- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 527,18 kb
Карикатуры времен Наполеона
План
Введение
1. Карикатуры времен Наполеона
2. Карикатуры в Отечественной войне 1812 года
3. Художники-карикатуристы времен Отечественной войны 1812 г.
.1 А.Г.Венецианов
.2 И.И.Теребенев
.3 И.А.Иванов
. Литературная составляющая карикатур
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Карикатурные войны, ставшие одной из наиболее острых тем последнего времени, велись и в прошлые века. Когда Наполеон Бонапарт в 1802 году заключал с Англией Амьенский мир, он внес условие: привлекать к судебной ответственности наравне с убийцами так называемых пасквилянтов – тех, кто высмеивал его личность и поступки.
Карикатура – один из самых древних видов рисунка. Она выражает общественные проблемы. С ранних времен служит методом самоутверждения над обидчиком. С помощью неё насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
В России XVII века <#”532078.files/image001.jpg”>
«Свое добро тебе приелось!
Гостинцев русских захотелось?!
Вот сласти русские, поешь – не подавись!
Вот с перцем сбитенек, попей – не обожгись!»
Рис.1 Угощение Наполеона в России.
«Попалась впросак! Русской солдат штыком снял с нее маску, Козак нагайкою все венцы ее лавровые отхлестал, а Вавила Мороз и огромную трубу ее заткнул снегом».
Рис.2 Наполеонова слава.
Огромно своеобразие в этих карикатурах на Наполеона, однако много и подражательного. Его карикатуры любили и в России, и за границей – они были широко распространены за пределами нашего государства.
Достаточно будет у Теребенева изображений, несмотря на их подобие иностранным картинам, которые являются своеобразными произведениями. В.В. Стасов в отзыве о труде Ровинского «Русские народные картинки» составляет список из 5 теребеневских карикатур, чьи сюжеты не оригинальны, это: «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Попляши под нашу дудку», «Наполеонова пляска» и «Мыльные пузыри»».
Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
. Докт.: Надобно его отрезать.
. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.
Рис. 3«Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж».
Помимо вышеперечисленных карикатур, у Теребенева найдется несколько картинок, – не очень верно отнесенных Ровинским к ряду карикатур, – которые обходят личность Наполеона и где французам не принадлежит ведущая роль. Цель подобных карикатур – прославление подвигов казаков и крестьян, воевавших с французами. «Крестьянин увозит у французов пушку в русской лагерь», «Русской Геркулес города Сычевки», «Русской Сцевола», «Твердость русского крестьянина» и, наконец, «Казацкая шутка». Эти картинки все без исключения оригинальны, что вполне понятно.
Помимо карикатур, с именем Теребенева связана азбука, изданная в 1815 г. (цензурное разрешение помечено 30 декабря 1814 г.), под заглавием «Подарок детям в память 1812 года» и включающая 34 картинки с двустишиями на каждую букву. Ровинский, в сочинении о русских народных картинках, уверенно заявляет, что в этой азбуке «Теребенев повторил, в уменьшенном виде, прежние карикатуры свои». Однако не все иллюстрации принадлежат Теребеневу. Например, под буквой «О» встречается изображение с подписью:
«Один лишь Росс в врагах чтит христианску кровь,
«Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».
Это относится не к Теребеневу, а к Иванову; а инициалы его расположены под подобным произведением, напечатанном отдельно в большом варианте. Под буквой «П» находится еще одна картинка Иванова, при чем дословно воспроизведены следующие стихи из написанного под ней четверостишия:
«Постой-ка, не в свои ты сани, брат, садишься,
«Ты править нашею лошадкой не годишься».
Под буквой «М» с двустишием –
«Москва ведь не Берлин, не Вена, не Мадрид,
«Здесь гроб всей армии французской был открыт», –
Дана тоже карикатура Иванова, известная под заглавием «Русской Курций», при этом с подписью: «Ратник московского ополчения, жертвующий жизнию в намерении убиением избавить отечество от злобного врага Наполеона, вместо его поражает ошибкою польского полковника».
Под буквой «Ю» находим карикатуру Венецианова – «Жид обманывает вещами, цыган – лошадьми, француз – воспитанием, – который вреднее?» – с таким двустишием:
«Юлит француз всегда и горы обещает,
Но что он делает? – Лишь юность развращает».
Вообще из 34 карикатур, вошедших в «Подарок детям в память 1812 года», только 16 карикатур принадлежат, несомненно, Теребеневу, 8 – другим художникам и 10 – авторам, имена которых не известны.
Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.
Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»), о старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»).
3.3 И.А. Иванов
После Венецианова и Теребенева особо талантливым карикатуристом эпохи Отечественной войны являлся И.А. Иванов, который больше известен как иллюстратор и гравер (чем карикатурист).
Изображений, действительно относящихся к Иванову, подписанных инициалами И.И., мало – лишь восемь. Но число его карикатур на самом деле значительно больше. Вероятно, карикатурист не хотел отмечать творения такого рода своим полным именем и писал либо только инициалы, либо вовсе не подписывался.
Его иллюстрации очень отличаются от произведений Венецианова и Теребенева. Карикатуры Теребенева вызывали смех, негодование, а карикатуры Венецианова можно назать memento mori – напоминанием о том, что ждет русский народ, в случае если оно не искоренит французское влияние. Иванов не был талантливым карикатуристом. В его работах немного юмора, того меньше сатиры. Однако в его творениях прослеживается большая сложность. У Теребенева достаточно редко наблюдается больше 3-4-х фигур, а у Иванова – не меньше 10, но все они написаны добросовестнейшим образом. Наиболее комичная карикатура «Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек» не может заставить улыбнуться, вопреки тому, что лица у 2-3-х людей наполнены экспрессией. К карикатурам, помимо уже отмеченной, можно причислить еще лишь одну работу Иванова (с его подписью) – «Бегство Наполеона», где изображен Наполеон, едущий в санях, а на козлах сидит мужик, говорящий:
«Постой-ка, не в свои ты сани, брат, садишься.
Увы, править нашей лошадкой не годишься.
Вот у тебя и четверня
Не стоит одного ретивого коня».
Однако и в этой карикатуре отсутствует нечто смешное.
Намного большее впечатление от работ Иванова, где по сюжету вовсе не должно быть карикатурного момента. Например, «Русский Сцевола» и «Хлебосольство – отличная черта в характере народа русского». Особенно привлекательна последняя, на ней «великодушные воины графа Витгенштейна отдают свою порцию голодным пленникам французским». Это изображение ни в чем не уступает карикатурам Венецианова и других замечательных художников. Это различие между карикатурами и картинками Иванова можно объяснить общим характером его художественной деятельности. Он был именно хорошим иллюстратором. Карикатуристом же он стал случайно – возможно, лишь из-за того, что на этом поприще трудились его друзья Венецианов и Теребенев. Это же являлось причиной того, что его карикатуры, как по малочисленности, так и степени выполнения, не могли приобрести того значения, кое было, например, у карикатур, например, Венецианова.
Помимо трех карикатур вышеупомянутых художников, есть еще их немалое количество без подписи, но нарисованных явно не новичками.
Можно уверенно заявить, что авторами многих из них являются Венецианов, Теребенев и Иванов, а особенно Иванов, которому, как известно, не нравилось подписываться под своими иллюстрациями.
Было названо больше 70 карикатур, и значительное их число (примерно, четвертая часть) граничит с народными лубочными картинками – и по художественной технике, и по содержанию. Некоторые из этих изображений можно было бы отнести к ним в том случае, если бы они не носили субъективного отпечатка и по цене не были предназначены для богатых людей.
4. Литературная составляющая карикатур
карикатура отечественный война рисунок
Помимо художественности карикатур эпохи Отечественной войны, стоит обратить внимание на их литературную сторону, т.к. имеющиеся при них пояснения писались так, что не только объясняли смысл, но и дополняли их содержание. Также, это были не просто заголовки – это были небольшие литературные произведения, представленных в виде сценок или стихов. Внимательное рассмотрение подписей убеждает в том, что их авторы редко имели в виду народ.
Рис.4. Бегство Наполеона. Карикатура И.А. Иванова.
Огромный интерес представляет, литературная часть карикатур Теребенева. На самом деле, они значительно остроумнее разъяснений к карикатурам Венецианова, не любившего многоглаголания. Он обычно ограничивался надписями, сделанными прямо на рисунке. Так, на иллюстрации «Французское воспитание» нарисован гувернер, который надевает на мальчика колпак с надписью: «Название всех наук, познания о удовольствиях Парижа». Под частью его карикатур пояснения отсутствуют вовсе.
Теребенев делал по-другому. Редко он ограничивался коротким пояснением. К картинкам, чей смысл достаточно ясен, пояснений совсем не было. Замысловатые карикатуры он комментировал в разговорной или стихотворной форме. Обычно под его карикатурами располагаются диалоги, часто вполне остроумные. Например, диалог к карикатуре «Русская баня»:
Наполеон: Эдакого мученья я сроду не терпел, меня скоблют и жарят, как в аду.
Ратник: Отдувайся, коли сам полез в русскую баню; попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару.
Казак: Побреем тебя, погладим, молодцом поставим.
Рис.5 «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек». Карикатура И.А. Иванова.
Пять карикатур Теребенева имеют подписи в стихах, созданных самим художником. В письмах к одному из своих друзей академику Востокову он утверждал, что «упражнение в стихотворстве доставляет ему несказанное утешение».
Вызывают интерес и слова под карикатурой «Французский вороний суп».
«Беда нам с великим нашим Наполеоном:
Кормил нас в походе из костей бульоном,
В Москве попировать свистел у нас зуб;
Не тут-то, похлебаем же хоть вороний суп».
Следует отметить, что все надписи под карикатурами Теребенева усиливают их юмор и сарказм. Необходимо учитывать и то, что русское общество, мало видевшее ранее карикатуры, сильно нуждалось в пояснениях их содержания. Это, конечно, понимал и Теребенев, которого не оставлял юмор и в тогда, когда он от рисунка переходил к литературному его объяснению.
Рис. 6. «Хлебосольство – отличительная черта в характере народа русского». Карикатура И.А. Иванова.
Немногое можно сказать о литературной стороне карикатур Иванова. В одном только случае встречается стихотворная надпись (под карикатурой «Бегство Наполеона»). Под другими его карикатурами даны только заглавия да краткие ссылки на источник, откуда заимствован сюжет.
Значительный интерес представляют пояснения к тем анонимным картинкам, где карикатуристы старались подделаться под народный художественный вкус и язык.
Заключение
В заключении работы можно сделать вывод о роли и значении карикатур в победе русского народа над Наполеоном. Результаты творчества, как известных, так и не очень известных художников изображавших низость и слабость французской армии по отношению к храбрым Русским воинам имеет очень большое политическое и воспитательное значение. В первую очередь они усиливали веру в мощь и непобедимость Русской армии. Заставляли смеяться над врагом, что придавало храбрости в бою. Карикатуры и насмешки над Французской армией отбивали довоенное желание всячески казаться Французами, но никак не Русскими. Путем осмеяния действий французской армии уменьшались размеры приносимого ею вреда. Они пробуждали любовь к родине, к народу, ко всему родному. В карикатурах изображалось великодушие русских воинов, изображалась верность Богу и государю русских граждан, которые с твердым и благочестивым видом шли на смерть.
Кроме политического и военно-стратегического значения, карикатуры эпохи «Отечественной войны» дали толчок развитию этого вида творчества в нашей стране.
Список использованной литературы и источников
Алексеев В.А., «Оружием политической сатиры», «Мысль», М., 1979 г.
Лисин В. Русская карикатура, 1812-1985 ВАМ, 2006
Стасов В.В. «Воспоминанія товарища о Д.А. Ровинском» Тип. Имп. Академіи наук, 1896
Карикатура <http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0>: В 86 томах СПб., 1890-1907.
К.Кузьминский. «Отечественная война и Русское общество». Том V.
Лубок, М., 1968
Набор открыток,1978 г. М., "Изобразительное искусство"
Отечественная война и русское общество. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1911 -1912. -Т.1-6
Отечественная война 1812 года в художественных и исторических памятниках из собраний Эрмитажа. Л.: Искусство, 1963. – 194с.
Очерки русской культуры XIX века. Т.1 Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 384 с.
Ровинский Д. А. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Русские народные картинки, СПБ, 1881
Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. – М.: Искусство, 1964: ил.