- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,10 kb
Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово
Санкт-Петербургский институт управления и права
Факультет международного менеджмента и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культура России
тема: Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово
Студентка: Пыжикова В.О.
(первый курс, очная форма обучения)
Научный руководитель:
Земцова И.В.
Санкт-Петербург 2006
Оглавление
Введение
Глава 1. «Золотое кольцо» России
Глава 2. Суздаль
Глава 3. Владимир
Глава 4. Боголюбово
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В Золотое кольцо России входят города: Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя, Углич.
В своей курсовой работе я познакомлю читателя с тремя древнейшими городами Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Боголюбово, объединяющей чертой которых является белокаменное зодчество.
Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли. В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковье стимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известняка и доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройки каменной стеной. С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная». Природный белый камень с честью выдержал испытания веками. Величественные белокаменные сооружения с резными украшениями и орнаментами уже более восьми столетий воплощают эстетическую самобытность и техническое мастерство русских зодчих. Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаники придают строгость и индивидуальность фасадам и интерьеру зданий. В камне есть то, на чем всегда можно остановить взгляд. Элементы белого камня великолепно подчеркивают «главные линии» фасадов, хорошо сочетаясь с облицовочным кирпичом, штукатуркой, деревом. Изделия из камня Русской платформы неповторимы и индивидуальны. Они являются символом долговечности, прочности и красоты.
Глава 1. «Золотое кольцо» России
Владимир и Суздаль часто называют «воротами» «Золотого кольца». И не только потому, что одна из главных достопримечательностей Владимира — древние «Золотые ворота», под сводами которых проходили с победой полки Александра Невского и Дмитрия Донского.
Владимиро-Суздальское княжество более 250 лет было центром всего древнерусского мира. Расцвет его пришелся на XII век, время правления двух братьев-князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Настоящий средневековый замок, построенный князем Андреем во владимирской слободе Боголюбове, слыл в то время «восьмым чудом света». Был в замке и настоящий зоопарк — туда князь привез первых в России слонов.
Зато время пощадило одно из самых лирических творений древнерусской архитектуры — храм Покрова Богородицы на реке Нерль, заложенный по приказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться таланту неизвестных зодчих, безупречно выполнивших наказ князя: «чтобы узревши храм хоть раз, никто не мог сказать, что в жизни его не было счастливых минут».
Многочисленные археологические памятники обнаружены у озера Плещеево (Переславль-Залесский), близ Углича, по берегам Волги, у деревни Фатьяново близ Ярославля. Славянские курганы IX-XII в.- свидетели начала русской народности. В архитектурных памятниках городов отражена история национального зодчества; первые каменные постройки на этой земле- храмы XII-XIII вв.; Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский (Главный на Руси) и Дмитриевский соборы во Владимире, собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь покрова на Нерли, остатки резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Две архитектурные жемчужины Владимира и всего «Золотого кольца» — Дмитриевский и Успенский соборы. Первый — весь, словно кружевом, одет белокаменной резьбой, второй — аскетичен в своем строгом величии. Вплоть до середины XV века в Успенском соборе принимали великокняжеский титул все московские государи. А итальянец Аристотель Фьораванти специально приезжал во Владимир посмотреть на «эталонный» храм, чтобы впоследствии по его подобию выстроить главный, Успенский собор Московского Кремля.
«Почти всюду по «Золотому кольцу» – от города к городу – шестьдесят- семьдесят километров. Это не случайность и не прихоть, а строгая обусловленность истории. Города и крепости ставили в старину на расстоянии древного перегона лошадей. Ямщик или верховой покрывали это расстояние в два приема. Покормят разгоряченных лошадей через тридцать верст, подкрепятся сами и опять в путь- теперь уже до крепости. Там останавливайся на ночлег либо меняй лошадей и дальше- по делу ли казенному или по спешной собственной надобности.» [1]
Глава 2. Суздаль
Суздаль возник на основе древнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества. Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. Население 12 тыс. человек. Суздальская земля- это степная полоса, богатое плодородное ополье, тянувшееся от берега Клязьмы, вдоль правого берега реки Нерль до Переяславского озера. Впервые упоминается в 1024 году; как город-крепость- в 1096 году. В 1-й половине XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-Суздальского княжества. С середины XIII века столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль- старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI веке здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св.Дмитрия).
На рубеже XI-XII века по воле Владимира Мономаха в Суздале из кирпича плинфы построили большой шестистолпный трехапсидный собор. В 1148 г. на месте этого собора Юрий Долгорукий возвел белокаменный собор. В 1222-1225 г. на основании собора 1148 г. князь Юрий Всеволодович построил новый собор. В 1238 году сожжен монголо-татарами.
В XIII веке в городе были возведены новые монастыри: Троицкий построили рядом с Ризоположенским монастырем, Александровский, связанный с именем Александра Невского,- к северо-западу от них, на южной окраине города вырос Введенский монастырь, а на восточной- Васильевский.
Значение Суздаля возросло в XIV веке при усилении Суздальско-Нижегородского княжества. Нижегородские князья Андрей и Борис Константиновичи основали в середине XIV веке два новых монастыря- Покровский (женский) и Спасский (мужской), которые усилили оборону города с севера. Спасский монастырь впоследствии стал называться Спасо-Ефимиевым. Оба монастыря были деревянными и здания эти не сохранились, но они так и остались крайними точками Суздаля.
С XIV века Суздаль являлся центром суздальской епископии. В 1608-1610 году польско-литовские захватчики причинили Суздалю страшный ущерб.
Суздальская земля прославилась своими мастерами, вышедшими из простых ремесленников и ставшими знаменитыми зодчими. Среди них: Иван Грязной, Андрей Шмаков и Иван Мамин, создавшие немало архитектурных шедевров в русских городах.
В Суздале нельзя найти два одинаковых церковных навершия, даже форма куполов ни разу не повторяется. Суздальским мастерам принадлежит изображение вогнутого шатра, которым украшены Никольская, Антипиевская, Богоявленская, Скорбященская церкви. Храмы древнего Суздаля богато украшены узорами и элементами декора, ставшими традиционными для суздальских художников и зодчих.
Рождественский собор
Архитектурное решение Рождественского собора было сродни постройкам на юге Киевского княжества. Интересно, что план собора почти в точности совпадает с планом собора Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре, что подтверждают летописные источники. Сходство это, скорее всего, неслучайно.
Успенский собор постоянно ремонтировали и обновляли его внутреннее убранство. Основной причиной обрушения верхней части собора стали неглубокая закладка фундамента (0,6 м.) в насыпном грунте неизвестного происхождения. Юрий Долгорукий постарался учесть ошибки отцовских зодчих. Он приказал сделать подсыпку грунта вокруг нового фундамента на расстоянии в 20 метров от храма. При этом глубина фундамента увеличилась до 3,1 м.
Строительство Рождественского собора тоже стало для великого князя важным политическим делом. В Ростове не было каменных храмов, а в Суздале строили уже второй.
Надо отметить, что переименование Успенского собора в Рождественский произошло именно при первой перестройке храма, вернее, при его освещении новгородским архиепископом Нифонтом.
В 1222 году после второго обрушения верхней части Рождественского собора, по приказу Юрия Всеволодовича собор разобрали, а на его месте выстроили новый белокаменный храм.
Сохранился фрагмент фрески в нижней части стены, обнаруженный при раскопках. Архитектура собора была призвана внушать простым людям трепет и уважение к христианскому Богу.
«К сожалению, вновь выстроенный собор тоже не дошел до наших дней в своем первоначальном виде, так как в 1445 году вновь произошло обрушение его верхней части. В результате всех перестроек от первоначального здания остался лишь нижний ярус, позволяющий представить внешний вид и внутренний интерьер этого удивительного памятника древнерусского зодчества.»[2]
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Рассказывая о древних памятниках суздальской архитектуры, нельзя умолчать о белокаменном храме Бориса и Глеба, построенном в 1152 году на территории княжеской крепости.
Храм этот построен в память о святых великомучениках Борисе и Глебе, сыновьях великого князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко.
С севера и юга в виде двух овражков сохранились следы былых въездов в крепость со стороны пристани. Храм пережил много событий, в том числе и монголо-татарское нашествие 1238 года. Храм много лет простоял без кровли, его своды, восточная часть стен, верхи алтарных апсид начали рушиться. Лишь в XVI-XVII веке духовенство приняло решение о восстановлении храма. Для ремонта использовали старый белый камень, которого не хватило на восточную часть здания. Храм завершили новым сомкнутым сводом, сделанным наспех.
По своему типу церковь Бориса и Глеба похожа на храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Таких одноглавых кубических трехапсидных храмов на Руси в XII веке было построено немало. Однако образ храма значительно отличается от других. В нем нет утонченной хрупкости и стройной ярусности Покрова на Нерли, нет пышного резного убора Дмитриевского собора. В Кидекше все гораздо проще и суровее. Храм имеет форму куба, он неподвижен в своем спокойствии и величии.
При всех совершенных перестройках церковь Бориса и Глеба в Кидекше остается выдающимся памятником древнерусского зодчества, древнейшим памятником белокаменной архитектуры. Творческий почерк мастеров, создавших это здание, определяется прежде всего четкими геометрическими формами, точностью контуров в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Строители храма владели техникой белокаменной кладки. Так умели строить только зодчие из Галича, которые были знакомы с романской архитектурой стран Западной Европы.
Вначале проявлений интереса к формам романской архитектуры почти не было. Сам Долгорукий был поклонником греческого искусства. В храмах периода его правления просто не могли появиться новые элементы, не связанные с русско-византийскими традициями.
К югу от храма в конце XVII века были установлены изящные Святые ворота, выполненные из кирпича. Они имеют очень нарядный фасад и фигурный многопластовый верх.
Глава 3. Владимир
Древние русичи умели выбирать место для поселений. Владимир занимает высокое плато на берегу Клязьмы. Город окружен живописными пойменными лугами и синеющими до горизонта лесами.
Первые десятилетия своего существования Владимир был пригородом богатых русских городов Ростова и Суздаля. Ростовские бояре отзывались о городке презрительно, называя его городом псарей.
Границы города-крепости были определены самой природой: крутые северные склоны спускались в долину речки Лыбеди, на юге естественным рубежом был обрывистый берег Клязьмы, на западе и востоке доступ врагу был затруднен множеством глубоких оврагов, соединенных искусственным рвом, отрезавшим город от плато.
Крепость по всему периметру окружали огромные земляные валы, на гребне которых были выстроены деревянные стены. Общая длина земляного вала составляла почти 3 км. На самом высоком месте новой крепости по приказу Мономаха была выстроена каменная церковь Спаса. Территория крепости и стала центром будущей столицы Руси.
В 1158-1165 гг. в городе развернулось грандиозное строительство. Все незащищенные участки разросшегося города были охвачены поясами новых крепостных валов. В западной части города было четыре надвратные башни.
Рядом с Золотыми воротами князь Андрей построил новый княжеский двор с белокаменной церковью Спаса. На юго-западе Владимира вырос грандиозный Успенский собор.
Посадская часть Владимира располагалась в восточном треугольнике, прикрытом валами и крепостными стенами. Именно там, недалеко от моста через Лыбедь, были выстроены вторые белокаменные ворота- Серебряные. Дорога, на которую они выводили, вела к Боголюбову и Суздалю.
После трагической кончины Андрея Боголюбского на владимирском престоле воцарился его брат, Всеволод Юрьевич. При нем происходило дальнейшее усиление великокняжеской власти, что привело к волнениям среди горожан и народным восстаниям.
Вскоре был построен новый роскошный княжеский дворец и белокаменный Дмитриевский собор (1194-1196). Все это было обнесено крепкой каменной стеной и получило название «детинец» (крепость в крепости).
К концу XIII века Владимир представлял собой живописное зрелище. Особенно красив был город со стороны южного фасада, обращенного к Клязьме. На западном холме стояли церковь Николы и Вознесенский монастырь. С южного угла спускалась к оврагу крепостная стена, а от Волжских ворот она вновь поднималась к углу Среднего города. В центре всей панорамы возвышался Успенский собор, а по его сторонам были видны Дмитриевский и Рождественский соборы.
Во второй половине XII века культура Владимирской Руси переживала расцвет. Появились признанные мастера в области архитектуры, талантливые живописцы, возникла благодатная почва для оживленной литературной деятельности.
Татарские полчища обрушились на Владимир в 1238 году. Несмотря на героическую оборону, город пал. Он был сожжен и разграблен, но и после этой трагедии Владимир остался центром культурных традиций Северо-Восточной Руси.
В начале XV года Владимир был опустошен войском хана Едигея. Обгоревший Успенский собор поручили расписывать заново артели Андрея Рублева и Даниила Черного. Фрагменты росписи и отдельные фрески можно и сейчас увидеть на стенах собора.
Укрепления Владимира более не восстанавливались, заново были отстроены только бревенчатые стены Среднего города. В конце XV века началась перестройка храма Княгинина монастыря.
Именно этот период считается историками временной гранью, за которой Владимир окончательно утратил статус столицы и превратился в рядовой город с богатым прошлым.
Золотые ворота
Золотые ворота представляют собой уникальный памятник русской военно-оборонительной архитектуры. За прошедшие века внешний вид ворот сильно изменился, так как после военных действий их всякий раз приходилось реставрировать.
Первый раз ворота получили повреждения при штурме Владимира монголо-татарами в 1238году. В XV веке надвратную церковь обновляли по проекту известного московского архитектора В.Д.Ермолина. Последняя переделка Золотых ворот производилась в начале XIX века.
Золотые ворота выполняли двойную функцию: крепостной башни и парадных ворот для въезда в столицу. В качестве военно-оборонительного сооружения Золотые ворота сыграли значительную роль в дни осады города монголо-татарами.
Величественность арочного проема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характер триумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали и второй своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.
Собор Успения Богородицы
Центром архитектурного ансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу Андрея Боголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Его сверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходила дорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме, возвышающегося над Клязьмой.
Местных мастеров для постройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбский распорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числе мастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романского Запада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой[3]. В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.
В 1160 году Успенскому собору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятая часть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковью в Киеве.
Успенский собор оказался в эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись на Русь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в город через проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семья великого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожане храбро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
«Вокруг пылала отчая земля-
Стога, деревни, церкви и повети.
А здесь, внутри, за стенами кремля-
Не только жены, старики и дети.
Здесь, за стеною жил не только князь,
Митрополит и славный воевода,
Но древних букв затейливая вязь-
Язык, культура и душа народа…
Как мало нынче знаем мы о них,
О тех, погибших в той кровавой тризне!
Ведь в те года сгорело столько книг.
А книги- тоже продолженье жизни.»[4]
К концу XIII века здание Успенского собора было обновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу придел Пантелеймона, который впоследствии был разрушен.
Внешний вид собора постройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композиция внешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную для церковных сооружений XI-XII вв.
Внутреннее пространство храма поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равен самому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие, возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой, усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Глава храма имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.
В соборе были погребены Андрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.
В 1189 году было восстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковая роспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которых скрывает иконостас.
Дмитриевский собор
Годы княжения Всеволода III характеризуются всплеском народных волнений. Чтобы обезопасить себя и своих приближенных, великий князь приказал возвести в южной части Владимира каменную стену вокруг княжеских палат, создав детинец.
Именно на территории детинца был заложен дворцовый храм- Дмитриевский собор, который должен был олицетворять силу и могущество владимирского князя.
Успенский и Дмитриевский соборы стоят почти рядом друг с другом, на протяжении столетий восхищая людей своей красотой и величием. За восемь лет Дмитриевский собор пережил многое: пожары, обветшание и перестройки.
Время постройки собора специалисты приблизительно относят к 1194-1197 гг. Храм был посвящен святому великомученику Дмитрию Солунскому. В год окончания строительства собора из Фессалоник была доставлена драгоценная реликвия, икона Дмитрия Солунского, ставшая храмовым образом этого собора.
«По плановой и объемной схеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли. Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорции церкви Покрова в Дмитриевском соборе сменилась спокойной и торжественной уравновешенностью. Нижняя часть Дмитриевского собора лишена скульптурного убранства, но зато выше аркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой. Скульптурная резьба покрывает также сам аркатурно-колончатый пояс и даже барабан купола.»[5]
Почти доказано, что стиль владимирских мастеров гораздо более близок к восточным, византийским мотивам, нежели к романским. Но тем не менее владимирцы создали свою неповторимо прекрасную систему скульптурного убранства наружных стен здания. Внутри собор не менее хорош.
Рождественский монастырь
Монастырь был основан в конце XII века, одновременно с Дмитриевским собором, и располагался на крутом берегу Клязьмы, к югу от Дмитриевского собора. До начала XIV века он служил постоянным местопребыванием главы русской церкви. В Рождественском монастыре был один из центров русского летописания.
Древняя стена Рождественского монастыря сохранилась в своем первозданном виде и очень красиво опоясывает Средний город с юго-востока.
Белокаменный Рождественский собор был искажен многочисленными переделками и простоял до середины XIX века. В 1859-1864 гг. храм был разобран до основания и выстроен вновь. Причем архитекторы при разборке внимательно изучили особенности древнего здания и возвели новый собор в точном соответствии с его первоначальным обликом.
Храм был похож на Дмитриевский собор тем, что его строили по типу одноглавых четырехстолпных русских храмов. Однако он значительно отличался предельно строгим внешним оформлением: широкие фасады практически лишены какого-либо декора, они поражают своей строгостью и выглядят обнаженными; узкие окна на глади стен напоминают крепостные бойницы; вместо аркатурно-колончатого пояса лишь узкий колючий поясок зубчатых треугольников.
Рождественский собор был связан с именем талантливого русского полководца, великого князя Александра Ярославича Невского, который был погребен под сводами храма в 1263 году. Славные подвиги князя Александра навеки вписаны в историю русского народа.
Княгинин монастырь
Супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария Шварновна у северо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женский монастырь, получивший название Княгинина.
В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведен Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. при строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения.
«По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в XIII в. В стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, ее сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы.»[6]
Никитская церковь
Храм, посвященный великомученику Никите, был построен известным владимирским купцом Семеном Лазаревым в 1762-1765 гг. В архитектуре Этого здания чувствуется связь с сооружениями типа трапезной церкви, но Никитская церковь все же резко отличается от других церковных строений XVIII в. В своей основе церковь больше была похожа на роскошный трехэтажный дворец. На каждом этаже был свой иконостас. Свет лился из огромных боковых окон, и от этого церковные залы были похожи на помещения для балов и танцев. Снаружи декор здания был выполнен в стиле барокко. Колокольня церкви поражает своей стройностью и красотой внешнего убранства.
Глава 4. Боголюбово
Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы.
Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским как княжеская резиденция Боголюбов-город, как "пригород" стольного города Владимира. Числился городом еще в "Списке городов русских" XVI в. Состоял из южной княжеской части с белокаменным собором и двором и северной посадской. С конца XII в. княжеский замок занимал мужской монастырь.
Впоследствии Боголюбов-город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва-Нижний Новгород. После 1917 г. – село в составе Владимирского уезда. С 1945 г. – центр Владимирского района. 9 марта 1960 г. Боголюбово стало рабочим поселком, с 1965 г. – в составе Суздальского района. Население – 4,5 тысячи человек. Имеется плодоовощной завод, станция Московско-Нижегородской железной дороги, женский монастырь.
В Боголюбове князь принимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связи с другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя не сохранились до наших дней. Сохранилась только часть древней восточной стены и лестничная башня.
Дворец князя Андрея Боголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря)
Дворец, как показывают раскопки, был окружен белокаменной крепостью, удачно расположенной на берегу Клязьмы и глубокого оврага. В середине XII века (1158-1165г.) на Клязьме возник белокаменный замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки.
Изяществом форм и величественностью отличался собор Боголюбского замка. Снаружи он был снабжен великолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению к плоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися на романские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было понизано светом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке- продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников,- бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 года в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея,- единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.
После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII веке был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX веке древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание- Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее – ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.
Уникальный памятник гражданского зодчества – палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Храм Покрова на Нерли
Церковь сооружена в 1165 году. По воле князя Андрея Боголюбского она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы- важных торговых и военных путей- и посвящена празднику Покрова Богородицы.
Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Каждый фасад украшен резьбой Скульптурный декор. В самом верху- библейский царь Давид с гуслями. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери. Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому «покровительствуют» небесные силы.
Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы- символы княжеской власти, стражи храма. Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнамент покрывает дуги порталов.
Белокаменная облицовка холма и предполагаемая арочная галерея изменяли художественный образ церкви, сообщая ей черты царственной величественности.
Храм однажды едва не погиб от невежества и головотяпства церковников. В 1784 году его обрекли на слом ради груды камней для одной из монастырских построек.
Длина Покровской церкви, от западной двери до углубления горного места, 16 ½ аршина (11,8 м.), ширина 11 ½ аршина (8,2 м.), высота до купола фонаря 10 саженей (21,3 м.) и 2 аршина (1,4 м.); толщина стен 1 ¾ аршина (1,2 м.), и они облицованы белым известковым камнем, от 8 (36 см.) до 9 (40 см.) вершков в диаметре, тесаным квадратно, а внутри облицовки находится булыжник и дикие камни, залитые известковым раствором(цемент).
Заключение
«Золотое кольцо»- это несколько древнерусских городов, расположенных на северо-западе от Москвы. «Кольцо»- потому что для удобства туристического обслуживания их объединили замкнутым автобусным маршрутом, «Золотое»- потому что с этих городов началась история России после распада Киевской Руси.
Особенность Суздаля, Боголюбова и Владимира на Клязьме, помимо прочего, заключена в том, что города эти, однажды став самыми собою, в последствии остались верны себе так, как очень не многим городам это удается. Суздальские земли не просто дышат историей, земли эти исполнены достоинством осознания собственной силы и красоты.
Объединяющей чертой «Золотого кольца» России является белокаменное русское зодчество.
Список используемой литературы
1. С.О. Ермакова/ Владимир и Суздаль.- М.: Вече, 2005г. -224с.: ил.- (Памятники всемирного наследия)
3. Ю.А. Бычков, В.А. Десятников/ По Золотому кольцу России.- М.: Планета, 1981г.- 254с.
4. А.Д. Варганов, А.А.Варганов/ Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985г.- 158с.
5. В. Косточкин/ Древнерусские города.- М.: Искусство, 1972г. -36с.
6. Т. Астраханцева, В. Калашников/ Золотое кольцо. Альбом.- М.: П-2, 2002г.- 136с.
7. П.А. Раппопорт/ Древнерусская архитектура.- М.: Наука, 1970г.- 142с.
8. П.А. Раппопорт / Зодчество древней Руси.- Л.: Наука, 1986г.- 157с.