- Вид работы:
Практическое задание - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 6,40 kb
Традиция обедов в Древнем Риме (доклад)
ШАЧНЕВА ЕКАТЕРИНА
ГРУППА № 101
БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА
АНТИЧНОГО РИМА
ТРАДИЦИЯ ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ
РИМЕ
Трехкратный прием пищи
-утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен биологически и
распространен повсеместно у самых разных народов. Характер этих трапез, однако,
подвержен значительным вариациям и колеблется не только от одного народа к
другому, но и по социальным слоям.
По заведенному порядку весь
Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что по завершении дневных дел и во
второй половине дня собирался на обед. Утренняя закуска и дневной завтрак не
предполагали ни точного времени, ни определенного меню. Они только удовлетворяли
голод в то время и в тех условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к
приготовлению первого завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев,
выходили из дому. Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром
приветствовать патрона натощак и только здесь получали спортулу- корзиночку с
едой.
Меню обоих завтраков
складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все подряд, зажиточные римляне
были более разборчивы.
Подчас оба завтрака бывали
очень скудными. Следуя своим привычкам, император Август ел на завтрак “грубый
хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и вовсе “завтракал сухим хлебом,
так что после завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак располагался
между двумя этими крайностями и состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом
растворе уксуса, сыра, фиников, холодного мяса или ветчины.
Главное состояло в том, что
эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в полном
смысле этого слова.
Если приемы пищи,
предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в распорядке дня
римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около половины второго зимой
и половины третьего летом. Лишь человек аскетического образа жизни, вроде
Плиния Старшего, “летом вставал из-за обеда засветло, зимой в сумерки”. Август,
тоже весьма неприхотливый в своих привычках, шел после обеда заниматься
государственными делами, но эту работу его биограф называет “ночной”. До
полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному сну считалось нормой.
Обед всегда предполагал
приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в одиночку упоминаются у
римских писателей в виде редчайшего исключения. Главное в обеде-беседа.
Независимо от размеров
помещения и числа обедающих центром, вокруг которого организовывалась трапеза,
был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего каменными,
ложами, на которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С четвертой
стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал трапезу, менял блюда и
приборы, разрезал мясо, подливал вино. На ложа набрасывали много тканей и
подушек, которыми отделяли место одного сотрапезника от другого. В зале царила
ужасная теснота. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и,
чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.
Не меньшая теснота царила и
на столе, очень небольшом по размеру и потому неспособном вместить все блюда с
едой. Ее приходилось приносить и либо ставить на стол, разложивши на тарелки,
либо подносить каждому отдельно. Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты.
Вино сначала разливали по большим сосудам- у богатых людей они бывали из стекла
или даже хрусталя- и уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам.
Если отвлечься от чудовищных
пиров римских богатеев и говорить об обычном хорошем обеде, который устраивал
для друзей радушный хозяин, то меню его состояло чаще всего из четырех перемен,
включало рыбу, мясо, разнообразные закуски и фрукты. Супы в источниках не
упоминаются. Вот, например, как выглядел хороший обед в середине I в. н.э. : поросенок,
увенчанный колбасами, сырный пирог, холодный, но политый горячим медом,
обложенный фасолью, горохом, орехами и персиками; по куску медвежатины, мягкий
сыр, виноградный сок, улитки, печенка, репа, тунец. В заключение обеда вокруг
стола пускалось глубокое блюдо с маринованными оливками.
Совместная трапеза была выражением
дружеской солидарности, и издавна утвердился обычай посылать друзьям, не
сумевшим прийти на обед, кое-какие лакомства от стола, а присутствующим
раздавать часть обеда, которую они уносили с собой в специально прихваченной на
этот случай салфетке.
По мере того как дружеский
характер обеда становился все больше условной декорацией, а патроны превращали
его в издевательство над друзьями и клиентами, распоясывались и последние.
Салфетки крали, сознательно путая принесенные с собой, плохие и старые, с
хозяйскими. В салфетку можно было спрятать не только то, что человеку дали, но
и то, что он успел схватить с блюда сам. И если еду гостям раздавали, то
бутылки и кубки с вином обычно стояли на столах все время, и вот из-за них-то и
начиналась подлинная драка.
Обед превращался в гастрономический
марафон, в бесконечное обжорство и оргию.
Все это распутство и распад
вызывали сопротивление, исходившее отчасти от консервативных смей, а отчасти от
своеобразной римской интеллигенции.
Первым и главным признаком
таких антиобедов была скромность. Меню здесь может быть сколь угодно
разнообразным, но оно никогда не бывает слишком обильным. В нем обычно большую
роль играет свежая зелень, только что сорванные плоды и овощи.
Подчас такой обед знал
только один вид развлечения- так называемую “сократическую беседу”, то есть беседу
на философские, литературные или даже повседневные темы, но обязательно живой и
остроумный, в котором собеседники состязались в находчивости.
Таким образом, традиция
обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной и различалась по социальным слоям.