Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Ислам – вера и образ жизни (доклад)

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать практическое задание

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 8,06 kb

Ислам – вера и образ жизни (доклад)

ИСЛАМ – ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

    В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек
на вопрос: “Кто ты по вере?” – отвечают арабским словом муслим:
” Человек, исповедующий ислам”, мусульманин.

Связь веры с традиционным образом жизни была
характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится
сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются
как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они
придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской религии весьма
различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного
распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл
символа веры религии ислама: “нет никакого божества, кроме Аллаха, и
Мухаммад – посланник Аллаха”. Здесь кратко выражены два главных догмата
ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог – Аллах; своим
посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал
людям текст священной книги – корана, его руками он основал общину верующих (умма).
За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу
людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и
культурных ориентаций.

Величие бога – Аллаха – выражено во многих
формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи,
молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе
арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке,
Европе и Америке: “Аллаху акбар” – “Аллах самый великий!” и
т. д.

Кратчайшее изложение главного догмата ислама
содержится 112 суре (главе) Корана: “Во имя Аллаха милостивого,
милосердного! Скажи: “Он – Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и
не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда”. По мусульманской
доктрине, люди, не исповедующие ислам, – “неверные”, среди них иудеи
и христиане выделяются особо как ахль аль – китаб, т. е. “люди
Писания”. Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и
мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисей (Мусу), Иисуса
(Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему
те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка,
с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на
праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец
мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские
сады или в адский огонь.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и
образованный и неграмотный. Почти всякий знает и “пять столпов”
ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них – молитва (салят).
Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением
различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки;
свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное
омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны
собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

Мечеть (масджид) – и место моления, и помещения
для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина
является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи,
питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком
Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений,
благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,
путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует
еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно
месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником
в исламе.

Социальное значение и функции этикета

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе
существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни
мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину,
играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество – риба. Конечно, не все
эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в
семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах
усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в
рамадан.

Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с
оговоркой – если у него есть к тому физическая и материальная возможность),
является хаджж – паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне
ислама. Кааба – небольшое здание, в юго – западной угол которого вмурован
“черный камень” (издревле хранящийся тут метеорит) – по преданию,
посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зу – ль –
хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому
приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и
пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг
Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют
торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с
легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника
единобожия.

Хаджж завершается праздником ид
аль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху,
режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским
праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему
мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или
хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят
– обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды
общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому
мусульманину предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и
милостыня.

На самом деле все эти социально – экономические
регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и
остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным
налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество
легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия
кредитора и должника.

Иногда к “столпам ислама” причисляют
джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей,
времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев
в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с
“неверными”, а значение термина – соответственно к понятию
“священная война”, и такое его понимание стало традиционным для
европейцев. На самом деле поняти джихад значительно шире, и именно в таком
широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности
резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы
несколько фраз из священной книги ислама – Корана, хотя многие значения этих
фраз не понимают. Коран произносился и записан по – арабски. В ритуальных целях
он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха,
обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и
простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни
общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Ислам является очень широкой по охвату системой
социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются
религиозно значимыми.

Буддизм – мировая религия

Мужчина становится мусульманином после того,
как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака
совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением
священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост,
для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех
жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на
практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых
мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный
обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день
кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке.
Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут,
чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины – мусульмане должны ходить с покрытой
головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды
чалмы – шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и
тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и
удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство
мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99
или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное
восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти “прекрасных
имен” считается благочестивой обязанностью.

Наиболее значительной и по сей день является
система богословия, созданная аль – Аш’ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и
основные толки фикха, обычно трактуемого как “мусульманское каноническое
право”. Эти системы теоретических и практических принципов шариата –
праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной
системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века,
относительно незначительное число людей  знало тонкости догматики, а правила
фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом
ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей
мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее
многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются
поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли,
отношения в семье , брак.

С 6 – 7 вв. и по сей день концепция шариата –
пути к богу через выполнение всех правил Закона – уживается с концепцией
тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут
заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через
состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым , отличным от
будничных правилам благочестия и аскетизма.

Для понимания исторической социальной роли
ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и
церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия,
обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории,
да отчасти и на практике – нераздельны.

Лозунг превращения религиозной общности всех
мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и поддерживался
крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.

Литература:

Ислам, краткий справочник, Из – во
“Наука”, М. 1983

Атеистический словарь, М, из – во полит. литер.,
1986

Институт      молодежи

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Тема:  ИСЛАМ – ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Ф – Т  КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

К – 101

 

БЫКОВОЙ АННЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 1994 г.

Похожие записи

Матеріали з фольклорної практики

Культурология

Особливості сприйняття церковного віровчення віруючими

Культурология

Традиция обедов в Древнем Риме (доклад)

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.