- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,25 Кб
Карл Брюллов. Сочетание классицистического и романтического стилей в живописи
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра теории, истории и педагогики искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА
по дисциплине «История русского искусства»
Карл Брюллов. Сочетание классицистического и романтического стилей в живописи
Студентки 4 курса
Специальности «Искусствоведение»
Института искусств
БАКИРОВОЙ ГУЗАЛИИ РАШИДОВНЫ
Саратов 2013
Содержание
Введение
1. Классицизм и романтизм в живописи
2. Карл Брюллов. Основные этапы деятельности
2.1 Академия художеств. Этап обучения классическому искусству
2.2 Итальянский жанр
.3 Портреты
. Гармоничное сочетание художественных течений на примере работ Карла Брюллова
Заключение
Список использованных источников
Введение
В XIX веке живопись шире и глубже других видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в общественной жизни, будучи часто связанной с социальными и национально-освободительными движениями; важное значение в живописи XIX века приобрела острая критика социальной действительности. В то же время на протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались далекие от жизни академические каноны, отвлеченная идеализация образов, возникли натуралистические тенденции, игнорировавшие самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. В борьбе с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
В связи с этими тенденциями, рассмотреть творчество представителя сразу двух этих стилей, русского живописца Карла Брюллова, явилось актуальным.
Объект исследования – стили классицизма и романтизма в искусстве.
Предметом исследования является творчество Карла Брюллова.
Цель исследования состоит в выявлении и описании классического и романтического сочетания стилей в его творчестве.
Задачи исследования:
.Произвести теоретический анализ по теме исследования.
.Сопоставить существующие стилевые направления.
.Охарактеризовать творчество Карла Брюллова.
.Выявить и проанализировать точки соприкосновения двух направлений в произведениях художника.
Методологическую основу работы составляют труды М. Аленова, Э. Ацаркиной, Т.В. Балицкой, И.Н. Бочарова и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (11 наим.), приложения.
Глава 1 посвящена описанию характерных признаков классицизма и романтизма в живописи.
Глава 2 посвящена основным этапам деятельности Карла Брюллова. В разделе 2.1 рассматривается этап обучение художника классическому искусству в Академии художеств. В разделе 2.2 прослеживается возникновение итальянского жанра в творчестве Карла Брюллова. В разделе 2.3 описывается портретная живопись.
Глава 3 посвящена выявлению гармоничного сочетания художественных течений на примере работ живописца.
В заключении представлены итоги исследования.
1. Классицизм и романтизм в живописи
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Изобразительное искусство отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.
Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma – Рим) – одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления.
Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений.
Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в зависимости от жизни и стремлений современного общества. В прошедшем и нынешнем столетиях несколько различных стилей сменяют во Франции друг друга после более или менее продолжительной борьбы между двумя направлениями – предшествующим и его сменяющим. Такая борьба не была только безмолвным состязанием между картинами на выставках, но сопровождалась горячими обсуждениями в печати, волновала общество и изменяла его взгляды на отношения искусства к действительности.
Классицизм, как один из наследников античности, само собой, относил к высокому жанру картины, которые были написаны на исторические и мифологические сюжеты. В них довольно четко прослеживается драматизм, пожертвование своими личными интересами ради общего блага.
Романтизм не имел определенных, ограничивающих и стесняющих правил, индивидуальность художников была настолько свободна, что некоторые из них даже известны только виртуозностью, другие брали сюжетом сцены просто из произведений новейших модных писателей и жили чужим вымыслом, во что бы то ни стало.
брюллов живопись классицизм романтизм
2. Карл Брюллов. Основные этапы деятельности
Брюллов – гений романтической эпохи. Неслучайно его прозвали «великим Карлом», его жизнь полна неординарных поступков. Для художника процесс творчества от задумки до воплощения был образом жизни. Скрупулезная проработка деталей – не самое важное для живописца. Он – обладатель артистического темперамента был захвачен реализацией вдохновенного порыва. Неистово Карл Павлович брался за дело, когда идея уже была готова. И так же резко заканчивал, как только чувствовал, что работа была завершена.
Типичные качества для русских художников 19 столетия – работоспособность и стремление к независимости. Карл Павлович несомненно обладал этими качествами. Это не могло не отразиться в работах мастера.
Экспрессия и трудолюбие – прекрасные качества творческого человека. Кроме того пылкий свободолюбивый характер, неиссякаемая любознательность. Редчайшее сочетание в одном человеке. Неслучайно автор книги так выделяет качества – художника, при последующем изучении работ мастера, мы увидим их отражение.
«Карл Брюллов не ведал лимитов академического амплуа, он равным блеском воплощал сложные исторические и религиозные сюжеты, парадные и камерные портретные типы; мифологические, аллегорические и литературные фабулы».
«Великий Карл» трепетно относится к своим опытам, называя картину «моё дитя». Такая преданная любовь не может не рождать прекрасные образцы живописных полотен. Все-таки, обратимся к истории, чтобы опираясь на факты, начать рассуждение об уместности совмещения классического подходе к работе художника и новаторскому романтизму.
Все же прежде чем воплотить в жизнь свои волевые замыслы, художнику пришлось познать азы живописного мастерства в Академии художеств.
.1 Академия художеств
Этап обучения классическому искусству
Академия художеств готовила Карла к карьере исторического живописца. Однако, художник не отдал предпочтение конкретному жанру. В юношестве, когда Карл представлял свои работы на суд преподавателей, его, оценивая, пытались упрекнуть в нарушении обычаев академизма. Тем не менее, явных подтверждений нарушения не было.
Совет Академии постоянно отмечал работы Брюллова как выдающиеся. В 1819 году в классе Андрея Иванова была «поставлена» в качестве задания для живописцев мужская фигура – полулежащий юноша, наклонившийся над водой. В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и тому подобное. Натурщика, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду. Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии. Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину «Нарцисс» (1819, ГРМ). Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника.
Брюллов отважился нарушить старые эстетические каноны академизма, отыскивал прекрасное в повседневном. Этому способствовала поездка мастера в Италию. В этой жаркой солнечной стране художник оттачивал своё мастерство и учился новой манере письма.
В 1821 году как программу – конкурсную картину на малую золотую медаль-Брюллов написал «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамарийского»(ГРМ). Уже в этой ранней работе сказалось очень важное свойство художника как композитора. Брюллов нашел гармоническое равновесие между человеческими фигурами и пейзажем. Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из них снимает сандалию. Его естественные, наблюденные в натуре жесты сообщают сцене человеческую теплоту.
В ранние годы Брюллов обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорации и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Ему всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически, занимаясь лепкой. Уже ранние картины поражают пластичностью. Занятия скульптурой помогали не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач. Еще до отъезда за границу Брюллов начал заниматься портретом, к которому едва ли мог привить вкус непосредственный учитель- Андрей Иванов, всю жизнь считавший искусство портрета недостойным занятием для исторического живописца. Здесь совершенно правильно видеть то общее тяготение к портретной живописи, которое в начале века заставило перейти Кипренского, так успешно начавшего путь исторического живописца, от исторической живописи к портрету. Можно предположить и непосредственное влияние Кипренского на Брюллова, настолько близки портреты Брюллова к тем, которые были написаны Кипренским до его путешествия за границу.
2.2 Итальянский жанр
Карлу Брюллову при содействии П.Ф. Соколова был предложен пенсион для поездки в Италию на три года.
Атмосфера официальности академических кругов тяготила художника. Поэтому свобода, которую обрел Брюллов в Италии, приводила его в восторг! Работал там Карл много и страстно.
«Брюллов живописец и виртуоз, обладающий богатейшей фантазией, артистически легко выполнял все замыслы…» Он и его современники стремились отобразить национальный характер изображаемого народа, уловить историческое своеобразие обстановки. Кроме того, немаловажным было для него раскрыть психологию людей.
В Италии Брюллов прошел новое для себя обучение. Карл подсматривал сюжеты в обыденной итальянской жизни. Его изобретение – так называемый итальянский жанр. К нему относятся произведения – «Итальянский полдень» (Приложение 1), «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». В несложных бытовых сюжетах автор пытался воплотить новаторские взгляды на задачи искусства.
В последней картине, о которой упоминалось выше, чувствуется влияние романтических идей типичных для эпохи. Кроме того, «итальянский жанр» – это реалистическое видение в академической художественной системе. Точность линий классицизма освежают вдохновенные порывы кисти. Этот дуэт гармонично сливается в одной картине, создает целостную композицию.
Для всех жанровых картин Брюллова характерна не только сюжетная, но и композиционная неповторимость каждой из них. Яркость образов свидетельствует о том, что художник всегда увлекался темой и не скупился насыщать композиции наблюдениями натуры. Получив несколько небольших картин, Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец, и капитальное историческое полотно. Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался, выдвинув встречное предложение. Во время посещения Помпеи Брюллов увидел фреску, сохранившуюся на стене одного из домов. Там была изображена гибель Гиласа, увлекаемого нимфами в пучину вод, Так родился замысел картины «Гилас и нимфы». Древний миф о Гиласе содержит в себе мысль о коварстве сил природы, очаровывающих и в конце концов губящих человека. Очевидно, однако, Брюллов сам оставил эту работу, потому что его новая тема, «Последний день Помпеи», содержала в себе диаметрально противоположную «Гиласу» мысль о победе человека над силами природы. Эта новая грандиозная тема, очевидно, увлекла художника не только эффектностью, не только многолюдством, но и возможностью показать в момент буйства слепых сил природы торжество благородных душевных качеств человека.
Герцен прямо говорил, что в «Последнем дне Помпеи» нашли свое, может быть бессознательное отражение и чувства художника, вызванные поражением восстания декабристов в России: «Нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, всё передовое, энергическое вычеркнуто из жизни».
Это произведение представляет собой яркую попытку примирить две эстетики – классицизм и романтизм. Романтик Брюллов не чурался исторической живописи, но при этом писал исторические полотна, ломая все правила казавшиеся незыблемыми предшествовавшему поколению живописцев. Строилась глубокая композиция, искусно использовалась светотень, не боялись показаться излишне «натуралистичными», прибегали к помощи естественного освещения, трактовали события через характеры и чувства героев.
Пафос этой художественной революции определялся безоглядным стремлением к «правде», которую классицизм подменял «возвышенной красотой». И то и другое понятие написано в кавычках, потому как автор осознает, что правды как и красоты не может быть одной незыблемой для всех. В то же время этот факт – доказательство того, что развитие новых стилей должно поощряться. Именно тогда человек получает возможность сделать выбор в пользу того или иного. Эта возможность выбора расширяет границы сознания и фантазии как творца, так и зрителя.
Один особенный момент подмечен автором книги Итальянские находки Бочаровым И.Н.: «Русские художники даже спустя десятилетия после отъезда из своей родины, сохранили взгляд на мир глазами своей страны».
В эскизе «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» смысловые акценты воплощены ярче и резче. Колористический строй основан на сочетании оттенков охры – от лимонно-желтого и коричневого до ярко-красного: алые пятна стягов и хоругвей в верхней части композиции эскиза придают особый драматизм и напряженность действу, романтически сопрягают усилия отдельных его участников в единый патриотический и динамический порыв.
Буквально с самого начала своего пребывания в Италии мастер увлекся жанровой живописью, запечатлевая сюжеты из жизни простых итальянцев. Первой попыткой постигнуть окружающую действительность стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль), в которой изображен момент утреннего туалета, совершаемого совсем еще юной итальянкой.Ее спина освещена солнечным светом, а лицо – отраженными от фонтана рефлексами. Естественность момента, жестов и пластики, скрупулезное изучение натуры – все говорит о реалистических поисках мастера.
Когда картина «Итальянское утро» была закончена, Брюллов отправил ее в Россию. В Петербурге она была очень тепло встречена современниками и поразила их свежестью письма и оригинальной трактовкой сюжета.
Подобные произведения нередко называли «итальянским жанром». Это обозначение объясняется их функциональным направлением: такие работы заказывались аристократией в качестве сувенира из Италии, который должен был напоминать владельцу о теплых краях и счастливых мгновениях, пережитых в далекой стране.
Самым примечательным полотном на религиозные и исторические сюжеты является неоконченная работа «Эрминия у пастухов» (1824, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Естественность и живость поз пастухов, удобно расположившихся на опушке леса, прекрасно переданное неподдельное удивление от появившейся перед ними царевны говорит о пристальном изучении художником натуры. Ясность, простота, особая выразительность в построении композиции, насыщенный колорит – вот его последние достижения.
Брюллов считался лучшим живописцем в Риме. Его слава быстро разнеслась по всей стране, он был самым популярным иностранцем на всем Апеннинском полуострове. В этот период большое значение играли его работы, выполненные в технике акварели, к которой он обратился в 1827-1828. Акварель – прекрасная возможность передачи жизненных наблюдений в камерной форме. Небольшие по размеру произведения, наполненные движением, точно отображали выразительную пластику человеческого тела. Как правило, художник работал большими лаконичными цветовыми пятнами, достигая выразительности их контрастными сочетаниями Акварельные композиции Брюллова сюжетно развернуты и идилличны. Несмотря на то, что мастер очень жизненно и занимательно рассказывает о своих героях, он практически лишает их образы психологической трактовки.
Художник с небольшим желанием возвращался на родину. И тем не менее, с большим интересом взялся за крупный заказ, который позволил ему проявить себя в монументальной живописи. Это была роспись купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
2.3 Портреты
Лишь в портретном жанре, куда не проникла леденящая атмосфера николаевской рутины, искусство Брюллова проявлялось с прежним блеском.
Брюллов желал воссоздать в портрете и конкретность живых связей человека с окружающей средой, что казалось в его время задачей только жанриста.
Слова, сказанные тем же Гоголем: «У Брюллова является человек для того, чтобы показать все верховное изящество своей природы», – эти слова в полной мере могут быть отнесены к его парадным портретам. «Удержать лучшее лица и передать его на полотне» – таков, по собственным словам Брюллова, его портретный метод.
Поначалу портреты художника можно было разделить на виды: интимно-камерный, жанрово-бытовой, парадно-реперезентативный. К их единству при сохранении специфичности форм, Брюллов пришел в России, когда усилились в его творчестве реалистические черты. Уже не тихая сосредоточенность, задумчивость, покой определяет образ человека, а его воля, страстность, сознание своего права на жизнь. Эти идеи несла художественная идеология романтиков.
Важная часть эстетики романтизма – требование прав «свободной личности». Героем романтиков был борец, носитель высоких дум, благородных побуждений.
Полон тревоги образ «Неизвестного в темном жилете» (ГРМ). Резко повернут его корпус, небрежно со лба откинуты волосы, сдвинуты брови… контрастное сопоставление света и тени нарушает спокойствие нейтральных оливково-зеленых тонов.
Порывистый нрав героев типичен для романтизма. Так же как и вольное отношения к деталям. Свобода и непосредственность – выражаются в мимике портретируемых, манере письма. Таким образом, при желании отображать в своем творчестве волевых личностей, возникает желание встречать в жизни именно таких людей.
Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников с присущим ему темпераментом и живым интересом к индивидуальности моделей. Эти работы покоряют и притягивают: одни – красотой, другие – напряжением внутренней жизни, и почти все – полнотой энергии. Брюллов выполнял их с особой виртуозностью, соединяя черты классицизма и реализма с интонациями и элементами Барокко. При этом он не был «Описателем», а стремился передать внутреннюю жизнь своих героев, показать то, что скрыто под внешним лоском. Что бы добиться максимальной убедительности образа, живописец наполнял полотна бытовыми подробностями, раскрывающими мир, в котором живут и «властвуют» герои.
Подробной проработкой отличается полотно «Гулянье в Альбано» (1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), изображающее сценку у колодца. Тщательно выписаны детали, композиция целостна и гармонична, что свидетельствует об эволюции творчества художника и совершенствовании его мастерства.
Замысел картины «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва) относится к 1828. Это произведение стало своеобразным творческим итогом, в котором отразились все искания мастера – тончайшие нюансы светотени, осязательная чувственность обнаженного женского тела, четкая трактовка формы, высокая степень контрастности. Однако полотно так и осталось незаконченным.
В 1830 Брюллов создал «Портрет великой княгини лены Павловны с дочерью Марией» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Внешне героиня очень спокойна, и только мотив шествия оживляет застылость классицистического построения композиции. Развевающаяся красная драпировка придает всему произведению приподнято – мажорное звучание.
Не менее прекрасен портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амаиилией Пачини (ГРМ, Приложение 2). Здесь в силу выговоренности программы произведения особенно очевидно новаторство Брюллова по отношению к традиционному типу парадного портрета. Идя вослед Кипренскому, Брюллов, хотя его модели принадлежат высшему аристократическому и чиновному кругу, никогда не мотивирует парадного пафоса своих портретов сословной принадлежностью. Его герой – частный человек, его достоинства – красота, обаяние, изящество в нем самом, а не в степени его возвышения на иерархической лестнице чинов и службы. Не случайно подавляющее большинство парадных изображений у Брюллова – это женские портреты. Настоящий праздник – это сам человек в своей самобытной естественной красоте, свободный от стеснительных условностей «маскарада жизни», буквально «снявший маску» – как Самойлова на упомянутом портрете.
Одно из прекраснейших полотен – «Портрет писателя Н.В. Кукольника» (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Кукольник не обладал яркой запоминающейся внешностью, но Брюллов увидел в нем «сердце, объятое внутренним пламенем», что и отразил в своей работе. Художник намеренно придает его облику оттенок внутреннего драматизма, тем самым подчеркивая значимость личности писателя.
Весьма важное принципиальное значение для эволюции портретного творчества Брюллова имеет портрет детей графа Л.П. Витгенштейна с няней-итальянкой, купающихся в лесном водоеме (1832, местонахождение неизвестно). Удачно схвачены непринужденные движения детей. Они как бы отражают состояние природы, теплой воды, воздуха, прохладной тени леса. Не менее интересно и то, что центральное положение в композиции занимает няня-итальянка. В этом сказалось не только восхищение красотой женщины, но и смелость художника, поставившего девушку из народа в центре портрета титулованных младенцев. Следует отметить, что портрет этот входит в большую группу брюлловских работ, в которых весьма существенную роль играет пейзаж.
Портреты, исполненные Брюлловым незадолго до смерти, сохраняют всю силу его ума и весь блеск живописи; таковы портрет археолога Микельанджело Ланчи, написанный уже в Риме (1851, ГТГ), и портреты семейства Титтони (находятся в Италии). Эти произведения наполнены живым интересом художника к волевым, энергическим личностям. Какая активность ума, пытливость мысли ученого во взгляде Ланчи! Какая воля, энергия и независимость в портрете А. Титтони Брюллов превосходно сознавал, как дальше должно идти развитие русского искусства; высокая оценка Брюлловым работ П.А. Федотова показывает, что он в полной мере понимал значение живописи жанровой. Художником были одобрены опыты в бытовом жанре и В.И. Штернберга, автора живых сценок из народной жизни Украины, близкого друга Шевченко. В Италии Брюллов написал несколько бытовых сценок из жизни бедняков. Они отмечены огромным мастерством рисунка, но это только наброски.
Неоднократно Брюллов рисовал народные праздники, передавая грацию и ритм движений, самозабвенное упоение танцами. Это особенно убедительно выражено в картине «Пляска перед остерией» (1828-1830, частное собрание). В одном из альбомов Третьяковской галереи сохранился законченный акварельный эскиз картины, где все полно захватывающего движения, темперамента, естественной красоты. Вся веселая сцена сдобрена юмором. Забавна фигура хозяина остерии, торжественно спускающегося с лестницы с бутылью на голове; на вытянутых руках он горделиво и осторожно несет большие блюда, наполненные снедью.
3. Гармоничное сочетание художественных течений на примере работ Карла Брюллова
Гениальность и новаторство Брюллова состоит в том, что он сумел соединить в своей картине принципы академического искусства с романтичностью характеристик.
Уже в одной из первых известных работ – картине «Пляска перед остерией» – вольным гибким непринужденным фигурам персонажей противопоставлен довольно строгий фон.
Полным отражением мастерства художника признана картина «Последний день Помпеи» (Приложение 4). Здесь есть всё: сложно выстроенная композиция, буря эмоций, тонкая работа со светотенью – этот контраст поддерживает накал страстей, скрупулезная проработка выражений лица, изгибов тела, в конце концов тканей. Множество линий движения фигур усиливает ощущение паники, краха. Вместе с тем, безупречное выполнение канонов перспективы, объема, фактур. Это целая история как книга в одной большой картине, которую можно долго и с удовольствием рассматривать.
Карл Павлович представляет собой пример смешения нескольких национальных стихий в нечто оригинальное и гармоничное. Брюллов удивлял современников какой-то теплой человечностью и искренней взволнованностью своих картин; всякий сюжет писался с особой интонацией, был пронизан неповторимым настроением.
У великих художников многие итоговые произведения в той или иной степени биографичны. Если работа над историческими композициями требовала от Карла полной самоотдачи напряженных раздумий, то портрет сразу стал родной стихией.
Легкое свободное письмо, разнообразный образный строй, виртуозная композиция и тонкий вкус колористической проработки – типичны для Карла. Своеобразная игра – поиск усиления значительности и яркости портретируемого, свойственны натуре художника.
Многие восторженные отклики посвящены парадному изображению «Портрета графини Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». «Образ с этого холста отличается взрывной энергией, магической привлекательностью, внутренней завершенностью…»
Своеобразной неизменно является интонация, уникальным – умение Брюллова сочетать романтическую приподнятость, тонкий лиризм и неизменно особенное личностное отношение к модели.
У «великого Карла» есть свои приемы: мастерство исполнения фактуры и цвета прихотливых складок ткани, интересный мотив (момент пения), аксессуар (ноты, портрет певицы Петровой (Воробьевой).
Говоря о победе романтизма над искусством 18 века, А. Марлинский насмешливо заметил «… где ж было воевать пудре с порохом».
Художник представлен нам большинством авторов как прекрасный наблюдатель. Однако, его наблюдение это чувствование человека и его окружения. На примере портрета Кукольника великолепно показан дар к психологизму изображения портретируемого. Это умение находить что-то в портретируемом человеке, что заставляет зрителя вглядываться в холст, утопать в его глубине, сосредотачиваться на человеке.
Что примечательно, герой портрета может утопать в глубине темных оттенков и вместе с тем выделятся контрастно светлым лицом, деталью одежды. И в то же время есть портреты с обилием деталей, многообразным фоном. Так или иначе, взгляд зрителя сосредотачивает лицо, взгляд с холста. Этот взгляд – веселый, глубокий, томный, тревожный будто манит в картину происходящего прошлого. Только оторвавшись от этого взгляда, можно рассмотреть тонко проработанные детали. Здесь и возвращается веяние классицизма.
Итальянские мотивы находят отклик в работе с персонажами России. Вирсавия и графиня Самойлова одинаково легки в своих движениях. Обе одарены глубоким нежным взглядом и нежными переливами светлой кожи. Вольности и небрежности мы наблюдаем больше на итальянском холсте. И тем не менее, пластика формы заслуживает восторженных взглядов. Ведь работа с формой была важна живописцу. И мы это замечаем во всем творчестве К.Брюллова.
«Всадница» (Приложение 1), не меньше чем «Последний день Помпеи» (Приложение 4) воплощает в себе две формы живописи. Тонко прописаны переливы светотени на теле лошади. Пропорции, конечно же выверены. Мышцы животного, драпировка платьев героинь, четкие линии монументального здания – все достоверно. Поражают своей реалистичностью герои картины. Кроме того, здесь присутствует динамика вдохновенного порыва сцены. Легко развевается драпировка на шляпе героини, лошадь стремительно встает на дыбы, девочка бросает искренний изумленный взгляд на девушку, даже собаки встревожены. Все это уже отзвуки романтического течения.
Безусловно, работы художника оказали влияние на дальнейшее развитие русской живописи.
Заключение
Художественный стиль в изобразительном искусстве 17 – начала 19 вв.- классицизм, одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античности, как идеальному эстетическому эталону. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное. В каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Но эта же склонность к традиционализму, каноничность таит в себе опасность отрыва от современности, превращения его в догматическое, консервативное направление, препятствующее развитию живого художественного процесса. За что вызвало критику противостоящих ему художников-новаторов и повлекло возникновение новых стилевых направлений, одним из которых стал романтизм. Его критериями стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Основные черты стиля романизм – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.
Влияние современных течений можно отметить в творчестве Карла Брюллова.
В России художник получил образование – конструктивную основу своего творчества. Возможно, дух противоборства тоже обретен здесь, вопреки канонам академизма. Однако, прочный фундамент строгого художественного мастерства положительно отразился в работах мастера. Четкие линии, пропорции, замечательно проработанная форма и фактура – все это дань обучению юности.
Теплая раскованная Италия, в которую тогда отправляли русских художников, позволила расширить рамки сознания и без того стремительной души живописца. Простота и легкость крестьянских мотивов сыграла свою роль. Непринужденная атмосфера прекрасна для развития романтической души. В работах появляется легкость, неподдельные эмоции. Наслаждение красотой, теплые тона, веселость итальянок, непринужденный мотив – создают ощущение праздника и гармонии. Мягкие линии, много света, свежий румянец, задорная улыбка – все это просто и в то же время завораживающе.
В своих картинах он дал образцы своеобразных освещений, смелых, но правдивых сочетаний тонов, дотоле невиданных в русской живописи. Помимо этих технических достоинств, в его картинах чувствовалась и жизненная правда. Характерными особенностями его таланта являются, прежде всего, смелый, точный и безукоризненный рисунок и превосходный колорит.
Карл Брюллов был великим живописцем. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой – у него рождались живые творения. Он умел запечатлеть и красоту человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листу. Творчество Карла Павловича получило широчайшее признание и вывело русское изобразительное искусство на одно из первых мест в мире.
Список использованных источников
1.Аленов М.М. История русского искусства: В 10 т. Т. 2. М., 2007
2.Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1963. 536 с.
3.Балицкая Т.В. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007. 281с.
4.Большой энциклопедический словарь Загл. с экрана. Яз. рус.
5.Бочаров, И.Н. Карл Брюллов. Итальянские находки/ И.Н. Бочаров, Ю.П. Глушакова. М.: Знание, 1984. 192с.
6.«Великие художники». В 35 т. Т. 23 Карл Павлович Брюллов, М. 2010г., 48с.
.Карл Павлович Брюллов (1799- 1852). Живопись. Рисунки и акварели из собрания Русского музея. СПб.: ГРМ, 1999. 196 с.
8.Русское искусство. Искусство первой половины XIX века. Выпуск III. М: Советский художник, 1962. 66с.
9.Художественная галерея, 2006. – №72. – 26с.
.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
11.OVSEM