- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,44 Кб
Красноярск: памятники архитектуры
План
Введение
1. Красноярск на Енисее
. Главные улицы города
. Воскресенский собор (Старый собор), Покровская церковь
. Деревянный модерн
. Основные памятники архитектуры г. Красноярска
.1 Город Красноярск, ул. Ленина, 98 (дом, в котором родился и жил великий русский художник Суриков В.И.)
.2 Город Красноярск, пр. Мира, 73 Пушкинский городской театр
.3 Культурное наследие архитектуры
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В последние годы вырос интерес к историческому краеведению. Одним из интересных периодов истории Енисейской губернии, на мой взгляд, является становление архитектуры г. Красноярска.
Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни – культуре, образовании, архитектуре.
В данной работе сделана попытка рассмотреть архитектуру г. Красноярска. Из-за небольшого объема работы, невозможно раскрыть все аспекты данной темы. Поэтому в ходе написания данной работы были выделены самые основные культурные, важнейшие и красивейшие памятники архитектуры, такие как Воскресенский собор, Покровская церковь, дом, в котором родился и жил великий русский художник Суриков В.И., Пушкинский городской театр, Часовня Параскевы Пятницы, Архиерейский дом, Духовная семинария, Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс, здание Купеческого собрания, особняк адвоката Иница, дом Телегина, здание кинематографа "Художественный электротеатр", Дом просвещения, особняк Ускова, Красноярский Театр музыкальной комедии.
1. Красноярск на Енисее
архитектурный памятник красноярск культурный
В декабре 1822 года Красноярск стал губернаторским городом. Первый губернатор А.П. Степанов, сподвижник Суворова, прогрессивный деятель того времени. Перед нами вид старый Красноярск. 1899 г. Кафедральный собор приковывает свое внимание гигантскими размерами по сравнению с другими сооружениями, слева церковь Всех-Святых, построенная на средства прихожан в 1820 году (Собор и церковь не сохранились). Вдали городской сад, за ним Пасадный и далее горы на правом берегу Енисея.
Растет, благоустраивается и хорошеет старинный сибирский город Красноярск. Но темпы современного строительства ставят под угрозу полного уничтожения или перестройки здания начала XX века. В настоящее время снесены многие неповторимые постройки деревянного зодчества, почти не осталось "деревянного модерна". Перестраиваются каменные сооружения начала века. Изменения далеко не в лучшую сторону проводятся в интерьерах зданий. Декоративное оформление начала века заменяется современными материалами. В ряде случаев до неузнаваемости искажают фасады.
Эту карту не свернешь и не спрячешь ни в один портфель. Представленная в Хабаровском краеведческом музее, она весит более двухсот килограммов. Два месяца работали над ней художники В. Соломенцев и М. Ежели. С помощью резца запечатлели они на красном дереве эпизоды истории нашего государства и период гражданской войны. Искусно вырезаны художниками фигуры рабочих и балтийских моряков, защищавших революционный Петроград, конница Буденного, дальневосточные партизаны. Впечатляюща фигура красноармейца с огромным знаменем в руках, на полотнище вырезаны слова: "И на тихом океане свой закончили поход".
2. Главные улицы города
Самая красивая и самая интересная улица города – проспект Мира <#”justify”>Главная улица города сменила несколько названий. Прежде чем она была Воскресенской, по имени первого собора стоявшего на Стрелке, откуда улица берет свое начало. Называлась она также Большой. В 1921 году ее переименовали в Советскую. Улица Советская тянулась через центр за линию железной дороги в Николаевку. В 1937 году главная улица города получила свое нынешнее имя-проспект Мира.
Как главную магистраль мы видим эту улицу на первом в истории генеральном плане города. Его составил тобольский геодезист М.И. Моисеев, когда после страшного пожара 1773 года большая часть сгорела.
Лучшими улицами города, помимо Воскресенской, считались Благовещенская <#”justify”>3. Воскресенский собор (Старый собор), Покровская церковь
Первые каменные постройки Красноярска не сохранились. Наиболее значительной из них был Воскресенский собор <#”justify”>4. Деревянный модерн
Сплошь деревянный, город не раз горел и перестраивался, его первоначальная оборонная и посадская, по-северному суровая застройка постепенно заменялась городскими усадьбами с домами в один-два этажа под крутыми крышами, с хозяйственными постройками, огородами, высокими глухими заплотами. Традиционные приемы такой застройки плотничные артели хранили стойко, поэтому мы в праве считать дорогую реликвию города, музей-усадьбу В.И. Суриковa <#”justify”>Архитекторы Красноярска
В застройке Красноярска начала XX века очень значительный след оставили работы архитекторов В.Л. Соколовского, К.А. Тона, <#”justify”>5. Основные памятники архитектуры г. Красноярска
.1 Город Красноярск, ул. Ленина, 98 (дом, в котором родился и жил великий русский художник Суриков В.И.)
Сплошь деревянный, город не раз горел и перестраивался, его первоначальная обороная и посадская, по-северному суровая застройка постепенно заменялась городскими усадьбами с домами в один-два этажа под крутыми крышами, с хозяйственными постройками, огородами, высокими глухими заплотами. Традиционные приемы такой застройки плотничные артели хранили стойко, поэтому мы в праве считать дорогую реликвию города, дом-музей В.И. Сурикова <#”justify”>В 1856-1861 гг. В. Суриков учился в красноярском уезднoм yчилище, которое закончил в числе лучших учеников, с похвальной грамотой. Любимым его уроком был урок pисования. Pисование преподавал Н.В. Гребнев, повepевший в Сурикова, помогавший ему оформиться и развиться. («Когда в Красноярском уездном yчилищe yчился, там yчитeль pисования был. Он меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая»). Гребнев много работал с Суриковым (нaчaли с видов Красноярска с Покровской горы) и твердо настаивал на том, чтобы тот по окончании училища пoexaл учиться в Петербургскую академию художеств.
После окончания училища (25 июня 1861) из-за недостатка средств (11 февраля 1859 года умер отец) Сурикову пришлось думать о заработке. Стал рисовать «на заказы» цветы, портреты: акварели «Мужской портрет и портрет молодой девушки», «Женская голова в профиль», «Фигура ребенка» (все три – в Третьяковской галерее), «Девушка – украинка» и др. Пришлось заниматься и иконописанием. Однако рисование пока еще не могло дать большого обеспечения, и Суриков в 1862 году поступил на службу – канцелярским писцом в Енисейское губернское управление, продолжал заниматься самообразованием и живописью. Слух о его вьщающихся художественных способностях дошел до eниceйcкoгo губернатора П.Н. Замятнина, по инициативе которого красноярский золотопромышленник П.И. Кузнеиов взял на себя расходы на обучение В.И. Сурикова в Академии художеств. II декабря 1868 г. Суриков выехал в Петербург. После этого он бывал в Красноярске eщe одиннадцать раз.
К периоду его пребывания в Красноярске в 1889-1890 гг. относится работа над картиной «Взятие снежного городка». Здесь В. Суриковым было сделано несколько этюдов и набросков к своим картинам. Последний раз художник жил в своем доме со 2 по 20 июня 1914 г. «Сегодня по Енисею плaвали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом. Вот если бы вы видели! Такого простора нет за границей», – писал он 18 июня 1914 г. в Москву Н.Ф. Матвеевой. Через несколько дней Суриков отправляется на озеро Шира, где общается с хакасами, приглашает их к себе, с этюдником ходит по улицам села, наблюдает национальные обычаи, праздники, зарисовывает национальные одежды, типы. Вернувшись в Красноярск, совершает прогулки по окрестностям города, пишет акварели, посещает рисовальную школу, которая была открыта в городе по его инициативе в 1910 г.
В этот приезд в родной город В.И. Суриков решает навсегда поселиться в Красноярске, в отчем доме. Он вместе с братом выбирает во дворе место для своей мастерской, а своего друга, архитектора Л.А. Чернышева, просит сделать проект мастерской. Но планам его не суждено было сбыться. Через год и восемь месяцев он умер в Москве, в гостинице "Дpeздeн", так и не заведя себе квартиры и мастерской вне своей родины, куда стремился всю жизнь.
В 1948 году к 100-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова в его доме был открыт мемориальный музей. Во дворе музея установлен бюст художника работы скульптора Г.Д. Лаврова.
Дом построен в 1830-е годы.
Дом двухэтажный, рубленый. Снаружи обшит тесом. Окна обрамлены простыми наличниками, единственным украшением которых являются треугольные фронтончики из строганых деревянных профилей. У входа в дом со стороны улицы Ленина в 1973 Г. установлена мемориальная доска из красного гранита. В верхней части доски барельефный портрет художника, внизу выбита надпись: «Здесь родился и провел детские годы В.И. Суриков». Размеры доски: длина – 0,8 м, ширина – 0,3 м, высота – I ,3 м. Автор проекта скульптор А.Х. Абдрахимов.
В доме в настоящее время расположен музей В.И. Сурикова. В десяти комнатах дома воспроизведена обстановка, находившаяся при жизни художника, личные вещи (большая часть вещей подлинная), экспонируются картины, рисунки, этюды В.И. Сурикова.
5.2 Город Красноярск, np. Мира, 73 Пушкинский городской театр
дание, в котором находился Народный дом-театр, гдe выступали актеры Maлoгo театра, в Период первой русской революционного Kpacнояpcкa организация РСДРП проводила митинги coбpaния тpyдящиxcя гopoдa, гдe выступал Урицкий М.С., а в 1917 r. проходили массовые мероприятия рабочих и солдат, гдe оперным певцом Словцовым П.И. 6ыла создaнa oпеpная труппа.
Культурная жизнь города всегда была тесно связана с главной улицей <#”justify”>Мемориальные доски, укрепленные на здании, напоминают о его славном революционном прошлом.
В 1895 г. в Красноярске по инициативе Общества попечения о начальном образовании и Общества любителей драматического искусства было начато строительство Народного дома. В 1902 г. состоялось его открытие. Народному дому было присвоено имя А.С. Пушкина. в мае 1902 г. труппа артистов под руководством А.П. Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, в которых были заняты выдающиеся мастера русской сцены: А. Яблочкина, А.Н. Мурский, А. Матвеева, А.П. Щепкина и др. В том же месяце труппа, возглавляемая московским антрепренером и дирижером А.А. Эйхенвальдом, дала в городе 6 спектаклей. Денежные сборы от спектаклей были направлены в фонд помощи политическим ссыльным, заключенным в красноярской тюрьме.
Осенью 1902 г. театральный сезон открыла драматическая труппа К.П. Красновой. В репертуаре «Гроза. А.Н. Островского, «Горе от ума» А. Гpибоедoвa, «Дети Ванюшина» С. Найденва. В 1903 г. в Пушкинском наpoдном домe-тeaтрe былa ocyщeствлeнa одна из пepвых в России постановок пьесы М. Горького "Мещане". Летом 1903 Г. труппа Малого театра под руководством АА Яблoчкиной дала в Красноярске восемь спектаклей. В последующие годы несколько театральных сезонов работала труппа М.И. Каширина, итальянская труппа Гонсалеса; в 1915 г. оперная труппа Кастаньяна А.С.
В годы первой русской революции 1905-1907 гг. театр стал местом, где производились обшегородские митинги рабочих и солдат красноярского гарнизона. Председателем митингов был М.С. Урицкий – выдающийся революционер и политический деятель, находившийся 13 Красноярске с сентября 1905 г.
октября, во время одного из митингов, здание театра было окружено черносотенцами, требовавшими прекращения митинга и выдачи М.С. Урицкого. Получив отказ, они открыли стрельбу и пытались прорваться в театр, но были встречены вооруженным сопротивлением рабочей дружины. Столкновение черносотенцев и рабочих продолжалось до часу ночи, пока на помощь осажденным не пришли солдаты 2-го железнодорожного батальона. Они разогнали черносотенцев и сняли осаду театра. Митинг был закрыт, его участники разошлись по домам под охраной солдат и дружинников.
В дни революционных событий 1917 г. театр стал центром общественно-политической жизни города. Здесь проводились митинги, собрания, партийные конференции, съезды. 6 сентября 1917 г. в здании театра проходил съезд Советов Средней Сибири. На съезде были представлены 12 Советов, объединивших 11 тысяч рабочих и солдат и 90 тысяч крестьян. Из 33 депутатов 21 были большевики. Состав съезда определил большевистский характер принятых резолюций, требовавших безотлагательного установления диктатуры пролетариата и перехода всей власти в руки Советов. На съезде было избрано бюро Советов Сибири в составе 5 человек. В него вошли большевики А.И. Окулов, Г.И. Теодорович, Г.С. Вейнбаум.
октября 1917 г. в театре состоялся митинг солдат красноярского гарнизона, созванный эсерами и меньшевиками, пытавшимися мобилизовать солдат на выступление против социалистической революции. На митинге присутствовали также большевики, члены исполнительного комитета губернского Совета: Г.С. Вейнбаум, С.Г. Лазо, Г.И. Теодорович, В.Н. Яковлев. В ходе развернувшейся борьбы между большевиками и меньшевиками за солдатские массы победу одержали большевики. Почти вся тысячная аудитория проголосовала за резолюцию большевиков, предложенную С.Г. Лазо, которая гласила: «Долг каждого честного peволюционepa отдать все силы для победы рабочих, солдат и крестьян в их борьбе за переход власти Советам и за немедленное осуществление требований, выдвинутых революцией». За резолюцию меньшевиков проголосовали двадцать человек.
Еще в 1890-х годах красноярцы познакомились с оперным искусством. с 1897 по 1917 гг. в Красноярске прозвучало около сорока опер русских и зарубежных композиторов, которые ставились гастролировавшими оперными труппами. В декабре 1915 г. в театре им. А.С. Пушкина прошла премьера оперы красноярского музыканта и композитора П.И. Иванова-Радкевича «Царевна-Земляничка» одна из первых русских детских опер. Оперные спектакли в Красноярске возобновились с 1923 г. В отличие от ранее работавших здесь приезжих оперных коллективов оперные постановки стали осуществляться силами красноярских певцов и музыкантов. Организация оперы в Красноярске была связана с деятельностью талантливого педагога-вокалиста и певца П. И. Словцова ( 1886-1934) и его жены М.Н. Pиоли-Cловцовой. Словцовы взяли на себя и режиссерскую работу и подготовку оперных вокалистов. К постановке опер, помимо педагогов и своих учеников, они привлекли местных певцов-любителей. В мае 1923 г., как сведетельствует местная пресса, Словцовы осуществили первые постановки опер Даргомыжского «Русалка», Верди «Травиата». Оперные спектакли были поставлены на сцене театра им. А.С. Пушкина и прошли с большим успехом. Главные роли п.и. и М.Н. Словцовы исполняли сами. Остальные сольные партии пели красноярские певцы: Л.А. Аракина, ученица П.И. Иванова Радкевича, Соковнин, педагог Красноярского музтехникума, Бучинская, Сисин, Поляков, учащиеся старших курсов этого же учебного заведения.
В конце 1924 г. на базе оперного коллектива, организованного П.И. Словцовым, была создана оперная труппа «Трудовой оперный коллектив», с горсоветом был заключен договор на использование для оперных спектаклей здания театра им. А.С. Пушкина. В оперном коллективе члены правления и художественные руководители А.Л. Марксон, С.Ф. Абаянцев принимали участие более ста человек. Артисты часто устраивали спектакли не только в помещении театра, но и в клубе им. К. Либкнехта, в Красноярских железнодорожных мастерских (ныне ЭВРЗ). Коллектив осуществил постановку 14 опер, в том числе «Черевички» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Сибирский цирюльник» Д. Росси. В оперном театре тогда работали такие ведущие солисты, как Мария Петина, В. Полферов, знаменитая оперная певица Л. Андреева Дельмас.
Сейчас здание кирпичное, двухэтажное, на бутовом фундаменте. Перестроенное в эклектическом стиле, оно имеет лаконичное членение фасада; оформление с использованием классических мотивов, что прощает зданию в целом строгость и торжественность. Симметричная композиция главного фасада ориентирована на главную улицу города проспект Мира. Центральную ось aкцeнтиpyeт четырехколонный портик, в углублении которого видны удлиненные арочные проемы окон второго этажа. Высокий трехчастный фронтон главного фасада органично переходит в глухой парапет по всему периметру крыши основного объема театра. Под парапетом и фронтоном находится выступающий профилированный карниз. Здание украшено фризом со стилизованным железом. За прямоугольным объемом здания выступает «колосниковая коробка», которая имеет тоже двускатную крышу, остекленные лестничные клетки, прямоугольную форму в плане. Стены облицованы тесаными каменными плитками. Западный и восточный фасады имеют входы, отмеченные выступающими поpтикaми, с треугольными фронтончиками Простых очертаний, поддерживаемыми колонками с волютами. На боковых фасадах окна второго этажа оформлены простыми сандриками с треугольными фронтонами. Площадь здания 2794,5 кв. м.
Слева от входа на правой стороне здания мемориальная бронзовая доска (0,4 х 0,5 м) с вышитым в монолите с ней текстом: "Здесь в бывшем Народном доме в революционные дни 1905 г. Красноярский комитет РСДРП и Совет рабочих и солдатских депутатов проводил митинг с учaстиeм рабочих жeлeзнодоpoжных мастерских, солдат и трудящихся города". Справа -мемориальная бронзовая доска (0,3 х 0,4 м) с вьшитой в монолите с ней надписью: "здесь 21 октября 1905 г. на массовом митинге рабочих выступал Михаил Соломонович Урицкий".
5.3 Культурное наследие архитектуры
Часовня Параскевы Пятницы, являясь памятником культовой архитектуры середины ХIХ века и важным градостроительным ориентиром, сохраняет еще роль знака исторического места, связанного с первыми десятилетиями Красноярска. Вслед за собором были сооружены два крупных здания, в архитектуре которых использованы старорусские мотивы – Архиерейский дом (ул. Горького, 27) и Духовная семинария (ул. Горького, 2), украшенные шатрами домовых церквей (гражданские инженеры Е. Морозов, А. Фольбаум, П. Масленников).
Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс в недавнем прошлом – это Красноярский филиал Центрального музея В. И. Ленина. Единственный и уникальный в своем роде музей на всю Сибирь и Дальний Восток и 13-й на территории бывшего Советского Союза.
Возможности ККИ и МК в проведении различных форм деятельности велики: организация научных конференций в кино-лекционном зале рассчитанном на 250 зрителей, оснащенном аудио и видеоаппаратурой; уникальный полиэкран, позволяющий показывать слайд-фильмы; создание видеофильмов, издательский комплекс, уютное кафе, центр эзотерической литературы "Тональ" -вся эта разнообразная кипучая жизнь вошла в величественное гранитное здание на "Стрелке" – Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс.
По проектам архитектора Л. А. Чернышева возведены здания Купеческого собрания (гостиница "Енисей"), доходный дом (пр. Мира, 98), особняк адвоката Иница (ул. Кирова, 25), дом Телегина (пр. Мира, 76). Особенно известны его здания краеведческого музея в формах, имитирующих египетский храм, и усадьба архитектора в романтических формах модерна, включающая высокий каменный дом и деревянный флигель (ул. Марковского, 21).
С. Г. Дриженко был городским архитектором Красноярска с 1908 по 1930 год. По его проектам и при его участии построены здания кинематографа "Художественный электротеатр" в 1915 году (кинотеатр "Совкино" до его реконструкции 1960 годах), детский приют (ул. Ломоносова, 9), Дом просвещения (Дом учителя, ул. Кирова, 24), особняк Ускова (ул. Марковского, 60) и другие.
Памятниками инженерного и архитектурного мастерства являются старый железнодорожный мост (1890 годов), стадион имени Ленинского комсомола на острове Отдыха (1970 годов) и все вокзалы города (1950 годов).
Богата и разнообразна культурная жизнь Красноярска. В ее истории есть немало имен выдающихся творцов прекрасного, среди них В.И. Суриков, Д.И. Каратанов, П.И. Словцов, а так же наши современники В. П. Астафьев, Д. Хворостовский, В. Полушин, Н. Чеховская.
Красноярский Театр музыкальной комедии Организован в 1959 году. Первый спектакль театра – комедия советского композитора И. Дунаевского "Вольный ветер". За время своего существования театр подарил зрителям огромное количество премьер и, если составить список, то по нему можно проследить всю историю возникновения и развития этого трудного "легкого" жанра: от комической оперы XXVIII века до мюзикла и рок-оперы. Театр не проходил мимо произведений Ж. Оффенбаха и Ф. Эрве, обращался почти ко всем наиболее известным опереттам И. Кальмана, Ф. Легара, И. Штрауса.
Красноярск – спортивный город. Несколько раз он становился столицей зимних Всесоюзных спартакиад. Красноярские команды по хоккею с мячом и регби неоднократно становились чемпионами России. Красноярск – родина олимпийских чемпионов Ивана Ярыгина, Любови Бережной, Алексея Шумакова, Елены Наймушиной.
Привлекает Бобровый лог и многочисленных туристов. Целыми семьями приходят сюда красноярцы в выходные дни. Приезжают и гости из других городов. Достопримечательностью урочища стала канатно-кресельная дорога, одна из самых длинных в нашей стране. Почти на два километра протянулась она, поднимая спортсменов и туристов на высоту более четырехсот метров. С самой высокой точки открывается красочная панорама: величавые скалы заповедника "Столбы" и таежный массив.
Заключение
Широкой лентой с севера на юг перерезает Красноярск Енисей – самая могучая, самая полноводная река страны. Начинаясь в самом центре азиатского материка от слияния двух горных речушек Бий-Хем и Ка-Хем, от Саянских гор, через степи Хакасии Енисей приходит в город могучим трудолюбивым великаном.
На вершине холма Кум-Тигей стоит старинная каменная часовня, видная почти с любой точки Красноярска. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка, с которой издалека можно было видеть неприятеля. Когда такое случалось, караульные зажигали костер, подавая знак, чтобы острог готовился к осаде.
В память об этих мужественных людях красноярцы в 1805 году на месте сторожевой вышки поставили деревянную часовню, позднее заменив ее каменной в 1855 году, а место это стали называть Караульной горой. Острог у Красного Яра был построен в августе 1628 года. Казаки Андрея Дубенского прошли по Енисею долгий путь, прежде чем остановили свое внимание на месте слияния Енисея и Качи. Красота этих мест поразила их – вокруг простирались степи, горы и тайга. И пошло послание царю Михаилу Федоровичу, где среди прочего отмечалось: "Место угоже, высоко и красно…".
Первые каменные постройки Красноярска не сохранились. Наиболее значительной из них был Воскресенский собор, построенный в 1759 году тобольскими и енисейскими мастерами на территории острога (Старый собор). Самым древним из сохранившихся каменных монументальных зданий является Покровская церковь (ул. Сурикова, 26). Она закончена к 1795 году и сохраняет архитектурно-строительные традиции русского и украинского культового зодчества ХVII века.
Те памятники архитектуры г. Красноярска, которые сохранились до сегодняшнего дня, поражают нас своим великолепием. Улицы, по которым мы ходим каждый день, скрывают в своем названии факты истории и буквально напичканы памятниками. Мы обязаны сохранить это культурное наследие наших предков, потому что в этом, прежде всего, выражается наша память, человечность, любовь ко всему красивому.
Список используемой литературы
1.Быконя Г.Ф. История Приенисейского края. XVII – первая половина XIX века. Красноярск: Горница, 1997, – с. 237;
2.Воспоминания Полины Анненковой. Красноярское книжное издательство, 1977, – с. 327;
.Красноярск. Города и поселки Крпасноярского края. Красноярское книжное издательство, 1988, – с. 233;
.Окладников. История Сибири. Красноярское книжное издательство, 1988, – с. 383 (сокр.);
.Лившиц Л.Н. Театр в Красноярске. Красноярск: Кн. изд-во, 1957. С. 24-26;
.Влaдимpoв В. Дом В.И. Сурикова в Красноярске II Лeнинское знамя. 1973;
.История Красноярского края. Красноярск. Кн. изд-во, 1967. С. 119-123.