- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,69 Кб
Жостовская роспись
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Художественно-историческая глава
.1 Композиционная часть
.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
. Технологическая глава
.1 Материалы и инструменты
.2.Создание эскиза
.3.Подготовка изделия к росписи
.4.Роспись изделия
.5 Технологическая карта
.6 Охрана труда и техника безопасности
.7 Организация рабочего места художника
.8 Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
.9 Требования безопасности перед началом работы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы
Введение
Народное искусство- создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное искусство имеет по преимуществу декоративное и прикладное значение. Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
В народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Например, произведениями традиционных художественных промыслов являются: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень, Борок, и другие.)
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников. В силу этого закрепляемая веками традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
Цели и задачи. Целью моей работы является составление авторской композиции и роспись изделия необычной формы-лейки в стиле жостово (создание предмета ДПИ). Она голубая, а на ней изображены цветы. Цветы расположены полувенком. Крупные цветы ближе к ручке, а на клобушке – легкий полувенок из розочек.
А задача состоит в том что создать неповторимое декоративное изделие. Но оно не только декоративно но и несёт в себе утилитарную функцию. Моей лейкой можно пользоваться, внутри она не обработана и может выдержать воздействие воды.
Основной целью моей работы естественно было выполнение курсовой работы на оценку отлично, но мне всегда жалко отдавать свои изделия, потому что в них вложено столько труда, что окончательное изделие становится бесценным, а если задаться целью расписать такую форму на заказ, то я скорее всего откажусь, так как такая цель не оправдывает средства, поэтому я расписываю одновременно две лейки и одну отдаю в колледж, а вторую я оставляю себе. Таким образом, к вышеупомянутой цели добавляется ещё одна – украшение моего подоконника, я буду смотреть на свою работу и пользоваться ею!
Точно также я надеюсь, что моя первая лейка не станет музейным экспонатом, а ей будут пользоваться в коллежде.
Я считаю, что именно в использовании предметов декоративно украшающих интерьер наших кабинетов и состоит декоративно-прикладное искусство, которым мы занимаемся.
1. Художественно-историческая глава
Старинная деревня Жостово находится и восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи в живописной местности близ Клязьминского водохранилища. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков.
Искусство Жостова принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920-1930-e годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков.
Село Данилково близ Федоскина, деревни Осташково и Жостово были в XIX веке известными центрами русской лаковой миниатюры. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, коробочек, кошельков, марочниц, портсигаров, чайниц и других небольших предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами, являвшими собою вольные переложения станковых картин и гравюр. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, и позднее и орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Сорокино, Новосильцево, Чивирево). Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало имя всему промыслу.
Начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 годом – датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само но себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития.
К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, там, где расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне, как один из крупнейших центров русского народного искусства.
Славу Жостову создали расписные лакированные подносы, которые уже более полутораста лет изготовляют его искусные мастера.
Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Украшенные от руки нарядной цветистой росписью, подносы радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности, красотой и выразительностью свободного кистевого письма.
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов или эталонов; известный советский искусствовед А,В, Бакушинский назвал её «плодом быстрой неповторимой импровизации». Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ибо все мастера работают творчески, никогда не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых, в прошлом безвестных крестьянских художников.
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приёмов. Начинается она с «замалёвки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположения основных пятен. «Замалёванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами («тенёжкой» и «прокладкой») строятся формы цветов и листьев: сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все обёмы.
Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки»:упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепесточки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись; мелкие веточки не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертании в одних случаях спокойно лепят форму, в других – ложатся на ней своеобразным узором и т.д,). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений,
Расписные подносы составляли неотъемлемую часть старого русского быта. Их можно было встретить в трактире или чайной, они украшали праздничный стол, сопровождали степенное чаепитие в крестьянском или купеческом доме, семье городского ремесленника или чиновника.
Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.
Жостовские подносы ценятся не только на своей родине, но и далеко за ее пределами. Они постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, вызывая неизменный интерес посетителей, их охотно покупают в разных странах.
Если многие другие художественные ремесла – роспись и резьба по дереву, вышивка, ткачество, гончарство – искони были распространены на Руси почти повсеместно, то изготовление расписных подносов принадлежит к довольно редкому в нашей стране виду декоративного искусства – так называемым художественным лаком. К ним относятся изделия из папье-маше и железа, украшенные декоративной живописью. Сам материал оказывается скрытым под многочисленными слоями грунта и пака, и предмет как бы приобретает новую, искусственную поверхность – идеально гладкую и блестящую, дающую эффектную игру светлых бликов и глубоких теней.
Родиной художественных леков является Китай, где они были известны уже с глубокой древности. В России расписные лакированные подносы начали изготавливаться в первой половине XVIII века на Урале, на нижнетагильском заводе Демидовых. Позднее производство их освоили также петербургские и подмосковные мастера.
Каждый центр подносного дела создал свои неповторимые художественные решения, выделяясь своеобразием композиции, мотивов, приемов.
Уральские подносы знаменовали собой первый этап развития русской декоративной живописи на лакированном металле и первый ее яркий расцвет. Который пришёлся на конец XVIII – начало XIX века. Кустарные мастерские возникли вокруг заводов, выпускавших листовое железо. Особенно иного их было в Нижнем Тагиле, крупном экономическом и культурном центре горнозаводского Урала, резиденции заводчиков Демидовых.
В этот период в Нижнем Тагиле изготовлялись из лакированного железа самые разнообразные вещи – столики, шкатулки, сундуки, лотки, вёдра, бураки, украшенные росписью, но больше всего делали подносы – прямоугольные, круглые, овальные, восьмиугольные, с высокими прорезными золочеными бортиками. Живопись поражала редкой широтой диапазона. Были здесь академически выполненные «железные картины» на исторические или мифологические сюжеты. («Прощание Гектора с Андромахой», сцены из жизни Петра, Наполеона и т.д), а также очень разнообразные по характеру и мотивам изображения цветов и фруктов, среди которых можно было встретить вазоны с цветами, гирлянды из тюльпанов и гвоздик, оригинальные построения в круге с росписью на нескольких цветных фонах. Причем в композициях и мотивах часто угадывалось влияние декоративных росписей классицизма.
В середине XIX века ведущая роль в производстве расписных подносов переходит к петербургским мастерским. Ещё в XVIII веке в Петербурге изготовлялись декоративные панно для украшения дворцов и различные предметы из лакированного дерева и папье-маше с золотистой росписью в «китайской манере». С 1830-х годов основным видом изделий становятся расписные подносы, украшенные изысканными орнаментами в стиле позднего рококо. Изображений изящных цветов, экзотических птиц, декоративных архитектурных пейзажей образовывали легкие асимметрические композиции, свободно переходившие с бортиков на дно. Живопись дополнялась золотистыми рокайльными узорами «решетками», "раковинами", «брызгами» и т.п.
Подчеркнуто нарядными были и сами формы подносов с волнистыми фестончатыми краями.
Подмосковный центр русского «подносного мастерства», ставший впоследствии известным как «жостовский», начал формироваться в середине XIX века, а во второй его половине занял ведущее место в русском подносном деле. Именно он донес до наших дней это большое и яркое искусства.
История жостовского промысла своеобразна. Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше Первым лакировальным заведением в Подмосковье была Фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
Наряду с табакерками и другими небольшими предметами – портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х годах в отдельных мастерских (Ф. Вишнякова, И. Овчинникова) стали изготавливаться подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.
В середине и особенною второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Некоторые подносы этого времени, а также подставки под графины и стаканы, хлебницы, сухарницы имеют клейма мастерских (или фабрик, как называли их сами мастера) Вишняковых, Годиных, Цыгановых, Сорокиных.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы
Роспись подносов становилась богаче и разнообразней. Часто изображались нарядные цветочные композиции, создавались „ландшафты" и сюжетные сцены. Наряду с многоцветной живописью встречались и легкие золотистые росписи по фонам, крытым металлическими порошками или тонкими листочками золота и серебра (так называемая роспись по поталям), а также оригинальные узоры «под черепаху», выполнявшиеся копчением поверхности по сырому светлому фону.
Появились и новые формы подносов – «гитарные» (напоминающие силуэт гитары), «сибирские» (прямоугольные с чуть скругленными углами), а также фигурные с фестончатыми краями, среди которых различались в свою очередь «крылатые», «готические» и «рококовые» (по форме днища – овального, прямоугольного или фигурного).
Поначалу в изделиях 1860-х годов еще чувствовалось некоторое влияние петербургских композиций в характере позднего рококо. Но жостовские мастера по-своему интерпретировали эти образцы: в их работах исчезала прихотливая асимметрия, формы цветов становились четче и лаконичней.
С конца 1870-х годов влияние поздне-рокайльных орнаментаций ощущается всё меньше, появляются новые художественные решения, определяется свой, жостовский характер росписей, явившийся вариантом того «цветочного стиля», который сложился во второй половине XIX века в различных областях русского декоративного искусства курских коврах, ивановских ситцах, павловских набивных платках. Реальные цветы и растения изображались более конкретно и объемно, чем в прошлые периоды. Сама техника многослойной живописи пришла из лаковой миниатюры. Постепенно в подносной росписи складывались своеобразные, отличные от миниатюры приемы письма, основанные на более широком, живом и свободном движении кисти.
Конец XIX – начало XX века было неблагоприятным временем для декоративно-прикладного искусства. Эклектика, безвкусная роскошь в соединении с натурализмом отличали изделия художественной промышленности.
Жостово относится к числу немногих промыслов, сумевших создать и в этот период большое и яркое искусство. Это одна из наиболее замечательных особенностей его истории. Не случайно жостовские подносы привлекали внимание крупных мастеров русской живописи. Борис Кустодиев, Пётр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Павел Кузнецов любили изображать их в своих натюрмортах.
Виртуозное мастерство, лежавшее в основе росписей подносов, достигалось длительной, систематической тренировкой. Юноша, начинавший учиться у опытного живописца еще с детства, лишь к семнадцати годам достигал „полного искусства", то есть овладевал всеми приемами многослойной живописи и свободного кистевого письма.
На клеймах подносов и в описаниях выставок упоминались имена только фабрикантов, подлинные же создатели оставались безвестными. И лишь народная память сохранила их имена: Осип Бурбышов, Константин Грибков, Иван Левин, Сергей Митрофанов и другие.
Жостовские старожилы вспоминают, что жизнь мастеров была прежде очень нелегкой. Рабочий день продолжался четырнадцать, а перед праздниками и все двадцать часов, работать приходилось в тесных, душных избах, пропитанных тяжелыми запахами скипидара и красок. Широко применялся труд детей.
Первой попыткой мастеров выйти из кабалы предпринимателей была организация в 1912-1914 годах трудовой артели в деревне Новосильцева. Вошли в нее рабочие лишь одной фабрики Федора Зиновьева, и просуществовала она недолго, так как империалистическая война, а затем события Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны прервали не только её деятельность, но и всего промысла. Его возрождение началось лишь после Великого Октября. На месте многочисленных частных заведений в 1920-е годы было организовано несколько производственных кооперативов, которые в 1929 году слились в жостовскую артель „Металлоподнос"…
1.1Композиционная часть
Композиция (от лат. compositio – составление, сочинение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обо бщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др
Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувства радости, красоты природы.
Обаяние искусства Жостова в искренности, непосредственности его содержании и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы – как реальные, так и рожденные фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами, – эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
Ярко выразительны средства искусства Жостова. Ему присущи своя художественная система, живописные приемы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостова основано на выработанных поколениями приемах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приемов с импровизационностью творчества.
В искусстве Жостова живет богатая потомственная народная культура. Творческий подъем и выдающиеся успехи художников Жостова сегодня доказывают её жизнеспособность и современность.
Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Самим распространенным видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определенное отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключенного в резную золоченую раму. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становился частью декоративной вещи, специальные приемы позволяли мастерам органично вписать, как бы „вплавить" его в лакированную поверхность подноса.
Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворялось в ней прозрачными тенями и яркими бликами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались легкими, полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Мастера умели находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершался двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной „травки" окружало букет по краям, вписывая его в гладкий фон.
Жостовские художники прекрасно чувствовали красоту живой природы и передавали ее специфическим языком своего искусства – гармонией ярких красок (красных, синих, желтых, зеленых), усиленных блеском лакированного фона, выразительностью кистевого мазка – то нежного, певучего, то сильного и стремительного.
Фантазия мастеров давала удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Писали букеты четко и компактно составленные – так называемые «собранные», а также более легкие и свободные «букеты враскидку» с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона – черного, золотистого, цветного.
Некоторые композиции строили почти симметрично с выделением центральной группы цветов, равномерно окружавшейся нарядной рамкой из листьев и мелких стебельков. Живость и одухотворённость этим росписям придавали гибкость очертаний, выразительность мазка, трепетного и подвижного. В других вещах сам ритмический строй был более динамичным и острым, единство достигалось свободным равновесием форм и красок. Иногда декоративную условность подчёркивали особенно явно и смело – мелки стебельки закручивали узорными спиралями, в букетах причудливо сочетали цветы, ягоды, плоды. Порою букет был похож на куст с нарядными ветвями и порхающими среди цветов птичками и бабочками.
В росписях по поталям, кроме букетов встречались венки и гирлянды являвшиеся, скорей всего, продолжением тех „золотых бордюров", которые украшали ранние жостовские подносы из папье-маше. Изображении были откровенно узорными и плоскостными, силуэты читались особенно чётко, в колорите преобладали светлые золотистые и серебристые тона, оживленные легкими цветными тенями, точками, штришками и т.д.
Для жостовской росписи были характерны и так называемые «ландшафты», представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоёмов, причудливыми холмами и скалами, озарёнными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и «быстрота рук» мастера. Как отмечал Исаев, «живописец хорош, если у него в голове и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что «с неба идёт», если он не задумывается нарисовать и «тигру», и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор… пусть всё это будет несогласно с природой, пусть небо будет зелёное, деревья красные… лишь бы было разнообразие».
В сюжетных росписях изображались главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с весёлыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Писали и экзотические «китайские мотивы», применяя чаще всего технику росписи по поталям, очень вольно трактуя восточную архитектуру и иноземные одежды.
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
искусство жостово роспись народный промысел
Когда творческий замысел окончательно оформляется, он находит свое выражение в самых разнообразных формах. И тогда рождается естественное стремление посвятить свое творчество углубленному исследованию действительности, раскрытию сугубо коллективного и массового характера существования современного общества. Иными словами, нам предоставляется возможность отказываться от повествовательной формы и искать, подобно современным художникам, поэтам и прозаикам, темы и методы, более созвучные духу времени.
Мой творческий замысел оформился после долгого и мучительного поиска формы и содержания и был совершенно внезапно и крайне удачно найден в хозяйственном отделе оцинкованных изделий. Я выбрала лейку для полива комнатных цветов. Почему именно лейку? Попробую объяснить простыми словами.
Все действительно очень просто, ведь лейка и цветы – взаимосвязаны. Если бы не было цветов, не было бы и лейки. А если бы не было лейки, то не было бы такого разнообразия цветов, которое мы имеем. Благодаря современным генетикам и селекционерам в настоящее время выведено множество таких сортов цветов, которые отличаются не только сочностью красок и необыкновенным ароматом, но самое главное, особенно красивы эти экземпляры в жостовском исполнении. Я использовала махровые Розы, перисторассеченные Ирисы и Колокольчики, выведенные селекционером Абросимовым, за которые он получил награду на фестивале «GrowFlower-2004» во Франкфурте. Они как будто специально созданы, чтобы быть запечатлены в технике Жостово.
До этого я встречала много форм изделий в жостовском исполнении, как объемные, так и плоские: скрипку, гитару, матрешку, которая держит жостовский поднос в нарисованных руках, самовар, чайник, утюг и даже автомобиль. Кто-то пытался расписать ведро в жостовском стиле, но если поразмыслить логически, то все эти предметы, будучи украшены цветами, не выявляют той связи с цветами, которые показывает, к примеру, ваза для цветов, в жостовской росписи. Поэтому, я поначалу решила расписать вазу для цветов. Но, согласитесь, выглядело бы очень нелепо, если в цветастую вазу вставить цветы, ведь они могут проиграть перед росписью, или наоборот, оттенить ее красоту. В любом случае, в этом соревновании кто-нибудь да проиграл. Правильнее было бы нарисовать на вазе стебли или корни цветов, но, к сожалению, в жостовской росписи корни не изображают. Поэтому мной был выбран другой предмет, который так же тесно связан с цветами, так как вся его жизнь посвящена только им. Срезанные цветы в доме, которыми люди часто любят украшать свой быт, оставляют нам лишь краткий миг своего увядания и напоминают о том, что и наша жизнь рано или поздно подойдёт к концу. Так чувствует себя человек, отрезанный от своих корней, своей истории и своего прошлого. А ведь в природе всё совсем иначе… Растение зарождается из семени, в котором содержится вся информация о том, каким будет взрослое растение. Сначала оно даёт росток, который уходит вглубь земли, потом поднимает наверх само семя и сбрасывает семядоли, словно шлем, который стал слишком тяжел, чтобы вознести свои руки – листья к свету, растёт, формирует бутоны, расцветает, а когда вянет – образует плоды, дающие начало новой Жизни.
Вот почему большинство людей предпочитает выращивать цветы на подоконниках, ведь они не только красиво цветут, но и улучшают микроклимат жилища, очищают воздух и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Отдавая предпочтение живым цветам, срезанные букеты люди стараются не ставить у себя в доме. Но даже живые цветы не цветут постоянно, хотя над этим тоже уже работает наш селекционер, и скоро мы увидим вечно цветущие колокольчики Абросимова, а пока их еще нет, я решила попытаться опередить его, создав их подобие. Не хочу соревноваться с селекционерами Тимирязевки, но мои цветы, и Розы, и Ирисы, и Колокольчики – уже цветут постоянно: и когда комнатные растения только всходят, и когда только набирают силу, когда расцветают, когда увядают и плодоносят, – мои цветы продолжают цвести! Они цветут постоянно.
Эта статичность может показаться скучной, ведь статичности в Природе не существует, всё движется, изменяет свою форму и суть.
Окрашивая лейку в голубой цвет, других цветов я не рассматривала, потому что я хотела не только украсить подоконник, но и немножко рассказать, как будущий учитель естествознания, что вода на самом деле голубого цвета. Считается что она прозрачная, а голубой цвет ей придаёт отражение неба. Однако оказывается, что чистая вода – голубая. Но эта окраска такая слабая, что в маленьком объёме она незаметна. А вот уже в большом аквариуме будет заметен голубой оттенок воды.
Цвет воды зависит от особенностей поглощения и отражения света молекулами воды. Белый свет, например солнечный, можно разложить на составляющие цвета. Их совокупность называется спектром. Спектр белого цвета состоит из цветов радуги. Молекулы воды поглощают цвет в красно-зеленой части спектра. А лучи его синей части отражаются молекулами. Поэтому мы воспринимаем цвет воды как голубой. Этот факт я и отразила, выбирая фоновый цвет лейки.
Наши художники знамениты повсеместно, а искусство Жостова входит в мировое наследие Юнеско, как образец великого искусства, передаваемого из поколения в поколение также и потому, что наши мастера являются не только художниками, но и выдающимися народными просветителями, глубоко проникшими в тайны природы.
Исполнение букета в форме полувенка является классическим и выполнено в стиле Н. Н. Можаева – это чёткие линии, яркие цвета и ритмичная композиция.
Думаю, что мне в полной мере удалось раскрыть свой творческий замысел в своей работе.
2.Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные или оргалитовые заготовки, но лучше настоящие металлические подносы или другие формы.
Роспись выполняется масляными красками. Кисти желательно брать беличьи в форме лопатки и колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.
Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) – это все пригодится для творческой работы.
2.2 Создание эскиза
Желательно иметь перед собой образцы изделий мастеров жостова. Но так как у нас нет подлинного образца, мы вынуждены ориентироваться на репродукции.
Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего изделия.
2.3 Подготовка изделия к росписи
Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.
Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно использовать подручник.
Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.
Роспись производится в строгой последовательности.
2.4 Роспись изделия
Этапы жостовской росписи
Замалёвок
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»-созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка борта подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Особенности жостовской росписи
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Ведущие художники жостовского промысла – А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин
Как я расписывала изделие
Выбор изделия
Моё изделие – это лейка, она сделана из оцинкованной стали. Я приобрела её в магазине «икея». Мне нравиться работать с необычными формами, а это изделие несёт в себе и утилитарную функцию, что мне тоже очень нравиться, так как я считаю что декоративное искусство должно быть и прикладным.
Шпатлевание
На изделии нужно было зашпатлевать неровные края. Я шпатлевала однокомпонентной автомобильной шпатлёвкой в тюбике « Каменьсхват К-136-82»
Шлифование
Шлифовала металлическую поверхность наждачной бумагой.
Нанесение фонового покрытия
Копчение
По традиционной технологии коптили лейку с использованием восковой свечи. Сначала я нанесла слой ПФ лака, а затем держа лейку за ручку закоптили нижнюю часть поверхности лейки и клабушок.
Разработка эскиза
Разрабатывая эскиз я рассматривала различные варианты композиций: был и букет по центру, и цветы выстроенные в ритмичный ряд. Но я остановилась на угловой композиции букета в раскидку.
Перенос эскиза на изделие
Перенос эскиза через кальку производился с помощью белой масляной краски. Сначала рисуется на кальке карандашом контур будущего рисунка. Затем нужно тонким слоем натамповать краску на кальку с помощью указательного пальца. Калька накладывается крашеной стороной на поверхность изделия и по карандашному контуру карандашом обводится контур.
Замалёвок
Нанесение силуэтов цветов разбелённой краской (розовой, голубой, сиреневой и т. д.)
Тенёжка
Наносится сквозными красками.( марс оранжевый, краплак красный, голубая ф.ц.)
Прокладка цветом
Обретение формы букета.
Бликовка
Наносятся блики. Появление объёма.
Чертёжка
Нанесение контура, прожилок и мелких деталей букета.
Привязка
Заключительный этап росписи. При помощи тонких стебельков, травинок букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка
Нанесение орнамента финской пастой.
Лакирование и шлифовка
Изделие покрывают лаком и шлифуют.
2.5 Технологическая карта
стадииоперации1. Подготовка изделия под роспись1. Шпатлевание 2. Шлифование 3.Фоновое покрытие 4. Копчение2. Разработка рисунка и перенос его на поверхность1. Эскизирование 2.Утверждение окончательного варианта 3. Перенос рисунка на поверхность изделия3. Роспись изделия1. Замалёвок 2. Тенёжка 3. Прокладка 4. Бликовка 5. Чертёжка 6. Привязка 7. Уборка4. Чистовая отделка изделия1. Сушка 2. Лакировка
.6 Охрана труда и техника безопасности
. Организация рабочего места художника
Большое значение в художественной росписи по дереву имеет правильная организация рабочего пространства. Правильная организация рабочего места художника – залог успешной работы.
Совершенно необходимое для работы условие – хорошо проветриваемое помещение. Если это условие не соблюдено, то долгое общение с красками, растворителями и лаками способно вызвать аллергические реакции.
Лучшим местом для работы, в нашем случае, является парта (стол). Необходимо наличие ящиков или полок для хранения инструментов, материалов и изделия. Это обеспечивает порядок на рабочем месте. Стол, по возможности, должен быть достаточно широким, лучше если у него будет удобная подножка.
Рабочее место должно быть хорошо освящено. Если освещение недостаточно, то на столе должна иметься настольная лампа (лампа дневного света). Тем, у кого плохое зрение необходимо пользоваться очками, линзами или лупой. Полумягкий стул надо ставить так, чтобы естественный свет падал слева. Если же приходится пользоваться лампой, то она должна давать достаточно света и располагаться так, чтобы равномерно освещать все поле росписи.
Необходимо правильно разместить на рабочем столе все немалое и разнообразное «хозяйство» художника. Суета во время работы недопустима, поэтому опытные художники соблюдают неукоснительный, раз и навсегда заведенный порядок в расположении красок, кистей и прочих нужных предметов.
Прямо перед художником должно быть свободное пространство для размещения вещей, предназначенных для росписи: здесь неслучайно говорится о нескольких вещах, так как мастер часто работает над росписью одновременно нескольких изделий, что не только не ухудшает качества росписи, но и способствует соблюдению особого ритма в работе. На свободном пространстве, приблизительно в половину квадратного метра, могут быть размещены, не мешая друг другу, две или три небольшие доски, в другой раз несколько ложек или две-три шкатулки. Рядом находятся: палитра, баночки или тубы с красками. Необходимо, чтобы все предметы находились на расстоянии вытянутой руки.
Специалисты советуют во избежание излишнего напряжения во время работы, требующей особой усидчивости, сразу привыкать к правильной рабочей позе: сидеть прямо, голову наклонять слегка, стараться, чтобы поверхность расписываемого изделия находилась на расстоянии 30-35 см от глаз. И еще работу облегчают некоторые профессиональные приемы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку» (подручник).
. Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
Вводная часть.
. Знать и четко соблюдать правила по технике безопасности – обязанность каждого работающего на производстве.
. Каждый художник декоративной росписи должен помнить, что он имеет дело с легковоспламеняющимся материалом.
. Заметив нарушение правил техники безопасности, не оставайся равнодушен к нарушениям.
. Знай, что несоблюдение инструкции рассматривается как нарушение трудовой и технологической дисциплины.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Каждый приступающий к работе обязан:
. Получить установленные правилами инструктажа, электро и пожарной безопасности.
. Следить за исправностью оборудования, приспособления и о замеченных неисправностях сообщить мастеру.
. Содержать в порядке свое рабочее место и инструменты.
. Постоянно повышать и совершенствовать навыки работы по своей профессии, строго соблюдать трудовую дисциплину.
. Уметь оказать первую помощь при несчастных случаях.
Студенты обязаны:
Строго соблюдать требования пожарной безопасности стандартов, норм и правил, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
Выполнять меры предосторожности при пользовании электроприборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием.
Курить только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
Периодически очищать рабочие столы, сейфы, шкафы от ненужных бумаг и мусора. Горючие отходы, мусор и т.п. выбрасывать только в специально отведенные для этого контейнеры и урны.
Перед началом занятий с очередной группой слушателей преподавателям проводить инструктаж. На перерывах между занятиями следить за соблюдением слушателями установленного противопожарного режима, пресекать курение в неустановленных местах.
Студентам, имеющим дело с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, спецодежду хранить в специально оборудованных металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками в подвешенном виде.
При обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запах гари, повышение температуры и т.п.) работники и слушатели обязаны:
немедленно сообщить об этом по телефону 01 в Пожарную часть г. Москвы (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)
принять возможные меры по тушению очага возгорания, оповещению находящихся в здании людей о пожаре.
2.7 Требования безопасности перед началом работы
Художники декоративной росписи должны строго выполнять противопожарные правила, так как растворители – легковоспламеняющиеся вещества.
СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ:
. Зажигать огонь на рабочем месте, загораживать проходы, хранить вату, бумагу, и другие легковоспламеняющиеся материалы, испачканные в лаках, красках, растворителях.
. Во время работы все работающие обязаны:
не отвлекаться посторонними деталями,
содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, не захламлять его посторонними предметами и личными вещами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
сидеть на подоконниках, перилах, высовываться из окон, бегать по лестницам и проходам.
Заключение
Моё изделие уникально. Мне нравится создавать и придумывать что-то новое. Мне нравится рисовать и сама жостовская техника росписи мне тоже очень нравиться.
Но больше всего мне нравится то, что выбранная мной лейка похожа на слона! Если бы у неё было 2 ручки по бокам, то сходство со слоном было бы потрясающим, но пользоваться такой лейкой было бы не очень удобно, и потому очень хорошо, что ручка расположена у неё сзади, за неё удобно держать лейку и она очень органично стоит среди горшков с комнатными цветами на подоконнике, ручки по бокам мешали бы. Я просто фантазирую, и поймите меня правильно, я хочу своим, казалось бы, нелепым сравнением лейки со слоном показать её исключительную функциональность.
Лейка очень декоративна и может использоваться в цветочном магазине в качестве оформления интерьера.
Так же мне очень нравится клобушок, который расположен на верхней передней части лейки, который способствует недопущению перелива воды во время полива растений когда лейка заполнена доверху.
Таким образом, при выполнении моей работы я делала основной акцент на функциональность и прикладное значение изделия. Думаю, что я достигла своей цели.
Словарь терминов
Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Бордюр – однородное обрамление эстетического характера (цветочная гряда по краю газона, полоса земли вокруг садового партера, узор по границе ковра или обоев, каменный бортик между мостовой и тротуаром).
Грунт – тонкий слой специального состава, который наносят на поверхность.
Движение в цветовой композиции – возникает при активном использовании контрастных цветовых сочетаний. При динамике светлота колорита может быть любой, останавливает движение в композиции сильный цветовой акцент. Он стягивает композицию к себе, замыкает вокруг себя. Если в работе необходим акцент и одновременно надо передать движение, то акценты повторяются с определенной очередностью, создающей ритм.
Динамичность – движение, отсутствие покоя, это не всегда изображение движения – физического действия, перемещения в пространстве, но и внутренняя динамика образа. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения. Асимметрия в построении усиливает движение в композиции.
Изобразительное искусство – специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.
Идея – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.
Колорит – общий характер сочетания цветов в картине, рисунке, экспозиции, интерьере.
Калька – прозрачная бумага для снятия копий с чертежей и рисунков.
Композиция – от латинского composition составление, сочинение.
Палитра – тонкая дощечка, служит для смешивания красок во время работы.
Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся центры прикладного искусства, отличающиеся характерными приемами изготовления вещей.
Орнамент – узор, обычно отличающийся ритмичным расположением одних и тех же мотивов. Создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира и сочетаний геометрических форм. Орнамент всегда служит украшением предметов, интерьеров.
Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Гармония (в переводе с греческого, это созвучие, согласие) – противоположность хаосу. 1) Гармония означает высокий уровень упорядоченности многообразия и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. 2) В композиции гармония понимается как ее формальная характеристика. Cвязь различных частей в единое целое. 3) В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязь частей или цветов, стройность, единство, соразмерность.
Декоративно-прикладное искусство – вид пластического искусства, тесно связанный с бытом народа и поэтому использующего народные традиции.
Художественные средства обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала.
Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать единую, уравновешенную, соподчиненную композицию.
Контраст – 1) максимальное изменение качеств изобразительных средств; 2) распространенный художественный прием (формы, размеров), представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующий их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контрасты. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Выделяют 2 группы контрастов: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждой из них различают 3 вида контраста: одновременный, последовательный и пограничный. Эффект контраста зависит от освещенности.
Линия – элемент, обрисовывающий форму и определяющий ее пластичность.
Монограмма – это сплетение из двух или более букв (обычно первые буквы имени, фамилии и отчества), либо аббревиатура словосочетания, выполненная в виде узора, вензеля. Монограммы служат украшением фамильных гербов, широко используются в логотипах, эмблемах, печатях.
Модуль – единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.
Многоцветие – это четвертый тип цветовой композиции. Он уместен, если изображается много фигур, натюрморт или пейзаж, богатые красками, в случае, если художник стремится к передаче космичности: интерьеры храма, многофигурные иконы и т.д., там, где мир рассыпается на «осколки», там, где господствует хаос.
Мотив – в ДПИ – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Нюанс – 1) минимальное изменение качеств изобразительных средств; 2) очень то нкий оттенок или очень легкий переход от света к тени.
Образ – форма отражения действительности в искусстве чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.
Образ художественный – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусства зрителя, читателя, слушателя.
Орнамент – (от лат. ornamentum – украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов – также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Орнаментальная композиция – построение, структура узора, пластически завершенная, определяемая образным содержанием, характером и назначением изделия. Орнаментальные композиции, в которых мотив ритмически повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными. Эта закономерность орнамента характерна для всех орнаментальных полотен и типов орнаментов.
Список литературы
1). И. Богуславская – Жостовская роспись
). Н. О. Крестовская – Искусство жостова
). О.Л. Голубева – Основы композиции
). М. Н. Сокольникова – Основы композиции
). С. В. Горожанина Е.В. Куценко -Народные художественные промыслы Подмосковья
). А. Миловский – Народные промыслы
). Н. Величко – Русская роспись
). Энциклопедия народных промыслов и ремесел
). Народные художественные промыслы СССР
). В.П. Антонов – Народные художественные промыслы России