- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 44,25 kb
Исследование вопроса о положении женщины в истории общества и церкви
Семинария Евангельских Христиан
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Исследование вопроса о положении женщины в истории общества и церкви
Выполнила студентка
Программы «Магистр богословия»
Рубанова В.И
Подготовил Корякин С.С.,
магистр богословия
Москва – февраль 2011
Введение
Весь мир сейчас переживает кризис: экономический, политический, социальный, культурный и т.д. К этому списку можно смело добавить и кризис в отношениях между мужчиной и женщиной. И, казалось бы, что уже ушло в историю (в странах Европы, Северной Америки, России) то время, когда женщина была унижена, полностью подчинена более сильному полу; когда жизнь ее не зависела от нее самой. Запуганная, бесправная, оскорбленная, использованная, неуверенная в себе и завтрашнем дне, она с отчаянием стремилась угодить господствующему полу. И если в какой-либо области ей удавалось заявить о себе, то существующий патриархальный режим бесцеремонно указывал ей на место, которое она должна была занимать.
Современная женщина в цивилизованном обществе, как и мужчина, включена в профессиональную, культурную, общественную и политическую деятельность, имеет материальную независимость и возможность неограниченно развивать свои личностные способности. Эти перемены в положении женщины стали возможны благодаря начавшемуся в Америке и западной Европе феминистическому движению, борьбе за равные права и свободы между мужским и женским полом в обществе. А в России это равенство было установлено победой марксизма, смысл которого заключался в том, что после победы над собственностью, останутся лишь равные между собой трудящиеся: и мужчины, и женщины.
Однако проблема заключается в том, что женщина приобрела не только определенные свободы в обществе, но и «доминирующие мужские ценности, искаженные грехом: дух конкуренции и господства, жажду власти и удовольствий, уродливый образ хозяина-самца», она стала рабой своей свободы. Миллионы женщин, не имея духовного откровения о себе, как о женщине, находятся сейчас в смятении и задаются вопросами: «Кто я?», «В чем цель моей жизни?»
Мир установил новые стандарты для женщины, которые не постоянны и не естественны, а следовательно и не досягаемы. Женщина же в погоне за ними теряет те естественные цели и черты, которые даны ей от природы и должны делать ее счастливой и любимой.
Многие современные богословы считают, что настало время Церкви как духовному институту на земле дать ответ человеку на вопросы: кто он и для чего предназначен согласно Священному Писанию. Церковь ответственна за каждого потерянного в этом изменчивом мире человека, она призвана успокоить его и поднять истинное достоинство и мужчины и женщины во Христе, который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея11:28).
Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать вопрос о положении женщины в церквах современного общества. Определить отношение самих церквей к важности решения женского вопроса в церкви на фоне быстро растущих перемен в обществе.
Для достижения этой цели в ходе исследования предстоит выполнить следующие задачи:
) Проследить, как в ходе истории изменялось отношение к женщине и ее положение в обществе, а также роль христианства в этом вопросе.
) Проанализировать влияние феминизма на положение женщины не только в обществе, но и в церкви.
) Рассмотреть положение женщины в церквах основных христианских конфессий. Определить отношение самих церквей к важности решения женского вопроса в церкви на фоне быстро растущих перемен в обществе.
) С помощью анкетирования исследовать вопрос о положении женщины в евангельских церквах и отношение самих христиан к вопросу, касающемуся положения и предназначения женщины, в рамках учения их церкви.
) На основании полученной информации отметить наиболее спорные и противоречивые ответы. И дать заключение, какие темы требуют особого рассмотрения и тщательного изучения в церкви, чтобы помочь верующему разобраться в данном вопросе и занять правильную позицию, основанную на библейском учении.
В процессе исследования данной темы были использованы следующие литературные источники:
1.раздел «Положение женщины в обществе в дохристианский период» (А. Кураев «Мужчина и женщина в книге Бытия»; Й. Телушкин «Еврейский мир»; Е. Вардиман «Женщина в древнем мире»; Г. Буассье «Римская религия от Августа до Антонинов»; А-И. Марру «История воспитания в античности» и др.);
2.раздел «Положение женщины в истории христианства» (Библия. Русский синодальный перевод; В. Легойда «Женщина и мужчина: отношения сквозь века»; П. Евдокимов, «Женщина и спасение мира»; «Женщина и религия. Словарь» и др.);
.раздел «Феминизм и его влияние на изменение положения женщины в обществе» (Энциклопедия Кругосвет «История и общество. Феминизм»; Ф.Э Реати «Бог в XX ВЕКЕ: Человек. Феминистская теология»; Свободная энциклопедия. «Феминизм»; Н. Бердяев «Метафизика пола и любви» и др.);
.раздел «Положение женщины в церкви ведущих христианских конфессий» («Круглый стол. Православная жизнь. Статья»; Н. Леонтьев. «Церковное служение женщины»; Э. Бер-Сижель «Служение женщины в Церкви»; Л. Блинников «Великие философы: учебный словарь- справочник»; И. Павел II «Женское священство. Лекции»; Дейзи Осборн «Верующая женщина»; Р. Лиардон «Божьи генералы».
Раздел 1. Положение женщины в обществе в дохристианский период
Вопрос о положении женщины и ее предназначении стал подниматься в христианстве сравнительно недавно. Скорее всего, после того как весь мир пережил революционный взгляд на женщину, на положение ее в обществе, на культурное изменение ее взглядов и ценностей. Перемены планетарного масштаба в понимании роли женщины в обществе не могли не повлиять и на религиозные структуры. Почти все цивилизованные страны с середины прошлого века захлестнула волна феминистического (женского) освободительного движения, борющегося за равные права женщин и мужчин в обществе. Однако плоды феминистического движения, зародившиеся больше не на духовном, а на экономико-политическом основании, Элизабет Бер-Сижель (служитель-богослов 20 века, православная христианка) охарактеризовала как «воинственный феминизм», уродующий женщину и все человечество. Женщина приобрела не только определенные свободы в обществе, но и стала их рабой..
Обращаясь к истории, можно проследить, как на протяжении времени меняется и насколько различен взгляд на женщину не только в историческом, но и культурном аспекте различных стран и народов. Эти различия имеют влияние и на различие христианских взглядов на женщину. Однако, если посмотреть панорамно, то можно увидеть, что большинство известных нам культур – культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимает господствующее положение в семье, роде, государстве. Современный церковный деятель В. Легойда отмечает: что «Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество – это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие…»
В других древних культурах, не основавшихся на иудейском монотеизме, положение женщины было еще более бесправно. Например, согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. Например в Греции, женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам, исключением была Спарта), они целиком находилась под опекой мужчин. В Древнем Риме супружеская измена жены каралась смертью. Опекуном до замужества являлся либо отец, либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Женщина была предназначена лишь для рождения детей и ухода за мужчиной, но не для любви. Однако древние памятники искусства и литературы свидетельствуют о том, что греки ценили совершенство женского тела и считали, что женщины способны вдохновлять мужчин и влиять на их поведение. Тем не менее считалось, что возвышенная любовь может быть только между мужчинами. А самой совершенной формой воспитания и образования мальчиков во всей греческой культуре, являлся гомосексуализм (передача знаний учителя ученику). Итак, в этом разделе мы показали, что женщины в дохристианский патриархальный период во всех странах и религиях Европы и Азии были полностью порабощены господством мужчин. В большинстве культур женщина считалась началом темным, губительным, искушающим. Положение женщины было бесправно, т. к. она являлась частной собственностью мужа. В языческой культуре не было даже оснований для изменения положения женщины в обществе.
Должно было что-то произойти, какая-то "культурная революция", женщина смогла бы взглянуть на себя как на человека.
Раздел 2. Положение женщины в истории христианства
Христианство стало истинной «культурной революцией» по отношению к женщине, его новые принципы взаимоотношений явились вызовом всей греко-римской культуре. Оно утвердило равенство полов перед Богом тем, что женщина, как и мужчина, была сотворена по Его образу и подобию (Бытие 1:27). Христианство утверждало равную ценность личности: "нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:28).
Женщина перестала быть чем-то нечистым и злым, перестала быть вещью и собственностью мужа, только матерью или женой – она стала целостной личностью.
Христос показал своим отношением к женщине, что ее значимость и важность в глазах Бога не умаляется пред значимостью мужчины. Грех женщины, взятой в прелюбодеянии, был поставлен на один уровень с грехами ее обвинителей, мужчин. Евангелия свидетельствуют, что Иисус исцелял народ невзирая ни на половую принадлежность, ни на возраст, ни на статус: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех» (Матфея 12:15). Следовали за Христом не только ученики, но и те из народа, кто считал Его своим Господом: «Были [тут] и женщины, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Марка 15:40,41).
По мнению авторитетного церковного историка М.Э. Поснова, слова апостола Павла "Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?" (1 Коринфянам 9:5) означают то, что жены апостолов, по всей вероятности, сопровождали их в миссионерских поездках. А сам апостол Павел многих женщин имел соработниками в служении Богу, ибо в своих посланиях приветствует их как своих сотрудниц. В. Легойда подчеркивает, что именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как недопустима измена женщины. Любовь супругов сравнивается с любовью Бога и человека, с отношениями Христа и Церковью, так учит Павел в послании к Ефесянам 5:25-33. Семья становится домашней церковью и узы в ней скреплены в вечности Господом!
В этом разделе мы показали как Христос положил начало, которое потрясло привычные стереотипы мышления того глубоко патриархального общества относительно женщин. Он поднял значимость и важность женщины, не умаляя значимости мужчин в глазах Бога. Христос показал ее востребованность и ее ценность через то, что женщины служили Ему. Однако даже Его ученики еще не готовы были принять и не понимали, тех перемен по отношению к женщине, которые пришли вместе с приходом Мессии: «В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Иоанна 4:27)
Должны будут пройти века, чтобы само христианство сформировало соответствующее отношение к женщине. Тем не менее, и в наше время, спустя почти 2000 лет после того, как Христос открыл миру волю Бога о нас, мы можем столкнуться с женским бесправием в христианском обществе.
Тем не менее, не смотря на новый взгляд на женщину, который принесло христианство, укоренившиеся в сознании людей патриархальные установки взяли верх. Положение женщины в обществе до конца 19 века существенно не изменяется, по сравнению с тем, которое существовало в дохристианский период. Павел Евдокимов видит возникновение данной проблемы еще в раннем христианстве, когда Отцы, учителя Церкви, устанавливая догматическое основание веры, исключили вопросы о тайне полов и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Отцы Церкви в большей своей части вели аскетический образ жизни, были монахами, девственниками, без необходимого опыта и достаточного интереса, чтобы развивать богословие взаимоотношений между полами. Аскетическое спасение человека заключалось в бегстве от мира, особенно от женщин, как от объекта воздействия темных сил, хранящего в себе соблазны немощного и нечистого по природе тела.
Вот некоторые выдержки из учений Отцов Церкви: «Женщина, – поучал Тертуллиан, – ты должна ходить в печали и лохмотьях, с глазами, полными слез раскаяния, чтобы заставить забыть, что погубила человеческий род. Женщина! Ты – врата адовы!» «Женщину содержи в страхе – наказывать не скупись»,- обращался к мужчинам Ефрем Сирин.
В христианской Европе верховная власть мужа даже была закреплена законом. Подтверждением может послужить Кодекс Наполеона, в котором сказано, что свидетельские показания жены не имеют юридического значения. В России отношения между мужчинами и женщинами рассматривались только в семье согласно «Домострою»- сборнику морально-этических норм поведения и нравоучительных текстов, записанных в середине XVI века духовником и сподвижником Ивана Грозного – протопопом Сильвестром. «Жена полностью подвластна своему мужу» – такие границы прав женщине определяет «Домострой». Книга советует мужу прибегать к телесным наказаниям жены и детей и никогда не улыбаться маленьким детям, чтобы повысить авторитет мужчины как господина.
Ситуацию по отношению к женщине постепенно меняют возникшие с 17-го по 19-й века экономические реформы, когда женщина начинает участвовать в производстве наравне с мужчинами. Экономические перемены, философские мысли того времени дали толчок к революционным настроениям, и женщины выступили против порабощения. Как следствие этих перемен в обществе на политическую арену выходит феминистское движение. В России же коммунистическая революция сделала женщину равноправной. Женщина, которая смогла реализовывать свои способности не только в семье, но и в обществе, стала заявлять о себе. В настоящее время, в цивилизованном обществе женщина, как и мужчина, включена в профессиональную, культурную, общественную и политическую деятельность, имеет материальную независимость и возможность неограниченно развивать свои личностные способности.
Итак, в данном разделе мы рассмотрели, как христианство стало истинной «культурной революцией» и утвердило равенство полов перед Богом. Однако патриархальное общество не было готово к переменам, и отношение к женщине оставалось прежним вплоть до 19-го века. А равные права и свободы с мужчиной, которые женщина получила в современном обществе, стали возможными в условиях экономических перемен, когда женщина была привлечена к производству и стала требовать равноправия.
Раздел 3. Феминизм и его влияние на изменение положения женщины в обществе
Попробуем кратко коснуться огромной темы, которая сейчас обсуждается и волнует все сферы жизнедеятельности человека, и в настоящее время достигла своего апогея – это тема феминистического движения.
«Феминизм (от латин. femina, «женщина») – общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав; Стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; Женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами».
Энциклопедические статьи не дают нам четкого определения понятия «феминизм», так как первоначально «женская» проблематика была публицистической и политической. Однако очень скоро феминистическое движение становится предметом академических исследований и становится объектом изучения в области гуманитарных наук под названием «социальная феноменология». В основание этой науки легли знания в области: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д. Осмыслением женской проблематики занимаются в настоящее время и мужчины, и женщины.
Вопросы феминизма ранее поднимались в различных теориях и интеллектуальных течениях запада: либеральная философия и теория прав человека; социалистическая теория и рассмотрение сексуального поведения человека. На развитие феминисткой мысли большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста, борьбы негров за гражданские права, идеи сексуальной революции.
Первоначально официальная феминистическая литература возникла в США и первой феминисткой считают американку Абигейл Смит Адамс (1744-1818). Она стала известной своей знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776 г.). Накануне Великой французской революции 1789 года, во Франции стал выходить первый журнал о борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы. А национальному собранию, от группы женщин, была представлена Декларация прав женщины и гражданки с требованиями признания полного социального и политического равноправия женщин. Но французская Конституция отказала женщинам в избирательном праве.
К настоящему времени ученые выделяют в истории движения феминизма три «волны» в борьбе за права и свободы женщин в существующих структурах общества.
К первой волне относится суфражистское движение («суфражизм» от англ. <#”justify”>Раздел 4. Положение женщины в церкви ведущих христианских конфессий
Христианство имеет довольно неоднозначное отношение к вопросу о положении женщины в обществе и церкви и о ее предназначении в замысле Божьем. Радует, что в одном вопросе, сходятся взгляды всех ведущих христианских конфессий: в том, что женщина сотворена по образу и подобию Божьему, как и мужчина (Бытие 1:27). Однако в вопросах круга ее полномочий в семье, в обществе, в церкви взгляды расходятся вплоть до противоположных точек зрения. Различное отношение к женскому вопросу можно объяснить различием конфессиональных христианских традиций. Например, в либеральных ответвлениях протестантизма женщины могут быть членами духовенства. В некоторых церквах лютеранского, реформатского и методистского направлений женщины могут стать священниками, занимают высокопоставленные посты, участвуют в исследованиях и истолкованиях Священного Писания. Однако эти тенденции не поддерживаются в католичестве и православии.
Давайте подробней рассмотрим взгляды ведущих христианских деноминаций, таких как: православие, католицизм и протестантство.
Официальная позиция православной Церкви ссылается на традиции и не имеет никаких письменных церковных постановлений относительно женщины. Что касается богословского осмысления о предназначении женщины, то оно разнообразно и противоречиво. Об этом говорят открыто священнослужители, одни из них: священник Андрей Лоргус, дьякон Андрей Кураев.
Православные церкви в России стали откликаться на появившуюся проблему кризиса отношений к женщине и самой женщины только в последние 10 – 15 лет. Вопрос о женщине – христианке: в церкви, в семье, в обществе – стал открыто обсуждаться на религиозных собраниях и встречах с духовенством, в печати появились интересные статьи, отвечающие на волнующие женщин вопросы, переведена серия книг зарубежных богословов о женщине, о семье.
В беседе за круглым столом дьякон Андрей Кураев постарался выразить позицию церкви в вопросах неравенства между мужчиной и женщиной. Эти неравенства существуют и при некоторых церковных обрядах, например: недопустимость женщины в алтарь православного храма, невозможность женского священства, и обычаях, таких как, запрет на посещение храма с непокрытой головой и при менструации.
Андрей Кураев говорит о том, что женщины приходят в храм изначально с пониманием женского и мужского антагонизма, потому что для языческих философских систем приняты традиционные противоположные парные категории: «свет-тьма», «добро-зло», «мужское-женское», «инь-янь». Библия же выступает категорически против такого «дуализма». Он также считает, что в православии тоже есть женское священство в том понятии, который вкладывают в это протестанты. Поясняя это таким образом, что пастор – это проповедник. И с этой точки зрения женщина в православии тоже может быть «священником»: преподавать в воскресной школе, читать проповедь по телевидению и так далее. А в женских монастырях старицы даже епископам могут дать духовное наставление. При необходимости женщина может исполнить и таинства крещения. Однако в Литургии есть Таинство Евхаристии, прообразом которой является Тайная Вечеря. Поэтому священник должен уподобиться Христу внутренне и внешне, сотворить образ Христов. Совершающий Литургию должен быть мужчиной, потому что Христос несомненно мужчина, он прошел через таинство обрезания. Кроме того, священник обязан исповедовать, принимать человеческую боль, как Христос – Первосвященник по чину Мелхиседека. Так что Церковь просто не возлагает крест священнослужения на плечи женщины и это не столько ущемление прав, сколько забота о женщинах.
Православная Церковь не может принижать женщину, она поднимает ее в почтении к Матери Божьей: «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами. Значит, ни о каком догматическом унижении женщины не может идти речи? Между мужчиной и женщиной не может быть равенства, они созданы так, чтобы дополнять друг друга, таков замысел Божий. И наиболее полно женщина может раскрыться и реализовать себя в семье, быть благочестивой помощницей мужу, добродетельной матерью, созидающей свой дом. Что же касается подчиненности жены мужу, то в этом и есть Божий замысел любви, если это послушание свободное и сознательное. В послушании нет унижения, а есть смирение, т.е. следование воле Творца. Существует установленный Богом порядок, в котором каждому существу отведено свое место и дано определенное предназначение.
Эту мысль прямо или косвенно подтверждают и другие священнослужители. Иерей Николай Леонтьев пишет, что Священник Церкви является наставником в заповедях и совершителем таинств. Господь передал власть и благодать апостолам, Своим ученикам, и женщина не включена в эту иерархическую цепочку. Однако этот факт не сводится к уничижению достоинства женщины запрету более полноценно участвовать в богослужебной жизни
Элизабет Бер-Сижель пишет об отношении к положению женщины в православии:
«В церковных кругах есть обыкновение говорить, что положение женщины изначально определено природой и Традицией. Впрочем, в этом положении женщины якобы чувствуют себя вполне комфортно, не испытывая каких-либо притеснений и унижений»
Бер-Сижель не совсем согласна с такой точкой зрения, потому что она высказана мужчинами, которые не учитывают мнение женщин, держатся традиций Православной церкви, которая не учла тех изменений и свобод, которые достигла женщина в обществе.
Ряд православных богословов, религиозных философов и мыслителей 19-20 вв., таких как: Соловьев В, Булгаков С, Бердяев Н, Евдокимов П. – отреагировали на перемены времени. Они увидели в женщине глубокое духовное призвание, которое определено образом Девы Марии.
Бердяев пишет, что через Деву Марию началось освобождение человека от природной власти, что через Нее земля принимает в свое лоно Слово, нового Адама. Он видит в Вечной женственности избавление от природной необходимости в физической близости и создание культа вечной женственности, культа Девы, рождающей лишь от Духа.
Женщина в размышлениях русских философов является представительницей «Вечной женственности» или Божественной Софией. По определению Булгакова, Божественная София – это своеобразный мостик между божественным и земным, духовным и телесным. Она любима и любит ответной любовью. Она в себе зачинает все, она есть мировая душа, она – творящая природа по отношению к природе сотворенной. Павел Евдокимов в качестве ответа на быстро распространяющийся феминизм пишет книгу «Женщина и спасение мира», в которой размышляет о духовном призвании женщины. Он предупреждает, что, стремясь к равенству и тождеству полов и сливаясь с мужским миром, женщина рискует утратить свою женскую природу. А истинное призвание всякой женщины он видит в духовном материнстве, как ипостаси Святого духа – ипостасное > девственное материнство.
Итак, мы рассмотрели несколько основных взглядов православных священнослужителей, богословов и философов на предназначение женщины в замысле Божьем в церкви, в семье и обществе. Было установлено, что доктринальных положений о женщине и ее предназначении в замысле Божьем православная церковь не определила и рассматривает этот вопрос в свете церковных традиций. В то же время идут дискуссии на эту тему во всех религиозных кругах православия. Следует заметить, что не смотря на традиционный ортодоксальный консерватизм, и в православной церкви, и в православной богословской мысли есть значительные перемены.
Католичество – одно из основных в мире христианских направлений в религии, но в России число христиан-католиков входит в 1% вместе с протестантами, иудеями и буддистами от общего числа верующих. Однако влияние католицизма, его догматики на верующих христиан широко распространено во всем мире, и, конечно же, это не может не касаться и христиан всех деноминаций России.
Католическая церковь рассматривает все вопросы церкви, основываясь на изложении католического учения о Церкви в свете текстов Священного Писания, Отцов церкви и документов II Ватиканского Собора, записанных в катехетических поучениях Священного Отца Иоанна Павла II.
Папа Иоанн Павел II, говоря о достоинстве и призвании женщины-христианки пишет, что наше время, называемое эмансипацией, Церковь определяет как освобождение и продвижение женщины в свете учения о достоинстве человека, как отдельной личности перед лицом Творца, и о роли женщины в деле спасения. Как личность женщина обладает не меньшим достоинством, чем мужчина. Однако в современном отношении мужчины к женщине можно заметить тенденции превосходства и насилия, жертвами которых как правило являются женщины и дети. Павел II это объясняет тем, что человек рассматривается в этом мире как вещь, призванная служить удовлетворению потребностей.
Обращаясь к Писанию, глава Католической Церкви подчеркивает, что и мужчина и женщина сотворены по образу и подобию Божию (Бытие 1:27), где выражено различие полов и взаимодополняемость. Женщина в той же степени несет в себе образ Божий, что и мужчина, и является особенностью Его образа, как женщина. Это равенство в разнообразии и поэтому совершенство женщины не в подражании мужским чертам, вплоть до утраты своих специфически-женских, а в ее успехе быть женщиной – творением другим, но равным мужчине. Различие не означает обязательного противопоставления, в чем Папа Иоанн Павел II ссылается на место из Писания «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Бытие 1:28), объясняя тем, что установление земного порядка должно быть результатом совместного труда.
Папа Иоанн II направляет женщину стремиться к подобию образа Девы Марии, которая является «благословенной между женами» и в которой исполнилось то особенное предназначение, которое Бог определил женщине в Его замысле. Поэтому с нее должны начинаться размышления на тему о предназначении женщины. Она дала согласие на пришествие Спасителя, тем самым способствовала перемене судьбы всего человечества. Мария помогла в осуществлении миссии Христа, явив Его на свет, сопровождала его в служении, была сопричастна Его жертве. И этот свет, исходящий от Марии, как пишет Иоанн Павел II, может и сегодня озарять мир женщины, ее проблемы, помогая ей понять, что в союзе с Богом она может осознать свое достоинство и предназначение.
Деятельность женщины в церкви определена положением, включенным в апостольское обращение, выработанное на Синоде 1987г., п. 51: «женщины должны участвовать в жизни Церкви, ни в чем не подвергаясь дискриминации, а также в процессе обсуждения и выработки решений».
Из этого следует, разъясняет Папа Иоанн II, что женщины могут принимать участие в различных приходских и душепастырских советах, в миссионерском служении в Церкви, в таких сферах как: трудовая, социальная, семейная, а также в поместных синодах.
Отмечая особенность женской природы, ее характерные черты, которые свойственны нашему времени: инициативность в соединении со смирением, уважительное отношение к другой личности, желание поделиться своими чувствами, помогает женщине с особым умением передавать веру, отмечает Папа Иоанн II. И этот дар она может использовать в различных сферах, связанных с воспитанием, пониманием и передачей Слова Божьего, в учебных заведениях и научно-богословских институтах. А в семье появляется возможность передавать веру в самой начальной стадии воспитания ребенка, что является женской ответственностью пред Богом. Эти качества и плюс женское участливое, восприимчивое, сострадательное сердце, становятся настоящим утешением страдающим людям. Женщины оказывают помощь нищим, больным, ослабленным, инвалидам, покинутым и отверженным обществом. Папа Иоанн Павел II видит в принятии участия женщины в Евхаристии, в самом служение женщины со священником и остальными верующими отражение сопричастности Девы Марии ко Христу в Воплощении и Искуплении. Можно сказать, что Мария является образцом женщины христианки, ее духа и деятельности, направленной на распространение в мире этой Божественной тайны. Ведь сам Бог включил Марию в Свой замысел Спасения. А что касается того, что женщина не допускается к служебному священству, Папа Иоанн II ссылается на то, что Христос вверил священническое служение только лицам мужского пола и это существенно противоречит жизненному послушанию воли Христа.
Католичество большой акцент ставит на предназначение женщины в материнстве:
«Независимо от того, какое множество важных ролей может играть женщина, все в ней – физиология, психология, естественный уклад жизни. – все это выявляет и подчеркивает ее готовность, способность и предназначение произвести на свет новое существо. Родительская роль ее привлекает более, чем мужчин»
Папа Иоанн II поясняет, что в современных условиях женщина призвана осознать ценность материнства как утверждение женского достоинства в участии Божественного акта творения, вложение себя в развитие новой жизни.
Подводя итог этому разделу, можно сказать, что все волнующие темы женского вопроса в Католическом христианстве очень последовательно и полно освящены Папой Иоанном Павлом II в его катехетических поучениях. Женщине – христианке, принявшей Католицизм или родившейся в нем, следует просто следовать учению церкви и служить Богу в полноте и радости, исполняя свое предназначение, уподобляясь образу Девы Марии.
Протестантизм с самого начала своего развития настроен против всего традиционного. Попытка отринуть старое, переосмыслить и вернуться к основам христианской веры, как в апостольские времена, сделала протестантские церкви отличными от традиционных церквей ведущих конфессий. Многие протестантские сообщества и церкви в Европе и Северной Америке почти сразу отреагировали на культурные перемены в обществе. Под давлением «агрессивного феминизма», имеющего влияние на все сферы общественной жизни, эти сообщества признали, что стремление женщин участвовать в церковной жизни вполне правомерно, ибо в Священном Писании написано: «…все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3:26-28).
Элизабет Бер-Сижель пишет в своей книге о том, как женское движение пробивает путь к участию в различных видах церковного служения. Она отмечает, что уже с конца 19-го столетия стали зачислять на протестантские богословские факультеты женщин, стали выдавать дипломы, которые были необходимы для пасторов в реформаторских церквах. В отдельных протестантских общинах появляются женщины-пасторы, особенно в Северной Америке. А в середине 30-х годов во Франции было назначено реформаторской церковью несколько женщин-пасторов.
Бер-Сижель отмечает, что на Всемирном совете церквей (ВСЦ) в Амстердаме в 1948г. возникли серьезные разногласия в вопросе, касающемся ординации женщин, и его решение было отложено. Только в 60-х годах, когда число сторонников рукоположения женщин возросло, этот вопрос вновь был поднят на заседании ВСЦ в г. Упсале (Швеция, 1968г). Решением совета было рекомендовано с учетом опыта растущих церквей «допустить пастырство женщин». Эта рекомендация была принята и одобрена большинством представителей протестантов, а также представителями Англиканской и Епископальной церквей.
Ординацией женщин в христианстве принято называть возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств. Внутри же протестантских конфессий взгляды разделились в вопросе женского священства. Например, в лютеранстве есть учение о возможности ординации не только мужчин, но и женщин. Однако не все лютеране поддерживают это учение и считают правильным, к ним относятся Российская и Латвийская лютеранские церкви. Первой церковью, которая приняла постановление о женском пасторстве в 1958г. была Шведская лютеранская церковь, и в 1960г. состоялась первая пасторская ординация женщины. Англиканская церковь также допускает ординацию женщин, и с 1977г. посвящает в диаконы, а с 1990г. – в пресвитеры, в настоящее время решается вопрос о посвящении в епископство. Хотя в США, Канаде и Новой Зеландии уже есть свои англиканские епископы-женщины (приложение 2).
На Ближнем Востоке в январе 2010г. Генеральная ассамблея Братства ближневосточных евангелических церквей (ББЕЦ – это 16 англиканских, лютеранских и реформатских общин) единогласно поддержала ординацию женщин-пасторов. Решение ББЕЦ одобрили: возглавляемая Юнаном Лютеранская церковь Иордании и Святой земли, Евангелическая церковь Египта и Хартумская епархия Епископальной церкви Судана. Еще в нескольких ближневосточных деноминациях женщины могут избираться старейшинами общин. А на VI генассамблее ассоциации Евангелических церквей Ближнего Востока, проходившей 11-13 января 2011года в Ливане, лидеры единогласно выступили за рукоположение женщин в духовный сан. Между тем, опираясь на библейское учение, ординацию женщин не поддерживают Южная баптистская конвенция, Пресвитерианская церковь Америки и др.
Такое противоречие в решениях и действиях протестантов можно объяснить тем, что каждая конфессия отстаивает право на самостоятельное толкование Священного Писания. Протестантские богословы находят в Писании аргументы и за и против ординации женщин. Например, доктор богословия А. Блинков, в лекциях о женском священстве, приводит равное количество позиций в Священном Писании, говорящих за и против рукоположения женщин.. Позиция против женского священства
Тимофея 2:11-15. Жене не учить в церкви, а священническое служение – это учительство; 1Коринфянам 14:34-37. Жене велено «Быть в подчинении», а служение священника обличено властью; Священник являет собой Христа, Бога, который воплотился в мужском теле; Исход 28:41. Священники в Ветхом Завете только мужчины – сыны Аарона.. Позиция за женское священство
. Галатам 3:28; Марка 12:25. Духовный человек не имеет пола; Деяние 21:9; Титу 2:3-5 Духовные дары даны в равной мере и мужчинам и женщинам; Исход 2:4,7-8; 15:20; Числа 20:1; Судей 4:4;5:31; 4Царств 22:14; 1Царарств 1; 2:1-21; Луки 2:36-38 – написано о женщинах, занимающих лидирующие позиции; Христос – это Богочеловек и имеет в Себе как «мужское», так и «женское»; Тексты апостола Павла, запрещающие женщинам учить, следует понимать в их историческом контексте.
Важно отметить и тот факт, что имена женщин, как и мужчин, посвященных служению Богу, продолжает писать история церкви, как и в библейские времена. Особенно богата этими именами протестантская церковь нашего времени. Начиная с конца 19-го века стали известны великие служения женщин евангелистов и даже апостолов, которые имеют уже тысячи последовательниц, вот некоторые из них:
Мария Вудворт Эттер (1844-1924) – первая известная женщина – проповедник в Америке. В зрелом возрасте, пережив много скорбей (похоронила 5-х детей), она стала проповедовать в штате Индиана. На ее собраниях собиралось до 25 тысяч человек. Ею была открыта своя церковь.
Эмми Семпл Макферсон (1890-1944) – имела не только дар евангелиста, но и апостола (епископа). Эмми построила Ангельский храм в Лос-Анжелесе, вмещающий пять тысяч человек. Она стала основательницей Церкви Четырех Евангелий и открыла первую в Америке христианскую радиостанцию.
Кэтрин Кульман (1907-1976) – проповедовала во многих странах в течение почти полувека. Она была сосудом Божьим, через который Дух Святой изливал свою любовь, милость, исцеление и восстановление в жизнь тысяч людей. Кэтрин всегда говорила, что каждый может пережить действие Духа Святого в своей жизни, если он готов заплатить цену.
Дейзи Уошборн Осборн (приблизительно с 1925г.р.) – посвятила всю свою жизнь вместе с мужем тому, чтобы проповедовать и распространять Евангелие Иисуса Христа людям по всему миру. Они совместно проводили массовые евангелизации на протяжении полувека более чем в 70-ти странах мира. Дейзи и ее муж руководствовались принципами полного равенства в служении, живя исключительно по Слову Божьему. Она много проповедовала, ее пример вдохновлял миллионы женщин.
Всех этих женщин объединяет феноменальный успех в служении. Они были любимы и обожаемы тысячами людей, потому что сверхъестественное действие Святого Духа проявлялось в десятках тысяч исцелений и чудотворений, в сотнях тысяч обращенных ко Христу из всех слоев общества. Каждая из них прошла свой путь противления, неприятия, гонения, который приходилось преодолевать ещё и как женщине, чтобы следовать и исполнять волю Возлюбившего и Пославшего! Они платили цену своей жизнью, чтобы быть Его слугой! Кроме Дейзи Осборн, каждой пришлось сделать выбор между семьей и служением.
Подводя итог этому разделу, можно сказать, что в протестантской церкви, которая отказалась от религиозных обрядов, которые связывают традиционные церкви, многие вопросы, касающиеся женского положения в церкви, стали не актуальны. Однако много противоречий в церковной жизни протестантов объясняется тем, что каждая конфессия отстаивает право на самостоятельное толкование Священного Писания. Протестантские богословы находят в Писании аргументы и за равное положение женщин во всех сферах жизни церкви и общества и против, определяя для нее специфическое место, данное Богом. На сегодняшний день наиболее обсуждаемым и противоречивым вопросом в протестантских кругах относительно положения женщин в церкви является вопрос о её ординации.
Для того, чтобы решить задачу по исследованию положения женщины в евангельской церкви и понимания ее предназначения, было проведено анкетирование среди братьев и сестер, обучающихся в «Московской семинарии евангельских христиан», представителей церквей различных евангельских течений, а также среди женщин евангельской церкви «Слово жизни». В анкетировании приняли участие сорок человек. Всем участникам анкетирования были розданы анкеты (см. Приложение 1) с десятью вопросами. Первые пять вопросов затрагивают положение женщины в обществе. А следующие пять вопросов касаются положения женщины в семье, церкви и обществе, согласно христианскому учению. При обработке анкет оказалось целесообразным упорядочить ответы в виде таблицы «Результаты анкетирования по вопросам "Положение женщины в современном обществе и церкви"» и условно разделить участников анкетирования на две группы: мужскую и женскую. Исходя из полученных данных, в анкетировании из сорока человек приняли участие 22 (двадцать две) женщины и 18 (восемнадцать) мужчин. Последний вопрос «Кого больше любит Бог: мужчину или женщину? И Почему?» был задан для того, чтобы вернуть человека из информационной атаки в его разуме в простую Божью истину – Его любовь.
Итак, согласно данным Таблицы №1, можно сказать, что к вопросу о положении женщины в церкви и в обществе опрошенные мужчины отнеслись с большей активностью, чем женщины. Если посмотреть на процентное число участников анкетирования, то на 10 предложенных вопросов анкеты в среднем воздержалось от ответов 4,3% мужчин, а женщин 9,1%.
На первый вопрос о положении женщины и ее правах и возможностях в самореализации в нынешнем демократическом обществе все 100% мужчин сошлись в том, что женщина в нашей стране не чувствует себя ущемленной и имеет все права и возможности реализоваться во всех сферах деятельности наравне с мужчиной в рамках законодательства. Например, выдержка из анкеты одного из мужчин: «…Иногда бывает грубое нарушение законодательства, которое лишает прав не только женщин, но и мужчин». Женщины не все ответили на этот вопрос (86%), однако их мнение не противоречит мужскому, а именно: «у женщины достаточно прав, чтобы достичь желаемого».
Второй вопрос о том, чтобы дать определение (своими словами), что такое феминизм или феминистическое движение, оказался наиболее противоречивым, даже в какой-то степени конфликтным. Во-первых, не все слышали об этом движении, 17% мужчин и 23% женщин не стали отвечать на этот вопрос. Во-вторых, тех, которые ответили и смогли дать определение феминизму: «движение женщин за равные права с мужчинами в жизни современного общества», оказалось приблизительно одинаковое количество опрошенных: 27% мужчин и 28% женщин. А тех, которые не могли сказать, что это значит, но выразили негативизм и даже агрессию против этого движения, оказалось большее число человек: 55% мужчин и 50% женщин. Например, из анкет мужчин: «баба думает, что она мужик», «Господство женщин над мужчинами, отказ от мужского пола за ненадобностью». Из анкет женщин это: «ненависть к мужчинам»; «извращенная самодостаточность»; «отделение от мужчин, превозношение, и использование мужчин».
На третий вопрос зависит ли женское счастье, радость, удовлетворение, от того, что женщина самостоятельна и независима от мужчины, по результатам анкетирования ответили все 100% мужчин и 100% женщин, однако их мнения разделились между собой и имеют следующие взгляды:
. Счастье женщины не зависит от мужчины, а зависит от отношений с Богом. Так считает 33% мужчин и 32% женщин.
. Счастье и мужчины и женщины в согласии и в единстве. Так считает 45% мужчин и 36% женщин (мужчины более нуждаются в согласии и единстве).
. Некоторые, 16%мужчин и 23%женщин, посчитали, что речь идет об одиноких женщинам и ответили: «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18).
. Женщина вполне может быть счастлива в своей самостоятельности и независимости, «если к этому стремится» – считают 6% мужчин и 9% женщин – «если у нее высокий духовный уровень».
На четвертый вопрос, существует ли господство мужской половины человечества над женской и если да, то в каких сферах, согласно анкет ответили
100% мужчин и 92% женщин, в результате чего мы имеем следующее:
. То, что в нашей стране нет господства мужчины над женщиной, считают 40% мужчин и 14% женщин. Из этого видно, что значительный % мужчин не чувствуют себя господствующими, и небольшой % женщин, которые не чувствует господства с их стороны.
. То, что в нашей стране есть господство мужской половины во всех сферах жизни общества, считают 5% мужчин и 18 % женщин. Этот ответ подтверждает нам то, что женщина чувствует господство и унижение со стороны мужчин.3. В том, что только в некоторых сферах существует господство мужчин, таких как: экономика, политика, армия, ответили 55% мужчин и 60% женщин. Можно сказать, что большинство опрошенных христиан сошлись в этом мнении.
На пятый вопрос, урегулирована ли в наше время проблема отношений между полами, ответили 95% мужчин и 95% женщин. Мнения опрошенных таковы:
. Проблема урегулирована – считают 23% мужчин и 9% женщин.
.Проблема не урегулирована – считают 72% мужчин и 86% женщин.
Так считают большинство опрошенных, особенно женщин. В качестве показателей больных отношений между полами названо следующее: «из 100% браков, разводы по статистики составляют 70%; переполнены приюты и сиротские дома, дома престарелых; увеличивается число грабежей, изнасилований и убийств; катастрофически растет количество психических заболеваний и зависимостей разного рода.. .»
На шестой вопрос – о положении женщины в Церкви (православной, католической протестантской), к которой вы относитесь (о служении, о правах, об обязанностях), по сравнению с мужчиной не ответили 5% мужчин и 14% женщин. А 95% мужчин и 86% женщин написали в анкетах, что в их церквах положение женщин в служении по сравнению с мужчиной:
. Равное – ответили 40% и 73% женщин, т. к. Дар Духа Святого в церкви может служить как через мужчину, так и через женщину, и такое служение поддерживается.
2. В основном равное, не разрешено лишь рукоположение женщин на пасторство – так ответили 55% мужчин и 13% женщин.
Можно сказать, согласно этим результатам, что женщины в церкви чувствуют себя менее ограничено, чем в обществе. А мужчины – наоборот считают, что женщина в церкви более ограничена (см. вопрос 4/1).
На седьмой вопрос, какой должна быть женщина-христианка? И какое положение в церкви и обществе она призвана занимать, только 5% мужчин не ответили на этот вопрос, и 18% женщин не имеют этого образа. Остальные ответили следующее:
.Большинство, 73% мужчин и 73% женщин, считают, что женщина-христианка должна вести богобоязненный образ жизни, исполнять заповеди, быть хранительницей очага, кроткой и послушной помощницей мужу в доме, а в церкви – целомудренной сестрой.
. Мужчины – (22%) считают, что ко всему, что перечислено выше, женщина не должна главенствовать и желать пасторства.
3. Женщины – (9 %) считают, что личное право женщины – решать, какой ей быть и какое положение занимать! – из анкеты
На восьмой вопрос, занимается ли ваша церковь вопросами отношений между полами или только вопросами отношений с Богом и на ваш взгляд, это вопросы церкви или социально-правовых государственных структур, не ответили 11% мужчин и 9% женщин. Мнение других опрошенных следующее:
1. Церкви занимаются вопросами отношений в семье, проводят учебные занятия, конференции, встречи со специалистами, организуют специальные служения. Опрошенные также считают, что и церковь и гос. структуры должны заниматься этими вопросами, чтобы помочь людям. К такому роду ответа относится 61% мужчин и 55% женщин.
2. Церкви пока не занимаются этими вопросами, и большинство из опрошенных считает, что эти вопросы касаются и церкви и государства, 28%мужчин и 36% женщин. Из анкеты: «Церковь отвечает на нужды общества, поэтому она должна решать все вопросы, как и Государство».
На девятый вопрос, кого больше любит Бог: мужчину или женщину, и мужчины и женщины ответили на все 100% следующим образом:
. Любит одинаково и мужчину и женщину – так ответили 83% мужчин и 91% женщин.
. Предпочитает мужчин – подобным образом ответили 12% мужчин и 9% женщин.
. Любит того, кто больше любит Его – так ответили 5% мужчин.
Десятый вопрос следует рассматривать как разъяснение девятого вопроса, кого любит Бог больше мужчину или женщину, и исходя из ответов на предыдущий вопрос:
. Любит одинаково (83% мужчин и 91% женщин), потому что:
-Бог есть любовь (32% мужчин и 33% женщин);
-Он Творец и мужчины и женщины (23% мужчин и 36% женщин);
-двое одна плоть (11% мужчин и 14% женщин);
-во Христе нет ни мужского пола, ни женского (16% мужчин и 9% женщин).
2. Предпочитает мужчин (12% мужчин и 9% женщин), потому что:.
– женщина сотворена для мужчины и от мужчины (8% мужчин и 4% женщины); – мужчина – первый, ему отдано первосвященство (4% мужчина и 5%женщина)
В данной главе были проанализированы результаты анкетирования по вопросу положения женщины в обществе и евангельской церкви, и на основании вышеизложенного сделаны следующие выводы:
-Большинство опрошенных верующих считает, что в нашем современном, демократическом обществе, в России, существует равноправие в положении женщины и мужчины во всех сферах деятельности. Женщина не ограничена в возможностях самореализации со стороны закона. Однако в коррумпированных структурах, где доминируют экономические интересы и человек рассматривается как вещь, физически сильный пол старается подавить более слабый (женщин и детей). Женщина, чувствуя свою незащищенность, обычно прибегает к ухищренным и коварным методам защиты и нападения, в результате чего жертвой становится мужчина. Идет война полов, женщина всегда ждет от мужчины подавления, а мужчина от женщины подвоха.
-Не многие верующие (менее 30%) знают о феминистическом движении. Большинство опрошенных имеет смутное, но очень негативное представление о нем. Скорее всего, это вызвано тем, что россияне не ассоциирует равные права, данные женщине коммунистической идеологией в России, с достижениями феминистического движения на Западе. В социалистической России 20 века на женщину возлагалась ответственность во многих сферах экономики и производства, что спроецировалось и на семью. Нынешнее поколение женщин воспитано на самостоятельности и вере только в свои силы и возможности. Мужчина и женщина становятся просто партнерами и соперниками, как в соревнованиях. Женщина при этом не понимает, почему не любима и оставлена. «Феминизм» не понятен россиянам, но последствия не духовного равноправия очень похожи и в Америке, и в Европе, и в России – это возрастающие требования к противоположному полу, неудовлетворенность в своих достижениях, несостоятельность в личной жизни, разочарование, переходящее в ненависть и агрессию со стороны обоих полов. Такое равноправие вынести не под силу ни мужчине, ни женщине. В результате – у опрошенных отрицательная реакция на «феминизм», можно предположить, от недостатка информации. Этот вопрос церковь старается не поднимать. Эта проблема редко обсуждается и не рассматривается с духовной точки зрения. Верующий часто не знает, как к этому относиться, но прямо или косвенно он лично задет этой проблемой.
-Женское счастье в самостоятельности и независимости от мужчин, часть верующих считают невозможным, потому что счастье, по их мнению, может быть только в согласии и единстве с мужчиной. Другая часть считает, что счастье возможно и зависит от отношений с Богом.
-В наше время, в нашей стране, по мнению большинства верующих, господства мужского пола над женским не существует, а возможно только преобладание мужского пола в некоторых сферах, таких как: армия, политика и др.
-Положение женщин в евангельских церквах почти все опрошенные считают равными с положением мужчин. Все верующие церкви служат тем даром Духа Святого, который открыт. Однако в некоторых церквах (30% опрошенных) женщину не рукополагают на пасторство.
-Мнение по вопросу образа женщины-христианки совпало более чем у 73% опрошенных. Это богобоязненная, кроткая помощница мужу, а в церкви – целомудренная сестра.
-Из ответов опрошенных видно, что в большинстве случаев (60%) церковь вовлечена в урегулирование спорных и конфликтных вопросов между полами, проводит учения о семье, о церкви, о построении отношений с близкими. Однако не малая часть церквей (30%) старается не касаться этих тем.
-Кого любит Бог больше: мужчину или женщину? И Почему? Почти все считают, что одинаково. Большинство опрошенных ссылается на то, что Бог есть Любовь и что Он Творец и мужчины и женщины. Меньшее число ссылается на то, что «двое одна плоть» и что во Христе нет «ни мужеского пола, ни женского». Можно предположить, что проповеди и учения в церквах больше акцентированы на Боге Творце, Боге Любви ко всему творению, и менее – на Боге Взаимоотношений.
На основании результатов анкетирования и личных бесед о положении женщины в церкви и в обществе, были выявлены некоторые вопросы, которые глубоко волнуют верующих и требуют разъяснения на основании Священного Писания. Следует отметить, что большая часть евангельских христиан – это христиане в первом поколении и до встречи со Христом они жили по «не писаным» законам нашего времени. Исходя из этого, в помощь верующим, чтобы они могли разобраться в конфликтных ситуациях, не поддаться соблазну и не питать ложных ожиданий, которые приводят к разочарованию и угашению веры, необходимо проводить дополнительные классы и встречи, касающиеся отношений между полами. Вот предлагаемые темы и мероприятия для руководителей евангельских церквей:
- Провести курс бесед о равноправии полов. Насколько актуален этот вопрос в обществе? Как это представлено в нашей стране? Сравнить с положением женщин и мужчин в других странах. Библейское отношение к человеку (мужчине и женщине) на основании стиха из Библии – Бытие 1:27. Целью курса является восстановление ценности личности в своих глазах и в глазах другого пола.
2. Провести встречу на тему: «Феминизм». Какое влияние феминистическое движение оказывает на церковь. Целью встречи является определение данной проблемы и трезвости взгляда на нее.
3. Провести курс бесед о независимости, о согласии и единстве в семье и в церкви. Что действует в жизни верующего и что следует ожидать согласно Библии? Рассмотреть заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим …и возлюби ближнего твоего, как самого себя …» (Марка12:29-31), как они действуют в наших семьях. Проводится с целью, чтобы верующий оценил свои отношения с близкими людьми.
. Провести мини пресс-конференцию (вопросы – ответы) между двумя группами: мужской и женской. Тема: «Что может, на ваш взгляд, предотвратить разводы, уменьшить количество сирот в приютах, сократить насилие и половые извращения». Цель этой встречи побудить верующего к конкретным действиям.
. Провести дискуссионные встречи на темы: «Образ женщины-христианки в церкви и образ женщины-христианки в Библии»; «Любовь, и взгляд Бога на нас, мужчин и женщин»; «Рукоположение женщин в протестантских церквах». Целью встречи является формирование взгляда верующего на актуальные женские вопросы в жизни протестантских церквей.
женщина христианский церковь феминизм
Заключение
Итак, исследуя проблему положения женщины в жизни общества и церкви, следует сказать, что этот вопрос имел и имеет жизненно важное значение в жизни христиан. Это достоверный факт, что положение женщины радикально изменилось за последнее столетие. В наше время женщины совершают блестящую карьеру, участвуют в различных сферах деятельности: в торговле, в обслуживании, в образовании, в культуре, в политике, в спорте и не только по призванию, но и порой, потому что лишены возможности выбора. В жизни церкви женщина также принимает активное участие и берет на себя ответственность за проведение различных служений. Однако необходимо помнить о том, что мир серьезно искажен грехом и мужчины по-прежнему стараются властвовать, проявляя насилие. Женщина в этих условиях наиболее нуждается в духовном руководстве, основанном на Священном Писании, должна проявлять Божью мудрость в решении жизненных ситуаций и проблем, которые касаются её положения и отношений как в семье, в церкви, так и в обществе. Она должна иметь поддержку со стороны церкви, чтобы удержаться от губительного влияния этого мира, который стремится извратить истинность её призвания; быть, прежде всего, женщиной, которая дает этому миру жизнь, свет и радость. А это возможно только в Духе Святом, в знании важности своего предназначения, в глубоком откровении о Божьей любви и Его замысле для неё. Надо признать, что многие церкви пока не придают этому вопросу должного значения, чем попустительствуют распространению невежества в отношениях между мужчинами и женщинами и в церкви и в семье, и не влияют должным образом на общество, к чему мы призваны Иисусом. Если данная работа послужит делу восстановления высокого достоинства во Христе как женщины, так и мужчины, то этот труд можно считать не напрасным.
В процессе написания данной работы было изучено, как в ходе истории изменялось отношение к женщине и как изменилось собственно само положение женщины в обществе; было проанализировано влияние феминизма на положение женщины как в обществе, так и в церкви; был рассмотрен вопрос о положении женщины в церквах основных христианских конфессий, а с помощью анкетирования мы постарались определить отношение современных евангельских церквей к поднятой теме. Результаты исследования данного вопроса показывают, насколько важно и необходимо руководителям церквей проводить дополнительные занятия и тематические встречи, касающиеся отношений между мужчиной и женщиной, которые помогли бы обеим сторонам занять свое положение как в церкви, так и в обществе согласно совершенному Божьему плану. Эти мероприятия должны проводиться с целью помочь и мужчинам и женщинам справиться с теми противоречиями и разделениями, соперничеством и даже ненавистью, которую предлагает им мир в качестве самореализации и повышения самооценки.
В первой главе работы «Положение женщины в истории развития общества» нами был изучен вопрос о положении женщины в дохристианский и христианский исторические периоды жизни общества.
Раскрывая этот вопрос, мы показали, что женщины в дохристианский период во всех странах и религиях Европы и Азии были полностью порабощены господством мужчин. В большинстве культур женщина считалась началом темным, губительным, искушающим. Положение женщины было бесправно – она являлась частной собственностью мужа. Только с приходом христианства, истинной «культурной революцией», в этих странах стало возможным равенство полов, потому что перед Богом и мужчина и женщина равны: они были сотворены по Его образу. Было замечено, что не смотря на христианскую точку зрения по данному вопросу, патриархальное общество не было готово к переменам, и отношение к женщине оставалось прежним вплоть до 19-го века. Равные же права и свободы с мужчиной, которые женщина получила в современном обществе, стали возможными в условиях экономических перемен, когда женщина была привлечена к производству и стала требовать равноправия.
Во второй главе мы рассмотрели вопрос о феминизме и его роли в направлении исторического развития в жизни общества и церкви.
Мы проследили, как зародилось и формировалось феминистическое движение, как женщина, вовлеченная в экономический процесс развивающегося общества, вступает в борьбу за свои права и свободы. Как, не имея духовного откровения, феминизм со временем стал приобретать новые формы, которые не освобождают женщину, а порабощают ее же собственными достижениями. В настоящее время это движение переживает кризис. Имея права и свободы, женщина приобретает не самые лучшие мужские качества, она недовольна собой и противоположным полом, она находится в постоянном поиске выхода из сложившихся обстоятельств.
В этой же главе мы рассмотрели как борьба за равные права женщины с мужчиной в обществе переместилась в религиозные структуры. В конце 19-го века, на фоне событий борьбы за женское равноправие, группа американских христианок начала собираться и изучать все те места в Библии, в которых говорится о женщинах. В результате встреч этой группы родилась «Женская Библия», а затем и «Феминистическая теология». В свою очередь, современный богослов Реати Ф.Э. видит в феминистической теологии в целом положительное влияние на развитие христианско-богословской мысли. В систему толкования Священного текста вводится женщина, другая половина Церкви и человечества, происходит осознание ее особого женского начала (как иного, равноценного мужскому, варианта человечества).
В третьей главе данной курсовой работы мы рассмотрели вопрос о положении женщины в церквах основных христианских конфессий, изучив взгляды и учения о женщине в православии, католицизме и протестантизме.
Согласно взглядам и учениям православных священнослужителей, богословов и философов на положение женщины в церкви и обществе было выявлено, что доктринального учения по этому вопросу церковь не определила и рассматривает его в свете церковных традиций. Высоко почетая Богородицу и канонизированных святых женщин, православная церковь ставит их примером для жития православных христианок. В то же время идут дискуссии на тему положения женщины как в церкви, так и в обществе во всех религиозных кругах православия, а в православной богословской мысли есть значительные перемены.
Что же касается Католицизма, то все темы женского вопроса в христианстве последовательно и полно освящены в катехетических поучениях Папы Иоанна Павла II. Женщине рекомендуют просто следовать учению церкви и служить Богу в полноте и радости, исполняя свое предназначение, уподобляясь образу Девы Марии.
В Протестантизме, который отказался от религиозных обрядов, многие вопросы, касающиеся традиционного положения женщины в церкви, стали не актуальны. Тем не менее в церковной жизни протестантов много противоречий относительно вопроса положения женщины в церкви и обществе. Проанализировав данный вопрос, мы пришли к выводу, что данные противоречия возникают в результате того, что каждая конфессия отстаивает право на самостоятельное толкование Священного Писания. Протестантские богословы находят в Писании аргументы и за равное положение женщин во всех сферах жизни церкви и общества и против, определяя для нее специфическое место, данное Богом. На сегодняшний день наиболее обсуждаемым и противоречивым вопросом в протестантских кругах относительно положения женщин в церкви является вопрос об ординации женщин.
В четвертой главе были отражены проведенные нами исследования в вопросе положения женщины в евангельской церкви. Для этого было проведено анкетирование среди братьев и сестер, обучающихся в «Семинарии евангельских христиан», представителей церквей различных евангельских течений, а также среди женщин евангельской церкви «Слово жизни». В анкетировании приняли участие сорок человек. Данные анкетирования были проанализированы и на основании результатов этой работы руководителям евангельских церквей были предложены для рассмотрения наиболее актуальные темы, касающиеся христианской жизни в вопросе отношений между полами и непосредственно в вопросе, касающемся положения женщины в церкви и обществе, который нуждается в более акцентированном изучении на основании Священного Писания.
Итак, результаты данной курсовой работы показали острую необходимость в обращении к женскому вопросу в церквах. Только имея библейское обоснование, только руководствуясь библейскими принципами и поняв свое предназначение в Божьем Замысле, женщина может жить полноценной жизнью. Знания эти важны и необходимы и мужчинам и женщинам, поэтому служители церкви обязаны уделять огромное внимание этой теме для восстановления полноценной личности во Христе.
Автор данной курсовой работы планирует продолжить изучение донного вопроса, т.к. является руководителем женской группы женского служения. Следующим объектом для изучения будет библейский взгляд на женский вопрос.
Настало время Церкви как духовному институту на земле дать ответ на вопрос о предназначении человека: мужчины и женщины – согласно Священному Писанию.
Библиографический список
1.Библия. Русский синодальный перевод (RST) (77 книг, включая второканонические). [Электронный ресурс]: Цитата из Библии 5 Редакция 4.5.D-2 от 10 июня 2002 года. /Автор: Тимофей Ха электронный адрес timh@jesuschrist.ru)
2.Население Земли. [Электронный ресурс] / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – URL: ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 15.11.2010)
.Бер-Сижель, Элизабет. Служение женщины в Церкви / пер. с фр. А. Бакулов. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – 215с.
.Легойда В. Женщина и мужчина: отношения сквозь века.[Электронный ресурс] // Интернет журнал Сретенского монастыря. – 1999 – 2011. Систем. Требования: Архиватор RAR. – URL: #”justify”>.Кураев А., диакон. Мужчина и женщина в книге Бытия. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ". – 2004. – URL: #”justify”>.Телушкин Й. Еврейский мир.- СПб: Северо-Запад Пресс, 2007. – 523 с.
.Вардиман Е. Женщина в древнем мире. По следам исчезнувших культур Востока. – М.: Наука, 1990. – 320 с.
.Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времён Цезаря. – СПб.: Иванов и Лещинский., 1993. – 448 с.
.Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). – М.: Просвещение, 1998. – 410 с.
.Евдокимов, П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / Пер. с фр. Кузнецовой Г.Н. – Мн.: «Лучи Софии», 2007. – 280с.
.Семёнова Л.Э. Образ женщины в религиях мира.[Электронный ресурс] // Женщина и религия: Информационный портал. – 2010. – URL: #”justify”>.Митрополит Иоанн (Снычев). Домострой. Быт русской семьи. [Электронный ресурс] // Хронос: Всемирная история в Интернете. – 2008. Систем. Треб.: Mozilla Firefox. – URL:#”justify”>.Феминизм. [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия.- Систем. Треб.: Mozilla Firefox. – URL:#”justify”>.История и общество. Феминизм. [электронный ресурс] // Онлайн Энциклопедия Кругосвет. – Систем. Треб.: Mozilla Firefox. – URL:#”justify”>.Уоллстонкрафт М., Санд Ж., Энгельс Ф., Бебель А., Бовуар С., Боннэр Е. и др. Феминизм в общественной мысли и литературе.(Сборник). – М.: «Грифон», 2006. – 400 с.
16.Ханиш Кэрол. Личное – это политическое. / пер. Морозовой Е. [электронный ресурс]. // ИОЦ "Женская Сеть" 2000-2011. – URL: <#”justify”>Приложение 1
АНКЕТА
Половая принадлежность
Сколько лет Вы в Господе?
муж. / жен
.Что вы можете сказать о положении женщины, о ее правах и возможностях в самореализации в нынешнем демократическом обществе
.Пожалуйста, дайте определение (своими словами), что такое феминизм или феминистическое движение?
.Как вы думаете, женское счастье, радость, удовлетворение зависят от того, что женщина самостоятельна и независима от мужчины
. Как вы считаете, в наше время существует господство мужской половины человечества над женской? Если да, то в каких сферах?
. Считаете ли вы, что проблема отношений между полами в наше время вполне урегулирована? (можно привести пример).
. Что вы можете сказать о положении женщины в Церкви (православной, католической протестантской) к которой вы относитесь (О служении, о правах, об обязанностях), если сравнивать с мужчиной?
. Какой, вы считаете, должна быть женщина-христианка? И какое положение в церкви и обществе она призвана занимать?
. Ваша церковь занимается вопросами отношений между полами, или только вопросами отношений с Богом? На ваш взгляд, это вопросы церкви или социально-правовых государственных структур?
. Как вы считаете, кого больше любит Бог мужчину или женщину?
. Почему?
СПАСИБО!!!!
Приложение 2
Практика ординации женщин в епископы
В США, Канаде и Новой Зеландии уже есть свои англиканские епископы-женщины
Первые ординации женщин были произведены в Церкви Швеции в 1960году
Практика ординации женщин в епископы принята в следующих церквах:
-Евангелическая церковь Германии (Объединение лютеранских и реформатских общин): Мария Йепсен, Маргот Кессман
-Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии: Ирья Аскола.
-Епископальная церковь (Англиканство): Кэтрин Шори, Мэри Глэсспул
-Церковь Швеции (Лютеранство): Ева Брунне, Антье Якелен
-Также практика ординации женщин принята в некоторых баптистских церквах (Женщина-пастор возглавила двухтысячную баптистскую церковь в Джорджии)
-В некоторых старокатолических (в Италии и в Польской католической церкови Мариавитов)
-Существуют женщины-пасторы и в Российских протестантских церквах.
Мнения россиян о пасторской ординации женщин
Комментарии на статью «В России рукоположена еще одна женщина пастор»
21 мая 2010г. 19:56
Печально…, 22 Мая 2010г. 11:39:20
Через пару десятилетий в России будут рукополагать гомосексуалистов…
Православный, 27 Мая 2010г. 19:30:09
Здравомыслящий, 1 Июня 2010г. 23:59:01
Слава Богу, что Он не оставляет свою Церковь, и что в ней приемлют служение достойные и призванные служители. У протестантов нет священников кроме Христа, но есть служители, одним из которых стала Елена!
Православный, 3 Июня 2010г. 18:42:15
Почему среди апостолов не было женщин?
Виктор, 3 Декабря 2010г. 14:06:56
Можно только гадать. Сколько помню, Иисус об этом не говорил.
я, 23 Июля 2010г. 14:03:47
еще очень хотелось бы, чтобы каждая особь мужского пола испытала бы весь свой маразм на себе. Мария Магдалина и Христос, думаю, иначе мыслят чем вы и все ваше шовинистическое крыло.
Alessandra, 23 Января 2011г. 16:56:27
Человек сошёл с ума, вы говорите? А человек – это кто? уж не мужчина ли? В этом случае человек сошёл с ума, когда решил, что знает, чего от него хочет Бог!!! Я верю, что Бог есть, но религию отрицала и отрицать буду столько же, сколько буду жить. Мне 16, я прочла около 120 книг и моего ума достаточно, чтобы заявлять то, что я заявляю сейчас. Анастасия и Я, вы правы!! Мария Магдалина была не просто апостолом, я не удивлюсь, если она была и Его вдохновительницей, Его, так сказать, музой. Вполне вероятно, что нашлись придурки, которые сочли себя вправе переписать историю этой великой женщины! А вы, мужчины, вы, подобия Бога, как вы себя именуете, вы воспринимаете женщин как орудие удовольствия, как мишень для ваших мерзких мыслей! вы верите в своё высшее предназначение и даже не думаете о тех, кто подарил вам жизнь!! вы вечно утверждаете и утверждали, что вы близки к Богу, что вы совершенны, так почему же при всём вашем совершенстве не вы, а женщины дарят новые жизни? Или это тоже чёрная работа? Нет, это и есть акт творения!И его совершаем МЫ! вы так любите себя, но где вы были бы без нас, и были ли бы вообще?
Первак Д., 31 Октября 2010г. 20:05:43
Я против рукоположения женщины в сан священника…..!Человек сошел с ума, а вместе с ним и церковь…!