи собора.
Нестеров приступил к росписи Владимирского собора в Киеве в конце 1890г и работал там, почти без перерыва, вплоть до 1894 года.
Нелегко дались эти четыре года росписи Владимирского собора Нестерову. Ему принадлежат запрестольные образа в двух приделах на хорах и по 10 других образов там же, по 4 образа в диаконике и жертвеннике и «Богоявление» в крестильнице.
«Художник был поставлен в необычные для него условия: он должен был писать святых с широко раскрытыми глазами на грандиозных площадях церковных стен, к которым он не привык. Пышный русско-византийский стиль его сбивал с толку. И несмотря на это, там, в этом пышно-великолепном соборе, нашлись скромные и уединённые уголки, где приютились смиренные и грустные создания Нестерова: на маленьких боковых иконостасах нижнего и верхнего этажей есть миниатюрное Благовещенье, иконы святой Варвары, Бориса и Глеба, где теплится это глубоко сладостное святое чувство самоуничижения. Мать, рождающая младенца на неслыханные страдания, мать, сердце которой пронзено мечом печали и согрета светлой радостью рождения, – она полна у Нестерова неземного очарования. И мученики, отдающие плоть на растерзание, радостно вкушающие красоту боли и мучения, раскрывающие объятия смерти в провидении вечной близости к Богу, – это образы незабываемые», – так отзывается об этой дебютной работе Нестерова – иконописца Мстислав Формаковский [4].
Этой росписи Владимирского собора было довольно, чтобы имя Нестерова прогремело в России с тою силой, что и имя Васнецова.
С этого времени Нестеров, едва кончая роспись одного храма, принимался уже за работу для другого. В 1898 году по инициативе наследника Георгия, Нестеров приглашается на Аббастуманские горы для росписи дворцовой, во имя Александра Невского, церкви. В течение 5-6 лет Нестеров исполнил лично 50 композиций на стенах и иконостасе. К сентябрю 1904 г. все работы были закончены, а эскизы главнейших произведений приобретены в Музей Александра III.
Стенописи Нестерова изображают земную жизнь Спасителя, Богоматери, хоры ангелов, евангелистов святых, и т.д. Почему-то, прежде всего и невольно внимание останавливается именно на святых. Вот святая Нина, покровительница Грузии, умеренно строгая, черноокая женщина на фоне приятно синеющих гор. Вот Александра, святая царица, в короне, в богатом уборе; святой Пантелеймон, миловидный отрок, с целебными травами в руке, в нарядных чистеньких лопатках; святой Георгий, легко поражающий копьём нестрашного розоватого дракона; преподобный Сергий, заботливо облачённый в традиционные одежды схимника; святой Анастасий, святая Татьяна, святая Ксения, – все они хорошенькие, немного жеманные, все с подчеркнуто большими глазами.
Им написаны иконы для церквей в Новой Чартории (Волынской губернии) и в Гаграх (на Кавказе). В последнее время им выполнена обширная роспись нового собора Марфо-Мариинской обители в Москве, и написаны образа для собора в Сумахе. Внимания заслуживают также картины Нестерова: «Юность преподобного Сергия» (1892 – 97; в Третьяковской галерее), «Под благовест» (в Тенишевском музее, в Смоленске), «Труды преподобного Сергия» (1896 – 97; в Третьяковской галерее), «На горах» (у графа Меринга, в Киеве), «Великий постриг» (1897 – 98; в музее Александра III), «Благовещение» (собственность Государя Императора), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891 – 99; в музее Александра III), «Святая Русь» (в музее Академии Художеств), «Святой Димитрий Царевич убиенный» (1899; в музее Александра III), акварель «Прощание преподобного Сергия с князем Димитрием Донским» в Третьяковской галерее). Здесь художник не описывает конкретных событий. Это – события православной духовной жизни.
Вся церковная живопись (составляющая половину всех произведений Нестерова), отнимавшая так много времени и энергии у трудолюбивого художника, оставляла, тем не менее, достаточно возможности и для чистой станковой живописи. Одновременно мастер запечатлел образы монахов и пустынников, старцев-отшельников, мечтателей и печальных девушек. Все они предстают на фоне неброских русских пейзажей. Природа на картинах Нестерова всегда тиха и спокойна. Здесь не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром, и ветер не качает деревьев. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, главки деревянных церквей на фоне неба – всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим.
Программными произведениями мастера стали: «Святая Русь» (1905 г.) и на «На Руси» («Душа народа» 1916 г.). На первой картине художник представил Христа в окружении русских святых и народа на фоне русской природы. В 1907г. картина была приобретена в собственность Академией Художеств. В 1910 г. Нестерову было присвоено звание академика.
На полотне «На Руси» изображен берег Волги у Царева кургана. Первое впечатление, будто перед нами «крестный ход»: несут икону с огромным черным ликом Спаса. По одну сторону от него – старик монах в схимнической ризе, по другую – высокий. Средних лет священник! Но нет! – вы вглядываетесь: это не священник, как и вся эта процессия совсем не «крестный ход»! Это русский царь в золотом одеянии XVI-XVII вв., в шапке Мономаха, с посохом и прочими, полагавшимися царю, атрибутами. Налево от этой центральной группы, слегка в глубине, голый, резвящийся старец – юродивый, вокруг которого странницы и монахи увиваются в каком-то хлыстовском радении. Сзади главной группы, направо от иконы, несметная толпа народа, мужчин и женщин разных возрастов, разных эпох, различного общественного положения. В последних рядах в перспективном уменьшении, вы замечаете Ф.М. Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. За всей этой огромной толпой высился бесчисленный ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях. А впереди всей этой пёстрой, но чрезвычайно гармонично сочетающейся массы народа, несколько поодаль от неё, шагах в 6- 8-ми от иконы черноликого Спаса, идёт светловолосый мальчик с маленькой котомкой на плечах, идёт безмятежно вперёд лёгкой поступью, широко раскрыв устремлённые вдаль большие голубые, полный веры глаза.
Картина «Соловьёв поёт», написана Нестеровым в 1917 г.. Сюжет не сложен: молодая послушница сидит ранним утром у дремлющего озера, окаймлённого красивым лесом, и слушает, затаив дыхание, песню Природы, изливающуюся в соловьиных трелях, а на губах, на которых обет воздержания от греховных поцелуев, улыбка, такая грустная, такая понятная, такая человеческая.
Художника всегда притягивал портретный жанр. Правда, в начале творческого пути он писал портреты лишь как этюды к будущим картинам. К 1905-1906гг. относился собственно портретный цикл Нестерова, куда вошли портреты жены художника, дочери, княгини Н.Г. Яшвиль, художника Яна Станиславского [16].
Второй портретный цикл Нестеров посвятил философии и религии. В 1917 г. мастер написал большой совместный портрет выдающихся русских религиозных мыслителей – священника Павла Флоренского и С.Н. Булгакова, прогуливающихся у Троице-Сергиевой лавры. Они идут, под кистью Нестерова, среди полей, по-видимому, весной (на плечах С.Н. Булгакова пальто внакидку; сам без шапки), идут, погруженные в глубокие думы, далекие от «мира сего». Эта картина, в которой Святая Русь как бы соединилась с реальной Россией, получила название «Философы» (Государственная Третьяковская Галерея, Москва).
После революции художник находился в растерянности перед шквалом событий, унесших привычный жизненный уклад. Вплоть до 1922 г. он не создал сколько-нибудь значительных произведений. Не желая участвовать в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, Нестеров уехал из Москвы, и его мастерская оказалась разгромленной. Для художника наступили годы кризиса. Но реалистические основы его творчества, чувство глубокой связанности с родной землёй и с народом помогли ему.
Написанные в 30-х – 40-х гг. портреты художников – братьев П.Д. и А.Д. Кориных (1930г.), академика А.Н. Северцова (1934 г.), скульптура И.Д. Шадра (1934 г.), академика И.П. Павлова (1935 г.), автопортрет, портрет скульптора В.И. Мухиной ( 1940 г.) с полным правом можно отнести к числу шедевров мирового значения. Все они находятся в Государственной Третья-ковской галерее [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в системе искусств: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности. Одни родились и выросли в Башкортостане, другие нашли здесь вторую родину, полюбив чудесную природу края, приняв образ мыслей и чувств его народа.
В предреволюционные годы национальных профессиональных художников в крае практически не было. Мусульманская религия запрещала изображение живых существ. Художественное наследие башкирского народа составляло в основном ярко, многообразное и самобытное искусство: резьба по дереву, тиснение по коже, ювелирное мастерство, вышивка, аппликация, ковроделие, узорное ткачество.
Первые профессиональные художники в дореволюционном Башкортостане были по преимуществу русские.
Накануне революции в Уфе появилась первая художественная организация «Уфимский художественный кружок» (1913), объединивший профессиональных художников и любителей. Организатором кружка была М. Елгаштина, наиболее активными членами – А. Тюлькин, Ю. Блюменталь, А. Лежнев, В. Сыромятников, А. Литвинов, К. Давлеткильдеев – единственный национальный художник, только начинавший тогда свою профессиональную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бенин, В.Л. Очерки культуры народов Башкортостана. Учеб.пособ.2-еизд., перераб.и доп. [Текст] / В.Л. Бенин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.
2. Бикбулатов, Н.В. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. [Текст] / Н.В. Бикбулатов, Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова. – Уфа: Китап, 2002.
. Ефимов, И.С. Об искусстве и художниках. Художественное и литературное наследие. [Текст] / И.С. Ефимов – М.: Искусство, 1977.
. Кулбахтин, Н.М. Культура Башкортостана в XVII-XVIII веках. [Текст] / Н.М. Кулбахтин. – Уфа: Китап, 2000.
. Мавлетов, В.С. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. [Текст] / В.С. Мавлетов. – Уфа: ГУП УППК, 2003.
. Руденко, С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. [Текст] / С.И. Руденко. – М.: Искусство, 1955.
. Русакова, А.А. Русские художники от «А» до «Я». – М.: Слово, 1996.Русакова, А.А. Михаил Нестеров. [Текст] / А.А. Русакова. – М.: Искусство, 1990.
. Стасевич, В. Н. Искусство портрета. [Текст] / В.Н. Стасевич. – М.: Искусство, 1987.
. Фриче, В. К. Социология искусства. [Текст] / В.К. Фриче. – М.: Искусство, 1981.
. Хисаметдинова, Ф.Г. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. [Текст] / Ф.Г. Хисаметдинова. – М.: АО МДС, 1997.
. Янгузин Р.З. Этнография башкир. [Текст] / Р.З. Янгузин. – Уфа: Китап, 2002.
. История Башкирской живописи [Электронный ресурс] http//: ru.Wikipedia.org
. Живопись Башкортостана [Электронный ресурс] http//: moyabashkiriya.narod.ru
. Живопись Башкортостана [Электронный ресурс] http//: hallart.ru
. Живопись Башкортостана [Электронный ресурс] http//:festival.1september.ru
. Художник Башкортостана [Электронный ресурс] http//:surfingbird.ru›
. Культура Башкортостана [Электронный ресурс] http//:nashasreda.ru
. Искусство Башкортостана [Электронный ресурс] http//:geo-polis.com
. Художники Башкортостана[Электронный ресурс] http//: CoolReferat.com
. Художники Башкортостана [Электронный ресурс] http//:ufainfo.ru
. Художники Башкортостана [Электронный ресурс] http//:referat.yabotanik.ru
Приложение
М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергея
А. Лутфуллин Башкирка из Бурангулова
А. Лутфуллин
А. Лутфуллин. Три женщины
Д. Бурлюк
Д. Бурлюк. Харьковская губерния
Д. Бурлюк
А.Э. Тюлькин
А.Э. Тюлькин