- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 948,12 Кб
Изготовление художественных витражей в различных техниках
Содержание
Введение
. Общая характеристика ИП Борисова «АртВитраж»
. История возникновения и развития витражного искусства
. Современная классификация техник, применяемых для изготовления декоративных элементов из стекла
.1 Классические (паяные) витражи
3.2 Витражи в технике Тиффани
.3 Пленочные витражи
.4 Витражи в технике Фьюзинг
.4.1 Влияние режима спекания на состояние поверхности стекла
.5 Расписные витражи
.6 УФ-печать (фотопечать)
.7 Заливные витражи
.8 Фацетные витражи
.9 Витражи в технике матирования
.10 Витражи в пескоструйной технике
.11 3D витражи
4. Комбинированные витражи
4.1 Технология изготовления элементов в комбинированной технике
.2 Выбор стекла и материалов для изготовления витража
.3 Технологическая схема
5. Характеристика технологического оборудования, используемых при изготовлении витражей
5.1 AVDS-1: Настольный дисковый шлифовальный станок
.2 «AVFKI-MINI»: Печь для фьюзинга «АртВитраж»
.3 Шлифовально-полировальный ленточный станок
6. Контроль качества изделия
. Организация службы охраны труда и природы на предприятии
Заключение
Список литературы
Введение
Искусство является одной из форм духовного освоения мира. Все виды искусства можно назвать художественно-образными формами воспроизведения действительности.
Роль искусства в жизни человечества на протяжении всей истории культуры была различной. Искусство то считали подражанием природе, то свободным формотворчеством, то воспроизведением действительности, то самопознанием, самовыражением художника то языком чувств.
Среди всех видов современного декоративного искусства особенно выделяется художественный витраж.
Художественный витраж является исключительно эффективным способом декорирования помещений уже сам по себе, однако особую выразительность приобретает в том случае, когда он сочетается с другими видами искусства, в частности, с архитектурой.
Художественный витраж известен на протяжении многих веков, витражного искусства так же не вызывают сомнений. Витражные элементы все чаще используются при оформлении помещений различного назначения, и умелое использование их дизайнером позволяет добиваться уникальных изобретательных решений.
Витраж в отличие от многих других видов искусства, выходит за границы отведенного ему места в иерархии художеств.
В наши дни возрос интерес к искусству витража, так как он играет важную роль в жизни человека с точки зрения красоты и гармонии, практичного применения и психологического комфорта.
. Общая характеристика ИП Борисова «АртВитраж»
Компания «АртВитраж» основана в 2005 году в Украине, в городе Луганске на основе крупнейшего в регионе производительного предприятия «Фанд», изготавливающего корпусную, мягкую и специализированную мебель. Производственной фирмой «Фанд» было организованно отделение, занимающееся декорированием стекла и изготовлением художественных витражей. Затем, в процессе развития, «АртВитраж» отделился от головного предприятия в самостоятельную структурную единицу.
Основной вид деятельности – организация поставок и продаж на территории России оборудования, инструментов и расходных материалов для декорирования и обработки стекла, изготовления художественных витражей в различных техниках, а так же снабжение филиалов «АртВитраж».
Витражная мастерская «АртВитражТрейд» входит в состав компаний «АртВитраж». В группу компаний входят крупные производительные и торговые предприятия России, Украины, Казахстана, работающие в сферах производства художественных изделий из стекла, металла, витражей, предметов интерьера, мебели.
В августе 2006 года было открыто представительство «АртВитраж» в России, в Ростове-на-Дону. Направления деятельности те же; художественные витражи, декорирования стекла. В августе 2007 года были освоены новые технологии обработки стекла и изготовления художественных витражей. В ноябре 2007 года открылось новое отделение фирмы «АртВитражТрейд». Основной вид деятельности отделение – организация поставок и продажи на территории россии оборудования, инструментов и расходных материалов для декорирования и обработки стекла, изготовления художественных витражей в различных техниках, а так же снабжения филиалов компаний «АртВитраж».
С января 2008 года расширился спектр предоставляемых услуг; теперь в него входит изготовление защитного и энергосберегающего остекления, установка специальных декоративных и иных пленок. Организованно серийное производство витражей для мебельных фасадов.
В витражной мастерской «АртВитраж» изготавливаются витражи по двум технологиям: по технологии пленочного витража и по технологии «Тиффани».
По желанию заказчика витражи дополнительно декорируют фьюзинговым и фацетными элементами, стеклянными каплями.
. История возникновения и развития витражного искусства
Витраж – одно из самых замечательных явлений монументального искусства. Свое нынешнее название он получил от французского слова «vitrage» – стекло. Под этим термином до последнего времени понималась орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме – с I тысячелетия н.э.
Интерес людей к светоцветовому эффекту и столь яркой символике стекол уже на самых ранних этапах обусловил включенность витража не только в обиход материальной культуры.
Выйдя за ее пределы, он вскоре стал знаковым носителем определенных духовных ценностей. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни, как элемент оформления интерьера соборов. По их представлению, витраж призван уберечь человека от искушения, разноцветное окно получило двойственное назначение: с одной стороны, это – «вход» в неземное царство Истины, Света и Духа. С другой – преграда, которая и защищает человека от Божественного ослепительного сияния, и не позволяет нарушить дистанцию между земным и небесным.
В отличие от Западной Европы витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России, как единодушно утверждают авторы серьезных исследований, достигло расцвета.
Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража, история которого насчитывала к тому времени лишь около сотни лет <#”803738.files/image001.jpg”>
Рисунок 25. Витраж выполненный в комбинированной технике
Сочетание нескольких техник в изготовлении витража позволяет добиться уникальных художественных результатов, которые невозможно повторить в рамках использования какого-нибудь одного способа украшения стеклянной поверхности. Например, применение техники Тиффани в сочетании с фацетной технологией позволяет добиться не только присущей для Тиффани высокой детализации рисунка, но и хрустального эффекта полированных граней стекла, которым славится фацетный витраж.
Комбинированный витраж изготавливается исключительно по индивидуальному заказу, поскольку сочетание техник напрямую зависит от сферы его применения. Например, если витраж предполагается использовать в детской комнате, то основной техникой лучше всего выбрать Тиффани, дополнив ее расписными элементами и фьюзинговыми вставками. Роспись позволит изобразить на витраже любимых сказочных и мультипликационных персонажей вашего чада, а элементы фьюзинга придадут дополнительное волшебное очарование детскому интерьеру. В то же время подобная комбинация не особо подойдет для строгой и солидной обстановки рабочего кабинета, в котором будет лучше смотреться классический витраж в комбинации с фацетными элементами. Поэтому для каждого помещения необходимо заказывать индивидуальные витражи, использующие для украшения стеклянной поверхности иные комбинации витражных техник.
Таким образом, изготовление комбинированных витражей является довольно сложным процессом, поскольку необходимо преодолевать сложности при использовании в декоре одного изделия из стекла сочетания разных по своим свойствам материалов. Но вместе с этим, данный вид витража является самым интересным, так как бросает своеобразный вызов мастерству витражиста и позволяет проявить все его умение и художественный талант.
В результате такого противостояния материала и мастерства получается эксклюзивный комбинированный витраж, который может быть изготовлен только в единичном экземпляре. Второй раз изготовить точно такой же декор крайне затруднительно даже самому талантливому художнику.
Комбинированному витражу за счет возможного сочетания нескольких витражных техник удается достичь невероятного по своей реальности эффекта трехмерного изображения, особой глубины, объема и поразительного портретного сходства. В этом случае каждая техника должна дополнять друг друга. С особенностями каждого типа витража можно ознакомиться, обратившись к следующей таблице 13:
Таблица 13. Витражные техники
Тип витража | Особенности | |
Тиффани | Витражи Тиффани обычно изготавливаются с применением только качественных материалов. Как правило, используется американское стекло марки Spectrum, относящееся к средней ценовой категории. Ему характерны оптимальные визуальные и технические характеристики. Однако если бюджет ограничен, можно подобрать материалы лучших китайских производителей, качество которых будет на высоком уровне. Для достижения эффектного преломления света стекла витража следует выбрать материал из дорогой элитной серии марки Uroboros. | |
Фьюзинг | Изготавливается путем спекание стеклянных элементов с основой в специальной печи, в которой опытные мастера, знающие все тонкости создания фьюзинга, будут контролировать температуру для каждого изделия, чтобы получить нужный рельеф. Широкий ассортимент дополнительных материалов позволяет создавать невероятные визуальные эффекты | |
Пленочный | При создании таких витражей используются пленки марки «Decra Led», которые в большом ассортименте присутствуют в нашей мастерской. Данный материал характеризуется отличной цветоперередачей, долговечностью и хорошей адгезией в отношении стеклянной поверхности. | |
Фотопечать | Особенностью создания фотопечати является наличие множества способов ее изготовления, что позволяет подобрать витраж для любого бюджета. В результате каждого из них получается полноцветное фотоизображение с четким контуром и детализацией, что достигается благодаря современному печатному оборудованию, используемому нашими специалистами. | |
Классические | ||
Расписные | При создании витража, как правило, используются необжиговые или обжиговые краски. Последние обеспечивают долговечность декора в отличие от акриловых, легко подвергаемых механическим повреждениям. Благодаря опыту и художественному таланту витражистов, каждое изображение является эксклюзивной работой профессионального художественного искусства. | |
Заливные | Главными особенностями качественного заливного витража являются гладкая, ровная и глянцевая поверхность. Чтобы избежать эффекта матовости, помещение, где создается такой витраж, должно постоянно обеспыливаться. | |
Пескоструй | Популярная на витражном рынке технология обработки стекла. В нашей студии пескоструйные изображения создаются при помощи специальной машины разными методами: глубокий, двусторонний, цветной. Узоры и рисунки могут быть нанесены на стеклянную и на зеркальную поверхности. | |
Фацетные | Красота и качество фацетного витража напрямую зависит от профессионализма мастера, который должен знать какой размер и глубину фаски надо снять для каждого элемента. В итоге должен получиться фацетный элемент с ровной огранкой. Еще одной особенностью является соединение между собой всех деталей: оно должно быть прочным, но при этом тонким, чтобы не нарушить визуальную легкость витража. | |
Использование комбинированных витражей отличается своим многообразием. Правильно подобранное сочетание витражных техник сделают витраж эксклюзивным и эффектным.
Рисунок 26. Фрагмент витража «Дон Кихот», выполненного в комбинированной технике
Витражи с комбинированной техникой изготовления обладают многими преимуществами, основными из которых являются следующие:
оригинальный и выразительный внешний вид;
объемность изображений;
прочность;
высокая детализация;
возможность совмещения сразу нескольких техник;
уникальность витража;
оптимальное соотношение качества и стоимости.
Однако кроме преимуществ существуют некоторые недостатки. Сочетание некоторых технологий, например пленочного витража и фьюзинга или фацетного значительно сократит срок его эксплуатации и степень влагостойкости, поэтому следует тщательно подбирать декоративные техники по основным характеристикам или заменить на какую-то одну. Еще одним недостатком является большой вес витражей, выполненных с использованием комбинации фацетной и классической техники, поэтому лучше всего заменить одну из них на легковесную, например, использовать стразы вместо фацета или заливной витраж вместо Тиффани.
При изготовлении витражей также могут использоваться дополнительные техники:
Узор “Мороз” <#”803738.files/image003.jpg”>
Рисунок 27. Пластик SIBY.
Пластик может быть гладким, структурным, перфорированным и зеркальным. Данный пластик используется для заполнения раздвижных перегородок и дверей, шкафов-купе, офисных перегородок, а также для дизайна и оформления интерьеров. Пластики изготавливаются из ударопрочного полистирола со специальной отделкой поверхности и отличаются большой прочностью, ударостойкостью и незначительным весом.[7]
Рисунок 28. Пластик SIBY
Моно-поликарбонат.
Широкая цветовая гамма, легкий вес, надежность и долговечность являются лишь немногими преимуществами моно-поликарбоната. Он представляет собой листовой термопластичный материал. Материал изначально бесцветный и обладает исключительной прозрачностью, но может быть окрашен в широкий спектр цветов, и обладает хорошей светорассеивающей способностью.
Еще не так давно резка бала последним этапом его обработки в домашних условиях, но с появлением нового оборудования и технологий стекло и зеркала стали притуплять, шлифовать, полировать кромки. [8]
Обработка кромки стекла производится в случае использования стекла в качестве дверок, палочек, стенок, витража и так далее, то есть когда кромка находится непосредственно на виду.
Делается это в целях безопасности, так как об острые края можно пораниться. Такая обработка придает материалу эстетичный вид и уменьшает вероятность появления осколков и трещин, к тому же необработанное стекло не имеет большой коммерческой ценности. Если его требуется вставить, к примеру в дверь, то обрабатывать его нет необходимости.[9]
.3. Общая технологическая схема изготовления витражей.
Изготовление эскиза ( autodesk 3ds Max )
Выбор цветового решения
Распечатка эскиза
Выполнение витража по заданному эскизу
Готовое изделие
. Характеристика технологического оборудования, используемых при изготовлении витражей
В витражной мастерской используется несколько видов технологического оборудования для изготовления витражей – настольный дисковый шлифовальный станок, печь для фьюзинга и шлифовально-полировальный ленточный станок.
.1 AVDS-1: Настольный дисковый шлифовальный станок
Рисунок 29. Дисковый шлифовальный станок
Дисковый шлифовальный станок АртВитраж AVDS-1 предназначен для обработки кромки стекла при изготовлении витражей (рис. 29).
За счет массивного вала и большого алмазного диска удается избежать биений, которые свойственны простым настольным шлифовальным станкам и приводят к сколам на кромке стекла. Производительность станка AVDS-1 в несколько раз выше станков Kristall и Inland, благодаря чему обработка стекла происходит очень плавно и без особых усилий со стороны оператора. Срок службы диска при обработке витражного стекла исчисляется сотнями километров, т.е. практически не ограничен.[10]
.2 «AVFKI-MINI»: Печь для фьюзинга АртВитраж
Печь АртВитраж « AVFKI-MINI» предназначена для спекания (фьюзинга) или отекания (моллирования) стекла толщиной 10 мм (рис. 30).
Рисунок 30. Печь для фьюзинга
Фьюзинг – это перспективная технология изготовления стеклянных декоративных изделий, витражей получившая название своё название от английского слова «Fusе» ,что в переводе означает – плавка, спекание. Слово «фьюзинг» наиболее точно отражает суть технологии, поскольку изготовление витража, то есть формование стекла происходит по средству спекания разноцветных стеклянных элементов в печи для фьюзинга при температуре в диапазоне 850-1000 оС.
Моллирование – технологически сложный процесс придания изделию из стекла криволинейной форма горизонтальной плоскости путем нагрева и последующего охлаждения. Формование стекла происходит следующим образом разогретая до пластического состояния листовое стекло (600-700 оС), деформируясь под действием собственного веса, принимает конфигурацию опорной формы. После моллирования изделия подвергает закалке или отжигу.
Печь для фьюзинга «AVFKL-MINI»копании «АртВитраж» представляет собой устройство чемоданного типа. Верхняя крышка печи в которой расположены нагревательные элементы, имеет увеличенную глубину открывается вверх, что позволяет использовать печь для молирования достаточно крупных изделий. Нижняя часть печи предназначена для установки обрабатываемого стекла либо формы для молирования. Стекло на нижнюю часть печи, далее верхняя крышка опускается и технологический процесс начинается.[11]
Для управления процессами нагревания и охлаждения печь для фьюзинга оснащена современным блоком управления с программируемым термоконтроллером. Блок управления печи выполняют регулировку мощности, установку температуры и времени с возможным подключением к компьютеру.
Высокоэффективная двойная теплоизоляция и низкая энертность печей для фьюзинга обеспечивает отличную управляемость всеми процессами, кроме того, минимальная толщина теплоизоляции и использование самых современных комфортных легких материалов позволяют максимально использовать внутреннее пространство печи и снизить общий вес конструкции.
Благодаря низкой теплопроводности теплоизоляционных материалов удалось снизить потребление электроэнергии печи для фьюзинга, что сопоставимо с электрическом чайником и позволяет запитать устройство в любой квартире или гараже, где имеется розетка 220 В.
Важной конструктивной особенностью печей является использование в качестве нагревателей инфракрасных излучений, что обеспечивает прямую передачу тепловой энергии внутрь стекла и гарантирует равномерный нагрев по всей массе. Нагревательные элементы расположены внутри кварцевых трубок, которые предотвращают попадание окалины на изделия и не препятствуют попаданию лучистой энергии. [12]
.3 Шлифовально-полировальный ленточный станок
Шлифовка и полировка торца плоского стекла и каменных плит с помощью абразивных лент является все более распространявшейся технологией. Каждое предприятие, которое работает со стеклом, оценит ряд его преимуществ.
Рисунок 31. Шлифовально-полировальный ленточный станок
Одним из очень важных преимуществ данной технологии является мобильность и универсальность. Это значит, что на простом и легко управляемом ленточном шлифовальном станке можно с помощью трех и четырех лент различной зернистости обрабатывать, с очень высоким качеством, зеркала, стекла любой толщины или же многослойный триплекс, бронирование стекло практически любой формы и любого размера (рис.31).
Следующим большим преимуществом данной технологии является относительно низкая стоимость ленточного шлифовального станка и инструмента. Особенно ленточный шлифовальный станок был оценен большими и малыми предприятиями, где нет больших серий стекла. Станки уже успешно работают на фирмах, выпускающих торговое оборудование, мебель, холодильные витрины и прилавки, аквариум [13].
Сегодня ленточный шлифовальный станок AVGRD – 1 производства компании « АртВитраж» относится к лучшим шлифовальным станкам.
. Контроль качества изделия
Чтобы получить качественное конкурентоспособное готовое изделие, следует вести контроль на каждом этапе производства.
На стадии разработки эскиза очень важно, чтобы все детали, нарисованные на эскизе, могли быть в точности вырезаны из стекла. Чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее; если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.[14]
Если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.
На стадии выбора стекла следует учитывать, какой эффект требуется, какое будет освещение, будут ли стекла смотреться напросвет или в отраженном свете.
При резке деталей и их шлифовке нужно быть осторожным, чтобы избежать трещин на деталях и скола под косым углом.
При подгонке деталей укладывать их свободно, в противном случае они могут треснуть даже при небольшом нагреве.
Процесс пайки требует особого внимания, ведь качество шва – это качество витража в целом. Очень важно, чтобы шов был ровным и аккуратным.
. Организация службы охраны труда и природы на предприятии
Охрана труда рассматривается как одно из важнейших социально-экономических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Охрана здоровья рабочих и служащих в процессе исполнения трудовых обязанностей закреплена в трудовом законодательстве, непосредственно направленном на создание безопасных и здоровых условий труда. Кроме того, разработаны и введены в действие многочисленные правила техники безопасности, санитарии, нормы и правила, соблюдение которых обеспечивает безопасность труда.
Ответственность за состояние охраны труда несет администрация предприятия, которая обязана обеспечивать надлежащее техническое оснащение всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие правилам охраны труда, техники безопасности, санитарным нормам.
Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса.
Предприятие «АртВитраж» спроектировано согласно «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» СН 245-71.
Техника безопасности. Система обучения работающих безопасности труда организуется в соответствии с общими положениями ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Стандарт предусматривает обучение безопасности труда при подготовке новых рабочих, организацию инструктажа работающих и обучение безопасности труда при повышении квалификации.
Обучение безопасности труда новых рабочих проводится при профессионально-техническом обучении или непосредственно на рабочем месте под руководством мастера участка, цеха.
Для всех вновь поступающих на работу лиц и также для работников, переводимых на другую работу, руководитель организации (работодатель) или уполномоченное им лицо в обязательном порядке проводит инструктаж по охране труда, организовывает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
Названный выше ГОСТ предусматривает проведение следующих видов инструктажей: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого.
Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на дату независимо от их образования, стажа работы или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, пришедшими на производственное обучение или на практику.
Вводный инструктаж регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа (личной карточке инструктажа). Программа утверждается руководителем предприятия или его заместителем.
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте. Его задача – привить вновь поступающему на работу (или переводимому в другое подразделение) навыки безопасных приемов труда.
Первичный инструктаж проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Вновь обученные выполняют свою работу в течение 2-5 смен под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе, который фиксируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (личной карточке инструктажа).
Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников через шесть месяцев по программе инструктажа на рабочем месте с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда.
Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, технологического процесса, модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении работниками требований безопасности; длительных перерывах в работе.
Целевой инструктаж проводят с работниками, направляемыми на работы,
требующими наряд-допуск. Знания проверяет лицо проводившее инструктаж. Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются, они обязаны пройти инструктаж вторично.
Целевой инструктаж также проводится в следующих случаях:
· выполнение разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по его специальности (погрузка-выгрузка, уборка территории и т. п.);
· ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф;
Производственное оборудование цеха должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности».
По электробезопасности цех в соответствии с требованием ПУЭ относиться к категории с повышенной опасностью (2 класс).
Для защиты людей от поражения электрическим током производственное оборудование должно удовлетворять следующим требования:
) токоведущие части производственного оборудования являющиеся источником опасности должны быть надежно изолированы или расположены в недоступных для людей местах;
) металлические части производственного оборудования, которые вследствие повреждения изоляции токоведущих частей могут оказаться под напряжением опасной величины, должны быть заземлены (занулены), согласно Правил ТБ и ПС в ПСМ, часть I.
Заключение
В ходе производственной практики я закрепила теоретические знания, полученные при изучении курсов «Специальные технологии художественной обработки материалов», «Композиция», «Мастерство», «Тепловые процессы и аппараты в технологии художественной обработки материалов». Помимо этого была рассмотрена технологическая схема изготовления витражей, выполняемых в различных техниках.
Так же в ходе прохождения практики я ознакомилась со следующими вопросами:
1. Историей и ближайшими перспективами развития предприятия.
. Изучили ассортимент выпускаемой продукции предприятия.
. Рассмотрели технологическую схему изготовления комбинированного витража.
. Рассмотрели вопросы охраны труда и техники безопасности.
А так же подробно изучила технологию изготовления различных видов витражей и принцип работы основного технологического и теплотехнического оборудования. Художественные витражи Тиффани, фьюзинг, классика, роспись по стеклу – различные техники помогают воплощать в жизнь самые разнообразные решения. Художники способны воплотить идею заказчика на любой её стадии – от эскиза до готового витража. Все работы выполняются на производственной базе качественно и в срок. При необходимости сотрудники компании также устанавливают изготовленный витраж непосредственно в помещении.
Список литературы
1. Электронный ресурс: <https://www.google.ru/search>
. Электронный ресурс: <http://artultra.ru/>
. Лазарева Е.А. Технология изготовления художественных изделий из стекла: Учеб. пособие/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. – 99с.
. Зубехин А.П., Голованова С.П., Лазарева Е.А., Рябова А.В. Технология изготовления и художественной обработки стекла. Введение в специальность: Учеб. пособие/ Под ред. Зубехина А.П. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2004. – 160с.
. Электронный ресурс: <http://promsklo.com.ua/sander-glass>
. Электронный ресурс: <http://steklishko.ru/?p=34>
. Электронный ресурс: <http://ra9wof.qrz.ru/files/Shemes/Other/orgsteklo.htm>
. Электронный ресурс: <http://clemar.ru/equipment/add/fusing-glass/>
. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0% B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE>
. Электронный ресурс: <http://www.o-m-d.ru/vitrazhi/67-fuzing-vinteryiere.html>
. Электронный ресурс: <http://www.domechti.ru/fusing-stekla/8968>
. Электронный ресурс: <http://clemar.ru/stati/fusing/>
. Электронный ресурс: <http://www.steklosphera.ru/technique/fusing/>
. Электронный ресурс: <http://vk.com/artvitrage_com>