- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,79 Мб
Изучение особенностей построения композиции панно в коклюшечном кружеве. Панно ‘Первоцветы’
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Омской области
БОУ ОО СПО «Омский музыкально-педагогический колледж»
Курсовая работа
Тема: Изучение особенностей построения композиции панно в коклюшечном кружеве. Панно «Первоцветы»
Вяльцева Юлия Владимировна
Изобразительное искусство и черчение
Научный руководитель
Труханова Светлана Павловна
Омск,2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Разнообразие композиционных построений коклюшечного кружева в историческом развитии
.1 Региональные особенности построения композиции в коклюшечном кружеве ХVIII – ХIХ века
.2 Тенденции развития композиции коклюшечного кружева
Глава 2. Последовательность выполнения творческой работы
.1 Оборудование, материалы, инструменты для создания панно «первоцветы» и его поэтапное выполнение
.2 Композиция и выразительные средства творческой работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
век промышленного и научного прогресса. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство забывается. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Ручной труд всегда ценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!
Кружево представляет собой сетчатую ткань, украшенную плетеными или вышитыми цветами, изображениями животных и птиц, различными сценами из жизни или абстрактными витиеватыми узорами. Кружевоплетение зародилось примерно в 16 веке в странах Европы и в это же время попало в Россию. Изначально кружево использовалось исключительно для декоративной отделки одежды богачей. Сегодня использовать в своих нарядах кружево может позволить себе человек с практически любым достатком.
Поэтому целью моей работы стало выполнение панно в технике сцепного кружева с растительными мотивами.
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по истории развития коклюшечного кружева.
.Познакомиться с авторскими работами художников.
.Разработать творческую композицию панно.
.Выполнить в материале панно «Цветение»
.Оформить в раму панно «Цветение»
.Выполнить пояснительную записку с приложениями.
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
.1 Региональные особенности построения композиции в коклюшечном кружеве XVIII -XIX вв.
Наиболее известно вологодское кружево. (Приложение 1 рис.1) В начале 19 века вологодские мастерицы изображали в кружеве симметричные фигурки и деревья на фоне насновок с зубцами. Позже появился крупный, выразительный узор, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, вееров. Преобладали растительные формы узора с плавными певучими контурами, которые выкладывались плотной узкой равномерной полотнянкой с одинаково плотным плетением.
Крупные, выразительны формы узора с основным мотивом пяти – или семилепесткового округлого цветка остаются наиболее распространенными. Эти цветы украшают раскидистые кусты, то высокие могучие деревья с ветвистыми стволами. Среди пышных фантастических цветущих кустов и деревьев на вологодском кружеве часты изображения птиц – пав и сказочных петухов. Вологодское сцепное кружево двух типов. В одном варианте это сцепное кружево без решеток. Узоры из полотнянки плотно примыкают друг к другу, и только в небольших просветах появляются сетки ввиде косой диагональной клетки из плетешков и насновок.
В последние годы в вологодском кружеве стали преобладать изделия, где решетки играют ту же роль, что и плотный орнамент. Густой белоснежный узор из полотнянки в таком кружеве органично сочетается с красивыми ажурными решетками из насновок, «паучков» и плетешков. Эти узорные решетки подчеркивают плавное движение полотнянки – вилюшки, внося в узор дополнительный декоративный эффект. А толстая белая скань, введенная в плотную полотнянку, ещё больше подчеркивает своеобразие узора монументального вологодского кружева..
Елецкое кружево (Приложение 1 рис.2) отличает легкость и воздушность. Полотнянка выполняется разной ширины и плотности, может переходить в сетку. Основной кружевной узор плетется из трех ниток по краю полотнянки и сетки мотивом является гибкая ветка с цветами и листьями. Своеобразие елецкого кружева заключаются в переходах довольно разреженной полотнянки в сетку, что дает игру различной плотности в элементах узора. Широкая полоса полотнянки играет основную формообразующую роль. Она подчеркивается небольшими пятнами очень сквозной плетешковой решетки. Решетки часто обогащаются крупными насновками и отвивными петелькам. Нарядность елецкому кружеву придают и усложненные решетки в серединках цветов и в центрах орнаментальных мотивов, которые по плотности отличаются от тончайшего тюлевого фона и создают постепенный переход к нему. Благодаря этому плотный узор воспринимается как единое целое с фоном. Скань по контурам лепестков употребляется тонкая, в одну нить, витая, елочкой. Особо ритмически насыщенной становится фактура произведения, когда в одном предмете применяется плетение разной плотности. Фоны в сцепном кружеве Ельца занимают довольно большое место, создавая перекличку плотных и сквозных частей кружева. Это разнообразие в плетении придаёт елецкому кружеву необычайную живость, легкость и изящество. (Приложение 1 рис. 2)
В Балахне (Приложение 1 рис.3) Нижегородской губернии кружево плелось в сцепной технике с большим количеством насновок различной формы и решетками с петельками. Среди самых распространенных сюжетов встречаются павы, орлы и деревья с ритмично раскинутыми ветвями и цветами. Такое кружево плелось из шелковых, льняных, а потом и хлопчатобумажных нитей.
Кружевницы Калязина (Приложение 1 рис.4) в Тверской губернии специализировались на многопарном, сцепном, тюлевом кружеве, узорах наподобие «малин». Каждая мастерская занималась только каким-то одним видом кружева. Кружево Торжка (Приложение 1 рис.5) выполнялось в сцепной технике с применением скани. Особенностью этого кружева было сочетание плетеных узоров с элементами двустороннего шитья, преобладал растительный узор с крупными зубцами по краю и орнаментами, а также изображения людей, птиц и коней.
В Рязанской губернии плели михайловские, скопинские и зарайские кружева. В самой Рязани плели тонкое многопарное кружево. Вначале преобладал растительный орнамент: травка, ветви винограда. А позднее рязанские кружевницы начали выплетать птиц-пав и двуглавых орлов. Помимо традиционных геометрических и растительных рисунков, рязанские мастерицы использовали орнаменты, заимствованные из западноевропейского кружева. Выплетали рязанское кружево их тонких отбеленных хлопчатобумажных нитей. Полотнянка в нем почти отсутствовала, тюлевый фон и решетки внутри фигур были сплетены одной лишь сканью, что придавало изделию легкость и ажурность. В первой половине XIX века славилось кружево, выплетаемое в городе Зарайске Рязанской губернии. Его отличительная особенность- чередование полотнянки и сетки по всему узору, благодаря чему кружево приобретало своеобразную фактуру.
Михайловские кружева (Приложение 1 рис.6) плелись из льняных нитей. Для украшения в узор вплетались нити мулине разного цвета. Узоры часто выполнялись в форме вееров, фестонов и зубцов.
Вятское кружево (Приложение 1 рис.8) Орнамент этих кружевных изделий причудлив по своим формам. Полотнянка имеет просветы, часто заканчивается среди решетки, как бы растворяясь в ней. Основу решеток составляют плотные звездочки, двулистники, трилистники, от которых расходятся плетешки. Декоративная выразительность создается разной плотностью плетения каждого элемента. Отличительными приёмами вятского кружева являются. Разделение полотнянки, вятская петля, вятский цветочек. Края узоров могут быть как круглыми, так и и острыми.
Киришское кружево. (Приложение 1 рис.7) Киришские кружевницы плели из тонких льняных нитей. На орнамент большое влияние оказала близость вологодского центра кружевоплетения. Поэтому крупные формы трилистников с названием «Гусиные лапки» и пятилистников с названием «медвежьи лапки» имеют широкую вилюшку, которая выплетается полотнянкой с перевивом всех пар, и плавные повороты. Для киришского кружева характерен зубчатый край, который выплетается плетешками. В Киришах часто используют широкие насновки, почти круглые, так называемые «лепешки». Решеток очень мало, а если и встречаются, обычно это плетешковая квадратная решетка с рядами из насновок.
Костромское кружево. (Приложение 1 рис.9) В Костромской губернии промысел кружевоплетения сложился в конце XVIII века в городе Галиче, а расцвет галичского кружевоплетения пришелся на начало XIX. Галичские мастерицы плели многопарное кружево из льняных, золотых и шелковых нитей в кружеве делали его узнаваемым. Так, традициооными цветами были кораллово-красный, травянисто-зеленый и ярко-голубой. В узорах галичского кружева обычно выплетены птицы, деревья, позднее двуглавые орлы. Почти все галичское кружево шло на отделку декоративных полотенец из тонкой фабричной ткани. Наряду с Галичем кружевоплетение развивалось в Костромской губернии и в городе Солигаличе. Здесь плели в основном для себя и мелкого обмена.
Белое солигаличское кружево из льняных нитей было проще галичского. В последней четверти XIX века в Солигаличе имелись кружевные изделия с параллельными цепями ромбов. Ромбы поочередно заполняли сеткой, решеткой, сканью и фигурной розеткой, что делало эти кружева особенно эффектными. Для плетения скани использовали шерстяные нити ярких цветов.
В Московской губернии лучшее кружево плели мастерицы из Подольска, оно выполнялось на тюлевом фоне в виде цветов, тонких решеток, обводилось сканью. (Приложение 1 рис.10)
Русское кружевное искусство зародилось на основе пришедшей из Европы техники плетения, но очень быстро развилось в самобытное искусство, благодаря мастерству русских кружевниц, прекрасному художественному восприятию и творческому подходу к выполняемой работе. И хотя многие техники и узоры были утеряны в первой половине 20 века, сохранившиеся образцы кружев 18-19 веков позволили создать не один музей кружева в различных городах России, продолжающих традиции русского кружева.
.2 Тенденции развития коклюшечного кружева
панно коклюшечный кружево
Первые кружева на Руси плелись из золотых, серебряных и шелковых нитей и украшали одежду князей, бояр, высших представителей духовенства. Кружева стоили очень дорого и в то время даже продавались на вес. Кружева из простых нитей появились в Европе в 17-18 веков и сразу же стали очень популярны во всех слоях общества, благодаря доступности материала.
Кружевные мастерские стали открываться при монастырях и помещичьих усадьбах. Кружевницы работали на заказ, иногда копируя западные образцы, но со временем все чаще создавая собственные неповторимые узоры. На рубеже 18-19 веков появляются первые кружевные мануфактуры, плетеная сетчатая ткань становится промыслом, приносящим торговцам немалую прибыль, потому что к этому времени русские кружевницы достигли такого
Самыми популярными на Руси стали кружева, плетеные на коклюшках – тонких палочках длиной 17-18 см, на которые наматывалась нить. Для плетения кружева был необходим круглый валик, на который накладывалась плотная бумага с точечным рисунком. В эти точки вкалывались булавки, которые прикрепляли рисунок к валику и в то же время служили для поддержки нитей во время работы.
Коклюшки во время плетения использовались попарно, когда-то их число могло доходить до 800 пар! Узор получается с помощью разнообразных техник переплетения нитей: «вилюшка», или тесьма-полотнянка представляла собой основной узор, узор«плетешок» выполнялся в виде шнурка и украшался петельками, «насновка» – это узор или фигура плотного плетения, которая часто окружена фоновой сеткой, кружевная витая скань, которая представляла собой способ обрисовкиосновного узора толстой нитью.
Выделяют две основные техники плетения кружев на коклюшках: парную и сцепную. Парная техника позволяет плести мелкие узоры из простых форм, повторяющиеся в виде орнамента. В сцепной технике различные элементы узора плетутся отдельно и потом соединяются крючком.
Плетение кружева требовало не только мастерства, но и большого количества времени. На работу над одним простым воротником мог уйти целый месяц, а плетение большой узорчатой шали могло занять от полугода и больше. Так что простые крестьянки, в связи с большим объемом работ по дому и в поле могли выделить для плетения кружев не так много времени. Несмотря на это, кружева, встречающиеся в крестьянском быту, поражают разнообразием узоров. Это цветы и травы, птицы и животные, витиеватые линии.
В крестьянской среде часто встречались так называемые «численные кружева» (неширокие и с простым узором), «канфарные» кружева (сетчатая клетка), «гречишка» (узор из сетчатых шестиугольников, расположенных в шахматном порядке). Крестьянки приписывали кружевам особый магический смысл, наделяли их способностью противостоять нечистой силе, стремящейся проникнуть в душу человека. Кружево украшало скатерти и салфетки, воротники, блузы, сарафаны, полотенца.
В России 19 века существовало около 17 центров по плетению кружева, и каждый из них можно было узнать по особой технике работы или характерному узору.
В современном кружеве выделяют 2 направления: традиционное и экспериментальное. К традиционному кружевоплетению относят, создание салфеток, дорожек для украшения интерьера, элементов декора одежды, манжетов, воротничков, вставок, шарфов.
На принадлежность этих изделий к современному кружеву указывают приобретённые изделиями современные силуэты включающие в себя сочетания всех региональных особенностей плетения. Происходит изменение мотивов, растительный орнамент становиться более стилизованным, композиция может быть ассиметричной, чего не могло быть в старинном кружеве. На сегодняшний день существуют
К экспериментальному кружеву относятся панно с анималистическими, архитектурными мотивами и портретами. Силуэт таких панно может быть набран из фрагментов различного плетения. Применяются новые решётки. Так же в этом направлении кружево может быть выполнено в объёме и использоваться в качестве имитацию ювелирных украшений, элементов интерьера, сувениров, абажуров, зонтов.
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
.1 Оборудование, материалы, инструменты для создания панно «первоцветы» и его поэтапное выполнение
Для создания панно «первоцветы» мне понадобились следующие материалы и инструменты:
Подушка-валик -является самым необходимым приспособлением для плетения кружев. (Приложение 2 рис.1)
Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.
Коклюшки – деревянные палочки с шейкой, на которые наматывается нить. (Приложение 2 рис.2)
Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении
Булавки металлические – Для закрепления работы на подушке я использовала булавки гвоздики (Приложение 2 рис.3)
Вязальный крючок № 0.6- При работе парно сцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. (Приложение 2 рис.5)
Нитки снежинка – тонкие хлопчатобумажные нитки для вязания легких изделий и плетения воздушных кружев. (Приложение 2 рис.4)
Синтетическая нить (Приложение 2 рис.6)
.2 Композиция и выразительные средства творческой работы
Композиция панно «Первоцветы» имеет квадратную форму с симметричным фигурным обрамлением. Основным мотивом кружева являются цветы подснежника с ассиметричным расположением. Где используется стилизация растительного мотива с применением пластических линей. Главным композиционным центром является распустившийся подснежник, в котором использованы сочетание приёмов плетения обычной полотнянки с сеткой, плетешков и насновок.
В двух других распускающихся цветах использованы те же приёмы плетения. В панно использована плетешковая фоновая решётка в виде волн, ассоциирующаяся с водой и навивная фоновая решетка, в виде треугольников ассоциирующаяся с кристаллами льда. Главным выразительным средством панно «Первоцветы» является белый цвет ниток кружева и скань « верёвочка» из синтетического шнура, оформленное на серо-голубой фон ткани и в белую раму.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Первым этапом моей работы стало создание фор эскизов в карандаше по выбранной теме. (Приложение 3 рис.1.2.3.4.5.6.7.8)Совместно с руководителем определили лучший эскиз.
Вторым этапом стало выполнение сколка в натуральную величину на ватманской бумаге с доработкой технических моментов и ламинирование сколка скотчем.. (Приложение 3 рис.9)
Третьим этапом моей работы стало закрепление сколка на валике, и наматывание нитей на коклюшки.
Четвёртым этапом стало выполнение работы в материале. При выполнении ажурного края использовался элемент кружевоплетения «сетка» и скань «верёвочка» по внешнему краю.
Соединительным элементом между ажурным краем и центральной композицией работы стала тонкая рамочка выполненная элементом «полотнянка»
Бутоны цветов выполнены соединением элементов «сетка» и «полотнянка», также в них использовались элементы «насновка» и «плетешок».
Стебли цветов также выполнены элементами «сетка» и скань «верёвочка» по краям плетения.
Пятый этап работы предусматривал нанесение на готовую работу раствора крахмала.
Шестой этап работы оформление фона панно тканью габардин синего цвета на двухсторонний скотч.
. этап прикрепление кружевного панно к фону. И оформление в раму белого цвета с органическим стеклом. (Приложение 3 рис.10)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы была изучена литература по истории коклюшечного кружева, рассмотрены авторские работы художников.
Я впервые попробовала выполнить большую творческую работу.
при выполнении практической части работы, а именно на стадии создания фор-эскизов возникали трудности в разработке композиции панно где необходимо учитывать тех приёмы плетения мотивов, это потребовало от меня дополнительной работы с преподавателем в разработка композиционных поисков и стилизации мотивов кружева.
Углубила свои знания в области приёмов плетения коклюшечного кружева
В процессе выполнения полотнянки, сетки, плетешков сложностей не возникало. А при выполнении насновок не всегда получалась их форма и приходилось переплетать
Таким образом цель была достигнута путём решения поставленных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России М: Интербук-бизнес, 2000.
.Бородулина В.А.,О.В. Танкус. Основы художественного ремесла. М: Просвещение. 1978
.Ванюкова Т.С. Русские кружева М:
. Давыдова С.А. Кружевная промышленность в России. СПб., 1902
. Исакова К.В. Плетение кружев. М: КОИЗ 1959
. Климова Н. Т. Кировское народное кружево. // Советское декоративное искусство. 1984. № 7. С. 183-192.
. Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975. С. 3-54.
. Лукашева Р.А. Основы художественного ремесла русское кружево. М: Аст-Пресс,1994
. Некрасова М. Н. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983.
. Пересторонина В. Д. Вятские кружева. Горький, 1982. С. 54.
. Попова О.С. Русское народное искусство: Из коллекции музея народного искусства. М., 1972. С. 45-75.
. Рогов А.П. Коклюшки с копеечками // Кладовая радости. М., 1982. С. 179-200.
. Сорокина М.А. Современное кружево // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 278-303
.. Работнова И.П. Вологодское кружево. М., 1962. С. 13. Табл. 50-119.
. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1959
. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983
. Из истории кружевоплетения на коклюшках. #”803759.files/image001.jpg”>
Приложение 3