- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 361,93 Кб
Коллекция одежды для дома в стиле ‘прованс’
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра стиля и имиджа
Выпускная квалификационная работа
Коллекция одежды для дома в стиле "прованс"
Содержание
Введение
1. Предпроектные исследования
1.1 Анализ аналоговых решений
1.2 Стиль "прованс"
1.3 Требования к изделиям
1.4 Требования к материалам
1.5 Выбор и описание источника вдохновения
1.6 Обоснование формо- и цветообразования образа
1.7 Фор-эскизное предложение
2. Проектный раздел
2.1 Эскизный проект
2.2 Характеристика пакета материалов для проектируемых моделей одежды
2.3 Техническое описание моделей
2.4 Конструкторский проект
2.4.1 Выбор и обоснование выбора методики конструирования
2.4.2 Выбор исходных данных
2.4.3 Расчет исходной базовой конструкции
2.4.4 Построение модельных конструкций
2.5 Рекомендации по выбору оборудования
2.6 Технологическая последовательность обработки проектируемых изделий
3. Методический раздел
3.1 Разработка рекомендаций для подготовки творческих работ к презентации на профессионально-творческом конкурсе
3.2 Анализ профессионально-творческих конкурсов Урало-Сибирского региона (профилизации Дизайн костюма)
3.3 Мотивации обучающегося к участию в профессионально-творческом конкурсе
3.4 Требования к профессиональному тренеру по подготовке обучающихся к участию в профессионально-творческом конкурсе
3.5 Рекомендации по системному тренингу при подготовке обучающихся на кафедре СИ для участия в профессионально-творческом конкурсе дизайнеров одежды
Заключение
Список использованных источников
Введение
Темп жизни современного человека в крупном мегаполисе, к которому можно отнести город Екатеринбург, очень напряжен. Скорость передвижения, количество перерабатываемой за день информации, многообразие бытовых проблем и необходимость быстрого их решения загоняют человека в стрессовое состояние, которое требует естественной разрядки. Важным для горожанина становятся досуговые пространства, где он может расслабиться и замедлить ежедневный "бег по кругу". Для многих людей стабильного достатка местом реальной разгрузки становится пространство дома, где каждый может побыть самим собой, правильно организовав жилое пространство. Важность обустройства домашнего очага для жителей промышленного города подтверждается повышением интереса людей к информации о стилях интерьеров, открытием крупных центров по продаже товаров для ремонта и дома, повышением спроса на индивидуальное, а особенно, загородное жилье. При этом, особое внимание потребитель уделяет вопросу экологии, тщательно выбирая как район проживания, так и стиль интерьера будущего дома или квартиры. Особенно востребованными в организации жилого пространства у населения со средним достатком становятся стили рустикальный и "прованс" или наличие элементов этих стилей. При этом, современный потребитель уже не удовлетворяется только решением интерьера жилища, а старается тщательно подобрать все его составляющие, такие как посуда, аксессуары и, конечно, домашняя одежда. На рынке предлагается достаточное количество одежды для дома, но вся она имеет усредненное решение, так как до недавнего времени, российский потребитель большее значение уделял решению индивидуального внешнего образа "для появления на людях". Поэтому ассортимент предлагаемой торговыми предприятиями домашней одежды, как правило, ограничен двумя функциональными назначениям – для принятия ванны и для сна. Но потребительские запросы начинают кардинально меняться в связи с увеличением количества людей, проживающих в районах с малоэтажной застройкой и разнообразием стилевых решений жилых помещений. Увеличивается количество функционального ассортимента домашней и бытовой одежды. Возрождается, например, незаслуженно забытое домашнее платье и платье для приема гостей. При этом возрастают и потребительские требования к домашней одежде в связи с повышением запросов к комфортности изделий, а также большей информированностью современного человека в вопросах стиля и моды.
Объект исследования ВКР – женская одежда.
Предмет исследования ВКР – женская одежда для дома.
Цель исследования ВКР – разработка коллекции женской одежды для дома в стиле "прованс".
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать аналоги женской одежды для дома, предлагаемой торговыми предприятиями;
• выявить особенности стиля "прованс" в интерьере и одежде;
• определить требования к изделиям и материалам;
• на основе источника вдохновения разработать эскизный проект;
• выбрать модели для выполнения в материале;
• выполнить конструктивное моделирование и рекомендовать методы обработки;
• выполнить мини коллекцию женской домашней одежды в стиле "прованс";
• провести сбор и систематизацию информации по конкурсам профессионального мастерства в Урало-сибирском регионе и разработать рекомендации для системного тренинга по подготовке студентов к участию в творческом конкурсе дизайнеров одежды.
1. Предпроектные исследования 1.1 Анализ аналоговых решений
Для обоснования выбора темы ВКР было проведено маркетинговое исследование. В результате было выяснено, что в России существует немало предприятий, производящих одежду для дома. Наиболее крупные среди них – Ивановская швейная фабрика и Казанское швейное производство по изготовлению и реализации домашней одежды для всей семьи. Кроме этого домашнюю одежду выпускает большое количество малых предприятий и цехов.
В Екатеринбурге в крупных торговых центрах существуют бутики, специализирующиеся на продаже домашней одежды. Например, "Oysho" в ТЦ "Гринвич". Кроме того, многие марки имеют линейки бытовой одежды. Среди них "OGGI", "INCITY", "Marks and Spencer". Также, домашняя и бытовая одежда широко представлена в интернет-магазинах.
При анализе аналогов было выявлено, что ассортимент предлагаемой домашней одежды в Екатеринбурге достаточно однообразен. В основном это: фуфайки, майки, топы, шорты, брюки, пижамы, простые платья и платья-рубашки. Изделия изготовлены, как правило, из трикотажного полотна или льняных и хлопковых тканей. Внешний вид изделий, за редким исключением, не имеет ярковыраженного стилевого направления. В новых коллекциях большое количество вещей является повтором предложений предыдущих сезонов, выполненным в модной цветовой гамме. Преимущественно предлагаемая продукция имеет черты молодежного направления в одежде (отсутствие декора, простой крой, минимализм), этнического (плоский крой, натуральная цветовая гамма, элементы декора народного костюма) или романтического (сильное прилегание, декор в виде оборок, рюшей или кружева, нежная цветовая гамма). Например, в магазине "Oysho" и на сайте #”904541.files/image001.gif”>
Рисунок 1 – Технический рисунок сорочки женской
Сорочка женская из хлопчатобумажной ткани трапециевидного силуэта. Без застежки, с защипами по горловине переда и спинки. Спинка со средним швом.
Рукава втачные, одношовные, со сборкой по окату, расширенные к низу, длиной 34. Низ изделия и низ рукавов обработаны прозрачной вставкой из кружева и тесьмой-шитьем с вышивкой.
Рисунок 2 – Технический рисунок женских брюк
Брюки женские из хлопчато-бумажной ткани прямого силуэта с расширением к низу. Без застежки. По линии талии притачной пояс на резинке.
На расстоянии 5 см от низа изделия настрочена тесьма-кружево, образующая кулиску, в которую вставлена лента, завязывающаяся на бант.
Низ изделия обработан швом вподгибку с закрытым срезом.
Длина брюк до середины икры.
Рекомендуемые размеры: 80-92
Рекомендуемые роста: 158-170
Рекомендуемые полнотно-возрастные группы: II, средняя.
Модель №2: комплект женский сорочка и юбка.
Рисунок 3 – Технический рисунок сорочки женской
Сорочка женская повседневная, из льняной ткани, трапециевидного силуэта. Застежка центральная бортовая с цельнокроеной планкой на 8 обметанных петель и 8 пуговиц. Без воротника. Горловина обработана косой бейкой из основной ткани.
Перед сорочки с защипами, выходящими из плечевых швов. На переде располагаются накладные карманы. В боковых швах разрезы. Низ изделия фигурный. Длина переда короче относительно спинки на 10 см.
Спинка с кокеткой. Нижняя часть спинки со средним швом. Низ фигурный.
Рукава втачные, одношовные, со сборкой по окату, расширенные к низу, с манжетами и застежкой на петлю и пуговицу, длиной 34.
По горловине, карманам и кокетке отделочная строчка. Низ изделия обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом.
Рисунок 4 – Технический рисунок юбки
Юбка-полусолнце женская с запахом из костюмно-плательной ткани, повседневная. С карманами в боковых швах и поясом на линии талии, концы пояса обработаны в чистую и завязываются бантом на талии.
Низ юбки обработан ролевым швом.
Рекомендуемые размеры: 80-92
Рекомендуемые роста: 158-170
Рекомендуемые полнотно-возрастные группы: II, средняя.
Модель №3: платье женское
Рисунок 5 – Технический рисунок женского платья
Платье женское из льняной ткани трапециевидного силуэта. Без застежки, с расширенной горловиной, обработанной косой бейкой. По краю горловины настрочена декоративная тесьма-кружево.
Рукава втачные, одношовные, со сборкой по окату, расширенные к низу, длиной 34. Низ рукавов оформлен манжетами.
Низ изделия фигурный. По нижней части изделия настрочена декоративная рюша из однотонной ткани-компаньона шириной 10 см. Низ изделия обработан швом вподгибку с открытым срезом.
Рекомендуемые размеры: 80-92
Рекомендуемые роста: 158-170
Рекомендуемые полнотно-возрастные группы: II, средняя. 2.4 Конструкторский проект 2.4.1 Выбор и обоснование выбора методики конструирования
Для построения модельных конструкций изделий используется расчетно-графический метод конструирования, разработанный Центральной опытно-технологической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) на базе методики Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП).
Выбран именно этот метод конструирования, так как построение конструкции ведется с учетом индивидуальных особенностей телосложения, что в результате позволяет достичь хорошей посадки изделий на фигуре. Кроме того, в отличие от ЦНИИШП в данном методе упрощены расчетные формулы и их используется минимальное количество.
Выбор прибавок и припусков на швы в ЦОТШЛ зависит от используемого материала и модельных особенностей изделий. Индивидуальный выбор прибавок позволяет достичь необходимой степени прилегания, желаемый силуэт и припуски с учетом технологической обработки и свойств материала. Выбор прибавок на свободное облегание для комплекта №2 представлен в таблице 2 "Рекомендуемые прибавки для сорочки" и таблице 3 "Рекомендуемые прибавки для юбки".
Данный метод конструирования основан на схеме построения чертежей конструкции плечевой одежды с втачными рукавами. 2.4.2 Выбор исходных данных
Исходными данными являются: размерные признаки типовых фигур и припуски (прибавки) к ним.
Проектируется модель на типовую фигуру 84 размера, рост 158.
"Под типовой или условно-пропорциональной фигурой принято понимать фигуру, которая характеризуется вполне определенными пропорциями тела, нормальной осанкой и значениями ведущих размерных признаков, определяемыми соответствующими стандартами, в которых заложена усредненная информация обо всех особенностях телосложения индивидуальных фигур". [21]
В таблице 1 представлены размерные признаки и прибавки в соответствии с ГОСТ 31396-2009 "Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды".
Таблица 1 – Выбор исходных данных
Номер размерного признака по ГОСТу | Условное обозначение | Наименование размерного признака | Величина размерного признака |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Р | Рост | 158 |
13 | Ош | Обхват шеи | 34 |
14 | ОгI | Обхват груди первый | 80,8 |
15 | ОгII | Обхват груди второй | 87,8 |
16 | ОгIII | Обхват груди третий | 84 |
18 | От | Обхват талии | 62,6 |
19 | Об | Обхват бедер с учетом выступа живота | 86 |
28 | Оп | Обхват плеча | 25,7 |
29 | Озап | Обхват запястья | 15 |
31 | Шп | Длина плечевого ската | 12,7 |
33 | Дзап | Расстояние от точки основания шеи сбоку до линии обхвата запястья | 66,1 |
35а | ВгII | Расстояние от точки основания шеи сбоку до сосковой точки (высота груди) | 25,3 |
36а | Дтп | Расстояние от точки основания шеи сбоку до линии талии спереди | 41,9 |
39 | ВпрзII | Расстояние от точки основания шеи сзади до линии обхвата груди первого и второго с учетом выступа лопаток | 18 |
41 | Впк | Высота плеча косая | 41,6 |
43 | ДтсII | Расстояние от линии талии сзади до точки основания шеи сбоку | 41,6 |
45 | Шг | Ширина груди | 31,4 |
46 | Цг | Расстояние между сосковыми точками | 18,8 |
47 | Шс | Ширина спины | 33,4 |
62 | Дрлок | Длина рукава до линии локтя | 30,2 |
68 | Дрзап | Длина рукава до линии обхвата запястья | 53,4 |
Таблица 2 – Рекомендуемые прибавки для сорочки (средняя степень облегания)
Наименование прибавки | Условное обозначение | Рекомендуемая величина прибавки | Выбранная величина прибавки |
К полуобхвату груди | Пг | 6-7 | 7 |
К ширине спины | Пшс | 1-1,4 | 1,4 |
К ширине переда | Пшп | 0,5-0,8 | 0,8 |
К полуобхвату талии | Пт | 4-5 | 5 |
К полуобхвату бедер | Пб | 2-3 | 3 |
К длине спины до талии | Пдтс | 0,5-0,7 | 0,5 |
К длине переда до талии | Пдтп | 1 | 1 |
К высоте плеча косой | Пвпк | 0,5 | 0,5 |
На свободу проймы | Пспр | 1,5-2,5 | 2 |
К ширине горловины | Пшг | 0,5-1 | 1 |
К обхвату плеча | Поп | 6 | 6 |
Таблица 3 – Рекомендуемые прибавки для юбки
Наименование прибавки | Условное обозначение | Рекомендуемая величина прибавки | Выбранная величина прибавки |
К полуобхвату талии | Пт | 1 | 1 |
К полуобхвату бедер | Пб | – | – |
2.4.3 Расчет исходной базовой конструкции
Расчет базовой конструкции плечевого изделия 84 размера с ростом 158 см и юбки-полусолнце представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет конструкции плечевого изделия и юбки-полусолнце
Наименование участка чертежа | Усл. обозн. | Расчетная формула или графическое построение | Числовое значение участка чертежа | Итог, см | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Ширина базисной сетки | Аоа1 | СгIII+Пг+0,3…1,5 | 42+7+0,3 | 49,3 | ||||
Ширина спины | АОа | Шс+Пшс | 16,7+1,4 | 18,1 | ||||
Ширина переда | а1а2 | Шг+Пшп+ (СгII-СгI) | 15,7+0,8+ (43,9-40,4) | 20 | ||||
Ширина проймы | Аа2 | А0а1- (А0а+а1а2) | 49,3- (18,1+20) | 11,2 | ||||
Уровень лопаток | А0У | 0.4*ДтсII | 0,4*41,6 | 16,6 | ||||
Уровень линии груди | А0Г | ВпрзII+Пспр+0.5Пдтс | 18+2+0,5*0,5 | 20,2 | ||||
Уровень линии талии | А0Т | ДтсII+Пдтс | 41,6+0,5 | 42,1 | ||||
Уровень линии бёдер | ТБ | 0.5ДтсII-2 | 0,5*41,6-2 | 18,8 | ||||
Отвод средней линии спинки | А0А`0 | 0,5…1 | 0,5 | 0,5 | ||||
Отвод средней линии спинки от вертикали | ТТ1 | 1…2,5 | 1 | 1 | ||||
Дополнительный отвод средней линии спинки от вертикали | Т1Т11 | 1…2 | 1 | 1 | ||||
Ширина горловины спинки | А0А2 | Сш: 3+Пш гор. | 17: 3+1 | 6,6 | ||||
Глубина горловины спинки | А2А1 | А0А2: 3 | 6,6: 3 | 2,2 | ||||
Уровень линии низа | АН1=АН | Ди+Пдтс | 80+0,5 | 80,5 | ||||
Положение плечевой линии | А2П1 Т11П1 | Шп+Р. в+Ппос ВпкII+Пдтс+прибавка на плечевую накладку | 12,7+1,5+0,5 41,6+0,5 | 13,7 42,1 | ||||
Контрольная т. П3 | Г1П3 | Г1П2: 3+2 | 16: 3+2 | 7,3 | Г11 | 0.2Г1Г4+0.5 | 0,2*11,2+0,5 | 2,7 |
Середина проймы | Г1Г2 | 0.5Г1Г4 | 0,5*11,2 | 5,6 | ||||
Понижение линии талии | Т3Т8 | 0…1,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
Вершина горловины переда | Т8А3 | ДтпII+Пдтс+У | 41,9+0,5+1 | 43,4 | ||||
Отвод средней линии переда от вертикали | А3А31 | 0,5…1 | 0,5 | 0,5 | ||||
Ширина горловины переда | А31А4 | Сш: 3+Пшгор | 17: 3+1 | 6,6 | ||||
Глубина горловины переда | А31А5 | А31А4+1 | 6,6+1 | 7,6 | ||||
Центр груди | Г3Г6 | Цг+0,5Пшп | 9,4+0,5*0,8 | 9,8 | ||||
Высота груди | А4Г7 | ВгII | 25,3 | 25,3 | ||||
Раствор нагрудной вытачки | А4А9 | 2 (Сг2-Сг1) | 2* (43,9-40,4) | 7 | ||||
Положение плечевой линии | А9П5 | Шп | 12,7 | 12,7 | ||||
Вспомогательная точка | Г4П4 | Г1П2-0,5…1,5 | 16-0,5 | 15,5 | ||||
Положение контрольной точки | Г4П6 | Г4П4: 3 | 15,5: 3 | 5,2 | ||||
Вспомогательная точка | Г42 | 0.2Г1Г4 | 0,2*11,2 | 2,2 | ||||
Юбка-полусолнце | ||||||||
Расчет радиуса, необходимого для построения линии талии | ОТ | К*Ст | 0,64*31,3 | 20 |
2.4.4 Построение модельных конструкций
Для построения модельной конструкции сорочки женской повседневного назначения была использована базовая основа плечевого изделия 84 размера с втачными рукавами, прямого силуэта, средней степени облегания.
Этапы моделирования:
. Перевод половины нагрудной вытачки в низ изделия. Оставшаяся часть вытачки (3,5 см) была переведена в защип на плечевом шве;
. Определение линии лучевого разведения переда;
. Лучевое разведение переда к низу до получения необходимого объема изделия;
. Определение линии кокетки спинки;
. Перевод плечевой вытачки спинки в линию кокетки;
. Определение линии лучевого разведения спинки;
. Лучевое разведение спинки к низу до получения необходимого объема изделия;
. Оформление линии проймы: укорачивание плеча на 2 см и углубление проймы по боковому шву на 2,5 см;
. Моделирование рукава: определение линии для лучевого разведения рукава;
. Лучевое разведение рукава к низу на величину необходимого объема;
. Оформление оката рукава: добавление 3 см по высоте оката; снятие по шву рукава 2 см, оформление оката рукава с учетом необходимой сборки;
. Лекальное оформление низа рукава.
Для построения модельной конструкции юбки была использована схема кроя юбки-полусолнце (ПРИЛОЖЕНИЕ К). 2.5 Рекомендации по выбору оборудования
Скорость изготовления технологических операций, качество обработки и себестоимость изделий во многом зависит от используемого оборудования и приспособлений малой механизации. Поэтому, для повышения производительности труда, улучшения качества обработки изделий применяются специальные машины и приспособления к ним, облегчающие выполнение различных швейных операций.
Таблица 5 – Техническая характеристика швейного оборудования
Наименование и марка оборудования | Назначение | Скорость главного вала, об/мин | Характеристика |
1 | 2 | 3 | 4 |
JATI JT-6-9 | Для стачивания деталей | 3500 ст. /мин | Одноигольная прямострочная промышленная швейная машина с автоматической смазкой. Использование этой машины значительно снижает расход времени на изготовление швейных изделий. |
Juki MO-6514S-BE6-44K | Для обработки краев изделия | 5500 ст. /мин | Четырехниточная краеобметочная швейная машина с автоматической смазкой и возможностью регулировки ширины строчки. Стоимость рекомендуемой машины находится в среднем ценовом сегменте, что позволит снизить себестоимость изделий при высоком качестве изготовления. |
Juki MO 6745 S-FF4-360 | Для обработки низа изделия ролевым швом и окантовки краев изделий косой бейкой | 7000 ст. /мин | Стачивающе-краеобметочная швейная машина. Вид стежка – цепной, высокого качества. Благодаря данному оборудованию обработка краев выглядит красиво как с лицевой, так и с изнаночной стороны. |
Juki DP-2100SZ/MC650NIP420 | Для втачивания рукава в пройму | 3500 ст. /мин | Швейная машина специального назначения. Позволяет втачать рукав без предварительного вметывания и с высоким качеством. |
Aurora A-781 | Для выметывания петель | 3600 ст. /мин | Петельная швейная машина. В данной машине предусмотрена возможность регулировки длины петли и ширины кромок. Подъем лапки на высоту до 12 мм упрощает работу с материалами различной толщины. Механизм обрезки обеспечивает качественную обрезку нитей при завершении цикла шитья. |
Brother BE-438FX | Для пришивания пуговиц | 3200 ст. /мин | Электронная пуговичная машина. Обеспечивает возможность пришивания как плоских пуговиц (2,3 и 4 отверстия), так и пуговиц на ножке при установке дополнительного приспособления. Встроенное цифровое натяжение позволяет настроить натяжение нити, соответствующее используемому материалу. |
Для пуговичной машины Brother BE-438FX в качестве приспособления малой механизации для пришивания пуговиц на ножке рекомендуется B-2401 4,5,6,7,8 мм *02612*.
Для прокладывания ровных отделочных строчек рекомендуется использовать магнитные ограничители или линейки, которые крепятся на швейной машине. Также для удаления нитей временного назначения и выправления углов рекомендуется использовать спецколышек.
Качество и внешний вид изделий во многом зависит от влажно-тепловой обработки. Благодаря правильно подобранному оборудованию для ВТО можно достичь высокого качества внешнего вида изделия. "Она позволяет получать такие эффекты, которые недостижимы другими известными способами, и является логическим завершением конструкторских и технологических решений получения изделия высокого качества". [42]
Таблица 6 – Техническая характеристика оборудования для влажно-тепловой обработки
Наименование и марка оборудования | Назначение | Дополнительные данные |
Прямоугольная гладильная доска COMEL FUTURA RA RU | Внутрипроцессная и окончательная влажно-тепловая обработка | Предназначена для выполнения ВТО любых швейных изделий из легких и средних тканей |
Универсальный электропаровой утюг Silter STB-200 H | Внутрипроцессная и окончательная влажно-тепловая обработка | Позволяет выполнять ВТО для изделий из различных материалов |
Данное оборудование рекомендовано с учетом особенностей пакета материалов, конструкции изделия и особенностей технологической обработки. 2.6 Технологическая последовательность обработки проектируемых изделий
Схемы технологической обработки основных узлов изделий разрабатываемого комплекта (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).
Таблица 7 – Технологическая последовательность обработки сорочки [38]
№ п/п | Содержание неделимой операции | Оборудование, приспособления | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Запуск | ||||
1 | Проверка наличия деталей кроя согласно маршрутному листу | – | ||
2 | Комплектование выкроенных деталей сорочки | – | ||
2. Дублирование | ||||
3 | Продублировать манжеты | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
4 | Продублировать планки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
5 | Продублировать верхний срез кармана | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
3. Заготовительные операции | ||||
3.1 Обработка мелких деталей | ||||
6 | Нарезание косой бейки для обработки разреза на рукавах | Ножницы, мел, лекало | ||
7 | Нарезание косой бейки для обработки горловины | Ножницы, мел, лекало | ||
8 | Обтачивание концов манжет | JATI JT-6-9 | ||
9 | Заутюживание манжет по линии перегиба | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
10 | Заутюживание верхнего среза карманов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
11 | Настрачивание верхнего среза карманов | JATI JT-6-9 | ||
12 | Обметывание боковых и нижнего среза карманов | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
3.2 Обработка переда | ||||
13 | Стачивание защипов | JATI JT-6-9 | ||
14 | Приутюживание защипов на ребро | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
15 | Заутюживание защипов к центру переда | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
16 | Заутюживание планок по линии перегиба | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
17 | Настрачивание планок | JATI JT-6-9 | ||
18 | Приутюживание планок | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
19 | Намелка расположения карманов | Мел, лекало | ||
20 | Настрачивание карманов по линиям намелки | JATI JT-6-9 | ||
1 | Закрепление карманов в верхних углах | JATI JT-6-9 | ||
22 | Приутюживание карманов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
3.3 Обработка спинки | ||||
23 | Стачивание среднего среза нижней части спинки | JATI JT-6-9 | ||
24 | Обметывание среднего шва нижней части спинки со стороны левой половинки спинки | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
25 | Заутюживание среднего шва нижней части спинки в сторону правой половинки спинки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
26 | Притачивание кокетки к нижней части спинки | JATI JT-6-9 | ||
27 | Обметывания шва притачивания кокетки со стороны нижней части спинки | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
28 | Заутюживание шва притачивания кокетки в сторону кокетки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
29 | Прокладывание отделочной строчки по кокетке | JATI JT-6-9; магнитный ограничитель | ||
30 | Приутюживание кокетки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
3.4 Обработка рукавов | ||||
31 | Обработка разрезов рукавов косой бейкой | Juki MO 6745 S-FF4-360 | ||
32 | Приутюживание разрезов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
33 | Стачивание срезов рукава | JATI JT-6-9 | ||
34 | Обметывание шва стачивания | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
35 | Заутюживание шва стачивания в сторону передних половинок рукавов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
36 | Прокладывание двух параллельных строчек по низу рукавов | JATI JT-6-9 | ||
37 | Прокладывание двух параллельных строчек по окату рукавов | JATI JT-6-9 | ||
38 | Равномерное распределение сборки по низу рукавов | – | ||
39 | Равномерное распределение сборки по окату рукавов | – | ||
40 | Притачивание манжет к низу рукавов | JATI JT-6-9 | ||
41 | Обметывание шва притачивания | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
42 | Приутюживание шва притачивания манжет | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
4. Монтажные операции | ||||
43 | Обработка разрезов сорочки | JATI JT-6-9 | ||
44 | Приутюживание разрезов сорочки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
45 | Стачивание боковых срезов сорочки | JATI JT-6-9 | ||
46 | Обметывание боковых швов сорочки | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
47 | Разутюживание боковых швов сорочки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
48 | Стачивание плечевых срезов | JATI JT-6-9 | ||
49 | Обметывание плечевых швов | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
50 | Заутюживание плечевых швов в сторону спинки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
51 | Обработка горловины косой бейкой | Juki MO 6745 S-FF4-360 | ||
52 | Приутюживание горловины | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
53 | Прокладывание отделочной строчки по горловине | JATI JT-6-9; магнитный ограничитель | ||
54 | Приутюживание горловины | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
55 | Втачивание рукавов в проймы, совмещая контрольные знаки | Juki DP-2100SZ/MC650NIP420 | ||
56 | Обметывание проймы | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
57 | Приутюживание проймы | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
58 | Обработка низа переда швом вподгибку с закрытым срезом | JATI JT-6-9 | ||
59 | Обработка низа спинки швом вподгибку с закрытым срезом | JATI JT-6-9 | ||
5. Отделочные операции | ||||
60 | Удаление ниток сборки | Спецколышек | ||
61 | Нанесение месторасположения петель на планке | Лекало, мел | ||
62 | Нанесение месторасположения петель на манжетах | Лекало, мел | ||
63 | Обметывание петель | Aurora A-781 | ||
64 | Чистка сорочки от производственного мусора и меловых линии | Специальная щетка | ||
65 | Приутюживание правой части переда | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | Приутюживание левой части переда | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H |
67 | Приутюживание спинки сорочки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
68 | Приутюживание планок | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
69 | Приутюживание правого оката, проймы и верхней части рукава | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
70 | Приутюживание левого оката, проймы и верхней части рукава | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
71 | Приутюживание низа рукавов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
72 | Нанесение месторасположения пуговиц | Лекало, мел | ||
73 | Пришивание пуговиц | Brother BE-438FX | ||
74 | Пришивание запасной пуговицы на запасном отрезке ткани | Brother BE-438FX | ||
75 | Навешивание товарного ярлыка с подбором по номеру и проверкой реквизитов | Ручной стол | ||
76 | Комплектование сорочек в пачки согласно маршрутным листам | Ручной стол | ||
77 | Сдача изделий на склад готовой продукции | Ручной стол |
Таблица 8 – Технологическая последовательность обработки юбки
№ п/п | Содержание неделимой операции | Оборудование, приспособления | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Запуск | ||||
1 | Проверка наличия деталей кроя согласно маршрутному листу | – | ||
2 | Комплектование выкроенных деталей юбки | – | ||
2. Заготовительные операции | ||||
2.1 Обработка мелких деталей | ||||
3 | Обтачивание углов пояса, оставляя отверстие для притачивания пояса к юбке | JATI JT-6-9 | ||
4 | Вывертывание пояса на лицевую сторону и выправление углов | Спецколышек | ||
5 | Приутюживание пояса | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
2.2 Обработка переднего полотнища юбки | ||||
6 | Намелка входа в карман | Лекало, мел | ||
7 | Притачивание мешковин карманов к боковым швам переднего полотнища | JATI JT-6-9 | ||
8 | Заутюживание швов притачивания в сторону мешковин | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
9 | Настрачивание швов притачивания | JATI JT-6-9 | ||
10 | Приутюживание швов настрачивания | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
2.3 Обработка заднего полотнища юбки | ||||
11 | Застрачивание срезов запаха швом вподгибку с закрытым срезом | JATI JT-6-9 | ||
12 | Приутюживание швов запаха | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
13 | Намелка входа в карман | Лекало, мел | ||
14 | Притачивание мешковин карманов к боковым швам заднего полотнища | JATI JT-6-9 | ||
15 | Приутюживание швов притачивания | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
4. Монтажные операции | ||||
16 | Стачивание мешковин карманов | JATI JT-6-9 | ||
17 | Обметывание мешковин карманов | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
18 | Приутюживание мешковин карманов | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
19 | Стачивание боковых срезов | JATI JT-6-9 | ||
20 | Обметывание боковых швов | Juki MO-6514S-BE6-44K | ||
21 | Заутюживание боковых швов в сторону заднего полотнища юбки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
22 | Притачивание пояса к верхнему срезу юбки с лицевой стороны | JATI JT-6-9 | ||
23 | Приутюживание шва притачивания | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
24 | Заутюживание припуска на притачивание пояса к верхнему срезу юбки с изнаночной стороны | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
25 | Настрачивание припуска на притачивание пояса к верхнему срезу юбки с лицевой стороны по строчке притачивания | JATI JT-6-9 | ||
26 | Приутюживание верхнего среза юбки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
27 | Обметывание низа юбки ролевым швом | Juki MO 6745 S-FF4-360 | ||
28 | Приутюживание низа юбки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
5. Отделочные операции | ||||
29 | Чистка юбки от производственного мусора и меловых линии | Специальная щетка | ||
30 | Приутюживание переднего полотнища юбки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
31 | Приутюживание правой половинки заднего полотнища | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
32 | Приутюживание левой половинки заднего полотнища | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
33 | Приутюживание пояса | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
34 | Приутюживание низа юбки | COMEL FUTURA RA RU; Silter STB-200 H | ||
35 | Навешивание товарного ярлыка с подбором по номеру и проверкой реквизитов | Ручной стол | ||
36 | Комплектование юбок в пачки согласно маршрутным листам | Ручной стол | ||
37 | Сдача изделий на склад готовой продукции | Ручной стол | ||
3. Методический раздел 3.1 Разработка рекомендаций для подготовки творческих работ к презентации на профессионально-творческом конкурсе
При поступлении в Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) на профиль Декоративно-прикладного искусства и дизайна в профилизации "Дизайн костюма" каждый обучающийся, начиная с первого курса, вовлекается в процесс познания выбранной профессии. Участие в профессионально-творческих конкурсах в этом случае может существенно помочь в раскрытии творческого потенциала и оценке собственного уровня подготовки по выбранному направлению, а также мотивировать участника к самосовершенствованию.
Но начинающему дизайнеру подчас сложно сориентироваться в разнообразии существующих сегодня конкурсов профессионального мастерства, определиться с приоритетными и наиболее перспективными по уровню его подготовки. Также, для достижения максимального результата, ему могут понадобиться профессиональные консультации в составлении коллекции, подборе материалов или пошиве изделий, подборе музыкального сопровождения, образной подаче и т.п. Учитывая то, что обучающиеся на кафедре стиля и имиджа (СИ) вовлекаются в конкурсную деятельность уже с первого курса, логичным будет организация на кафедре СИ команды тренеров и разработка рекомендаций по подготовке будущих дизайнеров к участию в профессионально-творческих соревнованиях различного формата.
Под тренингом понимается метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, необходимых для достижения поставленной перед участником соревнований цели.
В данном конкретном случае тренинг рассматривается как комплекс системных занятий, способствующих максимальной реализации творческого потенциала участника профессионально-творческого конкурса как в период подготовки к соревнованиям, так и непосредственно во время презентации конкурсной работы. Тренер, занимающийся подготовкой участников, должен обладать лидерскими качествами, необходимыми профессиональными знаниями, информацией о структуре и правилах проведения различных конкурсов профессионального мастерства, принципах оценки конкурсных работ и уровне подготовки участников других образовательных учреждений.
Целью методического раздела ВКР является систематизация информации о профессионально-творческих конкурсах по направлению дизайна стиля и имиджа и разработка рекомендаций для системного тренинга по подготовке участников подобных соревнований профессионального мастерства.
Для этого необходимо:
собрать и проанализировать информацию о профильных профессионально-творческих конкурсах в Урало-Сибирском регионе;
выявить приоритетные конкурсы для участия обучающихся в РГППУ по направлению профессиональное обучение (по отраслям) профилизации "Дизайн костюма";
определить мотивации обучающегося для участия в профессионально-творческом конкурсе;
определить качества тренера по подготовке студентов к участию в конкурсе;
разработать содержание системного тренинга по подготовке творческой работы для презентации на профессионально-творческом конкурсе.
3.2 Анализ профессионально-творческих конкурсов Урало-Сибирского региона (профилизации Дизайн костюма)
Таблица 9 – Структуризация конкурсов Урало – Сибирского региона по уровню
Название конкурса | Уровень конкурса |
1 | 2 |
WORLDSKILLS RUSSIA | международный |
ЕВРО-УФА-АЗИЯ | |
"Адмиралтейская игла" | |
"Дизайн форма" | |
"Формула моды: Восток-Запад" | |
"Сибирский кутюрье" | международный |
Международный конкурс молодых дизайнеров одежды и аксессуаров в рамках Каспийской недели | |
"Русский силуэт" | российский |
"Ural Beauty Fest 2017" | |
"Студенческий подиум "новый взгляд" | |
"PROfashion Masters" | |
"СИБИРСКАЯ ЭТНИКА" | |
"Юный кутюрье" | региональные |
"Модельер Сибири" | |
"ФОТО-LOOK" | |
"СИБИРСКАЯ КАПЕЛЬ" | |
"Мир моды: подиум и улица. Русский стиль" | областные и городские |
"АВАНГАРД В ЖИЗНИ И МОДЕ" |
Таблица 10 – Структуризация конкурсов Урало-Сибирского региона по приоритетности для обучающихся в РГППУ
Название конкурса/Обоснование приоритетности | Организатор | Цели и задачи конкурса | Требования к участникам | Номинации конкурса | Периодичность проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | ||
Творческие конкурсы | ||||||
1. "Дизайн форма" профессиональное жюри; возможность участия с 1-ого курса; многообразие номинаций в разных направлениях дизайна предполагает возможность дополнительной профориентации; включает научно-практический семинар и профессиональные мастер-классы. | РГППУ г. Екатеринбург | – выявление творческого потенциала и поддержка молодых талантов в области дизайна. установление взаимосвязей между российскими и зарубежными образовательными учреждениями; ориентация учащейся молодежи в выборе будущей профессии. [27] | К участию допускаются: студенты образовательных учреждений профессионального образования (СПО и ВО), учащиеся старших классов общеобразовательных школ. Участие в конкурсе бесплатное. | – коллекция; одна модель; прическа; проектная графика (эскиз); пром-дизайн; графический дизайн; веб-дизайн; дизайн аксессуаров; street fashion (винтаж) – фото; интерьерный дизайн; декоративно-прикладное искусство; ландшафтный дизайн. | Ежегодно | |
2. "Ural Beauty Fest 2017" ранее не проводился; высокий оргвзнос (15000); мероприятие носит явно коммерческий характер. | SOLIS AGENCY | – поиск и продвижение молодых талантливых модельеров из России. [32] | Участником Конкурса может стать любой желающий от 18 до 35 лет. | – кубок УРФО международной конфедерации декоративной косметики СМС; международный открытый Чемпионат Урала по парикмахерскому искусству СМС; международный открытый Nail Чемпионат "Золотые руки России"; конкурс дизайнеров. Премия "Ural Fashion Awards". | Февраль 2017 года. | |
3. "Студенческий подиум "новый взгляд" 50% членов жюри не являются профессионалами в области дизайна стиля и имиджа; проводится не профильным ВУЗом; профессиональное жюри | – ФГБОУ ВПО УИУ РАНХиГС); Совет ректоров вузов Свердловской области; СвАПОС; Совет проректоров по внеучебной работе вузов Свердловской области; Совет директоров клубов вузов Свердловской области. | – выявление талантливой студенческой молодежи и создание условий для реализации творческого потенциала студентов. совершенствование системы эстетического воспитания и создание условий для реализации творческого потенциала студенческой молодежи. [31] | Студенты и аспиранты аккредитованных ВУЗов России и других стран, учащиеся СПО | – "Full Fashion Look"; "Прет-а-порте"; "Конкурс одной модели"; "Театр мод"; "Folk Fashion" "Авангард"; "Против правил" "Быстрая мода" | Ежегодно | |
4. "Авангард в жизни и моде", не соответствует концепции образовательного процесса кафедры СИ; | УрГАХУ | – поиск красоты, оригинальности, новизны, которые являются смыслом природы каждого человека. [26] | дизайнеры, художники, театральные деятели, профессионалы и студенты. | – одежда как АРТ – ОБЪЕКТ – мода улицы / Fashion street клубный стиль. | ||
5. "WorldSkills Russia" (региональный этап) возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки и умения; – возможность выхода на международный этап; | Министерство образования и науки РФ; Агентство стратегических инициатив; Министерство труда и социальной защиты РФ. | Профессиональная ориентация молодежи в возрасте от 12 до 22 лет, а также внедрение в систему профессионального образования Свердловской области лучших национальных и международных практик по направлениям: профессиональные стандарты и квалификационные характеристики WSR; обучение Экспертов и приглашение национальных Экспертов; система оценки качества образования по рабочим профессиям в системе образования Свердловской области; выявление лучших представителей профессий для формирования сборной Свердловской области WSR для участия в межрегиональных и национальных первенствах России; выполнение основных целей и задач движения WSR. популяризация современных рабочих профессий, повышение их престижа в обществе, привлечение молодых инициативных людей к получению рабочих профессий, привлечение целевой аудитории представителей органов власти, родительской общественности, представителей бизнес сообщества к решению стратегических задач развития профессионального образования на территории Свердловской области. | Студенты профессиональных образовательных организаций; молодые работающие профессионалы, в возрасте от 16 до 22 лет [29]. | -Дизайн интерьера; Технологии моды; Инженерный дизайн CAD (САПР); Графический дизайн; Фотография; | Ежегодно | |
6. "Русский силуэт" (региональный этап) возможность развития творческого потенциала; престижность; победа дает возможность участия в финале Российского этапа и получения образования за рубежом. | Благотворительный фонд "Русский Силуэт", УрГАХУ | – содействие продвижению юных талантов; создание безграничного творческого пространства для одаренных художников моды. [30] | Студенты и выпускники профильных учебных заведений в возрасте до 30 лет. | – коллекция (не менее 5 моделей) | Ежегодно | |
7. "СИБИРСКАЯ ЭТНИКА" проводится профильным ВУЗом; соответствует теме научного исследования кафедры; способствует устойчивому интересу к традициям народного костюма возможность межвузовских связей. | ФГБОУ ВПО Омский государственный институт сервиса, Г. Омск | – популяризация новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством и массовой культурой; формирование интереса к культуре разных народов; приобщение молодежи к истокам национальной духовной культуры. [25] | Молодые дизайнеры одежды в возрасте до 35 лет. | – "Искусство костюма" – "Хранители традиций" "Этнический город" – | Ежегодно | |
8. "ЕВРО-УФА-АЗИЯ", проводится профильным ВУЗом широкое освещение в СМИ; возможность межвузовских связей. | Уфимский государственный университет экономики и сервиса; Уфимский государственный колледж технологии и дизайна. | – выявление новых талантов и молодых имён, создание условий для сотрудничества учебных заведений, дизайнеров-профессионалов, предприятий региона, установление творческих контактов, обмен идеями и опытом молодых специалистов индустрии моды. [28] | Учащиеся СПО, Студенты ВУЗов от 15 до 35 лет. | – "Авангард" – "Этно" "Прет-а-порте" – стиль современного города. |
| |
3.3 Мотивации обучающегося к участию в профессионально-творческом конкурсе
Кафедра Си заинтересована в том, чтобы в процессе обучения будущие дизайнеры использовали все возможности для получения профессионального опыта и реализации своих творческих амбиций. Поэтому она стала организатором творческого конкурса "Дизайн-форма", первоначально задуманном как вариант публичной защиты творческих работ по дисциплине "Композиция костюма". Сегодня конкурс перерос в Международный мультиформатный образовательный проект, позволяющий презентовать творческие идеи молодым дизайнерам различных направлений.
В течение последних 2-х лет, в качестве эксперимента, на некоторых профильных дисциплинах (дизайн костюма, архитектоника объемных форм, конструирование одежды, рисунок, конструктивное моделирование и макетирование и др.) в рамках учебных программ разработаны задания, результаты которых могут быть презентованы в конкурсной программе проекта "Дизайн-форма" в соответствующих номинациях. Особенностью эксперимента является то, что на конкурс могут быть выставлены только работы, получившие высокую оценку экспертной комиссии, состоящей из преподавателей кафедры. Тем самым, обучающиеся уже на подготовительном этапе вовлечены в соревновательный процесс и мотивированы на выполнение задания на максимально высоком индивидуальном уровне.
В процессе подготовки конкурсных работ в номинациях "коллекция" и "одна модель" на кафедре СИ осуществляются междисциплинарные связи (дисциплины: архитектоника объемных форм, конструктивное моделирование и макетирование, дизайн-костюма, производственное обучение). Практическое воплощение идеи происходит при непосредственном курировании педагогов. Каждая часть творческого предложения (разработка концепции, поиск формы, эскизное решение и подбор материалов, моделирование и пошив изделий) являются составляющими курсовых работ по смежным дисциплинам и позволяют обучающемуся выполнить их на высоком уровне без срыва срока сдачи.
В конкурсной программе проекта "Дизайн-форма" предусмотрены творческие номинации по различным направлениям дизайна, некоторые из которых являются смежными для профессиональной деятельности будущих выпускников кафедры СИ. К ним относятся фото, аксессуары, графика, рекламный плакат и др. Педагоги и кураторы групп мотивируют обучающихся на представление творческих работ в этих номинациях, объясняя важность овладения навыками создания дополнений к образу, проектирования интерьерного текстиля и умения продвигать свои идеи, владея современными техниками и приемами визуальных презентаций.
Проект "Дизайн-форма" предусматривает проведение творческих встреч и мастер-классов с практикующими дизайнерами разных направлений, что позволяет обучающимся расширить профессиональный кругозор, получить практические знания и навыки производственной деятельности дизайнера в российских условиях и утвердится в правильности профессионального выбора. Организация подобных мероприятий и возможность вживую пообщаться с профессионалами в области дизайна повышает интерес обучающихся к учебному процессу, а также побуждает их реализовывать и презентовать свои творческие идеи.
Большим плюсом проекта "Дизайн-форма" является массовое вовлечение обучающихся в конкурсную деятельность с самого начала процесса обучения. Это дает возможность приобрести начальный коммуникативный опыт участника уже на первом курсе, что в дальнейшем облегчает для них участие во внешних профессионально-творческих конкурсах. Участие во внешних конкурсах дает возможность получить свежую информацию о подготовке представителей других образовательных учреждений выбранного профиля, расширить круг профессионального общения, получить выгодные творческие предложения от работодателей.
Для мотивации обучающихся кафедры СИ к участию во внешних конкурсах в данной работе сделана систематизация конкурсов по степени приоритетности. Кроме того, выявлена необходимость создания команды тренеров, способных курировать подготовку конкурсных работ и консультировать участника в вопросах прохождения этапов конкурса.
Кроме того, бонусом для привлечения обучающихся к подготовке авторских работ для презентации на внешнем профессионально-творческом конкурсе может стать совмещение процесса проектирования конкурсной работы с процессом работы над ВКР. 3.4 Требования к профессиональному тренеру по подготовке обучающихся к участию в профессионально-творческом конкурсе
В переводе с английского "тренер" обозначает – воспитывать, обучать, готовить. Основной задачей тренера является выявление возможностей участника по реализации и презентации творческого проекта, умение научить его использовать навыки и умения для достижения максимально высокого результата. Профессиональный тренер осуществляет не только профессиональную подготовку участника, но и психологически настраивает его на победу. В процессе подготовки к конкурсу у тренера и участника формируются партнерские отношения, обеспечивающие в дальнейшем комфортное психологическое состояние воспитанника во время конкурсных испытаний.
В последующем приняты следующие обозначения:
преподаватель, подготавливающий обучающегося к участию в профессионально-творческом конкурсе, называется тренер;
обучающийся, который готовится к участию в профессионально-творческом конкурсе, называется ученик.
Личностные характеристики профессионального тренера:
· креативность – тренер должен чувствовать тренды времени, уметь выделять, концентрировать и определять приоритетные направления Fashion-тенденций; провоцировать ученика на постоянный поиск оригинальных решений.
· профессиональная компетентность – тренер должен владеть приемами проектирования и изготовления изделий Fashion-дизайна, хорошо чувствовать форму и ориентироваться в выборе материалов и фактур, уметь находить рентабельные конструктивно-технологические приемы, позволяющие получить оригинальные формы и обеспечить требуемое качество, уметь находить приемы, усиливающие образное звучание конкурсной работы при ее презентации.
· лидерские качества – тренер должен уметь увлечь ученика, внушить ему уверенность в правильности принимаемых решений и в необходимости их отстаивания.
· авторитетность – тренер должен вызывать доверие и уважение ученика к собственному профессиональному опыту и знаниям, определяя свое участие в проекте в качестве опытного партнера.
· терпеливость и умение объяснять – тренер должен обладать терпением и способностью доступно отвечать на возникающие вопросы и объяснять ученику сложные или спорные моменты процесса проектирования.
· отсутствие авторитарного подхода – тренер не должен навязывать ученику собственные решения, его задача – максимально раскрыть творческий потенциал самого ученика.
· наличие профессиональных связей со специалистами в области дизайна имиджа и стиля – тренер должен иметь возможность консультационно привлечь узких специалистов из области индустрии моды для расширения профессионального подхода к решению задач подготовки конкурсной работы и получения максимально высокого конечного результата.
Профессиональные характеристики тренера:
· информированность о структуре конкурса – тренер должен хорошо понимать цели и задачи конкурса, к которому производится подготовка, стоимость участия и условия, в которых будет презентоваться работа.
· знание системы оценки конкурсных работ – тренер должен обладать информацией о профессиональном составе конкурсного жюри, оценочных категориях и принципах оценочного подхода на выбранном для участия конкурсе.
· информированность об уровне творческих работ претендентов-лидеров – тренер должен иметь информацию об уровне подготовки творческих работ претендентов, составляющих ближайшую конкуренцию подготавливаемого участника.
· профессиональные знания по профилю подготовки творческой работы – чтобы проводить квалифицированную консультационную работу в процессе при подготовке обучающегося к участию в профессионально-творческом конкурсе, тренер должен быть профессионально компетентен в той области творчества, в которой презентуется конкурсная работа.
· возможность привлечь для консультаций в процессе работы над конкурсным проектом смежных специалистов – тренер должен иметь собственную базу данных и налаженную систему связей со специалистами смежных направлений (визажисты, парикмахеры, производители или поставщики аксессуаров).
· способность прогнозировать востребованные направления конкурсных работ – тренер должен уметь предугадывать перспективные для победы темы и стилистику творческих работ.
· умение спроектировать ритмичный график подготовки конкурсной работы – тренер должен уметь разработать график проектной работы, обеспечивающий максимальный коэффициент полезного действия процесса подготовки творческой работы с учетом учебной занятости ученика и его личностных психологических характеристик.
· умение слушать обучающегося и помочь ему сформулировать концептуальную идею творческого предложения – тренер должен обладать способностью помочь ученику выразить его авторскую идею в законченной концепции.
· умение мотивировать участника на выполнение поставленных задач – тренер должен уметь организовать процесс подготовки конкурсной работы поэтапно в указанные сроки, с учетом профессиональных знаний и подготовки ученика. 3.5 Рекомендации по системному тренингу при подготовке обучающихся на кафедре СИ для участия в профессионально-творческом конкурсе дизайнеров одежды
На основании проведенных исследований были выделены приоритетные для обучающихся на кафедре СИ профессионально-творческие конкурсы (табл.10). Данные рекомендации предлагается взять за основу при подготовке участника регионального этапа конкурса молодых дизайнеров "Русский силуэт". Конкурс учрежден Благотворительным фондом "Русский Силуэт" под председательством члена-корреспондента Российской академии художеств Татьяны Михалковой в 1999 году. Фондом учрежден Международный конкурс молодых дизайнеров. Отборочные этапы конкурса проходят во многих крупных городах России и ряда европейских стран. Многие дизайнеры, профессионально показавшие себя на финальных показах в Москве, получают возможность пройти стажировки в мировых Домах моды, а победители обучаются в дизайнерских школах Италии и Англии. Деятельность Международного конкурса молодых дизайнеров "Русский Силуэт" направлена на поддержку молодых одаренных художников моды и создания для них пространства творческого общения.
Обучающиеся по направлению "дизайн одежды" на кафедре СИ постоянно принимают участие в региональном этапе конкурса "Русский силуэт", показывая стабильно высокие результаты (творческие работы входят в первую десятку наравне с работами участников из УрГАХу). Так в 2014 году коллекция "Грозный ВонЧо" (автор Валентина Попова) стала победительницей регионального этапа.
Это позволяет сделать выводы о том, что кафедра СИ, преподавательский состав и обучающиеся, достигли серьезных профессиональных показателей в конкурсной деятельности. Поэтому необходимо создать тренинг-команду из педагогов и сформулировать рекомендации для проведения тренинг-подготовки обучающихся для участия во внешних профессионально-творческих конкурсах. Рекомендации должны корректироваться в каждом конкретном случае, так как требования к презентуемым работам и критерии к их оценке неодинаковы на разных конкурсах. В ВКР предлагаются рекомендации по подготовке обучающихся к участию в Международном конкурсе молодых дизайнеров "Русский силуэт".
Таблица 11 – Этапы подготовки творческой работы к участию в региональном этапе Международного конкурса "русский силуэт".
№ | Этапы проектирования авторской коллекции | Принцип выполнения | Содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Творческая концепция | совместно с тренером | – поиск и формулировка идеи; формулировка творческой концепции; выбор стилевого направления определение адресности (сезон, пол, возраст, назначение) |
2 | Сбор информации | самостоятельно | – анализ направлений моды; анализ визуальной подачи аналогичных решений; подборка аналогов эскизной подачи; подборка музыкальных фрагментов для сопровождения презентации; подборка аналогов для проектирования аксессуаров и дополнений; определение комплектности моделей; определение общего цветофактурного решения; подбор аналогов для выполнения декора; |
3 | Эскизное решение | самостоятельно в режиме консультаций с тренером | – поиск силуэтной формы; разработка эскизного решения в формате, указанном в положении конкурса; оформление заявки участника; проработка технических рисунков, схем кроя, разверток и т.п.; определение размера изделий; расчет, подборка и закуп материалов и фурнитуры; |
4 | Конструктивное моделирование | самостоятельно в режиме консультаций с тренером и смежными специалистами | – разработка модельных конструкций; разработка лекал и изготовление макетов; раскрой изделий; проведение контрольных примерок и подготовка изделий к пошиву; |
5 | Изготовление комплектов изделий | самостоятельно в режиме консультаций с тренером и смежными специалистами | – пошив изделий; изготовление аксессуаров и дополнений; подбор обуви; подбор аналогов макияжа и причесок; |
6 | Подбор демонстраторов | совместно с тренером и смежными специалистами | – уточнение образной выразительности с учетом концепции; подбор манекенщиц для каждого комплекта, согласно определенного формата; проведение пробных прически и макияжа; |
7 | Концепция презентации коллекции | совместно с тренером и смежными специалистами | – разработка сценария показа; подготовка фонограммы; разводка дефиле с учетом размера подиума; |
8 | Психологический тренинг | тренер | – психологическая настройка участника на высокий результат |
Разработанные тренинг-рекомендации могут дополняться с учетом изменения условий конкурсного участия.
Заключение
В ходе написания выпускной квалификационной работы был проанализирован ассортимент домашней одежды, предлагаемой торговыми предприятиями города Екатеринбурга. В результате были выявлены проблемы, заключающиеся в однообразии предлагаемых изделий, их узкофункциональное назначение и несоответствие отношению современного человека к этой части гардероба. Кроме того, было замечено, что предприятия, выпускающие домашнюю одежду, также не заботятся о стилевой привязке выпускаемых изделий к тенденциям в интерьерном дизайне, хотя современный потребитель озабочен законченностью стилевого решения своего жилища. Тем самым, была определена актуальность выбранной темы – необходимость разработки коллекции домашней одежды, соответствующей определенному стилю интерьера.
Одежда для дома относится к категории одежды специального назначения, поэтому при выполнении работы были изучены ГОСТы. Что позволило выявить и сформулировать требования, предъявляемые к изделиям и материалам и подобрать соответствующие ткани для изготовления коллекции.
Выявление стилевых особенностей стиля "прованс" в интерьере и одежде, позволило определиться с силуэтными формами и цветовым решением разрабатываемой коллекции. Выбранная в качестве источника вдохновения интерьерная игрушка "кукла Тильда" определила концептуальную образность изделий – натуральность, экологичность, нежность и романтичность. На основе фор-эскизного предложения был сформирован эскизный блок из моделей по трем линейкам: одежда для сна, повседневная домашняя одежда и одежда для приема гостей или домашних праздников. Миниколлекция из трех моделей включает по одному комплекту из каждой линейки.
В конструкторском проекте был обоснован выбор методики конструирования, в соответствии с ГОСТом 31396-2009 "Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды" выбраны исходные данные для расчета и построения базовой основы на типовую фигуру 84 размера и построены модельные конструкции изделий. Далее было рекомендовано швейное оборудование, специальные приспособления и оборудование для ВТО, составлена технологическая последовательность обработки на один комплект. В итоге была отшита миниколлекция домашней одежды в стиле "прованс".
В методическом разделе выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации для проведения системного тренинга по подготовке участников (из числа обучающихся на кафедре СИ) профессионально-творческого конкурса "Русский силуэт". Для этого была собрана и систематизирована информация о конкурсах профессионального мастерства, в которых могут принимать участие обучающиеся по направлению "Дизайн одежды", выявлены приоритетные конкурсы. Согласно проведенному анализу, наиболее значимым для обучающихся последних курсов кафедры СИ является Международный конкурс молодых дизайнеров "Русский силуэт", так как соблюдение требований к презентуемым на этом конкурсе работам предполагает максимальное раскрытие творческого и профессионального потенциала участников по выбранному направлению дизайна. Для разработки рекомендаций системного тренинга по подготовке участника конкурса были определены личностные и профессиональные качества тренера. В разработанных рекомендациях по этапам подготовки участников конкурса обоснована возможность включения процесса проектирования творческой коллекции в учебную деятельность.
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 304 с.
. Бузов, Борис Александрович. Швейные нитки и клеевые материалы для одежды: учебное пособие для бакалавров и магистров / Б.А. Бузов, Н.А. Смирнова. Москва: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 191 с.
. ГОСТ 17522-72. Технология швейного производства. Москва: Стандартинформ, 2014.
. ГОСТ 20521-75. Термины и определения. Москва: Госстандарт России.
. ГОСТ 23193-78. (с изм.1,2) Изделия швейные бытового назначения. Допуски. Москва: Государственный комитет СССР по стандартам Москва.
. ГОСТ 4.45-86. Система показателей качества продукции. Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей. Москва: ИПК Издательство стандартов.
. ГОСТ 12566-88. Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. Москва: Стандартинформ, 2006.
. ГОСТ 10581-91. Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Москва: Стандартинформ, 2006.
. ГОСТ 6309-93. Нитки швейные хлопчатобумажные и синтетические. Технические условия. Москва: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
. ГОСТ 12807-2003. Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов. Москва: Стандартинформ, 2005.
. ГОСТ 25294-2003. Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия. Москва: Стандартинформ, 2006.
. ГОСТ 21790-2005. Ткани хлопчатобумажные и смешанные одёжные. Общие технические требования. Москва: Стандартинформ, 2006.
. ГОСТ 31396-2009. "Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды". Москва: Стандартинформ, 2011.
15. Домашняя одежда марки "INCITY" [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://incity.ru/catalog/woman/homewear.
. Коллекция домашней одежды и нижнего белья Eres-2016 [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://www.modmod.ru/.
. Коллекция одежды для сна марки "Oycho" [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://www.oysho.com/ru/.
. Коллекция домашней одежды марки "ТВОЕ" [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: https: // tvoe.ru/.
. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. Москва: Издатель, 2012.
. Кукла Тильда своими руками [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://abc-curtains.ru/behindcurtains/creativeworkshop/1650-kukla-tilda-svoimi-rukami.html.
. Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды. Учебное пособие/ Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. "Конструктивное моделирование одежды". Учебное пособие для вузов. Московская государственная академия легкой промышленности, 2002. – 216 стр, с иллюстрациями.
. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: учебник. Москва: Форум-инфа-М, 2006.105 с.
. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учебник для высших учебных заведений/ Г.И. Петушкова. Москва: Издательский центр "Академия", 2007. – 416 с., с иллюстрациями.
. Положение о всероссийском фестивале искусства и дизайна "Сибирская этника".
. Положение о городском конкурсе "Авангард в жизни и моде".
. Положение о международном конкурсе "Дизайн форма".
. Положение о международном конкурсе "Евро-уфа-азия".
. Положение о международном конкурсе "Worldskills russia".
. Положение о российском конкурсе "Русский силуэт".
. Положение о российском конкурсе "Студенческий подиум "новый взгляд".
. Положение о российском конкурсе "Ural Beauty Fest 2017".
. Практикум по материалам для одежды и конфекционированию: учебное пособие для вузов / В.И. Стельмашенко. Москва: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 143 с.
. Романтика французской деревни: одежда в стиле "прованс" [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://cvet-v-odezhde.ru/stili/278-provans.
. Рябцова А.В. Прованс. Москва: Суфлёр; Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 109, с.
. Савостицкий Н.А., Материаловедение швейного производства: учебник / Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова – 3-е изд. стер – Москва: Академия, 2004 – 240с.
. Сарафаны с кружевом [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://wlooks.ru/sarafany/kruzhevnye/.
. Сибирякова Л.А. Конструирование, технология обработки, основные и прикладные материалы, используемые при изготовлении женских блузок: учебное пособие / Л.А. Сибирякова, В.Б. Козырева; [рец.: А.Б. Костерина, Д.А. Поляк]; Екатеринбург: Рос. гос. проф. – пед. ун-та: Издательство РГППУ, 2015.166 с.
. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник. Москва: Академия, 2004 – 528с.
. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": в 2-х книгах. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – 174 с.
. Стиль прованс в интерьере гостиной: фото и особенности (текстиль, мебель, освещение) [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://stroiki-doma.net/2047-stil-provans-v-interere-gostinoj.html.
. Технология швейных изделий: учебник / Н.Н. Бодяло. Витебск: УО "ВГТУ", 2012. – 307 с.
. Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://www.cniishp.ru.
. Швейные машины, оборудование для ВТО [Электронный ресурс]: режим доступа к сайту: http://procapitalist.ru.