- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 57,88 kb
История библиотечной науки
Калининградский областной колледж культуры и искусства
Курсовая работа
по дисциплине: Библиотековедение
Тема: История библиотечной науки
Выполнила: студентка IV курса
библиотечного заочного отделения
Фоминых А.В.
Преподаватель: Рузова Н.А.
Калининград
2008
Содержание
Введение
1. Из истории Древней Руси
2. Преобразования библиотечной науки в 18 веке
3. Развитие библиотечной науки в 19 веке
4. Библиотечная наука 20 века (1917-1945)
5. Библиотечная наука 20 века (1945-1998 гг.)
6. Библиотечная наука в современности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечной науки, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний.
Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год ) в Соловецкой летописи, которая сообщала : “Построена у соборной церкви в паперти каменная палата для библиотеки». Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
Из истории Древней Руси
[1]Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “русальными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента. Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек. Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: однигибли, на их месте возникали новые. Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”. Библиотеки были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата – библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии- идеологической основы феодального государства. Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия христианства – официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения,церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из болеете чем 130 рукописных книг 11- 12 веков, около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.
К 16 веку роль библиотеки как ведущей культурной силы постепенно уходит в прошлое. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство.
Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко – культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
Преобразования библиотечной науки в 18 веке
В первой четверти 18 в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. . При школах создаются школьные библиотеки.
В своём трактате “Духовном регламенте” в издаваемых правительством Петра Первого законах и других нормативных актах той эпохи говорится о необходимости организации библиотек при школах, собирание и перепись в монастырских библиотеках древних рукописей, передачи их в государственные учреждения и библиотеки. С этого времени библиотеки стали получать большие пополнения за счёт приобретения пожертвований. В петровское время появляются частные библиотеки исключительно светской литературы или с преобладанием литературы светского характера. В составе преобладали книги на западноевропейских языках. Библиотеки являлись рабочими книжными собраниями, подбираемыми с большим знанием дела. Владельцы – государственные деятели, интеллигенция (врачи, переводчики, учителя), духовные лица. Создаются библиотеки государственных учреждений (Библиотеки Коллегии иностранных, медицинских канцелярий). Первая четверть 18 века- отсюда начинает свою историю одна из старейших и крупнейших библиотек России- библиотека Академии Наук. Предпосылкой создания библиотеки такого масштаба является острая потребность бурно развивающейся страны в крупном книгохранилище, доступном для использования сравнительно широкими слоями русского общества, и являющегося надёжной базой для развёртывания научных исследований по всем отраслям знания. Но изменения произошли не только в количественном составе русского книжного фонда петровского времени, а также в его организации и использовании. Каждая библиотека, как известно, не просто совокупность книг, а организованное собрание. Здесь важны прежде всего основная задача, выполняемая данной библиотекой (исходя из этой задачи определяется профиль её комплектования, состав читателей), удобство использования книжных фондов (наличие каталогов и справочных аннотаций). И в этом плане Библиотека Академии Наук стояла неизмеримо выше других. [2]18 век действительно явился важнейшим этапом исторического развития библиотечной науки. Первая публичная библиотека, первая газета, замена более сложного шрифта на более простой, школы, академии, училища, обязательное начальное образование для дворян- многое было сделано впервые, коренные преобразования были произведены во многих областях науки и культуры, что и послужило толчком для дальнейшего их развития.
Развитие библиотечной науки в 19 веке
В начале 19 века в России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений, положившие начало созданию государственной системы народного образования. Развитие просвещения и издание книг создавали необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечной науки в стране. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей, формированию читательских кругов из среды купечества, мещанства, разночинцев. В связи с реформой народного образования в России значительно расширилась сеть библиотек при учебных заведениях. К началу 30-х годов в России насчитывалось уже 62 гимназические библиотеки, ряд библиотек существовал при уездных училищах. Дальнейший рост технических и других специальных учебных заведений способствовало развитию сети соответствующих библиотек. Так, в первой половине 19 века в связи с открытием новых специальных училищ и институтов создаются библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров и др. В связи с развитием науки и открытием университетов в России в начале 19 века стали возникать университетские библиотеки. В первой половине 19 века открываются пять новых университетских библиотек – в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Киеве. Старейшей и наиболее значительной была библиотека Московского университета, открытая еще в 18 веке и имевшая в начале 19 свыше 20000 томов.
Университетские библиотеки, как указывалось в уставе университетов 1804 года, создавались ”для распространения наук и просвещения”. Заведующий или библиотекарь избирался советом университета из числа профессоров. Кроме того, назначался помощник из адъюнктов или магистров. Правительство предоставило университетам право беспрепятственной выписки книг и периодических изданий из-за границы. Иностранные издания непосредственно поступали в университетские библиотеки, благодаря чему последние получили возможность приобретать запрещенные произведения, хотя их использование строго контролировалось. Библиотеки университетов находились на государственном бюджете. И хотя в 1837 году сумма на содержание библиотек была увеличена, университетские библиотеки испытывали острый недостаток денежных средств, что отрицательно отражалось на комплектовании книжных фондов. Университеты, были лишены возможности своевременно и в необходимом количестве, приобретать текущую научную литературу и периодические издания. Пополнение книжных фондов многих университетских библиотек происходило бессистемно, носило случайный характер и зависело в основном от добровольных пожертвований. В университетских библиотеках велась большая работа по организации, каталогизации и классификации книжного фонда, по разработке оригинальных систем библиотечных классификаций. Не удовлетворялась применявшаяся в западноевропейских университетах факультетской системы расположения книжных фондов, библиотекари русских университетов применяли свои классификационные системы.
Во всех университетских библиотеках имелись рукописные каталоги книжного фонда, некоторые из них составлялись на карточках и назывались “подвижными”. Отдельные университетские библиотеки (Московского, Казанского университетов) издавали печатные каталоги. Организации обслуживания читателей в университетских библиотеках были присущи существенные недостатки. Фондами библиотеки могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университета. Только некоторые библиотеки (Московского, Казанского и Киевского университетов) имели характер публичных и были открыты для «посторонних» читателей. Правилами университетских библиотек и других высших учебных заведений категорически запрещалось выдавать книги читателям, не принадлежащим к университетам. Неудовлетворительно было организовано обслуживание студентов. Доступ в фундаментальную, или главную, университетскую библиотеку студентам запрещался или умышленно затруднялся различными формальностями и ограничениями. По распоряжению правительства для студентов в университетах создавались особые фонды, так называемые казенные студенческие библиотеки. Эти библиотеки комплектовались только справочными изданиями–учебниками, словарями и др. В первой половине 19 века фундаментальной библиотеки Казанского университета принимал активное участие выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский. Всех, знавших Лобачевского, поражала широта его познаний и необыкновенная начитанность. Требования Лобачевского о комплектовании библиотеки, “новейшими сочинениями”, наиболее фундаментальными научными работами и книгами, приносящей “пользу для преподавания наук”, сохранили своё значение и в наши дни, они актуальны и сейчас для любой вузовской библиотеки. Важнейшим источником комплектования фондов при Лобачевском стала подписка на иностранные и отечественные газеты и журналы. Лобачевский справедливо подчёркивал важность своевременного получения научной периодики, «чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы».
В 1910 году вышел в свет печатный орган – журнал "Библиотекарь". В течении шести последних лет он активно боролся за развитие библиотечного дела, объединение общественных сил. Журнал помещал как теоретические статьи по библиотечному и книжному делу, так и отчеты о практике работы библиотек, библиографические заметки, "Свод рецензий" о новых книгах, зарубежную хронику, книгоиздательские объявления, "Список запрещенных изданий". 12
Библиотечная наука 20 века (1917-1945 гг.)
Начало ХХ века характеризуется бурным оживлением демократически настроенной интеллигенции: проводились съезды учителей, книгоиздателей, земских деятелей.
[3]С первых лет Октября Коммунистическая партия, опиравшаяся на активную поддержку всего трудового народа, стала ведущей и направляющей силой развернувшегося по всей стране культурного библиотечного строительства. Библиотечное дело впервые в истории поднялось на высоту государственной важности. Значительно расширяется репертуар литературы, посвященной вопросам теории и практики библиотечного дела, появляются новые пособия и руководства по библиотечной технике, на страницах журналов обсуждаются проблемы организации деятельности публичных и научных библиотек. Наиболее интенсивно разрабатываются вопросы каталогизации и классификации книг, организации библиотечных фондов, больше внимания уделяется методике работы с читателями, изучение их интересов. Предметом исследования библиотековедов становятся такие вопросы, как культурная и общественная роль библиотек в жизни населения. В это время хорошо заметна была деятельность-библиотековеда, писателя Рубакина. Рубакин разработал принципы организации библиотечного дела. Он предложил в каждой библиотеке создавать “библиотечное ядро”. Рубакин- один из немногих деятелей России, который проделал колоссальную работу в области библиотечной науки.В 20-е годы становится базовым, формирующим и одним из плодотворных периодов в развитии советского библиотековедения. Для руководства реорганизацией системы библиотечного обслуживания населения в создаются государственные органы управления библиотеками. 9 ноября 1917 г. в Наркомпросе был образован Внешкольный отдел, который стал выполнять функции основного государственного учреждения, руководившего строительством советской системы библиотечного обслуживания населения. [4]Постановлением Совнаркома 30 декабря 1917 года правительственным комиссаром по внешкольному образованию назначается Н.К. Крупская, которая в эти годы (и в течение 20 лет) непосредственно руководила библиотечным строительством, развитием библиотечного дела в стране. Наряду с Внешкольным отделом в составе Наркомпроса был образован библиотечный отдел для государственного руководства деятельностью научных библиотек, впоследствии он стал центральным органом, руководившим деятельностью государственных, публичных и научных библиотек. Под руководством Н.К. Крупской Внешкольный отдел разрабатывал первые программные документы по строительству советской системы библиотечного обслуживания населения. В ноябре 1918 года состоялось Всероссийское совещание заведующих внешкольными и финансовыми подотделами губернских отделов народного образования, на котором был утверждён разработанный подотделом проект реорганизации библиотечной сети. В основу этого проекта были положены ленинские принципы. Это были принципы планомерной организации библиотечной сети, общедоступность и демократизация библиотек, полной отмены платы, залогов и др. формальностей, затрудняющих доступ народа к книге, следующее- это принцип активного участия в управлении библиотеками самого населения путём создания библиотечных советов, а так же государственной системы библиографии и централизации комплектования библиотечных фондов. Очень большое место в деятельности отдела занимали мероприятия по национализации библиотек и охране книжных богатств.
Советское правительство, в первые же годы советской власти, организовало национализацию книжных богатств и государственную охрану библиотек как общенародного достояния. Национализировались библиотеки бывших царских сановников, книжные коллекции дворян и помещиков, библиотеки упраздненных буржуазных, центральных и местных учреждений, обществ.
[5]Историческая закономерность этих мероприятий советского государства была обоснована В.И. Лениным, призвавшим рабочих заботливо относиться к культурному наследию прошлого, широко использовать его демократические традиции для строительства социалистической культуры. Национализация книжных богатств имела положительное значение, т.к. ликвидировала монополию господствующих классов на знание и просвещение. В июле 1918 г. советское правительство утвердило и опубликовало декрет “Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР”. . Для установления строгого государственного порядка в национализации книжных богатств большое значение имел декрет Совнаркома от 26 ноября Те люди, которые проводили эти реквизиции, конфисковывали личные библиотеки, старались ради народного блага и народного просвещения, чтобы все книги стали общедоступны трудящимся. Однако они сталкивались с массой проблем. Книжные коллекторы, куда свозилась реквизированная литература, были не готовы принять их. Не было выделено специальных транспортных средств. Ценнейшие древние книги зачастую сваливались в кучу на телегах, в вагонах поездов. Они не только гнили и портились в таких условиях, но и расхищались во время перевозок бандитами, могли быть уничтожены при обстрелах дорог. Не было предусмотрено и специального штата работников, занимавшихся перевозкой книг. А в губернских и уездных коллекторах не было подготовлено ни помещений, ни библиотечного оборудования. Некому было разбирать привозимые издания, не было сторожей. У властей не оказалось людских и материальных ресурсов, чтобы организовать охрану книг. После октября 1917 года велась чистка библиотечных фондов. Изымалась религиозная, монархическая и антиреволюционная литература, художественные произведения, воспевающие буржуазную и мещанскую мораль, ”быт, нравы и идеологию старого мира…” Под эти статьи о чистке подходила практически вся литература, издававшаяся до революции и, следовательно, содержавшаяся в реквизированных библиотеках. Н.К. Крупская в статье “Распределение книжных богатств” пишет, что практически все существовавшие до Октября 1917 г. библиотеки “…пришлось пересмотреть и очистить их от массы вредных книг – религиозных, монархических”. Крупская отмечает также, что в начале и середине 1918 г. общее число томов сильно понижается и только в конце 1918 г. и начале 1919 г. повышается более, чем вдвое. “Это указывает на процесс очищения библиотек от негодного хлама и затем на пополнение их закупленными книгами”,- добавила она. Закупленными были, в основном, агитационно-пропагандистская и научно- популярная литература, книги и брошюры об Октябрьской революции, истории революционного движения, о социализме и коммунизме. Массовый этап чисток библиотечных фондов пришелся на начало 20-х годов. Главполитпросвет разослал по территориям Инструкцию о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы. По отделу философии, психологии и этики должны были удаляться “книги в духе ментализма, оккультивизма, спиритизма, книги по хиромантии, магии, сонники”. Эта инструкция относилась к библиотекам, обслуживающим массового читателя, к библиотекам рабочих клубов, районным, городским, сельским. В крупных библиотеках чистка фондов носила иной характер. Здесь создавались так называемые спецхраны (специальные хранилища), где собиралась ”вредная, контрреволюционная и т.д.” литература. Пользоваться этими книгами могли те, кто имел специальное разрешение, а получить его было очень не просто. Т.е. они были недоступны для всех желающих. Первое госсовещание по библиотечному делу проведено в Москве в июле 1918 года. В программу были включены следующие вопросы: централизация библиотечного дела, организация обмена книгами между библиотеками, создание систематического каталога крупнейших библиотек России. В эти годы была начата разработка теории библиотечных каталогов. И на этом совещании в связи с подготовкой общероссийского сводного каталога, было решено создать детальную инструкцию по книгоописанию аи начать работу по изучению принципов его составителя. т.к. библиотечные фонды переводились на десятичную систему классификации, началась разработка варианта распределения книг “по десятичной классификации с терминологией, соответствующей новым условиям жизни в РСФСР”. Также совещание утвердило проект декрета о библиотечном справочном бюро, в котором предлагалось ввести обмен книгами между библиотеками Москвы и Петербурга. Еще совещание признало необходимым учреждение Центрального комитета государственных библиотек. В январе – феврале 1919 года была проведена Первая библиотечная сессия Наркомпросса, в которой участвовали сотрудники Наркомпроса, работники научных и массовых библиотек. В центре внимания на сессии стояли вопросы реорганизации сети массовых библиотек. Сессия утвердила проект “Общие положения о постановке библиотечного дела в РСФСР”, в котором все массовые библиотеки объявлялись общедоступными; все эти библиотеки связывались в единую для страны систему (обмен книгами, координация комплектования фондов и работы по обслуживанию читателей); основными ячейками библиотечной сети признавались центральные губернские, уездные и городские библиотеки, филиальные отделения, районные библиотеки, выдачные пункты, передвижки. С 1920 года Внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской подготавливал план централизации библиотечного дела в РСФСР, что явилось важным теоретическим положением. Основные черты этого плана были намечены в статье Крупской “Централизация БД”, опубликованной в ”Правде” 6 апреля 1920 года. Крупская предлагала связать “в одну общую сеть” и сделать общедоступными для всех читателей все библиотеки страны (включая научные и специальные), равномерно распределять библиотеки на территории города, в первую очередь по рабочим районам, и открывать их в удобное для читателей время. Разработка декрета проходила под непосредственным руководством В.И. Ленина, просматривающего проекты декрета, вносившего в него поправки и дополнения. Важным этапом для развития Советского библиотековедения являлись мероприятия по усилению методического руководства библиотечной науки. В 1921- 1927 годах было издано около 300 книг, брошюр, сборников по вопросам библиотечного дела, не считая многочисленных статей в журналах. В 20-е годы появляются первые научно-исследовательские учреждения в области библиотековедения, работа которых способствовала вовлечению в разработку проблем библиотековедения как представителей смежных наук (книговедения, педагогики, библиографии, психологии), так и библиотекарей-практиков. Уже в первые годы Советской власти при Главнауке Наркомпроса РСФСР был создан кабинет библиотековедения, которым заведовала Л.Б. Хавкина. В 1922 году кабинет был передан в ведение библиотеки Румянцевского музея, а в 1924 году преобразован в Институт Библиотековедения. При институте работала научно-исследовательская комиссия с секциями каталогизации, истории библиотек и методов преподавания библиотечных дисциплин. В 1920 году на базе Российской книжной палаты был организован Институт Книговедения, присоединенный в 1925 к государственной публичной библиотеке в Ленинграде, и получивший название научно-исследовательского института книговедения. В 1925 году при научно-политической секции ГУСа (государственного ученого совета) была организована библиотечная комиссия, в обязанности которой входило общее руководство и координация научно-исследовательской деятельности библиотек и библиотечных учреждений всех типов и видов в области библиотечного дела, библиографии и книговедения. Большое значение для развития советского библиотековедения имели проводившиеся в 20-е годы библиотечные съезды и конференции. На них были разрешены многие, хотя, разумеется, далеко не все спорные вопросы, обоснованы ведущие положения, намечены пути дальнейшей научно-исследовательской работы в этой среде. Особая роль в формировании библиотечной теории, в обобщении всех основных типов библиотек принадлежит Первому библиотечному съезду РСФСР. Съезд открылся 1 июля 1924 г. и работал до 7 июля. Рассматривая проблемы библиотечной науки, съезд опирался на фундаментальные принципы библиотечного строительства, сформулированные Лениным. Документы съезда содержат богатый материал для анализа развития теоретических основ руководства чтением, изучения читательских интересов, формирования библиотечных фондов, построения единой системы библиотечного обслуживания, научной организации труда в библиотечном деле, библиотечной статистики. Съезд признал настоятельную необходимость развития библиотековедения, расширения исследований по всем перечисленным направлениям. Важное значение для развития советского библиотековедения имело Первая Конференция научных библиотек РСФСР (7-12 декабря 1924 г.). На ней были заслушаны доклады Хавкиной Л. Б. “Научная разработка вопросов библиотековедения” и “Подготовка научных библиотекарей”. Конференция рассмотрела широкий круг вопросов: методы работы научной библиотеки, вопросы статистики, предметный и систематический каталоги, обязательный экземпляр произведений печатей, внутрисоюзной и международный книгообмен и др. Впервые была предпринята попытка определить библиотековедение как самостоятельную науку. В острой борьбе разных точек зрения отстаивался принцип партийности библиотечного дела, особенно в дискуссии о роли каталогов в работе с читателями. На конференции было отмечено, что сов. научная библиотека должна содействовать изучению и пропаганде марксизма- ленинизма. Так же она выдвинула такие принципиальные требования к организации научно- исследовательской работы в библиотековедении, как плановость, определение актуальности тем. 3-9 декабря 1926 г. прошла Вторая Всероссийская конференция научных библиотек, на которой библиотековедение было определено как научная теоретическая дисциплина. В целом в материалах библиотечных съездов и конференций предпринимались попытки научно осмыслить место библиотеки в жизни советского общества, раскрыть социальные функции библиотек, обосновать социальные принципы построения системы библиотечного обслуживания, наметить пути развития библиотековедения как науки. Но не смотря на все эти мероприятия в теоретической разработке библиотечных проблем ещё имелись серьёзные недостатки. Подавляющее большинство библиотечных работников не имело достаточной теоретической подготовки. Следовательно начиналась организация подготовки библиотечных кадров. [6]Одной из основных трудностей библиотечного строительства в первые годы Советской власти был острый недостаток кадров, способных по – новому поставить работу библиотек, связать её с задачами построения социалистического общества, привлечь к участию в библиотечное дело массы трудящихся. Необходимо было так же провести работу по перевоспитанию и переподготовки старых специалистов. Задача подготовки библиотечных работников в 1918- 1920 годах решалась в основном путём организации краткосрочных внешкольных курсов, где проходили переподготовку и библиотекари, уже имеющие опыт. Организация этих курсов страдала существенными недостатками. На них изучались главным образом вопросы библиотечной техники и мало уделялось внимания организации обслуживания читателей и справочно-библиографической работе. Специальные дисциплины, которые читались на курсах, не были освобождены от груза схоластики, объективистских положений и идеалистических ошибок. Общественные и общеобразовательные науки на курсах не преподавались. В конце 1918 года основано первое советское библиотечное учреждение (учебное заведение) – библиотечная семинария. Организатором этой библиотечной семинарии, просуществовавшей до 1920 года, выступила Крупская. В декабре 1918 года в Петербурге было открыто первое в стране высшее учебное заведение для подготовки культурно- просветительных и библиотечных работников – Институт внешкольного образования (ныне Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской). В его составе имелась книжно-библиотечная группа (с 1919 г. – книжно-библиотечный факультет), которая готовила заведующих библиотеками, организаторов и инструкторов библиотечного дела. Но приём на библиотечные отделения был не велик, и острая потребность в квалифицированных библиотечных кадрах оставалась проблемой, которую предстало ещё решить.Перелом в организации библиотечного дела в СССР начался после того, как было принято постановление ЦК ВКП (б) “Об улучшении библиотечной работы” (30 октября 1929 года). В этом постановлении партия, признав “состояние библиотечного дела неудовлетворительным”, наметила меры к тому, чтобы” решительно перестроить библиотечную работу в соответствии в возрастающим положительным значением” и “превратить библиотеки в культурные центры, активно содействующие мобилизации масс на выполнение 5-го плана социалистического строительства”. Партийным организациям, профсоюзам, наркомпросам союзных республик рекомендовалось расширять сеть библиотек и улучшать их материальное положение, привлекая к библиотечному строительству трудящихся. При перестройке сети главное внимание обращалось на открытие библиотек в рабочих центрах, на ударных новостройках. Признавалось необходимым в ближайшее время расширить сеть детских отделений при библиотеках.
Постановлением было положено начало ряду государственных мероприятий по подъёму библиотечного дела в стране. Одним из этих мероприятий по явилась организация по методу похода за культуру, за ликвидацию неграмотности и малограмотности, – библиотечного похода, похода за книгу, за библиотеку. Библиотечный поход рассматривался как важное государственное мероприятие. Он должен был способствовать привлечению в библиотеки новых читательских контингентов, организации самой широкой пропаганды литературы среди рабочих, крестьян, молодёжи, женщин. Библиотечный поход начал активно развёртываться в стране к 1929 г., достигнув наивысшего размаха к середине 1930 г. Во время похода улучшилась организация обслуживания читателей; большое применение получили такие формы, как передвижные библиотеки и книгошество, массовая пропаганда литературы, в том числе и различные виды наглядной пропаганды, использовались как действенное средство привлечения специалистов библиотечного актива. Однако уже к сер. 1930 г. стало ясно, что библиотечный поход развёртывается очень медленно, при недостаточной активности общественности и библиотечных работников и не приносит желаемых результатов. Основными причинами этого следует назвать следующее: малое участие в библиотечной работе профсоюзных, комсомольских и др. общественных организаций; крайне неудовлетворительная материальная база многих библиотек; плохая организация комплектования библиотечных фондов; обособленность и разобщённость библиотек. Основное внимание было уделено улучшению состава книжных фондов библиотек и организации пополнения их новейшей литературой: неоднократно проводились просмотры и чистки книжных фондов массовых библиотек от устаревшей, идеологически вредной литературы, налаживалось централизованное комплектование городских и сельских массовых библиотек. Так же были приняты меры к увеличению сети массовых библиотек на селе и улучшению их работы по пропаганде книги, увеличение профсоюзных библиотек.
Проведённая по постановлению правительства Всесоюзная перепись библиотек отразила быстрый рост библиотечной сети в стране. К сожалению, в переписи не получили полного отражения данные о читателях библиотек, общее число которых в это время составляло 25-30 млн. человек. Ведущее место в системе библиотек страны занимали массовые библиотеки, составляющие 44% общего числа библиотек. По сравнению с дореволюционным временем их число увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжных фонд- в 10 раз. Значительно выросла сеть сельских библиотек. Их число по сравнению с 1929 годом увеличилось почти в 2 раза и составило в 1934 году 36,3 библиотек, т.е. 72% всех массовых библиотек СССР. Кроме того, колхозное крестьянство обслуживали книгой несколько тысяч библиотек колхозов и совхозов, машинно- тракторных станций. Улучшилось библиотечное обслуживание населения союзных республик. Но перепись библиотек выявила и недостатки в развитии библиотечного дела – книжный фонд неравномерно распределялся между городскими и сельскими библиотеками; также книжный фонд массовых библиотек ещё недостаточно используется читателями, слабо развит межбиблиотечный абонемент. Крайне неудовлетворительно состояние квалификации работников. По материалам Всесоюзной переписи, в стране имелось свыше 16 тыс. научных и специальных библиотек. В их числе более 3,5 тыс. государственных публичных, вузовских и библиотек научно- исследовательских учреждений с книжным фондом около 112,5 млн. экз. Однако в целом данные переписи показали серьёзные достижения библиотечного дела за годы Советской власти. В 1936 г. библиотека Коммунистической академии передаётся в ведение АН СССР и преобразуется в Фундаментальную библиотеку общественных наук. В 1938 г. в Москве открывается Государственная публичная историческая библиотека, открывается и Государственно – политехническая библиотека (1940 г.) Больших успехов советское библиотековедение достигло и в разработке ряда основных теоретических проблем теории и практики библиотечной науки. Практическое значение имела деятельность А.М. Троповского в разработке таблиц десятичной классификации для массовых библиотек Важная научная работа развернулась в области разработки принципов описания произведений печати для каталогов различных типов библиотек. Был опубликован ряд научных работ по организации систематического и алфавитного каталогов. Проведена исследовательская работа в области централизации. Успешно развивалась научно- исследовательская работа по проблемам комплектования и организации библиотечных фондов. В июле 1930 г. по постановлению правительства был открыт Московский библиотечный институт (первый библиотечный ВУЗ в стране). Дальнейшее совершенствование и расширение библиотечного образования привело к преобразованию политико – просветительных вузов в библиотечные институты: в 1935 г.- открыт библиотечный ВУЗ в Харькове, в мае 1941- в Ленинграде. Таким образом, к 1930-м годам в СССР окончательно сложилась система подготовки библиотечных кадров в специальных библиотечных институтах и техникумах.
Огромные успехи библиотечного строительства в 30-х годах выдвинули серьёзные задачи в области развития теории библиотечной науки, изучения и обобщения передового опыта работы советских библиотек. Между тем теория отставала от богатой практики библиотечной работы. Недостаточно разрабатывались теоретические основы руководства чтением и изучения читателей, проблемы комплектования библиотечных фондов, организации библиотечной сети, методики массовой работы библиотек и другие важные вопросы. Большим недостатком являлось отсутствие тесной связи библиотековедения с педагогикой, психологией и другими смежными науками. Это во многом объяснялось тем, что разработкой теоретических проблем занимались главным образом старые специалисты – их было немного, и они были недостаточно вооружены теорией. Всё это способствовало проникновению в библиотековедение путаницы, механистических и объективистических ошибок, рецидивов буржуазных теорий в работе библиотек. Центральной задачей по-прежнему оставалась борьба за партийность библиотечной науки, против некритического заимствования и перенесения в практику советских библиотек отдельных форм и методов буржуазного библиотековедения. Важное значение в этом направлении имела проводившаяся в начале 30-х годов дискуссия по вопросам книговедения, библиотековедения и библиографии. Дискуссия помогла преодолеть объективистские и формалистические положения библиотековедения, способствовала отказу от перенесения в советскую библиотечную науку сомнительных «новшеств» современной буржуазной мысли; привлекла внимание широких кругов библиотечной общественности к коренным проблемам библиотечной теории и практики, к разработке несущих проблем советского библиотековедения. В целом дискуссия имела положительное значение и сыграла важную роль в развитии советской библиотечной науки. Ещё более быстрыми темпами должно было развиваться библиотековедение в СССР в 40-х годах.
Библиотечным работникам рекомендовалось организовать в библиотеках ежедневные читки газет, разрабатывать книжные выставки, составлять рекомендательные списки литературы по военной тематике. Особое внимание обращалось на обслуживание производственных и сельскохозяйственных предприятий, сборных пунктов, мобилизованных воинских частей передвижными библиотечками военно-оборонной и политической литературы. Наркомпрос обязывал библиотекарей использовать наиболее массовые и гибкие формы продвижения литературы – читки книг и газет, беседы, вечера вопросов и ответов, выпуск боевых листков, плакатов, выносить всю работу библиотек на предприятия, в колхозы и совхозы, на призывные и агитационные пункты, в воинские части и госпитальные учреждения . Наркомпрос РСФСР призвал обратить все усилия на то, что бы библиотеки работали бесперебойно и их сеть не сокращалась. Выполнить эти задачи было под силу не каждой библиотеке. Перестройка работы библиотек проходила в очень сложных условиях. Многие библиотечные работники были призваны в ряды Красной Армии. По призыву
Родины вместе с другими советскими патриотами ушли на фронт или добровольно вступили в ряды Народного ополчения многие библиотекари. Многим организациям не удалось сохранить свои библиотеки. В первую очередь из библиотек эвакуировались фонды отделов рукописей и редких книг, ценнейшие коллекции нелегальной революционной литературы, а также другие особо ценные собрания книг и переводных изданий. В годы войны с большой остротой встал вопрос о пополнении библиотек новой литературой и непериодическими изданиями. Приток литературы в массовые и научные библиотеки уменьшился в связи с тем, что сократилась издательская деятельность и перестали выходить многие журналы и газеты. В этих трудных условиях был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение снабжения библиотек всеми новыми выходящими изданиями. В библиотеки рассылались массовые издания специальных библиотечек “Правды”, “ Фронтовой библиотеки “, брошюры, листовки, плакаты, учебные пособия. Поскольку главной задачей было оказание помощи промышленности в создании машинной боевой техники, а следовательно потребность в теоретических знаниях, то особая ответственность ложилась на технические библиотеки. На отраслевом и региональном уровнях руководящую и координирующую роль выполняют отраслевые библиотеки промышленных наркоматов и многоотраслевые территориальные библиотеки (опорные) – филиалы государственной научной библиотеки, возглавлявших сеть технических библиотек. Уже к концу войны технические библиотеки довольно широко взаимодействовали между собой и с библиотеками других систем (на всесоюзном уровне – под руководством ГН, на отраслевом – библиотек наркоматов, на региональном – территориальных филиалов ГНБ). Во время войны главным девизом, определяющим деятельность всех библиотек, в том числе и ГНБ , стал лозунг “Всё для фронта; всё для победы !” Уже в июле 1941 г. ГНБ направила в адрес отраслевых библиотек наркоматов и территориальных библиотек инструктивно-методическое письмо “О перестройки библиотек в связи с военным временем” с конкретными указаниями по обеспечению предприятий и организаций промышленности литературой и информацией в помощь освоению новой военной техники, организации систематической информации читателям о сообщениях Советского Информбюро. В связи с эвакуацией возникла необходимость скорректировать профиль комплектования технических библиотек применительно к специализации новых потребностей. Но возможности широкого приобретения нужной литературы были ограничены, поэтому приходил на помощь Межбиблиотечный абонемент, осуществлялся обмен библиографическими справками. В 1943 г. ГНБ выпустила в помощь библиотечным работникам инструктивно-методическое пособие ”Восстановление технических библиотек” составленное Коротыгиным. В нем говорится об организации обеспечения литературой работников предприятий в помощь выполнению ими военных заданий; содержит рекомендации по восстановлению библиотечного помещения и оборудования, книжных фондов и каталогов. В приложении даны образцы гарантийного обязательства МБА, и т.д. В декабре 1942 г. и в августе 1943 г. ГНБ провела совещания областных опорных НТБ – своих территориальных филиалов, посвященных основным направлениям работы в военное время. Было подчеркнуто, что возросло их значение в обслуживании всех отраслей промышленных регионов, усилилась роль в осуществлении связи близлежащих библиотек между собой и с библиотеками центра. В связи с изменениями условий работы на предприятиях были продлены часы обслуживания читателей в библиотеках, чтобы рабочие дневных и ночных смен могли беспрепятственно получать литературу. Многие библиотеки в военный период обслуживали читателей без выходных. Изменился и круг читателей – это женщины и подростки, заменившие мужчин на производстве. Видное место в работе библиотек заняли рукописные "боевые листки" и книжки – самоделки, которые как правило изготовлялись из газет, где в годы войны печатались (с продолжением) романы, повести и пьесы советских писателей. Книжки – самоделки составлялись так же на общественно- политические и военно – оборонные темы. В связи с консервацией школ и закрытием ряда детских библиотек в массовых библиотеках страны намного увеличилось число читателей. Для обслуживания читателей – школьников в массовых библиотеках собиралось необходимая учебная литература, создавались условия для самостоятельной работы школьников в читальных залах и специальных комнатах. Большое место в политико – массовой работе библиотек отводилось разъяснению характера и целей освободительной войны немецко- фашистских оккупантов, пропаганде исторических задач разоблачения античеловеческой сущности фашистской идеологии. Темы "Война гитлеровской Германии – война справедливая освободительная”, “Разгром гитлеровской Германии неизбежен”, ”Фашизм – враг народов” и др. являлись ведущими в массовой и индивидуальной работе библиотек с читателями. Значительно активизировалась работа библиотек по пропаганде сельскохозяйственной литературой. Библиотечные работники оказывали действенную помощь новым кадрам, заменившим колхозников, ушедших на фронт, трудящихся городов, привлекавшимся к выполнению сельскохозяйственных работ, в овладении передовой агротехникой, техникой работы на сельскохозяйственных машинах, тракторах и автомобилях. Вся работа библиотек в этой области была подчинена мобилизации трудящихся на своевременное проведение сельскохозяйственных работ, на обеспечение фронта и всей страны сельскохозяйственными продуктами. Стремясь удовлетворить возросший спрос читателей на литературу по овощеводству и огородничеству, библиотеки проводили беседы, лекции и консультации по агротехнике выращивания овощей, пропагандировались книги и брошюры об использовании грибов, лесных ягод и др. съедобных дикорастущих культур. Подлинный героизм и гражданское мужество проявили Ленинградские библиотекари, которые в условиях прифронтовой полосы, голода, холода и невиданных лишений в осаждённом городе продолжали стойко и мужественно трудиться на своих постах. Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили самоотверженный труд работников массовых библиотек. Многие из них были награждены орденами и медалями Советского Союза, премиями и переходящими знамёнами. Благодаря сотням библиотек в стране не прекращался обмен информацией.
Одной из важнейших задач библиотек в годы ВОВ являлось библиотечное обслуживание раненых бойцов, командиров и политработников. Они брали шефство над отдельными госпиталями и санитарными учреждениями, обеспечивая их необходимой литературой, организуя массовую и индивидуальную пропаганду книги среди раненных. По инициативе библиотечных работников передвижные библиотеки выделялись в санитарные поезда, они снабжались новой литературой и периодикой. Особенно большой размах получила массово – политическая работа библиотек в госпиталях. Проводились чтения, организовывались литературные вечера и читательские конференции, выступали с обзорами книг, докладами, лекциями. В период войны, невзирая на трудности и сложные условия, н прекратилась научная работа в области библиотековедения и библиографии.
Одним их важнейших направлений исследований в области библиотековедения было изучение и обобщение опыта работы библиотек в условиях военного времени, исследование и разработка форм и методов эффективной помощи библиотек фронту и тылу. Эти вопросы освещались в докладах и сообщениях, на совещаниях библиотечных работников, на спец. научных семинарах. В марте – апреле 1942 г. в Москве была проведена научная сессия по вопросам библиотечно – библиографической работы в дни ВОв, организованная
Московским библиотечным институтом при участии работников научных и массовых библиотек. В докладах освещался опыт работы в госпиталях и воинских частях, упоминалось о сохранении и восстановлении библиотечных фондов. На юбилейной сессии, посвящённой 80 – летию Государственной библиотеки им. Ленина одно из центральных мест заняли вопросы обобщения опыта библиотечно – библиографической работы в период войны. Доклады сессии в 1943 г. были изданы отдельной книгой. Разрабатывались выдвинутые условиями военного времени темы о режиме хранения библиотечных фондов в военных условиях, о реставрации книг и рукописей, повреждённых водой и льдом, об охране книг от поражения отравляющими веществами и др. В годы войны продолжалась научная разработка теоретических проблем библиотековедения , начатая ещё в предвоенные годы. Это были главным образом исследования по истории библиотечного дела, по вопросам классификации и каталогизации, организации библиотечных фондов и каталогов. В помощь библиотечным работникам были подготовлены и изданы краткие руководства по библиотечной работе и библиотечной технике и таблицы по библиотечной классификации. Особое место отводилось изучению опыта работы зарубежных библиотек в условиях 2- й мировой войны.
Приближался день Великой Победы, библиотеки вписали главную страницу в свою историю, с честью выполнили свой гражданский долг.
Библиотечная наука 20 века (1945-1998 гг.)
После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших задач Советского государства в послевоенный период стало восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, широкое развертывание библиотечного обслуживания населения. Скорейшему восстановлению библиотечной сети в послевоенные годы значительно содействовал Государственный фонд, который с 1943 по 1947 года направил в библиотеки Советского Союза свыше 13 млн. книг. В 1945 г. в РСФСР и других союзных республиках была проведена государственная регистрация библиотек, позволившая выявить действительное состояние их сети. Она показала, что в РСФСР около 50% районных библиотек имели фонд менее 5тыс. книг каждая и 62,7% сельских библиотек – до 1 тыс. Такое же неудовлетворительное положение было выявлено при проверке детских библиотек. На основе государственных заданий в каждой республике был составлен пятилетний план, предусматривавший полное восстановление библиотечной сети и некоторое увеличение числа массовых библиотек по сравнению с 1941 г. В РСФСР была поставлена задача в 2-3 года увеличить фонды каждой сельской библиотеки не менее чем до 3 тыс. экземпляров, районной – до 10 тыс., детской – до 20 тыс., областной (краевой)– до 100 тыс. экземпляров. В 1948 г. 55 библиотек-автомобилей в 24 областях (краях) и автономных республиках РСФСР охватили библиотечным обслуживанием свыше 1,7тыс. сельских населенных пунктов, привлекли к чтению около 46 тыс. читателей, которым выдавали около 310 тыс. книг. Эта форма обслуживания сельского населения постоянно развивалась в последующие годы. Большое внимание библиотечному строительству на селе стали уделять колхозы. По инициативе Омской области, где уже в 1949 г. почти все колхозы открыли библиотеки, движение за создание сети колхозных библиотек охватило Воронежскую, Костромскую, Московскую, Ростовскую и др. области РСФСР. Был организован массовый сбор книг для новых сельских и колхозных библиотек. В РСФСР только в 1949 г. собрали около 3 млн. изданий. В результате принятых мер в РСФСР уже в 1948 г. сеть районных и окружных библиотек по сравнению с 1941 г. составила 112% и сельских 97,9%. В этом же году сеть городских и детских библиотек по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 16-22%. К началу 1950 г. сеть массовых библиотек Комитета по делам культурно-просветительских учреждений РСФСР превысила довоенную более чем на 2 тыс. В целом по сравнению с довоенным периодом число массовых библиотек в СССР увеличилось почти на 28 тыс., а их книжный фонд – почти на 60 млн. экземпляров. В конце 1950 г. в СССР уже было 351,1 тыс. библиотек всех видов с книжным фондом 714 млн. экземпляров. В 1953 г. руководство сетью государственных массовых и республиканских библиотек было возложено на образованные в СССР и союзных республиках министерства культуры, призванные координировать работу библиотек различных ведомств и организаций. Создание министерств культуры способствовало дальнейшему подъему библиотечного дела, усилению государственного контроля за работой библиотек, упорядочению их сети и более равномерному размещению по территории страны. Начало перестройки работы библиотек в соответствии с новыми историческими задачами положило постановление ЦК КПСС “О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране”, которое вышло в 1959 г. Постановление указало на неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, а также работы по подбору и воспитанию библиотечных кадров. Определяя пути улучшения библиотечного дела в стране, ЦК КПСС возложил на Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик методическое руководство библиотечным делом и координацию деятельности библиотек всех ведомств, организаций и колхозов. Для осуществления государственного контроля за работой библиотек при Министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция.
Улучшилась подготовка учебников и учебных пособий для высших и средних библиотечных учебных заведений. В это время вышли первые издания учебников для библиотечных институтов по истории библиотечного дела, общему библиотековедению, библиотечным фондам и каталогам, по работе с читателями и руководству чтением в массовых и детских библиотеках. Издание учебников явилось новым шагом в развитии библиотековедения, в изучении и обобщении актуальных проблем библиотечной практики; оказало большое влияние на общее состояние научно-исследовательской работы.
Постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров, особенно для научных, вузовских и специальных библиотек, по развитию научно – информационной и рекомендательной библиографии, строительству и оборудованию библиотек, организации централизованной классификации и каталогизации книг и др. Был проведён ряд совещаний библиотечных работников, а также межвузовских конференций. Доклады и выступления участников этих совещаний и конференций публиковались в специальной периодической печати. Наибольшую ценность имели сборники, посвящённые разработке и обобщению проблем открытого доступа в массовых и научных библиотеках, идейно-воспитательной работы библиотек, пропаганды общественно-политической литературы в помощь коммунистическому воспитанию трудящихся. Ряд ценных статей о теоретических основах руководства чтением, изучении читательских интересов и руководстве чтением детей был опубликован в сборнике «Библиотекари СССР. Опыт работы», в трудах институтов и библиотек.
Была осуществлена большая работа по созданию советской библиотечно-библиографической классификации. Значительное внимание уделялось разработке теоретических проблем организации библиотечного обслуживания населения, планирования и координации библиотечной сети.
В то же время развитие библиотековедения как науки по многим важным направлениям продолжало отставать от потребностей библиотечного дела в СССР. Остро сказывалась недостаточная разработка методологических основ, закономерностей и специфики, присущих библиотековедению как науке. Важной причиной отставания библиотековедения являлось отсутствие единого центрального органа, координирующего и направляющего работу институтов и библиотек.
В 1964 г. при Министерстве культуры РСФСР был создан Совет по координации научной работы в области библиотековедения и библиографии. На Совет возлагалась задача организации кооперирования деятельности крупнейших библиотек и вузов по разработке наиболее актуальных проблем библиотечной науки, определения проблематики научных исследований и составление сводных планов научной работы. Совет объединил в рамках проблемных комиссий научных работников крупнейших библиотек и вузов страны и направил их внимание на изучение и обобщение основных теоретических проблем библиотековедения. Совет рассмотрел и утвердил сводный план научно-исследовательских работ на 1965-1967 гг.
Был намечен ряд мер по укреплению материальной базы библиотек, расширению строительства библиотечных зданий, улучшению библиотечного оборудования действующих библиотек и внедрению механизации и автоматизации в библиотечно-библиографические процессы, в первую очередь связанные с обслуживанием читателей. Одним из важнейших направлений совершенствования библиотечного дела в стране явилась централизация сети библиотек. По инициативе Министерства культуры РСФСР с начала 1966 г. был организован эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах. В 1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили “Примерные положения организации единой сети массовых библиотек”, которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке. Эксперимент по объединению ранее самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, выделение центральных библиотек и реорганизация всех других в ее филиалы дали положительные результаты. Во всех городах и районах, где проводилась централизация, заметно улучшилось комплектование и использование фондов, стали внедряться экономичные и прогрессивные методы обслуживания книгой всех групп населения, повысилась организующая роль центральных библиотек, их ответственность за состояние библиотечной работы в регионе.
Таким образом, 1966-1970 гг. стали важным этапом на пути строительства советской библиотечной системы, дальнейшего претворения в жизнь ленинских указаний о создании единой планомерно организованной библиотечной сети, всесторонне удовлетворяющей политические, общеобразовательные и производственные запросы трудящихся. К началу 1974 года централизация сети государственных массовых библиотек была осуществлена более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик. Одновременно началась централизация сети профсоюзных библиотек. Прогрессивная форма организации библиотечной сети быстро завоевывала всеобщее признание у читателей и библиотечных работников. Важным достижением советского библиотечного строительства в 60-е гг. явилось создание сети самостоятельных юношеских библиотек. В октябре 1966 г. была открыта Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР – научно-методический центр для библиотек, работающих с юным читателем. Большая работа была проведена по упорядочению размещения сети массовых библиотек, кооперированию и координации их работы в области комплектования фондов, обслуживания читателей, справочно-библиографической и методической работы. Положительные результаты дал эксперимент по объединению работы школьных и сельских библиотек по обслуживанию книгой учащихся. Была проведена работа по созданию в каждом районе детской библиотеки, а во всех республиках и областях-областных и республиканских детских библиотек. Принимались меры к укреплению и дальнейшему развитию школьных библиотек, расширению сети юношеских библиотек и организации центральных юношеских библиотек в крупных городах. В 1966 г. была открыта Республиканская юношеская библиотека в Москве. В начале 70-х гг. в РСФСР работало уже 25 самостоятельных юношеских библиотеки.
В августе 1967 г. Министерство культуры СССР образовало в Государственной библиотеке им. Ленина научно-исследовательский отдел библиотековедения и библиографии, на который была возложена задача проведения исследований по важнейшим проблемам библиотечного дела и библиографии, координации и кооперирования научно-исследовательской работы крупнейших библиотек и кафедр библиотековедения и библиографии вузов. Научно-исследовательский отдел был также образован В Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.
На основе исторических решений 25 съезда КПСС и постановления ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно – техническом прогрессе” (май 1974 г.) в десятой пятилетке была развернута серьезная работа по совершенствованию библиотечного дела в стране, справедливо квалифицированная как новый этап библиотечного строительства в СССР. Этот этап прежде всего характеризуется укреплением и дальнейшим развитием межведомственных связей в библиотечном деле, усилением координации и кооперирования деятельности библиотек. Образованная в 1975 г. по решению правительства Государственная межведомственная библиотечная комиссия при Министерстве культуры СССР на своих заседаниях обсудила проблемы организации единой системы библиотечного обслуживания населения в СССР. На первом заседании (июнь 1976 г.) был утвержден план работы комиссии, одобрены проекты координационного плана научно-исследовательской работы по библиотековедению, теории библиографии и книговедению на 1976-1980 гг. и ”Положение о международном абонементе библиотек Советского Союза”. Библиотечная комиссия образовала экспертную группу по подготовке проекта “Основных направлений развития библиотечного дела в стране на 1976 – 1980 гг.”, а также обсудила насущные проблемы механизации в библиотеках и органах информации. Второе заседание Государственной межведомственной библиотечной комиссии (январь 1977 г.) одобрило проект ”Основных направлений развития библиотечного дела в стране на 1976 – 1980 гг.” Одобренный Государственной межведомственной комиссией документ “Основные направления развития библиотечного дела в стране на 1976 – 1980 гг.” наметил конкретные меры по дальнейшему подъему библиотечного обслуживания населения. Важной особенностью нового этапа библиотечного строительства явилось осуществление ленинской идеи создания в стране планомерно организованной сети библиотек. В десятой пятилетке планируется завершить централизацию государственных массовых библиотек и создать около 4 тыс. централизованных библиотечных систем. В 1980 г. будет создано 3 тыс. профсоюзных и 720 межсоюзных с цеховыми филиалами на крупных предприятиях. Централизация будет активно внедряться в сеть научных, технических и специальных библиотек. Решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС выдвигают перед библиотеками как идеологическими и информационными учреждениями требование поднять свою деятельность на уровень больших и сложных задач, которые решаются партией в процессе совершенствования развитого социализма. В культурном потенциале страны важное место принадлежит книжным фондам библиотек. Совокупный книжный фонд библиотек всех типов и видов различной ведомственной подчиненности достиг в 1983 г. объема в 5 млрд. экз. Изыскивая пути совершенствования своей идеологической, воспитательной, пропагандистской, культурно – просветительной и информационной деятельности в соответствии с решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, библиотеки, методические центры и органы культуры должны учитывать постоянный рост информированности советских людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Именно этим обусловлены новые, высокие требования к работе библиотек по комплектованию, организации, пропаганде, использованию и сохранности фондов. Основное содержание этой работы определено совместным приказом Госкомиздата СССР и Министерства культуры СССР от 1 марта 1982 г. ”О мерах по улучшению комплектования и использования книжных фондов библиотек” и приказом Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983 г. ”О серьезных недостатках в работе некоторых органов культуры и подведомственных им библиотек по использованию, комплектованию и сохранности книжных фондов”. Главной целью ее становится улучшение использования библиотечных фондов. Органы культуры, выполняя приказ Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983 г., обязаны организовать плановое инспектирование работы библиотек по использованию книжных фондов, в первую очередь общественно-политической, производственной и художественной литературы. В течение 1983 – 1984 гг. надлежит проверить в каждом регионе не менее 25% ЦБС, широко используя для этого взаимопроверки библиотек. Основными способами изучения использования фонда служат статистический анализ и просмотр книг на полках, сопровождающийся подсчетом количества выдач. 13 марта 1984 г. в свет выходит “Положение о библиотечном деле в СССР”. Основным принципом организации библиотечного дела в СССР, законодательно закрепленным в Положении, является объединение библиотек в единую систему, плановое их развитие и рациональное размещение на территории страны с учетом особенностей и перспектив развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства. В Положении отмечено, что в основе организации, развития и функционирования единой системы лежит централизация- объединение библиотек в ведомственные (отраслевые) или межведомственные (межотраслевые) системы. В связи с этим органы руководства библиотечным делом должны усилить внимание к вопросам совершенствования работы библиотек в условиях централизации. “Положение о БД в СССР” определило основы организации и функционирования единой системы библиотек нашей страны, цели и перспективы её дальнейшего развития. Законодательно установлена необходимость согласования профилей комплектования фондов библиотек, совместной организации научно- методической, справочно- библиографической и научно- исследовательской работы, использование технических средств, осуществления иных форм координации и кооперации работы, независимо от подчиненности в масштабах города, района, автономного округа, автономной области, края, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Таким образом, объективно существующая тенденция к объединению средств и усилий библиотек в организации обслуживания населения на территориальном уровне получила юридическое обоснование. В 1988 г. в стране насчитывалось 330 тыс. библиотек с общим фондом в 5,6 млрд. ед. хр., которые обслуживают 220 млн. человек. Среди них 110 тыс. библиотек системы Министерства культуры СССР с книжным фондом 1,7 млрд. ед. хр. Однако массовыми библиотеками всех ведомств пользовалось 54% населения. Это свидетельствует о том, что существующие формы и методы работы с населением в ряде случаев не соответствует сложившейся социально- культурной ситуации , не отвечает возросшим духовным потребностям населения. В 1989 г. с участием отряда министерств подготовлена межотраслевая программа создания технических средств для учреждений культуры на 1989 – 1995 гг. Ставится задача увеличить производство, расширить ассортимент оборудования, резко повысить технико-экономические характеристики изделий. Реализация программы будет означать внедрение в библиотечную практику видеотехники, компьютеров, светового оборудования и других технических достижений. 1992-1995 гг. – наиболее суровый период в истории библиотечного дела в России и в странах бывшего СССР. В этот период были резко нарушены, а в ряде случаев просто варварски оборваны связи библиотек в системе СНГ. Попытки сохранить эти связи предпринимались отдельными библиотеками. Оставшись практически без средств к существованию, что отмечалось почти ежедневно в получавшихся Минкультуры РФ письмах с мест, библиотеки начали путем проб и ошибок искать пути выживания в экстремальных для них и в целом для российской культуры условиях. Многие библиотеки были закрыты, фонды их распродавались или просто исчезали в неизвестном направлении, переданные же для перераспределения фонды лежали мертвым грузом, так как никто не знал, каким образом их перераспределять. Помещения библиотек распродавались, значительное число библиотечных работников вынуждено было уйти в другие сферы: образование, хозяйство или предпринимательство. Минкультуры в 1993-1994 гг. предприняло попытки анализа и стабилизации положения в библиотечном деле. В одних случаях они удались, в других – нет. В значительной степени на профессионализм управленческого звена исполнительной власти в области библиотечного дела влияло то, что специалисты высокой квалификации, работавшие в Минкультуре СССР, оказались вне библиотечной деятельности, а специалисты Минкультуры РФ не смогли быстро и на необходимом уровне перестроиться на новое качество деятельности. Неоднократные смены в аппарате Управления по делам библиотек, появление среди руководителей лиц с высокой квалификацией, но не имеющих библиотечного образования или достаточного опыта библиотечной работы, также отрицательно сказывалось на принимаемых управленческих решениях этого периода. Демократические идеалы и устремления далеко не всегда соотносились с рутиной действительности отсталой законодательной базой библиотечной работы. Оторванность библиотечного законодательства от меняющегося российского законодательства, многочисленные несостыковки различных положений по одному и тому же вопросу в разных документах не давали возможности своевременно принимать правильные решения, адекватные перспективам и состоянию библиотечного дела. Происходящие в стране сложные процессы в сфере межнациональных отношений требовали более пристального внимания библиотекарей к этому направлению идейно – воспитательной работы. Отсюда повышенная значимость проблемы языкового состава книжных фондов, обеспечения каждому гражданину условий для пользования литературой и на родном языке, и на русском как языке межнационального общения. Одно из перспективных направлений курса партии и правительства на обновление жизни советского общества – насыщение рынка разнообразными услугами, более гармоничное удовлетворение спроса трудящихся с помощью платных услуг. Опираясь на официальные указания Министров СССР о коренной перестройке сферы платных услуг населению, Министерство культуры СССР в 1987- 1988 гг. организовало эксперимент в 13-ти базовых библиотеках, в том числе и в ЦГБ Москвы, Риги, Барановичи Брестской области. Его цели- определение наиболее приемлемых и для библиотек и для населения платных услуг, обработка финансового и правового механизма внедрения услуг в библиотечную практику. Эксперимент вызвал широкий интерес в библиотечной среде. Почти повсеместно к эксперименту подключились многие библиотеки, в том числе и массовые. Начиная эксперимент, Министерство ясно сознавало, что оказание платных услуг населению не является основной деятельностью библиотек, ибо Положение о библиотечном деле в СССР закрепило ленинские принципы бесплатного пользования библиотеками в нашей стране. Речь, следовательно, идёт лишь об отдельных видах платных услуг, что предусмотрено в Положении. Эксперимент показал, что, имея свои заработанные деньги, библиотеки получили шанс расширить хозяйственные отношения с различными предприятиями, организациями как производственной, так и непроизводственной сферы. Эксперимент позволил библиотекам для участия в массовых мероприятиях приглашать известных артистов, учёных, специалистов, профессиональные творческие коллективы. Благодаря платным услугам повышается авторитет библиотек. Это и закономерно, поскольку библиотеки получили возможность обновить свои фонды, сделать доступной литературу повышенного спроса. Хорошие предпосылки к повышению качества комплектования библиотечных фондов создало совместное постановление коллегией Министерства культуры СССР и Госкомиздата СССР “О состоянии и мерах по улучшению обеспечения библиотек книгами” (от 13 января 1989 г.) Прежде всего, обнадёжывается главная установка документа: “В течении 1989- 1993 гг. силами издательств, организаций книжной торговли и органов культуры осуществить мероприятия, обеспечивающие в основном обновление фондов современной литературы за счёт более полного удовлетворения заказов библиотек на книги повышенного спроса.” Решено улучшить содержание и полиграфическое исполнение серии ”Школьная библиотека”. Для городских, районных ЦБС будут выпущены важнейшие официальные и справочные энциклопедические издания, это позволит полнее удовлетворять правовые, научно- технические и общекультурные информационные потребности самых широких слоёв населения. Глубокие преобразования в социально – политической и культурной жизни страны в 1990 г. привели в движение теорию и практику библиотечной науки, обнажили многие проблемы отрасли. С одной стороны, библиотечная система страны характеризуется довольно высокими количественными показателями: 326 тыс. библиотек располагают огромным книжным фондом- 5,6 млрд. ед. хр.; по среднему числу книг, библиотек и их работников на тысячу жителей мы занимаем лидирующее место в мире. Однако с другой стороны – уровень услуг населению, информационного обслуживания запросов науки, производства, образования, культуры – с точки зрения мировой практики во многом выглядит архаично. Здесь произошло ухудшение основных качественных показателей. Ключевая проблема библиотечного дела – совершенствование системы книгообеспечения, взаимосвязей библиотеки, читателей и книжной торговли, ибо от содержания фондов, в конечном счёте, зависит, насколько полной эффективно смогут библиотеки обеспечивать всему населению доступ к достижениям отечественной и зарубежной книжной культуры, насколько действенно они будут способствовать решению задач обновления общества. Трудности, возникающие в ходе перестройки, в значительной степени связаны с несоответствием материально – технической базы и технологии библиотечного дела современным требованиям общества. Важнейшей составной частью перестройки библиотечного дела является подготовка и внедрение автоматизированной информационно – библиотечной системы Министерства культуры СССР, куда вошли 44220 библиотек всесоюзного, республиканского и областного уровней, а также центральные библиотеки ЦБС. Внедрение этой системы даст возможность пользоваться удобными современными видами информационных услуг, приблизить доступ удалённым банкам данных. Стержнем всей государственной политики, направленной на всемирное развитие, перестройку библиотечной системы, становится подготовка и использование кадров, создание для их плодотворной деятельности необходимых материальных и бытовых условий. Растёт неудовлетворённость условиями и оплатой труда, неясностью перспектив изменения положения дел к лучшему, медленно внедряется стимулирование эффективного труда библиотекарей, нерушимыми остаются вопросы социально – бытового обеспечения. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы существенно снизился социальный престиж библиотечной профессии. В развитии библиотечной системы страны накопились проблемы, требующие неотложного решения.
С распадом СССР и социалистической системы возникла необходимость организации динамики и тенденции изменений, происходящих в библиотечных процессах. Многие законодательные акты и нормативные акты являлись союзными. Поэтому стремительный разрыв со всем богатым опытом СССР создал в библиотечном деле суверенных государств немало проблем.
Крайне неудовлетворительным является состояние крупнейших библиотечных услуг, сокращается пополнение библиотечных фондов. В критическом положении находятся многие шедевры книжного и рукописного искусства, являющиеся памятниками мировой и отечественной культуры, национальным достоянием всего человечества. В связи с этим 13 апреля 1991 года вышел указ Президента СССР “О неотложных мерах по развитию крупнейших библиотек страны”. В указе уточнены источники и объём финансирования библиотек, сроки исполнения намеченных работ. [7]С 1991г. начато внедрение автоматизированной системы во многих областных и республиканских библиотеках. Автоматизация является весьма дорогостоящим и сложным в организационном плане мероприятии. Поэтому приступить к автоматизации всех региональных библиотек России сразу не представляется возможным. Сложность внедрения современных информационных технологий обусловлена, прежде всего, ничтожным техническим потенциалом отрасли, а также недостатком необходимых ресурсов- финансовых, материальных, трудовых.
Развиваются демократические основы управления библиотечным делом, и повышается профессиональное самосознание библиотекарей. В противовес административным структурам в социальном институте библиотечного дела начала развиваться идея самоуправления: самостоятельные независимые библиотечные общества и ассоциации. Профессиональные общества в различных областях деятельности являются международной признанной формой объединения всех заинтересованных лиц. Библиотечные общества и ассоциации стремятся к единству и консолидации сил и, как следствие, к соединению разрозненны составных частей БСИ (Библиотечного Социального Института) в единую эффективнее действующую структуру. С Защита профессиональных интересов перед государственными учреждениями и обществом в целом – одна из основных задач библиотечных ассоциаций. Одно важнейших направлений деятельности профессиональных библиотечных объединений во всём мире – это законодательные инициативы. В нашей стране становление профессиональных библиотечных объединений происходит в условиях почти полного отсутствия демократических традиций в библиотечном деле. В свете этого логично будет обратиться к опыту библиотечных ассоциаций зарубежных стран и, в частности, и их законодательной практике. Весь библиотечный мир признаёт, что США как социальное явление достигло небывалого уровня развития. Ведущую роль в организации библиотечной системы США играют профессиональные объединения библиотекарей – разветвлённая сеть региональных и отраслевых библиотечных ассоциаций (БА). Московская библиотечная ассоциация основана в 1990 г. Она впервые в истории российского библиотечного дела попыталась выпускать свою профессиональную газету. Московская библиотечная ассоциация занималась организацией самых разных по характеру “круглых столов”, обсуждений и разработкой документов официального характера и многое другое. Ассоциация, её деятельность, её идеи получили доверие работников массовых библиотек.
Ассоциация систематически участвовала в решении целого ряда их острейших проблем, выступала инициатором и организатором мероприятий по поддержке библиотек, выработке стратегий и тактики поведения в новых условиях. На первых порах ассоциация не стремилась чисто механически расширяться, ибо привлечение большого числа библиотекарей, не способных и не заинтересованных активно поддерживать и развивать идеи, лежащие в основе деятельности ассоциации, могло её только дискредитировать. Однако уже в 1993 г. наступил качественно новый этап, когда люди поверили в необходимость негосударственных объединений и в конкретную пользу ассоциаций, следовательно, её массовость стала на благо делу. Ассоциация ведёт пропаганду тех программных средств, которые надёжны и доступны по цене. МБА систематически участвовала в решение целого ряда проблем массовых библиотек, выработке стратегий и тактики поведения в новых условиях. Позднее, эта ассоциация вошла в состав Российской библиотечной ассоциации. Российская библиотечная ассоциация работает в соответствии с уставом. В устав все выборные лица избираются на 3 года и срок пребывания в любой должности не должен превышать 6 лет. Президент РБА –В.Н. Зайцев . Международная ассоциация научных и научно-технических библиотек (МАННТБ) занимается международной деятельностью – участвует в генеральных конференциях ИФЛА, её межрегиональные комитеты работают в области новых технологий и каталогизации. В феврале 1995 г. была создана Украинская библиотечная ассоциация (БА). Стратегической целью деятельности этой БА является содействие сохранению библиотечных материалов, как наследия и богатства, гарантирование доступа ко всему объёму накопленных знаний и информации путём обмена мнениями, содействие сотрудничеству во всех сферах библиотечной деятельности, влияние на общественное мнение в целях совершенствования библиотечного и информационного и библиографического обслуживания общества. УБА – самостоятельная общественная организация, которая на добровольных началах объединяет лиц, профессионально связанных с библиотечным делом, библиографической и информационной деятельностью, а также всех кто заинтересован в поддержке библиотек, библиотечного дела и чтения. В 1992 г. основана Белорусская БА (ББА)– это единственная общественная организация в республике, которая объединяет как коллективы, так и индивидуальных специалистов в области библиотечной науки и информационной деятельности. В неё вошли крупнейшие библиотеки централизованные библиотечные системы различных ведомств, Национальная книжная палата, факультет библиотечно – информационных систем университета культуры и др. В апреле 1995 г. Российская библиотечная ассоциация была принята в ИФЛА в качестве национального члена. Кроме РБА, Россия представлена в ИФЛА 30-ю членами и учреждениями. Среди которых библиотеки самого разного типа – национальные, федеральные, областные, научные, детские, юношеские, т.е. в целом они представляют весь спектр библиотечной жизни России. На сегодняшний день Россия – вторая из числа стран (после США) наиболее активно участвовавшая в работе ИФЛА.
Библиотечная наука в современности
[8]Принципиальные изменения библиотечной науки связаны и с широкомасштабным внедрением информационных технологий, и компьютерных сетей связи, без которых уже не мыслится качественное обслуживание читателей. Обращается внимание на освещение проблем управления библиотекой и развития персонала.Большинство библиотек 21 в. развиваются стремительными темпами. Выдвигаются новые требования к библиотечному работнику. Это вызвано тем, что дипломированный библиотекарь, знакомый только со своим, национальным библиотечным делом и не имеющий представления о зарубежном, не способный сопоставить системы и теории различных стран, не может считаться профессионалом, а уровень его подготовки не соответствует признанным в передовых странах образовательным стандартам.
Научные чтения, конференции, семинары, "круглые столы" стали теперь традиционными.
Сегодня, в условиях новейших информационных технологий заново переосмысливается образ библиотеки, ориентированной на сохранение и передачу духовно-культурного наследия, а также на удовлетворение информационных нужд и потребностей населения. Внедрение в библиотечную систему России информационных технологий, распространение Интернета делают библиотечную работу более эффективной. Профессиональные форумы занимают особое место в жизни библиотечного сообщества. Они дают возможность проанализировать и оценить актуальные тенденции развития отрасли, процессы формирования нового образа библиотек, библиотек завтрашнего дня.
В сфере библиотечного дела в последнее время начинается новый этап государственной политики. Реализуются национальные программы: Либнет и «Сохранение библиотечных фондов», обсуждаются проекты новых программ : «Национальная электронная библиотека», «Центры репозитарного хранения документов» и др. Сегодня в решение библиотечных проблем России достаточно активное участие принимают международные некоммерческие организации и фонды: «Прожект Хармони», Европейский Союз, Американские советы по международному образованию, фонд «Евразия».
При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.
В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.
Заключение
Чтобы библиотековедение считалось вполне «равноправной» наукой, надо выводить её на уровень современных научных требований, переосмыслить её составные части, научный инструментарий в новой, изменившейся ситуации. Нужно исследовать и показать, как изменился объект библиотековедения, его предмет, как изменились законы этой науки, методы, сама методология.
В последние годы произошёл настоящий «разгром библиотечных школ» – уничтожение традиций социологии чтения, рекомендательной библиографии, методики продвижения книги. Данный процесс совпал со сменой поколений: из жизни почти одновременно ушли или отошли от активной творческой деятельности в силу возраста многие талантливые создатели концепций и авторы учебников, написанных в 60-80-е гг.
В стране идёт переход к другой системе ценностей, в том числе, в библиотечной науке. Добытый ранее материал сохраняется, пройденные его интерпретации учитываются, но меняется представление учёного о целях и характере деятельности.
Состояние библиотечной науки опирается не только на социально-политические, экономические, организационно-управленческие факторы, но и оно во многом связано с морально-этическими проблемами в обществе, а также от таких понятий, как «личная порядочность» и «честность» каждого его члена.
Отечественная библиотечная история хотя и прошла интересный и плодотворный путь развития, в одном она не изменилась совсем – осталась практически парадной (история "к датам"), она не ориентирована на анализ ошибок и просчетов. Пока еще библиотековедение с точки зрения большой науки является отраслью периферийной. Взаимодействие с большой наукой приведет к появлению новых теорий, тем самым способствуя выработке собственной историко-библиотековедческой концепции.
Список используемой литературы
1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР. – М.: Книга, 1970. -456 с.
2. Актуальные вопросы библиотечной работы: сборник. – М.: Книжная палата, 1989. – 152 с.
3. Баренбаум, И.Е., Давыдова, Т.Е. История книги: учеб. пособ. – М.: Книга, 1971. – 464 с.
4. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». – Спб. – Ежемес. – 2007, № 7.
5. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». – Спб. – Ежемес. – 2007, № 12.
6. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». – Спб. – Ежемес. – 2007, № 16.
7. Брауде, Л.Р., Ронжерс В.Н., Чеснокова О.В. Основы библиотечно-библиографических знаний: учеб. пособ. – М.: Высшая школа, 1987. – 94 с.
8. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца XX века: учеб. пособ. – Спб.: Профессия, 2007. – 248 с.
9. Воронцов, Г.А Основы библиотековедения и работа с книгой: учеб. пособ. – М.: Высшая школа, 1977. – 86 с.
10. Гусеева, Е.Н. Типология библиотек: науч. – метод. пособ. – М., 2007. – 300 с.
11. История библиотечного дела в СССР. Документы и материалы. 1920-1929 / под ред. К.И. Абрамова, Л.И. Давыдовой и др. – М.: Книга, 1979. – 294 с.
12. Крупская, Н.К. О библиотечном деле: сборник трудов. – М.: Книга, 1982. – 448 с.
13. Ленин о библиотечном деле. – М.: Гос. изд. полит. литературы, 1960. – 184 с.
14. Мотылёв, В.М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике . – Ленинград: «Наука», 1988. – 200 с.
15. Основы библиотечно-библиографических знаний / под ред. А.Д. Эйхенгольца. – М.: Высшая школа, 1967. – 120 с.
16. Работа с читателями: учеб. пособ. / под ред. Сахарова В.Ф. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Книга, 1981. – 296 с.
17. Фрумин, И.М. Библиотечное дело. Организация и управление: учеб пособ. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Книга, 1980. – 272 с.
18. Чубарьян, О.С. Общее библиотековедение: учеб. пособ для библиотечн. фак-тов ин-тов культуры. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Книга, 1976. – 271 с.
Профессия, 2007. – с. 28-44.
[8] Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредительООО «Агентство Информ-Планета». – Спб. – Ежемес. – 2007, № 12. – с. 13-15.