- Вид работы:
Контрольная работа - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 18,64 kb
Керамика – один из видов народных художественных промыслов
РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ИНСТИТУТ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра: Социально-культурная деятельность
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: «Народное художественное творчество»
Студентки IV курса группы 1817
ОРЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Рязань – 2001 г.
Тема: « Керамика – один из видов народных художественных промыслов»
Содержание.
Введение.
1.
Керамика
как вид народных художественных промыслов.
1.1. Гжель.
1.2. Скопин.
1.3.
Дымковская
игрушка.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном
декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов
предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям,
глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.
Во многих районах
нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее
от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные
художественные промыслы.
Происхождение народных
промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве,
связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных,
так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так,
например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет
крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для
сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных
промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие
виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью
деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени,
распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они
превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» – работа
в помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из
городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское
черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с
привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер
назначения изделий.
Древнерусская
иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства
русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу
создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства,
которые приобрели значение традиции.
В нашей работе мы
остановимся на одном из видов народных художественных промыслов – керамике.
1.
КЕРАМИКА КАК ВИД НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.
Гончарное
ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно
распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные
возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина
очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с
открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали
самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи
находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной
посуды.
Ранее других
существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без
каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у
некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные
лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования,
суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека,
его жилища, скота, посевов.
На протяжении
столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и
продолжают изготовлятся в наши дни.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее
приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.
Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной
деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей.
Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе
с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды –
своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в
руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняные
сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они
отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом
свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко,
носик, ручка.
Простейший
орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена,
возможно, как технический прием уплотнения черепка для достижения лучшего его
обжига, еще до появления специальных печей. Древние развитые культуры славян
уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает
представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые
линии, например, – знак воды, прямые линии условно изображали землю и т.д. На
керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и
старинные, но в ином, собственно декоративном значении.
Одним из
старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски,
которыми с помощью гладкого камня или кости – лощила – покрывают часть либо всю
поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно
лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более
прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая –
естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в
коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют
томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных
районах России и сохранился до наших дней.
В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду – крупные
кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и
тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали
металлическим. Другой, более простой способ украшения – обварка – состоит в
том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку.
При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются
округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный
орнамент.
Один из видов
облагораживания и украшения глиняных изделий – покрытие и роспись ангобом –
жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный
предмет.
В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую ценинную
посуду – с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую
наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной
глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова
(открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию
майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления
фарфора. В конце XVIII в. в процессе конкурентной
борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом:
изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и
украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с
многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное
декоративное направление у народных мастеров керамического промысла.
Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало
развиваться народное гончарство. В XIX- начале XX в. характерно украшение
гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с
помощью штампиков и налепов.
Русские
керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и
деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь
некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской,
Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды,
которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных
кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью
штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая
завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла,
молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны,
рукомоев и т.д.
В других местах
делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из
местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где
веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в
Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых районах покрывали
красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили
несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной
глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными
налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных
легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой
(железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.
Художественная
выразительность русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете
или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом
решении. Нанесение цветных поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение
краев, подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек, которые хорошо
входят в общий силуэт вещи, – все это части одного законченного
архитектурно-скульптурного целого, гармонично объединяющегося с родственным ему
бытовым окружением. Основные современные промыслы русской художественной
керамики – это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в
Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в
Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская
игрушка в Пензенской области.
1.1.
Гжель.
Самый
известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная
гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского
уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами
и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель,
Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях
майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство
народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым
сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на
заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные
изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники –
декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой,
длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных
округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в
корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся – не облейся», блюда,
тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной
зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Обыкновенно
в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова
квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли – тонким
черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и
сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные
изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений.
Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений,
их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски – все это указывает на
чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность
мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки
кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и
забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и
вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в
жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает
сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет
нищего и т.д.
В
гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства,
отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс
Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по
формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем
формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы,
солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической
формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской
народной керамики.
Полуфаянсовое
производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним
тонким фаянсом и фарфором.
Работая
на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции
в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем
формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с
цветочными мотивами в конце XIX –
начале XX в. получила название
«агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный
упадок и было предано забвению. Только в 40=-50-х гг. благодаря исследованиям
искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой
искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило
наследие гжельской майолики XVIII в. И
полуфаянса XIX в. Роспись же была принята
одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой.
Гжельская
посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую
популярность.
1.2.
Скопин.
Среди очагов народного
художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся
в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных
видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных
глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей
города называли «скопинскими свистушниками».
До
середины XIX в. глазури здесь не
применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением
глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными.
Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой
глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».
Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких
ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными
цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури
коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали
дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в
ямном горне.
Примерно
с середины XIX в. в промысле стали делать
декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера
выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и т.п. и
ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того,
что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и
фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и
скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром для привлечения к
нему внимания покупателей.
Спрос
на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу.
Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.
Интересны
кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой
и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собачки.
Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура
медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в
руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в
полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан-богатырь с дубинкой
в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет, сложный силуэт
объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные
декоративные предметы.
Кроме
декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов.
Рассказывают, что один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные
изображения знакомых, вытягивая их, как обычно, на гончарном круге, по памяти,
и дорабатывая детали от руки.
В
годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок.
Возрождение его относится уже к 40-50-м гг. В это время еще продолжали работать
старые мастера скопинского промысла, которые хорошо помнили все основные
особенности и приемы исполнения скопинской керамики. Их опыт и знания
постепенно перенимают и осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.
В
60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской
керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим
создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники,
вазы для фруктов.
Фантастические
фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают
все более значительное место на выставках декоративного и прикладного
искусства. Интерес к ним со стороны ценителей, коллекционеров и просто
массового потребителя не ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой
яркий штрих в общую картину современного развития русской народной декоративной
керамики.
1.3.
Дымковская игрушка.
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и
популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это
обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву:
фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным
геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий,
яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно
повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в
расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах –
кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские
индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным
веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с
золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому
народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной
интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют
выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах,
передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех
дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг
проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах.
Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают
ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке
выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В
настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное
приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце,
разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной
из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили
торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые
кисти.
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор,
сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют
юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или
оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного
дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и
дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ),
наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных,
пышные хвосты индюков и т.д.
С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились.
Сохранившиеся от XIX- начала XX вв.
дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены.
Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и
бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели),
элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты
изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем
не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в
его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная
декоративная скульптура.
Заключение.
В
художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные
традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных
промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников,
раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его
произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до
громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных
комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи
на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду
привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,
завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими
приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и
неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Каплан
Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.:
Высш. Школа, 1980. – 176 с., ил.
Моран
А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982. – 577 с.,
ил.
Попова
О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984. – 144 с.
Уткин
П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высш. Школа, 1992.
– 159 с.
Андреева
О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. – 2000. –
№2. – С.46-47.
ХохловаЕ.
Скопинское гончарство// народное творчество. – 1997. – №6. – С.38-40.