- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,04 Кб
Источники формирования канонического права Римско-католической церкви
Оглавление
Введение
1. История создания кодекса канонического права римско-католической церкви
1.1 Кодификация канонического права
1.2 Действующий кодекс Католической Церкви и кодекс канонов Восточных Церквей
2. Иерархическое строение римско-католической церкви
2.1 Римский первосвященник. Канонические обоснования его первенства
2.2 Коллегия епископов
2.3 Кардиналы
2.4 Канонические утверждения
Заключение
Список использованой литературы
Введение
"Да не преступаются правила отец, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския…"
(8-е прав. III Вселенского Собора)
"Единым законодателем <…> канонических актов является Римский понтифик в силу своего первенства"
(Предисловие к Кодексу канонического права Римско-католической Церкви)
Со времени, когда окончательно сложился канонический корпус Православной Церкви (издание "Номоканона Патриарха Фотия в XIV титулах" в 883 году), ни один новый канон не был в него добавлен и ни один не исключен, хотя церковное правотворчество на протяжении последующих столетий продолжало интенсивно развиваться.
Второе правило Трулльского Собора, подводя итог законодательной деятельности Вселенской Церкви первых веков и возводя его в канон на века последующие, увещевает, "…чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и нерушимы пребывали приятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданные, именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил".
Список следующих далее канонов, посланий и имен святых отцов, правила которых тоже стали неотъемлемой частью общецерковного законодательства, завершается предостережением: "Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти или отменяти, или, кроме предложенных правил приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною". И далее: "Аще же кто обличен будет яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити; таковый будет повинен".
Отцы VII Вселенского Собора, ссылаясь на это правило, в своем первом каноне постановили: "Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостол, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отцев наших. Ибо все они, от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили".
Об особом месте канонов в Предании Церкви говорит и то обстоятельство, что тот же VII Вселенский Собор в правиле, посвященном образовательному цензу кандидатов во епископы, поставил их рядом со Священным Писанием: "Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священные правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание".
Примеров столь благоговейного и бережного отношения Церкви к своему правовому своду, еще в глубокой древности сформировавшемуся раз и навсегда и с тех пор практически никогда не подвергавшемуся ревизии, можно привести множество. И вызвано оно, несомненно, тем совершенно особым, высочайшим статусом, который имеют святые каноны – основные церковные законы, изданные в течение нескольких веков, но составляющие фундамент действующего в Церкви права во все века церковной истории.
Весьма авторитетный православный богослов, сербский архимандрит Юстин (Попович) напрямую называет каноны догматами. "Святые каноны, – писал он в своем труде "Догматика Православной Церкви", – это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов – солнцезрачных небесных истин".
Обязательность и неизменность канонических норм, принятых на Вселенских Соборах, с православной точки зрения очевидна. Эти Соборы – орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы, их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. На авторитете Вселенских Соборов основано и включение в канонический корпус правил Поместных Соборов. То же самое относится и к правилам отцов – их авторитет покоится не на одной только законодательной власти отцов как епископов, ибо эта власть распространяется лишь на пределы одной епархии, и даже не на личной святости (в канонический свод входят правила Тимофея и Филофея Александрийских, которые не были прославлены), а на признании отеческих правил все теми же Вселенскими Соборами.
Повсеместной, общецерковной рецепцией обусловлен также вселенский авторитет канонов Константинопольских Соборов 861 и 879 годов и канонического послания святого Тарасия, которые уже не могли рассматриваться Вселенскими Соборами.
Да и сама многовековая история Церкви ярко свидетельствует о неизменности тех основ церковного права, которые содержатся в древних правилах. Даже если сформулированные в каноне дисциплинарно-правовые нормы в силу каких-либо причин заменялись новыми, сам канон не исключался из канонического свода. Неупотребление же отдельных правил в современной церковной практике свидетельствует не о забвении их и не о том, что они устарели, а скорее о несоответствии этой практики церковным нормам.
каноническое право католическая церковь
На католическом Западе, однако, сложилась прямо противоположная ситуация – после окончательного отделения Рима от Вселенского Православия в 1054 году западный канонический корпус, который в основе своей изначально все же соответствовал греческой Синтагме канонов (Syntagma Canonum) , продолжал расширяться и модернизироваться, причем не только за счет последующих соборных определений, но и так называемых декреталов – актов папского законодательства.
Причина этих канонических реформаций скрыта отчасти в правовой традиции, согласно которой каноническое право содержит как незыблемые нормы, вытекающие из Божественного Откровения и естественного закона, так и изменяющиеся нормы, принятые церковной властью (например, те же декреталы, непогрешимость которых априори вытекает из папского примата). То обстоятельство, что каноны, по сути своей, представляют приложение неизменных, вечных, непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо, либо скрыто, implicite, в их текстах, к изменяющейся церковной жизни, придерживающиеся этой традиции канонисты во внимание не берут.
Таким образом, согласно этой канонической доктрине существует четко очерченная граница между догматической и дисциплинарной составляющими канона: первая представляет собой неизменную непогрешимую истину, вторая должна двигаться вперед вместе с движением церковной жизни. Это "движение церковной жизни" на Западе стимулировала весьма активная правотворческая деятельность Римских пап.
С момента издания в IX веке так называемого сборника Лже-Исидора (общепринятое название – "сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора" Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori), состоящего из 50 Апостольских правил, канонов ряда Вселенских и Поместных Соборов, а также статей и папских декреталов, частью, кстати, подложных, именно декреталы стали занимать первое по важности место среди источников церковного права.
Отныне при решении трудных вопросов определения Римских пап получают решающее значение. Понтифики обретают статус верховных полновластных и абсолютных законодателей, подменяя собой даже законодательный авторитет семи древних Вселенских Соборов, признаваемых всей Церковной Полнотой – их дисциплинарные постановления в Католической Церкви ныне рассматриваются лишь как одна из особо торжественных форм папского законодательства.
Итак, с IX века свод правил Восточной Церкви остается неизменным; древняя каноническая норма до сих пор актуальна, и будет актуальной всегда, отражая в своей идее не только неизменный, догматически обусловленный момент, но и преходящие обстоятельства церковной жизни. "Кодекс канонического права" Западной, Римской Церкви, напротив, существенно видоизменился, знаменуя, по мнению его составителей, "реформу норм, согласованную с новым образом мысли и новыми потребностями".
Основная цель настоящей работы – выяснить, насколько источники формирования канонического права, Римской Церкви, изменили традиционное древнее церковное право, в то коим руководствуется сегодня Римско-католическая Церковь.
Сочинение состоит из вступления, двух глав и заключения. Его актуальность обусловлена возросшим в последнее время интересом к древнему каноническому наследию Церкви; как известно, к "Книге правил святых апостол" сегодня апеллируют как представители консервативного, правоохранительного церковного крыла, так и церковные либералы, активно стремящиеся к реформам в литургико-дисциплинарной сфере церковной жизни. В свете этой полемики, нашедшей отражение на страницах ряда церковных изданий, вопрос о месте канонов в современной церковной жизни, об их непреходящей ценности, о возможных последствиях канонических ревизий для церковного сознания представляет особую важность.
По ходу работы придется иногда сравнивать источники и методы развития "Кодекса" и канонов Русской Православной Церкви.
Практическая ценность работы заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы при последующем научном рассмотрении проблем, связанных с возобновленным в начале текущего века процессом кодификации канонического права Русской Православной Церкви, а также в учебном процессе духовных школ при изучении предметов канонического права и сравнительного богословия.
За показательный пример глубочайших изменений будет взято положение иерархического строения Римско-Католической Церкви.
1. История создания кодекса канонического права римско-католической церкви
1.1 Кодификация канонического права
В течение многих веков право Западной Церкви было не кодифицированным, несмотря на разнообразные попытки его координации.
В Средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, завершенный в 1140 году – "Concordantia discordantum canonum". Этот труд, названный впоследствии "Декретом Грациана", лег в основу школьной программы канонического права и в церковно-правовой практике рассматривался как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.
Следующий свод, получивший название "Corpus iuris canonici", был подготовлен к 1500 году. Официально одобренный папой Григорием XIII в 1580 году, "Корпус" базировался на основе классических средневековых канонических сборников и содержал много фальсификатов, занесенных в него через "Декрет Грациана" из печально известного Лже-Исидорова сборника. Однако, вплоть до 1917 года "Корпус" оставался важнейшим собранием источников действующего права Римско-католической Церкви, даже не смотря на то, что целый ряд законов не мог применяться в новое время ввиду того, что светское право в католических и тем более некатолических государствах уже исключало правовые принципы, лежащие в основе средневекового "Корпуса".
Вопрос об осуществлении кодификации канонического права был вновь поднят папой Пием Х в 1904 году, и уже при нем началась работа над составлением "Кодекса". В этой работе участвовали епископы и кафедры канонического права богословских юридических школ. Руководство осуществлял кардинал П. Гаспари.
В 1914 году работа над новым сборником под названием "Codex juris canonici" была завершена. Провозглашенный преемником Пия Х папой Бенедиктом XV, он вступил в силу 19 мая 1918 года. Этот "Кодекс" впервые представлял собой не механическое собрание или компиляцию законов, а единый общий закон, универсальный и систематизированный. Он включал 2414 канонов, разделенных на пять книг: общие принципы, соответственно которым применяются церковные юридические нормы; категории лиц в каноническом праве; средства, которые Церковь использует для выполнения своей миссии; процедуры и правила рассмотрения дел в церковных трибуналах; правонарушения и наказания.
В употреблении этот "Кодекс" был чрезвычайно удобен благодаря своей систематизации, а также потому, что включал в себя основной массив правовых норм, действующих в Католической Церкви. Однако, систематика "Кодекса" 1917 года по-прежнему была связана с классическим трехчастным делением римского права: лица – вещи – действия. Такое деление представляется малопригодным для выражения связи между канонической нормой и церковным таинством. Например, тот факт, что юридические нормы касательно таинств отнесены к разделу "О вещах", воспринимался как недопустимый.
С изданием этого "Кодекса" Пия-Бенедикта законодательная деятельность в Католической Церкви, естественно, не прекратилась, к тому же, он не затрагивал право униатских Церквей. В связи с этим, спустя всего лишь сорок лет после издания этого "Кодекса", в Ватикане серьезно задумались над его модернизацией.
ноября 1965 года в рамках II Ватиканского собора состоялось заседание Комиссии по пересмотру "Кодекса канонического права" (Pontificia comissio Codici juris canonici recognescendo), знаменовавшее официальное начало почти 20-летнего процесса новой кодификации. Возглавлял Комиссию генеральный секретарь Второго Ватиканского собора кардинал П. Феличе. О масштабе проделанной работы красноречиво свидетельствуют следующие цифры: к членству в Комиссии в разное время привлекались 105 кардиналов, 77 преосвященных архиепископов и епископов, 73 секулярных пресвитера, 43 пресвитера из монашествующих, 3 монашествующих и 12 мирян с пяти континентов и из 31 государства.
Основными источниками для новой кодификации послужили "Кодекс" 1917 года, документы II Ватиканского собора и послесоборные акты папского законодательства. Работа комиссии была завершена уже после собора, в 1983 году, при папе Иоанне-Павле II, изданием нового "Кодекса".
Новый "Кодекс" отличался от предыдущего с формальной стороны более современной и логически обоснованной систематизацией. В содержательном отношении он отличается тем, что отразил основные экклезилогические идеи II Ватиканского собора. "Кодекс" 1917 года исходил из того, что право Церкви представляет собой юридическую систему, подобную юридической системе государства. Данный взгляд основывался на понимании Церкви как некоего совершенного общества (societas perfecta), во многих отношениях похожего на государство и отличающегося от него только своей сверхъестественной задачей. Правовая система Церкви рассматривалась в связи с этим как принципиально сравнимая со светскими правовыми системами. Соответственно, юридическая система Церкви в "Кодексе" 1917 года структурировалась подобно светским юридическим системам.
"Кодекс" папы Иоанна-Павла II занимает в этом вопросе принципиально иную позицию – Церковь представляет собой уникальное сообщество, поэтому ее правовая система также должна быть уникальной. В апостольской конституции "Sacrae disciplinae leges", провозгласившей новый "Кодекс", папа напомнил о необходимости перевести на язык канонистики новый образ Церкви, изложенный в учениях Ватиканского собора.
Как пишет современный католический канонист Либеро Джероза, "в материальном аспекте Кодекс 1983 года… представляет, в сравнении с Кодексом 1917 года, два важнейших новшества…
Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет, в первую очередь, уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической.
Второе новшество – изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, но верующий становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего".
Ниже мы подробно рассмотрим структуру действующего "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви.
.2 Действующий кодекс Католической Церкви и кодекс канонов Восточных Церквей
Действующий "Кодекс канонического права" (Codex iuris canonici) – корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда. Он состоит из 1752 канонов, объединенных в семь книг: об общих нормах (De normis generalibus), о народе Божием (De populo Dei), об учительском служении Церкви (De Ecclesiae munere docendi), о служении освящения в Церкви (De Ecclesiae munere sanctificandy), о временных благах Церкви (De bonis Ecclesiae temporalibus), о санкциях в Церкви (De sanctionibus in Ecclesia), о процессах (De processibus).
Первая книга – Общие нормы, состоящая из 11 глав (титулов), рассматривает юридические принципы, общие для всех канонов, вошедших в кодекс. В ней даются определения таких понятий, как церковный закон, обычай, декрет и инструкция, устав, предписание, правило исчисления сроков в каноническом праве, перечисляются общие положения о субъектах канонического права.
Вторая книга – О народе Божием, состоит из трех частей. 1-я часть – О верующих во Христа, посвящена роли всех христиан в Церкви. В ней содержится определение верных Христу, указание на права и обязанности всех членов Церкви, описание специфики призвания мирян. Первая часть завершается нормами, относящимися к правовому статусу духовенства. 2-я часть – О иерархическом строении Церкви, состоит из двух разделов: Верховная власть в Церкви и Отдельные Церкви и их объединения.
В 1-м разделе содержатся положения о римском Понтифике и коллегии епископов, отражающие преимущественно позицию в данных вопросах II Ватиканского собора, а также положения, относящиеся к кардиналам, курии, папским легатам.
-й раздел посвящен отдельным диоцезам и епископату, а также вопросам, относящимся к епархиям, приходам и органам их управления.
-я часть второй книги – Об институтах посвященной Богу жизни и об обществах апостольской жизни – содержит каноны, касающиеся монашествующих и секулярных внутрицерковных институтов.
-я книга – Об учительском служении Церкви, состоит из пяти глав (титулов), посвященных проповеди и катехизации, миссионерской деятельности, католическому образованию (как в церковных, так и в светских учебных заведениях), вопросам использования средств массовой информации.
-я книга – О служении освящения в Церкви, состоит из трех частей, посвященных таинствам и другим богослужебным действиям. 1-я часть разбита на семь глав (титулов), содержащих канонические нормы, относящиеся к таинствам.
-я часть содержит нормы, относящиеся к литургии часов, обрядам погребения, почитанию святых, монашеским обетам.
Наконец, 3-я часть состоит из норм, касающихся священных мест (храмы, алтари, кладбища и т.д.), праздников и дней поста.
-я книга – О временных благах Церкви, содержит нормы, касающиеся приобретения мирских благ (средства, служащие для обеспечения богослужения, содержания и поддержки духовенства, организации социального служения), управления ими и отчуждения. Здесь же содержатся общие нормы договорного права, а также нормы, относящиеся к завещаниям в пользу Церкви. Этот раздел кодекса затрагивает вопросы, которые в современных условиях регулируются гражданским правом, поэтому его практическое применение зависит от особенностей правовых систем в конкретных государствах.
-я книга – О санкциях в Церкви, состоит из двух титулов: первая глава посвящена общим нормам наказаний, вторая устанавливает применение наказаний за конкретные правонарушения.
-я книга – О процессах, состоит из пяти частей, посвященных общим вопросам канонического процессуального права, состязательному процессу, особым видам производства в церковных судах, каноническому уголовному процессуальному праву, административным процедурам.
Краткая история его создания такова. После провозглашения "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви в 1917 году папа Бенедикт XV формулирует задачу упорядочить собрание разных по происхождению восточных канонических норм по аналогии с "Кодексом". В том же году для этой цели из состава Конгрегации по распространению веры в качестве отдельного учреждения выделяется конгрегация Восточных Церквей.
В 1929 году папа Пий IX учредил Комиссию кардиналов по подготовке "Восточного кодекса канонического права". В 1939 году ее сменила Папская комиссия по редактированию "Восточного кодекса канонического права". В 1934 году был опубликован проект "Кодекса", новая редакция проекта вышла в 1945 году, далее последовала новая редакционная работа над проектом; с 1948 по 1957 годы публиковались его отдельные разделы.
Дальнейшая работа по утверждению и провозглашению правил восточного канонического права была прервана в связи с необходимостью пересмотра всего канонического права Западной Церкви, заявленного папой Иоанном XXIII в качестве одной из генеральных целей грядущего II Ватиканского собора.
Папская комиссия по пересмотру кодекса восточного канонического права была учреждена папой Павлом VI 10 июня 1972 года. В 1976 году были утверждены основные принципы будущего "Кодекса канонов восточных Церквей" как документа, "единого для всех восточных Церквей, подлинно восточного, подлинно экуменического, основанного на догме и имеющего пастырский характер". Окончательный текст "Кодекса канонов восточных Церквей" (Codex canonum ecclesiarum orientalium) был провозглашен папой Иоанном Павлом II в апостольской конституции Sacri Canones от 18 октября 1990 года и вступил в силу 1 октября 1991 года.II Ватиканский собор подчеркнул ранее чуждую латинской экклезиологии мысль о равном достоинстве восточных (униатских) Церквей с Церковью латинского обряда. Отныне право униатских Церквей официально признается в Риме равноправным с правом Церкви латинского обряда. "Отсюда, – пишет уже цитировавшийся выше Либеро Джероза, – берет начало образное употребление двух систем права двум легким, использованное… папой Иоанном Павлом II при обнародовании "Кодекса канонов восточных Церквей". И хотя единым законодателем этих актов ("Кодекс канонов восточных Церквей", "Кодекс канонического права" и апостольская конституция "Pastor Bonus" о Римской Курии) является Римский понтифик в силу своего первенства, то обстоятельство, что абсолютная власть в Католической Церкви принадлежит епископу Рима – епископу Церкви латинского обряда, устраняет и на юридическом уровне саму возможность равноправия латинского и восточных обрядов в Католической Церкви.
2. Иерархическое строение римско-католической церкви
2.1 Римский первосвященник. Канонические обоснования его первенства
Иерархическая конструкция Римско-католической Церкви достаточно громоздка. "Кодекс канонического права" подробно расписывает канонические основания действий каждой из ступеней, начиная с Римского Первосвященника.
Нынешний "Кодекс", включая в себя предшествующие нормативы, различает два субъекта верховной власти Церкви: Римского Понтифика и коллегию епископов. Составители "Кодекса" особо подчеркивают, что двойственность эта не означает разделения: из канона 336 явствует, "как по установлению Господню святой Петр и прочие Апостолы составляют одну коллегию, равным образом связаны между собою Римский Понтифик, преемник Петра, и епископы, преемники Апостолов".
Это же единство должен подчеркивать канон 336: "Коллегия епископов, главой которой является Верховный Понтифик, а членами – епископы в силу таинственного посвящения и иерархического общения с главой и членами коллегии, и в которой постоянно пребывает собор Апостолов, тоже является (вместе со своим главой – папой, но никогда – без своего главы) субъектом верховной и полной власти по отношению ко Вселенской Церкви".
Итак, первым и главным субъектом верховной власти в римско-католической Церкви является Римский Понтифик (Romanus Pontifiex), называемый также Верховным Понтификом (Pontifiex Maxsimus) или папой Римским (Papa Romanus) . Канон 331 гласит: "Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может осуществлять".
Как следует из канона, единая власть папы имеет следующие разновидности:
ординарная (ordinaria): власть папы является ординарной, поскольку по Божественному праву она связана с самой его должностью и потому неприкосновенна;
верховная (suprema): то есть, согласно экклезиологической католической доктрине, "нет ее выше, нет ей равной, всякая [другая] ей подчинена";
полная (plena): папская власть является полной, поскольку в ней есть все, что необходимо папе в его трудах по спасению душ. Кроме того, она называется полной, потому что относится не только к вопросам веры и обычаев, но и к дисциплине и управлению Церкви;
непосредственная (immediate): папская власть является непосредственной по двум причинам: во-первых, поскольку папа не нуждается ни в каком посредничестве для ее осуществления и, во-вторых, потому что она распространяется на все отдельные Церкви и на всех по отдельности. Кроме того, в некоторых случаях за верными сохраняется право обращаться непосредственно к папе, минуя своего епископа;
вселенская (universalis): власть папы является универсальной, поскольку она не ограничена не только пределами Римской церковной провинции, но и границами всей латинской Церкви. Она распространяется на всю общность Католической Церкви, на все Церкви "своего права", принадлежащие к различным обрядам, так как папа осуществляет служение ради единства всей Церкви.
Римский Понтифик лично является субъектом полной и верховной власти учительства и управления в Церкви, и по Божественному праву получает ее от Самого Христа с момента принятия факта своего избрания.
По иерархической линии Понтифик, несомненно, стоит выше прочих епископов, так как:
"если бы он обретал свою власть при посвящении в епископы, то не располагал бы подлинной независимостью от епископов, и неясно было бы, в чем заключается коренное различие между статусом епископа и статусом Верховного Понтифика, поскольку последний является той осью, вокруг которой по воле Христа составляется вся католическая иерархия";
"…только Римский Понтифик может совершать те акты, которые никоим образом не входят в полномочия епископов – ни поодиночке, ни в составе коллегии".
После таких пассажей несколько странными кажутся заявления римских канонистов о том, что власть Верховного Понтифика отнюдь не стремится заменить собой власть епископов. Указания на это они находят в § 1 канона 333, который гласит, что первенством папы укрепляется и утверждается та собственная, ординарная и непосредственная власть, которой наделены епископы в отдельных Церквах, порученных их попечению. Этот параграф "Кодекса" вызывает по меньшей мере недоумение.
Еще менее убедительна ссылка на второй параграф того же канона, подчеркивающий связь верховного пастыря Римской Церкви в исполнении своего служения с другими епископами узами общения, хотя первому и принадлежит "право определять образ этого служения, и против его решений или декретов невозможна апелляция или жалоба".
В области веры и морали папа является учителем, и когда он лично или на соборе определяет официально и окончательно, ex cathedra, высшие истины веры и морали, он обладает безошибочностью – это следует из Догматической Конституции I Ватиканского собора Pastor Aeternus от 1870 года.
Учение о священном первенстве папы Римского было подтверждено и на II Ватиканском соборе: "Сей Святейший Собор, следуя стопами I Вселенского Собора, вместе с ним учит и провозглашает, что Иисус Христос, вечный Пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом (ср. Ин. 20, 21), и пожелал, чтобы их преемники, то есть епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века. А для того, чтобы этот епископат был един и неделим, Он поставил во главе других Апостолов блаженного Петра, и в нем заложил постоянно и зримое начало и основание единства веры и общения".
В отношении полного осуществления церковной власти папа, согласно "Кодекса", является:
верховным законодателем для всей Церкви, и поэтому он подчиняется не церковным канонам, а лишь Божественному праву;
верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Наставника официально и окончательным образом (ex cathedra) провозглашает учение о вере или о нравах;
верховным судией (sic!), исполняющим это служение либо лично, либо посредством церковных судов и судей. Он может привлекать к своему рассмотрению любое судебное дело "на любой степени судебного разбирательства и на любой стадии тяжбы";
верховным управляющим: он обладает исконным правом приобретать имущество, необходимое для нужд Церкви, а также владеть и распоряжаться им;
представителем всей Церкви: как таковой он принимает послов и направляет нунциев и легатов.
Особа папы пользуется специальной защитой канонического законодательства. Канон 1370, например, гласит: "Кто прибегает к физическому насилию против Римского Первосвященника, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же речь идет о клирике, то, в зависимости от тяжести правонарушения, к отлучению может быть добавлено и другое наказание, не исключая лишения статуса клирика". И более того, согласно канону 1372, "того, кто обжалует любой акт Римского Первосвященника, обращаясь ко Вселенскому Собору или коллегии епископов, следует наказать цензурой".
Естественно, что ни одной из большинства вышеперечисленных прерогатив Римского Понтифика "первый из епископов всякого народа, признаваемый ими яко глава", на протяжении всей истории Восточных Церквей не обладал. В том же 34 Апостольском правиле ясно сказано, что "… и первый, также да не предпринимает ничего, не посовещавшись с остальными… Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог [Отец] о Господе во Святом Духе…".
Естественно, первенство в таком понимании не предполагает всего того, что предписывает епископу Рима "Кодекс канонического права": назначать епископов по всему миру, восседать на престоле, находящемся на суверенной территории и быть главой государства подобно прочим правителям, иметь свои дипломатические представительства и т.д. Как справедливо заметил Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) в слове при своем наречении во епископа, "само епископское служение в его сущности …. всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или ничтожном Сасиме".
Православное догматическое и каноническое сознание не может не обеспокоить некий легко улавливаемый сквозь нагромождения глав и параграфов этого раздела "Кодекса" намек на еще одно таинство Церкви – таинство папства, стоящее особняком, выше таинства священства.
Сегодня выборы Верховного Понтифика проводятся согласно Конституции папы Павла VI об избрании епископа Римского (Romano Pontifici eligendo) от 1 октября 1975 года. В нарушение древних канонов, с 1059 года участвовать в выборах Папы могут исключительно кардиналы. Выборы открываются на шестнадцатый или, самое позднее, на двадцать первый день после начала вакансии Апостольской кафедры. Не смотря на то, что на должность Верховного Понтифика может быть избран любой католик мужского пола, с 1378 года папами избирались только кардиналы.
С момента принятия факта своего избрания новый Верховный Понтифик обретает, согласно Божественному праву, полную власть верховной юрисдикции. Канон 332 (§ 1) гласит: "Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже облеченное саном епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания".
Действительно, подобно тому, как на решения папы нет апелляции, нет и инстанции, которая могла бы утвердить выборы папы. Избрание папы получает юридическую силу с принятием избранным кандидатом такого избрания. Равным образом отречение папы от первосвятительского служения не нуждается в каком-либо одобрении: единственное требование, которое "Кодекс" устанавливает для действительного отречения – свобода воли папы и объявление об отречении, совершенное надлежащим образом. Вскользь заметим, что пока папский престол остается вакантным, "Кодекс" не допускает канонического правотворчества.
Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что экклезилогическое сознание Церкви Запада, выразителем которого является "Кодекс канонического права Римско-католической Церкви", вводит в церковную управленческую структуру еще одну, неизвестную на Востоке иерархическую ступень – единовластного главу Церкви, стоящего над епископами не только административно, но и сакраментально, обосновывая ее введение идеей первенства Римского епископа. В латинской экклезиологии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и даже наместником, викарием Христа. Хотя, в действительности, сегодня ни один серьезный экзегет или догматист не придерживается мнения о том, что Апостол Петр получил от Божественного Учредителя Церкви повеление "править" другими Апостолами: если он "первый", то "первый среди равных". И отдельного таинства папства, конечно же, не существует. Миссия, возложенная Спасителем на Петра, есть миссия каждого из епископов и всех епископов вместе как преемников Двенадцати, а не одного епископа Рима.
Первенство чести Римской кафедры – никем не оспариваемый исторический факт, который, однако, лишен исторического значения, а каноническое его значение ограничивается, вернее, ограничивалось именно первенством в диптихе, не имеющим никакого отношения к вселенской юрисдикции.
Из восточного канонического свода известно, что в эпоху единства Церкви права римских епископов были далеко не безграничны. Ссылаясь на правила I Никейского Собора, авторы послания Африканского Собора к Келестину, папе Римскому, которое во всех авторитетных изданиях прилагается к правилам Поместного Карфагенского Собора, изрекают глубокое экклезиологическое основания для непризнания за епископом Рима права на юрисдикцию в иных Поместных Церквах: "Ибо отцы судили, что ни в единыя области да не оскудевает благодать Святого Духа, через которую правда иереями Христовыми зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своея области, и даже ко Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а безчисленным иереям, сошедшемся на Собор, откажет в оном…".
Далее отцы пишут Святейшему Келестину: "О том, чтобы некие, аки бы от ребра твоея святыни были посылаемы, мы не обретаем определения ни единого Собора отцев". В заключение послания содержится пророческое предостережение, которым пренебрегли в Риме: "Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты в день смиренномудрия".
Итак, единственное и внутренне единое Тело Кафолической Церкви имеет и единую Главу – Иисуса Христа (Еф.5, 23; Кол.1, 18). Лишь Христос, распятый и воскресший, победивший смертию смерть, является основанием всякого первенства в Церкви. Христос есть единственный Первосвященник Нового Завета, и к Нему восходит любая власть на небе и на земле.
Однако, земная власть в Церкви, осуществляемая человеческой инстанцией, доступной каноническим характеристикам, все же существует, и носителем ее является никак не один епископ, пусть даже наделенный экстраординарными полномочиями, но весь вселенский епископат – преемник апостольского сонма, находящийся в каноническом общении между собой, осуществляя, тем самым, общение между Поместными Церквами, хранящими единство православной веры и жизни по вере.
.2 Коллегия епископов
Вторым субъектом верховной власти во "Вселенской Католической Церкви" является коллегия епископов (Collegium Episcoporum) – весь епископат, – главой которой является Верховный Понтифик, а членами – епископы, причем не только в силу их таинственного посвящения, но и иерархического общения с главой коллегии.
Границы власти коллегии ограничены: в то время, как папа обладает в Церкви "верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять", коллегия епископов располагает своими полномочиями лишь вместе с Римским Понтификом, поскольку "если нет налицо действия главы, епископы не могут действовать как коллегия, что явствует уже из самого понятия "коллегия"".
Коллегия епископов может осуществлять верховную власть в Католической Церкви двумя способами:
посредством Вселенского Собора: в этом случае коллегия епископов действует в прямом смысле коллегиально, хотя папа неизменно сохраняет свое особое положение в этой коллегии;
посредством совместной деятельности епископов, рассредоточенных по всему миру, с тем условием, что "она должна всегда сохранять коллегиальный дух сотрудничества с Римским Понтификом".
Здесь следует сказать несколько слов о том месте, которое современное канонической право Римско-католической Церкви отводит Вселенскому Собору. Как следует из § 3, Собор, хотя и обладает по природе своей верховной властью по отношению ко всей Церкви, тем не менее, представляет собой орган, руководимый Римским Понтификом. Причем апелляция к Собору, обжалующая решение папы, невозможна.
Согласно канону 338, исключительно Римскому Понтифику принадлежит право созыва Собора, председательства на нем, устанавливать порядок дня и расписание работы Собора (даже темы для обсуждения члены Собора могут добавлять лишь с одобрения Римского Понтифика), одобрять и утверждать постановления Собора, переносить, приостанавливать или даже распускать Собор.
Декреты Вселенского Собора вступают в силу только в том случае, если они одобрены Римским Понтификом, утверждены им и обнародованы по его распоряжению.
Такому же утверждению и обнародованию подлежат и декреты, издаваемые коллегий епископов, когда она осуществляет коллегиальную деятельность в собственном смысле слова по способу, установленному епископом Рима.
Римский Понтифик также всегда имеет право выбирать и поддерживать те методы, которые он сочтет необходимыми для того, чтобы коллегия епископов могла "коллегиально осуществлять свои обязанности по отношению к Вселенской Церкви".
Несмотря на утверждение "Кодекса" о двух субъектах верховной власти в Церкви, подспудно вырисовывается еще один – кардиналы Святой Римской Церкви (Cardinales S. R. E.). Эти высшие духовные лица, принадлежащие ко всем трем степеням священства и занимающие в католической иерархии место непосредственно за папой, стоят выше всех архиепископов и епископов. В средние века римские кардиналы (папские клирики), даже не имея епископского рукоположения (пресвитеры, диаконы, иподиаконы), по определению пап занимали места выше епископов и патриархов. С 1962 года все кардиналы имеют епископский сан.
.3 Кардиналы
Кардиналы, согласно "Кодекса" – самые высокопоставленные сотрудники Римского Понтифика, в совокупности своей образующие "Священную Коллегию" (Sacrum Collegium), которая действует практически как "сенат" Понтифика и обладает правами юридического лица.
Основной задачей коллегии кардиналов является избрание Римского Понтифика. Согласно канону 349, кардиналы сотрудничают с Римским Понтификом – как коллегиально, так и поодиночке – в различных службах, возглавляя и координируя их деятельность, касающуюся прежде всего "повседневных забот о Вселенской Церкви".
Как правило, кардиналы возглавляют ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства Ватикан. Возведение в кардинальское достоинство, согласно канону 351, является исключительным полномочием Верховного Понтифика. Кардиналы назначаются декретом, оглашаемым в коллегии кардиналов. С момента оглашения они должны исполнять обязанности и могут пользоваться правами, установленными законом. "Кодекс канонического права" воздерживается от перечисления привилегий и обязанностей кардиналов; в каноническом законодательстве отмечено лишь полномочие принимать исповедь по всему миру без каких-либо ограничений и освобождение кардиналов от административной власти местных епископов в делах, касающихся их, т.е. кардиналов, личности.
.4 Канонические утверждения
Согласно Догматической конституции II Ватиканского собора о Церкви (§ 18), в которой о епископах говорится как о "пастырях до скончания века" и которые, "имея предшественником святого Петра, управляют домом Бога Живого", "Кодекс канонического права" Римско-католической Церкви дает епископам следующее определение: "Епископы, по Божественному установлению преемствующие Апостолам через данного им Святого Духа, поставлены в Церкви пастырями, чтобы и они были наставниками в вероучении, священниками священного богопочитания и служителями управления.
В силу самого епископского посвящения епископы вместе со служением освящения принимают также служение учительства и управления, которые, однако же, по самой своей природе могут осуществляться епископами только в иерархическом общении с главой [Церкви – Верховным Понтификом] и членами коллегии".
Этот канон подтверждает Божественное установление епископата и устанавливает три вида пастырского служения епископа: вероучительное, священническое и административное. Однако, не смотря на то, что полномочия епископов, согласно этому канону, проистекают из таинства посвящение и основаны на харизме, сообщаемой им в этом таинстве, действуют они все же как "наместники" Папы в том или ином диоцезе католического мира.
Являясь "де-юре" лицом автономным, епископ, согласно канонам, должен координировать свои действия с членами коллегии епископов и, конечно же, с епископом Рима. Назначение епископов, равно как и утверждение законно избранных кандидатов, является исключительным полномочием Верховного Понтифика.
Согласно "Кодексу канонического права", сегодня существуют два способа назначения епископов:
по меньшей мере, раз в три года епископы церковной провинции должны составлять список священников (а также членов институтов посвященной жизни – братств, монашеских орденов и т.д.), сочтенных достойными епископского сана, и посылать этот список Апостольскому престолу через папского представителя. При этом остается в силе право каждого епископа по собственному разумению указывать имена тех священников, которых он сочтет достойными сана епископа и пригодными к нему. Апостольский престол избирает кандидата и, после утверждения его кандидатуры Верховным Понтификом, совершается хиротония;
законное избрание, производимое в соответствии с универсальным правом и уставами избирательной коллегии. Это избрание также должно непременно утверждаться Понтификом. Посредством такого утверждения совершается так называемая "каноническая миссия" (missio canonica) избранного, то есть вручение архипастырскому попечению епископа определенной части народа Божия. В Церкви латинского обряда только некоторые кафедральные капитулы (например, в Германии, Австрии, Швейцарии) еще могут выбирать епископа таким способом.
Вопреки ясному указанию древних канонов (3 правило VII Вселенского Собора: "всякое избрание во епископа, делаемое мирскими начальниками, не действительно"; 30 правило святых Апостол: "и кто употребит мирских начальников, чтобы через них получит епископскую власть в церкви, тот должен быть извержен и отлучен, и все, сообщающиеся с ним") в Церкви латинского обряда светские власти могли пользоваться особыми привилегиями в процессе назначения епископов. Эти привилегии заключались в некоторых специфических формах избрания епископов: участие в выборах, прямое назначение и презентация.
Несмотря на то, что согласно последней редакции "Кодекса канонического права Римско-католической Церкви", во избежание возможного влияния гражданской власти на дела Церкви, подобные привилегии больше не предоставляются, в некоторых странах они все еще остаются в силе.
В каноне 378 "Кодекса" перечисляются требования, предъявляемые к кандидату на возведение в епископское достоинство: "твердая вера, добрые нравы, благочестие, ревность о душах, мудрость, благоразумие и выдающиеся человеческие добродетели, необходимые для исполнения этой должности" (§ 1, пункт 1); "обладание хорошей репутацией" (§ 1, пункт 2); 35-летний возраст (§ 1, пункт 3); кандидат должен провести в священном сане не менее пяти лет (§ 1, пункт 4) и иметь степень доктора (лиценциата) – либо, во всяком случае, быть подлинным знатоком Священного Писания, теологии и канонического права (§ 1, пункт 5).
Лицо, избранное епископом, обязано до вступления в должность в течение трех месяцев со дня своего назначение принять посвящение во епископы, дать присягу верности (iusiurandum fidelitatis) Апостольскому престолу и произнести торжественное исповедание веры (profession fidei) в согласии с формулировкой того же Апостольского престола. Трехмесячный срок зафиксирован и в каноническом своде Православной Церкви: "Чтобы поставления епископов совершаемы были в продолжение трех месяцев, разве неизбежная нужда заставит продлити время отлагательства".
Рукоположение в епископскую степень, согласно 1-му Апостольскому правилу, совершается собором архиереев: "Епископа да поставляют два или три епископа". Как писал профессор А.С. Павлов, "основание этого правила заключается в том, что так как все епископы по правам духовной власти равны между собой, то один епископ, конечно, не может рукоположить другого, равный (сакраментально) – равного, а так как рукоположение есть акт высшей власти, то оно и может быть действительным образом совершено только собором, составляющим по отношению к отдельному епископу высший церковно-правительственный орган".
Вопреки четкому указанию этого Апостольского правила, в Католической Церкви папа усвояет себе право единолично поставлять епископов. Это еще раз подтверждает мысль о том, что, с точки зрения католической экклезиологии, папство – иная, высшая степень иерархического служения, благодатнее епископской.
Епископ – жених Церкви, в которую поставлен. Таинству епископской хиротонии в Восточной Церкви неизменно сопутствует чин наречения во епископа, его назначение на определенную кафедру. Так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан епископский сан без определенного места служения, не допускается даже в случае с викарными архиереями.
В католическом мире, однако, абсолютные поставления епископов существуют – это рукоположение в епископы in patribus infidelium, иными словами, в епархии, которых нет, и которые лишь предстоит образовывать в нехристианских странах.
Согласно "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви, новый епископ обязан вступить в каноническое владение (professio canonica) своим диоцезом не позднее чем через четыре месяца после своего назначения.
Канон 401 рекомендует епископам, достигшим 75-летнего возраста, подавать прошение об отставке Верховному Понтифику, который волен принять или не принять это прошение. Епископ, чье прошение об отставке было принято, сохраняет за собой титул почетного епископа (episcopus emeritus) своего диоцеза, в пределах которого он может и далее проживать. Епархия в таком случае должна позаботиться о достойном содержании епископа, вышедшего в отставку.
Согласно каноническому праву Римско-католической Церкви, законодательная и административная власть в пределах епархий принадлежит епископам, а в статуарных корпорациях: капитулах, монашеских орденах и конгрегациях, расположенных на территории этих диоцезов – также и стоящим во главе их прелатам, не имеющим епископской степени.
Такое положение не соответствует еще одному древнему каноническому узаконению: "Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их". Этому правилу вторит 57 правило Лаодикийского Собора: "…Такожде ничего не творити без воли епископа".
Настоящее уточнение позволяет сделать вывод о том, что права диоцезальных епископов несколько ограничены по сравнению с правами членов коллегии кардиналов и других представителей понтификальных институтов, зачастую даже не имеющих епископского посвящения. Таким образом, даже светское лицо, обладающее серьезными внутрицерковными должностными полномочиями, в католическом мире может возвыситься над клириками, стоящими на самой высокой из трех ступеней богоустановленной церковной иерархии.
В целом же права и обязанности епископов католической Церкви соотносятся с правами и обязанностями архиереев Церкви Православной, содержащимися в "Книге правил". Они проистекают из пастырского служения (munus pastorale) и разделяются на три вида: служение освящения, служение учительства и служение управления. Епископ обязан вести святую жизнь в христианской любви, скромности и простоте и содействовать святости верующих. Всеми средствами, особенно преподанием таинств, он должен помогать возрастанию святости в Церкви и среди своей паствы. Канон 388 гласит, что "епископ должен служить так называемую мессу pro populo (за народ) каждое воскресенье и по предписанным праздникам".
На епископа возлагается обязанность излагать и объяснять верным истины веры и нравственности и часто проповедовать лично. Епископ также обязан следить за исполнением канонических предписаний о проповеди и катехизической подготовке. Кроме того, он должен наблюдать за религиозным и богословским образованием в католических школах, семинариях и высших учебных заведениях. Ему следует также блюсти цельность и единство веры, всегда, однако же, уважая "подобающую свободу в теологических исследованиях".
Пастырскому попечению епископа полежат все верные, постоянно или временно проживающие в его диоцезе; отдельные категории лиц, нуждающиеся в особом пастырском попечении (молодежь, эмигранты, моряки, военнослужащие и т.д.); люди неверующие и далекие от Церкви, с которыми епископ обязан вести искренний диалог и помогать им в их нуждах, верующие других конфессий, к которым епископ должен обращаться, способствуя подлинному экуменизму в соответствии с духом учения Церкви.
Особую заботу епископ должен проявлять о своем клире, то есть поддерживать личные отношения со священниками, охранять их права, поощрять их в исполнении пастырских обязанностей, заботиться об их духовной и интеллектуальной жизни, следить за их достойным содержанием и социальным обеспечением, избегая при этом всякого злоупотребления властью, чтобы облегчить священству добровольное послушание.
Епископ обязан также защищать единство Церкви, поддерживая общую дисциплину, призывая соблюдать церковные законы и избегать злоупотреблений, прежде всего в церковной проповеди и преподании таинств.
Епископ обязан постоянно проживать на территории своей епархии, но эта обязанность должна согласовываться с его обязанностями по отношению ко всей Католической Церкви – например, с его участием в работе Соборов, в органах Римской курии, конференциях епископов и так далее.
Епископ обязан каждый год объезжать хотя бы часть своего диоцеза, чтобы в течение пяти лет совершать его полную визитацию. Ординарной визитации епископа подлежат лица, учреждения, священные предметы и места, находящиеся в пределах его диоцеза.
В соответствии с каноном 399 каждые пять лет епископ должен представлять Верховному Понтифику отчет о состоянии дел во вверенном ему диоцезе. В год представления отчета он обязан лично отправиться в Рим, чтобы почтить могилы Апостолов Петра и Павла и предстать пред главою Церкви.
Заключение
Итак, мы рассмотрели содержащиеся в "Кодексе канонического права" Церкви католической правовые нормы по основополагающим вопросам церковного устройства: ее иерархическая структура.
Главный вывод проделанной работы, на наш взгляд, заключается в следующем – мы увидели на примере истории и источниках формирования что каноническое право Римско-католической Церкви сформировано не сколько работой Святых Отцов и людей в полной мере стерегущих достоинство правил святых Апостолов, а людьми в цели которых непосредственно входили и личные амбиции и политические интересы.
Например, каноны разделов "Кодекса канонического права" Римско-католической Церкви, посвященные приходскому устройству, в частности, обязанностям настоятеля прихода, почти текстуально совпадают с текстом канонов из "Книги правил святых Апостол", а каноны, содержащиеся в разделах, посвященных иерархической структуре Церкви Запада, у православного исследователя могут вызвать лишь настороженное недоумение.
Так как подавляющее большинство разночтений в канонических сводах Православной и Римско-католической Церкви касаются иерархического устройства, можно с большой долей уверенности заключить – каноны подчеркивают и констатируют разность восприятия самое Церкви Западом и Востоком. Лики двух конфессий, начертанные двумя каноническими сводами, оказываются принципиально разными.
Как уже говорилось, в католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как организм. Организация во главе с папой-монархом, обладающим, согласно канонам, абсолютной властью. Эта узурпирующая сила папской власти наносит непоправимый ущерб соборной природе Церкви, созидаемой внутренней свободой во Христе и святой любовью. Соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующе место.
"Кодекс канонического права" формулирует идею особых преимуществ Римского престола, понимаемых в абсолютном смысле. Каноны фиксируют столь исключительное значение папы в жизни Церкви, что в отрыве от него, по мнению католиков, Церковь не может оставаться Церковью. Иначе говоря, отрыв от папы во всех случаях считается равнозначным отрыву от истинной Церкви.
Римская кафедра признается единственной кафедрой, которая не может быть причастная заблуждению. Церковь не может ни возражать папе, ни судить его. Каноны обязывают ее безусловным подчинением папе, по крайней мере, во всех тех случаях, когда сам папа объявляет такое требование безусловно обязательным. Причем последнее требование распространяется не только на дисциплинарно-организационную сферу церковной жизни, но и на догматическую область, область учения церковного.
Эта идея, рожденная в результате крайних преувеличений и крайностей в понимании преимуществ первенствующей кафедры некогда единой Церкви, резко противоречит духу православной экклезиологии, в основе которой лежит продекларированный еще правилами святых Апостолов дух соборности.
Измена каноническим основам, идея "аджорнаменто", "обновления церковной жизни", вызвавшая, по словам покойного понтифика Иоанна Павла II, необходимость создания нового "Кодеска канонического права" Римско-католической Церкви, некое приспособленчество к духу времени лишили католические каноны того экклезиологического универсализма, которым проникнуты каноны "Книги правил".
Следует помнить, что право, закрепленное этим каноническим сводом, право древней, первенствующей, единой Церкви, нельзя игнорировать ни одной конфессии, называющей себя христианской.
Милостию Божией, православному церковному сознанию, православной канонической науке удалось не повторить ошибок юридически мыслящего Рима и избежать соблазна подведения канонического базиса под современную практику и современные нестроения. Стоящая перед православной канонистикой задача по-прежнему заключается отнюдь не в создании новых канонов, а в уяснении смысла церковной жизни через историю канонов древних и освоения канонического наследия.
Для этого, на наш взгляд, необходимо, во-первых, и церковную практику, и церковные каноны подвергать серьезному историческому анализу. Во-вторых, изучать правовые традиции и церковное устройство Римско-католической Церкви, накопившей немалый правовой опыт, особенно в ходе кодификаций нового времени. Ибо даже отрицательный опыт здесь может быть полезен, так как его изучение дает возможность прояснить, что же в нем неприемлемо для православного канонического сознания.
Список использованой литературы
1.Аксаков Н.П. Предание Церкви и предания школы. М., 2000.
2.Афанасьев Н., прот. Служение мирян в Церкви. М., 1995.
.Балашов Н.В., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.
.Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.
.Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: изд. МГУ, 1994.
.Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Тт.1-4. М., 1994.
.Булгаков С.В. Настольная книга для священнослужителей. М., 1993 (репринт издания 1913 г.).
.Вильгельм де Фрис. Православие и католичество. Противоположность или взаимодополнение? Брюссель, 1992.
.Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и западная традиция. М., 2006.
.Документы II Ватиканского собора. М., "Паолине", 1998.
.Зноско-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство (сравнительное богословие). Изд. ТСЛ, 1992.
.Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: "Республика", 1994.
.Католическая энциклопедия. Тт.1-3. М., Издательство францисканцев, 2005.
.Либеро Джероза. Каноническое право. М.: "Христианская Россия", 1996.
.Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России. Саратов, 1997.
.Огицкий Д.П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. М.: "Отчий дом", 1995.
.Оливье Клеман. Рим. Взгляд со стороны. Православное восприятие идеи первенства римского епископа. М.: "Скименъ", 2006.
.Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М.: "Русские огни", 1994.
.Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: "Зерцало", 2004.
.Хрестоматия по сравнительному богословию. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
.Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002.
.Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 1993.