Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Традиция обедов в Древнем Риме (доклад)

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать практическое задание

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 6,40 kb

Традиция обедов в Древнем Риме (доклад)

ШАЧНЕВА  ЕКАТЕРИНА

 

ГРУППА № 101

 

БЫТОВАЯ  КУЛЬТУРА
АНТИЧНОГО  РИМА

 

 

 

 

ТРАДИЦИЯ ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ
РИМЕ

 

Трехкратный прием пищи
-утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен биологически и
распространен повсеместно у самых разных народов. Характер этих трапез, однако,
подвержен значительным вариациям и колеблется не только от одного народа к
другому, но и по социальным слоям.

По заведенному порядку весь
Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что по завершении дневных дел и во
второй половине дня собирался на обед. Утренняя закуска и дневной завтрак не
предполагали ни точного времени, ни определенного меню. Они только удовлетворяли
голод в то время и в тех условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к
приготовлению первого завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев,
выходили из дому. Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром
приветствовать патрона натощак и только здесь получали спортулу- корзиночку с
едой.

Меню обоих завтраков
складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все подряд, зажиточные римляне
были более разборчивы.

Культурные нормы

Подчас оба завтрака бывали
очень скудными. Следуя своим привычкам, император Август ел на завтрак “грубый
хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и вовсе “завтракал сухим хлебом,
так что после завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак располагался
между двумя этими крайностями и состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом
растворе уксуса, сыра, фиников, холодного мяса или ветчины.

Главное состояло в том, что
эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в полном
смысле этого слова.

Если приемы пищи,
предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в распорядке дня
римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около половины второго зимой
и половины третьего летом. Лишь человек аскетического образа жизни, вроде
Плиния Старшего, “летом вставал из-за обеда засветло, зимой в сумерки”. Август,
тоже весьма неприхотливый в своих привычках, шел после обеда заниматься
государственными делами, но эту работу его биограф называет “ночной”. До
полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному сну считалось нормой.

Обед всегда предполагал
приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в одиночку упоминаются у
римских писателей  в виде редчайшего исключения. Главное в обеде-беседа.

Независимо от размеров
помещения и числа обедающих центром, вокруг которого организовывалась трапеза,
был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего каменными,
ложами, на которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С четвертой
стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал трапезу, менял блюда и
приборы, разрезал мясо, подливал вино. На ложа набрасывали много тканей и
подушек, которыми отделяли место одного сотрапезника от другого. В зале царила
ужасная теснота. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и,
чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

Не меньшая теснота царила и
на столе, очень небольшом по размеру и потому неспособном вместить все блюда с
едой. Ее приходилось приносить и либо ставить на стол, разложивши на тарелки,
либо подносить каждому отдельно. Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты.
Вино сначала разливали по большим сосудам- у богатых людей они бывали из стекла
или даже хрусталя- и уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам.

Если отвлечься от чудовищных
пиров римских богатеев и говорить об обычном хорошем обеде, который устраивал
для друзей радушный хозяин, то меню его состояло чаще всего из четырех перемен,
включало рыбу, мясо, разнообразные закуски и фрукты. Супы в источниках не
упоминаются. Вот, например, как выглядел хороший обед в середине I в. н.э. : поросенок,
увенчанный колбасами, сырный пирог, холодный, но политый горячим медом,
обложенный фасолью, горохом, орехами и персиками; по куску медвежатины, мягкий
сыр, виноградный сок, улитки, печенка, репа, тунец. В заключение обеда вокруг
стола пускалось глубокое  блюдо с маринованными оливками.

Совместная трапеза была выражением
дружеской солидарности, и издавна утвердился обычай посылать друзьям, не
сумевшим прийти на обед, кое-какие лакомства от стола, а присутствующим
раздавать часть обеда, которую они уносили с собой в специально прихваченной на
этот случай салфетке.

По мере того как дружеский
характер обеда становился все больше условной декорацией, а патроны превращали
его в издевательство над друзьями и клиентами, распоясывались и последние.
Салфетки крали, сознательно путая принесенные с собой, плохие и старые, с
хозяйскими. В салфетку можно было спрятать не только то, что человеку дали, но
и то, что он успел схватить с блюда сам. И если еду гостям раздавали, то
бутылки и кубки с вином обычно стояли на столах все время, и вот из-за них-то и
начиналась подлинная драка.

Обед превращался в гастрономический
марафон, в бесконечное обжорство и оргию.

Все это распутство и распад
вызывали сопротивление, исходившее отчасти от консервативных смей, а отчасти от
своеобразной римской интеллигенции.

Культурные коды

Первым и главным признаком
таких антиобедов была скромность. Меню здесь может быть сколь угодно
разнообразным, но оно никогда не бывает слишком обильным. В нем обычно большую
роль играет свежая зелень, только что сорванные плоды и овощи.

Подчас такой обед знал
только один вид развлечения- так называемую “сократическую беседу”, то есть беседу
на философские, литературные или даже повседневные темы, но обязательно живой и
остроумный, в котором собеседники состязались в находчивости.

Таким образом, традиция
обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной и различалась по социальным слоям.

Похожие записи

Ислам – вера и образ жизни (доклад)

Культурология

Фольклор міста Турка

Культурология

Эжен Делакруa (доклад)

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.